Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Государственным и международным стандартам качества. Преимущества международных стандартов

    Государственным и международным стандартам качества. Преимущества международных стандартов

    В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем бух-галтерского учета в нашей стране является приведение действующей системы учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов. Поэтому изучение накопленного в этой сфере опыта в зарубежных странах, а также положений и требований международных стандартов имеет особое значение.
    В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998 г. № 694 "О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь" утверждены государственная программа и мероприятия по ее реализации, выполнение которых в какой-то мере обеспечило сопоставимость показателей учета и отчетности в нашей республике с соответствующими показателями других стран. Выполнение программы требует изучения и внедрения международно признанных стандартов, нормативов и директив учета и отчетности.
    Финансовая отчетность состоит из утвержденных форм отчетности, приложений и объяснительного материала. Международные стандарты используются при составлении отчетности коммер-ческими промышленными и другими предприятиями.
    Предприятие может составлять финансовую отчетность для пользования ею руководителями всех уровней управления с по-мощью разных приемов и способов, однако для внешних пользователей она должна соответствовать международным стандартам.
    В каждой стране составление финансовой отчетности осуществляется на основании инструкций, утвержденных соответствующими регулирующими органами, включаемых в национальные стандарты.
    Общепринятые принципы учета (ГААП) зародились в США в первой половине 30-х гг., затем были признаны в Канаде, Англии, Италии и других странах. ГААП в каждой стране отличались, но все же обеспечивали определенное единство в подходах к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Они способствовали повышению достоверности и сопоставимости данных отчетности, а также доверия пользователей информации к предприятиям.
    Но постепенно ГААП вытеснялись международными стандартами учета и отчетности, которые разрабатывались с учетом тре-бований общепринятых принципов учета. Они отражали новые требования к учету и отчетности в условиях текущих явлений в развитии экономики предприятий многих стран.
    Международные стандарты финансовой отчетности разрабатываются и утверждаются Комитетом международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО), который создан в 1973 г. За время существования была создана комплексная система, насчитывающая 40 стандартов.
    КМСФО разрабатывает международные стандарты финансовой отчетности для их последующего использования во всех стра-нах мира. Главной задачей деятельности Комитета является гармонизация различных стандартов учета, принятых в различных странах.
    Международные стандарты не искажают национальные стандарты и инструкции, принятые в определенной стране. Члены КМСФО стремятся убедить соответствующие государственные организации в преимуществах использования международных стандартов финансовой отчетности, так как их использование имеет большое значение. В результате их применения возрастает качество и сопоставимость показателей учета и отчетности, повышается существенное влияние учета на развитие и укрепление экономики во всех странах мира.
    Деятельность КМСФО координируется Советом, который руководит Международной консультативной группой, созданной в 1981 г. В Совет входят представители бухгалтерских организаций 13 стран и 4 других организаций, заинтересованных в качественной и достоверной финансовой отчетности. Членами Международной консультативной группы являются представители различных организаций: Международной федерации фондовых бирж, Международной торговой палаты, Международных банковских ассоциаций, Всемирного банка, Совета международных учетных стандартов и т.д. Кроме того, в качестве наблюдателей выступают Организация экономического сообщества и развития (ОЭСА), Центр Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям (ИНСТС).
    Международные стандарты финансовой отчетности используются в качестве ориентиров национальными и региональными государственными и общественными профессиональными организациями при разработке стандартов учета и отчетности. Национальные организации некоторых стран используют международные стандарты финансовой отчетности после соответствующего их приспособления к национальным бухгалтерским требованиям. Другие страны используют международные стандарты учета для детализации своих национальных требований. В отдельных странах требования международных стандартов учета включены в национальные стандарты.
    Международные стандарты финансовой отчетности применяют около 40 тысяч транснациональных корпораций, которые включают более 200 тысяч предприятий во многих странах мира.
    Исключение составляют биржи США и Канады, которые применяют свои Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (GAAP).
    GAAP является системой бухгалтерского учета, полностью совместимой с международными стандартами (LAS), причем по ряду вопросов GAAP содержат более подробную методологию ведения учета, чем международные стандарты.
    Однако Комитет по международным стандартам финансовой отчетности имеет договоренность с Международной организацией комиссий по ценным бумагам о подготовке комплекта стандартов, которые смогут применять все компании, имеющие международную котировку акций.
    Международные стандарты используются странами Европейс-кого союза как основа для гармонизации финансовой отчетности этих стран. Национальные стандарты финансовой отчетности стран Европейского союза и другие законодательные документы по вопросам финансовой отчетности разработаны в соответствии с Четвертой Директивой ЕЭС от 26 июля 1978 г., устанавливающей требования для стран сообщества по составлению всех форм отчетности.
    Широкое использование европейскими странами международных стандартов финансовой отчетности позволит в ближайшем будущем отказаться от применения европейских директив по вопросам учета и отчетности. Страны СНГ, в том числе Республика Беларусь, также проводят большую работу по приведению своих национальных стандартов учета и отчетности в соответствие с требованиями международных стандартов.
    Развитие и совершенствование учета и финансовой отчетности многие страны связывают с использованием международных стан-дартов, что способствует выработке национальных подходов к стандартизации отчетности, а пользователям позволяет правильно ее интерпретировать.

