Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Изложение по русскому языку 5 кл. Дружба - это не что-то внешнее. Испытания ждут дружбу всегда

    Изложение по русскому языку 5 кл. Дружба - это не что-то внешнее. Испытания ждут дружбу всегда

    Издание содержит диктанты и изложения и предназначено для проверки и коррекции знаний учащихся, а также развития орфографических, пунктуационных и языковых умений. В качестве текстов для диктантов и изложений предложены фрагменты произведений русской классической литературы, современных русских и зарубежных писателей, научно-популярных и публицистических статей. Пособие предназначено учителям и учащимся общеобразовательных школ.

    Контрольные диктанты.
    В лес за чудесами.
    Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье все умеют преодолевать препятствия.
    «Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.
    Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят жёлтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я снимаю красавца-дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.
    Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить всё, что принес из похода. Лес подарил мне много счастливых находок.

    Осторожно, жизнь!
    Давным-давно жил на свете мудрец. Самый каверзный вопрос не мог поставить его в тупик. Но однажды недобрый мальчишка задумал посрамить мудреца. Поймали небольшую птичку. Мальчик взял её в руки, спрятал за спину и спросил старца: «Живая у меня птица или неживая?» Расчет был нехитрый, но коварный. Стоит мудрецу сказать, что живая, мальчишка обезглавит её, а если ответит, что мертвая, он тут же выпустит её на волю. Только на секунду задумался мудрец, а потом сказал просто: «Птица в твоих руках.»
    Эта легенда пришла к нам с незапамятных времен. Через всю свою историю человек пронес любовь к природе, доброту ко всему живущему. И прежде чем что-либо сделать, замахнуться на что-то, вспомните слова: «Осторожно, жизнь!»

