Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Анализ заинтересованных сторон. Карта заинтересованных сторон – инструмент анализа проектного окружения и бизнеса в целом

    Анализ заинтересованных сторон. Карта заинтересованных сторон – инструмент анализа проектного окружения и бизнеса в целом

    Заинтересованнаясторона(interested party): Лицо или группа лиц, заинтересованных в деятельности или успехе организации

    Ёе основным свойством можно считать не то, что она отвечает сразу двум стандартам, а то, что она направлена на сбалансированное удовлетворение нужд и потребителей, и общества. В частности, такая система должна содержать механизмы решения конфликтов, когда нужды этих двух заинтересованных сторон противоречат друг другу. Сразу замечу, что не обязательно речь идет о традиционных пяти группах заинтересованных сторон (потребители, поставщики, персонал, владельцы, общество). На самом деле каждая организация должна самостоятельно определить свой перечень заинтересованных сторон, который отражает ее миссию и систему ценностей. Возможным алгоритмом для построения перечня заинтересованных сторон является такой: сперва найти ответ на вопрос „для удовлетворения чьих ожиданий организация была создана, кому должно принести пользу существование организации?” Ответ будет определять перечень целевых заинтересованных сторон организации. На следующем этапе ищут ответ на вопрос: „чьи ожидания организация вынуждена удовлетворять, чтобы обеспечить свое развитие и возможность стабильно удовлетворять целевые заинтересованные стороны?” В этом случае ответ будет определять „ресурсные” заинтересованные стороны. Желательно, чтобы оба вопроса были рассмотрены командой высшего руководства организации, ведь ответ на них существенно влияет на стратегию организации (в том числе – на стратегию развития системы менеджмента и интеграции в нее новых составляющих).

    При таком подходе может оказаться, что индивидуальный перечень заинтересованных сторон может существенно отличаться от традиционного перечня из пяти групп. В частности:

    · некоторые из традиционных заинтересованных сторон могут делиться в индивидуальном перечне на несколько разных заинтересованных сторон с принципиально различными ожиданиями, которые удобнее рассматривать отдельно (например, для редакции журнала заинтересованная сторона „потребители” может делиться на читателей и рекламодателей; для высшего учебного заведения потребители могут делиться на студентов, родителей студентов и работодателей);



    · могут появляться новые заинтересованные стороны, которые объединяют признаки нескольких традиционных заинтересованных сторон (например, дилеры имеют признаки, как потребителей, так и поставщиков; аспиранты в вузе - как сотрудников, так и потребителей);

    · могут появляться принципиально новые заинтересованные стороны, которые сложно отнести к любой из традиционных групп (например, франчайзинговые организации, дочерние предприятия, производители сопутствующей продукции и т.п.).

    Разработав перечень основных заинтересованных сторон организации, можно для каждой из них определить важнейшие группы ее ожиданий, которые влияют на ее удовлетворенность и на решение относительно продолжения сотрудничества с организацией. В результате, организация получает таблицу, подобную приведенной ниже (еще раз подчеркнем, что такая таблица будет индивидуальной для каждой организации).

    Заинтересованная сторона Основные ожидания
    Акционеры Стоимость акций
    Дивиденды на акцию
    Сохранение имущества
    Возможность получения информации о деятельности организации
    Потребители Качество продукции и услуг
    Соблюдение сроков
    Цена
    Поставщики Объемы и прогнозированность заказов
    Цена и порядок расчетов
    Развитие партнерских отношений
    Персонал Социальная защищенность
    Безопасность работы
    Возможность личного развития
    Интересная работа, возможность привлечения
    Психологический климат
    Население города, в котором размещено предприятие Уплата налогов
    Отсутствие отрицательных влияний на окружающую среду
    Благотворительная и социальная деятельность
    Открытость, доступность информации

    Наличие такой таблицы помогает лучше понять место организации в мире, определить ее стратегию, в частности – определить последовательность шагов по расширению сферы применения документированной системы управления. Что интегрируем: последовательность расширения интегрированной системы управления

    21. Критерий выбора инвестора, экономическая прибыль инвестиций

    Инвестиции - размещение капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) - кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции (инвестированный капитал) возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен - инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

    Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта

    Критерий выбора инвестора
    1. Есть ли у инвестора опыт и экспертиза в той сфере и на том рынке, которому адресован ваш стартап?

    2. Какие ресурсы есть у инвестора, которые могут быть полезны для развития вашего стартапа, кроме денег? Денег на венчурном рынке сейчас очень много, но мало капитала. Между двумя этими понятиями огромная разница. Уверяю, куда важнее денег для стартапа (особенно на ранних стадиях) экспертиза, связи инвестора и возможность выйти на партнеров и потенциальных заказчиков.

    3. Проанализируйте прошлые вложения инвестора: какие из них были в похожей сфере или рынке и как они сейчас развиваются? Истории успеха инвестора?

    4. Есть ли у инвестора опыт выходов? Если инвестор смог продать проект стратегу или инвестору рангом выше – возможно, вы сможете пройти тот же путь.

    5. Если есть возможность пообщаться с другими компаниями/предпринимателями, которые были проинвестированы этим инвестором, – узнайте, какой уровень поддержки был оказан со стороны инвестора.

    6. Согласен ли инвестор войти в совет директоров стартапа? Это определяет уровень поддержки и вовлеченности его в проект.

    7. Просчитайте чистую стоимость активов инвестора. Точно определить цифру, скорее всего, у вас не получится, но важно понять, достаточно ли у инвестора средств для вашей поддержки. Например, по западным стандартам у инвестора должно быть ликвидных активов в 7-10 раз выше суммы инвестиций в проект. Так, если вы ищите $50 тыс., то у ангела должно быть ликвидных активов на $500 тыс. – то есть легко можно конвертировать в кэш в краткосрочной перспективе. Это важно, потому что при выборе инвестора вы в идеале выбираете того, кто сделает ваш бизнес сильнее. А если инвестор будет жить в постоянном страхе потерять вложенные деньги, это не всегда может продуктивно сказываться на развитии стартапа. То есть очень важно узнать как можно более достоверно, что инвестор «может себе позволить» инвестиции в ваш проект.