    10. Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств компании. Надлежащее применение Международных стандартов финансовой отчетности с дополнительным раскрытием, при необходимости, фактически при любых обстоятельствах приводит к тому, что финансовая отчетность обеспечивает достоверное представление.

    11. Компания, финансовая отчетность которой соответствует Международным стандартам финансовой отчетности, должна раскрывать этот факт. Финансовая отчетность не должна представляться как соответствующая Международным стандартам финансовой отчетности, если она не соответствует всем требованиям каждого применимого Стандарта и каждой применимой интерпретации Постоянного комитета по интерпретации.

    12. Порядок учета, не соответствующий надлежащему порядку, не может быть исправлен ни раскрытием применяемой учетной политики, ни примечаниями или пояснительными материалами.

    13. В чрезвычайно редких обстоятельствах, когда руководство приходит к заключению, что соответствие требованиям Стандарта будет вводить в заблуждение, и поэтому отступление от какого-то требования необходимо для достижения достоверного представления, компания должна раскрывать:

    (a) тот факт, что руководство пришло к заключению, что финансовая отчетность достоверно представляет финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств компании;

    (b) тот факт, что финансовая отчетность соответствует применимым Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных аспектах, за исключением отступления от какого-то Стандарта в целях достижения достоверного представления;

    (c) Стандарт, от которого отступила компания, характер отступления, включая порядок учета, который требовался бы Стандартом, причины, по которым такой порядок учета вводил бы в заблуждение, и принятый порядок учета; и

    (d) финансовое воздействие отступления на чистую прибыль или убыток компании, ее активы, обязательства, капитал и движение денежных средств в каждом из представленных периодов.

    14. Финансовая отчетность иногда описывается как "основанная на" или "соответствующая значительным требованиям", или как "находящаяся в соответствии с учетными требованиями" Международных стандартов финансовой отчетности. При этом часто никакой дополнительной информации не приводится, хотя ясно, что значительные требования по раскрытию, если даже не учетные требования, не соблюдены. Такие заявления являются вводящими в заблуждение, так как они принижают надежность и понятность финансовой отчетности. В целях обеспечения того, чтобы финансовая отчетность, в которой заявляется о соответствии Международным стандартам финансовой отчетности, отвечала стандарту, необходимому пользователям во всем мире, настоящий Стандарт включает всеобъемлющее требование о том, что финансовая отчетность должна давать достоверное представление, руководства по тому, как выполнять требование о достоверном представлении, и дополнительные указания для определения исключительно редких обстоятельств, в которых необходимо отступление. Он также требует ясного раскрытия обстоятельств, вызывающих отступление. Наличие отличающихся национальных стандартов само по себе не является достаточным для обоснования отступления в финансовой отчетности, подготовленной с использованием Международных стандартов финансовой отчетности.

    15. Фактически при любых обстоятельствах достоверное представление достигается соответствием применимым Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных отношениях. Достоверное представление требует:

    (a) выбора и применения учетной политики в соответствии с параграфом 20;

    (b) представления информации, включая учетную политику, таким образом, который обеспечивает уместную, надежную, сопоставимую и понятную информацию; и

    (c) представления дополнительных раскрытий в тех случаях, когда требования в Международных стандартах финансовой отчетности недостаточны для того, чтобы позволить пользователям понять влияние конкретных операций или событий на финансовое положение и финансовые результаты деятельности компании.

