Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Порядок применения дисциплинарных взысканий
  • Роль руководителя в инновационном управлении А должен ли директор преподавать
  • Способность к самосовершенствованию. Матрица базовых стратегий

    Способность к самосовершенствованию. Матрица базовых стратегий

    Лидерские качества менеджера считаются довольно востребованными на сегодняшний день. Они окажутся большим плюсом при приеме на высокооплачиваемую должность. Развитие профессиональных навыков руководителя занимает не один год, а потому надо приготовиться к долгой и кропотливой работе. Количество тренингов, посвященных лидерству, достаточно велико, но отличить настоящего специалиста от псевдо-гуру не всегда так просто.

    Залог успеха в жизни – постоянное развитие лидерских качеств. Но на что надо обращать внимание, можно ли их развить или впитываются с материнским молоком? Как реализоваться в роли руководителя, и какие аспекты своей личности нуждаются в обязательной прокачке?

    Задатки лидера

    Для руководителя любого уровня просто необходимо обладать лидерскими задатками. Это будет актуально как для высшего звена, так и для гендиректоров. Не каждый человек может понять специфику лидерства, а потому данная тема вызывает большое количество разногласий.

    С одной точки зрения, роль руководителя связана не только с принятием ответственности на себя, но и сочетанием между собой различных черт характера, среди которых можно выделить:

    • искренность;
    • дружелюбие;
    • сопереживание;
    • коммуникабельность и т.д.

    Конечно же, этот список можно продолжить, но потребности каждого сотрудника могут варьироваться. Кроме того, задача руководителя – и искать пути быстрого выхода из кризисной ситуации, а не просто всем нравиться.

    Как показывает практика, тип лидерства будет зависеть от текущей потребности организации. В случае, когда компания динамично развивается, осваивая постоянные новые масштабы, то в таком случае потребуется лидер-визионер. По мнению некоторых экспертов, на руководителя постоянно сваливается большое количество ответственности, а потому он должен стараться противодействовать возрастающему давлению.

    От того, насколько хорошо исполняются определенные функции, будет зависеть дальнейший результат компании. По мере развития общественных укладов начинает меняться общее видение должности руководителя. В скором времени коллективы будут искать тех, кто может принимать нестандартные решения в динамично изменяющихся рыночных условиях.

    Стратегическое мышление

    В книгах по менеджменту можно часто видеть термин «стратегическое предвидение», который отражает возможность глобального и стратегического мышления. Одни бизнес-консультанты отождествляют руководителя с человеком, задающим необходимое направление развития, а другие соединяют воедино интеграцию лидерства со стратегическим мышлением. Как показывает практика, начинающие специалисты не стремятся к комплексному развитию собственной личности, допуская при этом ряд ошибок.

    Стратегическое мышление у руководителя должно быть по умолчанию, поскольку ему необходимо предвидеть и просчитать потенциальные возможности для достижения поставленной цели. Чем выше будут рабочие стандарты, тем эффективнее начнет трудиться сама организация. Персонал постоянно хочет равняться на своего шефа, а потому он должен подавать правильный пример.

    Один кадровик отметил, что наличие стратегического мышления – одно из новых требований для руководителя высшего звена, и интерес к этой черте продолжает только возрастать.

    Технические и технологические навыки

    Третье место по значимости будет занимать наличие определенных профессиональных навыков. Говоря простым языком, руководитель высшего звена должен свободно ориентироваться в области своей компетенции (сфера бухгалтерии, финансов и т.д.). Многие компании допускают большую ошибку, «переманивая» управленцев из других отделов. Как показывает практика, они не могут показать достойный результат на новом месте работы.

    Специфика работы играет большую роль в процессе управления, а потому надо постоянно вникать и увеличивать багаж своих профессиональных знаний. Техническая и технологическая грамотность будет играть большую роль, по мнению респондентов.

    Управленец высшего звена должен понимать не только направление деятельности и цели организации, но и знать определенный набор технологий, обязательных к применению. Нельзя забывать и про умения, соответствующие «специфическим» отраслям. Исходя из выше написанного, можно понять, что роль технологических не снижается, а только возрастает.

    Командообразование

    Большинство консультантов пытается найти такого руководителя, который смог бы и сделать из него идеальную команду. Менеджер должен уметь выстраивать отношения между сотрудниками, которые, в конечном счете, приведут к повышению эффективности труда.

