Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • История советских судов на подводных крыльях. Теплоход "Метеор": описание, технические характеристики

    История советских судов на подводных крыльях. Теплоход

    Эти детища гениального конструктора Ростислава Алексеева, некогда бороздившие реки и морские мелководья по всему миру, сейчас переживают не лучшие времена. Большая часть отправилась в металлолом ещё в советское время, судьба некоторых довольно экзотична (например, поселковый магазин в Красноярском или спортивное кафе в Челябинской области), а некоторым из них всё нипочём и они продолжают служить людям и в наше время. Чуть подробнее об этом:
    «Метеор-196» Построен в 1984 году, не эксплуатируется с 1994, сейчас находится на Заозёрской ремонтно-эксплуатационной базе флота, Пермь.

    Он же, 2011 год

    Ракета–69 в микрорайоне Переборы города Рыбинск Ярославской области. Построена в 1962 году, а сейчас это просто детский аттракцион в парке.

    Недавно в целях сохранения судна было принято решение о реставрации внешней обшивки, кроме того, доступ посетителей внутрь, скорее всего, будет закрыт

    Она же, другой ракурс

    Ладожское озеро. Валаам. Метеор-191 «Преподобный Серафим». Рейсы между Санкт-Петербургом и Валаамом - это одна из немногих линий, на которых сообщение судами на подводных крыльях не остановилось. Все обслуживающие эту линию суда имеют тематические названия: например, «Патриарх Алексий II», «Андрей Первозванный» или «Игумен Назарий».

    «Ракета» в черте города Москва, начало нулевых.

    В настоящее время на ходу только шесть «Ракет» -две работают в Финляндии качестве прогулочных судов (причём, у одной из них спилены подводные крылья), две - «Ракета-258» и «Ракета-269» - до сих пор ходят на рейсовых маршрутах в Якутии. Ещё по одной есть в Братиславе (столица Словакии) и городе Нефтеюганск.

    Пришвартованный "Восход" в дельте реки Дон.

    «Ракета» на Александринском причале в городе Кыштым, Челябинская область. Первоначально судно хотели продать в Бразилию, но в годы перестройки что-то пошло не так и сделка сорвалась. В 1995 году судно вертолётом доставили на берег кыштымского пруда - местный бизнесмен оплатил его доставку вертолётом, чтобы оборудовать в корпусе кафе. Кафе действительно существовало здесь какое-то время, сейчас же место совершенно покинуто

    Момент доставки «Ракеты» в Кыштым, ноябрь 1995 года

    «Метеор» в Хошимине, Вьетнам. Скорее всего, в кадре Petro Express 01 - единственный из трёх хошиминских «Метеоров», который ещё на ходу.

    На севере Будапешта, Венгрия. 2014 год. В Венгрии этот тип судов называется «S?lyom» - «Сокол». S?lyom II, попавший в этот кадр, спущен на воду в 1988 году.

    «Метеор-001» в Нижнем Новгороде, недалеко от завода «Красное Сормово», где конструировали суда этого типа. Построен в 1962 году, списан в 1980, в 1982 установлен в качестве памятника, а в 2004 перемещён на новое место, примерно в километре от предыдущего.

    На постаменте написано, что судно построено в 1959 году. Первый «Метеор» действительно был построен в 1959 году, но дело в том, что на постаменте стоит не первое, а восьмое по счёту судно - первое сильно пострадало после столкновения с баржей, вскоре после чего было разрезано на металлолом ещё в 1980. Но сейчас тот «Метеор», что стоит на постаменте - действительно первый из тех, что сохранились.

    А самая старая из сохранившихся «Ракет» (седьмая по счёту, построена в 1959) в наши дни выполняет функции сельского магазина в посёлке Подтёсово (Красноярский край).

    Небольшое отступление от темы: списанный экраноплан на динамической воздушной подушке "Волга-2", Черногорский берег Скадарского озера. Волга-2 - первый в Советском Союзе и России экраноплан гражданского назначения, разработанный конструктором Виталием Дементьевым. Экраноплан производили на Нижегородском авиастроительном заводе "Сокол".

    «Комета» и «Колхида»
    Тирренское море, Неаполитанский залив
    Неаполь, порт Моло Беверелло

    Метеор-193 в Казани, около здания Речного училища. Построен в 1984, списан в 2004, установлен в качестве памятника в 2006.

    Опытный экземпляр быстроходного судна «Спутник». Построен на заводе Красное Сормово (Горький), в серию не пошёл. До 1979 года курсировал между Куйбышевом (Самарой) и Казанью, после чего был списан и до сих пор стоит в парке у речного вокзала города Тольятти. У муниципалитета существуют планы оборудовать внутри корпуса судна кафе, но, кажется, арендатор-энтузиаст пока не нашёлся.

    Метеор-131 на последней стоянке в Якутском речном порту. Совершил последний рейс в 2007 году.

    «Комета» - морской вариант «Метеора» - во французском Бресте. 2009 год

    В нулевых годах несколько «Восходов» было построено на верфях Амстердама. Конкретно этот построен под названием Rosanna, но впоследствии выкуплен Украиной, сейчас приписан к порту Николаев и ходит под названием «Нiбулон Експрес-2»

    Метеор-223 на барже в Тобольске. Выведен из эксплуатации в 2009 году.

    Судно типа «Ракета», построенное в 1962 году для Финляндии, первоначально называлось «Tehi». Но в восьмидесятые годы оно было списано, её перекупила частная компания, которая решила переоборудовать её в обычное водоизмещающее судно. Сейчас эта «Ракета» называется Suuvi-Tuuli и успешно ходит по озеру Пюхяярви.