    8. Как партнерство с инвестором может сказаться на вашей репутации? Одно дело найти компромисс с целью развития бизнеса, другое отказываться от своих ценностей и принципов из-за денег. По второму пути идти не стоит. Не сбрасывайте со счетов репутационные риски, подумайте: будут ли у вас проблемы с привлечением последующих раундов инвестирования, если вы вступите в сделку с выбранным инвестором?

    22. Модель стоимости собственного капитала компании

    Под стоимостью капитала понимается доход, который должны принести инвестиции для того, чтобы они себя оправдали с точки зрения инвестора. Стоимость капитала выражается в виде процентной ставки (или доли единицы) от суммы капитала, вложенного в какой-либо бизнес, которую следует заплатить инвестору в течение года за использование его капитала. Инвестором может быть кредитор, собственник (акционер) предприятия или само предприятие. В последнем случае предприятие инвестирует собственный капитал, который образовался за период, предшествующий новым капитальным вложениям и следовательно принадлежит собственникам предприятия. В любом случае за использование капитала надо платить и мерой этого платежа выступает стоимость капитала.

    Стоимость собственного капитала - это доходность, которую инвесторы ожидают от инвестиций в собственный капитал фирмы. Модели риска и доходности, требуют безрисковых ставок и премии за риск (модель САРМ) или множества премий (модель АРМ и многофак-ториая модель), подход к определению которых был представлен в преды­дущей главе. Кроме того, эти модели требуют знать меру подверженности фирмы рыночному риску, реализуемую в форме коэффициента бета. Эти входные данные используются для получения оценки ожидаемой доходно­сти от инвестиции в собственный капитал:

    Ожидаемая доходность = безрисковая ставка + коэфф. бета (премия за риск).

    Эта ожидаемая доходность для инвесторов в собственный капитал включает компенсацию за рыночный риск, свойственный инвестиции, а также сто­имость собственного капитала. В данном разделе основное внимание мы уделим оценке коэффициента бета фирмы. Хотя значительная часть этого обсуждения посвящена модели САРМ, его выводы можно распространить на арбитражную модель оценки и на многофакторпую модель.
    (http://bizplan-uz.ru/theory/business_estimation/520/)

    1. Постановка задачи

    При реализации любого проекта в организации существует круг людей или групп (сторон), которые заинтересованы в его выполнении и результатах, а также круг лиц, которые в этом не заинтересованы (или слабо заинтересованы). Поддержка заинтересованных лиц чрезвычайно важна для успешной реализации любого проекта, важно и вовлечение незаинтересованных (слабо заинтересованных) лиц. Можно сказать, что ключевой задачей менеджера (руководителя) проекта является выявление заинтересованных сторон и вовлечение незаинтересованных. Как правило, не сразу становится понятным, кто входит в состав заинтересованной стороны и каковы их интересы.

    Практическим опытом решения данной задачи занялось руководство организации "Кровля+", которая производит и реализует кровельные покрытия. Было принято решение о монтаже новой производственной линии. Внедрение новой технологии позволяло получить существенное конкурентное преимущество по качеству продукции и простоте ее монтажа. Также это позволило бы снизить численность неквалифицированного персонала.

    2. Решение поставленой задачи

    Сначала руководителю проекта необходимо определить круг заинтересованных и незаинтересованных сторон проекта, а также понять причины этого разделения, чтобы лучше управлять их интересами. В качестве возможного способа решения данной проблемы был применен анализ заинтересованных сторон для прогнозирования руководителем потенциальных сторонников и "проводников" проекта. Первый шаг – составление "карты заинтересованных сторон". Она представляет собой схему, показывающую, каким основным заинтересованным сторонам (ЗС) необходимо уделить внимание (рис. 33.1).

    Для выявления интересов ЗС использовалась табл. 33.1, где приведены основные вопросы, на которые руководитель проекта должен ответить и понять, является ли анализируемая ЗС "проводником",

    Рис. 33.1.

    помощником или, наоборот, противником проекта. Руководителю проекта стало понятно, как лучше всего управлять заинтересованными сторонами.

    Результаты проведенного анализа оказались неожиданными прежде всего для самого руководителя проекта. Однако сформированные в столбце 6 предложения отвечают на самый важный в данной ситуации вопрос: как можно заручиться поддержкой ЗС? Далее для наглядности сформируем новую карту ЗС с учетом их отношения к проекту (рис. 33.2).

    При взгляде на построенную модель понятно, что при таком старте проект обречен на провал. Ведь основные и наиболее сильные игроки против начала реализации данного проекта.

    Поэтому задача руководителя проекта на данном этапе свелась к тому, чтобы путем переговоров, убеждений и т.д. перевести данных работников хотя бы в категорию нейтральных. И это удалось сделать заручившись их поддержкой в соответствии с табл. 33.1 (столбец 6).

    Удалось убедить генерального директора согласиться на выплату компенсаций при сокращении и начальник отдела управления персоналом стал приверженцем проекта, а начальник юридического отдела от резко негативной позиции перешел к нейтральной. Также удалось

    Таблица 33.1

    Выявление интересов ЗС

    Наименование ЗС

    Каковы приоритеты, цели и интересы?

    Какой тип поведения ожидается в связи с реализацией проекта?

    Каково наиболее вероятное отношение к проекту?

    Как можно заручиться поддержкой?

    Генеральный директор

    Заинтересован в реализации проекта, это позволит повысить стоимость компании

    Поддерживающее

    Позитивное

    Директор по финансам

    Заинтересован в реализации проекта, так как это позволит повысить экономическую эффективность организации

    Поддерживающее

    Позитивное

    Начальник финансового отдела

    Не заинтересован, так как реализация данного проекта добавит ему работы по получению кредита. Кроме того, увеличение кредитного портфеля затруднит в дальнейшем выполнение поставленных финансовых показателей

    Противодействующее

    Скорее негативное

    Добиться выделения дополнительной штатной единицы специалиста по работе с банками

    Главный инженер и служба главного инженера

    Скрыто не заинтересован. Реализация проекта добавит ему и его службе работы, в том числе в ночное время и выходные без дополнительного материального вознаграждения

    Скрыто противодействующее

    Негативное

    Добиться оплаты сверхурочной работы

    Директор по производству и отдел главного технолога

    Скрыто не заинтересован. Реализация проекта добавит ему сложностей с выполнением производственной программы, пока новое оборудование не отлажено. Также возрастет сверхурочная работа

    Скрыто противодействующее

    Негативное

    Добиться оплаты сверхурочной работы. Провести монтаж и наладку в минимальные сроки

    Директор по персоналу

    Заинтересован в реализации проекта. Монтаж новой линии потребует поиска нового квалифицированного персонала, а это возможность хорошо себя показать. С другой стороны, после запуска новой линии снизится количество неквалифицированных рабочих, с которыми всегда были проблемы из-за прогулов и текучести

    Помогающее

    Позитивное

    Начальник отдела управления персоналом

    Не заинтересован. Это связано с тем, что при запуске новой линии придется уволить значительную часть неквалифицированных рабочих.

