Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Проведение психологических тренингов для младших школьников. Скачать карточки к упражнению. Упражнение «Поменяйтесь местами»

    Проведение психологических тренингов для младших школьников. Скачать карточки к упражнению. Упражнение «Поменяйтесь местами»

    Психологический тренинг для школьников старших классов «Я достигну успеха!» Автор: психолог Тагибергенова Айгуль Куанышкереевна Цель: 1) осознать важность целей, отражающих твои потребности и мотивы 2) изучить способы достижения поставленных целей 3) произвести самоанализ 1 этап «Представление» Каждый участник тренинга должен не просто назвать свое имя, а на каждую букву подобрать определение своего характера (А - амбициозная, Н - находчивая, Я – яркая). 2 этап «Наши правила» Договариваемся, что на нашем тренинге мы будем говорить все, что посчитаем необходимым. Будем выражать свою точку зрения. Не критиковать мнения других людей. Не обсуждать проблемы группы за ее пределами. 3 этап «Заряд энергии» Участники группы свободно ходят по комнате, по сигналу останавливаются и выполняют, то, что скажут(упражнение проходит под музыку). -объединиться в группы, у кого есть домашний любимее, а у кого нет - распределиться по цвету глаз (темные и светлые) - у кого день рождения летом и весной, а у кого – зимой и осенью - кто любит больше ролики, а кто коньки. 4 этап «Обсуждения» Наш тренинг посвящен достижению успеха, ответьте для начала на вопрос, кто и для чего живет? Почему вы ходите в школу? Почему вас в школе учат различным предметам? Кем вы хотите стать в будущем? А какая цель у вас сейчас? (обсуждаете). 1 этап Что же значит цель? Цель помогает достичь того, к чему ты движешься, помогает стать лидером, показывает твои лучшие стороны. Если человек знает, чего он хочет, и каждый раз пытается сделать что-то для достижения своих целей, он обязательно добьется успеха. Попробуйте сейчас обозначить определенную цель для ее достижения. (обсуждение) 2 этап Мотивы – комплекс причин, которые заставляют человека к деятельности. В первую очередь, необходимо развивать свою силу воли. Сделай сами первый шаг на пути к своему успеху, потому что этого хотите вы, а не ваш сосед. Делайте все необходимое для достижения поставленной цели. Вы должны четко представлять, что вы хотите больше всего. Определите возраст, когда вы достигнете ее. Если возникают трудности, то проанализируйте, что может быть не так. Что следует изменить. Пытайтесь, старайтесь, идите вперед. Обязательно составьте схематичный план ваших действий. Вам сразу станет гораздо легче. Ведите ежедневник, помечайте, что вам необходимо сделать сегодня, что завтра. Развивайтесь. Оцените свои старания со стороны. Посмотрите, что вам кажется неэффективным. Нет ничего плохого в самоанализе, это лишь еще сильнее закалит вашу волю. Прислушивайтесь к мнению опытных людей. В этом нет ничего плохого, это сыграет хорошую роль в достижении ваших целей. 3 этап Каждый из присутствующих уже 10% чего-то добился, пусть это небольшой, но все-таки успех. Это может быть связано с вашим увлечением (спорт, музыка, танцы, чтение и т.д.) (обсуждение). 4 этап А сейчас мы попробуем воссоздать ваш успех, которого вы добились. представьте свой прекрасный день. Можно его нарисовать или рассказать о нем. Подумайте, кем вы стали, кто рядом, где вы, какие предметы округ вас… Завершение: Подводим итоги. Что вы вынесли из сегодняшнего тренинга? Открыли ли вы себя с другой стороны? Увидели ли вы в себе то, что раньше не могли? Что запомнилось? Прислушаетесь ли вы к советам? Хочется сделать еще одну вещь. Давайте на счет 3, дружно скажем: «Я добьюсь успеха!»

    Программа занятий «Психолого-педагогическое формирование интерпсихических действий в младшем школьном возрасте»

    В данной программе предусмотрено четыре основных блока:

      Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков (3 занятия по 40-50 минут).

      Групповые занятия по развитию уверенности в себе, повышения самооценки (3 занятия по 40-50 минут).

      Групповые занятия по развитию творческих способностей и активизации мыслительной деятельности (3 занятия по 40-50 минут).

      Групповые занятия по развитию мотивации к учению (3 занятия по 40-50 минут).

    Блок 1

    Цель: развитие у детей навыков общения, осознание и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств других участников тренинга, активизация механизмов самопознания и самовыражения.

    Занятие 1

    Цель: создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия.

    Вводная фаза

    Ребята, скажите, зачем нужно ходить в школу?

    Что нужно уметь, чтобы получать новые знания? (Уметь слушать, уметь высказывать свои мысли, уметь общаться и т.д.)

    На наших тренингах мы с вами будим учиться правилам общения, умению выражать свои чувства, развивать творческие способности, учиться уверено себя вести.

    Фаза контакта

    Упражнение «Правила группы»

    Педагог-психолог называет основные правила, которые нужно соблюдать на тренинге:

    Нельзя унижать и обзываться.

    Обращаться друг к другу только по имени.

    Говорить по одному, при желании высказываться необходимо, поднять руку и не перебивать говорящего.

    Нельзя выходить из тренинга без разрешения педагога-психолога.

    Активно участвовать в тренинге, но соблюдая правила.

    Правило «стоп»

    Безоценочность суждений

    Кто-нибудь хочет добавить правила?

    Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

    Упражнение «Назови ласковым именем»

    Цель: формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

    Дети садятся в круг. В центр выходит один ребенок – ведущий. Все остальные по очереди называют ласковые варианты его имени (или называют ласковым словом: котик, принцесса и т.п.) Затем ведущий выбирает, какой ласковый вариант своего имени ему больше всего понравился.

    Каждый из ребят будет в роле ведущего.

    Фаза лабилизации

    Упражнение «Все у кого…»

    Цель: формирование чувства общности у детей, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

    Дети садятся на стульчики. Педагог-психолог предлагает выполнить какое-либо действие тем детям, у которых есть что-то общее.

    Пускай встанут на правую ногу все, у кого сегодня хорошее настроение.

    Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.

    Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое (любой цвет) в одежде.

    Пусть погладят себя по голове все, кто съел сегодня весь завтрак.

    Пусть улыбнуться все, у кого есть собака.

    Пусть скажут «гав» все, кто живет выше 3 этажа.

    Ребята, много кто из вас вставал. А почему? (У нас есть много общего – такого, о чем они не знали раньше).

    Фаза обучения

    Упражнение «Слепой и поводырь»

    Цель: формирование доверия к окружающему миру.

    По кабинету раскладываются предметы и препятствия. Ученики делятся на 3-4 группы. Участники каждой группы делятся на пары. Одному человеку завязывают глаза. Второй становится поводырем.

    Ребята, кто скажет, как передвигается слепой человек в пространстве?

    Кто ему помогает?

    Один из пары, должен провести партнера по кабинету (определенному пространству кабинета), обходя при этом препятствия. Затем участники пары меняются ролями. Группы проходят это упражнение поочередно.

    Кому из вас больше понравилось быть поводырем? Почему?

    Кому из вас больше понравилось быть слепым? Почему?

    Что вы чувствовали, выполняя роли поводыря и слепого?