    16. В чрезвычайно редких обстоятельствах применение какого-то конкретного требования в Международном стандарте финансовой отчетности может приводить к тому, что финансовая отчетность становится вприводящей в заблуждение. Это может иметь место только в том случае, когда порядок учета, требуемый Стандартом, явно не подходит, и поэтому достоверного представления нельзя достичь ни применением Стандарта, ни только через дополнительное раскрытие. Отступление не допустимо лишь по той причине, что другой порядок учета также обеспечивает достоверное представление.

    17. При оценке необходимости отступления от конкретного требования в Международном стандарте финансовой отчетности следует принять во внимание следующее:

    (a) цель требования и почему эта цель не достигнута или не является уместной в конкретных обстоятельствах; и

    (b) каким образом обстоятельства компании отличаются от тех компаний, которые следуют требованию.

    18. В связи с тем, что обстоятельства, требующие отступления, будут, как ожидается, чрезвычайно редкими, а необходимость в отступлении будет предметом значительных споров и субъективной оценки, важно, чтобы пользователи были осведомлены о том, что отчетность компании не соответствует Международным стандартам финансовой отчетности во всех существенных отношениях. Также важно, чтобы пользователи получили достаточную информацию, позволяющую им делать информированное суждение о том, является ли отступление необходимым и рассчитывать корректировки, которые потребовались бы для приведения отчетности в соответствие со Стандартом. КМСФО будет отслеживать случаи несоответствия, к которым привлекается его внимание (например, компаниями, их аудиторами и регулирующими органами), и будет рассматривать необходимость прояснения через интерпретации или поправки к Стандартам, с тем, чтобы отступление было необходимо только в чрезвычайно редких случаях.

    19. Когда, в соответствии с конкретными оговорками в настоящем Стандарте, Международный стандарт финансовой отчетности применяется до даты вступления его в силу, этот факт должен раскрываться.

    Учетная политика

    20. Руководство компании должно выбирать и применять учетную политику компании таким образом, чтобы вся финансовая отчетность соответствовала всем требованиям каждого применимого Международного стандарта финансовой отчетности и интерпретации Постоянного комитета по интерпретации. При отсутствии конкретного требования руководство должно вырабатывать политику, обеспечивающую предоставление в финансовой отчетности информации, которая:

    (a) уместна для потребностей пользователей при принятии решений; и

    (b) надежна в том, что она:

    (i) достоверно представляет результаты и финансовое положение компании;

    (ii) отражает экономическое содержание событий и операций, а не только их юридическую форму;

    (iii) нейтральна, то есть свободна от предвзятости;

    (iv) осмотрительна; и

    (v) полная во всех существенных отношениях.

    21. Учетная политика - это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности.

    22. При отсутствии конкретного Международного стандарта финансовой отчетности и интерпретации Постоянного комитета по интерпретации, руководство использует свои суждения для разработки учетной политики, которая обеспечивает наиболее полезную информацию для пользователей финансовой отчетности компании. При вынесении такого суждения руководство принимает во внимание:

    (a) требования и руководства в Международных стандартах финансовой отчетности, затрагивающие аналогичные или связанные проблемы;

    (b) критерии определения, признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности КМСФО; и

    (c) решения других органов, устанавливающих стандарты и принятую отраслевую практику в той и только в той степени, в какой они соответствуют пунктам (a) и (b) данного параграфа.

    Стандартизация как один из инструментов системы управления качеством направлена на упорядочение в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач.

    Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

    Стандарты по управлению качеством определяют:

    – дополнительные требования к техническим условиям на продукцию;

    – требования по элементам, необходимым для включения в систему качества;

    общие требования, не зависящие от отраслевых или региональных особенностей;

    – прогрессивные нормы, методики, требования к разработке продукции;

    – единый технический язык;

    – унифицирование важнейших технических характеристик продукции;

    – типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий;

    – систему классификаторов технико-экономической документации достоверности справочных данных.