    СОДЕРЖАНИЕ
    ДИКТАНТЫ
    ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
    Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
    Словарные диктанты 9
    Выборочные диктанты 9
    Объяснительные диктанты 10
    Контрольные диктанты 10
    Непроверяемые гласные и согласные в корне слова
    Словарные диктанты 11
    Правописание проверяемых согласных в корне слова
    Словарные диктанты 12
    Правописание непроизносимых согласных в корне слова
    Словарные диктанты 12
    Выборочный диктант 13
    Контрольные диктанты 13
    Буквы И, У, А после шипящих
    Словарные диктанты 14
    Выборочный диктант 15
    Контрольный диктант 17
    Разделительные Ъ и Ь
    Словарные диктанты 17
    Выборочный диктант 18
    Раздельное написание предлогов с другими словами
    Словарные диктанты 18
    Выборочные диктанты 19
    Объяснительный диктант 19
    Проверочные диктанты 20
    Контрольные диктанты 20
    -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
    Словарные диктанты 21
    Объяснительные диктанты 21
    Творческий диктант 22
    Выборочный диктант 22
    Проверочный диктант 22
    Контрольный диктант 23
    Личные окончания глаголов
    Словарные диктанты 23
    Выборочный диктант 24
    Творческие диктанты 24
    Объяснительный диктант 25
    Контрольные диктанты 25
    Употребление Ь на конце существительных после шипящих
    Словарный диктант 26
    Выборочный диктант 26
    Объяснительный диктант 27
    Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных
    Словарные диктанты 27
    Выборочный диктант 27
    Объяснительный диктант 28
    Проверочный диктант 28
    Контрольный диктант 28
    5 КЛАСС
    Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -3 (-С)
    Словарные диктанты 29
    Выборочный диктант 30
    Объяснительный диктант 30
    Контрольные диктанты 30
    Буквы 3 и С на конце приставок
    Словарные диктанты 31
    Выборочные диктанты 31
    Объяснительные диктанты 32
    Проверочные диктанты 32
    Контрольные диктанты 33
    Буквы О-А в корне -ЛАГ ЛОЖ-
    Словарные диктанты 34
    Выборочный диктант 34
    Объяснительный диктант 34
    Проверочный диктант 34
    Буквы О-А в корне -РАСТ-
    Словарные диктанты 35
    Выборочный диктант 35
    Объяснительный диктант35
    Проверочный диктант
    Контрольные диктанты 36
    Буквы Ё-О после шипящих в корне слова
    Словарные диктанты 38
    Выборочный диктант 39
    Объяснительный диктант 39
    Проверочный диктант 39
    Контрольные диктанты 39
    Буквы И-Ы после Ц
    Словарные диктанты 42
    Выборочный диктант 42
    Объяснительный диктант 42
    Контрольные диктанты 43
    Большая буква и кавычки в именах собственных
    Объяснительный диктант 45
    Проверочный диктант 45
    Контрольный диктант 46
    Буквы Б и И в окончаниях имен существительных
    Словарные диктанты 46
    Выборочный диктант 47
    Объяснительный диктант 47
    Проверочный диктант 47
    Контрольные диктанты
    О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
    Словарные диктанты 48
    Выборочный диктант 49
    Объяснительный диктант 49
    Проверочный диктант 49
    Контрольные диктанты 50
    Правописание падежных окончаний прилагательных
    Словарные диктанты 52
    Объяснительный диктант 53
    Выборочный диктант 53
    Проверочный диктант 53
    Контрольные диктанты 54
    Краткие прилагательные с основой на шипящую
    Словарные диктанты 54
    Объяснительный диктант 55
    Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
    Проверочный диктант 55
    Творческий диктант 56
    Контрольный диктант 56
    НЕ с глаголами
    Словарные диктанты 56
    Выборочный диктант 57
    Проверочный диктант 57
    Контрольные диктанты 58
    Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и 2-м лице единственного числа
    Словарные диктанты 58
    Объяснительный диктант 59
    Проверочный диктант 59
    Контрольные диктанты 59
    -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
    Выборочный диктант 60
    Объяснительный диктант 61
    Проверочный диктант
    Контрольные диктанты
    Буквы £ и И в корнях с чередованием
    Словарный диктант 62
    Выборочный диктант 63
    Проверочный диктант 63
    Объяснительный диктант 63
    Контрольные диктанты 63
    Правописание безударных личных окончаний глаголов
    Словарный диктант 64
    Выборочный диктант 65
    Объяснительный диктант 65
    Контрольные диктанты 66
    Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения
    Объяснительный диктант 67
    Контрольные диктанты 68
    Запятая при однородных членах предложения
    Объяснительный диктант 69
    Проверочный диктант 70
    Обобщающие слова при однородных членах
    Объяснительный диктант 71
    Проверочный диктант 71
    Контрольные диктанты 72
    Запятая и восклицательный знак при обращении
    Объяснительный диктант 73
    Проверочный диктант 74
    Контрольные диктанты 74
    Запятая в сложных предложениях
    Объяснительный диктант 75
    Проверочный диктант 75
    Контрольные диктанты 76
    Знаки препинания в предложениях с прямой речью
    Объяснительный диктант 77
    Проверочный диктант 77
    Контрольные диктанты 77
    Итоговые контрольные диктанты 78
    ИЗЛОЖЕНИЯ
    Мини-изложения 81
    Тексты для подробного изложения 86
    Тексты для сжатого изложения 134.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Диктанты и изложения по русскому языку, 5 класс, Макарова Б.А., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    ), лучше всего внимательно с ним ознакомиться, не отвлекаясь ни на что. Во время паузы, которую делает учитель после прочтения, напишите на бумаге основные моменты, которые вам запомнились.

    Когда слушаете во второй раз, делайте записи более подробно. Как правило, именно во время второго прослушивания происходит узнавание и запоминается все то, что ускользнуло из памяти в первый раз. Опять же, не стоит строчить за учителем под диктовку, стараясь уловить каждое и знак препинания. Ваша задача – поймать структуру текста и передать ее, сохраняя индивидуальный авторский стиль изложения. Точное копирование исходного текста не вызовет у ничего кроме сомнения в вашей честности. Разбейте текст на абзацы, стараясь их по смыслу и дать каждому название. Составляя собственный опорный план, можете записывать отрывки предложений, которые запомнились, или даже отдельные фразы, чтобы ярче отобразить в памяти каждый абзац.

    Итоговый план изложения не должен быть слишком подробным, но и из двух слов, одно из которых – название текста, тоже составлять его не нужно. Добейтесь того, чтобы каждая часть вашего плана отражала нового по смыслу отрывка. Если какой-либо абзац большой по объему и делится на подтемы, отразите это в своем плане. Учителю важно понимать, что структура текста осталась для вас совершенно ясной , что вы умеете работать с полученной информацией.

    Обратите внимание

    Никогда не следует писать в плане отрывки фраз из текста или части диалогов. Лучше всего дайте абзацам названия, отражающие их общий смысл, и составьте план из них.