    Противодействующее

    Скорее негативное

    Начальник управления монтажа готового покрытия

    Не заинтересован. Новое кровельное покрытие позволяет существенно сократить сроки монтажа, в связи с этим требуется принципиально другая организация работы внутри данного подразделения. Потребуется изменить состав специалистов

    Противодействующее

    Скорее негативное

    Добиться активной помощи в поиске необходимых специалистов со стороны отдела управления персоналом

    Начальник цеха производства кровельных покрытий

    Нейтральная позиция. Руководитель данного подразделения человек молодой и ему хочется себя показать, участвовать в чем-то значимом для компании. С другой стороны, у него мало опыта

    Нейтральное

    Скорее негативное

    Добиться обучения начальника цеха особенностям новой технологии

    Директор по продажам

    Заинтересован, так как это должно привести к росту продаж

    Помогающее

    Позитивное

    Начальник отдела продаж

    Нейтральная позиция, так как изменение в линейке продукции потребует изменений в организации системы продаж

    Нейтральное

    Скорее негативное

    Добиться выделения премиального фонда для отдела продаж

    Директор по маркетингу и начальник отдела маркетинга

    Исключительно заинтересован. Компания теряет долю рынка из-за появления сильного федерального конкурента. Начало производства принципиального нового кровельного покрытия позволит приобрести дополнительное конкурентное преимущество и вернуть потерянную долю рынка

    Содействующее

    Позитивное

    Директор по качеству

    Заинтересован, так как, по его мнению, это позволит существенно снизить количество жалоб клиентов и повысить качество покрытия и его монтажа

    Содействующее

    Позитивное

    Начальник отдела качества

    Нейтральное, так как считает, что в период пуско-наладочных работ новой линии будет существенное количество брака и осуществить контроль существующим штатом он будет нс в силах

    Нейтральное

    Скорее негативное

    Добиться выделения временных штатных единиц контролеров ОТК

    Начальник юридического отдела

    Не заинтересован, так как опасается, что сокращение персонала по их "собственному" желанию приведет к увеличению судебных исков к компании

    Противодействующее

    Скорее негативное

    Добиться выделения средств на выплату пособий по сокращению

    Начальник склада готовой продукции

    Не заинтересован, так как потребуется увеличить скорость отгрузки готовых покрытий. Это, в свою очередь, потребует увеличения численности

    Противодействующее

    Скорее негативное

    Добиться пересмотра штатного расписания склада

    Рис. 33.2.

    добиться обещания выделить премиальный фонд после удачного запуска новой линии. За счет этого негативное отношение технических специалистов удалось перевести в нейтральное состояние, а службу главного технолога за счет перспектив постановки новых интересных задач – в состояние "проводника" проекта. К сожалению, по остальным позициям руководителю проекта ничего сделать не получилось. В итоге расстановка сил перед стартом проекта выглядела следующим образом (рис. 33.3).

    Вот так на практике за счет использования нехитрой модели удалось эффективно организовать успешное начало реализации проекта.

    Как уже говорилось, у любой организации достаточно много заинтересованных сторон (ЗС) с широким набором требований и ин-

    Рис. 33.3.

    тересов. Часто эти требования и интересы противоречат друг другу. Бывает очень сложно учесть даже часть из них. Однако учет требований ЗС и управление ими – процесс необходимый. Под управлением ЗС предлагается понимать следующий процесс:

    • – выявление ЗС;
    • – определение приоритетов целей и интересов ЗС; выявление типа поведения, который ожидается от ЗС в связи с реализацией стратегии;
    • – определение, каково наиболее вероятное отношение к реализуемой стратегии;
    • – определение способов, как можно заручиться поддержкой ЗС (или нейтрализовать их влияние).

    Практический опыт говорит, что полное игнорирование требований ЗС в большинстве случаев приводит к крайне негативным последствиям.

    Однако следует отметить, что влияние различных ЗС несхоже, поэтому в разной степени должны быть учтены и их требования. Есть группа ЗС, интересы которых необходимо учитывать в первую очередь (например акционеры, собственник компании, надзорные органы и пр.). Неучет их интересов, скорее всего, повлечет за собой достаточно быстрые санкции – штрафы, закрытие организации, изменения в высшем руководстве и т.д.

    Интересы другой группы ЗС должны быть обязательно учтены, но не обязательно "сею секунду". Например, администрация города может достаточно долго высказывать пожелания насчет увеличения средней заработной платы на предприятии и другие требования. При этом первостепенное невыполнение их требований вряд ли повлечет за собой негативные последствия.

    Также можно выделить и группу ЗС, интересы которых можно учитывать в последнюю очередь, и это не вызовет каких-либо значимых для организации последствий. Например, требования низкоквалифицированного персонала, которого легко заменить, о повышении заработной платы.

    Можно согласиться с данным утверждением в той части, что данная работа сложная, но реализовывать ее на практике необходимо.

    Практическую оценку данного утверждения проведем па основе деятельности Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права" (г. Казань) (далее ЗФИУЭП) при рассмотрении с позиции директора данного филиала.

    Для начала определим ключевые заинтересованные стороны, используя "Схему заинтересованных сторон" (рис. 33.4). На данной схеме были выделены только основные ЗС, которые оказывают наиболее существенное влияние на деятельность института.