    «Восход-24» - последнее судно на подводных крыльях Нижнего Новгорода. Не эксплуатируется с 2012 года.

    Наталья Козина

    Аппликация из цветной бумаги «Ракеты и кометы » (приурочена ко Дню Космонавтики 12 апреля )

    Задачи :

    1. Обеспечение развития сенсомоторных координаций через активизацию разных видов восприятия (тактильного, слухового, зрительного) посредством развития навыка разрезания готовых бумажных форм на симметричные элементы, знакомства с новым способом складывания квадрата для изготовления шестилучевой звезды; закрепления навыка вырезания круга из квадрата;

    2. Развитие произвольной регуляции (формирование мышечного контроля пальцев рук) посредством закрепления навыка работы в технике обрывной аппликации при изображении «хвоста» .

    3. Закрепление образных представлений о космосе на основе восприятия образца аппликации .

    В процессе вырезания из бумаги, складывая квадрат для получения из него треугольников одинакового размера, ребенок ориентируется по опорной развернутой линии сгиба. Закрепляются понятия «разрезать по линии сгиба» , посредством зрительного , слухового и тактильного восприятий. Отрабатывается навык вырезания круга из квадрата по памяти и речевой инструкции, а также обрывания углов у квадрата для получения круга. Все это способствует развитию тактильно-, зрительно- и слухомоторных координаций.

    В процессе закрепления навыка работы в технике обрывной аппликации обеспечивается формирование мышечного контроля пальцев рук. Ребенку необходимо аккуратно разорвать листочки желтого и оранжевого цвета на полоски, чтобы выполнить «хвост» кометы и огонь из сопла ракеты .

    В процессе рассматривания образца аппликации , анализа формы ракеты , кометы , луны и звезд, способами их изображения, при творческом подходе к составлению композиции расширяются образные представления детей о космосе .

    Материалы :

    Демонстрационный : готовый образец аппликации , красивый конверт с письмом.

    Раздаточный :

    Листы картона черного цвета как фон (по количеству детей)

    Кисточки для клея

    Клей ПВА

    Салфетки для удаления лишнего клея

    Ножницы

    Клеенка

    Желтая, оранжевая, красная бумага для изготовления «хвоста» кометы и огня из сопла ракеты

    Прямоугольник из бумаги золотистого цвета для корпуса ракеты

    Квадраты из бумаги серебристого цвета для изготовления верхней части ракеты и крыльев ракеты

    Квадраты из бумаги бледно-желтого цвета для изготовления луны и звезд

    Квадраты из бумаги голубого цвета для изготовления иллюминатора

    Музыкальный материал : звукозапись из мультфильма «Тайна третьей планеты

    Предварительная работа :

    Рассматривание изображений луны и звезд на фоне ночного неба

    Рассматривание изображений с ракетами , космическими спутниками и другими аппаратами, а также различными космическими объектами (планеты, кометы , млечный путь)

    Беседа о космосе (в доступной для детей форме)

    Закрепление представлений о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, круг, квадрат)

    Изображение ночного неба со звездами и кометами на занятии по рисованию

    Знакомство детей с космосом , расширение их представлений о космических телах , о космонавтах происходит в течение недели апреля , на которую приходится праздник День космонавтики , поэтому вся непосредственно образовательная деятельность, в том числе и художественно-творческая, так или иначе связана с недельной темой при планировании.

    Ход занятия.

    Вводная часть.

    Воспитатель начинает с детьми беседу (как фон звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты» ).

    К нам в детский сад пришло письмо от Буратино. Представляете, он решил полететь на Луну, но не знает как. В этом письме Буратино просит нас с вами, ребята, помочь ему. Уж очень он хочет поиграть на Луне. Ребята, а как вы думаете, на чем можно полететь на луну?

    Воспитатель выслушивает ответы детей и если нужно поправляет или поясняет.

    Ребята, а разве все, кто хочет, могут полететь в космос на Луну ?

    Далее педагог вспоминает вместе с детьми, что в космос отправляются только прошедшие специальную подготовку космонавты . А чтобы стать космонавтом , нужно очень долго готовиться, тренироваться. Космонавты должны быть не только умными, сильными, смелыми, храбрыми и отважными, но и добрыми, отзывчивыми, должны уметь помогать своим товарищам, так как в космосе их подстерегает очень много опасностей.

    И все-таки, ребята, чтобы Буратино не сильно расстраивался, давайте сделаем ему в подарок красивые картины-аппликации , а когда он вырастет, сможет сам отправиться в путешествие на луну.

    Основная часть.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть готовый образец и задает детям вопросы для анализа. Сначала дети подробно рассматривают изображение ракеты и отвечают на следующие вопросы :

    Из каких геометрических фигур состоит ракета ?

    Какая геометрическая фигура в основе корпуса ракеты ?

    На какую геометрическую фигуру похожа крыша ракеты ?

    Что еще есть у ракеты ?

    На какие фигуры похожи крылья ракеты ?

    Какой формы иллюминатор?

    Все геометрические фигуры можно обрисовать пальчиками в воздухе для закрепления представлений.

    На какую фигуру похожа луна?

    Сколько лучей у звезд, изображенных на картине?

    Выполнение ракеты .