    Система стандартизации России должна быть согласована (гармонизирована) с международными и региональными системами и обеспечивать защиту интересов потребителей, производителей. Концепция системы стандартизации должна быть нацелена на формирование фонда стандартов, отвечающего следующим принципам:

    – повторяемости (определение круга объектов, к которым применимы вещи, обладающие общим свойством);

    – вариантности (многообразие разновидности стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект);

    – системности (создание системы стандартов, связанных между собой);

    – взаимозаменяемости (предусматривает сборку или замену унифицированных (одинаковых) деталей, изготовленных в разных местах).

    С целью разработки единообразного подхода к решению вопроса управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне Технический комитет Международной организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты серии 9000, которые приняты к применению на территории Российской Федерации:

    ИСО 9000-94 – Стандарты по общему руководству качеством и обеспечением качества. Основное назначение стандарта – помочь предприятию в выборе и применении стандартов ИСО 9000. Стандарт содержит также ряд концептуальных положений о современных системах качества.

    ГОСТ Р 9001-96 – Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве и обслуживании.


    ГОСТ Р 9002-96 – Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже, обслуживании.

    ГОСТ Р ИСО 9003-96 – Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

    В настоящее время сформирована Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует порядок формирования и распространения стандартов. ГСС включает 5 основополагающих стандартов, регламентирующих процессы:

    1. Р1.0-1.5-92 ГСС РФ «Основные положения».

    2. Отраслевые стандарты (ОСТ).

    3. Технические условия (ТУ).

    4. Стандарты предприятий (СТП).

    5. Стандарты научно-технических обществ (СТО).

    Стандарты могут быть основополагающими:

    – на продукцию и услуги;

    – на процессы и методы контроля, испытаний, измерений, анализы.

    ГСС РФ включает также комплекс и других основополагающих стандартов:

    – ГОСТ Р1.2-92 ГСС РФ. Порядок построения, изложения и распространения (разработки) государственных стандартов.

    – ГОСТ Р1.4-93 ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения.

    – ГОСТ Р1.5-92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

    – ГОСТ Р1.8-95 ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов.

    – ГОСТ Р1.9-95 ГСС РФ. Порядок маркирования продукции и услуг ами соответствия государственным стандартам.

    – ГОСТ Р1.10-95 ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации и информации о них.

    Международный (региональный) стандарт (ГОСТ Р) принят Международной (региональной) организацией по стандартизации. По решению ООН в 1946 г. была создана Международная организация по стандартизации (ИСО), основным видом деятельности которой является разработка международных стандартов и оказание содействия развитию стандартизации. Вопросами стандартизации занимаются также Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ), Европейская организация по качеству (ЕОК), Международная конференция по аккредитации по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК), Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС).

    Межгосударственный стандарт (ГОСТ) принят государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Межгосударственные стандарты являются стандартами регионального типа.

    В целях обеспечения государственной защиты производителя и потребителя РФ и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в ГОСТах могут устанавливаться изменения определенных требований на перспективу, опережающих возможности традиционных технологий и прогнозируемых нововведений. С введением закона РФ о защите прав потребителей в рамках Госстандарта РФ стали проводиться работы по обязательной сертификации товаров, работ и услуг и создана система сертификации ГОСТ Р. В эту систему могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные организации. Комитет по сертификации продукции Международной организации по стандартизации определяет понятие сертификации продукции как действие третьей стороны, доказывающее, что идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу (ИСО/МЭК-2).

    Работы по сертификации основаны на:

    – выборе критериев для оценки соответствия качества продукции интересам потребителей;

    – выборе системы стандартизации в зависимости от авторитета органа по сертификации (его беспристрастия, компетентности, надежности оборудования);

    – стабильности технологического процесса производства продукции независимо от результатов испытания и проведения работ по сертификации.

    Сертификация может быть:

    1) обязательной – для тех параметров качества продукции, которые регламентируют охрану окружающей среды, безопасность потребителя продукции;

    2) добровольной – с целью улучшения климата доверия между поставщиками и потребителями продукции и повышения ее конкурентоспособности.


    Рис. 10.1. Процедуры осуществления сертификации (Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учеб. пособие. М., 2002, С. 111)

    Сертификат соответствия представляет собой документ, подтверждающий соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям. Сертификат может быть выдан непосредственно изготовителем (самосертификация) или сторонней организацией.