    Полезный совет

    План можно составить и в самом конце работы, когда весь текст уже будет написан. Чернового варианта набросков и плана, который вы составляли только для себя, для пересказа может быть вполне достаточно, а вот красивый структурный план иногда бывает проще сделать уже после того, как работа закончена.

    Для чего составляют план произведения ? Например, для того, чтобы потом можно было с легкостью восстановить в памяти прочитанный роман, пьесу или стихотворение. А при составлении план а за основу обычно берется сюжетно-композиционная структура текста.

    Инструкция

    Прочитайте произведение.

    Определите, план какого типа вы будете использовать: тезисный, назывной, вопросный, план -схему.

    Определите, есть ли в книге пролог и эпилог.

    Найдите завязку произведения .

    Выявите кульминацию.

    Определите развязку книги.

    Решите, кто является главными персонажами, а кто - второстепенными.

    Определите, как в развитии сюжета меняется отношение автора к героям, а для этого:
    - выпишите из текста цитаты, раскрывающие речевые персонажей;
    - Проанализируйте в тексте цитаты, раскрывающие языковые особенности авторского повествования;
    - Определите, как в развитии сюжета меняется отношение главного героя к другим главным и второстепенным персонажам;
    - Сопоставьте отношения между остальными главными и второстепенными персонажами, и то, как они меняются в развитии сюжета.

    Придумайте заглавие к каждой части сюжета, руководствуясь авторской позицией в отношении персонажей, их речевой характеристикой, или в соответствии с рубрикацией произведения .

    Составьте первоначальный вариант план а, оставив между его пунктами интервалы в несколько строк или широкие поля на странице.

    Перечитайте план .

    Внесите необходимые поправки на поля страницы или в оставленные между пунктами план а интервалы.

    Перепишите план в соответствии с поправками.

    Окончательный вариант план а используйте при анализе произведения или при его повторном прочтении, конспектировании и т.д.

    Педагогам помимо непосредственного обучения детей приходится составлять планы уроков. Это делается, во-первых, для лучшей подготовки к изложению нового материала или проверке усвоения пройденного. Во-вторых, по этим планам, наряду с другими показателями, руководство учебных заведений или проверяющие из органов образования судят об уровне квалификации учителей и о том, соответствуют ли уроки школьной программе.

    Инструкция

    В самом начале плана четко укажите, какой теме будет посвящен урок. Постарайтесь, чтобы она точно соответствовала школьной программе. Помните, что излишняя самостоятельность, новаторство педагога, выходящее за рамки утвержденных планов, увы, не приветствуется ни собственным руководством, ни вышестоящими инстанциями.

    Определитесь с типом урока. Если на нем будет дана контрольная работа для проверки усвоения пройденного материала – укажите это с обязательным уточнением, сколько времени она займет (весь урок или 30 минут и т.п.) Если же это будет комбинированный урок (повторение пройденного материала и обучение новому) – разбейте его на части и укажите хотя бы примерную продолжительность каждой из них.

    Не забудьте указать, какие учебные пособия, демонстрационные экспонаты, видеофильмы и тому подобные материалы понадобятся вам для успешного проведения урока.

    Следующий пункт вашего плана – связь только что пройденной темы с той, которую вы планируете дать детям на уроке. Это важный момент. Постарайтесь указать, каким образом лучше всего перейти от одного материала к другому, чтобы ученикам было интересно и понятно.

    Затем – основная часть урока. Постарайтесь ясно и четко указать, что именно вы собираетесь объяснить учащимся. Особое внимание уделите тому, как вы планируете мотивировать учащихся к активному обсуждению нового материала. Будет ли это вызов отдельных учеников к доске, опрос с мест, участие в демонстрационных опытах, если речь идет, например, об уроках физики и или рассмотрение биографии какой-либо известной личности, альтернативного варианта развития событий, если запланирован урок истории.

    Заключительный пункт плана: подведение итогов урока, объявление оценок (при этом необходимо отметить отличившихся учеников). После чего надо дать школьникам домашнее задание и ответить на их вопросы.

    Видео по теме

    Если вы пишите сочинение дома, у вас будет достаточно времени на раздумье, возможность соотнести свое мнение с мнением авторитетных критиков или специалистов. Достаточно воспользоваться поисковиком интернета.