    Упражнение «Щепки на реке»

    Цель: создание спокойной, доверительной атмосферы в группе.

    Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Первые два участника будут «щепками» и поплывут по реке.

    Остальные участники – это «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки. Когда Щепки проплывают весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая первая пара становятся Щепками и начинают свой путь…

    Упражнение заканчивается, когда первые Щепки становятся в начале реки.

    По окончании упражнения проводится обсуждение:

    Что вам понравилось?

    Что не понравилось?

    Что вы ощущали во время этого упражнения?

    Заключительная фаза

    Что полезного вы узнали?

    Занятие 2

    Цель: развитие коммуникативных навыков

    Вводная фаза

    Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

    Правила работы в группе.

    Затем ведущим устанавливаются опре деленные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

    Список правил:

    1. Внимательно слушать друг друга.

    2. Говорить по одному и не перебивать говорящего.

    3. Уважать мнение друг друга.

    4. Безоценочность суждений.

    5. Активность.

    6. Правило «стоп».

    7. Нельзя унижать и обзываться.

    Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

    Фаза контакта

    Упражнение «Поздороваемся»

    Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

    Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

    Психологический смысл упражнения

    Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

    Фаза лабилизации

    Упражнение «Поменяться местами»

    Цель: создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

    Участники сидят на стульях в кругу. Водящий (один из участников тренинга) выходит на середину круга и наблюдает за другими участниками. Педагог-психолог приходит за спинами участников и тихонько задевает 3-4 человек, которые должны договориться с любым другим участником без слов, поменяться местами. Педагог-психолог говорит «Поменяться местами» и те, кто договорился, меняются местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место, но нельзя толкаться. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

    Игра повторяется 4-5 раз.

    Фаза обучения

    Подумайте и попробуйте объяснить, что такое самоуважение.

    Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение психологического комфорта человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и к чему это может привести.

    Упражнение: «Хорошие и плохие поступки»

    Цель: Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

    Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой – написать, как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков. Дается время 15-20 минут.

    Обсуждение

    Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце педагог-психолог суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

    Заключительная фаза

    Цель: задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

    Участники встают в кружок, и педагог-психолог предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

    Занятие 3

    Цель: развитие коммуникативных навыков.

    Вводная фаза

    Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

    Фаза контакта

    Упражнение «Царевна Несмеяна»

    Цель: формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, обучение навыкам общения.

    Перед упражнением обсудить с детьми, как плохо быть грустным, и если твой друг грустит его надо поддержать и даже повеселить.

    Дети делятся на две команды. Первая команда – это Царевна Несмеяна и ее подданные. Они очень грустные никогда не улыбаются, ничем интересным не занимаются. Во второй команде – веселые ребята из детского сада. Они должны рассмешить первую команду. При этом можно делать все что угодно: прыгать, рассказывать смешные истории, строить рожицы, но нельзя прикасаться руками к участникам первой команды.

    Фаза лабилизации

    Упражнение «Обезьянки»

    Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, снижение мышечного напряжения.

    Дети делятся на пары. Один из них обезьянки, а другие – отражение в зеркале. Обезьянки по команде педагога-психолога изображаю настроение, а отражение повторяют за обезьянкой. Потом пара меняется ролями.

    Радость

    Огорчение

    Удивление

    Злость

    * обида

    * неожиданность

    * восторг

    * страх

    Обсуждение:

    В какой роли вам больше понравилось быть? Почему?

    Возникали ли у вас трудности в выполнении этого упражнения?

    Какие? Почему?

    Фаза обучения

    Часто мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние. И это все является важными компонентами процесса общения. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять себя - сопоставить внутреннее состояние и чувства, легче выражать вфизическом действии некоторые эмоции.

    Совпадение внутренних переживаний, их осознания и форм их выражения – это предварительное условие положительного и продуктивного взаимодействия между людьми.

    Иногда внутренние переживания и настроение отличаются от вашего поведения. Например , произнести слова «Хочу помочь», «Я люблю тебя» с нахмуренным лицом и сжатыми кулаками. Это несоответствие между вашими чувствами и «языком тела». Или, например , человек вгостях весь вечер скучал, но на прощание, улыбаясь, говорит хозяйке: «Как приятно было провести у вас вечер...» Он сознательно говорит не то, что чувствует, не желая обидеть хозяйку. Другой пример, когда человек, не осознавая собственный гнев и агрессивность, говорит вежливо, но его поза и напряженная мимика не соответствуют словам. Необходимо чтобы ваше внутреннее состояние соответствовало вашим физическим действиям.

    Упражнение «Рисунок на спине»

    Цель: Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

    Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Педагог-психолог показывает какую-нибудь простую картинку последнему в колонне участнику и прячет ее. Каждой команде свою картинку. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого впереди стоящего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

    Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

    Обсуждение

    Обсуждение в общем кругу.

    Что помогало понимать и передавать ощущения?

    Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае?

    Что мешало выполнять упражнение?

    Заключительная фаза

    Все участники тренинга садятся в круг. Проводится обсуждение:

    Что понравилось или не понравилось?

    Что полезного вы узнали?

    Может быть, кто-то чему-то научился?

    Или у вас есть ко мне вопросы или предложения?

    А сейчас все похлопали и сказали друг другу спасибо, за участие в тренинге.

    Встретимся с вами на следующем занятии тренинга. Спасибо всем.

    Блок 2

    Цель: развивать уверенность в себе, повышение самооценки.

    Занятие 1

    Цель: формирование адекватной самооценки.

    Вводная фаза

    Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

    Фаза контакта

    Повторяются правила работы в группе.

    Упражнение «Мое настроение»

    Цель: Установление контакта между участниками.

    Ребята садятся в круг, и каждый рассказывает, с каким настроением пришел, и чего ждет от занятия.

    Фаза лабилизации

    Упражнение «Перевоплощение»

    Цель: формирование навыков самораскрытия.

    Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороженое, свеча, стул, ручка и т.д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой вещью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем.

    Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведет к самораскрытию и формированию навыков управления своими эмоциями. Застенчивым может потребоваться помощь.

    Обсуждение: Возникали трудности у вас в рассказе от лица вещи, которую вы выбрали? Какие?

    Фаза обучения

    Упражнение «Мой сосед слева»

    Цель: Развитие умения находить положительные качества в других людях .

    Педагог-психолог предлагает участникам внимательно посмотреть на соседа слева и назвать то, что у того хорошо получается. Круг должен замкнуться.

    Обсуждение: Приятно ли было слышать от других положительные оценки своих умений?

    Возникали ли трудности? Какие? Почему?

    Заметки для педагога-психолога : Могут возникнуть затруднения в отношении изгоев. Нужно напомнить ребятам, что не бывает так, чтобы человек ничего не умел делать.

    Упражнение «Мои сильные и слабые качества»

    Цель: формирование навыков адекватной самооценки.

    - Ребята на листке бумаги напишите в один столбик ваши сильные, хорошие качества, а во втором столбике – слабые, те качества, которые вам мешают, но они у вас есть. (Дается 5 минут).

    Сосчитайте, сколько у вас сильных и слабых качеств. Сравните их количество. Подумайте, можно ли избавиться от некоторых своих слабостей, и если да, то, что для этого нужно сделать.

    Всегда можно избавиться от того, что не нравится в себе, главное, понять, что хочется изменить в себе. А как это сделать, можно найти всегда.