    Таким образом, защита прав потребителей и производителей во многих странах четко определена законодательством. В России приняты лишь первые законы, в частности: о стандартизации, о защите прав потребителей, о сертификации продукции и услуг, об обеспечении единства измерений.

    Знаки соответствия, зарегистрированные в установленном порядке в данной системе сертификации, подтверждают соответствие продукции установленным требованиям.

    При осуществлении товарной политики в условиях рынка продавец должен решить, будет ли он присваивать своему товару марку, товарный знак или фирменные знаки обслуживания, а также штриховые коды и наименования мест обслуживания товара, их создания, назначение и потребительские свойства продукции. Это, конечно, дополнительные затраты, но они окупаются гарантиями защиты.

    Марочный знак (эмблема), которую можно опознать (символ, изображение, отличительная окраска или специфическое штриховое оформление). Фирменный товарный знак – марка или ее часть, защищает исключительно права продавца (потребителя) на пользование марочным названием (эмблемой льва, кролика и т.д.).

    Фирменные знаки позволяют покупателю ориентироваться на рынке, покупая то, что уже проверено или известно. В ряде случаев новая продукция выпускается под старым фирменным знаком, зарекомендовавшим себя и вызывающим у потребителя определенное доверие к качеству продукции известных фирм. В мировой практике используется большое количество видов товарных знаков: движущийся, звуковой, изобразительный, комбинированный, комплексный (сложный), логотипный (словесный), обонятельный, объемный, описательный, пластический, световой, цветной и др. Будущие владельцы товарных знаков должны знать эти виды, чтобы правильно формировать требования к своему товарному знаку.

    Штриховой код, разработанный Международной ассоциацией ЕАН в Брюсселе, представляет собой 8- или 13-разрядный код: страны, предприятия-изготовителя, код самого товара и контрольное число. Код России для экспортного товара установлен в диапазоне 460–469. Однако в практике штриховых кодов продукции ходит очень много подделок, ничего общего с реальностью не имеющих. При необходимости правильно считать (определить) информацию штрих-кода могут только специалисты Ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН.

    Документальное подтверждение уполномоченным органом права на применение знака соответствия осуществляется путём выдачи лицензии. Лицензирование – это выдача права разрешения на определённый срок государственными органами на ведение отдельных видов хозяйственной деятельности в рамках действующего законодательства (в производстве, учебных заведениях, торговле, банковском деле, промыслах, внешнеэкономической деятельности и др.), а также требования ГОСТ РФ и международных стандартов.

    Международные стандарты — это стандарты, которые утверждены международной организацией. Они являются добровольными для исполнения. На практике часто международными стандартами называют также и региональные стандарты (например, стандарты европейского сообщества или директивы Евросоюза) и стандарты, разработанные различными научно-техническими обществами, но т.к. они могут быть приняты в качестве норм различными государствами мира, их также иногда называют международными стандартами.

    Международные стандарты

    Международные стандарты разрабатываются международной организацией, подтвердившей данное право путем подписания договора, соглашения или другого международного документа. Таких международных организаций множество. Об этом можно судить хотя бы по списку областей, который утвердило ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН) и для которых требуется стандартизация. Их 15 секторов, включая, например, следующие:

    • здравоохранение;
    • атомная энергетика, радиационная безопасность;
    • противопожарная защита;
    • метрология;
    • энергетика;
    • электрическое и электронное оборудование;
    • охрана окружающей среды;
    • машинное оборудование;
    • обработка информации;
    • материалы;
    • обеспечение и оценка качества и другие.
    • ISO (ИСО) — Международная организация по стандартизации;
    • IEC (МЭК) — Международная электротехническая комиссия;
    • ITU (МСЭ) — Международный телекоммуникационный союз.

    Так международная организация ИСО занимается стандартизацией во многих областях хозяйственной, производственной и общественной деятельности. В настоящее время разработано свыше 20 тысяч разнообразных стандартов. Свыше 150 стран мира в той или иной степени применяют их на практике. НО тем не менее считается, что около 80 % существующих в данной системе стандартизации нормативных документов еще не нашли своей практической реализации.

    Директивы Евросоюза

    В наши дни в рыночной экономике существует тенденция к объединению экономики, созданию интегрированных региональных рынков. Максимальное развитие получила такая тенденция в рамках ЕС – Европейского Союза, который сформировал единый внутренний рынок 25 стран рынок к концу 1992 года. Основное значение при устранении национальных барьеров назначается развитию стандартизации в рамках Европы.