    После подробного анализа готового образца воспитатель предлагает детям сначала изобразить ракету из прямоугольника золотистого цвета. Давайте наклеим корпус ракеты на наше «ночное небо» так, как будто она летит (по диагонали) .

    Далее сделаем иллюминатор, для этого у квадрата голубого цвета срежем углы, чтобы получился круг. Теперь надо сделать нос у ракеты . Сделаем его из квадрата серебристого цвета. Возьмем квадрат и разрежем его на два треугольника. Дети, которым трудно сделать разрез на глаз, сгибают квадрат и разрезают его на треугольники по линии сгиба. Один треугольник надо отложить. Это будет нос ракеты . Второй треугольник надо разрезать еще на два треугольника меньше по размеру. После этого наклеим нос ракеты и крылья . Следует обратить внимание детей на различные способы присоединения крыльев к корпусу ракеты .

    Теперь сделаем огонь, который вырывается из сопла ракеты . Для этого аккуратно, не торопясь, разрываем бумагу желтого, оранжевого и красного цвета на полоски и приклеиваем ниже корпуса.

    Выполнение кометы

    Педагог спрашивает у детей, как можно сделать комету из бумаги (на что она похожа, оперируя прошлым опытом детей, полученном на занятиях по рисованию и в процессе другой образовательной деятельности. Далее педагог уточняет, дополняет и конкретизирует варианты, предложенные детьми. Педагог показывает и поясняет последовательность изготовления 6-ти лучевой звезды для кометы . Берем квадрат бледно желтого цвета и складываем его так, чтобы получился треугольник. Далее опираясь на словесную инструкцию воспитателя, схему и показ дети выполняют шестилучевые звезды для своих работ. Педагог по мере возможностей осуществляет помощь каждому из детей. Хвост кометы выполняем методом обрывной аппликации точно также как и огонь из сопла ракеты . Далее дети дополняют свои картины другими элементами. Выполняем Луну методом обрывной аппликации . Возьмем квадрат желтого цвета и оборвем уголки у квадрата так, чтобы получился круг. В процессе наклеивания деталей аппликации как фон может звучать негромкая музыка

    При вырезании деталей аппликации ребенок учится тормозить движение в задуманной точке, изменять его траекторию, что ведет к формированию произвольной регуляции. Развивается чувство симметрии, логическое мышление, закрепляются знания об основных геометрических фигурах.

    Заключительная часть.

    1. Физкультурная разминка «космонавты » . Воспитатель предлагает детям встать со стульчиков и представить себя космонавтами , которые парят в невесомости. Движения у космонавтов плавные , медленные, как будто они плывут в воде. Выполняются поочередные поднимания ног, движения руками в стороны, наклоны корпуса вперед, стоя на одной ноге. Разминка может проходить в любом свободном пространстве группы под медленную музыку.

    2. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть их работы, выставляя их на доске и рассказать желающим о своей картине. Педагог оценивает каждую работу и в первую очередь обращает внимание на то, что у ребенка получилось лучше всего. Следует обязательно похвалить каждого из воспитанников.

    Последующее использование работ : педагог оформляет выставку детских работ «ракеты и кометы »

    Последующая работа : выполнение детьми аппликаций на другие космические темы («инопланетянин» , «космический спутник » ) или по творческому замыслу детей.

    При проведении занятий по изобразительной деятельности не следует забывать и об основных санитарно-гигиенических условиях комфортности в группе : свежий воздух, проветривание, соответствующее освещение, влажная уборка, озеленение. К психологическим условиям комфортности на занятии относятся : эмоционально-положительный тон в общении, учет психического и физического здоровья ребенка, стимулирование мотивации на успешность, чередование интенсивности в обучении с релаксацией.

    Главная цель, которую ставит перед собой педагог - это психологическое здоровье каждого ребенка, без которого двигаться вперед нельзя. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения личностного плана, то это отражается в его изобразительной деятельности.

    Любой ребенок - это носитель огромного количества эмоций и все его беспокойство, агрессивность, неуверенность, тревога хорошо заметны педагогу по его работам. Наша задача - создать комфортную творческую среду , особый микроклимат, способствующий развитию опыта взаимодействия детей, педагога и родителей, формированию коммуникативных способностей, приобщению ребенка к миру людей, к миру вещей, к искусству.

    Литература

    Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк. - М.: Просвещение, 1967.

    Гусакова М. А. Аппликация . - М.: Просвещение, 1982.

    Казакова Р. Г. Изобразительная деятельность и конструирование // Воспитание детей в средней группе детского сада . - М.: Просвещение, 1982.

    Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1980.

    Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983.

    Психолого-педагогическое сопровождение основной общеобразовательной программы «Успех» . – Н. Новгород : НПЦЗПТ, 2011.

    Педагогические технологии содействия развитию детей «Двенадцать месяцев» . Апрель . «Путешествия по планете Земля» Учебное пособие – Н. Новгород : Нижегород. гос. архит. -строит. ун-т, 2006. - с.

    Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980.

    Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду . - М.: Просвещение, 1982.

    Суховская Л. Г., Грибовская А. А. Аппликация в детском саду : Альбом. - М.: Просвещение, 1980.






    ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)

    Комплекс П-750 / 3К25 "Метеорит-М", ракета 3М25 "Гром" - SS-NX-24 SCORPION
    Комплекс "Метеорит-А", ракета 3М25А "Гром" / Х-80 / изделие 255 - AS-X-19 KOALA
    Комплекс "Метеорит-Н", ракета 3М25Н "Гром"- SSC-X-5 SCORPION


    Крылатая ракета большой дальности. Разрабатывалась в ОКБ-52 (НПО "Машиностроения", г.Реутов) генерального конструктора В.Н.Челомея. Предварительная проработка облика универсальной по носителям сверхзуковой крылатой ракеты проводилась в рамках НИР "Метеорит" с 1973 г. (). Постановление Совмина СССР о создании универсальной стратегической крылатой ракеты вышло 9 декабря 1976 г. Ракета проектировалась в трех вариантах базирования - морском (для ПЛАРК пр.949М), воздушном (для Ту-95 и, возможно, Ту-160) и наземном (вероятно, с самоходной ПУ). Эскизный проект комплекса морского базирования защищен в декабре 1978 г., авиационного базирования - в январе 1979 г. Разработка жидкостных двигателей стартово-разгонной ступени велась КБ Химавтоматики (КБХА) с 1977 г. по 1988 г. Производство ракет велось на заводе им.Хруничева. Предварительные испытания ракеты на раскрыв крыльев и запуск маршевого двигателя проходили в НПО машиностроения в Реутово.

    Первый пуск морского варианта КР "Метеорит" с наземного стенда на полигоне Капустин Яр состоялся 20 мая 1980 г. Ракета не вышла из контейнера ПУ и частично его разрушила. Последующие 3 пуска были также неудачными. В пятом пуске 16 декабря 1981 г. ракета успешно стартовала и пролетела около 50 км. По неподтвержденным данным, кроме пусков с наземного стенда, велись испытания так же пусками с погружающегося стенда ПСК на Черном море (вероятно, полигон в Балаклаве). Всего со стендов в 1982-1987 г.г. проведено более 30 пусков ракет 3М25. Летные испытания ракеты с подводной лодки К-420 состояли из трех пусков - 27.12.1983 г., и по одному пуску в 1984 г. (06.11.1984 г.) и 1986 годах.

    В ходе испытаний наибольшие проблемы вызвала доводка систем коррекции по радиоконтрастному РЛ-изображению местности, отказы системы плазмообразования комплекса защиты КР от РЛ-обнаружения и, собственно, сам процесс старта КР - т.к. не удалось реализовать сверхзвуковой запуск маршевого двигателя ракеты, как предполагалось ТЗ на создание ракеты.

    После прекращения программы разработки ракеты (1993 г.) на заводе им.Хруничева осталось около 15 готовых экземпляров ракет 3М25.

    Особая благодарность пользователю "Случайный" с форума за помощь в работе над материалом.


    Морской вариант комплекса "Метеорит-М", ракета 3М25 "Гром" в стартовой конфигурации с блоками СРС (60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946 - 2006. М., 2006 г.)


    В некоторых документальных ТВ-программах видеофрагмент с пуском ПКР " " или " " выдается за съемку первого пуска КР "Метеорит-М" 3М25 (кадр ТВ-программы "Смотр", телеканал НТВ, 10.11.2007 г.)


    Испытательный старт ракеты 3М25 "Метеорит" - SS-NX-24 на полигоне Капустин Яр, 1980-е годы (фото из архива пользователя "Случайный", опубликовано 28.08.2011 г., ).


    Испытательные пуски КР "Метеорит" (не готово):
    № пп Дата Вариант ракеты Пусковая установка Полигон Описание
    01 20.05.1980 морской наземный стенд Капустин Яр
    первый пуск ракеты , ракета не вышла из контейнера, загорелась и частично его разрушила
    02 ... морской наземный стенд Капустин Яр неудачный старт
    03 ... морской наземный стенд Капустин Яр неудачный старт
    04 ... морской наземный стенд Капустин Яр неудачный старт
    05 16.12.1981 морской наземный стенд Капустин Яр первый успешный старт , ракета пролетела около 50 км
    ...
    1981-1987 г.г. ?? морской плавстенд ПСК Черное море
    ...
    ?? 26.08.1983 морской наземный стенд НС-2 или КС-2 Капустин Яр успешный старт, дальность 1910 км, высота полета 20000 м не достигнута
    ...
    16 27.12.1983 морской ПЛАРК Белое море (по данным Широкорада - Берингово море - сомнительно)

    Баренцево море по дрюданным

    первый пуск с ПЛ , успешный старт, полет не штатный
    январь 1984 г. авиационный Ту-95МА Ахтубинск, пуск по трассе полигона Капустин Яр
    пуск не состоялся, дестабилизатор КР при сборке изделия устанавливался в положение "0", к моменту пуска необходимо было переместить его в крайнее положение - передней кромкой вниз. Пилоты носителя увидели перемещение дестабилизатора и отменили пуск (http://military.tomsk.ru/forum , 2011 г. ).
    17 11.01.1984 авиационный Ту-95МА Первый пуск авиационного варианта , ракета пошла не тем курсом и ликвидирована на 61 сек полета. Планировался полет по трассе Грошево - Тургай - Макат - Сагиз - Эмба.
    18 24.05.1984 авиационный Ту-95МА Ахтубинск, пуск по трассе полигона Капустин Яр Второй успешный старт, полет не штатный; ракета ликвидирована. Планировался полет по трассе Грошево - Тургай - Макат - Сагиз - Эмба.
    19 1984 г. морской наземный стенд НС-2 или КС-2 Капустин Яр
    20 1984 г. морской наземный стенд НС-2 или КС-2 Капустин Яр
    21 1984 г. морской наземный стенд НС-2 или КС-2 Капустин Яр
    22 06.11.1984 морской ПЛАРК Баренцево море успешный старт, полет не штатный, 6-й пуск "Метеорита" в 1984 г.
    ...
    ?? 1986 г. морской ПЛАРК Баренцево море успешный старт, полет не штатный
    ...
    ?? 1988 г. морской наземный стенд Капустин Яр , первые 4 пуска с наземного стенда
    ?? 1988 г. морской наземный стенд Капустин Яр государственные совместные испытания
    ?? 1988 г. морской наземный стенд Капустин Яр государственные совместные испытания
    ?? 1988 г. морской наземный стенд Капустин Яр государственные совместные испытания
    ?? 1988 г. ? морской ПЛАРК Баренцево море государственные совместные испытания
    ?? 1988 г. ? морской ПЛАРК Баренцево море государственные совместные испытания
    ?? 15.12.1989 морской ПЛАРК Баренцево море государственные совместные испытания, вероятно последний пуск с ПЛАРК
    ...
    37 1991 всего проведено 37 пусков