    Заключительная фаза

    Цель: получение обратной связи.

    Что понравилось? Что нет?

    Как вы себя чувствовали сегодня на занятии?

    Занятие 2

    Цель: осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях.

    Вводная фаза

    Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

    Фаза контакта

    Повторяются правила работы в группе.

    Упражнение «Что хорошего и что плохого происходило вчера»

    Цель: самоанализ своего поведения.

    Ребята рассказывают, что происходило с ними вчера хорошего, а что было плохого и почему.

    Фаза лабилизации

    Упражнение «Разожми кулак»

    Цель: эмоциональный разговор.

    Участники разбиваются на пары: один сжимает кулак, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту. Потом участники меняются ролями.

    - Не нужно ломать пальцы партнеру, разжимать кулак надо, не причинять боли.

    Обсуждение: - Кому и как удалось это сделать? (Силой, просьбой, легким поглаживаниями и т.п.).

    Притча: Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ».

    Можно ли добиться своего силой?

    Как это можно сделать по-другому?

    Фаза обучения

    Упражнение «Представление героев»

    Цель: развитие умения понимать себя и других людей по поведению.

    - Давайте вспомним героев сказки про Винни-Пуха и охарактеризуем их.

    Характеристики записываются на доске.

    Пятачок – зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.

    Кролик – активно навязывает другим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчиняться.

    Ослик Иа – не верит в свои собственные силы, не верит в будущее, во всем склонен видеть унылое, дурное, неприятное во всем, что его окружает. (Пессимист).

    Заметки педагогу-психологу : Если ребята не знают сказку и не видели мультфильм про Винни-Пуха, нужно накануне познакомиться с этим произведением.

    Упражнение «Проблемы героев»

    Цель: развитие навыка справляться с проблемами поведения.

    - Как вы думаете, что нужно изменить в себе Пяточку, Кролику и Иа?

    - Что нужно сделать героям, что бы они смогли измениться?

    Пятачку нужно научиться говорить «нет» и научиться отстаивать свою точку зрения.

    Кролику следует научиться просить и научиться принимать отказ от других.

    Ослику необходимо поверить в собственные силы и научиться решать различные ситуации, в которые он попадает.

    Упражнение «Уши - нос»

    Цель: развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

    - Очень важно в жизни уметь сохранять спокойствие в различных ситуациях. Когда кто-то кричит, обвиняет, оскорбляет, очень полезно порой не заражаться чужой агрессией и не отвечать криком на крик.

    - Были у вас такие ситуации, когда вы заражались чужой агрессией в конфликтах?

    - Что из этого получалось?

    - Чтобы конфликт не перешел во вражду, драку, обиду, нужно уметь внутренне отстраняться от стрессовой ситуации и настроится на правильное решение этого конфликта.

    Участники разбиваются на пары, одни будут Пятачками, вторые – Кроликами. Кролики кричат и обвиняют, Пятачок очень этого боится, ему нужно научиться держать натиск Кролика. Его задача – не слушать Кролика, а наблюдать за движениями кончиков его ушей или носа и запомнить свои мысли и чувства, возникающие в это время. На это упражнение дается две минуты, затем участники меняются ролями.

    Обсуждение: - Какие чувства испытывали партнеры в ролях?

    Трудно ли было выполнять задание и почему?

    Что нужно сделать, чтобы прекратить нападки Кролика?

    Заключительная фаза

    Упражнение «Посидите так, как сидит…»

    Цель: снятие эмоционального напряжения.

    Педагог-психолог предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы:

    - король

    - курица на насесте

    - начальник милиции

    - жираф

    - маленькая мышка

    - слон

    - бабочка

    Занятие 3

    Цель: формирование навыков определения своей позиции в затрудненных ситуациях; актуализация знаний, приобретенных на занятиях.

    Вводная фаза

    Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

    Фаза контакта

    Повторяются правила работы в группе.

    Упражнение «Кто это?»

    Цель: эмоциональный разогрев.

    Один из участников выходит в коридор. Остальные ребята выбирают одного участника, которого должен отгадать участник, который вышел в коридор. Ребята составляют устный портрет выбранного участника (внешние данные, качества характера, привычки и т.д.). Приглашается участник из коридора и по очереди рассказывают о другом участнике. Необходимо отгадать того о ком идет речь. Упражнение повторяется 3-4 раза с другими участниками.

    Обсуждение: - Возникали трудности в отгадывании участника?

    Трудно ли было давать характеристику другому?

    Фаза лабилизации

    Упражнение «Разожми кулак»

    Цель: развитие умения анализировать ситуации.

    Вы многие ездите в общественном транспорте и видите конфликтные ситуации, которые происходят между кондуктором и пассажиром. Кто из вас хочет рассказать одну из этих ситуаций?

    Давайте проанализируем, кто прав, а кто нет. Как правильно выйти из этой конфликтной ситуации? Или что сделать, чтобы конфликта не было?

    Фаза обучения

    Упражнение «Антивремя»

    Цель: обучение способам избегания конфликтных ситуаций.

    - У нас в классе происходят разные конфликты. Давайте вспомним какую-нибудь ситуацию, в результате которой возник конфликт.

    Нужно подробно обсудить эту ситуацию, восстанавливая ход событий от конца до начала, и найти ответы на вопросы:

    - Где находится очаг конфликта?

    - Как можно было его избежать?

    Обсуждение: - Если бы вы заранее планировали свое поведение, изменилось ли что-либо в их жизни?

    Избегание конфликтов – это не проявление слабости, а поступок умного, зрелого человека.

    Упражнение «Необитаемый остров»

    Цель: формирование умения принимать оценку себя со стороны.

    На необитаемый остров забрасывается группа из трех человек, задача – выжить. А выжить можно только рядом с людьми, которые умеют что-то делать, обладают замечательными личными качествами. По одному ученику выходят и выбирают себе двух напарников и объясняют свой выбор.

    Одни и те же ребята могут выбирать несколько раз. В группе могут оказаться ребята, которых не выбрал никто, в этом случае на «необитаемый остров» с ними отправляется педагог-психолог, объясняет свой выбор.

    - А мне бы хотелось бы взять на остров всех ребят, потому что вы все необыкновенные и обладаете огромным количеством прекрасных человеческих качеств.

    Упражнение «Хромая обезьянка»

    Цель: снижение эмоционального напряжения.

    - Представьте перед собой хромую обезьянку, ее ужимки, кривляние, походку, смешные рожицы.

    - А теперь я запрещаю вам думать об этой обезьянке в течении двух минутах.

    Те, кто засмеялся, выходят в круг.

    - Почему вы засмеялись?

    Заключительная фаза

    Упражнение «Чемодан»

    Цель:

    Заметки для ведущего : записки ребят используются для оценки результативности блока знаний.

    Блок 3

    Цель: развивать творческие способности.

    Занятие 1

    Цель:

    Вводная фаза

    Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

    Фаза контакта

    Повторяются правила работы в группе.

    Упражнение «Настроение»

    Цель:

    - Посмотрите внимательно на соседа слева. По очереди называете, какое настроение сегодня у вашего соседа.

    Фаза лабилизации

    Упражнение «Встреча»

    Цель: развития контакта между участниками.