    СЕН — Европейский комитет по стандартизации был утвержден в 1961 году, СЕНЭЛЕК- Европейский комитет по стандартизации в электротехнике создан 10 лет спустя. На сегодняшний день только в рамках этих двух европейских организаций по стандартизации функционирует 239 ТК.

    Если в странах ЕС в 1991 году действовало 200 директив Евросоюза и 1200 евростандартов, то в 2005 году Фонд нормативных документов комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК превысил 14 тысяч.

    Особенность большинства директив Евросоюза заключаются в том, что они содержат, как правило, лучшие национальные стандарты отдельных европейских стран. Политика комитетов по европейской стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК заключается в том, чтобы максимально применять требования Международных стандартов ИСО и МЭК в качестве региональных, европейских директив. Практически все европейские страны принимают в последние годы свои национальные стандарты на базе единых директив Евросоюза.

    Практически все техническое законодательство ЕС представлено в настоящее время постановлениями Совета, директивами Евросоюза (его Совета).

    Для стран – членов ЕС постановления Совета имеют прямое действие без переоформления требований через национальное законодательство. В отличие от Постановлений директивы Евросоюза вводятся в действие через законодательные документы самих государств - членов Европейского Союза. При этом директивы Евросоюза содержат сроки ввода стандарта в национальных рамках. Чаще всего и директивы и постановления называют единым термином - директивы Евросоюза.

    При разработке и внедрении директив Евросоюза существуют старый и новый подходы. Директивы Евросоюза в старой версии содержат, как правило, конкретные сведения к объекту стандартизации. В связи с изменяющимися условиями производства, предпринимательства, новыми технологиями, такие документы требуют постоянного внесения корректировок. Отдельные директивы Евросоюза насчитывают их до 100 единиц.

    Директивы Евросоюза, разработанные с учетом современных тенденций, формулируют общие требования к продукции или другим объектам стандартизации. Они состоят из двух частей (правовой и технической) и нескольких приложений.

    На реализацию в странах ЕС любая продукция может поступить лишь после проведения оценки соответствия и получения права маркировать ее знаком соответствия – СЕ.

    Международные стандарты и ГОСТы

    Международные стандарты не являются обязательными для стран, которые принимают участие в работе той или иной международной организации и разработке международных стандартов под эгидой данной системы. Любое государство вправе использовать или не использовать то или иное семейство стандартов.

    Так сами стандарты ИСО/МЭК предусматривают два возможных способа использования международных стандартов: прямое и косвенное применение.

    Прямое применение — это использование международного стандарта независимо от его регулирования любым другим нормативным документом.

    Косвенное применение – использование международного стандарта путем утверждения посредством другого нормативного акта, где этот стандарт был ратифицирован.

    Уровень адаптации международных стандартов в той или иной стране может быть установлен на основе положений ИСО/МЭК 21 при применении системы классификации международных стандартов. Они могут быть следующими:

    • IDT — идентичные национальные стандарты, содержащие минимальные редакционные изменения, внесенные в международные стандарты.
    • MOD — измененные национальные стандарты с четко объясненными изменениями.
    • NEQ — не эквивалентные национальные или региональные или стандарты.

    Государственная система стандартизации РФ предусматривает следующие варианты использования региональных и международных стандартов:

    • принятие аутентичного (подлинного или достоверного) текста международного стандарта в качестве национального российского нормативного акта (ГОСТ Р) без изменений и дополнений;
    • принятие текста международного стандарта, содержащего дополнения, учитывающие особенности российских условий и требований к объекту стандартизации (например, ГОСТ ИСО 9001 или ГОСТ ИСО 14001).

    Если на национальном уровне не принят общероссийский стандарт, аналогичный тому или иному международному стандарту, то отрасли, предприятия, научные объединения и другие российские структуры могут применять региональные или международные стандарты в качестве стандартов отраслей, предприятий, до тех пор пока не будет принят российский ГОСТ Р.

    Кроме того допускается при создании российских нормативных документов, делать ссылки или включать отдельные пункты международных стандартов в такие документы. Но это не говорит о том, что был принят международный стандарт.