    Менеджер обладает высокой мобильностью, которая предполагает быстрое включение в рабочий процесс. Он должен собрать персонал воедино и дать им необходимый вектор деятельности. Многие лидеры постоянно ищут людей, которые смогли бы дополнить команду и вывести ее на конкурентно новый уровень. Не зря говорят о том, что один в поле – не воин.

    Прогрессивный начальник должен ориентироваться не на удовлетворение собственных потребностей, а на комплексное развитие коллектива. Шефу не надо постоянно сидеть в своем кабинете и раздавать распоряжения, ему нужно обращать внимание на процессы многозадачности.

    Для хорошего руководителя вполне нормально выслушивать своих подчиненных, переносить постоянные перенапряжения и заботиться о том, чтобы команда оставалась в тонусе. Отличительная особенность таких специалистов – улыбка, которая заряжает окружающих.

    Современная фирма должна быть, прежде всего, командой, где управленец умеет выстроить правильную и эффективную систему труда. При этом будет проходить развитие каждого сотрудника, начиная от высшего звена, заканчивая «рядовыми».

    Коммуникация и «показ себя»

    Все эксперты-кадровики убеждены в том, что образ идеального руководителя просто невозможен без навыка правильного преподнесения собственной личности и идеи. Кроме того, он должен уметь правильно убеждать, а его убеждения должны выглядеть органично, не портить всей картины происходящего.

    Начальник, как правило, общается с широким кругом заинтересованных лиц, а потому его задача – заинтересовать нужных ему людей. Количество заинтересованных людей постоянно возрастает, а времени на всех не хватает, потому шеф должен научиться выделять только ключевую информацию.

    Для убеждения любой аудитории надо обладать большим количеством навыков:

    • осведомленность;
    • дружелюбие;
    • «здоровый скептицизм»;
    • гибкость мышления.

    Хороший управленец постоянно стремится к поддержанию коммуникаций не только в своей организации, но и за ее пределами. Ключ к успеху, на сегодняшний день, — возможность правильного преподнесения себя. Важность этой составляющей будет расти с каждым годом, а потому уже сегодня надо заняться ее развитием.

    «Неудобная публика» будет встречаться постоянно, а потому навыки нуждаются в постоянном развитии. Управленец высшего звена с большим энтузиазмом воспринимает новую информацию, на основании которой может делать соответствующие выводы.

    Честность и перемены

    Конечно же, честность трудно отнести к профессиональным навыкам, но большую роль будет играть деловая репутация, которая формируется на протяжении многих лет. Многие эксперты отмечают, что соблюдение этических норм сказывается на рабочей команде.

    Этика должна соблюдаться в любом случае. Несмотря на растущий «культ », потребность в личной честности никуда не ушла. Организация будет отражать своего лидера, а потому от него станет зависеть дальнейшая репутация и имидж.

    Менеджер, который смог бы привести в организацию определенные перемены, — большая редкость. Все чаще развивающиеся компании пытаются найти тех людей, которые смогли внести новое в устоявшийся уклад. Реформы смогли бы сплотить коллектив, который перестал развиваться и двигаться к новым горизонтам.

    Динамическое развитие возможно только в том случае, когда начальник настраивается на положительные изменения, связанные с построением новых деловых взаимоотношений, развитие лидерских качеств у персонала. Все новое, привнесенное со стороны, должно тщательно анализироваться и внедряться только после согласования со всеми участниками производства.

    Лидерство и руководство в социальной психологии выступают групповыми процессами, объединенными с социальной властью в коллективе. Лидер и руководитель – это человек, оказывающий на группу ведущее влияние, но действует в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных.

    Лидерство и руководство в психологии

    Различия данных понятия связаны с двумя аспектами власти – формальным и психологическим. Формальный – это инструментальный аспект, он заключается в правовых полномочиях управляющего, а психологический определяет личностные возможности начальника, его способность влиять на членов группы. В связи с этим выделяют следующие отличительные признаки между лидером и руководителем:

    1. Лидер устанавливает межличностные отношения в группе, а руководитель – официальные.
    2. Лидерство формируется в условиях микросреды, а руководство же выступает элементом макросреды, всей системы отношений в обществе.
    3. Лидера выбирают стихийно, руководителя назначают.
    4. Руководство более стабильно, чем лидерство.
    5. Лидер может применять только неформальные санкции, тогда как руководитель еще и формальные.

