Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Рассказы М. Зощенко. Михаил Зощенко. Рассказы для детей

    Рассказы М. Зощенко. Михаил Зощенко. Рассказы для детей

    Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

    Михаил Зощенко
    Весёлые рассказы для детей (сборник)

    Рассказы о Минькином детстве

    Учитель истории

    Учитель истории вызывает меня не так, как обычно. Он произносит мою фамилию неприятным тоном. Он нарочно пищит и визжит, произнося мою фамилию. И тогда все ученики тоже начинают пищать и визжать, передразнивая учителя.

    Мне неприятно, когда меня так вызывают. Но я не знаю, что надо сделать, чтоб этого не было.

    Я стою за партой и отвечаю урок. Я отвечаю довольно прилично. Но в уроке есть слово «банкет».

    – А что такое банкет? – спрашивает меня учитель.



    Я отлично знаю, что такое банкет. Это обед, еда, торжественная встреча за столом, в ресторане. Но я не знаю, можно ли дать такое объяснение по отношению к великим историческим людям. Не слишком ли это мелкое объяснение в плане исторических событий?

    – А-а? – спрашивает учитель, привизгивая. И в этом «а-а» я слышу насмешку и пренебрежение ко мне.

    И, услышав это «а», ученики тоже начинают визжать.

    Учитель истории машет на меня рукой. И ставит мне двойку. По окончании урока я бегу за учителем. Я догоняю его на лестнице. От волнения я не могу произнести слово. Меня бьёт лихорадка.

    Увидев меня в таком виде, учитель говорит:

    – В конце четверти я вас ещё спрошу. Натянем тройку.

    – Я не об этом, – говорю я. – Если вы меня ещё раз так вызовете, то я… я…

    – Что? Что такое? – говорит учитель.

    – Плюну в вас, – бормочу я.

    – Что ты сказал? – грозно кричит учитель. И, схватив меня за руку, тянет наверх, в директорскую. Но вдруг отпускает меня. Говорит: – Иди в класс.

    Я иду в класс и жду, что сейчас придёт директор и выгонит меня из гимназии. Но директор не приходит.

    Через несколько дней учитель истории вызывает меня к доске.

    Он тихо произносит мою фамилию. И когда ученики начинают по привычке визжать, учитель ударяет кулаком по столу и кричит им:

    – Молчать!

    В классе водворяется полная тишина. Я бормочу задание, но думаю о другом. Я думаю об этом учителе, который не пожаловался директору и вызвал меня не так, как раньше. Я смотрю на него, и на моих глазах появляются слёзы.



    Учитель говорит:

    – Не волнуйтесь. На тройку вы во всяком случае знаете.

    Он подумал, что у меня слёзы на глазах оттого, что я неважно знаю урок.

    Гроза

    Со своей сестрой Лёлей я иду по полю и собираю цветы.

    Я собираю жёлтые цветы.

    Лёля собирает голубые.

    Позади нас плетётся младшая сестрёнка Юля. Она собирает белые цветы.

    Это мы нарочно так собираем, чтоб было интересней собирать.

    Вдруг Лёля говорит:

    – Господа, глядите, какая туча.

    Мы смотрим на небо. Тихо надвигается ужасная туча. Она такая чёрная, что всё темнеет вокруг. Она ползёт, как чудовище, обволакивая всё небо.

    Лёля говорит:

    – Скорей домой. Сейчас будет жуткая гроза.

    Мы бежим домой. Но бежим навстречу туче. Прямо в пасть этому чудовищу.



    Неожиданно налетает ветер. Он крутит всё вокруг нас.

    Пыль поднимается. Летит сухая трава. И сгибаются кусты и деревья.

    Что есть духу мы бежим домой.

    Вот уже дождь крупными каплями падает на наши головы.

    Ужасная молния и ещё более ужасный гром потрясает нас. Я падаю на землю и, вскочив, снова бегу. Бегу так, как будто за мной гонится тигр.

    Вот уж близко дом.

    Я оглядываюсь назад. Лёля тащит за руку Юлю. Юля ревёт.

    Ещё сто шагов – и я на крыльце.

    На крыльце Лёля меня бранит, зачем я потерял свой жёлтый букетик. Но я его не потерял, я его бросил.

    Я говорю:

    – Раз такая гроза, зачем нам букеты?

    Прижавшись друг к другу, мы сидим на кровати.

    Ужасный гром сотрясает нашу дачу.

    Дождь барабанит по стёклам и крыше.

    От потоков дождя ничего не видно.

    У бабушки

    Мы в гостях у бабушки. Сидим за столом. Подают обед.

    Наша бабушка сидит рядом с дедушкой. Дедушка толстый, грузный. Он похож на льва. А бабушка похожа на львицу.

    Лев и львица сидят за столом.

    Я не отрываясь смотрю на бабушку. Это мамина мама. У неё седые волосы. И тёмное, удивительно красивое лицо. Мама сказала, что в молодости она была необыкновенная красавица.

    Приносят миску с супом.

    Это неинтересно. Это я вряд ли буду кушать.

    Но вот приносят пирожки. Это ещё ничего.

    Сам дедушка разливает суп.

    Подавая свою тарелку, я говорю дедушке:

    – Мне только одну капельку.

    Дедушка держит разливательную ложку над моей тарелкой. Одну каплю супа он капает в мою тарелку.

    Я смущённо смотрю на эту каплю.

    Все смеются.

    Дедушка говорит:

    – Он сам попросил одну каплю. Вот я и выполнил его просьбу.

    Я не хотел супа, но почему-то мне обидно. Я почти плачу.

    Бабушка говорит:

    – Дедушка пошутил. Дай твою тарелку, я налью.



    Я не даю свою тарелку и не дотрагиваюсь до пирожков.

    Дедушка говорит моей маме:

    – Это плохой ребёнок. Он не понимает шуток.

    Мама говорит мне:

    – Ну, улыбнись же дедушке. Ответь ему что-нибудь.

    Я сердито смотрю на дедушку. Тихо говорю ему:

    – Я больше к вам никогда не приеду…

    Я не виноват

    С идим за столом и кушаем блины.

    Вдруг отец берёт мою тарелку и начинает кушать мои блины. Я реву.

    Отец в очках. У него серьёзный вид. Борода. Тем не менее, он смеётся. Он говорит:

    – Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина.

    Я говорю:

    – Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты все скушаешь.

    Приносят суп. Я говорю:

    – Папа, хочешь мой суп?

    Папа говорит:

    – Нет, я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик.

    Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю:

    – Пожалуйста. Можешь кушать моё сладкое.

    Вдруг приносят крем, к которому я неравнодушен.