    Директивы Евросоюза и международные стандарты с переходом России к рыночной экономике все чаще берутся за основу российских стандартов. Принято считать, что в отдельных областях деятельности соответствие российских стандартов межнациональным составляет 100 %. Но имеются отрасли и области, которые в значительной степени относятся в сфере безопасности государства Российского, где данный процесс не будет происходить.

    Международная стандартизация - это совокупность международных организаций по стандартизации и продуктов их деятельности - стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции. Таких организаций три: Международная организация по стандартизации - ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия - МЭК (IEC), международный союз электросвязи - МСЭ (ITU).

    Международная организация по стандартизации - самая крупная и авторитетная из вышеназванных. Основная ее цель сформулирована в Уставе ИСО: “…содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в областях интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности”.

    О масштабе деятельности организации свидетельствуют следующие факты: свыше 30 тыс. экспертов участвуют в технической работе, которая осуществляется в рамках 187 технических комитетов, 576 подкомитетов, 2057 рабочих групп. Ежегодно в разных странах мира проводятся более 800 заседаний упомянутых выше технических органов. Парк стандартов ИСО превышает 14 тыс. единиц, ежегодно публикуется свыше 800 новых и пересмотренных стандартов.

    Основные объекты стандартизации, количество стандартов (в % от общего числа) характеризуют диапазон интересов организации.

    Машиностроение

    Неметаллические материалы

    Руды и металлы

    Информационная техника

    Сельское хозяйство

    Строительство

    Специальная техника

    Охрана здоровья и медицина

    Основополагающие стандарты

    Окружающая среда

    Упаковка и транспортировка товаров

    Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники - это объекты совместных разработок ИСО/МЭК.

    Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации.

    В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон - производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

    В стратегии последних лет ИСО уделяет особое внимание торгово-экономической деятельности, требующей разработки соответствующих решений в интересах рынка, и оперативной модели, позволяющей в полной мере использовать потенциал информационных технологий и коммуникационных систем, учитывая при этом, в первую очередь интересы развивающихся стран и формирование глобального рынка на равноправных условиях.

    Стандарты ИСО, аккумулирующие передовой научно-технический опыт многих стран, нацелены на обеспечение единства требований к продукции, являющейся предметом международного товарообмена, включая взаимозаменяемость комплектующих изделий, единые методы испытаний и оценки качества изделий.

    Пользователи международных стандартов ИСО - промышленные и деловые круги, правительственные и неправительственные организации, потребители и общество в целом.

    Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ИСО.

    В России принят такой порядок внедрения международных стандартов:

    § прямое применение международного стандарта без включения дополнительных требований;

    § использование аутентичного текста международного стандарта с дополнительными требованиями, отражающими потребности народного хозяйства.

    По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

    ИСО и МЭК совместно разрабатывают руководства ИСО/МЭК, в которых рассматриваются различные аспекты деятельности по оценке соответствия. Содержащиеся в этих руководствах добровольные критерии - результат международного консенсуса в отношении наилучших приемов и подходов. Их применение способствует преемственности и упорядоченности в деле оценки соответствия во всем мире и содействует тем самым развитию международной торговли.

    Таким образом на практике реализуется принцип: “ Единый стандарт, одно испытание, признаваемые повсюду”.

    Хотя международные стандарты разрабатываются на основе консенсуса и добровольного признания заложенных в них требований, на практике соответствие им продукции, по существу, обязательно, так как является критерием конкурентоспособности и допуска на международный рынок.

    Международные стандарты стали эффективным средством устранения технических барьеров в международной торговле, поскольку обрели статус документов, определяющих научно-технический уровень и качество изделий.

    За последние пять лет уровень использования международных стандартов возрос с 15 до 35%, а в таких отраслях как машиностроение, металлургия, транспорт и связь - превысил 40%.

    Перспективные задачи ИСО

    ИСО определила свои задачи, выделив наиболее актуальные стратегические направления работ:

    · установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок;

    · снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и телекоммуникаций;

    · оказание эффективного содействия Всемирной торговой организации путем внедрения программы, ориентированной на постепенную переработку технических условий на поставку товаров в стандарты ИСО;

    · стимулирование "самоподдерживающих" элементов указанной выше про­граммы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;

    · забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.