    В психологической характеристике этих понятий много схожих черт, однако лидерство относится к чисто психологической сфере, а руководство – к социальной.

    Руководство и лидерство в менеджменте

    На практике редко можно встретить соблюдение этих двух типов отношений в управлении. У значительной группы руководителей имеются лидерские качества, тогда как обратная последовательность встречается реже. Но и лидер, и руководитель по сути занимаются одним и тем же – стимулируют персонал организации, нацеливают его на поиск путей решения определенных задач, заботятся о средствах, посредством которых эти задачи можно реализовать.

    На сегодняшний день выделяют три стиля лидерства и руководства:

    1. Авторитарный . Предусматривает минимум демократии и максимум контроля. То есть начальник принимает все решения единолично, осуществляет контроль за выполнением задач с угрозой наказания и не интересуется работником как личностью. Такой стиль обеспечивает вполне приемлемые результаты работы, но и недостатков у него много. Это и вероятность ошибок, и низкая инициатива, и неудовлетворенность сотрудников.
    2. Демократический . При этом все проблемы коллектив обсуждает сообща, учитываются мнение и инициатива всех сотрудников, коллеги контролируют себя сами, но и руководитель следит за их работой, проявляя к ним интерес и доброжелательное внимание. Это более действенный стиль, практически лишенный ошибок. В таком коллективе устанавливается и взаимопонимание как между сотрудниками, так и между ними и начальником.
    3. Попустительский . Предусматривает максимум демократии и минимум контроля. При таком стиле отсутствуют какое-либо сотрудничество и диалог, все пущено на самотек, цели не реализуются, результат работы низкий, коллектив расслаивается на конфликтующие подгруппы.

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

    1. РУКОВОДИТЕЛЬ И ЛИДЕР……………………………………………………4

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….15

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………17

    ВВЕДЕНИЕ

    Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.

    Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и так далее. Феномен лидерства остается изученным далеко не полностью на сегодняшний день, и исследования в этой области не прекращаются. Следовательно, сама тема довольно актуальна в психологии.

    Исследования личностных характеристик лидера, их анализ и изучение сущности лидерства и руководства позволяют предсказывать дальнейшие шаги лидера (руководителя), анализировать причину его поступков и своевременно решать проблемы, обусловленные тем или иным поступком лидера.

    1. РУКОВОДИТЕЛЬ И ЛИДЕР

    Руководство и лидерство - это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

    Существует различие между формальным лидерством - когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

    Лидерство - это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство - это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

    Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

    Руководитель - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

    Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

    Таблица 1

    Матрица базовых стратегий

    Руководство Лидерство
    1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации 1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе
    2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды 2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
    3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры 3. Возникает стихийно
    4. Явление более стабильное 4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы
    5. Более определенная система различных санкций 5. Менее определенная система различных санкций
    6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой 6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
    7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе 7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа

    Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

    Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

    Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором - он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

    Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

    Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

    Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

    Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Теория великих людей утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие (от греч. charizma - дар, благодать божья, милость богов) .

    Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем . Что это: высокий интеллект, харизма (обаяние), общительность, смелость? Или их сочетание? Что лучше: быть экстравертом или интровертом? Должен ли правитель быть абсолютно безжалостным? Или лучшими руководителями являются высокоморальные люди? А может, правильный ответ дал великий Лао-Цзы, написавший две тысячи лет назад: «Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью». Или же главное значение имеет не сама личность лидера, а социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: состав семьи, образование, прежние занятия?

    Психологи, озаботившись данным вопросом, провели множество специальных исследований. Ныне их количество уже измеряется сотнями. И что же? Да почти ничего! Некоторые довольно слабые зависимости действительно можно найти. Но в целом можно сказать, что сильных взаимосвязей не существует. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой.