    Пододвинув к отцу моё блюдце с кремом, я говорю:

    – Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный.

    Отец хмурится и уходит из-за стола.

    Мать говорит:

    – Пойди к отцу, попроси прощения.



    Я говорю:

    – Я не пойду. Я не виноват.

    Я выхожу из-за стола, не дотронувшись до сладкого.

    Вечером, когда я лежу в кровати, подходит отец. У него в руках моё блюдце с кремом.

    Отец говорит:

    – Ну, что ж ты не съел свой крем?

    Я говорю:

    – Папа, давай съедим пополам. Что нам из-за этого ссориться?

    Отец целует меня и с ложечки кормит кремом.

    Хролофилл

    Только два предмета мне интересны – зоология и ботаника. Остальное нет.

    Впрочем, история мне тоже интересна, но только не по той книге, по которой мы проходим.

    Я очень огорчаюсь, что плохо учусь. Но не знаю, что нужно сделать, чтобы этого не было.

    Даже по ботанике у меня тройка. А уж этот предмет я отлично знаю. Прочитал много книг и даже сделал гербарий – альбом, в котором наклеены листочки, цветы и травы.



    Учитель ботаники что-то рассказывает в классе. Потом говорит:

    – А почему листья зелёные? Кто знает?

    В классе молчание.

    – Я поставлю пятёрку тому, кто знает, – говорит учитель.

    Я знаю, почему листья зелёные, но молчу. Я не хочу быть выскочкой. Пусть отвечают первые ученики. Кроме того, я не нуждаюсь в пятёрке. Что она одна будет торчать среди моих двоек и троек? Это комично.

    Учитель вызывает первого ученика. Но тот не знает.

    Тогда я небрежно поднимаю руку.

    – Ах, вот как, – говорит учитель, – вы знаете. Ну, скажите.

    – Листья зелёные, – говорю я, – оттого, что в них имеется красящее вещество хлорофилл.

    Учитель говорит:

    – Прежде чем вам поставить пятёрку, я должен узнать, почему вы не подняли руку сразу.

    Я молчу. На это очень трудно ответить.

    – Может быть, вы не сразу вспомнили? – спрашивает учитель.

    – Нет, я сразу вспомнил.

    – Может быть, вы хотели быть выше первых учеников?

    Я молчу. Укоризненно качая головой, учитель ставит пятёрку.

    В зоологическом саду

    Мать держит меня за руку. Мы идём по дорожке.

    Мать говорит:

    – Зверей потом посмотрим. Сначала будет состязание для детей.

    Мы идём на площадку. Там множество детей.

    Каждому ребёнку дают мешок. Надо влезть в этот мешок и завязать его на груди.



    Вот мешки завязаны. И дети в мешках поставлены на белую черту.

    Кто-то машет флагом и кричит: «Бегите!»

    Путаясь в мешках, мы бежим. Многие дети падают и ревут. Некоторые из них поднимаются и с плачем бегут дальше.

    Я тоже чуть не падаю. Но потом, ухитрившись, быстро передвигаюсь в этом своём мешке.

    Я первый подхожу к столу. Играет музыка. И все хлопают. И мне дают коробку мармеладу, флажок и книжку с картинками.

    Я подхожу к матери, прижимая подарки к своей груди.

    На скамейке мама приводит меня в порядок. Она причёсывает мне волосы и платком вытирает моё запачканное лицо.

    После этого мы идём смотреть обезьян.



    Интересно, кушают ли обезьяны мармелад? Надо их угостить.

    Я хочу угостить обезьян мармеладом, но вдруг вижу, что в моих руках нет коробки…

    Мама говорит:

    – Наверное, мы коробку оставили на скамейке.

    Я бегу к скамейке. Но там уже нет моей коробки с мармеладом.

    Я плачу так, что обезьяны обращают на меня внимание.

    Мама говорит:

    – Наверно, украли нашу коробку. Ничего, я тебе куплю другую.

    – Я эту хочу! – кричу я так громко, что тигр вздрагивает и слон поднимает хобот.

    Так просто

    Мы сидим в телеге. Рыжеватая крестьянская лошадёнка бойко бежит по пыльной дороге.

    Правит лошадёнкой хозяйский сынок Васютка. Он небрежно держит вожжи в руках и по временам покрикивает на лошадь:

    – Ну-ну, иди… заснула…

    Лошадёнка совсем не заснула, она бежит хорошо. Но вероятно, так полагается покрикивать.

    У меня горят руки – так мне хочется подержать вожжи, поправить и покричать на лошадь. Но я не смею попросить об этом Васютку.

    Вдруг Васютка сам говорит:

    – Ну-ка, подержи вожжи. Я покурю.

    Сестра Лёля говорит Васютке:

    – Нет, не давай ему вожжи. Он не умеет править.

    Васютка говорит:

    – Что значит – не умеет? Тут нечего уметь.

    И вот вожжи в моих руках. Я держу их на вытянутых руках.

    Крепко держась за телегу, Лёля говорит:

    – Ну, теперь будет история – он нас непременно опрокинет.

    В этот момент телега подпрыгивает на кочке.

    Лёля вскрикивает:

    – Ну, ясно. Сейчас она нас перевернёт.

    Я тоже подозреваю, что телега опрокинется, поскольку вожжи в моих неумелых руках. Но нет, подскочив на кочке, телега ровно катится дальше.

    Гордясь своим успехом, я похлопываю лошадь вожжами по бокам и покрикиваю: «Ну, заснула!»

    Вдруг я вижу – поворот дороги.

    Торопливо я спрашиваю Васютку:

    – За какую вожжу тянуть, чтоб лошадь побежала направо?

    Васютка спокойно говорит:

    – Потяни за правую.

    – Сколько раз потянуть за правую? – спрашиваю я.

    Васютка пожимает плечами:

    – Один раз.

    Я дёргаю за правую вожжу, и вдруг, как в сказке, лошадь бежит направо.

    Но я почему-то огорчён, раздосадован. Так просто. Я думал, гораздо трудней править лошадью. Я думал, тут целая наука, которую нужно изучать годами. А тут такая чепуха.

    Я передаю вожжи Васютке. Не особенно интересно.


    Лёля и Минька

    Ёлка

    В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!

    Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.

    А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.

    И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.

    А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.

    Она мне однажды сказала:

    – Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.

    Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

    Моя сестрёнка Лёля говорит:

    – Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.

    И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.

    Я говорю:

    – Лёля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.

    И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.

    Лёля говорит:

    – Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.

    А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.

    Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.

    А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

    Я говорю:

    – Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.

    И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.

    Лёля говорит:

    – Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.

    Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.

