Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Природоохранные фонды. Экологические фонды в рф. Экологические кризисы и экологические ситуации

    Природоохранные фонды. Экологические фонды в рф. Экологические кризисы и экологические ситуации

    система общественных и государственных организаций, ставящих своей целью решение экологических проблем. Внебюджетные государственные Ф.э. находятся в единой государственной системе, включая Федеральный Ф.э. РФ, субъектов РФ и местные Ф.э.; средства Ф.э. формируются из различных источников, главными из которых являются обязательные платежи природопользователей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, а также сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

    внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан. Э.ф. образуют единую систему, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения установлены действующим законодательством. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации (в том числе органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологического надзора и др.). Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

    Целью создания экологических фондов является привлечение и аккумулирование средств для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, решение неотложных задач охраны окружающей природной среды, восстановление потерь и компенсация причиненного ей вреда и другие природоохранительные задачи.

    Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает создание системы государственных внебюджетных экологических фондов, в которую входят федеральный , региональные , местные экологические фонды.

    Следует отметить, что, хотя закон говорит о системе фондов, между указанными фондами отсутствуют какие-либо вертикальные связи.

    Федеральный экологический фонд образуется Правительством Российской Федерации и находится в ведении МПР России. Правление фонда ежегодно отчитывается в своей деятельности перед Правительством Российской Федерации. Региональные и местные фонды создаются по решению органов представительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и находятся в ведении исполнительных органов. Действуют эти фонды на основании положений о них, утверждаемых органами законодательной власти.

    Экологические фонды формируются за счет следующих поступлений:

    • а) платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другие виды загрязнения;
    • б) сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения и преступления;
    • в) средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
    • г) средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам от долевого использования собственных средств фонда в деятельности иных юридических лиц;
    • д) добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, в том числе иностранных юридических и физических лиц.

    Полученные средства распределяются между различными экологическими фондами: 10% поступает в федеральный фонд, 30% - в региональные, 60% - в местные фонды.

    Средства экологического фонда могут направляться:

    • - на долевое участие в разработке и реализации программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;
    • - финансирование программ по охране окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
    • - финансирование внеплановых природоохранных мероприятий, для решения неотложных экологических проблем;
    • - участие в финансировании научно-технических исследований, разработок, внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
    • - участие в финансировании строительства, реконструкции природоохранных объектов, осуществляемых организациями;
    • - осуществление международного сотрудничества, в том числе привлечение иностранных специалистов и организаций для проведения консультаций, экспертиз и других работ;
    • - участие в финансировании работ по ведению кадастров природных ресурсов;
    • - развитие особо охраняемых природных территорий;
    • - выплату в установленном порядке компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного их здоровью неблагоприятным воздействием окружающей природной среды;
    • - развитие экологического воспитания и образования населения автономного округа;
    • - иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.

    Запрещается использовать средства экологического фонда на цели,

    не связанные с природоохранительной деятельностью. За нецелевое использование установлена административная ответственность в виде штрафа (ст. 84 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

    Экологические фонды были созданы практически в каждом территориальном образовании, являющимся субъектом Российской Федерации, а также на местном уровне - районном и юродском.[ ...]

    Экологический фонд территории - наличие и распределение по территории естественных природных комплексов, природоохранных зон и поясов, особоохраняемых территорий, различных групп лесов, обеспечивающих средоформирующие и ресурсовоспроизводящие функции природных ландшафтов.[ ...]

    Экологические фонды формируются за счет следующих средств: платежи за загрязнение ОС, штрафы за экологические правонарушения; средства, полученные по искам о возмещении вреда, от реализации конфискованных орудий браконьерного промысла; дивиденды различного рода; добровольные пожертвования. Есть предложения включить в доходную часть фонда также средства, поступающие от оплаты за природные ресурсы .[ ...]

    Экологические фонды. Для реализации различных природоохранных задач: восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительного направления и т. д. была создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды функционировали за счет отчислений с предприятий в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и других источников. Большая часть средств экологических фондов направлялась на реализацию природоохранных мероприятий.[ ...]