    Следует отмстить, что были выделены только основные группы ЗС, влияние которых может оказать влияние на стратегическое развитие. Специально в рамках групп были выделены различные ЗС в соответствии с их различными интересами. Так, в рамках "Поставщиков" были выделены школы, ссузы, вузы и отдельно работодатели. Это связано с тем, что интересы, в целом совпадающие, тем не менее, будут отличаться в деталях. Так, например, школы как наши "поставщики" хотят от нас в качестве "оплаты услуг" организацию на их базе различных мероприятий для школьников. И неучет их интересов повлечет за собой то, что они перестанут направлять на наши профориентационные мероприятия своих учеников, перестанут рекомендовать им наш вуз. Это негативным образом отразится на наших наборах студентов и комплектовании групп. В то же время работодатели как наши "поставщики" студентов хотят от нас предоставления скидок на обучение для своих руководителей, а также гибкого графика обучения, позволяющего минимизировать отрыв сотрудника от рабочего процесса. Неучет данных интересов повлечет за собой то, что сотрудники организаций могут быть направлены на обучение в другие вузы. И это приведет к снижению наших продаж. Таким образом, в целом совпадающий интерес ЗС группы "Поставщики", заключающийся в направлении на обучение, различается в определенных деталях.

    Рис. 33.4.

    Следующая группа "Сотрудники филиала" также включает в себя несколько подгрупп. Преподавательский состав, который заинтересован в своевременной выплате достойного материального вознаграждения, предоставлении нематериальных льгот, социальных гарантий, "уверенности в завтрашнем дне", а также возможностей для карьерного и (или) профессионального развития. В целом можно сказать, что основные интересы административного и обслуживающего персонала такие же. Однако последствия от игнорирования их требований будут различными. Неучет интересов преподавателей повлечет за собой потерю ключевого конкурентного преимущества института – квалифицированного преподавательского состава. Неучет интересов административного персонала грозит меньшими последствиями. Тут проще найти замену из числа тех же преподавателей или просто на рынке труда. И еще проще заменить обслуживающий персонал.

    Группа ЗС "Потребители" заинтересована в получении актуальных, практических знаний, востребованных на рынке труда. Студенты-очники хотят "интересно жить и проводить время в стенах института", заочники – иметь гибкий график учебного процесса. Неучет данных требований приведет к снижению наших наборов с негативными дальнейшими последствиями. Группа ЗС "Плательщики" выделена с целью показать, что, например, родителей студентов, которые оплачивают обучение своих детей, беспокоит не только качество образования, но и качество воспитательной работы с их детьми. Неучет этих требований также приведет к снижению наших продаж.

    Группа ЗС "Ректор и ректорат" – интерес заключается в том, чтобы филиал устойчиво работал, а также развивался: чтобы постоянно увеличивалось количество студентов, преподавателей с учеными степенями и количество научных трудов. Неучет данных требований грозит отстранением от работы руководства филиала.

    Группа ЗС "". Данная группа заинтересована в том, чтобы обеспечивалось выполнение учебного процесса, достижение показателя рентабельности по филиалу, выполнение законодательных требований и пр. Неучет данных требований может грозить различными санкциями, например депремированием всего персонала.

    Группа ЗС "Конкуренты" в целом не заинтересована в нашем существовании. Однако независимо от их желаний мы все-таки существуем на рынке образовательных услуг города, и постольку поскольку мы все равно есть, то им интересно сотрудничество с нами в части проведения совместных научных и общественных мероприятий, требующих определенных ресурсов. Данный интерес взаимен, поэтому мы всегда его учитываем.

    Группа ЗС "Отдел Военного комиссариата" выделена в отдельную группу в связи с тем, что предъявляет достаточно существенные требования по организации военно-патриотического воспитания в институте и, главное, по организации и сопровождению призывной комиссии в стенах института. Неучет требований данной ЗС влечет за собой негативные отклики с уровня правительства Республики Та

    тарстан. Дело в том, что вузы в части призывной комиссии курирует Первый заместитель Премьер-министра Республики Татарстан.

    Группа ЗС "Администрация города и района" заинтересована в том, чтобы институт, используя свои ресурсы, организовывал и участвовал в городских мероприятиях. Также в том, чтобы вуз готовил больше востребованных на градообразующих заводах технических специалистов, прежде всего рабочих, а не экономистов, юристов и психологов. Неучет данных требований в краткосрочной перспективе нам практически ничем не грозит, однако в стратегическом плане, если мы хотим получить существенную поддержку администрации, необходимо двигаться в сторону изменения перечня предоставляемых образовательных программ.

    Группа ЗС "Надзорные органы: пожарный надзор, Рособрнадзор, налоговая инспекция" заинтересованы в том, чтобы в филиале выполнялись законодательные требования. Неучет их интересов вызовет негативные последствия для филиала вплоть до его закрытия.

    Согласно классификации Линча можно выделенные ЗС классифицировать следующим образом (табл. 33.2).

    Таблица 33.2

    В целом такая классификация ЗС дает нам понимание, с какими ЗС необходимо работать в процессе реализации стратегии, а мнение каких необходимо учитывать при формировании будущего стратегического развития.

    Например, при разработке стратегии развития необходимо учитывать:

    • – ожидания администрации города открытия специальностей, связанных с подготовкой рабочих (а не экономистов и юристов);
    • – потребителей и плательщиков, ожидающих высокое качество образовательного процесса и высокой практикоориентированности курсов;
    • – ожидания надзорных органов, заключающиеся в соблюдении законодательных требований;
    • – ожидания отдела Военного комиссариата, связанные с организацией военно-патриотического воспитания и призывной комиссии в стенах института;
    • – ожидания "поставщиков" (школ), связанные с высоким качеством проводимых студентами в школах профориентационных мероприятий и пр.

    В процессе реализации стратегии приходится учитывать требования сотрудников филиала и служб головного вуза.

    В то же время ожидания ректора и ректора приходится учитывать и при разработке стратегии (например ориентированность ректора на увеличение численности студентов), и при ее реализации (в процессе выделения ресурсов).

    Согласно классификации ЗС, предложенной Аргенти , можно выделенные ЗС классифицировать следующим образом (табл. 33.3).

    Таблица 33.3

    Данная классификация позволяет нам понять, с какими ЗС необходимо работать в первую очередь, а с какими во вторую. Другими словами, при возникновении спорных ситуаций необходимо удовлетворять требования сначала первичных ЗС, а потом вторичных.