    Я ей говорю:

    – А я, Лёлища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.

    И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.



    Лёля говорит:

    – Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.

    Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.

    Лёля говорит:

    – Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.

    Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.

    И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:

    – Все входите.

    И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.

    Наша мама говорит:

    – Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.

    И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.

    И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:

    – Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?

    Лёля сказала:

    – Это Минькина работа.

    Я дёрнул Лёлю за косичку и сказал:

    – Это меня Лёлька научила.

    Мама говорит:

    – Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.

    И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.

    И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:

    – С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.

    И я сказал:

    – Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.

    И та мама удивилась моим словам и сказала:

    – Наверное, ваш мальчик будет разбойник.

    И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:

    – Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.



    И та мама сказала:

    – Я так и сделаю. С вами водиться – что в крапиву садиться.

    И тогда ещё одна, третья мама, сказала:

    – И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.

    И моя сестрёнка Лёля закричала:

    – Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется.

    И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:

    – Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.

    И тогда все гости стали уходить.

    И наша мама удивилась, что мы остались одни.

    Но вдруг в комнату вошёл наш папа.

    Он сказал:

    – Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.

    И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:

    – Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.

    И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.

    И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.

    Не надо врать

    Я учился очень давно. Тогда ещё были гимназии. И учителя тогда ставили в дневнике отметки за каждый спрошенный урок. Они ставили какой-нибудь балл – от пятёрки до единицы включительно.

    А я был очень маленький, когда поступил в гимназию, в приготовительный класс. Мне было всего семь лет.

    И я ничего ещё не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане.

    И вот однажды учитель велел нам выучить наизусть стихотворение:


    Весело сияет месяц над селом,
    Белый снег сверкает синим огоньком…

    А я этого стихотворения не выучил. Я не слышал, что сказал учитель. Я не слышал потому, что мальчики, которые сидели позади, то шлёпали меня книгой по затылку, то мазали мне ухо чернилами, то дёргали меня за волосы и, когда я от неожиданности вскакивал, – подкладывали под меня карандаш или вставочку. И по этой причине я сидел в классе перепуганный и даже обалдевший и всё время прислушивался, что ещё замыслили против меня сидевшие позади мальчики.

    А на другой день учитель, как назло, вызвал меня и велел прочитать наизусть заданное стихотворение.

    А я не только не знал его, но даже и не подозревал, что на свете есть такие стихотворения. Но от робости я не посмел сказать учителю, что не знаю этих стихов. И совершенно ошеломлённый стоял за своей партой, не произнося ни слова.



    Но тут мальчишки стали подсказывать мне эти стихи. И благодаря этому я стал лепетать то, что они мне шептали.

    А в это время у меня был хронический насморк, и я плохо слышал одним ухом и поэтому с трудом разбирал то, что они мне подсказывали.

    Ещё первые строчки я кое-как произнёс. Но когда дело дошло до фразы: «Крест под облаками как свеча горит», я сказал: «Треск под облаками как свеча болит».

    Тут раздался хохот среди учеников. И учитель тоже засмеялся. Он сказал:

    – А ну-ка, дай сюда свой дневник! Я тебе туда единицу поставлю.

    И я заплакал, потому что это была моя первая единица и я ещё не знал, что за это бывает.

    После уроков моя сестрёнка Лёля зашла за мной, чтобы вместе идти домой.

    По дороге я достал из ранца дневник, развернул его на той странице, где была поставлена единица, и сказал Лёле:

    – Лёля, погляди, что это такое? Это мне учитель поставил за стихотворение «Весело сияет месяц над селом».

    Лёля поглядела и засмеялась. Она сказала:

    – Минька, это плохо! Это тебе учитель влепил единицу по русскому языку. Это до того плохо, что я сомневаюсь, что папа тебе подарит фотографический аппаратик к твоим именинам, которые будут через две недели.

    Я сказал:

    – А что же делать?

    Лёля сказала:

    – Одна наша ученица взяла и заклеила две страницы в своём дневнике, там, где у неё была единица. Её папа послюнил пальцы, но отклеить не мог и так и не увидел, что там было.



    Я сказал:

    – Лёля, это нехорошо – обманывать родителей!

    Лёля засмеялась и пошла домой. А я в грустном настроении зашёл в городской сад, сел там на скамейку и, развернув дневник, с ужасом глядел на единицу.

    Я долго сидел в саду. Потом пошёл домой. Но когда подходил к дому, вдруг вспомнил, что оставил свой дневник на скамейке в саду. Я побежал назад. Но в саду на скамейке уже не было моего дневника. Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с этой ужасной единицей.

    Я пришёл домой и сказал отцу, что потерял свой дневник. И Лёля засмеялась и подмигнула мне, когда услышала эти мои слова.

    На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый.

    Я развернул этот новый дневник с надеждой, что на этот раз там ничего плохого нету, но там против русского языка снова стояла единица, ещё более жирная, чем раньше.

    И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.

    Через два дня учитель, узнав, что у меня нету и этого дневника, заполнил новый. И, кроме единицы по русскому языку, он там вывел мне двойку по поведению. И сказал, чтоб мой отец непременно посмотрел мой дневник.

    Когда я встретился с Лёлей после уроков, она мне сказала:

    – Это не будет враньё, если мы временно заклеим страницу. И через неделю после твоих именин, когда ты получишь фотоаппаратик, мы отклеим её и покажем папе, что там было.

    Мне очень хотелось получить фотографический аппарат, и я с Лёлей заклеил уголки злополучной страницы дневника.

    Вечером папа сказал:

    – Ну-ка, покажи свой дневник! Интересно знать, не нахватал ли ты единиц?

    Папа стал смотреть дневник, но ничего плохого там не увидел, потому что страница была заклеена.

    И когда папа рассматривал мой дневник, на лестнице вдруг кто-то позвонил.

    Пришла какая-то женщина и сказала:

    – На днях я гуляла в городском саду и там на скамейке нашла дневник. По фамилии я узнала адрес и вот принесла его вам, чтобы вы сказали, не потерял ли этот дневник ваш сын.

    Папа посмотрел дневник и, увидев там единицу, всё понял.

    Он не стал на меня кричать. Он только тихо сказал:

    – Люди, которые идут на враньё и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их враньё всегда обнаружится. И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным.

    Я, красный как рак, стоял перед папой, и мне было совестно от его тихих слов.

    Я сказал:

    – Вот что: ещё один мой, третий, дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф.

    Вместо того, чтоб на меня рассердиться ещё больше, папа улыбнулся и просиял. Он схватил меня на руки и стал меня целовать.

    Он сказал:

    – То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это мне даёт надежду, что ты больше не будешь врать. И вот за это я тебе подарю фотоаппаратик.