    Размеры экологических фондов существенно зависят от того, насколько жесткими являются санкции к виновникам загрязнения, а также от того, насколько хорошо отлажен весь механизм применения санкций. Таким образом, в целом "благополучие" экологических фондов покоится на аппарате экономических санкций (платежей, штрафов и т.д.), т.е. ориентируется на наказательную функцию природоохранного права. Хуже того, существует обратная зависимость между благополучием (состоянием) экологических фондов и состоянием окружающей природной среды, в силу которой держатели фондов заинтересованы в существовании предприятий-загрязнителей, причем в возможно большем их числе.[ ...]

    Федеральный экологический фонд - внебюджетная государственная организация, осуществляющая свою деятельность под общим руководством Правления. Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формируются за счет отчислений республиканских, краевых и областных экологических фондов в размере 10%, собственной коммерческой, инвестиционной, банковской, страховой, издательской и иной деятельности, не запрещенной законодательством, отчислений из республиканского бюджета, а также средств, получаемых от проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов и иных благотворительных акций.[ ...]

    В самой идее экологических фондов есть один настораживающий момент. Они будут тем больше, чем хуже экологическая обстановка на территории. Следовательно, держатели фондов не могут быть заинтересованы в улучшении состояния природной среды. За счет этих фондов у природоохранных служб создается возможность наращивать штаты, улучшать материально-техническое обеспечение, расширять организационные структуры и укреплять свой имидж и влияние. Растущее загрязнение среды приводит также к расширению фронта научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и, следовательно, к увеличению числа рабочих мест в сфере науки и образования. Чем крупнее будут территориальные экологические фонды, тем легче будет поддерживать все эти инфраструктурные новообразования.[ ...]

    Федеральный экологический фонд действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1992 г. N 442 "О Федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории РФ". Это самостоятельное государственное внебюджетное учреждение с правами юридического лица находится в ведении Минприроды России.[ ...]

    Инвестиционные фонды. Инвестиционные и венчурные фонды, созданные в последние годы, располагают внушительным суммарным капиталом, часть которого уже инвестирована в российскую экономику. Фонды планируют выделить часть средств на природоохранные проекты, исходя из приоритетов отраслевых и целевых инвестиций. Российские коммерческие банки. Потенциал финансирования "зеленых" инвестиций пока еще очень ограничен. Наблюдается тенденция к поддержке инвестиций в экономику, как правило, при условии быстрой окупаемости проекта (в течение 2-2,5 лет) и ставках, составляющих примерно 25% годовых. Потенциальная величина среднего кредита невелика - около 1,5-2 млн. долларов. В целом, кредитование из средств отечественных коммерческих банков может быть успешным при поддержке экологических фондов, компенсирующих разницу между ставкой процента банка и рентабельностью предприятия.[ ...]

    В настоящее время экологические фонды являются практически единственным дееспособным элементом структуры распределения финансовых ресурсов на природоохранные цели (рис.З) и могли бы играть определенную роль в реализации программ сохранения окружающей природной среды, так как фонды могли бы быть дополнительным спонсором проектов по сохранению окружающей среды и одним из элементов структуры управления реализацией этих проектов.[ ...]

    Лукойл», «ЕЭС России» и др.), приступил к изданию серии учебных пособий по экологическому образованию работников основных профессий нефтегазового комплекса. Серия состоит из одиннадцати пособий, которые разработаны учеными РГУ нефти и газа им. И.МГубкина и издаются на гранты Фонда. Основу их составляет инженерно-техническое нормирование требований по охране окружающей среды.[ ...]

    Через территориальные экологические фонды могут осуществляться компенсационные расчеты с предприятиями. Например, если хозяйственный субъект заинтересован в размещении своего предприятия в районе с высокой экологической нагрузкой, он обязан внести в фонд средства, которые могут быть использованы фондом в качестве субсидий тем предприятиям, которые готовы участвовать в природоохранных мероприятиях. Величину взноса лучше всего исчислить экспертным путем, либо путем договора между распорядителем фонда и хозяйственным субъектом под патронажем местных органов власти.[ ...]