    Совместные государственные испытания носителя (ПЛАРК К-420) и КР "Метеорит-М" начаты в 1988 г. Проведено 4 пуска с наземного стенда и 3 пуска с ПЛ. Соотношение успешных и неудачных пусков не изменилось (примерно 50 на 50). Всего за время испытаний проведено 50 пусков с наземных и погружающихся стендов и с подводной лодки. В 1989 г. с учетом результатов испытаний разработка морского варианта комплекса прекращена (15.12.1989 г.). Оборудование комплекса снято с ПЛАРК и лодка в качестве торпедной ПЛА вступила в строй ВМФ в 1990 г.

    Для испытаний ракет "Метеорит" изготовлено около 100 ракет 3М25 и 3М25А из которых в испытаниях израсходовано 70 шт.

    Авиационный вариант ракет комплекса "Метеорит-А" не испытывался с наземных стендов. Все испытания авиационного варианта проходили пусками с самолета (около 20 пусков). Ракета в процессе испытаний носила наименование "изделие 255". Первый пуск осуществлен 11 января 1984 г. (неудачный пуск). Второй пуск - 24 мая 1984 г. (неудачный пуск). В ходе испытаний при пусках на полную дальность из-за нехватки длины трассы полигона Капустин Яр на траектории полета от Волги до Балхаша (трасса Грошево-Тургай-Терехта-Макат-Сагиз-Эмба) проводился маневр разворота на 180 град., что весьма необычно для КР с такой скоростью полета. Комплекс в ходе испытаний был практически доведен до требуемых показателей, но разработка авиационного варианта так же была прекращена в 1992 г.

    Наземный вариант комплекса "Метеорит-Н" разрабатывался, но не строился и не испытывался (?). Вцелом, связка КР + СРС подобны морскому варианту комплекса. Разработка наземного варианта ракет возможно была прекращена по причине заключения Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности (РСМД).

    Пусковая установка :
    Комплекс морского базирования:
    - СМ-290 - наклонная ПУ встраиваемая в корпус ПЛ - на стадии эскизного проекта предполагалось использование единой ПУ и комплекта аппаратуры с КР "Гранит", но в процессе проработки проекта ПЛАРБ пр.949М ЦКБ МТ "Рубин" установлено, что использование унифицированной ПУ невозможно, так же как и использование единого комплекта аппаратуры.
    Угол наклона ПУ - 45 град
    Тип старта - "мокрый" (с затоплением ПУ перед стартом)


    Комплекс авиационного базирования:
    - пуск осуществлялся с пилона под крылом самолета-носителя .

    Ракета 3М25 :
    Система управления и наведение : система управления автономная инерциальная с коррекцией данным считывания радиолокационного радиоконтрастного изображения местности с использованием для обработки данных РЛС высокопроизводительной БЦВМ. Система корректировки РЛ-изображению местности кардинально отличается от систем типа "Терком", которые наводят ракету по цифровой матрице рельефа местности, получаемой с помощью радиовысотомера. В ВМФ СССР был создан вычислительный центр подготовки цифровых карт местности для прокладки маршрутов КР с подобной системой корректировки. В процессе испытаний доведение системы коррекции по РЛ-изображения вызвало много проблем.

    К концу 1980-х решение было найдено в выделении и распознавании контуров контрастных изображений, но статистику по испытаниям на 3М25 не успели получить. Хотя решение было признано перспективным и планировалось к применению на МБР «Альбатрос» и УББ 15Ф178 ().

    Ракета оснащена уникальным комплексом преодоления ПВО / комплексом радиоэлектронного противодействия. На ракете устанавливался комплекс защиты с системой плазмообразования. Плазмогенератор работал в переднюю сферу КР и маскировал воздухозаборник маршевого двигателя. В процессе испытаний нарушения в работе высоковольтной аппаратуры плазмогенератора приводили к аварийным пускам.

    Кроме того в комплексе обороны использовалось буксируемые ложные цели (ист. - 60 лет в строю полигон Капустин Яр, подтверждено и дополнено). Комплекс РЭБ самостоятельно принимал решение о применении ложных целей.

    Конструкция - аэродинамическая схема ракеты - "утка", ракета оборудована складывающимся треугольным крылом и нижним складным вертикальным оперением. воздухозаборник расположен под фюзеляжем.


    Раскладывание крыла ракеты 3М25А комплекса "Метеорит-А" (кадр ТВ-программы "Смотр", телеканал НТВ, 10.11.2007 г.)