    В дальнейшем ИСО планирует расширить сферу предоставляемых технических услуг. Ею определены три приоритетные возможности: содействие принятию широко используемых промышленных стандартов, разработанных за рамками ИСО, в качестве международных нормативных документов; выявление первоочередных потребностей в стандартизации, касающейся специальных областей; повышение гибкости планирования работ по созданию стандартов в ответ на изменяющиеся условия рынка и государств.

    Кроме того, довольно быстро растущей областью международной стандартизации по-прежнему остаются услуги, где все шире будут применяться стандарты серии 9000.

    Правительства ряда крупных стран передают ответственность за разработку и внедрение стандартов, применяемых для правительственных закупок (особенно оборонными ведомствами), в частный сектор. В этой связи ИСО изучает возможности международной стандартизации в неправительственном секторе. В перспективе будет возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК и которое дополняет деятельность этих организаций и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций. Потребители рассматривают это сотрудничество как позитивное, способствующее эффективной работе трех главных организаций по международной стандартизации и в следующем столетии.

    2.2 Международные стандарты систем экологического менеджмента ISO 14000

    Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам. Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции, согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000) в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты опубликованы в конце 1996 года. Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду

    1) Организация должна выработать экологическую политику - специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к “постоянному улучшению” системы экологического менеджмента и к "предотвращению загрязнений". Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

    2) Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы).

    3) С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи. Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений"), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды "заинтересованных сторон" (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

    4) Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента. Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

    5) В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

    6) Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к внештатным ситуациям.

    7) Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

    8) Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

    9) Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к "постоянному улучшению". Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл "план - осуществление - проверка - пересмотр плана".

    Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

    Зачем стандарты ISO 14000 нужны предприятиям

    Стандарты ISO 14000 являются "добровольными". Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

    Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

    Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO)будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

    Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

    · улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);

    · экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;

    · увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;

    · желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;

    · улучшение системы управления предприятием;

    · интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

    По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

    Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

    Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность "двойная" сертификация для уменьшения общей стоимости."Сертификация в рамках ISO 9000 - это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000", утверждает одна из консультационных фирм.

    Ситуация в России

    Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

    Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

    · популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;

    · популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;

    · подготовка специалистов-аудиторов;

    · развитие нормативной базы по экологическому аудиту;

    · внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага - официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

    Стандартизация: место и роль в системе технического регулирования

    Важность и необходимость стандартизации Российское государство поняло еще в 1900 году, когда попыталось стандартизировать зерновые в части торговой классификации, проводило работы по унификации вооружений, вводило нормы проектирования электротехнических изделий.

    Хотя сейчас все основные элементы технического регулирования - технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, контроль и надзор - в том или ином виде имеются в Российской Федерации, они требуют существенной доработки, еще и потому, что создают необоснованные и избыточные барьеры в торговле.

    В конце 2002г. В России был принят Федеральный закон “О техническом регулировании”, регулирующий отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Федеральным законом введены:

    § понятие и принципы технического регулирования;

    § понятие, содержание и применение технического регламента, цели принятия и виды технических регламентов, порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов;

    § цели, принципы стандартизации, а также документы в области стандартизации и правила их разработки;

    § цели, принципы и формы подтверждения соответствия;

    § положения в области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий;

    § положения о государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований технических регламентов;

    § ответственность, обязанности и права сторон при выявлении нарушений требований технических регламентов;

    § положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

    § положения о финансировании в области технического регулирования.

    Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Так, по исследованиям немецких экспертов, треть ежегодного экономического роста Германии за 1960-1990 гг. (около 30 млрд. марок) относилась к эффекту применения стандартов

    При разработке технических регламентов необходимо использовать опыт стран Европейского Союза, который практически перестал включать конкретные технические требования в директивы ЕС, а использует принцип нового подхода, предполагающего указание в директиве только существенных требований. Конкретные требования и методы испытаний устанавливаются в национальных стандартах, направленных на подтверждение соответствия директиве. Стандарты принимаются на основе консенсуса всех заинтересованных сторон в рамках согласительного совещания представителей министерств и ведомств, предприятий-изготовителей, саморегулируемых организаций, научных организаций - технических комитетов по стандартизации.