Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Мотив: что такое в психологии. Система и виды мотивов. Мотив. Виды и функции мотивов

    Мотив: что такое в психологии. Система и виды мотивов. Мотив. Виды и функции мотивов

    Мотив обычно определяется в психологии как то, что «движет» деятель­ность, то, ради чего эта деятельность осуществляется.

    Мотив (в узком понимании Леонтьева) – как предмет потребности, т.е., чтобы охарактеризовать мотив, необходимо обратиться к ка­тегории «потребность».

    Мотивы формируются из потребностей человека. Потребность – состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных благах.

    А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Г. Асеев итд. Мотивы - это и осознаваемые, и неосознаваемые побужде­ния. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении - в форме переживания, жела­ния, хотения (16).

    Предметное содержание мотива

    1. Диспозиционные мотивы, являются устойчивыми для личности, проявляются в различных ситуациях и видах деятельности. Это мотивы достижения, мотив «афериации», власти, помощи.

    2. Функциональные мотивы, связаны с конкретными видами деятельности человека (учебные, профессиональные, политический деятельностью). Мотивы могут быть в большей или в меньшей мере осознанными или неосознаваемыми.

    Направленность личности – это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрения, и цели, ее жизни и деятельности. Направленность – это то, что подталкивает человека.

      Влечение , - наиболее примитивная биологическая форма направленности.

      Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

      Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

      Интерес – познавательная форма направленности на предметы. При включении в интерес волевого компонента он становиться склонностью.

      Идеал – то, что влечет человека, - это конкретизируемая в образе или в представлении предметная цель склонности.

      Мировоззрение – это система философских, эстетических, этических, естественно научных и других взглядов на окружающий мир.

      Убеждение – это высшая форма направленности, это система мотивов личности, побуждающая поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрениями. (Чужой реферат)

    Функции мотивов

    Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов:

      побуждения

      смыслообразования

    Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл , другие, сопут­ствующие им мотивы выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоцио­нальных, аффективных, лишенных смысла о бракующей функции. Это - мотивы-стимулы , В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а дру­гой - функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива - побуждающей и смыслообразующей - при­дает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мо­тива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена (16).

    По отношению к деятельности, мотивация выполняет три основные функции :

    1. Побуждающая, - это двигательный импульс, эмоционально-волевое стремление личности к чему-либо.

    2. Организующая функция, - возникновение мотивов способствует выделению и постановки цели.

    3. Смыслообразующая функция, - придание деятельности, глубокого личностного смысла. Значимость деятельности для личности определяется мотивами, причем приоритетными в его мотивационной сфере.

    X . Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия - началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, по­буждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обес­печивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связа­но с оценкой результатов, с успехом, что способствует под­креплению мотивов (16).

    Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована . Сово­купность всех мотивов к данной деятельности называется моти­вацией деятельности данного индивида (16).

    План


    Введение

    1. Психическое понятие мотива

    Виды мотивов

    3. Роль мотивов в жизнедеятельности человека

    Заключение

    Список литературы


    Введение


    Актуальность темы заключается в том, что поведение человека направляется ожиданием, оценкой предполагаемых результатов своих действий и их более отдаленных последствий. Значимость, которую субъект при этом приписывает следствиям, определяется присущими ему ценностными диспозициями, которые чаще всего обозначают словом «мотивы».

    Понятие «мотив» в данном случае включает такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. При всех различиях в оттенках значения этих терминов указывают на «динамический» момент направленности действия на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели.

    При таком понимании можно предположить, что мотив задается таким целевым состоянием отношения «индивид- среда», которое само по себе (хотя бы в данный момент времени) желательнее или удовлетворительнее наличного состояния.

    Цель контрольной работы - изучить трансформацию содержания понятия "мотив" в истории психологии.

    Задачи работы:

    Дать определение мотива;

    рассмотреть виды мотивов;

    охарактеризовать роль мотивов в жизнедеятельности человека.


    1. Психическое понятие мотива


    Деятельность всегда побуждается определенными мотивами.

    Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

    Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.

    Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

    Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

    Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

    Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека.

    Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

    Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация .

    Мотив не может быть адекватно объяснен сам по себе, вне неразлучных связей и изначальной включенности в систему тех детерминант - образа, отношения, действия, личности, которые конституируют общий строй психической жизни. Его "служба" в этой жизни предопределена тем, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели, поддерживая энергетическую напряженность поведения на всем пути стремления к ней.

    Будучи непременным "запалом" любых действий и их "горючим материалом", мотив издавна выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (например, удовольствия или неудовольствия), побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д. Переходя от житейской мудрости к научным объяснениям, следует начать со взглядов на мотив в эпохи, когда изучение психологических вопросов считалось занятием для философов .

    В период античности была проведена различительная линия не только между чувственным познанием и мышлением, но также между этими разрядами явлений и побуждениями человека. Это отразилось на представлении о различных "частях" (у Аристотеля - функциях) души. Как отмечалось, они изображались разделенными даже анатомически. Пифагор, Демокрит, Платон помещали разум в голове, мужество - в груди, чувственное вожделение - в печени. У Платона это разграничение приобрело этический характер. Он считал разумную душу (она осела в голове, как наиболее близкая к небесам, к нетленному царству идей) высшим достоянием человека. Низкая - "алчущая" - часть души уводит к низменным целям, препятствует благородным мотивам. На разум возлагалась задача "обуздания" этих рвущих человека в разные стороны побуждений. В образной форме Платон описал проблему конфликта мотивов в известном мифе о колеснице, в которую впряжены два коня противоположных цветов - черный и белый; каждый тянет в свою сторону.


    2. Виды мотивов


    Существует несколько основных видов мотивов.

    Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

    Мотив самоутверждения является достаточно действенным побудительным фактором, который руководители пытаются актуализировать у своих подчиненных, усиливая мотивацию к деятельности.

    Над молодым специалистом, который не производит впечатления компетентного человека, насмехаются коллеги. Затронуто чувство собственного достоинства, самолюбие юноши, а он хочет, чтобы его ценили, уважали, воспринимали как интеллектуала и специалиста. Стремление самоутвердиться будет побуждать его наверстывать упущенное, совершенствовать свои способности и навыки .

    Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

    Мотив идентификации. Идентификация с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях.

    Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического "заимствования" энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой

    Мотив власти - это стремление субъекта влиять на людей. Потребность во власти - одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

    Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например, руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими - это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив .

    Мотив власти является едва ли не единственным мотивом деятельности, активность которого не следует усиливать, поскольку последствия могут быть ужасными. Актуализация мотива власти способна, конечно, увеличить общий уровень мотивации и побуждать человека к деятельности. Но принимая во внимание нежелательное влияние этого мотива на личность (и вред для коллектива), следует довольно осторожно (в случае невозможности увеличить силу других мотивов) актуализировать этот мотив.

    Процессуально-содержательные мотивы - это побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности. В случае же действия процессуально - содержательных мотивов человеку нравится (и побуждает к активности) процесс и содержание определенной деятельности.

    Смысл деятельности во время актуализации процессуально- содержательных мотивов заключается в самой деятельности.

    Мотив саморазвития

    Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию - это важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность .

    Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность и важность развиваться и совершенствоваться.

    Мотив достижения - это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

    Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

    Просоциальные мотивы

    К этой группе относятся мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственности перед группой или обществом.

    В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

    Просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственности, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

    Мотив аффилиации

    Аффилиация - это стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение - это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

    Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или во всяком случае симпатии) со стороны партнера по общению.

    Негативная мотивация - это побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.

    В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать.

    Таким образом, негативная мотивация (и наказание в том числе) - достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако он не лишен многих недостатков и нежелательных последствий.


    3. Роль мотивов в жизнедеятельности человека


    Мотивы играют огромную роль в жизнедеятельности человека, в том числе в деятельности менеджера. Они побуждают и направляют деятельность человека. Мотивы имеют смыслообразующую функцию, они придают личностный смысл целям, действиям, их содержанию.

    Также мотивация определяет зону целей. А следовательно, через выбор в этой зоне цели определяется и отбор, выбор собственно действий. Таким образом, мотивы выполняют функцию активации, включают механизмы активации. Среди ролей мотивации следует выделить функцию субъективного окрашивания цели - функцию смыслообразования. Ну и, конечно, мотивы оказывают стимулирующую функцию на деятельность человека.