    Выявим основные требования ЗС (табл. 33.4).

    Таблица 33.4

    Основные требования

    Ректор и ректорат

    Увеличение численности студентов и повышение экономической эффективности филиала

    Службы и подразделения головного вуза

    Выполнение корпоративных требований

    Сотрудники филиала

    "Уверенность в завтрашнем дне", высокий уровень оплаты труда, нематериальные льготы, возможность развития

    Плательщики

    Родители – заинтересованы в том, чтобы ребенок был "под присмотром", воспитывался, а также получал актуальные знания, которые позволят в будущем хорошо трудоустроиться. Работодатели – заинтересованы в том, чтобы сотрудник с минимальным отрывом от производства получил актуальные знания, применимые в направляющей организации.

    Заинтересованы в предоставлении обратной связи от института в процессе обучения.

    Потребители

    Студенты – заинтересованы в том, чтобы интересно провести время, получить актуальные знания, которые помогут трудоустроиться в будущем

    "Поставщики"

    Заинтересованы в том, чтобы выпускники школ поступили в вузы (это говорит о качестве подготовки в школах). Также заинтересованы в проведении студентами и преподавателями института в школах профориентационных и других мероприятий

    Конкуренты

    Заинтересованы в сотрудничестве. Например, в части совместного проведения общественных мероприятий

    Отдел Военного комиссариата

    Заинтересован в организации работы призывной комиссии в стенах института, а также работы по военно-патриотическому воспитанию

    Администрация города и района

    Заинтересована в безвозмездном использовании студентов на общественных работах и при проведении общественных городских мероприятий. Заинтересована в том, чтобы вузы города открывали новые специальности для обеспечения кадрами градообразующих заводов

    Надзорные органы

    Заинтересованы в соблюдении законодательных требований

    Понимание основных требований выделенных ЗС дает нам возможность учитывать их при формировании и реализации стратегии.

    Рис. 33.5.

    Классификация выделенных ЗС позволяет нам понять, как и с какими ЗС необходимо работать, а также оценивать риски данной работы.

    Так, необходимо полностью и своевременно учитывать интересы ЗС квадранта В. В противном случае это, скорее всего, приведет к быстрым и существенным негативным обратным реакциям.

    В то же время запросы ЗС квадранта D можно практически игнорировать без существенных для себя последствий.

    Работа с ЗС в квадранте А должна строиться из соображений адекватности требований действующей стратегии. Например, озабоченность администрации недостатком квалифицированных кадров для градообразующих заводов понятна, но это еще не повод полностью переориентировать направления подготовки филиала. Обратная реакция от ЗС данного квадранта, скорее всего, будет не быстрая, но может быть достаточно существенная. Вплоть до закрытия филиала.

    Представители ЗС квадранта С имеют большую операционную власть и соответственно могут достаточно быстро смешаться в операционную деятельность, но изменить стратегическую направленность развития они не в состоянии.

    В дополнение к изложенному можно значимость ЗС оценить по следующим трем факторам (Agle et аl., 1999) (табл. 33.5).

    Таблица 33.5

    Способность влиять на решения

    Легитимность

    Безотлагательность

    Ректор и ректорат

    Службы и подразделения головного вуза

    Сотрудники филиала

    Плательщики

    Потребители

    "Поставщики"

    Конкуренты

    Отдел Военного комиссариата

    Администрация города и района

    Надзорные органы

    Классификация ЗС по данной схеме в целом подтверждает сделанные ранее выводы. Наибольшее влияние на деятельность организации оказывают следующие ЗС: ректор и ректорат и надзорные органы, реагирование на их запросы должно осуществляться безотлагательно.

    Основные направления совершенствования отношений с ЗС.

    1. Группа ЗС "Ректор и ректорат"

    Необходимо повышать информированность о достижениях и проблемах филиала. Необходимо проводить больше мероприятий, которые будут звучать на уровне района и республики, побеждать в научных конкурсах масштаба республики и страны. Это позволит заявить о себе как о небольшом филиале, имеющем большой потенциал и как следствие поможет привлечь необходимые для развития ресурсы.

    2. Группа ЗС "Службы и подразделения головного вуза"

    Необходимо проявлять самостоятельность в решении оперативных вопросов, а не "бежать" за советами по каждой проблеме. Это позволит подчеркнуть, что персонал филиала квалифицирован и способен самостоятельно решать оперативные задачи. В целом вместе с предложениями п. 1 это обеспечит предоставление большей стратегической свободы действий.

    3. Группа ЗС "Сотрудники филиала"

    Необходимо предоставлять возможности для развития и предлагать конкурентоспособную оплату труда. Это позволит укрепить кадровый состав, что в свою очередь обеспечит реализацию п. 1, 2 в стратегическом плане. В то же время интересами вспомогательного персонала можно пренебречь. Это не вызовет значимых стратегических последствий.

    4. Группа ЗС "Плательщики" и "Потребители "

    Необходимо предоставлять больше информации о достижениях студентов и вуза, а также обратную связь о ходе обучения конкретных студентов. Более того, необходимо в организации развивать маркетинг взаимоотношений. Это позволит достичь большей лояльности со стороны плательщиков и потребителей и приведет в долгосрочной перспективе к росту продаж.

    5. Группа ЗС "Поставщики"

    Проводить больше взаимовыгодных совместных мероприятий со школьниками и сотрудниками организаций. Это будет способствовать лучшей узнаваемости, причем не на "словах" (по рекламе), а на деле (в практике). В перспективе это приведет к усилению сотрудничества и росту продаж.

    6. Группа ЗС "Конкуренты"

    Необходимо стремиться к разностороннему сотрудничеству, которое принесет пользу обеим сторонам. Ведь у нас практически нет прямой конкуренции по направлениям подготовки, мы больше конкурируем за выпускников школ, которые не определились с выбором будущей профессии. Это позволит в будущем получить равный с конкурентами (госвузами) доступ в школы, и соперничество будет осуществляться на уровне качества проводимых профориентационных мероприятий.