    Когда Лёля услышала эти слова, она подумала, что папа свихнулся в своём уме и теперь всем дарит подарки не за пятёрки, а за единицы.

    И тогда Лёля подошла к папе и сказала:

    – Папочка, я тоже сегодня получила двойку по физике, потому что не выучила урока.

    Но ожидания Лёли не оправдались. Папа рассердился на неё, выгнал её из своей комнаты и велел ей немедленно сесть за книги.

    И вот вечером, когда мы ложились спать, неожиданно раздался звонок.

    Это к папе пришёл мой учитель. И сказал ему:

    – Сегодня у нас в классе была уборка, и за книжным шкафом мы нашли дневник вашего сына. Как вам нравится этот маленький врун и обманщик, бросивший свой дневник, с тем чтобы вы его не увидели?

    Папа сказал:

    – Об этом дневнике я уже лично слышал от моего сына. Он сам признался мне в этом поступке. Так что нет причин думать, что мой сын неисправимый врун и обманщик.

    Учитель сказал папе:

    – Ах, вот как. Вы уже знаете об этом. В таком случае – это недоразумение. Извините. Покойной ночи.

    И я, лёжа в своей постели, услышав эти слова, горько заплакал. И дал себе слово говорить всегда правду.

    И я действительно так всегда и теперь поступаю.

    Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно.

    Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

    Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

    У Михаила Зощенко, 120-летие которого отмечается в эти дни, был свой собственный стиль, который не спутаешь ни с кем. Его сатирические рассказы кратки, фразы без малейших изысков и лирических отступлений.

    Отличительной чертой в его манере написания произведений был именно язык, который на первый взгляд может показаться грубым. Большая часть его работ написана в комическом жанре. Желание обличить пороки людей, которых не смогла переделать даже революция, вначале воспринималось как здоровая критика и приветствовалось как обличающая сатира. Героями его произведений становились обычные люди с примитивным мышлением. Однако писатель высмеивает не самих людей, а подчеркивает их образ жизни, привычки и некоторые особенности характера. Его произведения были направлены не на борьбу с этими людьми, а на призыв помочь им избавиться от своих недостатков.

    Критики называли его произведения литературой «для небогатых» за его нарочито простоватый слог, полный словечек и выражений, который был распространен в среде мелких собственников.

    М.Зощенко «Плохой обычай».

    В феврале я, братцы мои, заболел.

    Лег в городскую больницу. И вот лежу, знаете ли, в городской больнице, лечусь и душой отдыхаю. А кругом тишь и гладь и божья благодать. Кругом чистота и порядок, даже лежать неловко. А захочешь плюнуть – плевательница. Сесть захочешь – стул имеется, захочешь сморкнуться – сморкайся на здоровье в руку, а чтоб в простыню – ни боже мой, в простыню нипочем не позволяют. Порядка, говорят, такого нет. Ну и смиряешься.

    И нельзя не смириться. Такая вокруг забота, такая ласка, что лучше и не придумать.

    Лежит, представьте себе, какой-нибудь паршивенький человек, а ему и обед волокут, и кровать убирают, и градусники под мышку ставят, и клистиры собственноручно пихают, и даже интересуются здоровьем.

    И кто интересуется? Важные, передовые люди – врачи, доктора, сестрички милосердия и опять же фельдшер Иван Иванович.

    И такую я благодарность почувствовал ко всему персоналу, что решил принести материальную благодарность. Всем, думаю, не дашь – потрохов не хватит. Дам, думаю, одному. А кому – стал присматриваться.

    И вижу: некому больше дать, иначе как фельдшеру Ивану Ивановичу. Мужчина, вижу, крупный и представительный и больше всех старается и даже из кожи вон лезет. Ладно, думаю, дам ему. И стал обдумывать, как ему всунуть, чтоб и достоинство его не оскорбить и чтоб не получить за это в рожу.

    Случай скоро представился. Подходит фельдшер к моей кровати. Здоровается.

    Здравствуйте, говорит, как здоровье? Был ли стул?

    Эге, думаю, клюнуло.

    Как же, говорю, был стул, да кто-то из больных унес. А ежели вам присесть охота – присаживайтесь в ноги на кровать. Потолкуем.

    Присел фельдшер на кровать и сидит.

    Ну,- говорю ему,- как вообще, что пишут, велики ли заработки?

    Заработки, говорит, невелики, но которые интеллигентные больные и хотя бы при смерти, норовят непременно в руку сунуть.

    Извольте, говорю, хотя и не при смерти, но дать не отказываюсь. И даже давно про это мечтаю.

    Вынимаю деньги и даю. А он этак любезно принял и сделал реверанс ручкой.

    А на другой день все и началось. Лежал я очень даже спокойно и хорошо, и никто меня не тревожил до этих пор, а теперь фельдшер Иван Иванович словно ошалел от моей материальной благодарности. За день раз десять или пятнадцать припрется он к моей кровати. То, знаете ли, подушечки поправит, то в ванну поволокет, то клизму предложит поставить. Одними градусниками замучил он меня, сукин кот. Раньше за сутки градусник или два поставит – только и всего. А теперь раз пятнадцать. Раньше ванна была прохладная и мне нравилась, а теперь набуровит горячей воды – хоть караул кричи.

    Я уже и этак, и так – никак. Я ему, подлецу, деньги еще сую – отстань только, сделай милость, он еще пуще в раж входит и старается.

    Неделя прошла – вижу, не могу больше. Запарился я, фунтов пятнадцать потерял, похудел и аппетита лишился. А фельдшер все старается.

    А раз он, бродяга, чуть даже в кипятке не сварил. Ей-богу. Такую ванну, подлец, сделал – у меня аж мозоль на ноге лопнула и кожа сошла.

    Я ему говорю:

    Ты что же, мерзавец, людей в кипятке варишь? Не будет тебе больше материальной благодарности.

    А он говорит:

    Не будет – не надо. Подыхайте, говорит, без помощи научных сотрудников. – И вышел.

    А теперича снова идет все по-прежнему: градусники ставят один раз, клизму по мере надобности. И ванна снова прохладная, и никто меня больше не тревожит.

    Не зря борьба с чаевыми происходит. Ох, братцы, не зря!



    Читай тексты рассказов, новелл Михаила М. Зощенко (Mikhail Zoshchenko)

    Аристократка

    Григорий Иванович шумно вздохнул, вытер подбородок рукавом и начал рассказывать:

    Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.

    А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме.

    А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.

    Откуда, - говорю, - ты, гражданка? Из какого номера?

    Я, - говорит, - из седьмого.