    Современное профессиональное общество делиться на два основных типа людей – это руководители (лидеры группы) и подчиненные. Сегодня я хотел бы остановиться на руководителях и рассмотреть основные качества руководителя-лидера, от руководителя-аутсайдера. Всем нам приходилось в своей жизни сталкиваться с руководителями. Кто-то из нас был в подчинении, а кто-то и самим руководителем. У кого-то дела на руководящих должностях шли в гору, а у кого-то были постоянные проблемы с подчиненными. Вообще, проблема с персоналом в большинстве компаний, стоит достаточно остро. Я еще не встречал ни одного руководителя компании, который был бы полностью доволен своим персоналом. В большинстве случаев, руководители начинают жаловаться на рынок труда, что нельзя быстро найти недорогих и качественных исполнителей, что приходится брать тех, кто соглашается работать на объявленных условиях и т.д. Но это тема для отдельной статьи, вернемся к руководителям…

    Мне приходилось работать как в роли исполнителя, так и в роли руководителя, на высоких руководящих постах. Я не могу сказать, что я прирожденный лидер и у меня сразу и все начало получаться. Конечно, я за свою трудовую практику наступил на огромнейшее количество граблей и принял массу неправильных решений, о которых в последующем сожалел. Однако, я не сожалею, что пришлось столкнуться с этими граблями, т.к. именно практика применения дала необходимый опыт и статистические данные, которые позволили не совершать подобных ошибок в будущем и брать из этих жизненных уроков только лучшее (что оправдало себя), применяя в новых решениях. Я не буду описывать «фишки» управления персоналом, а опишу именно качества руководителя, которые я считаю необходимыми для эффективного управления. Перейдем к конкретике и поговорим о качествах лидера:

    Качество № 1: Умение контролировать себя. Очень сложно контролировать подчиненных, если руководитель не умеет контролировать себя. Часть подчиненных будут подражать своему руководителю, поэтому лидер, должен подавать пример своим подчиненным. Требуешь от подчиненных задержаться на работе, задержись и сам. Требуешь не опаздывать, не опаздывай и сам. Конечно, тут есть и ряд исключений, но в целом, умение контролировать себя и подавать пример подчиненным – это отличная черта лидера.

    Качество № 2: Максимальное понимание сферы деятельности и ситуации, в которой нужно руководить. Иными словами руководить надо в той сфере деятельности, в которой руководитель является профессионалом. Например, руководитель отдела продаж, должен знать очень много о продажах на практике, а не из книжек. А так же, превосходно разбираться в той продукции, которую реализует его отдел.

    Качество № 3: Решительность и действие. На мой взгляд, это очень важное качество лидера – умение быстро принять решение и начать действовать, пока другие «ковыряют в носу». На мой взгляд, лучше принять неправильное решение, получить результат (статистику), сделать правильные выводы и переделать по-другому. Чем сидеть все это время раздумывать – «а что я получу, если сделаю так», «а давайте отложим решение до следующей недели», «что-то меня сомнения берут, а вот вы как думаете?» и т.д. и т.п. Человек не уверенный в себе и в своих действиях, не может эффективно руководить (не путать с чрезмерной самоуверенностью).

    Качество № 4: Ответственность за результат. Лидер готов взять на себя полную ответственность за свою деятельность и деятельность своих подчиненных. Если подчиненный не справился со своей задачей и ненароком подставил весь отдел под удар – ответственен за это руководитель. Это он не проконтролировал выполнение задачи должным образом, это он назначил не того человека на эту задачу, это он доверил задачу не надежному человеку и т.д.

    Качество № 5. Четкость планов и приоритет задач. Лидер всегда имеет четкий план перед глазами. Он понимает, в каком направлении нужно развивать отдел, и на что ставить акценты. Он никогда не будет действовать на русский авось. У грамотного руководителя, задачи разбиты на подзадачи (если требуется) и есть четкий план выполнения – т.е. есть явные приоритеты, какие задачи необходимо выполнить строго сегодня, а какие можно подвинуть.

    Качество № 6. Конкретика. Из уст руководителя конкретика очень важна, особенно это важно в постановке задач подчиненным. Лидер четко ставит задачи и описывает тот конечный результат, который он хочет получить и в какой срок. Например, нужно не только заявить об увеличении прибыльности того или иного направления, но и указать конкретную сумму и дату, к которой необходимо этого достичь.

    Качество № 7: Умение «слышать» подчиненных. Руководитель-лидер, это далеко не человек, который умеет красиво говорить и работать на публику, скорее, на мой взгляд, это человек который умеет не только слушать, но и слышать свой отдел (подчиненных). Умение находить правильные точки соприкосновения с тем или иным исполнителем. Важно понимать проблемы подчиненных и находить правильные пути решения.

    Качество № 8:Взаимодействие в команде. Руководитель-лидер, всегда находится на передовой вместе со своими подчиненными. Ему не зазорно опуститься и выслушать сотрудника находящегося на иерархической ступеньке значительно ниже, а также помочь ему не наделать ошибок. Работа в команде, наравне со всеми – вот явный признак лидера.