    3. Группа ЗС "Отдел Военного комиссариата", "Администрация города и района", "Надзорные органы"

    Необходимо пригласить на обучение в наш институт на льготных условиях представителей руководства данных учреждений. Это позволит вовлечь их в деятельность нашего филиала, поднимет наш имидж, будет способствовать использованию "административного ресурса".

    Таким образом, в целом работа с заинтересованными сторонами – необходимая и обязательная часть работы менеджера при решении стратегических вопросов, несмотря на всю сложность и непредсказуемость данной работы.

    В организационную архитектуру компании вкрапливаются «возвышенности» проектных структур. Эти «островки развития» бизнеса выделяются на «глади» операционной деятельности. Вершины проектов возглавляют их лидеры – проектные менеджеры. От них концентрическими лучами отходят связи с людьми, которые имеют к проекту прямое или опосредованное отношение. Таков виртуальный образ современных предприятий, в которых культура проектного управления развита. Анализ заинтересованных сторон важен для PM в силу значимости для результатов подотчетной задачи.

    Понятие заинтересованных лиц в проекте

    Полезно вспомнить о понятии стейкхолдеров в системе управления предприятием. Это сотрудники или сторонние лица (физические и юридические), которые имеют определенный интерес к компании как системе, ее элементам или их свойствам. Подобная заинтересованность, связанная с ожиданиями и потребностями людей, сводится к положительному или отрицательному влиянию на результаты деятельности.

    Управление проектами принимает во внимание причастные субъекты, имеющие интересы и иногда ответственность, а также реализующие собственные роли в отношении проектов. Стейкхолдеры, они же заинтересованные стороны проекта (ЗС), как объект управления обретают особенное значение в силу высокой динамичности, ограниченности во времени и в ресурсах. Самый краткий перечень держателей интересов в проектах выглядит следующим образом:

    • команда проекта;
    • инвесторы;
    • общественные организации;
    • органы власти;
    • партнеры по бизнесу;
    • потребители;
    • конкуренты;
    • заказчик.

    Анализ заинтересованных сторон должен производиться с учетом важного методологического посыла. Он состоит в том, что действия заинтересованных сторон основываются не столько на экономическом интересе группы или фирмы, сколько на субъективной позиции в отношении к PM, проекту, первому лицу компании или бизнесу в целом.

    Существует несколько классификаций стейкхолдеров проектов. Наиболее рабочая классификация опирается на фактор вхождения лиц в проект и компанию. Исходя из этого, строится управление и взаимодействие со stakeholders. Следует различать внутренние, внутрикорпоративные и внешние группы интересов и влияния. Предлагаю вашему вниманию модель проектного участия внешних и внутренних стейкхолдеров.

    Состав stakeholders проекта и взаимосвязи с внешним и внутренним аспектом

    Внутрипроектные заинтересованные стороны (например, куратор и руководитель проекта) действуют индивидуально и в групповом режиме. Напомним, что последовательно создаются рабочая группа, команда управления проектом и . Менеджер несет ответственность за анализ проекта как объекта управления, должен понимать его особенности и, самое главное, представлять возможности и угрозы, исходящие от окружения.

    Также PM заботят внешние заинтересованные стороны и источники их влияния. Напомним, что это субъекты, которые в проекте непосредственно не участвуют, но оказать влияние на реализацию проекта могут. Их интересы и рычаги воздействия нужно проанализировать. Карта заинтересованных сторон, как и другие инструменты анализа, основывается на концепции ЗС.

    Продвижение интересов корпорации (предприятия) в форме социального развития коллектива и активизации участия в жизни гражданского общества нашло свое воплощение в доктрине КСО (корпоративная социальная ответственность). В современном обществе социальная ответственность корпораций постепенно обретает все большую значимость. Она растет в связи с возникновением в глобальной и локальных средах обитания человека многообразных вызовов (экология, геополитика, социально-экономические проблемы и т.п.).

    КСО предполагает многофакторный системный поход к вопросам развития персонала, его здоровья и безопасности на рабочих местах, к экологии, социальной ответственности в регионах деятельности. Социальная ответственность предполагает тесное сотрудничество с органами власти, государственными учреждениями и общественными организациями в вопросах социального обеспечения.

    Парадигма КСО совершенно по-новому смотрит на развитие бизнеса, его реструктуризацию и организационные преобразования. В их контекст все чаще включаются согласовательные процедуры с партнерами, поставщиками, покупателями и трудовыми коллективами. Иными словами, среди топ-менеджмента мирового и российского бизнеса вырастает поколение, которое всерьез учитывает ответственность бизнеса перед обществом и персоналом. Постепенно это приходит в норму делового стиля.

    Как связаны с этим заинтересованные лица проекта? Дело в том, что концепция заинтересованных сторон явилась логическим дополнением и развитием КСО. Заинтересованные лица и есть субъекты, приглашаемые в систему КСО, для учета их интересов на ранжированной основе. Берем ли мы мегапроект или проектную задачу небольшого масштаба, КСО как новая идеологическая модель постепенно проникает в их организационную ткань.

    У теории заинтересованных сторон большое число разработчиков, но основателем считается Р. Фриман (R. E. Freeman, Мичиганский университет, 1984 год). Концепция рассматривает взаимоотношения проекта как объекта управления с людьми, группами людей и организациями, интересы которых определяются самим проектным событием, его реалиями как таковыми. Сам проект и управление им превращается в особое абстрактное явление, некой совокупностью взаимодействий его stakeholders.

    Стратегическое управление как верховная методология выступает одним из ключевых направлений применения концепции ЗС. А одним из инструментальных средств концепции является модель Митчела. Разработчик методики предлагает устанавливать значимость заинтересованных лиц посредством нескольких атрибутов: законности, срочности и власти. Данные атрибуты принадлежности к стейкхолдерам находятся в динамическом равновесии. Визуальная интерпретация модели представлена вашему вниманию далее.

    Модель идентификации значимости заинтересованных сторон

    Процедуры первичного анализа ЗС

    Разбирая фактическое состояние дел по модели Митчела, аналитики способны определить наиболее значимые заинтересованные лица и группы. Естественно, что к таковым относятся стороны, обладающие наибольшей узаконенной властью, требования которых исполняются в кратчайшие сроки. Управление анализом производится с использованием коллегиальной экспертизы и методов мозгового штурма. Сочетание концентрических кругов с внесенными в них группами стейкхолдеров дают первый посыл для выработки стратегии взаимодействия с ними и достижения лучшего результата для целей проекта. Для того чтобы лучше установить принадлежность заинтересованных сторон к определенной группе, целесообразно использовать следующую классификационную таблицу.