    Анализ формирования средств экологических фондов показал, что платежи за загрязнение окружающей природной среды были и остаются основными источниками формирования средств экофондов. Если, по оценкам, в 1991-1993 гг. доля экологических фондов в общих природоохранных затратах в России была 4,9 - 4,7%, то к 1995 году финансирование природоохранных мероприятий из средств экологических фондов сравнялось с бюджетным и достигло оценочно при падении финансирования из средств предприятий 20-25%>.[ ...]

    После консолидации Федерального экологического фонда Российской Федерации в бюджет, 17 из 89 территориальных экологических фондов были также консолидированы в бюджеты субъектов Российской Федерации, 30 остались самостоятельными юридическими лицами, а остальные - в ведении администраций субъектов Российской Федерации.[ ...]

    Таким образом, в современных условиях экологические фонды становятся важным элементом, дополняющим средства природопользователей и бюджетные средства.[ ...]

    Таким образом, в современных условиях экологические фонды являлись важным элементом поддержки инвестиций в охрану окружающей среды. Тем не менее в бюджете 2001 г. Федеральный экологический фонд Российской Федерации был упразднен. Возникла необходимость создания новой структуры, способной координировать инвестиционную деятельность в области охраны окружающей среды.[ ...]

    В банках существуют специальные счета для средств экологических фондов. Деньги с этих счетов распределяются так: 60% - на реализацию программ местного значения, 30 -вышестоящего уровня (до республиканского включительно), 10% - мероприятий федерального значения. Данные пропорции закреплены в законодательном порядке, хотя и являются в целом ориентировочными. Запрещается расходование средств экологических фондов на какие-либо иные цели. Лица, виновные в нарушении целевого расходования средств, штрафуются на суммы в кратных размерах от минимальной оплаты труда органами Минприроды России.[ ...]

    Учредителями республиканских, краевых и областных экологических фондов являются соответствующие комитеты по экологии и природопользованию. Эти экологические фонды являются юридическими лицами и дейст вуют самостоятельно в пределах утвержденных смет, имеют самостоятельный баланс и могут иметь отделения и филиалы.[ ...]

    В России 3. представлены несколькими организациями («Экологический фонд России», «Социально-экологический союз России», «Экология и мир», «Российская партия зеленых», «Хранители радуги» и др.). Создан «Общероссийский союз общественных экологических организаций», который координирует работу различных организаций 3. Общим недостатком 3. является безальтернативность их требований (которые часто нереалистичны).[ ...]

    В России функционирует система внебюджетных государственных экологических фондов, которая объединяет в себе федеральный фонд, краевой или областной и местный (городской или районный) . Каждое звено системы экологических фондов имеет свой орган управления,подчиняющийся соответствующему уровню управления территорией.[ ...]

    Книга написана и издана по просьбе многочисленных участников экологических школ-семинаров, проводимых Экологическим фондом России.[ ...]

    Законодательной основой для формирования и функционирования экологических фондов является Закон "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г., которым предусматривается создание для решения неотложных природоохранных задач единой системы внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющей Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. В июне 1992 г. создан Федеральный экологический фонд. Экологические фонды образуются за счет поступления платы за загрязнение окружающей среды от предприятий, учреждений и организаций и из некоторых других источников. Ядром системы внебюджетных фондов является Федеральный экологический фонд Российской Федерации - государственное внебюджетное учреждение .[ ...]

    Для санитарно-гигиенических мероприятий, обновления основных фондов природоохранного назначения, выполнения различных иных работ в области ООС предприятия имеют право создавать специальные экологические фонды за счет: а) амортизационных отчислений по сооружениям и объектам природоохранного назначения; б) кредитов, субсидий банков и городского фонда охраны природы; в) доходов от хранения в банке средств экологического фонда; г) экономии платежей за загрязнение ОС, получаемой от снижения выбросов (сбросов) на предприятии; д) отчислений от прибыли предприятия. Все эти средства предприятий создаются в виде специального банковского счета и расходуются в соответствии с указанными выше целями.[ ...]