    Двигатели :
    - стартово-разгонная ступень (СРС) - морской и наземный варианты КР - крупногабаритная ступень устанавливаемая под КР с 2 х ЖРД РД-0242 разработки КБХА (г.Воронеж) тягой по 12000 кг с управляемыми поворотными соплами. Двигатели для СРС разработаны на базе двигателей 1-й ступени МБР 15А20 / УР-100К. Пневмогидравлическая система ступени аналогична ПГС БРПЛ Р-29 / 4К75. В морском варианте так же использовались два стартовых РДТТ для вывода ракеты на поверхность из-под воды. Всего КБХА произведено 48 летных испытаний (96 двигателей).
    Схема двигателей - ЖРД с дожиганием окислительного газогенераторного газа
    Время работы СРС - около 32 сек


    - СРС авиационного варианта - на ранней стадии проектирования, когда предполагалось использование маршевого ПВРД ОКБ М.Бондарюка, предполагалось использование стартово-разгонного РДТТ. На окончательной стадии проекта на авиационном варианте КР разгонный РДТТ отсутствовал.

    Маршевый ПВРД - на ранней стадии проектирования предполагалось использование маршевого ПВРД ОКБ М.Бондарюка.

    Маршевый - короткоресурсный ТРД КР-23 разработки Уфимского моторостроительного объединения (НПП "Мотор"), главный конструктор С.А.Гаврилов, с 1983 г. - А.А.Рыжов. Техзаданием на создание ракеты предусматривался запуск ТРД на сверхзвуковой скорости, сообщаемой системе СРС, что так и не было реализовано в процессе испытаний. В некоторых источниках двигатель назван "КР-93". Серийное производство двигателя велось Тюнемским авиамоторным заводом.
    Тяга двигателя (ист. - Форум сайта... ):
    - 10000 кг (на земле)
    - 8000 кг (на высоте 24000 м)


    Короткоресурсный ТРД КР-23 в музее Тюменского авиамоторного завода, 11.10.2012 г. (фото - kodeam, http://kodeam.livejournal.com).


    Согласно ТЗ на создание ракеты СРС должна была разгонять систему до сверхзвуковых скоростей с последующим пуском маршевого ТРД на этих скоростях. Но в процессе испытаний на скорости >1M пуск ТРД осуществить не удавалось. Поэтому в процессе испытаний перешли к схеме работы с отделением СРС при скорости системы менее 1М с запуском маршевого ТРД. С целью компенсации потери дальности при такой схеме работы СРС на маршевой ступени использован новый тип высокоэнергетического синтетического топлива, которое было существенно дороже штатного топлива. но обеспечивало заданную дальность полета.

    Запуск маршевого двигателя - морской и авиационный вариант КР - в хвостовой части ракеты располагался сбрасываемый стабилизирующий хвостовой отсек, после сбрасывания отсека со стабилизатором включался РДТТ раскрутки (турбостартер) маршевого ТРД. Турбостартер представляет из себя дисковый РДТТ с тангенциальными соплами, насаженный на задний конец вала маршевой турбины. Раскрутив турбину, он вылетает через сопло назад, турбина выходит на чрезвычайный режим (форсаж) и работает в этом режиме в процессе разгона - в течение нескольких десятков секунд. После разгона, двигатель переходит на нормальный маршевый режим.

    Раскадровка одного из пусков ракеты 3М25А "Метеорит-А" с носителя Ту-95МА. Первые три кадра - отделение от носителя, далее - свободный полет, отстрел стабилизатора с запуском РДТТ-турбостартера, работа турбостартера, запуск маршевого двигателя на форсаже (кадр ТВ-программы "Смотр", телеканал НТВ, 10.11.2007 г.)


    ТТХ ракеты :
    Данные проекта Морской вариант 3М25
    Авиационный вариант 3М25А
    Длина 12.5 м 12.8 м
    Диаметр корпуса КР 900 мм 900 м
    Размах крыла 5.1 м 5.1 м
    Площадь крыла 22 кв.м 22 кв.м
    Масса стартовая 12650 кг
    Масса маршевой ступени (крылатой ракеты) 6380 кг 6300 кг
    Дальность действия более 5000 км до 5000 км по проекту
    Скорость маршевая 2.5-3 М
    более 3500 км/ч
    около 3000 км/ч по проекту
    Высота полета более 20000 м 22000-24000 м по проекту

    Масса БЧ - около 1000 кг

    Продолжительность полета - более 1 часа

    Тип БЧ : ядерная

    Модификации :
    - Комплекс П-750 "Метеорит-М", ракета 3М25 "Гром" - SS-NX-24 SCORPION - КРБД морского базирования для вооружения ПЛАРК.

    Комплекс "Метеорит-А", ракета 3М25А "Гром" / изделие 255 - AS-X-19 KOALA - КРБД авиационного базирования для вооружения носителей .


    Авиационный вариант комплекса "Метеорит-А", ракета 3М25А в маршевой (два верхних снимка) и в стартовой конфигурациях (кадр ТВ-программы "Смотр", телеканал НТВ, 10.11.2007 г.).


    - Комплекс "Метеорит-Н", ракета 3М25Н "Гром"- SSC-X-5 SCORPION - КРБД наземного базирования, разработка не завершена.