    Основные заинтересованные лица проекта и их интересы

    Хорошим способом первичного анализа заинтересованных сторон служит метод Г. Саважа. Он предполагает не только углубленную классификацию ЗС, но и стратегические модели работы с заинтересованными лицами на основе матричного подхода. Метод основан на оценке ЗС с точки зрения их способности нести в себе определенные угрозы проектным событиям или вступать во взаимодействие в интересах общего дела. В итоге Г. Саваж предлагает в зависимости от оценки выбирать одну из типовых стратегий: «Вовлечение», «Взаимодействие», «Наблюдение» и «Защита».

    Благодаря этой логике строится матрица анализа заинтересованных сторон. Эта матрица представляет собой график-таблицу с четырьмя названными выше секторами. Если диагностика показывает ЗС с невысоким уровнем готовности к кооперации и низкой степенью угрозы, выбирается стратегия наблюдения за стороной и отслеживания ее динамики. Когда сторона стремится к взаимодействию, но при этом несет в себе большие угрозы проекту, целесообразно избирать активное взаимодействие с ним. Вашему вниманию представляется пример матрицы Саважа.

    Анализ ЗС по модели Г. Саважа

    Матрица анализа ЗС включает в себя также схему связей между сторонами и изображение уровня их влияния на проект. Радиус окружностей, соответствующих каждой ЗС, свидетельствует о величине ее влияния. Влияние формируется в результате многофакторной интеграции по показателям законности требований ЗС, их значимости и срочности.

    Анализ проектного окружения на основе карты ЗС

    Для того чтобы грамотно идентифицировать стейкхолдеров проекта, используется карта заинтересованных сторон (КЗС). На ней изображаются некие субъективные образы и заинтересованных лиц, групп как окружения проектной задачи. Обычно работа над картой производится в составе рабочей группы, первой задачей которой является полноценная идентификация лиц, способных оказать влияние на проект. Следует выяснить, к кому должно быть применено управление или уделено внимание. На этом этапе не имеет особого значения, какого рода влияние вероятно: позитивное или негативное.

    Затем «держатели интересов» в проекте начинают разделяться по трем уровням градации. К первому уровню относятся ЗС, которые находятся в прямом подчинении у РМ. Естественно, что члены команды находятся в особой связи с руководителем проекта, который несет ответственность и реализует приданные полномочия в их отношении. Данную связь на карте выделяют тройной линией.

    Карта заинтересованных лиц и групп. Первый этап

    Двойной линией на карте отмечают связи с лицами, доступными менеджеру проекта в области прямого влияния. Данные лица непосредственно не находятся в подчинении у PM, к ним менеджер вынужден применять убеждающее воздействие для достижения содействия либо договариваться по обмену ресурсами. Наконец, одинарной линией отмечаются связи со стейкхолдерами, которые попадают в область опосредованного влияния руководителя задачей проекта. Здесь управление как таковое невозможно, и РМ вынужден обращаться за поддержкой к лицам областей ответственности и прямого влияния.

    Подводя промежуточный итог, стоит отметить, что первичная диагностика stakeholders, отмеченная на карте, позволяет установить степень влияния PM на заинтересованные стороны. Уровень влияния выражается числом линий связи. Вместе с тем, помимо влияния лидера проекта на ЗС, имеет место встречное влияние заинтересованных лиц на результаты проекта. И их также следует проанализировать и оценить.

    Особого внимания заслуживают еще два вида экспертной оценки, реализуемой на втором этапе работы с картой. Ответственность за результаты также лежит на менеджере проекта. В первом случае оценивается в пределах от -5 до +5 сила поддержки или противодействия stakeholders проекту (параметр X). Во втором – уровень влияния стейкхолдера (параметр Y). Понимая, что и руководитель проекта сам является ключевым заинтересованным лицом, ему также дают аналогичную оценку. Как же изменится на втором этапе карта ЗС?

    Карта заинтересованных лиц и групп. Второй этап

    Таким образом, карта ЗС позволяет РМ представить в схематической визуальной форме те угрозы, которые исходят от некоторых лиц и групп. Управление ситуацией и снижением рисков таких угроз является одной из ключевых функций лидера. Настоящая карта сама по себе таит некоторую опасность.

    Несмотря на то, что экспертная работа проводится в рабочей группе, менеджер проекта должен приложить усилия, чтобы информация, полученная в результате, не получила распространения. Дело в том, что обличенные властью ЗС, получившие более низкую оценку, чем их коллеги по уровню, не замедлят продемонстрировать силу своего влияния, что для проекта может иметь нежелательные последствия.

    В данной статье мы заострили внимание на явлении проектного окружения и значимости стейкхолдеров в достижении результатов проектной задачи. Классификация заинтересованных сторон проекта позволила нам очертить ореол присутствия и их основные интересы. Прослежен генезис концепции заинтересованных сторон как логического развития теории КСО. Особое внимание уделено аналитическим моделям Митчела и Саважа. Методы анализа заинтересованных сторон дают возможность РМ, как главному заинтересованному лицу, выстраивать эффективное управление и взаимодействие со стейкхолдерами.

    Существует множество определений термина «заинтересованная сторона». Общим для всех этих определений является то, что заинтересованная сторона – это лицо или группа лиц, которые заинтересованы в конкретной ситуации и являются ее активными участниками. Заинтересованную сторону можно также считать субъектом в том плане, что она представляет собой лицо или организацию, выполняющую одно или несколько действий в процессе экспорта или импорта.