    Эти проблемы отражаются на формировании и расходовании средств фондов экологических: основные загрязнители и плательщики средств в экологические фонды располагаются на территориях городов, поэтому в ряде случаев происходит конкуренция, соперничество между областным и городскими комитетами охраны природы за сбор и расходование экологических фондов, что особенно актуально в условиях экономического кризиса и бюджетного дефицита.[ ...]

    Вместе с тем должен быть налажен жесткий контроль за расходованием экологического фонда территориальными финансовыми и природоохранными органами. Иначе может оказаться, что предназначенные для развития экологической деятельности средства будут использоваться прежде всего в той сфере, которая дает наибольшую прибыль. Нельзя допускать, чтобы фонд располагал значительными свободными средствами. Должны быть соответствующие размерам фонда планы природоохранных мероприятий, и эти планы обязаны неукоснительно выполняться под угрозой штрафных или административных санкций. Одним из эффективных способов использования средств экологических фондов предприятий является стимулирование труда в сфере ООС .[ ...]

    Важным шагом стало решение о создании при Совете Межгосударственного экологического фонда, цель которого - выполнение согласованных межгосударственных программ, с уставным Фондом в 60 миллионов рублей и постоянными ежегодныш взносами каждого государства в размере 0,05 процента от национального доходе.[ ...]

    Для проведения природоохранных мероприятий на предприятии городской фонд охраны природы приобретает, следовательно, ведущее значение. Любой руководитель предприятия будет добиваться в первую очередь субсидий из этого фонда . В том случае, если предприятию удалось скопить значительные финансовые средства в собственном экологическом фонде (как правило, это бывает на крупных предприятиях), то целесообразно предоставить ему свободу распоряжаться своим экологическим фондом. Например, можно допускать возможность использовать свободные финансовые средства этого фонда на производственные цели, в частности, на обновление и совершенствование технологического оборудования основных производственных фондов. Это будет своего рода "внутренний кредит", который, разумеется, должен быть погашен в соответствии с общими правилами кредитной системы. На средства экологического фонда можно купить дополнительную квоту на загрязнение в порядке компенсационных расчетов. В этом случае природоохранные мероприятия перекладываются на продавца этой квоты.[ ...]

    На территории Архангельской области функционирует система внебюджетных государственных экологических фондов, состоящая из экологического фонда области (областной фонд), объединяющего собственно областной фонд, а также многие районные фонды, и экологических фондов городов Архангельск, Северодвинск, Ко-ряжма, Вилегодского района и Котласского регионального фонда.[ ...]

    В данной работе использованы материалы Национальной газомоторной ассоциации, АО «Автогаз», Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского, ООО «ВНИИГАЗ», Минтранс и ГТК России, Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП), ЕЭК ООН. российских и зарубежных печатных и электронных открытых источников информации.[ ...]

    Внебюджетное финансирование, т.е. за счет средств из внебюджетных источников - собственных средств при-родопользователей, экологических фондов и экологического страхования, - в условиях рыночной экономики выходит на первое место.[ ...]

    Ряд вопросов по деятельности экофондов затрагивает интересы ведомств природно-ресурсного блока. Так, в соответствии с порядком направления средств в экологические фонды определено поступление сумм, полученных по искам и штрафам за аварии и загрязнения, причиненные природным ресурсам (земли, воды, рыбных запасов, охотничьих угодий и т.д.), т.е. есть соответствующая статья в доходной части бюджетов фондов, однако практически нет аналогичных статей в расходных частях бюджетов.[ ...]

    Платность природных ресурсов - важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологические фонды и экологическое страхование.[ ...]

    Авторы с благодарностью примут пожелания и замечания по данной книге и учтут их при последующих переизданиях. Свои замечания и предложения просим направлять по адресу: 117936, Москва, Ленинский проспект, д. 4, МИСиС, Экологический фонд России.[ ...]

    Предприятия, эффективно осуществляющие ООС, имеют право на льготное кредитование. Банки, которые дают такие кредиты, в свою очередь, имеют налоговые льготы, дотации, а также льготные межбанковские кредиты. Освобождаются от налогообложения экологические фонды, поскольку их средства предназначаются предприятиям и организациям для проведения природоохранных мероприятий. Использование средств экологических фондов осуществляется на договорных условиях под процентные займы.[ ...]