    Носители :
    Морской вариант:
    - ПЛАРК пр.949М
    - согласно изначальному замыслу планировалось вооружить ПЛАРК пр.949М унифицированным по пусковым установкам и по комплексу оборудования с комплексом вооружения. В процессе проработки проекта ПЛАРБ пр.949М ЦКБ МТ "Рубин" установлено, что использование унифицированной ПУ невозможно, так же как и использование единого комплекта аппаратуры.

    - ПЛАРК пр.675
    - испытания комплекса на подводных лодках планировалось вести с переоборудованной ПЛАРК пр.675. Не реализовано.

    - ПЛАРК YANKEE SIDECAR - ЦКБ МТ "Рубин" для проведения испытаний и в дальнейшем для использования в составе ВМФ предложил переоборудование ПЛАРБ пр.667А, выводимую из состава ВМФ по договору ОСВ-1, по проекту пр.667М. Переоборудование ПЛАРБ К-420 (заводской №432) производилось ПО "Севмаш". Технический проект переоборудования разработан ЦКБ МТ "Рубин" в первом квартале 1979 г. ПЛ поставлена в эллинг ПО "Севмаш" 18 июня 1980 г., спущена на воду после окончания переоборудования 15 октября 1982 г., швартовые и заводские испытания лодки без испытания ракетного комплекса проведены с 1 ноября 1982 г. по 4 августа 1983 г. На ПЛАРК установлены 12 наклонных ПУ (угол наклона 45 град, размещение по 6 шт побортно) ракет 3М25, ширина ракетного отсека увеличена до 15 м, длина корабля увеличилась на 20 м. Установлена аппаратура предстартовой подготовки и пуска ракет "Клевер", аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания "Коршун-44", пневмогидросистемы КСППО, перекомпоновам центральный пост корабля под установку системы управления комплексом ракетного оружия "Андромеда", установлен новый навигационный комплекс "Тобол-АТ", комплекс средств радиосвязи "Молния-ЛМ1", ГАК МГК-400 "Рубикон". Для удержания ПЛ в стартовом коридоре глубин установлена система стабилизации глубины погружения "Бор". Пуск мог производиться с глубины до 40 м при скорости ПЛ до 10 узлов. После завершения разработки комплекса (15.12.1989 г.) ПЛАРК К-420 в 1990 г. переоборудована в торпедную ПЛА и в декабре 1990 г. включена в состав Северного флота.

    Авиационный вариант :
    - - ракетоносец Ту-95МС №04 переоборудованный на Таганрогском авиазаводе для испытаний КР "Метеорит-А". На самолете установлена система управления ракетного комплекса "Лира", 2 пилона для ракет комплекса под крылом, остался свободным бомбоотсек в котором предполагалось разместить МКУ с 6 противорадиолокационными ракетами Х-15П.

    Статус : СССР / Россия
    - 2007 г. август - морской вариант КР "Метеорит" (с узлами крепления СРС) в "парадной" окраске и с надписью "Метеорит-А" демонстрировался на открытой экспозиции авиасалона МАКС-2007.

    Источники :
    60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946 - 2006. М., 2006 г.
    Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение. №10 / 2006 г., №№ 6, 9 / 2007 г., № 6 / 2009 г.
    Конструкторское Бюро Химавтоматики. Сайт http://www.kbkha.ru , 2010 г.
    Настоящие сверхзвуковые. Сайт http://www.testpilots.ru/tp/hard.htm , 2010 г.
    "Ракетная техника" - информационная система. Сайт http://rbase.new-factoria.ru , 2010 г.
    "Смотр". ТВ-программа телеканала НТВ, 2007-2008 г.г.
    Форум сайта , 2011-2012 г. г.
    Широкорад А.Б., Огненный меч Российского флота. М., "Яуза", "Эксмо", 2004 г.
    Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru , 2010 г.
    Якубович Н. Боевые самолеты Туполева. М., Яуза, Эксмо. 2010 г.
    Balancer.ru. Сайт

    "Спутник", "Комета", "Метеор", - так назывались известные многим быстроходные суда на подводных крыльях, способные скорее "лететь", чем плыть по рекам и морям. Названия кораблей не лишены доли романтизма и вызова, присущего советским конструкторам и изобретателям. Настоящие ракеты на речных просторах! Быстрые, стремительные, обтекаемой формы, словно взлетаюшие в небо чайки или ласточки, эти изящные суда, как и многое другое, стали гордостью Советского Союза в 1960 - 1980 гг. Но потом....происходит резкий и продолжительный спад в индустрии и многих отраслях. Сегодня, в современной России эти прекрасные суда используюся все меньше и меньше. Помимо невероятно красивых снимков из золотого и славного прошлого, мы увидим несколько печальных фотографий заброшенных и разобранных "Метеоров". Все это далее в новом материале на нашем сайте. Начнем с Золотой Эры этих скоростных ракет. Белого цвета, довольно шумные, но мощные и быстрые, а некоторые способны развивать скорость в 150 км\ч и перевозить больше 300 пассажиров на борту. Возможно, самый красивый из всех судов данного типа это "Буревестник". Корпус в футуристическом стиле с двумя самолетными турбинными двигателями по бокам не может не восхищать.










    Рулевая напоминает кабину автомобилей 1950 -х годов, обтекаемой формы с плавными линиями:




    На этой редкой фотографии мы можем видеть Порт Одессы на Черном море, возвращаясь в 1984 год:







    А здесь небольшие экспрессы в ожидании пассажиров:




    "Метеор", вид с боку:




    Сохранившаяся приборная панель:

    В период с 1960 по 1980 год в Советском Союзе было построено множество таких судов - разнообразных модификаций, форм и размеров. Больше 3 000 единиц по примерным оценкам использовалось в России и Украине. Большинство из них было разработано и спроектировано Ростиславом Алексеевым - кораблестроителем, создателем судов на подводных крыльях а также экранопланов и экранолётов. В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии второй степени. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, приведя корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение.