    Стороны, заинтересованные в упрощении процедур торговли

    Сфера упрощения процедур торговли характеризуется множественностью заинтересованных сторон на национальном, региональном или международном уровне в лице представителей государственного и частного секторов. Согласно стандартной модели «покупка-перевозка-оплата» в рамках международной торговой сделки участников таких сделок можно сгруппировать по ролям – заказчик, поставщик, посредник или официальный орган. Ниже перечислены основные заинтересованные стороны по группам:

    Заказчик Поставщик Посредник Официальный орган
    Покупатель
    Продавец
    Поставщик транспортных услуг Таможня
    Импортер Экспортер Экспедитор Экологическая служба
    Адресат Адресант Банк Сельскохозяйственная служба
    Грузополучатель Грузоотправитель Страховая компания Орган по стандартизации
    Плательщик Получатель платежа Таможенный представитель Консульский орган
    Брокер Орган здравоохранения
    Комиссионер Порт
    Совет по интервенциям (ЕС)
    Торговая палата

    Субъектов также можно сгруппировать в зависимости от их основной деятельности, т.е. функции, выполняемой ими при осуществлении сделки. Получаем следующие группы:

    • Производители, компании розничной и оптовой торговли, активно занимающиеся покупкой и/или продажей товаров.
    • Судоходные и транспортные компании, отвечающие за организацию и физическое перемещение товаров или, в случае экспедиторских и логистических фирм, обеспечивающие их коммерческую перевозку.
    • Другие транспортные посредники, такие как администрации портов и аэропортов, операторы терминалов, стивидорные фирмы и операторы складов, занимающиеся физическим перемещением товаров.
    • Коммерческие банки и страховые компании, используемые субъектами торговли для оплаты товаров, уплаты пошлин и налогов, страхования товаров при их перевозке, страхования транспортных средств и внесения средств в качестве гарантий и залогового обеспечения .
    • Другие посредники, участвующие в выполнении процедур, в т.ч таможенные брокеры и операторы «единых окон», предоставляющие услуги одному или нескольким участникам цепочки поставок, как правило, в форме обработки данных или обеспечения информационного обмена.
    • Правительственные или государственные органы, представленные распорядительными органами, государственными ведомствами или министерствами на государственном и федеральном (региональном) уровнях. Их основная роль/вид деятельности – санкционирование и контроль перемещения товаров через границу, и обеспечение соблюдения национального законодательства.

    Роль ассоциаций

    Еще одной группой заинтересованных сторон являются отраслевые или торговые ассоциации, представляющие интересы множества членов. Ассоциации могут быть организованы по отраслевому принципу (например, советы грузоперевозчиков) или представлять интересы частного в целом (например, торговая палата, ассоциация нанимателей). Ассоциации могут быть организованы на международном или региональном уровне. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) и Международная федерация транспортно-экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) являются примерами международных транспортных организаций , в то время как Международная торговая палата представляет собой ассоциацию торговых палат. Обычно такие ассоциации создаются с целью реализации интересов их членов при формировании национальной политики, а также обмена информацией между членами. Торговые и промышленные ассоциации являются важным элементом процесса консультаций, потому что, как правило, отдельные компании/учреждения не имеют возможности следить за консультационными процессами и участвовать в них ввиду дефицита времени и информации. Таким образом, государственные органы принимают участие ассоциаций в качестве заинтересованной стороны в составе органов по упрощению процедур торговли.

    Выявление заинтересованных сторон

    Различные стороны, заинтересованные в упрощении процедур торговли, так или иначе связаны друг с другом. Обычно они вовлечены в комплекс взаимоотношений и взаимозависимостей, которые определяют их поведение и отношение друг к другу. Анализ заинтересованных сторон позволяет точно определить стороны, заинтересованные в упрощении процедур торговли на национальном уровне, а также дает информацию о том, почему их необходимо вовлечь в процесс и каковы их интересы.

    Что такое «заинтересованная сторона»

    Участник - сторона, которая заинтересована в компании и может либо повлиять, либо затронуть бизнес. Основными заинтересованными сторонами в типичной корпорации являются ее инвесторы, сотрудники и клиенты. Однако современная теория идеи выходит за рамки этого оригинального понятия, включающего в себя дополнительные заинтересованные стороны, такие как сообщество, правительство или торговая ассоциация.

    РАЗГРУЗКА «Заинтересованного лица»

    заинтересованные стороны могут быть внутренними или внешними. Внутренние заинтересованные стороны - это люди, чья заинтересованность в компании связана с прямыми отношениями, такими как трудоустройство, владение или инвестиции. Внешние заинтересованные стороны - это те люди, которые непосредственно не работают с компанией, но каким-то образом затрагиваются действиями и результатами этого бизнеса. Поставщики, кредиторы и общественные группы считаются внешними заинтересованными сторонами.

    Пример внутреннего участника

    Инвесторы являются обычным типом внутренней заинтересованной стороны и сильно зависят от результатов бизнеса. Если, например, фирма венчурного капитала решает вложить 5 миллионов долларов в запуск технологии взамен на 10% акций и значительное влияние, фирма становится внутренним акционером стартапа. Возврат инвестиций компании зависит от успеха или неудачи запуска, что означает, что он заинтересован в заинтересованности.

    Пример внешнего участника

    Внешние заинтересованные стороны немного сложнее идентифицировать, поскольку они не имеют прямых отношений с компанией. Вместо этого внешняя заинтересованная сторона обычно является лицом или организацией, на которую влияют операции бизнеса. Например, когда компания перешла на допустимый предел выбросов углерода, город, в котором находится компания, считается внешним заинтересованным лицом, поскольку на него влияет повышенное загрязнение.

    И наоборот, внешние заинтересованные стороны могут также иногда оказывать прямое влияние на компанию, но напрямую не привязаны к ней. Например, правительство является внешней стороной. Когда он вносит изменения в политику в отношении выбросов углерода, продолжая сверху, решение влияет на деятельность любого бизнеса с повышенным уровнем углерода.

    Проблемы с заинтересованными сторонами

    Общей проблемой, которая возникает при наличии многочисленных заинтересованных сторон на предприятии, является их различные интересы, не все могут быть согласованы. Фактически, они могут находиться в прямом конфликте. Основной целью корпорации, например, с точки зрения ее акционеров, является максимизация прибыли и повышение акционерной стоимости.Поскольку затраты на рабочую силу являются критическими затратами на поставку для большинства компаний, компания может стремиться к тому, чтобы эти затраты находились под жестким контролем. Это может привести к тому, что еще одна важная группа заинтересованных сторон, ее сотрудников, недовольна. Наиболее эффективные компании успешно справляются с собственными интересами и ожиданиями своих заинтересованных сторон.