    В 2002 г был принят новый федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.), в котором, как и в предыдущем законе (1991 г.) имеется глава, посвященная экономическому регулированию (механизму) в области охраны окружающей среды. Однако в новом законе, по сравнению с предыдущим, данный раздел претерпел некоторые корректировки в сторону сокращения возможных мер экономического регулирования. В частности, отсутствуют внебюджетные целевые экологические фонды - важнейший источник финансирования природоохранных мероприятий с момента ведения платы за загрязнение; акцизы на экологически вредную продукцию. В данном законе ничего не говорится об «экологическом налоге», хотя последний присутствует в Налоговый Кодексе. По-прежнему, в новом законе не решен однозначно вопрос об обязательном экологическом страховании: «может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование» .

    Государственные внебюджетные экологические фонды были созданы для централизованного финансирования капиталовложений на охрану

    окружающей среды. Согласно Временному положению об образовании фондов охраны природы, их создание предусматривалось при краевых, областных, окружных, городских исполкомах Советов депутатов и советах министров автономных республик в целях финансирования межотраслевых и территориальных природоохранных мероприятий.

    В 1990г. был создан экологический фонд России при Государственном комитете РСФСР по экологии и природопользованию. Формирование экологических фондов субъектов Федерации, городов и районов совпало с проведением эксперимента (1989--1990 гг.) по введению платежей за загрязнение окружающей природной среды (всего в эксперименте участвовало около 50 регионов). Эти платежи стали основным источником формирования экологических фондов (первые фонды были созданы в тех регионах, которые участвовали в эксперименте). К концу 1990-х годов «внебюджетные экологические фонды были созданы во всех субъектах Федерации. Экологические фонды не только аккумулировали плату за загрязнение, но и концентрировали средства других финансовых источников для осуществления инвестиционной природоохранной деятельности и стимулирования природопользователей на проведение этой деятельности.

    В соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991г.) создана единая трехуровневая система внебюджетных государственных экологических фондов. На верхнем уровне -- федеральный экологический фонд, на среднем -- фонды субъектов Федерации, на нижнем уровне -- районные и городские фонды.

    Главная цель создания внебюджетных экологических фондов: формирование автономной, независимой от госбюджета, структуры доя централизованного финансирования природоохранной деятельности. При

    этом важно отметить, что средства фондов дополняют бюджетные средства и средства предприятий-природопользователей (собственные и заемные).

    Задачи экологических фондов:

    финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

    мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы;

    экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрения экологически чистых технологий;

    * содействие в развитии экологического воспитания и образования.

    Источники формирования экологических фондов:

    платежи предприятий, объединений и организаций за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

    штрафные платежи за аварийные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи за сверхнормативное и нерациональное (некомплексное) использование (потери) природных ресурсов;

    средства, взыскиваемые по искам для возмещения ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства в результате хозяйственной деятельности предприятий;

    средства от реализации конфискованных средств охоты и рыболовства, а также продукции, незаконно добытой посредством их применения;

    средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности других юридических лиц;

    6) добровольные взносы предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан (в том числе поступления от иностранных юридических и физических лиц).

    Кроме того, некоторая часть фондов складывается из доходов от промыслов, индивидуальной и кооперативной деятельности, рекреационных мероприятий, доходов от размещения природоохранных займов, лотерей, выставок и других коммерческих мероприятий.

    Доля платежей за загрязнение окружающей среды, согласно существующей практике, составляла в приходной части фондов около 80--85%.

    Расходование средств экологических фондов должно иметь исключительно целевую направленность -- только на цели, связанные с природоохранной деятельностью. Основными направлениями использования средств экологических фондов являются:

    выделение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возвратной основе;

    вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;

    долевое участие в финансировании проектов, что стимулирует вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов;

    выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

    При этом средства экологических фондов распределялись следующим образом: 60% -- на реализацию природоохранных мероприятий местного значения; 30% -- регионального и 10% -- федерального значения.