    Для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности .

    Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Например, уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

    Если у человека есть стимул делать что-то, то он не просто выполняет рутинную работу, а занимаясь тем, что ему интересно, вкладывает в это всю свою душу, а все потому, что у него есть мотивация, у него есть «его зачем».

    Правильно говорят, если человек хочет что-то сделать, то он ищет, как сделать это, если же не хочет, то ищет отговорки и причины, которые позволят ему не заниматься этим. Таким образом, если дать человеку стимул действовать, то он будет делать работу, которой занимается, в разы лучше того, у кого нет стимула.

    Если же при этом у него есть еще и огромная мотивация, то он горы свернет, но получит то, к чему идет, не важно, что окружающим задуманное кажется нереальным или невыполнимым, ему на это совершенно наплевать. Просто потому, что он имеет цель, и огромный стимул достичь ее, он не смотрит на преграды и не думает о трудностях, с которыми может столкнуться, и все потому, что он замотивирован, и чем больше его мотивация, тем большего он достигнет.

    И все по той простой причине, что у него есть, зачем делать это, как правило, люди, не имеющие стимула делать что-то, делают это спустя рукава, даже если это надо им самим. А если начинают идти к чему-то большему, то, если они не обладают достаточно сильным стимулом, начинают смотреть на преграды и думать, как же мне достичь этого, тут уже начинают появляться отговорки наподобие: «это же так сложно», или, «а вдруг у меня ничего не получится», «вдруг надо мной будут смеяться», «а что подумают обо мне окружающие и те, кто меня знают».

    психический мотивация человек

    Заключение


    Таким образом, на основе выше изложенного можно сделать следующий вывод.

    Мотив - это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению действия.

    Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания.

    Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям.

    В качестве таковых выступают:

    а) характер участия в деятельности;

    б) время (протяженность) обусловливания деятельности;

    в) социальная значимость;

    г) факт их включенности в саму деятельность или нахождения вне ее;

    д) определенный вид деятельности, например учебная мотивация, и др.

    Социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, требуют существенных изменений в психологии и поведении людей, и без таких изменений проводимые реформы вряд ли дадут желаемые результаты. В ходе соответствующих преобразований люди должны научиться по-новому относиться к тому, что происходит с ними и вокруг них, а для этого необходимо изменить их психологию, и в первую очередь мотивацию социального поведения.


    Список литературы


    1.Айламазьян А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии. 2011. - № 1

    2.Ассев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Автореферат дис. на соиск. учен. степ, доктора психол. наук. М., 2011.

    Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудачи (авторская разработка психодиагностической схемы). М., 2012.

    Горчакова Е.Б. Мотив достижения успеха в структуре личности и деятельности будущих менеджеров: Автореф. дис. . канд. психол. наук. -М., 2012.

    Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 5. М., 2012

    Оллпорт Г. Личность в психологии. М., 2011.

    Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб. - 2012.

    Подольский А.И. Психология развития человека: в поисках новых подходов. М., 2012

    Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: Практическое руководство. - СПб.-2011.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Мотивы, их функции и виды.

    Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Мотив – побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности – это предмет потребности. Мотивация – это побуждение вызывающее активность. В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотива в регуляции поведения 1. Побудительная и направляющая функция мотива. 2. Детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами. 3. Иерархия мотивов. 4. стремление к равновесию и напряжению – здесь мотив понимается чисто энергетически. (теория К. Левина, гедонистические теории). Отечественная психология критиковала эти подходы за отрыв мотива от контекста деятельности и сознания. В теории деятельности Леонтьева в качестве общего механизма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и, тем самым превращения ее объектов в предметы потребностей. Отсюда: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей действительность. У человека источником развития мотива является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в отногенезе выступают присущие данному обществу ценности, идеалы, интересы, которые в случае их интериоризации приобретают побудительную силу и становятся мотивом. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в сознании действительности личностный смысл. Функции смыслообразования связаны с контролированием общей направленности личности. Существуют также мотивы-стимулы, которые энергетезируют поведение. Они могут быть очень сильными, но в случае столкновения мотивов верх берут смыслообразующие мотивы. Функция контролирования осуществляется мотивами не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения. Эмоции оценивают личностный смысл происходящего и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности – сдвиг мотива на цель (пример с чтением книги к экзамену).