    Пожалуйста, - говорю, - живите.

    И сразу как-то она мне ужасно понравилась. Зачастил я к ней. В седьмой номер. Бывало, приду, как лицо официальное. Дескать, как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной? Действует?

    Да, - отвечает, - действует.

    И сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижет. И зуб во рте блестит. Походил я к ней месяц - привыкла. Стала подробней отвечать. Дескать, действует водопровод, спасибо вам, Григорий Иванович.

    Дальше - больше, стали мы с ней по улицам гулять. Выйдем на улицу, а она велит себя под руку принять. Приму ее под руку и волочусь, что щука. И чего сказать - не знаю, и перед народом совестно.

    Ну, а раз она мне и говорит:

    Что вы, - говорит, - меня все по улицам водите? Аж голова закрутилась. Вы бы, - говорит, - как кавалер и у власти, сводили бы меня, например, в театр.

    Можно, - говорю.

    И как раз на другой день прислала комячейка билеты в оперу. Один билет я получил, а другой мне Васька-слесарь пожертвовал.

    На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой - внизу сидеть, а который Васькин - аж на самой галерке.

    Вот мы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет, я - на Васькин. Сижу на верхотурье и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то ее вижу. Хотя плохо. Поскучал я, поскучал, вниз сошел. Гляжу - антракт. А она в антракте ходит.

    Здравствуйте, - говорю.

    Здравствуйте.

    Интересно, - говорю, - действует ли тут водопровод?

    Не знаю, - говорит.

    И сама в буфет. Я за ней. Ходит она по буфету и на стойку смотрит. А на стойке блюдо. На блюде пирожные.

    А я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг ее и предлагаю:

    Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.

    Мерси, - говорит.

    И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет.

    А денег у меня - кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег - с гулькин нос.

    Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.

    Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.

    Я говорю:

    Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.

    А она говорит:

    И берет третье.

    Я говорю:

    Натощак - не много ли? Может вытошнить.

    Нет, - говорит, - мы привыкшие.

    И берет четвертое.

    Тут ударила мне кровь в голову.

    Ложи, - говорю, - взад!

    А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.

    А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять.

    Ложи, - говорю, - к чертовой матери!

    Положила она назад. А я говорю хозяину:

    Сколько с нас за скушанные три пирожные?

    А хозяин держится индифферентно - ваньку валяет.

    С вас, - говорит, - за скушанные четыре штуки столько-то.

    Как, - говорю, - за четыре?! Когда четвертое в блюде находится.

    Нету, - отвечает, - хотя оно и в блюде находится, но надкус на ем сделан и пальцем смято.

    Как, - говорю, - надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии.

    А хозяин держится индифферентно - перед рожей руками крутит.

    Ну, народ, конечно, собрался. Эксперты.

    Одни говорят - надкус сделан, другие - нету. А я вывернул карманы - всякое, конечно, барахло на пол вывалилось - народ хохочет. А мне не смешно. Я деньги считаю.

    Сосчитал деньги - в обрез за четыре штуки. Зря, мать честная, спорил.

    Заплатил. Обращаюсь к даме:

    Докушайте, - говорю, - гражданка. Заплачено.

    А дама не двигается. И конфузится докушивать.

    А тут какой-то дядя ввязался.

    Давай, - говорят, - я докушаю.

    И докушал, сволочь. За мои-то деньги.

    Сели мы в театр. Досмотрели оперу. И домой.

    А у дома она мне и говорит своим буржуйским тоном:

    Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег - не ездют с дамами.

    А я говорю:

    Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение.

    Так мы с ней и разошлись.

    Не нравятся мне аристократки.

    Стакан

    Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой день небольшой пикничок устроила.

    И меня пригласила.

    Приходите, - говорит, - помянуть дорогого покойника чем Бог послал. Курей и жареных утей у нас, - говорит, - не будет, а паштетов тоже не предвидится. Но чаю хлебайте, сколько угодно, вволю и даже можете с собой домой брать.

    Я говорю:

    В чае хотя интерес не большой, но прийти можно. Иван Антонович Блохин довольно, - говорю, - добродушно ко мне относился и даже бесплатно потолок побелил.

    Ну, - говорит, - приходите тем более.

    В четверг я и пошел.

    А народу приперлось множество. Родственники всякие. Деверь тоже, Петр Антонович Блохин. Ядовитый такой мужчина со стоячими кверху усиками. Против арбуза сел. И только у него, знаете, и делов, что арбуз отрезает перочинным ножом и кушает.

    А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, не принимает. Да и вообще чаишко неважный, надо сказать, - шваброй малость отзывает. И взял я стакашек и отложил к черту в сторону.

    Да маленько неаккуратно отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и кокнул, об ручку. А стакашек, будь он проклят, возьми и трещину дай.

    Я думал, не заметят. Заметили, дьяволы.

    Вдова отвечает:

    Никак, батюшка, стакан тюкнули?

    Я говорю:

    Пустяки, Марья Васильевна Блохина. Еще продержится.

    А деверь нажрался арбуза и отвечает:

    То есть как это пустяки? Хорошие пустяки. Вдова их в гости приглашает, а они у вдовы предметы тюкают.

    А Марья Васильевна осматривает стакан и все больше расстраивается.

    Это, - говорит, - чистое разорение в хозяйстве - стаканы бить. Это, - говорит, - один - стакан тюкнет, другой - крантик у самовара начисто оторвет, третий - салфетку в карман сунет. Это что ж и будет такое?

    Об чем, - говорит, - речь. Таким, - говорит, - гостям прямо морды надо арбузом разбивать.

    Ничего я на это не ответил. Только побледнел ужасно и говорю:

    Мне, - говорю, - товарищ деверь, довольно обидно про морду слушать. Я, - говорю, - товарищ деверь, родной матери не позволю морду мне арбузом разбивать. И вообще, - говорю, - чай у вас шваброй пахнет. Тоже, - говорю, - приглашение. Вам, - говорю, - чертям, три стакана и одну кружку разбить - и то мало.

    Тут шум, конечно, поднялся, грохот. Деверь наибольше других колбасится. Съеденный арбуз ему, что ли, в голову бросился.

    И вдова тоже трясется мелко от ярости.

    У меня, - говорит, - привычки такой нету - швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите. Маляр, - говорит, - Иван Антонович в гробе, наверное, повертывается от этих тяжелых слов… Я, - говорит, - щучий сын, не оставлю вас так после этого.

    Ничего я на это не ответил, только говорю:

    Тьфу на всех, и на деверя, - говорю, - тьфу.

    И поскорее вышел.

    Через две недели после этого факта повестку в суд получаю по делу Блохиной.