    Ядро системы экологических фондов -- Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ), созданный по постановлению Правительства РФ. Основная цель деятельности фонда -- разработка и реализация федеральных и межрегиональных программ и привлечение для этого средств территорий, предприятий, организаций и других возможных источников. Правление фонда устанавливает приоритетные направления инвестиционной

    политики:

    разработка государственных и федеральных программ,

    создание нормативно-правовой базы природопользования,

    проектирование и развитие особо охраняемых территорий,

    экологическое просвещение в условиях крайнего дефицита бюджетных ассигнований,

    поддержка территориальных органов и коллективов, осуществляющих природоохранные и природовосстановительные работы комплексного вида (многопрофильные),

    долевое участие в разработке и реализации проектов в области рационального природопользования, ресурсосбережения и переработки отходов,

    финансовая поддержка международного сотрудничества, проводимого в рамках межгосударственных соглашений.

    Основной источник поступления средств в ФЭФ -- 10% средств, поступающих от предприятий на счета региональных экологических фондов. Законами о федеральном бюджете с 1995г. было предусмотрено консолидирование в федеральный бюджет средств Федерального экологического фонда.

    Территориальные экологические фонды (ТЭФ) -- второй и третий уровень системы государственных внебюджетных экофондов. Формирование системы ТЭФ осуществляется следующим образом:

    предприятия перечисляют платежи за загрязнения, экологические налоги и штрафы в местный экологический фонд;

    • 2)местный фонд делает отчисления по фиксированным ставкам в вышестоящий региональный фонд (межобластной, федеральный), а также осуществляет расчеты с аналогичными фондами соседних территорий по поводу трансграничных загрязнений. Ставки отчислений устанавливаются в результате переговоров между держателями фондов с учетом конкретной экологической и экономической ситуации;
    • 3)организации и граждане могут перечислять на счет ТЭФ добровольные взносы;
    • 4)ТЭФ размещают экологические займы среди населения.

    Кроме того, региональный экологический фонд имеет дополнительные возможности регулирования качества окружающей среды путем создания системы компенсационных расчетов на основе так называемого бабл-принципа. Например, экологический фонд может скупить у некоторых предприятий квоты на выбросы и резервировать их. Это возможно в случае, если ситуация в регионе такова, что экологические проблемы признаются приоритетными на уровне властных структур по отношению к экономическому развитию. Если предприниматель заинтересован в размещении своего предприятия на территории данного региона, где установленный лимит выбросов уже исчерпан (либо экологический фонд не заинтересован исчерпывать свой резерв квот на выбросы), то он должен оплатить фонду стоимость снижения загрязнения на эквивалентную массу выбросов на действующих предприятиях. При этом фонд принимает на себя обязанности обеспечить это снижение экономическими методами (через субсидии и т.д.).

    В данном случае региональный фонд выступает в качестве посредника на рынке экологических услуг, причем сделка с фондом должна быть выгоднее, чем ряд непосредственных сделок такого рода с отдельными предприятиями.

    Перспективы развития территориальных экологических фондов были связаны с предоставлением им права кредитования природоохранной деятельности в регионах и постепенном превращении их в коммерческие экологические банки, хранящие экологические платежи и штрафы предприятий и других природопользователей. Основная цель создания этих структур -- развитие экологической инфраструктуры, формирование рынка экологических работ и услуг.

    В 2000г. система территориальных экологических фондов была упразднена. Средства от платежей за загрязнение окружающей среды были переданы в доходы региональных и местных бюджетов. Одной из причин ликвидации системы экологических фондов послужили случаи нецелевого использования средств экологических фондов (на строительство дорог, гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам, оплату коммунальных услуг).

    Следует отметить, что в нынешних условиях значительно возрастает роль предприятий, которые являются основными исполнителями природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами. Таким образом, финансовое обеспечение природоохранной деятельности основывается на создании обособленных экологических фондов предприятий.