    По Леонтьеву, в ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этиммотив определяется еще иначе - какопредмеченная потребность.

    Мотив - это то объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или удовлетворяя ее. То есть основная функция мотивов состоит в том, чтобы побуждать и направлять деятельность.

    Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения, если до этого момента поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает «вектор», или направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен. Множество действий, которые собираются вокруг одного предмета - типичный признак мотива. Так согласно еще одному определению,мотив - это то, ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, совершает много разных действий. И вот этасовокупность действий, которые связываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее особенной деятельностью или особым видом деятельности.

    По своей роли, или функции, не все мотивы «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие - второстепенные. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные - мотивами-стимулами: они не столько запускают, сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

    Перейдем к проблеме соотношения мотивов и сознания. Мотивы не всегда осознаются, поэтому выделяют два класса мотивов: те, которые осознаются, и те, которые не осознаются. Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей. Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в другой форме. Таких форм, по крайней мере, две. Это эмоции и личностные смыслы. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это что-то затрагивает его мотивы.

    Рассмотрим теперь вопрос о связи мотивов и личности. Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуации конфликта мотивов. Новые мотивы образуются в ходе деятельности. В теории деятельности описанмеханизм образования новых мотивов, которыйполучил название механизма сдвига мотива на цель.

    Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом,со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Важно подчеркнуть,что превращение цели в мотив может произойти только, если накапливаются положительные эмоции.

    Различают следующиефункции мотивов: 1 .побудительная (к деятельности); 2.направляющая (мотив направляет на себя деятельность); 3.целепорождающая (мотив порождает действие, направленное на удовлетворение потребности. Цели составляют основу действий); 4.смыслообразующая (мотив придает действиям значимость, важность). То, что мы делаем, приобретает для нас личностный смысл, т.е. переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, связанных с мотивом.

    Возможные основания классификации мотивов. 1) Актуальные мотивы – то, что совершается (профессиональный выбор, досуг). Потенциальные – те, которые могут организовать действие. Определяют возможные варианты жизни человека. Но социальные условия могут измениться, и тогда меняются мотивы. Каким человек станет при изменении мотивов. Когда мы вынуждены делать непривлекательный для себя выбор под действием условий и т.д., то потенциальные мотивы приобретают большую значимость (неврозы, уходы в себя).

    2) Ведущие и второстепенные мотивы. Мотивационная сфера личности иерархизируется. Деятельность мотивируется несколькими мотивами. Деятельность человека полимотивированная, т.е. одновременно регулируется двумя или несколькими мотивами.



    3) Смыслообразующие и мотивы стимулы. Ведь человек в своей деятельности объективно реализует целую систему отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и к самому себе. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл – их называют ведущими или смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними мотивы выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных – порой весьма могучих – это мотивы-стимулы (часто приурочены к действиям, подключаются, заимствуются из другой деятельности).

    4) По предметному содержанию: а) предметные; б) функциональные; в) нормативные. Предметные – организуют финальную направленность деятельности. Всегда четко указывают, что должно быть (например: построить дом). Этот мотив не может быть задан только указанием предметного содержания, он содержит еще модус преобразования. Не только предмет, но и то, что выражает отношение к нему (пока здоровье не шалит – деятельности нет). Мерей: мотив состоит из содержания и активного характера преобразования. Модусы преобразования: отказ, отречение, приобретение, создание, поддержание, выражение, сохранение, агрессия, избегание. Функциональные мотивы: например потребность людей в общении, не имеют финальной напрвленности. Мотивируют саму деятельность. Нечто, что приятно самим процессом, а не его концом (приятно читать книгу). Игровая деятельность – элемент целепреследования (спрятаться так, чтобы не нашли). Мотивирующая масса промежуточных целей (промежуточных мотиваций). Это мотивация, которая привязана к отдельным маленьким промежуточным целям (аналог у животных – инстинкт). Нормативные: проявляются реже. Левин: барьеры – то, что не организует, а ограничевает деятельность, не побуждает отдельной деятельности. Нравственные мотивы.