    Заключение. В заключении хочу отметить, что лидерами не рождаются, лидерами становятся. Все эти качества можно в себе воспитать. Мудр тот лидер, который не пытается перестроить всех людей под себя, ибо это не возможно.

    Какими еще качествами, на ваш взгляд, должен обладать лидер?

    ____________
    Мой блог : sa1nikov.ru/8-vazhnih-kachestv-lidera/|sa1nikov.ru

    Ориентация на потребителя

    Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать настоящие и будущие запросы потребителя, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

    Успех деятельности фирмы зависит от потребителей, удовлетворение всех требований потребителя - одно из условий успешного бизнеса, которое говорит, что ни один клиент не должен уйти неудовлетворенный, всегда необходимо найти разумный компромисс.

    С одной стороны основной целью деятельности фирмы является выпуск качественной продукции с наименьшими затратами. С другой стороны без тщательного изучения рынка, потребностей потребителей и разработки изделий, превосходящих ожидания потребителей не может состояться успешный бизнес.

    Идеология стандартов ИСО серии 9000 была всегда направлена на потребителя. Одной из задач, реализуемых системой качества на базе МС ИСО серии 9000, всегда являлось обеспечение уверенности потребителя в том, что выпускаемая продукция соответствует установленному уровню качества.

    В новой версия стандартов ИСО серии 9000:2000 этот принцип более конкретизирован. Так, в разделе 5 «Ответственность руководства» появилось требование об ориентации на потребителя.

    Входные данные для анализа действенности системы менеджмента качества должны обязательно содержать информацию, полученную по обратной связи от потребителя. В разделе 8 «Измерение, анализ и совершенствование» в подразделе «Удовлетворенность потребителей» сформулирован целый ряд требований, посвященный вопросам удовлетворенности потребителей.

    «...Первый этап управления качеством - узнать запросы потребителей. Второй этап - узнать, что будут покупать потребители. Нельзя определить качество, не зная затрат. Необходимо предупредить возможные дефекты и претензии», - так утверждал Каору Исикава, бывший президент Японского союза ученых и инженеров (JUSE).

    Лидеры устанавливают единство целей и руководства в организации Они создают и поддерживают среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации.

    Руководители создают единство целей организации и ее управления, демонстрируют приверженность качеству личным примером. Они должны создать и поддерживать внутреннею среду, в которой работники могли бы быть полностью вовлечены в достижение целей организации.

    Применение этого принципа требует следующих действий:

    Демонстрации приверженности качеству собственным примером.

    Понимания и реагирования на внешние изменения.

    Ориентации на потребности всех заинтересованных сторон.

    Четкого определения прогноза будущего своего предприятия.


    Обеспечения атмосферы доверия и работы без страха.

    Обеспечения персонала необходимыми ресурсами и свободой действия в рамках ответственности.

    Инициирования, признания и поощрения вклада людей.

    Поддержки открытых и честных взаимоотношений.

    Обучения и «выращивания» людей.

    Установления смелых целей и разработки стратегий для их достижения.

    К сожалению, на практике чаще всего бывает, что вопросами качества и функционирования системы качества руководитель фирмы начинает заниматься тогда, когда в этом наступает необходимость, вызванная либо требованиями контракта, либо приказами вышестоящих организаций. Однако для того, чтобы достичь успеха в деятельности предприятия, руководитель должен постоянно заниматься вопросами функционирования и совершенствования системы качества, демонстрируя тем самым личную заинтересованность. Этот принцип формулируется еще как «Лидерство».

    Идея заключается в следующем: от всеобщего управления качеством к всеобщему лидерству на основе качества, которое выражается в слиянии концепции качества с общим менеджментом. Внедрение принципов и выполнение требований системы качества всегда на первых порах вызывает сильное противодействие, для преодоления которого необходима власть, опирающаяся на силу, которую дает лидерство. Лидер - это ключевая фигура в бизнесе; когда у организации есть или появляется лидер, ее бизнес идет в гору. Лидерство - это ключ к успеху в бизнесе, оно требуется для реализации всех элементов системы, и прежде всего, важна лидирующая роль высшего руководства, без которой все преобразования затруднены, а иногда и не возможны. Лидерство - это пусковой механизм в системе менеджмента качества.