    - Представьте, что вы не виделись пять лет и вот долгожданная встреча. Как бы вы поздоровались друг с другом? Покажите.

    Фаза обучения

    Упражнение «Дружба»

    Цель: учится выражать свои чувства; расширить представление о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях; установить более тесного эмоционального контакта; развивать сплоченность, умение согласовывать свои действия с другими членами команды.

    Участники произвольно делятся на команды по 5 человек и каждой команде выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике.

    - Сегодня вы все будете художниками и создадите свой коллаж. Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных фрагментов самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу. Каждая команда должна создать коллаж «Дружба». 20-25 минут на выполнение.

    Каждая команда представляет свою работу.

    Молодцы, все команды поработали замечательно.

    Вывешиваются свои работы на доску и этим создают один большой коллаж, что означает общую картину дружбы класса.

    Понравилось создавать коллаж?

    Возникали трудности? Какие?

    Как вы их преодолевали?

    Заключительная фаза

    Цель: получение обратной связи.

    Занятие 2

    Цель: учится работать в группе; развивать творческие способности.

    Вводная фаза

    Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

    Фаза контакта

    Повторяются правила работы в группе.

    Упражнение «Да или нет»

    Цель: создание доброжелательной рабочей атмосферы

    Участники в кругу бросают друг другу мяч со словами «Я знаю, что ты сегодня…». Принимающий мяч соглашается с предположением или нет.

    Фаза лабилизации

    Упражнение «Приветствие»

    Цель: создание доброжелательной рабочей обстановки.

    Один из участников выходит в центр и встает спиной к другим участникам. Кто-нибудь из участников говорит «привет», а водящий должен назвать имя того, кто с ним поздоровался. Если угадал, то его сменяет другой участник. Упражнение длится 5 минут.

    - Трудно было отгадывать? Почему?

    Фаза обучения

    Упражнение «Скульптура»

    Цель: развитие творческих способностей, воображения.

    Участники делятся на команды по 5 человек. Необходимо молча изобразить «скульптуру»:

    - танк

    - посадка растений

    - чайник

    - слон в зоопарке

    - перемена в школе

    Другие команды должны угадать, то, что было изображено.

    Упражнение «НЛО»

    Цель: развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

    - Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того чтобы нарисовать его продумайте сначала каким он будет. Включите всю свою фантазию.

    Детям отводится 15-20 минут на рисование.

    - А сейчас каждый из вас расскажет о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах характера.

    Заключительная фаза

    Цель: получение обратной связи.

    Занятие 3

    Цель: учится работать в группе; развивать творческие способности.

    Вводная фаза

    Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

    Фаза контакта

    Повторяются правила работы в группе.

    Упражнение «Подари улыбку»

    Цель: создание доброжелательной рабочей обстановки.

    Участники по часовой стрелке по кругу дарят соседу слева улыбку. Причем, одаривая улыбкой, нужно посмотреть в глаза партнеру.

    Фаза лабилизации

    Упражнение «От слова к рассказу»

    Цель:

    Участники делятся на три команды. Каждой команде выдается листок со словами.

    - Постарайтесь объединить несколько слов таким образом, чтобы получился рассказ.

    1. Поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весы, ведро, листья, овраг.

    2. Дружба, весна, крокодил, цветы, катастрофа, песни, деньги, горе, болезнь, январь.

    3. Пожар, вечер, ягоды, лужа, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос, курсант.

    - Рассказ можете записать на листке бумаги. Вам дается 10 минут.

    Ребята рассказывают то, что у них получилось.

    Обсуждение: - Возникали трудности в составлении рассказа?

    - Все ли слова были использованы в рассказе?

    - Какие слова вы не взяли? Почему?

    Фаза обучения

    Упражнение «Сказочная загадка»

    Цель: активизация мыслительной деятельности.

    - Каждый из вас получит карточку, на которой написана загадка. Надо не просто отгадать ее. Фантазия бесконечна, она не имеет границ, поэтому вы должны изобразить свою отгадку.

    Обсуждение: - Трудности были при выполнении этого задания?

    - Что сложнее было, отгадать загадку или изобразить отгадку?

    Упражнение «Страна счастья»

    Цель: учится работать в группе; развивать творческие способности.

    Участники делятся на три команды.

    Давайте создадим свою страну счастья. Что бы вы хотели, чтобы было в этой стране, нарисуйте.

    Дается 20 минут.

    Обсуждение: - Расскажите о своей стране «Счастья».

    В стране «Счастья» всегда живет волшебство, радость. Но и мы свою страну можем сделать счастливой. Подарить своим близким, друзьям, одноклассникам минуты радости, счастья, что-то приятное. Утром улыбнуться друг другу и сказать «Доброе утро», посмотрев в глаза. Сделать приятное или подарок.

    - Давайте мы с вами побудем волшебниками и попробуем сделать себя и окружающих вокруг нас счастливыми.

    Заключительная фаза

    Цель: развитие навыков невербальной коммуникации, получение обратной связи.

    Дети встают в круг. Упражнение начинает педагог-психолог. Необходимо без слов, с помощью пантомимы показать и вручить подарок соседу слева. Он, в свою очередь, демонстрирует свой подарок (придуманный им) и передает соседу слева. Повторяться нельзя. Делаем все молча.

    - Кто-нибудь догадался, что ему подарили?

    - Приятно получать подарки?

    - Давайте улыбнемся друг другу и скажем всем «спасибо».

    Блок 4

    Цель: развивать мотивации к учению

    Занятие 1

    Цель: создание комфортных условий для учебной деятельности; повышать уровень самооценки.

    Вводная фаза

    Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

    Фаза контакта

    Повторяются правила работы в группе.

    Упражнение «Я знаю, что у тебя…»

    Цель: создание доброжелательной рабочей обстановки.

    Участники стоят в кругу, бросают мяч друг другу и произносят: «Я знаю, что у тебя сегодня…» Например: «Я знаю, что у тебя сегодня хорошее настроение». Мяч должен побывать у каждого.

    Фаза лабилизации

    Упражнение «Мои достижения»

    Цель: повышение самооценки в достижении целей.

    - У каждого человека есть свои цели в жизни, и он ищет и выбирает то, что ему поможет в достижении его цели. Однако у вас уже есть то, чего вы уже достигли. Нужно гордиться своими успехами и не бояться о них говорить.

    Участники по кругу передают небольшой мяч. Получивший мяч рассказывает, чего он достиг в своей жизни, чему научился.

    Например: научился работать на компьютере; играть в волейбол, кататься на скейтборде и т.д.

    Остальные участники подбадривают его словами: «И это здорово!»

    Обсуждение: - Скажите, появилось у вас чувство гордости за себя, вы рассказывали о своих достижениях?

    Фаза обучения

    Упражнение «Отношение к учебе»

    Цель: диагностика отношений ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом.

    Участники делятся на четыре команды, и каждой команде дается задание.

    Давайте представим себе, что мы с вами в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед каждой командой лежат странички из дневников этой школы. Заполните эту страничку так, как вы считаете нужным. На каждый день множите ставить любое количество уроков. Уроки можно писать, какие хотите. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

    Обсуждение: Участники зачитывают составленное расписание и объясняют свой выбор. Составленные расписания сравниваются с реальным расписанием.

    Упражнение «Точка зрения» (диспут)

    Цель: учиться отстаивать свою точку зрения.

    Участники делятся на две команды. Тема для обсуждения «Необходимость школьной формы». Одна команда приводит свои доводы « За необходимость школьной формы», другая « Против необходимости школьной формы». Дается 5-10 минут для подготовки.

    Поочередно каждая команда называет свой аргумент за или против . Идет обсуждение.

    Обсуждение: - Смогли вы доказать свою точку зрения на этот вопрос? Как или почему?

    - Обсуждение было доброжелательным? Что вам помогло это сделать?

    - Основное в спорах не бороться, а спокойно доказывать, приводя свои аргументы, свою точку зрения.

    Заключительная фаза

    Упражнение «Дотянись до звезд»

    Цель: повышение уверенности и собственной ответственности в достижении цели.

    Упражнение выполняется под медитативную музыку. Участники стоят в кругу.

    - Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усеянное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой, желанием или целью. Дайте ей название. Теперь протяните руки к небу и постарайтесь дотронуться до звезды. Старайтесь изо всех сил. А теперь сорвите ее с неба и положите в карман. Можно сорвать несколько звезд.

    Обсуждение: - Трудно ли было достать свою мечту?

    - Какие чувства возникли, когда она оказалась в кармане?

    - Так и в жизни, когда мы достигаем желаемого, нам хорошо, мы чувствуем себя счастливыми. Мечтать можно о чем угодно, о полете в космос и о велосипеде, самое главное, чтобы у человека сохранилась эта способность. Ведь мечты подвигают нас к действию, а достижение мечты приносят нам радость и уверенность в себе. Так что мечтайте на здоровье!

    Занятие 2

    Цель: способствовать развитию способности самостоятельно решать сложные задачи; повышать уровень самооценки.

    Вводная фаза

    Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

    Фаза контакта

    Повторяются правила работы в группе.

    Упражнение «Хорошее настроение»

    Цель: создание доброжелательной рабочей обстановки.

    Подарите всем свое хорошее настроение.

    Фаза лабилизации

    Упражнение «Всеобщее внимание»

    Цель: развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения; формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.

    Всем участникам предлагается выполнить одну и ту же простую задачу, любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники. Дается 5 минут.

    Обсуждение: - Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств.

    Фаза обучения

    Упражнение «Интервью»

    Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки; развивать умение строить диалог.

    Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Потом участники меняются ролями. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача – подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

    Обсуждение: - Получилось у вас рассказать о индивидуальности своего собеседника?

    - Что было сложнее проводить интервью или отвечать на вопросы? Почему?

    Упражнение «Задачи-шутки»

    Цель: развитие мотивации к изучению предметов; развивать логику и мышление.

      Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло получиться? (дед, отец, сын).

      В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье? (8).

      Птицелов поймал пять синиц и посадил их в клетку. На дороге он встретил 5 учениц и подарил по синичке, и в клетке осталось одна синица. Как это могло получиться? (одну синицу отдал вместе с клеткой).

      Вася, Олег и Коля играли в шашки. Каждый из них сыграл по две партии. Сколько партий всего было сыграно? (3).

      Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут этого гражданина? ( Владимир Николаевич).

      Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос).

      Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают доверчивые и любопытные. (Уши).

      Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода).

    Обсуждение: - Трудно было разгадывать шуточные задачи? Почему?

    - Что необходимо, для того, чтобы вы могли легко разгадывать эти шуточные задачи?

    - Может вам пригодится эти умения?

    Заключительная фаза

    Упражнение «Переменка»

    Цель: создание положительного эмоционального настроения.

    Дети становятся в круг, берутся за руки.

    - Кто сегодня самый лучший? (Дети говорят: «Я сегодня самый лучший!»)

    - Кто сегодня был самый первый? («Я»).

    - Молодцы, сегодня все хорошо работали, погладьте себя по голове.

    - Спасибо, до встречи.

    Занятие 3

    Цель: способствовать развитию способности самостоятельно решать сложные задачи; способствовать самореализации своего «Я».

    Вводная фаза

    Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

    Фаза контакта

    Повторяются правила работы в группе.

    Упражнение «Найди пару»

    Цель: формировать у членов группы установки на взаимопонимание и взаимоуважения.

    Каждому участнику раздается половинка открытки. Необходимо найти свою вторую половинку. Дается 5 минут.

    Обсуждение: - Кто нашел свою половинку?

    - Трудно это было сделать?

    Фаза лабилизации

    Упражнение «Про кого я говорю»

    Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

    Педагог-психолог описывает одного из сидящих детей, называя его детали одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть куклами».

    Обсуждение: - Легко или трудно было отгадать человека, о котором шла речь? Почему?

    Фаза обучения

    Упражнение «Мой цветок»

    Цель: развитие доверия к себе.

    Педагог-психолог предлагает участникам нарисовать на бумаге цветок (образец цветка он рисует сам на доске), в центре каждый пишет свое имя. А на каждом лепестке записывают ответы на следующие вопросы:

    - В чем Я хорошо разбираюсь?

    - За что Я нравлюсь самому себе или люблю самого себя?

    Обсуждение: - Кто хочет зачитать свои ответы?

    - Трудно было отвечать на вопросы? Почему?

    Цветы вывешивают на доску.

    - Посмотрите на нашу красивую, красочную и дружную полянку.

    Упражнение «Кто прислал телеграмму?»

    Цель: способствовать развитию способности самостоятельно решать сложные задачи.

      Приходил Волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев! (Козленок).

      Нашел сапоги-скороходы, скоро буду. (Кот в сапогах).

      Буду, буду умываться по утрам и вечерам. (Грязнуля).

      От бабушки ушел, от дедушки ушел. Скоро буду у вас. (Колобок).

      Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите! (Заяц).

      Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби. (Волк).

      Купила самовар. Приглашаю к чаю. (Муха-цокатуха).

      Простое яичко уже снесла. (Курочка).

      Запомни, все исчезнет после двенадцати ночи. (Фея).

      Выросла большая пребольшая, приезжайте помогать тянуть. (Дед)

      В гости не прилечу. Мотор забарахлил. (Карлсон).

    Обсуждение: - Трудно было отгадывать героев? Почему?

    - Эти герои, из каких произведений? Назовите жанр.

    - Кто хочет познакомиться с этими героями?

    - А что нужно сделать, чтобы познакомиться поближе с этими героями?

    Заключительная фаза

    Упражнение «Чемодан»

    Цель: закрепить полученные навыки, осознание их ценности.

    - На наших занятиях вы приобрели определенные навыки, опыт. Давайте соберем, каждый для себя «чемодан» того, что вы приобрели на занятиях и что хотели бы реализовать и применить в жизни.

    Все предложения записываются на бумаге, зачитываются (кто желает) и передается педагогу-психологу.

    Заметки для ведущего : записки ребят используются для оценки результативности блока знаний.

    - Вы все получили много знаний на занятиях, умеете их применять, эти знания вам пригодятся в жизни.

    - Похлопаем, друг другу и скажем всем «спасибо».

    Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

    Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

    Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

    Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

    Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

    Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

    Занятие №1.

    Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

    Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

    Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

    Занятие №2. Самоподдержка.

    Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

    Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

    Занятие №3. Мысли управляют поступками.

    Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

    Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

    Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

    Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

    Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

    Игра “Воробьи”. Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

    Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

    Игра “Луноход”. Ведущий читает стихотворение:

    Посмотрите: луноход
    По Луне легко идёт,
    Он шагает очень важно,
    В нём герой сидит отважный.

    Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

    Игра “Управляя пальцами”. Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

    Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

    Игра “Мостик дружбы”.

    Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

    Игра “Человекомашины”.

    Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

    Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

    Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

    Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

    С плочение детей в группе, классе предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительный эмоциональный фон, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков. Поэтому так важно педагогу иметь дружный коллектив, благодаря чему вся учебная и внеурочная деятельность будет радовать педагога и приносить ему и его подопечным позитивные эмоции, создавать благоприятный климат внутри группы. Данное занятие направлено именно для этого. Обязпательно проведите его в форме классного часа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ АО «Прикаспийский детский дом»

    Тренинг на сплочение для воспитанников

    1 группы

    «Мы вместе»

    Подготовила педагог-психолог Курьянова Л.В.

    п. Прикаспийский, Наримановский район

    декабрь, 2013 год

    Дата проведения: 4.12.13

    Цель : сплочение детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.

    Участники: воспитанники 1 группы

    Материалы и оборудование: барометр, плакат с правилами группы, газеты, скотч, цветной картон, ножницы 8 штук, стеклянные рамки, кисточки, гуашь, таз с водой, губки 8 штук, ватман

    Ход тренинга:

    1.Игра «Барометр настроения».
    Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в сторону.

    2. Правила работы в группе.

    Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

    Список правил:

    1. Внимательно слушать друг друга.

    2. Не перебивать говорящего

    3. Уважать мнение друг друга

    4. Я - высказывание

    5. Безоценочность суждений

    6. Активность

    7. Правило «стоп»

    8. Конфиденциальность

    Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

    3. Игра «Паровозик».
    Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их станция. Один из участников «паровозик». Его задание – обойти всех, собрать пассажиров под музыку. Когда «паровозик» собрал всех, ведущий может спросить ребенка, кого он взял первым и почему. Эта игра дает возможность определить выборы детей. Ассистент (в том случае, когда тренинг проводит психолог, это может быть воспитатель) записывает на бумаге выбор каждого ребенка. Ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего- либо холодного, мягкого, зеленого цвета, круглого, квадратного.

    Психологический смысл упражнения

    Разогревающее упражнение. Развивает контакт между участниками команды, сплочение, доверие.

    Обсуждение.

    Какие трудности у вас возникали?

    С чем это связано?

    4.«Что я люблю делать».
    Психолог. Я хотела бы, что мы лучше узнать друг друга. Для этого предлагаю вам следующую игру. Один из вас выберет, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам. Все остальные внимательно смотрят, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, мы можем начать высказывать наши догадки. После того как, все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После выступления будет выступать следующий. Давайте я начну игру.

    5. «Появление газетного человечка»

    Психолог: Сейчас мы с вами попробуем с помощью газеты и волшебства смастерить человечка. Для этого каждый из вас будет выполнять определенную работу, т.е. изготовлять одну часть тела и затем мы вместе соединим все части и посмотрим, что же получилось. Я надеюсь, что каждый из вас постарается, чтобы не огорчить газетного человечка.

    Саша – голова, Лера – рука, Богдан – туловище, Даниил – нога, Глеб – нога, Данила – шея, Ринат – рука, Наташа – лицо, наряд.

    Обсуждение

    Как вы считаете, справились ли вы с заданием?

    Какие трудности у вас возникали, как вы решали проблемы?

    Как зовут газетного человечка? Какой он?

    Психолог : Пусть этот газетный человечек будет еще одним воспитанником в вашей группе, с которым вы все подружились, и всегда участвует на наших занятиях.

    6. Игра «Волшебный стул»

    Цель: создания доброжелательной атмосферы в группе.

    Участники рассаживаются полукругом. Напротив ставиться «волшебный» стул. Он высвечивает только положительные качества человека, который на него садится. Дети по очереди садятся на этот стул, а остальные называют по одному положительному качеству этого ребенка. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...»(повторяется сказанное ему).

    7.«Распустившийся бутон».
    Психолог. С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не так хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызвать у себя приятные ощущения.
    Сядем все в круг на пол. Возьмем друг друга за руки и закроем глаза… А теперь каждый пусть представит, что он какой – нибудь цветок, один из нераспустившихся бутонов. Постарайтесь почувствовать, как вам хочется, чтобы оболочка этого бутона раскрылась. И вы потянулись навстречу теплому солнечному свету…
    А теперь вы можете представить себе, как бутон постепенно раскрывается. Давайте подышим более глубоко и постепенно «раскроемся».
    Дети ложатся на пол, руки в стороны.
    Цветок распустился. Постарайтесь почувствовать аромат этого цветка… Рассмотрите цвет его лепестков… Посмотрите, как ярко они сияют… Если хотите, можно понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышите, они говорят: «какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите его в свое сердце.
    А теперь потянитесь, расслабьтесь, откройте глаза и вернитесь к нам в группу добрыми и отдохнувшими.

    8. Упражнение “Рисунок вдвоем”

    Психолог: сейчас вы будете работать в парах. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок на стекле, который будет называться “Мой цветок”. У вас есть 1минута, чтобы выполнить задание, но вы должны постараться работать сообща, повторяя движения кисточки друг друга. Но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После моей команды, каждая пара кладет кисточки и представляет свое произведение.

    Обсуждение

    Как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей?

    Что помогало или мешало работе?

    9.Арт-техника “Ладошки”
    Цель: закрепить позитивный опыт взаимодействия в группе, релаксация.
    Участникам предлагается в завершение цикла занятий оставить свой след - разноцветные ладошки на листе ватмана. Цвет краски каждый выбирает самостоятельно. Одну из ладошек красят гуашью с помощью губки и делают отпечаток. Затем “след” необходимо подписать.
    10.Рефлексия. «Доброе тепло»
    Психолог. Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
    А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.


    Психология игры отличается уникальной спецификой, поскольку внимание субъекта более захвачено самим процессом, нежели определенной целью. Если компьютерная игра захватывает подростка или даже взрослого человека, он может мысленно оттягивать ее окончательное прохождение из-за желания подольше наслаждаться пребыванием в виртуальной вселенной. Социально-психологические игры не менее занимательны, и родителям стоит уделять интеллектуальному развитию ребенка, предоставив ему возможность хотя бы раз стать участником подобного тренинга.

    То, что игра позволяет с высокой степенью эффективности сформировать в ребенке ряд позитивных изменений психических свойств, а также способность к коммуникации и эмпатии к окружающим - доказанный в теории и подтвержденный практическим опытом факт. Базовыми функциями игровой деятельности считаются:

    • поднятие настроения, развлечение;
    • выявление отклонений в развитии и поведении ребенка;
    • раскрытие талантов и приобретение полезных навыков;
    • положительное преобразование личности на структурном уровне;
    • социализация ребенка, упрощающая его дальнейшую жизнь в обществе.

    Существует огромное количество различных психологических игр: организационно-обучающие, направленные на развитие мыслительной деятельности, инновационные, позиционные и множество других. Игры-проживания позволяют осмыслить основополагающие личностные ценности, и умение уважительно относиться к точке зрения собеседника. Проектные игры формируют личностную критичность, а также умение ставить перед собой определенные цели и добиваться их путем грамотной работы по планировке и систематизации.

    Психологические игры: основные правила

    Занятия психолога с подростками и детьми обладают наибольшей эффективностью в том случае, если они подаются юной аудитории в формате игры, в которую вовлечены все собравшиеся участники. Игра позволяет осмыслить определенные аспекты человеческой психологии и наиболее эффективным образом адаптироваться в рамках социума. Организатор подобных мероприятий должен обладать практическим опытом и придерживаться следующих базовых правил по работе с детьми младшего школьного и подросткового возраста:

    1. Доступным языком разъяснять правила и цели каждого психологического тренинга. Хорошим подспорьем будут примеры реальных жизненных ситуаций с аналогичным психологическим механизмом действий.
    2. Важно осуществлять постоянный контроль за эмоциональным состоянием всех участников группы. Для этого рекомендуется поддерживать динамику процесса на должном уровне, не допуская затягивания и скучной атмосферы.
    3. Участникам игрового процесса необходима мотивация. Организатор должен суметь не только заинтересовать ребят, но и продемонстрировать им преимущества психологических тренингов на примере конкретных ситуаций.
    4. Важно объяснить детям, что коллективный труд строится на принципах взаимоуважения, душевной теплоты и терпимости к недостаткам окружающих.

    После каждой психологической игры нужно устраивать коллективное обсуждение, в которое должны быть вовлечены все . Подобные шаги позволяют выстроить оптимальный алгоритм занятий, интересных наибольшему числу детей и подростков. Организатору не стоит позиционировать собственную персону в качестве сурового взрослого, способного наказать за определенные проступки. Напротив, самой действенной является модель доброго и терпеливого помощника, готового прийти на помощь в любой затруднительной либо конфликтной ситуации.

    Психологические игры для детей дают возможность ребенку преодолеть скопившиеся страхи и комплексы, а также обладают следующим положительным потенциалом:

    • позволяют ребенку ощутить чувство единства с коллективом ровесников;
    • повышают самооценку и укрепляют чувство собственного достоинства;
    • помогают детям научиться уважению к себе и окружающим людям;
    • учат ребенка эффективно преодолевать трудности и препятствия;
    • обучают детей слаженной групповой работе;
    • развивают в ребенке эмпатию и способность сопереживать окружающим.

    Ведущему психологических тренингов для и подросткового возраста очень важно научиться создавать уютную и дружественную атмосферу, в которой даже замкнутый ребенок будет чувствовать себя комфортно. Когда собирается новая группа детей, друг с другом незнакомых, они могут ощущать некую скованность, задача преодоления которой и лежит перед организатором психологических игр.

    Психологические игры для детей дошкольного возраста

    Тренинги в игровой форме для детей дошкольного возраста должны быть непродолжительными по времени, поскольку внимание ребятишек рассеивается очень быстро. Предпочтительней всего проводить от трех игр и больше в рамках одного занятия с перерывами по 5–15 минут между ними.

    Дракончик, кусающий себя за хвост

    Предназначением данной игры является избавление от навязчивых неврозов и укоренившихся страхов. Необходимо заранее подобрать музыкальное сопровождение, причем playlist должен состоять преимущественно из веселых мажорных песен и мелодий. Проводится игра следующим образом: дети выстраиваются друг за другом в виде живой цепочки. Каждый из ребят должен держаться за плечи своего товарища спереди. Задача первого малыша, олицетворяющего голову дракона, как можно быстрей поймать замыкающего цепочку ребенка.

    Упражнения для улучшения самоконтроля

    Для детей важными являются психологические тренировки, которые помогают им бороться с негативными эмоциями. Ребятам дошкольного возраста стоит как можно чаще напоминать о деструктивной природе злости, и если их охватывает гнев, нужно выдержать паузу, после чего сделать . Затем, выпрямившись прямо, потребуется досчитать в уме до 10 и улыбнуться во весь рот. Озлобленность и раздражительность не выносят спокойствия и доброжелательности. При этом необходимо напоминать ребенку, что только научившись направлять собственные эмоции в конструктивное русло, он сумеет стать взрослым и самостоятельным человеком.

    Психологические игры для детей младшего школьного возраста

    Психологические игры для младших школьников должны быть направлены на проработку внутренних проблем и обучение шагам по их самостоятельному преодолению. В психологические тренинги для детей в возрасте от 6 до 9 лет стоит включать следующие элементы:

    1. Ролевые игры. Для полного погружения в сюжет необходим соответствующий реквизит. К примеру, для ролевой игры в строителей детям потребуются пластиковые лопатки, совки, ведерки, рулетки и прочий инвентарь, купленный в магазине игрушек.
    2. Упражнения для релаксации и достижения умиротворенного психологического состояния.
    3. Арт-терапию. Подобная терапия наилучшим образом подходит для гиперактивных детей и ребят, склонных к депрессивным расстройствам и испытывающим психологический дискомфорт в рамках детского коллектива.

    Арт-терапия представляет собой комплекс различных методик. Изотерапия предназначена для детей, испытывающих определенные сложности с самовыражением и пытающихся донести до окружающих людей собственные переживания, чувства и мысли. Хореографические практики подходят для детей как младшего, так и среднего школьного возраста, склонных к гиперактивности и агрессивному поведению. Музыкотерапия является наиболее универсальной методикой, и охватывает практически все возрастные группы. Психологические игры для детей 6–9 лет базируются на моделировании различных ситуаций и обыгрывании возможных вариантов поведения в них.

    Что ты любишь делать?

    Данная игра подходит для знакомства с новой группой, где большинство ее участников фактически ничего не знает друг о друге. Необходимо поочередно вызывать из числа юных зрителей по одному человеку, которому будет поставлена следующая задача: не используя слова, а только движения, мимику и жесты, рассказать собравшимся ребятам о собственном увлечении. К примеру, вышедший ребенок демонстрирует в свободной форме окружающим свое хобби, после чего те обязаны его угадать. Малыш, успевший сделать это первым, выходит на импровизированную сцену и

    Рассмеши царевну Несмеяну

    В центр помещения выставляют стул, на который садят одного участника этого необычного состязания. Вышедшему вручают титул «Царевны Несмеяны», который он обязан оправдать на все 100% и удержать как можно дольше. Окружающие начинают всячески провоцировать невозмутимого участника, и как только на его лице проступит улыбка, на пост «Несмеяны» заступает следующий участник. Победителем объявляется ребенок, дольше всех сумевший продержаться, не засмеявшись.

    Расскажи о том, что тебе нравится

    Дети образуют круг, удобно рассевшись на заранее подготовленных стульях или табуретах. Посредством голосования или жеребьевки определяют, кто начинает игру первым. Стартующий разворачивается к ребенку по левую сторону от себя и говорит во всеуслышанье о тех чертах, которые ему более всего нравятся в соседе. Комплимент может касаться красивого цвета глаз, изящного профиля или любой другой черты, вызывающей симпатию. Единственное условие – нельзя кривить душой и подчеркивать те особенности внешнего вида или характера, которые на самом деле не приходятся по нраву.

    Гонки с шариками

    Упражнение подходит как для гиперактивных, так и для спокойных детей младшего возраста. Организаторы формируют команды, состоящие из парного количества ребят. Каждый участник должен, удерживая с напарником вместе воздушный шарик, добежать до финишной черты, после чего коснуться контрольной точки и таким же образом вернуться обратно, передав шарик следующей паре. Победу одерживает команда, первой завершившая эстафету. Касаться шара во время гонок запрещается.

    Важная информация! Психологическая игра для дошкольников «Гонки с шариками» позволяет установить взаимопонимание в парах и в игровой форме научиться слаженной работе в рамках единого коллектива.

    Психологические игры для детей 10–12 лет

    Скованные одной цепью

    Для того чтобы выполнить упражнение, необходим реквизит в виде тонкой длинной веревки и обыкновенного замочного ключа, который крепится на одном из концов веревки. Участники располагаются по кругу и по очереди пропускают импровизированную цепь таким образом, чтобы она была продета сверху через воротник и выходила внизу ниже уровня пояса. Когда все члены группы оказываются связанными друг с другом, ведущий предлагает им выполнить небольшую в виде приседаний, наклонов и других простейших упражнений.

    Интересная информация! После завершения упражнения стоит предложить детям сделать ключ символом дружбы и взаимопомощи. Тренинг обладает метафорическим смыслом, и позволяет понять ребятам важность поддержки со стороны окружающих.

    Веселые пантомимы

    Перечисляя психологические ролевые игры для детей в возрасте 10–12 лет нельзя обойти вниманием «Веселые пантомимы». Организатор заранее подготавливает реквизит в виде разных предметов вроде детского синтезатора, барабанных палочек, гитары, деревянной лошади, сапогов-скороходов и прочего. Каждому участнику случайным образом выпадает номер предмета, с которым он и обязан исполнить пантомиму с музыкальным сопровождением либо без него.

    Важная информация ! Упражнение способствует развитию воображения и актерских талантов у детей.

    Правда или ложь

    Группа устраивается в удобной обстановке, после чего организатор оглашает условия игры: он зачитывает детям различные занимательные факты, затем они решают, является сказанное правдой или же чистой воды вымыслом. Ребенок, ответивший на вопрос верно, получает 1 балл. За неверный ответ снимается также 1 балл, свою версию предлагает тот, кто первым поднял руку. Выигрывает ребенок, набравший к окончанию игры наибольшее количество баллов.

    Это интересно! Эта психологическая игра предназначена для развития аналитического мышления у детей в возрасте от 6 до 12 лет.

    Психологические игры и упражнения для подростков

    Психологические упражнения для подростков должны быть направлены на обретение уверенности в себе, развитие целеустремленности и совершенствование коммуникативных навыков. Благодаря участию в психологических играх повышается успеваемость подростка, а также происходит формирование лидерских качеств.

    Живые зеркала

    Организатору потребуется объединить всех присутствующих на тренинге подростков в подгруппы по три человека. После того как включается музыка, один участник каждой группы танцует, а остальные играют роль живых зеркал, копируя все его телодвижения. Когда музыка останавливается ведущие в подгруппах меняются. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в качестве «проектора». Упражнение позволяет сплотить коллектив и поднять настроение всех присутствующих.

    Загадочные рифмы

    Ведущий делит всех участников на две команды, после чего вручает одной из сторон листы бумаги, на которых написаны простые и распространенные слова вроде «лицо», «лень» или «мост». Задача первой команды - придумать как можно большее количество рифм и прочесть их второй группе таким образом, чтобы та смогла отгадать оригинальные слова. Нельзя указывать на какие-либо объекты внешнего интерьера или детали одежды. Игра проходит в несколько раундов, в течение которых группы меняются ролями.

    Важная информация! Побеждает та команда, которая демонстрирует лучшее время в отгадывании рифмованных загадок. Данное упражнение подходит для развития невербальной экспрессии, наблюдательности и способности к творческому и нешаблонному выражению собственных мыслей. Тренинг развивает умение восприятия собеседника на уровне жестов, мимики, а также ассоциативное вербальное мышление.

    Мафия

    И подростков по популярности в наши дни уверенно возглавляет «Мафия». Создателем этой ролевой игры является студент Московского Университета Дмитрий Давыдов, оформивший основные правила еще в середине восьмидесятых годов двадцатого столетия. Суть их сводится к следующему:

    1. Набирается группа от 7 до 16 участников, каждому из которых в случайном порядке выдаются карты. Именно по ним определяется принадлежность к мирным жителям, шерифу или мафиозной группировке, терроризирующей простых граждан.
    2. В игре происходит смена дня и ночи. За их чередованием внимательно следит заранее избранный из числа присутствующих или путем карточной жеребьевки ведущий. Ночью члены мафии убивают очередную жертву, с наступлением дня все присутствующие выбирают, кто же из них является преступником.
    3. Игра ведется до полной победы, когда убиты все мирные жители, включая шерифа, либо раскрыты личности всех бандитов.

    Игра в «Мафию» самым непосредственным образом вовлекает даже малознакомых друг с другом детей и взрослых в оживленные дискуссии и учит находить компромиссы, а также способствует развитию талантов, аналитического мышления, сообразительности и полезных навыков командного взаимодействия. Правила игры настолько просты, что для ознакомления с ними требуется не более нескольких минут. В процессе участникам необходимо вступать в коммуникацию, вести жаркие дебаты и наглядно демонстрировать степень владения дипломатическим мастерством.

    Организатор разбивает всех присутствующих по парам и объясняет задачу: на протяжении первых трех минут напарники отыскивают у себя как можно больше схожих качеств и черт характера. Следующие три минуты партнеры тратят на поиск различий. Побеждает та команда, которая сумеет похвастать самым внушительным счетом. После окончания игры ведущему необходимо в доступной для подростковой аудитории форме донести мысль о том, что все люди очень разные, но при этом имеют много общего.

    Режиссеры

    Психологические тренинги для подростков часто заканчивают следующим упражнением: ведущий распределяет игроков в команды по 5–10 участников, после чего в каждой группе случайным образом выбирается режиссер. Остальным ребятам предстоит стать настоящими актерами. В задачу режиссера входит распределение ролей среди своей команды и подготовка непродолжительной театральной постановки, пародирующей популярную кинокартину или книгу. Если режиссер выбрал в качестве конкурсной работы «Алису в стране чудес», он обязан объяснить публике, почему тот или иной член его группы выбран на определенную роль. Побеждает команда, лучше всего справившаяся с поставленной задачей.

    Психологические занятия для подростков

    Индивидуальные занятия позволяют внести коррективы в модель поведения как трудного, так и замкнутого ребенка, испытывающего проблемы при общении со сверстниками. В задачу подкованного и разбирающегося в тематике специалиста входит грамотный подбор индивидуального подхода к ребенку и вовлечение его в игровой процесс, который сформирует позитивный поведенческий шаблон, а также избавит от навязчивых страхов, тревожности и комплексов.

    Заслуживающим внимания психологом и практикующим гипнологом является Никита Валерьевич Батурин . На счету гипнотизера внушительное количество сессионных консультаций, в результате которых жизнь их участников радикально менялась: разрешались накопившиеся годами проблемы, повышалась самооценка, улучшались отношения с окружающими и достижения в области карьеры и частного бизнеса. К примеру, в этом видеоролике Никита Батурин рассказывает о том, как избавиться от неуверенности в себе и телесных зажимов, что весьма актуально для большинства подростков.