    Экологический фонд предприятия (ЭФП) создается в виде специального счета в местном отделении государственного или коммерческого банка, обслуживающего предприятие. Прежде всего он формируется на экологически опасных предприятиях. Источниками формирования ЭФП являются:

    амортизационные отчисления по природоохранным объектам и сооружениям;

    платежи за загрязнение окружающей среды в пределах норм;

    штрафные платежи за превышение норм загрязнения;

    платежи на цели воспроизводства (восстановления) расходуй мых природных ресурсов (рентные платежи), вносимые предприятиями, когда они восстанавливают эти ресурсы за счет собственны" средств или банковских кредитов (в том числе отчисления в фонд возмещения стоимости геолого-разведочных работ);

    целевые субсидии (субвенции, дотации) и кредиты на осуществление природоохранных мероприятий, получаемые на конкурсной основе из средств бюджета, территориальных внебюджетных экологических фондов для снижения вредных воздействий предприятий на окружающую среду;

    кредиты государственных и коммерческих банков;

    доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств ЭФП;

    прибыль предприятия, включая экономию по выплате налога на прибыль при ее использовании на финансирование природоохранных нужд.

    Основные направления расходования средств ЭФП:

    природоохранные нужды (например, строительство и реконструкция пылегазоочистных установок и пр.);

    осуществление компенсационных расчетов с другими предприятиями, а также юридическими лицами и гражданами (приобретение дополнительных квот на загрязнение, прямая компенсация нанесенного ущерба);

    финансирование технологической реконструкции основных производственных процессов предприятия (в той мере, в которой такое совершенствование приводит к снижению экологической нагрузки на окружающую среду);

    временно свободная часть средств может быть использована для финансирования других хозяйственных нужд предприятия или храниться в банке на депозитном счете.

    Необходимо отметить, что предприятия, создавшие экологический фонд, обладают определенной свободой в использовании средств этого фонда. В частности, предприятие обладает свободой маневра финансовыми ресурсами своего экологического фонда между различными природоохранными нуждами. Однако при этом следует обеспечить жесткий контроль за расходованием средств ЭФП со стороны местных финансовых и природоохранных органов, так как часть средств может быть использована на нужды, прямо не связанные с природоохранной Деятельностью. Кроме того, хранение в банках средств ЭФП должно находиться под контролем банковских учреждений и природоохранных органов. Отметим, что экологическим законодательством не предусмотрено создание ЭФП.

    Особую группу составляют фонды экологического страхования (или Фонды экологической безопасности), создаваемые государственными или частными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам в случае причинения им серьезного ущерба изменениями в окружающей среде, которые квалифицируются как экологические кризисные ситуации, экологические катастрофы или экологические бедствия. Эти фонды являются потенциальными источниками финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

    право органам Минприроды взыскивать с предприятий в безакцептном порядке. Во-вторых, постановлением Правительства так разъясняется вытекающий из действующего законодательства факт: если платежи предприятия равны или превышают размер прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, то местными органами охраны окружающей среды или органами санэпиднадзора рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.

    Экологические фонды

    В Российской Федерации создается система экологических фондов. Ее главная задача - обеспечение надежного финансирования различных видов природоохранной деятельности. Система экологических фондов включает Федеральный экологический фонд, соответствующие республиканские (краевые, областные и местные) экологические фонды, страховые фонды окружающей среды, экологические фонды предприятий.

    Федеральный экологический фонд - внебюджетная государственная организация, осуществляющая свою деятельность под общим руководством Правления, сформированного Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формируются за счет отчислений республиканских, краевых и областных экологических фондов в размере 10% собственной коммерческой, инвестиционной, банковской, страховой, издательской и иной деятельности, отчислений из республиканского бюджета, а также средств, получаемых от проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов и иных благотворительных акций.

    Правление ежегодно отчитывается о расходовании средств перед собранием представителей республиканских, областных, краевых комитетов по экологии и природопользованию.