    Юбилейный портрет Р. Алексеева и его монумент в Нижнем Новгороде:





    "Ракета" стала первым Советским пассажирским судном на подводных крыльях. («Ракета-1» была построена на заводе «Красное Сормово».) Производство продолжалось до середины 1970 годов. Было построено около 400 теплоходов. «Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов человечество получило возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты», от всех остальных речных судов на подводных крыльях, является наличие большой открытой площадки в кормовой части. Кстати, только через 4 года подобное судно сделали в США. До высоких скоростей (максимальная 120 км/час) "Ракеты” дошли благодаря гибриду корабля и самолета: на них ставили двигатели от бомбардировщиков. Это был уникальный агрегат, суперлегкий, полностью состоящий из алюминия. Правда, аппетит он имел немалый: расход топлива достигал 103 кг/ч на крейсерской скорости. Несмотря на это, сам Никита Сергеевич Хрущев поразился "Ракетой”, и произнес памятные слова: "Хватит нам по рекам на волах плавать! Современному миру - современную скорость!”.






    Технические параметры "Ракет” были таковы: длина - 27 м, ширина - 5 м, осадка на плаву¬ - 1,8 м, осадка при ходе на крыльях - 1,1 м, средняя скорость - 60 км/ч, мощность - 850 л.с., количество пассажиров - 64 человек. Существовала и пожарная модификация "Ракета-П” с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию, которые не имели аналогичных технологий. Из широкого использования они вышли сразу после развала СССР. Основной причиной тому стала невероятная энергозатратность судна. Правда, некоторые "ракеты” и по сей день используются в рейсах, и как прогулочные корабли. Например, в Москве с 2007 года началось постепенное восстановление "Ракет”, а в навигацию 2009 года уже вышло четыре судна.




    Эра « Метеоров »

    «Метеоры» строились с 1961 по 1991 гг. В отличии от «Комет» использовались для речных круизов а по сравнению с «Ракетой» имели большую скорость и вместимость. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе демонтирована, заложены теплоходы нового проекта А45-1. Теплоход Метеор проекта 342Э - дюралевый, дизельный, однопалубный, двухвальный теплоход на подводных крыльях, предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам, пресноводным водохранилищам и озерам в районах с умеренным климатом. Система дистанционного управления и контроля обеспечивает управление теплоходом непосредственно из ходовой рубки. Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом,среднем и кормовом - на 26, 44 и 44 места соответственно. Крыльевое устройство состоит из носового и кормового несущих крыльев и двух закрылков, закрепленных на бортовых и днищевых стойках носового крыла.

    Ниже перед вами великолепная фотография теплохода и красивого пейзажа:





    А это раннее фото «Метеора» на Волге. Начало 1970 – х.




    Также «Метеоры» с успехом совершали речные круизы по Неве в Санкт-Петербурге:







    «Комета» - морская версия «Метеора». Проект разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964-1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962-1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов). Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись лениградским заводом Звезда.




    Одна из «Комет» совершает круиз к Валааму. (прим: группа островов в северной части Ладожского озера в 22 км от материка.):




    «Комета» могла похвастаться скоростью 60-70 км\ч:




    «Восход» - еще один тип судов, создавались для замены более старых судов на подводных крыльях - «Ракет» и «Метеоров». Головное судно серии было построено в 1973 году. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Лениградским заводом Звезда и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя. Кроме СССР «Восходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию.






    Обновленный «Катран-М» и более крупный «Восток» (фирма Seatech):




    Теплоход известный как «Комета - 44» 1979 года постройки, ныне используется в Турции под названием «Ege Princess»:







    «Буревестник» - одно из самых красивых судов из всей серии! Настоящий шедевр инженерной мысли, фантастический облик и скорость. «Беревестник» словно прилетел из будущего. Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев - Ульяновск - Казань - Горький.
















    В 1993 году на металлолом был разобран последний уцелевший «Буревестник». Какой позор!







    «Спутник» на фото ниже, использовал похожие двигатели (4х850 л.с) и мог взять на борт 300 пассажиров:






    Теплоход «Чайка» имел несколько отличительный вид, был построен только один экземпляр: «Чайка» рассчитывалась на 30 человек, однако развивала скорость до 100 км\ч:


    Менее известен и редко вспоминается «Тайфун»:

    …и также не стоит забывать про «Ласточку»:

    Нынешнее состояние уцелевших экземпляров постройки 1960-1980 гг, к сожалению, не очень хорошее. За редким исключением. Теплоходы можно видеть в совершенно разных местах: некоторые рушатся в самых плохих условиях, некоторые ждут переоборудования в плавучий ресторан или яхту, а иные и забыты вовсе.




    Недалеко от Перми - ржавеющие суда-герои прошлого на фоне осени:






    Это ресторан или…….несчастный «Спутник». Самара:




    Бар в спальном районе небольшого городка на Украине:



    Ниже другие жертвы времени, от судна-пристани до супер-яхты:





    В Финляндии каким то образом можно найти сразу несколько прекрасно функционирующих судов. Ощущение, что попадаешь в прошлое:

    И в завершении – отличный снимок скользящего в тихой воде «Метеора»: