Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Смотреть страницы где упоминается термин государственное предпринимательство. Понятие государственного предпринимательства и его формы. Организационные и правовые функции, а также типы деятельности гос. предпринимательства

    Смотреть страницы где упоминается термин государственное предпринимательство. Понятие государственного предпринимательства и его формы. Организационные и правовые функции, а также типы деятельности гос. предпринимательства

    Которые создают для него благоприятные условия а) разгосударствление и приватизация предприятий, б) поощрение конкуренции и действия антимонопольного законодательства , в) законы, регулирующие налогообложение, валютную политику , инвестиции, г) поощрение со стороны государства малого и среднего предпринимательства, способного быстро реагировать на условия рынка.  

    По классификации Европейского центра поддержки государственного предпринимательства различают следующие группы государственных предприятий.  

    Например, государственное предпринимательство как вид коммерческой деятельности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, осуществляемой в пользу государства либо муниципальных образований, подвержена достаточно сильно влиянию более высокой по уровню системы, которой может быть государство либо муниципалитет.  

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - деятельность государственных предприятий , выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики . Осуществляется не только на коммерческой основе. В разных странах сочетание коммерческих и некоммерческих начал в деятельности государственных предприятий неодинаково. Например, в Италии превалируют некоммерческие начала. В Англии 1979 г. доля государственного сектора в производстве составляла 18,7%. В 80-х годах, когда прошла волна приватизации государственных предприятий , более 2/3 государственного сектора было передано в частные руки и коллективам предприятий. Во Франции доля государственных предприятий в начале 80-х годов выросла до 22,8%, а затем стала уменьшаться.  

    В последнее время отношение к государственному предпринимательству в рыночной экономике меняется. Признано, что оно существенно воздействует на качество жизни и конкурентоспособность экономики. Одновременно проводятся реформы в области управления государственными предприятиями, включающие увязку заработной платы с конечными результатами , копирование действия рыночных сил, привлечение частных фирм для выполнения некоторых функций государственных предприятий (оказания почтовых, транспортных, машинописных и других услуг), увеличение вклада потребителей в погашение расходов государства.  

    В бывшем СССР гос. предпринимательство играло ведущую роль в экономике в связи с преобладанием государственной собственности и недостаточным развитием рыночных отношений . В перспективе, по мере роста среднего производства, рыночной инфраструктуры , становления фермерских хозяйств при соответствующем правовом обеспечении и финансовой поддержке должны укрепиться негосударственные секторы экономики , сократиться доля государственного предпринимательства.  

    Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства.  

    Под государственным предпринимательством понимается такая хозяйственная деятельность , субъектом и собственником ресурсной базы которой выступает правительство (федерации, республики или местное). Как правило, государственное предпринимательство развивается в областях, где интересы частного бизнеса не могут быть реализованы на достаточном уровне эффективности. Например, это сферы, где риск чрезмерен, а инвестиции весьма велики и требуют дополнительных, преимущественно не частных источников (в развитых странах это, в основном, капиталоемкие отрасли материальной инфрастуктуры производства - общегосударственные системы транспорта и связи, космонавтика, атомная энергетика и др.). Конкретная доля участия государства в той или иной отрасли экономики сильно варьирует от страны к стране и определяется, помимо всего прочего, политическими, социальными, историческими, экологическими и иными обстоятельствами. Так, в США и Германии наиболее высокой является доля государственного предпринимательства в почтовой отрасли, в Японии - в отрасли связи, а в Швеции - в отрасли железнодорожного транспорта.  

    Что понимается под государственным предпринимательством  

    Завершая сюжет о роли государственного предпринимательства в  

    В настоящей работе под государственным предпринимательством понимается  

    Проведенный анализ показывает, что государственное предпринимательство на Западе, вопреки распространяемому иногда у нас мнению о его нежизнеспособности, играет важную экономическую и социальную функцию . Отсюда следует, что и наше обновляющееся общество, переходя к рынку, также не может обойтись без государственной формы собственности и хозяйствования. Вопрос может стоять лишь о ее масштабах, сферах распространения, экономических границах, одним словом - о ликвидации монопольного положения государства в хозяйственной системе страны. Ставить его иначе, как делают это некоторые новые политические партии, значит не понимать главного в теории и практике организации отношений собственности та или иная форма собственности вызвана к жизни не морально-нравственными соображениями, а вещами иного порядка. Она неотделима от своего содержания - уровня и характера развития производительных сил, и с этим придется считаться всем.  

    В то же время, надо ясно видеть и другую сторону государственного предпринимательства, связанную с характером владения и управления принадлежащими государству предприятиями. Поскольку государство олицетворяет монополию политической власти, черты монополизма в той или иной мере проявляются и в процессе экономической реализации государственной собственности . Кроме того, поскольку в системе государственного управления центральное место занимает чиновничий аппарат, управление государственной собственностью имеет тенденцию к бюрократизации, а процесс "ее использования - к расточительству. Эти негативные тенденции особенно нетерпимы в условиях инновационного процесса , когда резко возрастает значение конкуренции и инициативы. Поэтому наши представления о том, что эволюция форм собственности и предпринимательства идет от частнокапиталистических к кооперативным формам и далее - к государственной, являются упрощенными и требуют критического пересмотра с учетом современной практики . На Западе в 80-е годы, когда сформировался инновационный тип экономического развития , развернулся процесс приватизации, обеспечивший большинству стран дальнейшее продвижение по пути научно-технического прогресса.  

    Государственное предпринимательство, предпринимательская функция государства заключает в себе разнообразные формы экономической деятельности с полным или частичным участием государства . Среди них можно выделить государственную собственность , участие государственного капитала в тех или иных предприятиях, реализацию интересов государства иными формами и методами.  

    Программа ориентирована также на широкое использование механизма государственного предпринимательства, государственных заказов , контрактной системы , инвестиционных конкурсов. Она исходит из необходимости расширения экономической самостоятельности и ответственности, наиболее эффективного использования всех видов ресурсов , первоочередного решения социальных задач , сохранения и улучшения природной среды , преодоления сложившихся диспропорций в территориальной организации производительных сил региона.  

    В то же время существует и другая сторона государственного предпринимательства появляются черты монополизма в процессе экономической реализации госсобственности (это связано с характером владения и управления принадлежащими государству предприятиями, монополией политической власти), а также тенденция к бюрократизации, а в процессе использования собственности - к расточительству.  

    Отрасли, в которых государственное предпринимательство занимает  

    В главном произведении - книге "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.) Дж.Кейнс изложил новые принципы регулирования национального хозяйства, доказал важность государственного предпринимательства (государственной собственности) и ограничения хозяйственной деятельности частного предпринимательства.  

    Государственное предпринимательство осуществляется в производствах с длительным сроком окупаемости , нерентабельных и убыточных производствах, в создании, развитии и поддержании производственной и социальной инфраструктур. На практике расходы государства были увеличены за счет повышения размеров налогов и выпуска дополнительного количества денег, что способствовало развитию инфляционных процессов . В результате возникло новое явление в экономике - стагфляция - сочетание промышленного спада и инфляции.  

    Для государства как субъекта экономических отношений необходимо быть включенным в систему рыночных отношений. В данных отношениях государство выступает в двоякой роли. Во-первых, как потребитель, удовлетворяя публичные интересы путем перераспределения доходов других экономических агентов. Во-вторых, как предприниматель, т.е. осуществляет деятельность, систематически приносящую прибыль, используя государственную собственность. Полученная прибыль идет на пополнение бюджета, увеличение государственного капитала и на выполнение социальных обязательств государства.

    Особенности государственного предпринимательства

    • 1) его масштабы имеют предел, которые определяются уровнем социально-экономического развития государства, конкурентностью национальной экономики и т.н.;
    • 2) государство (собственник) непосредственно предпринимательской деятельностью не занимается. Оно либо создает нужные ему хозяйствующие организации, либо передает на определенных условиях коммерческим организациям права по распоряжению и использованию государственным имуществом;
    • 3) государственное предпринимательство направлено на решение стратегических задач социально-экономического развития страны, обеспечения национальной обороны и безопасности;
    • 4) государство несет ответственность за функционирование всей экономики и социальной сферы, оказывает поддержку развития малого и среднего предпринимательства, отсталых регионов, выполняет взятые социальные обязательства и т.п.

    В иностранных государствах государственным предприятием признается предприятие, осуществляющее экономическую деятельность, в котором государство имеет большую часть капиталов или играет основную роль в управлении. Минимальная доля государства в капитале предприятия различна по странам. Так, во Франции она равна 30%, в ФРГ - 25%, в Испании, Португалии, Австрии - 50% .

    Во многих странах в сферу государственной собственности в разные периоды входили ресурсы недр, земельные угодья, денежные средства, золотовалютные резервы, промышленные предприятия, электроэнергетика, военные объекты, связь, транспорт, автомобильные и железные дороги, авиакомпании, телеграф и телефон, почта и т.д.

    В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий: предприятия, находящиеся под прямым контролем государственных органов управления; публичные корпорации, называемые в США правительственными корпорациями, а во Франции - национальными обществами.

    В современных условиях границы между государственными и негосударственными компаниями не четко выражены. Например, в США крупнейшая компания «Амтрак», созданная Правительством США для обеспечения национальных пассажирских перевозок по железной дороге, получает субсидии от федеральной власти. Но в то же время в остальном действует как частная компания.

    Такую же картину можно наблюдать в Великобритании с национализированной Британской сталелитейной компанией.

    В развитых в промышленном отношении странах между государственным сектором и частными фирмами существует два различия. Во-первых, руководство государственными структурами осуществляют лица, назначенные (выбранные) публичной властью. Во-вторых, государственным структурам дан ряд правомочий, которых нет у частных.

    В Российской Федерации основными формами государственного предпринимательства являются:

    • - коммерческие предприятия государственного сектора (государственные унитарные предприятия);
    • - хозяйствующие субъекты, основанные на смешанной форме собственности;
    • - бизнес-группы, участниками которых наряду с частным бизнесом являются и государственные предприятия, а также хозяйствующие субъекты, основанные на смешанной форме собственности (холдинги, финансово-промышленные группы, кластеры).

    Сектор государственных предприятий в Российской Федерации включает унитарные предприятия и акционерные общества, в которых государство является единственным акционером.

    Бизнес-группы с участием государства осуществляют свою деятельность в стратегически важных отраслях экономики. Вокруг них группируются промышленные предприятия, контроль за частью которых происходит с помощью трастовых соглашений, совместных предприятий, франчайзинговых отношений, участия в капитале, финансовой поддержки и т.п.

    Одной из форм таких групп являются холдинги. Холдинги не относятся ГК РФ к организационно-правовым формам коммерческих лиц. Но они являются наиболее распространенной в рыночных отношениях формой объединения коммерческих организаций, основанных на отношениях экономического контроля. Холдинг - это совокупность материнской (управляющей) компании и контролируемых ею дочерних компаний.

    Холдинги - форма предпринимательского объединения, представляющая собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы - холдинговой компании (головной организации).

    Холдинговая компания, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы.

    Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, далее именуются дочерними. Холдингами, созданными в России, являются «Уралмаш НГО Холдинг», «Газпром-медиа», группа Альянс, Лукойл, Русский Стандарт, «Группа “ГАЗ”» и др.

    Существует другой тип объединения хозяйствующих субъектов - финансово-промышленные группы. Они объединяют юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия - промышленные, торговые, транспортные, кредитные и т.д. путем объединения финансовых и материальных ресурсов фирм разного профиля (предприятия, банки, организации). В их состав обязательно должна входить кредитная организация. Примерами уже созданных в Российской Федерации финансово-промышленных групп могут служить: «Уральские заводы», «Русхим», «Сокол», «Драгоценности Урала», «Сибирь», «Российский авиационный консорциум» и др.

    Высокий потенциал имеет такая форма организации бизнес-групп, как кластер. В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под кластером понимается совокупность ОЭЗ одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством РФ и управление которой осуществляется одной управляющей компанией. Закон предусматривает, что на территории РФ могут создаваться ОЭЗ следующих типов: 1) промышленно-производственные; 2) технико-внедренческие; 3) туристско-рекреационные особые; 4) портовые.

    Динамично развивающейся формой государственного предпринимательства является передача государственного имущества во временное пользование частным юридическим и физическим лицам, посредством различных инструментов (трастового (доверительного) управления, аренды, заключения концессионных соглашений, соглашений о франчайзинге, контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.).

    Трастовое управление - исполнение функций управления доверительным лицом но поручению собственников объекта, уполномоченных органов.

    Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, дочерними компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной «родительской» фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.

    В нашем случае частному предпринимателю предоставляется привилегия на право пользования государственной собственностью для производства определенных товаров (услуг), заказчиком которых выступает государство. Соглашение о франчайзинге заключается с теми, кто при соблюдении устанавливаемых государством требований к тарифам, объемам производства берет на себя обязательство осуществлять деятельность при наименьших размерах средств, выделяемых из бюджета, или при уплате в бюджет наибольших доходов.

    По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концсденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

    По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

    Контрактная система в сфере закупок товаров , работ , услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные корпорации «Росатом», «Роскосмос», заказчики, участники закупок, организации, операторы электронных площадок и др.) и осуществляемых ими в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

    • Более подробно см.: Государственное регулирование экономики: учебное пособие /под ред. И. Е. Рисина. М.: КноРус, 2016.
    • Государственное регулирование экономики / под ред. И. Е. Рисина.

    В настоящем параграфе учебника Основы бизнеса рассматривается заключительные организационно-правовые формы предпринимательства, предусмотренные действующим в России законодательством и базирующиеся на участии российского государства в предпринимательской деятельности различных юридических лиц.

    Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием трех обстоятельств. Во-первых , в Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской (советской) экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий.

    Во-вторых , в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.

    В-третьих , в России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей

    функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.

    В-четвертых , в России традиционно силен

    государственнический менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных новыми русскими, наподобие описанной выше деятельности АО МММ.

    В прошлом занимавший господствующее положение в экономике СССР государственный сектор, действительно, обнаружил относительную неэффективность. В отсутствии легальной взаимной конкуренции государственные предприятия были подвержены застою. Самое важное - государственные предприятия советского типа ни при каких обстоятельствах нельзя было назвать полноценными и конкурентоспособными предпринимательскими фирмами.

    Однако, неудачный эксперимент по огосударствлению экономики не следует воспринимать как доказательство принципиальной неэффективности государственного сектора экономики или неэффективность государственного предпринимательства как такового.

    Во всем мире государственное предпринимательство представляет собой противоречивое явление. С одной стороны , во многих странах государственный бюджет и местные бюджеты часто содержат свободные финансовые ресурсы, которые вполне могли бы инвестироваться в предпринимательский бизнес, развиваемый непосредственно принадлежащими государству (или муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами. С другой стороны , в этом случае органы государственной власти и управления объективно оказываются в двойственном положении -организуя предпринимательскую деятельность принадлежащих им фирм, они, вместе с тем, обязаны выполнять роль арбитра деловых отношений между всеми субъектами предпринимательского бизнеса, в том числе и ими созданными.

    Чтобы преодолеть, а впоследствии - постоянно преодолевать возникающие здесь неизбежные коллизии деловых интересов, прежде всего, между своими - принадлежащими государству (муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами и чужими - негосударственными субъектами предпринимательского бизнеса, в разных странах применяются различные подходы. Общей чертой указанных подходов является обеспечение эффективности функционирования государственных предприятий.

    Такая эффективность понимается неоднозначно. Эффективным может быть признано

    > использование временно свободных бюджетных ресурсов на началах возвратности;

    > возможность установления жесткого контроля над вполне определенными предпринимательскими фирмами со стороны уполномоченных государственных исполнительных органов;

    > государственное субсидирование убыточных компаний ради противодействия монополизации рынка другими фирмами;

    > государственное субсидирование убыточных отраслей национальной экономики.

    При использовании второго, третьего и четвертого критериев эффективности государственное предпринимательство может рассматриваться и как временная мера, и как постоянное явление. Первый из перечисленных критериев эффективности обусловливает постоянную потребность в государственном предпринимательстве. Необходимость государственного предпринимательства в рыночно ориентированных странах обычно сочетается с разумной достаточностью масштабов государственной предпринимательской деятельности и наличием публичного общественного контроля функционирования государственных предпринимательских фирм.

    В США, например, государственное предпринимательство, по существу, отсутствует в подавляющем большинстве отраслей национальной экономики, хотя на долю государства приходится около 20% основного капитала, а также 40% всей земли, 42% всех электростанций, почтовое обслуживание, 300 с лишним станций телевещания и столько же - радиовещания. Это, однако, не распространяется даже на крупнейшие компании, входящие в военно-промышленный комплекс данного государства. Данные компании являются корпорациями (открытыми акционерными обществами), причем государство не принимает в них никакого участия в качестве акционера.

    В странах Западной Европы государственное предпринимательство является объектом жесткого финансового и ценового регулирования. Следует отметить, что государственных предприятий советского типа, т.е. хозяйствующих субъектов, работающих по директивным планам, в странах с рыночно ориентированной экономикой, по существу, нет. Ближе всего к такой форме стоят так называемые бюджетные (ведомственные) предприятия , доля которых в различных странах с рыночно ориентированной экономикой колеблется от нуля до 1,5-2% от общего числа предприятий (исключением являются службы связи, верфи, арсеналы). Однако данные предприятия лишены и возможности делать самостоятельный бизнес, они не имеют ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности.

    По своему положению они входят в систему государственного административного управления и непосредственно подчиняются министерству, ведомству, либо органу местного самоуправления. Не исключены и случаи непосредственного их структурного вхождения в тот или иной орган исполнительной власти данного государства. Кроме того, указанные предприятия не платят налоги на получаемую прибыль, все их доходы и расходы в безакцептном порядке (без возражений со стороны предприятий и без специального уведомления их) перечисляются в государственный бюджет. В отсутствие у таких предприятий реальных возможностей самостоятельного распоряжения собственной прибылью и имуществом, а также самостоятельного проявления заботы о собственной конкурентоспособности их нельзя считать и самостоятельными субъектами предпринимательского бизнеса.

    Аналогом ведомственных (бюджетных) предприятий, распространенных в странах Западной Европы можно считать организационно-правовую форму российского

    предпринимательства, которая называется государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    В длинном названии данной организационно-правовой формы исходное значение имеет понятие унитарности . В общем смысле данное понятие отражает факт принадлежности таких юридических лиц одному-единственному собственнику. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям, паям и акциям между любыми лицами, в том числе между работниками предприятия.

    В предыдущих главах нашего учебника мы уже обращали внимание на те или иные предпринимательские фирмы, право собственности на которые принадлежало бы одному-единственному лицу. Принципиальным отличием унитарного предприятия от всех вышеперечисленных субъектов предпринимательского бизнеса является то, что в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. В свою очередь, Российская Федерация или муниципальные образования России могут быть единоличными собственниками только унитарных предприятий.

    Государственные унитарные предприятия создаются (учреждаются) непосредственно органами государством в лице своих уполномоченных органов. Таковыми могут быть органы государственного управления – министерства и ведомства. Муниципальные унитарные предприятия учреждаются, по закону, органами местного самоуправления.

    Особой разновидностью унитарных предприятий являются унитарные государственные и муниципальные учреждения, которые осуществляют виды деятельности, обычно выделяемые в качестве некоммерческих. Таковыми выступают, например, государственные образовательные учреждения, государственные научно-исследовательские институты.

    Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, причем унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, могут иметь лишь государственную принадлежность. Это значит, что такие предприятия создаются исключительно на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, по решению Правительства Российской Федерации. Такое унитарное предприятие называется федеральным казенным предприятием . Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может учреждать другое унитарное

    предприятие, называемое дочерним предприятием , путем передачи ему своего имущества в хозяйственное ведение.

    Всякое унитарное предприятие всегда отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Между тем, собственник имущества предприятия, созданного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам принадлежащего ему унитарного предприятия за исключением случаев банкротства такого предприятия по вине собственника его имущества. В этих случаях на собственника имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Самыми известными федеральными

    государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, являются предприятие Промэкспорт и Государственная компания Росвооружение.

    Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества для выполнения своих обязательств. При этом унитарное предприятие не отвечает по обязательствам собственника его имущества.

    Все унитарные предприятия действуют в России на основании своих уставов , которые должны содержать, помимо прочих, сведения

    О предмете и целях деятельности предприятия;

    О размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

    Рассматриваемая организационно-правовая форма предпринимательства не предполагает наличия у субъектов бизнеса общей правоспособности . Унитарные предприятия не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, такие сделки являются ничтожными. Вместе с тем, законодательством России установлены виды деятельности, которые могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия. Таковыми являются, к примеру, производство оружия и боеприпасов, наркотических и ядерных веществ, переработка радиоактивных элементов и драгоценных металлов.

    Российское законодательство не запрещает унитарным предприятиям делать свой собственный бизнес, не обязательно совпадающий с интересами конкретного кабинета министров. Поэтому государство предпочитает не отвечать по обязательствам таких предприятий (кроме федеральных казенных предприятий). Вместе с тем, государство не предполагает ограничивать свои собственнические полномочия, вещное право на имущество такого предприятия.

    Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником унитарного предприятия, либо органом, уполномоченным собственником, и им подотчетен. На унитарном предприятии возможны, конечно, и коллегиальные исполнительные органы, и коллегиальные совещательные органы (коллегии, научные советы, ученые советы, художественные советы, пр.), но важно, что собственник унитарного предприятия строит свои отношения с названным предприятием исключительно через полностью подотчетного ему единоличного руководителя .

    Устав унитарного предприятия также утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, за исключением уставов дочерних унитарных предприятий, которые утверждаются их учредителями. Устав федерального казенного предприятия утверждается исключительно Правительством Российской Федерации. Собственник унитарного предприятия обязан также сформировать уставный фонд данного предприятия, с помощью которого предприятие могло бы начать собственную деятельность и полностью оплатить его до государственной регистрации такого предприятия. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия составляет 1000 РММОТ.

    Ограниченная самостоятельность унитарных предприятий обусловила и специфическое название данной организационно-правовой формы предпринимательства. Это единственная форма, именуемая предприятием . Фирменное наименование унитарного предприятия всегда должно содержать указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанное на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что данное предприятие является казенным.

    Наряду с унитарными предприятиями, аналог которых называются в странах с рыночно ориентированной экономикой бюджетным (ведомственным) предприятием, в указанных странах развиваются и иные формы государственного предпринимательства, которые порой оказываются весьма эффективными. Более того, государственное предпринимательство развивается в данных странах, как правило, не в форме ведомственных предприятий. Куда большее распространение получили государственные (публичные) корпорации и акционерные общества со смешанным капиталом.

    Наиболее распространенной организационно- правовой формой государственного предпринимательства является во всем мире публичная корпорация. Под публичной корпорацией (от английского public corporation - буквально: общественная корпорация; государственный сектор экономики обычно трактуется в англоговорящих странах именно как сектор общественной экономики – в противоположность частному сектору) понимается специфический тип акционерного общества. Специфика эта содержится в том, что такие корпорации всегда создаются только на основе правительственных указов в форме акционерных обществ, все акции которых принадлежат государству. Стопроцентное владение акциями публичных корпораций позволяет государству осуществлять в случае необходимости финансирование деятельности таких корпораций на началах возвратности выделяемых ресурсов. Степень риска подобных операций для государства обычно уравновешивается возможностью централизованно контролировать

    деятельность публичных корпораций на систематической основе.

    Как правило, такие акционерные корпорации не входят в систему органов государственного управления, они лишь согласовывать с ними планы своей деятельности и представлять отчеты для контроля своей деятельности со стороны уполномоченных государственных органов. Единоличные руководители публичных корпораций назначаются государством, однако, ни они сами, ни остальной персонал не считается государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация может быть легко преобразована в смешанное акционерное общество.

    В некоторых развитых рыночно ориентированных странах публичные корпорации являются отраслевыми лидерами среди крупнейших промышленных фирм (например, Рено и Эльф-Акитэн во Франции, ИРИ и ЭНИ в Италии).

    В России публичных корпораций нет. Есть, правда, организационно-правовая форма предпринимательства, наименование которой очень похоже на публичную корпорацию, а именно государственная корпорация. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса, который в результате передачи становится собственностью государственной корпорации.

    Федеральный закон России О некоммерческих организациях, к сожалению, не содержит указаний на характер взаимоотношений государства и государственной корпорации и на порядок управления государственной корпорацией. Он содержит лишь запись об отсутствии необходимости составления каких-либо учредительных документов государственной корпорации наподобие учредительных документов иных юридических лиц, а также предусматривает, что государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.

    Государственная корпорация является весьма экзотической организационно-правовой формой предпринимательства, данная форма представлена в настоящее время разве что Государственной инвестиционной корпорацией (Госинкор), действующей в России с 1993 года.

    Важнее всего то, что, будучи некоммерческой организацией, государственная корпорация никак не может оказаться при этом акционерным обществом, поскольку всякие АО вместе с другими хозяйственными обществами трактуются российским

    законодательством исключительно как коммерческие организации. Тем самым, многообещающее корпоративное наименование данной разновидности субъектов предпринимательского бизнеса не получает должного развития в содержании деятельности такого рода юридических лиц.

    Между тем, именно в России существуют наиболее крепкие традиции государственного акционерного предпринимательства. На протяжении длительной, многовековой истории акционерного бизнеса в России самыми известными, авторитетными и ответственными акционерами оказывались либо государственные чиновники, либо само российское государство. Первые русские акционерные общества, учрежденные, как мы помним, еще во времена Петра Великого, как правило, состояли исключительно из государевых слуг. Здесь важно подчеркнуть, что само участие государства в деятельности акционерной предпринимательской фирмы в качестве акционера, владеющего всеми акциями АО, является организационно-правовой формой, более эффективной, чем унитарное предприятие.

    Государственное акционерное предпринимательство довольно широко представлено в странах с рыночно ориентированной экономикой, прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики указанных стран, либо в отраслях, требующих больших капиталовложений. В указанных отраслях частные фирмы, общества с ограниченной ответственностью или негосударственные корпорации не всегда могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства без постоянного привлечения ресурсов государственного бюджета на началах возвратности.

    В России государственное акционерное предпринимательство представлено, как правило, в формах участия государства в качестве мажоритарного акционера, владеющего контрольными пакетами акций, в ряде крупных акционерных обществ, многие из которых являются так называемыми естественными монополиями. Таковыми являются предпринимательские фирмы в отдельных добывающих отраслях экономики (концерн Газпром, АО Славнефть, АО Лукойл) в электроэнергетике (РАО Единые энергетические системы России), в сфере информационного бизнеса (телевизионная компания ВГТРК), в сфере ювелирного бизнеса (АО Алмазювелирэкспорт). В отдельных акционерных обществах российское государство является мажоритарным акционером, не имеющим контрольного пакета акций (АО Автоваз, ВАО Автоэкспорт).

    Подобные подходы к участию государства в деятельности акционерных обществ широко представлены за рубежом – в участии в так называемых смешанных акционерных компаниях (компаниях со смешанным капиталом). В отдельных странах любые акционерные фирмы с участием государственного капитала автоматически относятся к государственному сектору экономики (Великобритания, Франция), в других – к нему относятся лишь акционерные компании, в которых в руках государства оказывается более 50% акций данных компаний (Япония, Италия), в третьих – фирмы, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций независимо от величины данного пакета (США, Канада).

    Дело в том, что в ряде стран (Великобритания, Франция) любое участие государства в деятельности акционерной фирмы обусловливает необходимость утверждения в должности (и даже назначения на должность) руководителей такой фирмы органами государственного управления независимо от размеров участия государства в уставном капитале фирмы. И в отличие от российских унитарных предприятий такие компании обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственной, коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет (и не только государственным органам) корректировать, направлять их деятельность, а при необходимости – подвергать их реорганизации и даже ликвидации.

    С учетом деятельности смешанных акционерных компаний государственный сектор экономики, к примеру, в Великобритании, охватывает черную металлургию, добычу угля, средства связи, транспорт, аэрокосмическую промышленность, снабжение электричеством, газом. В целом же на государственный сектор британской экономики приходится порядка 25% валового внутреннего продукта, а также общего числа всех занятых.

    Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.

    В хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущее место занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономике играет и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и другие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот и на многие предприятия. На долю государственной собственности во многих развитых странах приходится 20-25 процентов национального достояния.

    На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта. Сфера государственной производственной деятельности давно вышла за пределы почтово-посылочной службы, телеграфа, городского и железнодорожного транспорта. Государства осваивали программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Доля государств в национальном доходе приблизилась к 40 проц. вместо 5-10 проц. в начале века. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 проц. общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.

    Располагая финансами, государства выступают по отношению частного сектора в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку. Государственные расходы на товары и услуги возрастают быстрее, чем национальный доход. Так, в США к началу 90-х годов они приблизились к 1 триллиону долл. вместо 9 млрд. долл. в 1929 г. (закупка оружия, строительство автомагистралей, почтовых учреждений, оплата услуг учителей, судей, пожарных и т.д.). В дополнение к приобретению товаров и услуг государство производит выплаты, которые перераспределяют доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и социальному обеспечению. Рост государственных расходов, наряду с другими мерами, позволяет проводить соответствующую структурную политику, формировать такие производственные структуры, которые отвечают требованиям научно-технического прогресса, стимулировать научные исследования и подготовку высококвалифицированных кадров.

    Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.

    Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.

    Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

    1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

    2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

    3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

    4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

    5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

    6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

    Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

    4. Налоги и бюджетное регулирование

    Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию и различные выплаты населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

    В доходной части бюджета СССР поступления от предприятий и организаций составляли 90 проц. всех поступлений. Подоходный налог с населения составлял немногим больше 10 проц. Это соотношение не менялось многие годы. Свыше 40 проц. дохода перераспределялось в самом производстве, 15-17 проц. составляли расходы на оборону и только менее четверти направлялось в социальную сферу.

    В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:

    1. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.

    2. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман при формировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике в странах СНГ. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило в сфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась перенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частное предпринимательство в этой сфере не получило развития.

    3. В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:

    Налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.);

    Налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе на процент и др.);

    Налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на покупку земли и т.д.);

    Налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);

    Налог с продаж и акцизный налог. Они являются "скрытыми" или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов через более высокие цены (налоги на вино-водочное изделия, табак, соль, на лотереи, скачки и т.д.).

    Среди методов налогового регулирования важнейшее место занимает система налогообложения прибыли корпораций. В отличие от прогрессивного обложения доходов физических лиц, налогообложение корпораций осуществляется по пропорциональным ставкам. При этом с помощью легальных налоговых льгот государство воздействует на инвестиционный процесс в определенном направлении, реализуя при этом общеэкономические цели. Налоговое регулирование разнообразно. Оно включает в себя увеличение или уменьшение совокупных налоговых поступлений, изменение налоговой структуры, дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот, отсрочку платежа налога, изменения сферы распространения налогов и т.д. Система налогообложения предприятий представляет собой гибкий рычаг регулирования со стороны государства процесса воспроизводства индивидуального капитала.

    К основным инструментам инвестиционного стимулирования относятся: система специальных амортизационных отчислений, в том числе система ускоренной амортизации; налоговые скидки на инвестиции; различного рода инвестиционные премии, субсидии, инвестиционные фонды.

    Анализ результатов налоговых реформ в развитых капиталистических странах позволил западным экономистам вывести зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговыми доходами государства. Рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. Считается, что предел наступает при изъятии в бюджет более 30 проц. от суммы всех доходов предпринимателей и населения.

    Особая роль в эффективном развитии экономики принадлежит кредитной политике государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные и кредитные организации заинтересованные в постоянном росте оборота кредитных средств как источника роста их прибыли. В переходный период к рыночной экономике в странах СНГ возникли многочисленные коммерческие банки, которые по существу торгуют денежным капиталом и получают огромные прибыли. Привлекая свободные денежные средства предприятий и населения посредством начисления высоких процентов, банки используют их как кредитное средство, т.е. выдают кредиты предприятиям и организациям под еще более высокие проценты или непосредственно пускают их в оборот. Для большинства промышленных предприятий, колхозов, совхозов, фермеров ставки процента оказались непосильными, и в производстве продолжается спад. В то же время посреднические фирмы, занятые исключительно перепродажей продукции и на "дорогом" кредите получают многомиллионные прибыли. Подтверждается историческая истина: разбогатеть можно на расцвете цивилизации, но еще быстрее и в больших масштабах - на ее развале.

    Использование временно свободных накоплений как кредитного средства в определенных условиях может тормозить развитие хозяйственной деятельности или стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на него со стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше риск товарно-денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средств производства и товаров выступают как денежные средства.

    Состояние ссудного рынка нередко становится пусковым механизмом инфляции и кризиса, поэтому регулирование кредитных отношений является важнейшей функцией государства. Функции регулятора выполняют центральные банки. В соответствии с законодательствами каждой страны коммерческие банки обязаны создавать резервы и передавать их центральному банку, который устанавливает их норматив. Центральный банк вправе использовать полученные резервы для кредитования коммерческих банков, устанавливая процентную (учетную) ставку за кредит. Центральные банки являются собственностью государства. От величины норматива и размера учетной ставки зависит объем оборота кредитной массы. При росте норматива резервов и учетной ставки кредит становится более дорогим и спрос на него сокращается, снижается инвестиционная деятельность и сохраняется только кредитование наиболее эффективных проектов. Сокращение кредитной массы способствует снижению инфляции. Темпы роста денежной массы должны быть ограничены долгосрочными темпами роста национального дохода. При таком условии достигается стабильность денежных отношений и устойчивость экономического роста.

    Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики - защиту накоплений предприятий и населения. Однако в странах СНГ эта задача не решается.

    Вопросы для повторения:

    1. Дайте определение государству. Как исторически изменялись функции государства?

    2. Что вы понимаете под "смешанной" экономикой?

    3. Перечислите и охарактеризуйте главные экономические функции правительства.

    4. Как вы понимаете прямую предпринимательскую деятельность государства? В чем она состоит?

    5. Охарактеризуйте возможные последствия кредитной политики государства.

    6. Дайте характеристику общественных благ. С помощью каких средств правительство обеспечивает страну общественными благами?

    7. Как вы понимаете прямые и косвенные налоги, прогрессивные и регрессивные налоги?

    8. В сдерживании инфляции налоги играют двойственную роль. Объясните это положение.

    9. Объясните, каким образом правительство может манипулировать своими расходами и налоговыми поступлениями с целью снизить: а) безработицу и б) уровень инфляции.

    10. Каким путем правительство может перераспределять доходы?

    11. Раскройте основные взгляды представителей классической экономической теории на рынок и роль государства в обеспечении стабилизации экономики.

    12. В чем состоит основное отличие кейнсианской экономической теории от классиков и современного неклассического направления?

    13. Какими причинами вызвано вмешательство государства в рыночный механизм?

    14. Что вы понимаете под мерами государства по защите конкуренции?

    Лекция 8. Теория факторов производства и распределения факторных доходов

    Человеческая деятельность в зависимости от ее характера подразделяется на два основных типа: свободную (частную) и несвободную (публичную) деятельность. Это деление имеет определяющее значение для характеристики предпринимательства в структуре общества, его правового режима, для определения объективной роли государства в сфере предпринимательства.

    Предпринимательская деятельность является свободной, она основана на собственном интересе лица, свободе его воли, возможности выбора цели, средств ее достижения, результата деятельности и процесса ее осуществления. Это, как известно, нашло закрепление в легальном определении предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ).

    Поскольку предпринимательская деятельность, будучи свободной, протекает в общественной форме, постольку возникает проблема взаимодействия предпринимателей и других частных лиц, а следовательно, осуществления деятельности каждого не в ущерб другим членам общества. В результате появляется необходимость в организации свободной деятельности (взаимоотношения) людей, а также специфический тип деятельности - публичная (государственная) деятельность, направленная на организацию свободной деятельности частных лиц (включая предпринимателей). Такой тип деятельности является несвободным в том смысле, что он не основан на собственном интересе публичных органов, на свободе их выбора. Публичная деятельность базируется на функциональной заданное™ цели (организация общества), средств ее достижения (наличие законом предусмотренных полномочий), результатов (обеспечение правопорядка) и процесса ее осуществления (законной процедуры).

    Характер деятельности (свободная или несвободная) определяет и тип субъекта, осуществляющего эту деятельность. В одном случае - это свободные частные лица (включая предпринимателей) как члены гражданского общества, а в другом - специально организованные и предназначенные для определенного функционального типа деятельности публичные органы (органы гражданского общества, включая государственные органы).

    Глава 3. Методы публичной организации предпринимательства

    С развитием общества в результате разделения труда и обособления людей по видам деятельности возникает общественная потребность в обеспечении кооперирования видов деятельности и регулирования этого процесса. В итоге организационно-регулятивные отношения обособились, обрели свою специфику и форму существования в виде публичных институтов. Основными публичными институтами являются государство и право как политико-юридическая надстройка, возвышающаяся над экономическим базисом.

    В сравнении с социально-экономическими базисными отношениями, напрямую опосредующими деятельность частных лиц, публичные институты (организационные отношения) являются регуляторами «второго порядка», регуляторами отношений по осуществлению свободной деятельности. Публичные нституты осуществляют социальное управление обществом, арактер которого на различных этапах истории в конечном чете обусловливается господствующим типом базисных обще-твенных отношений.

    Социальное управление как воздействие на общество в елях его упорядочения есть имманентное свойство любого об-ества, вытекающее из его системной природы, необходимости бщения людей в процессе жизнедеятельности, обмена продук-ми их материальной и духовной деятельности. Однако харак-р социального управления в различных обществах и в разные ериоды существования того или иного общества проявляется о-разному. Это позволяет выделить типы обществ: свободные и несвободные, демократические или недемократические т. д. Проблема соответствия субъективного воздействия пуб-ичных институтов на общество объективным факторам его азвития является одной из основных теоретических и практи-еских проблем человеческого общежития.

    Применительно к управлению обществом, включая эконо-ику, различают два противоположных подхода: субъективный объективный.

    1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 105.

    Интересный анализ западных социально-экономических теорий едставлен в книге: Мальцев Г. В. Буржуазный эгалитаризм. М., 1984. См.: Дроздов А. В. Человек и общественные отношения. Л., 1966.

    84 Раздел I. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

    Сторонники субъективного подхода к управлению обществом полагают, что изменения системы общественных отношений могут осуществляться только в качестве осознанных, планомерных действий, «субъективная сторона социальных (в том числе экономических) изменений является при социализме ведущей по отношению к объективной» .

    Такой подход к управлению обществом не считается с объективными закономерностями, ведет к неограниченному вмешательству публичных институтов в экономическую и иные сферы общества. Особенно ярко это выражено в концепции «надстроечно-базисного государства», суть которой заключается в том, что государство «погружается» в экономику и, участвуя в экономических отношениях, выполняет тем самым базисные, а не только надстроечные функции. При этом экономика функционирует как «единая фабрика», и государство участвует в руководстве производством подобно управляющему фабрикой. Данная концепция нашла отклик среди ряда юристов, особенно сторонников теории хозяйственного права, писавших о единстве «вертикальных» и «горизонтальных» отношений, о хозяйственном расчете органов управления экономикой и т. п. И хотя в настоящее время отсутствует реальная почва для такой

    теории, атавизмы ее сохраняются во взглядах сторонников пред-

    принимательского права как самостоятельной отрасли права.

    Субъективный подход к управлению обществом всегда встречал решительные возражения в философской, экономической и

    юридической науке. С переходом же к рыночным отношениям

    1 Файнбург 3. И., Козлова Т. П. Научно-технический прогресс и совершенствование социалистических производственных отношений. М., 1987. С. 26. Того же взгляда придерживался, например, Л. И. Абалкин (см.: Диалектика социалистической экономики. М., 1981. С. 68-107, 220-227), среди юристов - В. К. Мамутов (см.: Совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности: методология,

    направления. Киев, 1982. С. 20).

    См.: Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. О. М. Олейник. Т. 1. С. 28 - 40; Хозяйственное право / Под ред.

    B. К. Мамутова.

    См.: Лармин О. В. О структуре общественных отношений // Очерки методологии познания социальных явлений / Под ред. Д. М. Уграновича, О. В. Лармина, А. К. Уледова. М., 1970. С. 69; Бу-нич П. Т. Хозяйственный механизм развитого социализма. М., 1980.

    C. 24-26; Загайнов Л. И. Социалистическое государство и законы эко- номики. М., 1975. С. 34-62; Пискотин М. И. Социализм и государст- утрачены всякие его основания. Экономика как система производственных отношений - это в основе своей саморегулирующееся явление, имеющее своим основанием самостоятельную деятельность людей, их интересы и побуждения. Предприниматели, специализируясь на производстве определенного продукта, естественным образом (т. е. под воздействием спроса и предложения) включаются в систему разделения труда. Государство, организуя общество (включая экономику), само не превращается в предпринимателя, а остается организацией политической, организующей общественные процессы присущими ему способами: изданием законов (функция законодательной власти), организацией исполнения законов (функция исполнительной власти), разрешением общественных конфликтов (функция судебной власти).

    Объективный подход к управлению обществом опирается на постулат: «законодательная власть не создает закона - она лишь открывает и формулирует его» ; публичные отношения появляются из социально-экономических отношений, которые они закрепляют и оформляют. Социально-экономические отношения складываются объективно, но по мере их познания («открытия») можно приблизиться к сознательному управлению ими. Иначе говоря, на общество (включая экономику) можно воздействовать только косвенно, создавая условия для его развития в необходимом направлении. Применительно к экономике это создание конкурентной среды, в которой осуществляется предпринимательская деятельность, установление единых рыночных «правил игры», стабильных публичных требований.

    В западной литературе нет таких крайних взглядов на роль государства в экономике, как в российской литературе. Это объясняется тем, что в странах с рыночной экономикой преследуется цель упорядочения рынка, а не замены его государственной экономикой и споры идут не об отмене свободы предпринимательства, а о разумных пределах этой свободы. Основными экономическими теориями здесь являются теория свободы предпринимательства и теория регулируемого рынка.

    венное управление. М., 1988. С. 260-265; Собчак А. А. Правовые проблемы хозрасчета. Л., 1980. С. 9-42.

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 285.

    86 Раздел I. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

    Представители теории свободы предпринимательства (в частности, теории монетаризма) выступают за максимальное ограничение государственного вмешательства в экономику. Государство должно оказывать воздействие на экономическое развитие лишь косвенными методами (через кредитно-денежные рычаги), гарантируя неприкосновенность частной собственности и прибылей, соблюдение правил конкуренции и т. д. Основная функция государства в экономике - это установление правил игры и контроль их исполнения, но не экономическая деятельность непосредственно. Такой подход к управлению экономикой соответствует природе предпринимательства как свободной деятельности.

    Представители теории регулируемого рынка утверждают, что рынок сам не может выступать в роли регулятора экономики, поэтому государство должно регулировать макроэкономические процессы (т. е. общие условия развития рыночной экономики), применяя при этом по необходимости прямые ограничения. Эта теория появилась в период разрушительного экономического кризиса 1929-1933 гг. и рассчитана на кризисное состояние рыночной экономики. Ее можно назвать теорией «хирургического вмешательства» в больной организм экономики, который в этот период не способен к самостоятельному жизнеобеспечению. В условиях здоровой экономики такого вмешательства государства не требуется.

    Современная Россия интегрируется в мировое хозяйство и не может игнорировать те правила, по которым развивается мировая экономика.

    Многое для этого сделано, но российская экономика пока еще не стала стабильной рыночной экономикой, чем и объясняется необходимость вмешательства государства в экономическую сферу. Однако в любом случае вмешательство государства в экономику должно регламентироваться законом.

    Таким образом, в условиях рыночной экономики следует различать два начала:

    1) свободный, развивающийся объективно по своим внутренним законам и, следовательно, саморегулирующийся рынок;

    1 См., например: Friedman М. Capitalism and Freedom. Chicago,

    См.: Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.

    М., 1978. С. 455.

    2) внешнее регулирование рынка, включая государственное, ограниченное пределами объективно допустимого. Каждое из этих начал находит отражение и в праве, его делении на частное и публичное.

    Экономическому отношению между независимыми друг от друга субъектами соответствует метод равенства именно потому, что сама деятельность каждого из этих субъектов является свободной, основанной на собственном интересе. Отношению же между соподчиненными субъектами соответствует метод власти и подчинения, так как деятельность каждого из этих субъектов является несвободной: публичный орган действует строго в соответствии со своей компетенцией, а другая сторона (частное лицо, предприниматель) обязана точно исполнить законную волю органа власти, будь то законодательная, исполнительная или судебная власть.

    Разные сферы общественных отношений определяют разные начала правового регулирования. Каждому типу социальной деятельности соответствует свой правовой режим регулирования. В этом смысле следует различать правовой режим предпринимательства и правовой режим деятельности публичной власти.

    Правовой режим предпринимательства выражается преимущественно в дозволительном характере (типе) правового регу-

    лирования. Здесь дозволения выступают ключевым элементом юридического регулирования, определяющим правовым сред-

    1 В природе нет и не может быть чисто рыночной или чисто государственной экономики. Между этими крайними (идеалистическими) полюсами существует целый ряд моделей, различающихся по степени вмешательства государства в экономику. При этом следует также учитывать, что экономическая система любой страны состоит из нескольких секторов, среди которых можно выделить по меньшей мере два так или иначе отличающихся друг от друга по форме собственности и принципам регулирования: частное предпринимательство, которое в значительной степени регулируется рыночными механизмами и основано на частной инициативе; государственный сектор экономики, базирующийся на государственной собственности и жестко контролируемый государством.

    См.: Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972. С. 70; Пугинский Б. И., Сафиуллин Д. Н. Правовая экономика: проблемы становления. М.,

    1991. С. 54 ством, призванным обеспечить социальную свободу и активность предпринимателя, осуществление его реальных прав. С юридической стороны дозволения - это субъективные права на собственное активное поведение в целях реализации собственного интереса. Пределы дозволенного определяются законом в виде прямо и исчерпывающе установленных исключений (ограничений, запретов, обязанностей) из общего правила. Правовой режим предпринимательства выражается формулой «можно все, кроме запрещенного» и базируется на признании свободы предпринимателя как товаропроизводителя. Это проявляется во всех его элементах: в приобретении и прекращении правового статуса предпринимателя; в приобретении, осуществлении и прекращении им конкретных прав (личных, вещных, обязательственных); в осуществлении защиты нарушенных прав.

    Правовому режиму деятельности публичных органов, с которыми предприниматель находится во взаимоотношениях, свойственно разрешительное начало - «запрещено все, кроме прямо дозволенного». Соответственно реализация прав предпринимателя обеспечивается обязанностью органов власти соблюдать общий запрет: воздерживаться от совершения действий, препятствующих предпринимателю свободно в рамках закона осуществлять свои права. Незаконные акты органов власти в отношении предпринимателя признаются арбитражным судом недействительными, а причиненный ими вследствие этого предпринимателю ущерб подлежит возмещению Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 13, 16 ГК РФ). Перечень полномочий органов власти в отношении предпринимателей должен быть точно закреплен в законе, определяющем компетенцию данного органа.

    Государственное регулирование рыночной экономики должно проявляться в необходимых и достаточных требованиях, отражающих интересы общества в целом. Правовыми формами государственного регулирования выступают акты различных органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Вся полнота власти в демократическом обществе, как известно, принадлежит самому этому обществу (народу). Общество делегирует власть различным созданным им же институтам власти (законодательной, исполнительной, судебной), которые составляют государство и вместе с тем различные сбалансированные ветви власти, исключающие узурпа-

    цию всей власти в одних руках. Такова идея, высказанная еще Аристотелем и сформулированная в середине XVIII в. Монтескье, которая нашла воплощение с теми или иными поправками на национальные традиции в развитых странах мира.

    Такое распределение начал правового регулирования в отношении «государство-предприниматель» позволяет умерить произвол органов власти, упорядочить деятельность этих органов как более сильной стороны по отношению к предпринимателю и тем самым защитить его права. В формирующемся правовом государстве упорядочение полномочий органов власти при помощи разрешительного начала - определяющая, доминирующая линия. Оценивая действующее законодательство о предпринимательстве, можно констатировать, что, несмотря на известные изъяны, в целом оно закрепляет эти начала.

    Правовой режим предпринимательства не должен смешиваться с правовым режимом деятельности публичной власти. В основу их соотношения должен быть положен не отказ от деления права на частное и публичное, не смешение их, как это делают сторонники теории социальных функций и производ-

    ной от нее теории хозяйственного права, а строгий учет (мера) их соотношения. По тому, какой из правовых режимов лежит в основе законодательства, является доминирующим в данном обществе, можно судить о социально-экономическом строе, о политическом режиме данного общества.

    В частности, в советский период развития общества частноправовые начала практически полностью были заменены принципами публичного права. Официальная идеология этого периода, определившая правовые воззрения, выражена словами: «Мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не "частное", к хозяйствен-

    В соответствии с ней категория субъективных прав чужда современному обществу, знающему не права, а лишь социальные функции. «У индивидов нет прав... все индивиды обязаны повиноваться социальной норме, так как они суть существа социальные» (Дюги Л. Социальное право. Индивидуальное право. Преобразование государства. СПб., 1909. С. 5). Таким образом, сторонники данного взгляда распространяют режим деятельности публичных органов власти, характеризуемый определенными задачами, функциями, компетенцией, на частных лиц. То, к чему это может привести, продемонстрировано всей

    историей развития советского общества после 1917 г.

    См.: Теоретические проблемы хозяйственного права. М., 1975. С. 13.

    90 Раздел I. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

    ным отношениям необходимо применять не свод законов рим-

    ского права, а наше революционное правосознание » . На вооружение была взята идея хозяйственного права, которая возникла в конце XIX в. в буржуазной юридической науке и объясняла необходимость ограничения частной собственности и предпринимательства до разумных пределов в интересах общества, установления единых правил игры в рыночной экономике, ведения борьбы с недобросовестной конкуренцией, промышленным перепроизводством. В советских условиях эта идея была доведена до абсурда, поскольку экономика и право были полностью огосударствлены, торжествовало публичное («полицейское») право, а на самом деле - бесправие и произвол чиновников.