    Если вы пишите экзаменационное сочинение, на которое отводится 100 минут, выделите на осмысление темы и составление плана 20 минут. И помните, четко составленный план – половина успеха!

    Воспользуйтесь общепринятой схемой плана:
    I Введение.
    II Основная часть.
    III Заключение.
    Части плана обозначаются римскими цифрами. Сформулируйте основные мысли и озаглавите каждую часть плана. Например:
    I Введение. Самые известные теории происхождения человека.

    Сформулируйте и озаглавьте основную часть. Правильно этот шаг алгоритма выполняется так:
    II Основная часть. Борьба креационистской и эволюционной теорий.
    В конце формулировки ставится точка.

    Разверните основную часть плана. Сформулируйте пункты плана. (Пункты основной части плана обозначаются арабскими цифрами). К примеру:
    1. Теория Дарвина:
    2. Креационизм:
    Ставим двоеточие.

    Сформулируйте подпункты плана. Подпункты основной части плана обозначаются буквами. Выглядит оформление подпункта следующим образом:
    а) противоречия в теории Дарвина;
    После каждого подпункта нужно ставить запятую или точку с запятой.

    Важные моменты

    Каждый ваш пункт или параграф должен содержать только одну мысль. Опишите мнение автора или сторонников теории, отметьте сильные и слабые стороны, выразите свою точку зрения.

    В каждом пункте или параграфе плана необходимо соблюдать соответствие основной мысли всего сочинения. Не увлекайтесь сторонними идеями, особенно, если вы ограничены объемом и временем.

    Введение и заключение не должны разниться, ведь, вы отстаиваете только одну главную идею. Во введении сформулируйте её максимально правильно, с вашей точки зрения. В заключении напишите то же самое, только другими словами.

    Видео по теме

    Источники:

    • Сочинение (этапы работы, рекомендации)

    Изложение№1

    Хитрый заяц

    Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

    Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает.

    Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

    Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.

    Изложение№2

    В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

    Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

    Возгордился старый пень и говорит деревьям:

    Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

    Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

    Рассердился старый пень и ну кричать:

    Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

    Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

    Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали. (По Г. Скребицкому.)

    Изложение№3

    На окраине небольшого курортного города люди наблюдали необычную дружбу между серым жаворонком и золотыми рыбками.
    Однажды на край бассейна с золотыми рыбками прилетел жаворонок. Его гнездо было недалеко. В клюве жаворонок держал большого червя. Мимо проплывала золотая рыбка и увидела червя. Она высунулась из воды.
    Жаворонок не испугался. Он опустил голову и сунул червя в открытый рот рыбы. После этого птичка прилетала по нескольку раз в день. Золотые рыбки привыкли к птичке и плыли к ней за червями.
    Учёные говорят, что у жаворонка, наверное, погибли птенцы - дети. Раскрытые рты рыбы напоминали жаворонку раскрытые клювы голодных птенцов.(Из журнала «Юный натуралист»)

    Изложение№4

    С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосы, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

    Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит что-то.

    Кому это ты, Аркашка? - спрашивают мальчишки.

    Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? - говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

    Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестренка ему обед принесет, спрашивает:

    С кем это ты разговариваешь?

    Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

    Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

    «Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» - думает Аркаша.

    Думал Аркаша, думал, но так и ничего не придумал.

    (Е. Мурашова)

    Изложение№5

    Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия...

    Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

    Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

    Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли.

    (К. Паустовский

    Изложение№6

    Первый снег.

    1) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.

    2) Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

    3) Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

    4) Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

    Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

    5) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

    6) Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал:

    Первый снег очень к лицу земле.

    Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

    Изложение№7

    Текст.

    Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.

    Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.

    Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся - висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме.Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

    Изложение№7

    Е.А. Пермяка «Перо и чернильница».

    ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА

    - Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа, - откуда ты сказки берёшь?

    - Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

    - А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?

    - Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.

    - Как рыбу удочкой?

    - Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, - говорит дедушка.

    - Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом и сказка может зацепиться. Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется. - Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? - Не горюй, Сергей!-утешает дед. - Придёт время - не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнёшь - тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее... Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал - другим пересказал.

    Изложение№8

    Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

    Садовник широкодушно высвободил место берёзам в этом тесном парке, где обязательно кто-то и кого-то хотел затмить, а потом и задушить. Садовник часто поливал берёзы, чтобы не сомлели и не умерли они от непосильного для них южного солнца.

    Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…

    В.П. Астафьев

    Изложение№9

    Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце. Лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка. Ловил лапой мух на окне. Катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…

    И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

    Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая, с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапы в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.

    (По А.И.Куприну.)

    ТВОРЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА-ПОВЕСТВОВАНИЯ

    С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ

    5 класс

    Цель урока: совершенствовать навыки пересказа текста по коллективно составленному плану с сохранением типа речи и авторских средств выразительности; формировать навыки описания предмета на основе примера из художественной литературы; воспитывать интерес к животному миру.

    1.1 Сообщение темы и постановка учебной задачи:

    Сегодня мы будем готовиться к написанию творческого изложения. Наша задача - еще и проиллюстрировать текст.

    П. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа.

    - Каков порядок работы над письменным изложением?

    (первое прослушивание текста, составление плана, работа над сложными словами, устный пересказ по частям, второе прослушивание текста, письменный пересказ)

      Какие типы речи вы знаете? Что представляет собой описание предмета?

      Какие стили речи вам известны?

    III . Работа по теме

    1. Чтение текста

    О чём говорят рыбки?

    Заглянешь под воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил я на дно ёлочки и укрепил их камнями. Расчистил аллейки, рассадил водоросли, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь, а на огонёк приплывали яркие рыбки.

    Мне казалось, что рыбы о многом хотят рассказать людям. Они жаловались на жадных рыболовов, которые ловят их сетью. Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, потому что от застоя в них вода портится. Они обещали за это не уходить из водоёмов.

    (По Н. Сладкову)

    2. Анализ текста.

    1. К какому типу мы отнесем этот текст? (Текст повествовательного характера с элементами описания. В первой части автор описывает подводное царство. Во второй части текста рассказывается о просьбе подводных обитателей, рыбок)

    2. Какова тема и основная мысль текста? Почему ему дано такое название?

    3. Примерный план текста

      Подводное царство.

      Просьба подводных обитателей.

      Обещание рыбок.

    4. Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

    Заглянет.., захочет.., присм..трет..ся, ра…чистил, разл..жил , заг...рался, ф..нарь, ра..сказать, расч…щать, об…татели, пр..сили.

    5. СЛОВЕСНОЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ

    - Сколько иллюстраций можно нарисовать к данному тексту одну или несколько? Почему? (Это повествование, события сменяются одно другим.)

    - А если бы вам было нужно нарисовать одну картину к данному тексту, какой момент вы бы изобразили, какие действия персонажей показали?

    Совместными усилиями всего класса описываем словесно примерное содержание рисунка к тексту:

    ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКОВ

    1. ФОН: морской пейзаж-голубой водоем.

    ПРЕДМЕТ ОПИСАНИЯ: подводное царство - сад. На дне ёлочки, укрепленные

    камнями. Аллейки, вдоль них - водоросли, а под ними раковины. Еще нарисуем

    фонарь, который загорался ночью (вода возле фонаря более светлая) и ярких

    рыбок, которые приплывали на огонёк.

    КРАСКИ: будем использовать зеленую, темно-голубую, светло-голубую, желтую, нежную розовую, красную краску.

    6. Создание рисунков, их анализ

    - Что вы изобразили на рисунке? Что вы хотели сказать зрителю своим
    рисунком? Какие краски использовали, чтобы зритель мог яснее представить
    картину происходящего? Как вы назвали свой рисунок?

    7. Создание речевой ситуации

    - Представьте, что вы писатель и с вами произошел такой случай. Расскажите об
    этом своим родным, друзьям от 1-го лица.

    8. Учащиеся пишут творческое изложение (если не успевают его на уроке,
    заканчивают дома)

    • ← Предыдущее
    • Следующее →

    Упражнение 70

    Упражнения 1 - 118

    Вопрос

    Изложение. Какое из названий ярче отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился» или «Хитрый заяц»? Укажите слова, близкие по значению к словам идти, смотреть, бегать, прятаться .

    Напишите изложение от 3-го лица по данному ниже плану.

    Раз со мною на охоте произошёл такой случай.

    Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

    Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайду на поляне спрятаться?

    Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

    Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

    (По Г. Скребицкому)

    План:

    1. Гончие выследили зайца.
    2. Заяц пропал.
    3. «Не выдавай меня!»
    4. Охотник пощадил зайца.