    Региональные экологические фонды. Учредителями республиканских,

    краевых и областных экологических фондов являются соответствующие комитеты по экологии и природопользованию. Эти экологические фонды являются юридическими лицами и действуют самостоятельно в пределах утвержденных смет, имеют самостоятельный баланс и могут иметь отделения и филиалы. Средства этих фондов не подменяют другие источники финанси-

    рования по проектам социально-экономического развития территории, плановые природоохранные мероприятия природопользователей. Они служат дополнительным источником финансирования и кредитования для:

    - строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов природоохранного назначения, включая городские очистные сооружения, канализацию, и других природоохранных мероприятий территориального назначения;

    - создания и усовершенствования автоматизированных систем мониторинга и технических средств для них, разработки, приобретения и аренды приборов, оборудования и техники для осуществления контроля;

    - развития собственной материально-технической базы местных комитетов по экологии и природопользованию (приобретение машин, приборов, вычислительной техники и т.д.);

    - создания местной информационной системы сбора, хранения, систематизации и обработки экологической информации и информации по территории;

    - создания и развития заповедников, заказников, национальных парков и сохранения памятников природы;

    - научных и практических работ по созданию ресурсосберегающих и природоохранных видов техники и технологии;

    - исследовательских работ по изучению территории и развития рынка экологических услуг;

    - проведения работ по экологической экспертизе объектов;

    - создания предприятий с целью решения экологических проблем;

    - проведения мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения, охраны и воспроизводства нарушенных хозяйственной деятельностью отдельных природных экосистем;

    - организации экологического образования и воспитания, пропаганды экологических знаний, издательской деятельности по экологии и природопользованию.

    Часть средств (до 5%) экологических фондов может быть использована на строительство объектов здравоохранения, для восстановления здоровья трудящихся, заболевания которых связаны с загрязнением окружающей среды.

    Экологические фонды, являясь неотъемлемой частью экономического механизма регулирования природопользования, образуются за счет средств, поступающих от предприятий, учреждений и организаций, отдельных граждан, а также физических и юридических иностранных лиц. Данные фонды формируются за счет следующих платежей:

    - за загрязнение окружающей среды;

    - за сверхнормативное использование природных ресурсов (также по-

    - платы по искам в возмещение ущерба;

    - штрафов за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм, правил и стандартов;

    - средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также продажи незаконно добытых с их помощью продукции и природных ресурсов;

    - добровольных взносов.

    Также в эти фонды поступают:

    - отчисления на природоохранные мероприятия из государственного

    и местного бюджетов;

    - средства, получаемые в виде дивидендов, процентов по вкладам от долевого участия в деятельности совместных предприятий, иных юридических лиц и кредитов;

    Доходы от издательской, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности;

    - средства от проведения денежно-вещевых лотерей и различных бла- готворительно-экологических мероприятий;

    - прибыль от средств, размещенных в качестве депозитов в банках;

    - средства из иных источников, не противоречащих существующему законодательству.

    Экологические фонды предприятий. В перспективе предполагается формировать за счет отчислений от прибыли, а также других поступлений. Прибыль, направляемая в эти фонды, не подлежит налогообложению. Средства данных фондов необходимо использовать для осуществления природоохранных мероприятий до достижения выбросами установленных стандартов.

    Для начала необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.

    Система налоговых льгот должна включать:

    - уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий;

    - налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера (эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, утилизация и захоронение бытовых отходов, строительство, реконструкция природоохранных объектов и т.п.).

    Для льготного налогообложения также желательны:

    - уменьшение суммы дохода, облагаемого налогом;

    - прямое сокращение налогов (с использованием коэффициентов, дифференцированных по системе льготного налогообложения);

    - исключение отдельных видов расходов из валового дохода;

    - соответствующее использование подсистемы налогового кредита. При расчете облагаемой налогом суммы дохода может быть преду-

    смотрена ускоренная амортизация основных фондов при условии выполнения всех требований охраны окружающей среды.

    В этом случае от налогов освобождаются суммы дохода, равные разности между амортизационными отчислениями, принятыми в системе бухгалтерского учета, и нормативами вводимой налоговой амортизации.

    Экологические критерии, по которым регулируется система налогообложения, следующие:

    - степень соответствия фактического уровня ресурсоиспользования и ресурсосбережения региональным предельным нормативам;

    - нормативные нагрузки на окружающую природную среду;

    - территориальные лимиты природопользования;

    - необходимые темпы перестройки народнохозяйственных структур на экологической основе;