    Являюсь и удивляюсь.

    Нарсудья дело рассматривает и говорит:

    Нынче, - говорит, - все суды такими делами закрючены, а тут еще, не угодно ли. Платите, - говорит, - этой гражданке двугривенный и очищайте воздух в камере.

    Я говорю:

    Я платить не отказываюсь, а только пущай мне этот треснувший стакан отдадут из принципа.

    Вдова говорит:

    Подавись этим стаканом. Бери его.

    На другой день, знаете, ихний дворник Семен приносит стакан. И еще нарочно в трех местах треснувший.

    Ничего я на это не сказал, только говорю:

    Передай, - говорю, - своим сволочам, что теперь я их по судам затаскаю.

    Потому, действительно, когда характер мой зайдет, - я могу до трибунала дойти.

    1923
    * * *
    Ты читал(а) тексты разных рассказов Михаила М. Зощенко , русского (советского) писателя, классика сатиры и юмора, известного своими смешными рассказами, сатирическими произведениями и новеллами. За свою жизнь Михаил Зощенко написал много юмористических текстов, с элементами иронии, сатиры, народного фольклора. В этой подборке представлены лучшие рассказы Зощенко разных лет: «Аристократка», «На живца», «Честный гражданин», «Баня», «Нервные люди», «Прелести культуры», "Кошка и люди" и другие. Много лет прошло, а мы все равно смеемся, когда читаем эти рассказики, вышедшие из под пера великого мастера сатиры и юмора М.М.Зощенко. Его проза давно стала неотъемлемой частью классики русской (советской) литературы и культуры.
    На этом сайте собраны, пожалуй, все рассказы Зощенко (содержание слева), которые ты всегда можешь читать онлайн и лишний раз удивиться таланту этого непохожего на других писателя и посмеяться над его глуповатыми и забавными персонажами (только не путай их с самим автором:)

    Спасибо за чтение!

    .......................................
    Copyright: Михаил Михайлович Зощенко

    Рассказ о том, как чемодан украли

    Недалеко от Жмеринки у одного гражданина свистнули, или, как говорится, «увели», чемодан.

    Дело было, конечно, в скором поезде.

    И это прямо надо было удивляться, каким образом у него взяли этот чемоданчик.

    Главное, пострадавший попался, как нарочно, в высшей степени осторожный и благоразумный гражданин.

    У таких, обыкновенно, даже ничего не воруют. То есть не то чтобы он сам у других пользовался. Нет, он честный. Но только он осторожный.

    Он, например, своего чемодана из рук весь день не выпускал. Он, кажется, даже с ним посещал уборную. Хотя это ему, как говорится, было не так легко.

    А в ночное время он, может быть, лежал на нем ухом. Он, так сказать, для чуткости слуха и чтоб не унесли во время процесса сна, ложился на него головой. И как-то там на нем спал — не знаю.

    И он даже для верности не приподнимал головы с этой своей вещи. А если ему нужно было перевернуться на другой бок, то он как-то там со всем этим предметом вращался.

    Нет, он в высшей степени чутко и осторожно относился к этому своему багажу.

    И вдруг это у него свистнули. Вот так номер!

    А еще, тем более, его предупредили перед сном. Ему кто-то там сказал, когда он ложился:

    — Вы, — говорит, — будьте добры, осторожней тут ездите.

    — А что? — спрашивает.

    — На всех, — говорит, — дорогах воровство почти что прекратилось. Но тут, на этом перегоне, еще отчасти бывает, что шалят. И даже бывает, что сапоги с сонных людей снимают, не говоря о багаже, и так далее.

    Наш гражданин говорит:

    — Меня это не касается. Если речь идет о моем чемодане, то я имею привычку спать на нем довольно чутко. И этот перегон меня не волнует.

    И с этими словами он ложится на свою верхнюю полку и под голову закладывает свой чемодан с разными, наверное, ценными домашними вещами.

    Значит, ложится он и спокойно засыпает.

    И вдруг ночью к нему кто-то подходит в темноте и тихонько начинает сапог с ноги стаскивать.

    А наш проезжающий был в русских сапогах. И сразу такой сапог, конечно, не снять, благодаря его длинному голенищу. Так что неизвестный только немного сдернул этот сапог с ноги.

    Наш гражданин сдержался и думает:

    А в это время неизвестный берет его теперь за другую ногу и снова дергает. Но на этот раз дергает со всей силы.

    Вот наш гражданин как вскочит, с размаху как ахнет вора по плечу! А тот — как сиганет в сторону! А наш проезжающий — как брыкнется с полки за ним! Хочет, главное, бежать, но не может, поскольку у него сапоги наполовину сдернуты. Ноги в голенищах болтаются, как звонки.

    Пока то да се. Пока ноги взошли вовнутрь, глядит — вора уж и след простыл. Только слыхать, что он, мошенник, дверкой на площадке хлопнул.

    Поднялись крики. Та-ра-рам. Все вскочили.

    Наш проезжающий говорит:

    — Вот интересный случай. Чуть у меня сапоги с сонного не сняли.

    И сам вдруг косо поглядел на свою полку, где должен был стоять его чемодан.

    Но его, увы, уже не было. Ну, конечно, опять крики и опять та-ра-рам.

    Один из пассажиров говорит:

    — Наверное, вас за ногу нарочно потянули, чтобы вы, извиняюсь, освободили чемодан от головы. А то все лежите и лежите. Поэтому вас скорее всего и потревожили.

    Пострадавший сквозь слезы страдания говорит:

    — Вот этого я не знаю.

    И сам на первой станции бежит в транспортный отдел и делает там заявление. Там сказали:

    — Хитрость и коварство этих жуликов не поддаются описанию.

    И, узнав, что у него там было в чемодане, пообещали в случае чего сообщить. Они сказали:

    — Мы поищем. Хотя, конечно, ручаться не можем.

    И это они, конечно, сделали правильно, что не поручились, так как вора с чемоданом они так и не нашли.

    Нас замучила ностальгия по детству и мы решили найти для вас самых интересных смешных рассказов, которые в детстве читали сами с удовольствием.

    Показательный ребенок

    Жил-был в Ленинграде маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка.
    И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик.
    Вот утром папа пошёл на работу. Мама тоже ушла. А Павлик остался с бабушкой.
    А бабушка была ужасно старенькая. И она любила в кресле спать.
    Вот папа ушёл. И мама ушла. Бабушка села в кресло. А Павлик на полу стал играть со своей кошкой. Он хотел, чтоб она ходила на задних лапках. А она не хотела. И мяукала очень жалобно.
    Вдруг на лестнице раздался звонок.
    Бабушка и Павлик пошли открывать двери.
    Это пришёл почтальон.
    Он принёс письмо.
    Павлик взял письмо и сказал:
    – Я сам передам папе.
    Вот почтальон ушёл. Павлик снова хотел играть со своей кошкой. И вдруг видит – кошки нигде нет.
    Павлик говорит бабушке:
    – Бабушка, вот так номер – наш Бубенчик пропал.
    Бабушка говорит:
    – Наверно, Бубенчик убежал на лестницу, когда мы открыли дверь почтальону.
    Павлик говорит:
    – Нет, это, наверно, почтальон взял моего Бубенчика. Наверно, он нарочно нам дал письмо, а мою дрессированную кошечку взял себе. Это был хитрый почтальон.
    Бабушка засмеялась и говорит шутливо:
    – Завтра почтальон придёт, мы отдадим ему это письмо и взамен возьмём у него назад нашу кошечку.
    Вот бабушка села в кресло и заснула.
    А Павлик надел своё пальто и шапочку, взял письмо и тихонько вышел на лестницу.
    «Лучше, – думает, – я сейчас отдам письмо почтальону. И лучше я сейчас возьму от него мою кошечку».
    Вот Павлик вышел во двор. И видит – во дворе нету почтальона.
    Павлик вышел на улицу. И пошёл по улице. И видит – на улице тоже нигде нету почтальона.
    Вдруг какая-то одна рыжая тётка говорит:
    – Ах, поглядите все, какой маленький малыш идёт один по улице! Наверно, он потерял свою маму и заблудился. Ах, позовите скорей милиционера!
    Вот приходит милиционер со свистком. Тётка ему говорит:
    – Поглядите, какой мальчик лет пяти заблудился.
    Милиционер говорит:
    – Этот мальчик держит в ручке письмо. Наверное, на этом письме написан адрес, где он живёт. Мы прочтём этот адрес и доставим ребёнка домой. Это хорошо, что он взял с собой письмо.
    Тётка говорит:
    – В Америке многие родители нарочно кладут письма в карман своим детям, чтоб они не терялись.
    И с этими словами тётка хочет взять письмо от Павлика. Павлик ей говорит:
    – Что вы волнуетесь? Я знаю, где я живу.
    Тётка удивилась, что мальчик так смело ей сказал. И от волнения чуть в лужу не упала.
    Потом говорит:
    – Поглядите, какой бойкий мальчик. Пусть он нам тогда скажет, где он живёт.
    Павлик отвечает:
    – Улица Фонтанка, восемь.
    Милиционер поглядел на письмо и говорит:
    – Ого, это боевой ребёнок – он знает, где он живёт.
    Тётка говорит Павлику:
    – А как тебя зовут и кто твой папа?
    Павлик говорит:
    – Мой папа шофёр. Мама ушла в магазин. Бабушка спит в кресле. А меня зовут Павлик.
    Милиционер засмеялся и сказал:
    – Это боевой, показательный ребёнок – он всё знает. Наверно, он будет начальником милиции, когда подрастёт.
    Тётка говорит милиционеру:
    – Проводите этого мальчика домой.
    Милиционер говорит Павлику:
    – Ну, маленький товарищ, пойдём домой.
    Павлик говорит милиционеру:
    – Дайте вашу руку – я вас доведу до своего дома. Вот мой красивый дом.
    Тут милиционер засмеялся. И рыжая тётка тоже засмеялась.
    Милиционер сказал:
    – Это исключительно боевой, показательный ребёнок. Мало того, что он всё знает, он ещё меня хочет до дому довести. Этот ребенок непременно будет начальником милиции.
    Вот милиционер дал свою руку Павлику, и они пошли домой.
    Только дошли они до своего дома – вдруг мама идёт.
    Мама удивилась, что Павлик идёт по улице, взяла его на руки, принесла домой.
    Дома она его немножко побранила. Она сказала:
    – Ах ты, противный мальчишка, зачем ты убежал на улицу?
    Павлик сказал:
    – Я хотел у почтальона взять моего Бубенчика. А то мой Бубенчик пропал, и, наверно, его взял почтальон.
    Мама сказала:
    – Что за глупости! Почтальоны никогда не берут кошек. Вон твой Бубенчик сидит на шкафу.
    Павлик говорит:
    – Вот так номер. Смотрите, куда прыгнула моя дрессированная кошечка.
    Мама говорит:
    – Наверно, ты, противный мальчишка, её мучил, вот она и забралась на шкаф.
    Вдруг проснулась бабушка.
    Бабушка, не зная, что случилось, говорит маме:
    – Сегодня Павлик очень тихо и хорошо себя вёл. И даже меня не разбудил. Надо за это дать ему конфетку.
    Мама говорит:
    – Ему не конфетку надо дать, а в угол носом поставить. Он сегодня убежал на улицу.
    Бабушка говорит:
    – Вот так номер.
    Вдруг приходит папа. Папа хотел рассердиться, зачем мальчик убежал на улицу. Но Павлик подал папе письмо.
    Папа говорит:
    – Это письмо не мне, а бабушке.
    Вот бабушка надела очки на нос и стала читать письмо.
    Потом она говорит:
    – В городе Москве у моей младшей дочери родился ещё один ребёнок.
    Павлик говорит:
    – Наверно, родился боевой ребёнок. И наверно, он будет начальник милиции.
    Тут все засмеялись и сели обедать.
    На первое был суп с рисом. На второе – котлеты. На третье был кисель.
    Кошка Бубенчик долго глядела со своего шкафа, как Павлик кушает. Потом не вытерпела и тоже решила немножко покушать.
    Она прыгнула со шкафа на комод, с комода на стул, со стула на пол.
    И тогда Павлик дал ей немножко супу и немножко киселя.
    И кошка была очень этим довольна.

    Глупая история

    Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.
    Вот однажды Петя проснулся в своей постельке.
    И мама стала его одевать.
    Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал.
    Мама думала, что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но он опять упал.
    Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал.
    Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу.
    Она сказала папе:
    – Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось – он на ножках стоять не может.
    Вот папа приезжает и говорит:
    – Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтоб он у нас падал.
    И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвёртый раз, падает.
    Папа говорит:
    – Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал. Наверно, он вчера конфетами объелся.
    Позвали доктора.
    Приходит доктор в очках и с трубкой.
    Доктор говорит Пете:
    – Это что за новости! Почему ты падаешь?
    Петя говорит:
    – Не знаю почему, но немножко падаю.
    Доктор говорит маме:
    – А ну-ка, разденьте этого ребенка, я его сейчас осмотрю.
    Мама раздела Петю, и доктор стал его слушать.
    Доктор послушал его через трубку и говорит:
    – Ребенок совершенно здоровый. И это удивительно, почему он у вас падает. А ну-ка, оденьте его снова и поставьте на ножки.
    Вот мама быстро одевает мальчика и ставит его на пол.
    И доктор надевает очки на нос, чтоб получше видеть, как мальчик падает. Только мальчика поставили на ножки, и вдруг он опять упал.
    Доктор удивился и говорит:
    – Позовите профессора. Может быть, профессор догадается, почему этот ребёнок падает.
    Папа пошёл звонить профессору, а в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля.
    Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит:
    – А я знаю, почему у вас Петя падает.
    Доктор говорит:
    – Глядите, какой нашёлся учёный карапуз, – он лучше меня знает, почему дети падают.
    Коля говорит:
    – Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанинка болтается, а в другой засунуты обе ножки. Вот почему он и падает.
    Тут все заахали и заохали.
    Петя говорит:
    – Это меня мама одевала.
    Доктор говорит:
    – Не нужно звать профессора. Теперь нам понятно, почему ребёнок падает.
    Мама говорит:
    – Утром я очень торопилась, чтоб ему кашу варить, а сейчас я очень волновалась, и поэтому я так неправильно ему штанишки надела.
    Коля говорит:
    – А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают.
    Петя говорит:
    – Теперь я тоже буду сам одеваться.
    Тут все засмеялись. И доктор засмеялся. Он со всеми попрощался и с Колей тоже попрощался. И ушёл по своим делам.
    Папа пошёл на службу. Мама пошла на кухню.
    А Коля с Петей остались в комнате. И стали играть в игрушки.
    А на другой день Петя сам надел свои штанишки, и никаких глупых историй с ним больше не произошло.

    Я не виноват

    Сидим за столом и кушаем блины.
    Вдруг отец берёт мою тарелку и начинает кушать мои блины. Я реву.
    Отец в очках. У него серьёзный вид. Борода. Тем не менее, он смеётся. Он говорит:
    – Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина.
    Я говорю:
    – Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты все скушаешь.
    Приносят суп. Я говорю:
    – Папа, хочешь мой суп?
    Папа говорит:
    – Нет, я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик.
    Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю:
    – Пожалуйста. Можешь кушать моё сладкое.
    Вдруг приносят крем, к которому я неравнодушен.
    Пододвинув к отцу моё блюдце с кремом, я говорю:
    – Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный.
    Отец хмурится и уходит из-за стола.
    Мать говорит:
    – Пойди к отцу, попроси прощения.
    Я говорю:
    – Я не пойду. Я не виноват.
    Я выхожу из-за стола, не дотронувшись до сладкого.
    Вечером, когда я лежу в кровати, подходит отец. У него в руках моё блюдце с кремом.
    Отец говорит:
    – Ну, что ж ты не съел свой крем?
    Я говорю:
    – Папа, давай съедим пополам. Что нам из-за этого ссориться?
    Отец целует меня и с ложечки кормит кремом.


    Самое главное

    Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов.
    Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек.
    И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у неё такой трусливый сынок.
    В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала ему:
    - Ах, как плохо, что ты всего боишься! Только храбрые люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолётах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются и потешаются. И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.
    Мальчик Андрюша так ответил своей маме:
    - С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком. И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять. А во дворе мальчишки играли в футбол. Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу.
    И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня он не убежал. Он крикнул им:
    - Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас! Мальчишки удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже сами немножко испугались. И даже один из них - Санька Палочкин - сказал:
    - Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам, пожалуй, попадёт от него.
    Но мальчики не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Короче говоря - они немножко побили Андрюшу. И тот с рёвом вернулся домой.
    И дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме:
    - Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.
    Мама сказала:
    - Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.
    И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину палку и с этой палкой пошёл во двор. Подумал: „Вот теперь я буду сильней, чем обычно. Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут».
    Андрюша вышел с палкой на двор. А на дворе мальчишек уже не было.
    Там гуляла чёрная собака, которой Андрюша всегда боялся.
    Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке: - Попробуй только залай на меня - получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове.
    Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу. Размахивая палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и немного порвала Андрю-шины штаны.
    И Андрюша с рёвом побежал домой. А дома, утирая слёзы, он сказал своей маме:
    - Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.
    Мама сказала:
    - Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё иметь смекалку. Надо думать и соображать. А ты поступил глупо. Ты размахивал палкой и этим рассердил собаку. Вот за это она и порвала твои штаны. Ты сам виноват.
    Андрюша сказал своей маме: - С этих пор я буду всякий раз думать, когда что-нибудь случится.
    И вот Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять. Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было.
    Тогда Андрюша Рыженький вышел на улицу, чтобы посмотреть, где мальчишки.
    А мальчишки купались в реке. И Андрюша стал смотреть, как они купаются.
    И в этот момент один мальчишка, Санька Палочкин, захлебнулся в воде и стал кричать:
    - Ой, спасите, тону!
    А мальчишки испугались, что он тонет, и побежали звать взрослых, чтобы те спасли Саньку.
    Андрюша Рыженький крикнул Саньке:
    - Погоди тонуть! Я тебя сейчас спасу.
    Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Ой, я плохо плаваю, и у меня не хватит силы спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду в лодку и на лодке подплыву к Саньке».
    А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту лодку от берега и сам вскочил в неё.
    А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими вёслами по воде. Но у него ничего не вышло: он не умел грести. И течение отнесло рыбацкую лодку на середину реки. И Андрюша от страха стал кричать.
    А в этот момент по реке плыла другая лодка. И в этой лодке сидели люди.
    Эти люди спасли Саню Палочкина. И, кроме того, эти люди догнали рыбацкую лодку, взяли её на буксир и доставили к берегу.
    Андрюша пошёл домой и дома, утирая слёзы, сказал своей маме:
    - Мама, я сегодня был храбрый, я хотел спасти мальчика. Я сегодня был умный, потому что не бросился в воду, а поплыл в лодке. Я сегодня был сильный, потому что оттолкнул тяжёлую лодку от берега и тяжёлыми вёслами колотил по воде. Но у меня ничего не вышло.
    Мама сказала:
    - Глупый мальчик! Я забыла тебе сказать самое главное. Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо ещё иметь знания. Надо уметь грести, уметь плавать, ездить верхом на лошади, летать на самолёте. Надо многое знать. Надо знать арифметику и алгебру, химию и геометрию. А для того чтобы это всё знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолётах.
    Андрюша сказал:
    - С этих пор я буду всему учиться.
    И мама сказала:
    - Вот и хорошо.