Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Хорошее знание автозапчастей при продаже. Психологические особенности продавцов автозапчастей

    Хорошее знание автозапчастей при продаже. Психологические особенности продавцов автозапчастей

    Профессиональные качества и хорошее знание товара для продавца, безусловно, важны. Однако во многих фирмах, занимающихся продажей запчастей, при подборе сотрудников большое внимание уделяют и их психологическим качествам.

    Анализ результатов тестирования значительного количества успешных продавцов автозапчастей позволил сделать следующие выводы относительно их психологических качеств.

    1.Особенности психических процессов. Из психических процессов для продавца автозапчастей наиболее важными являются внимание, память и мышление. Внимание. Продавцу (особенно запчастей для иномарок) необходимо обладать развитой способностью к длительной концентрации внимания в условиях помех. Это связано с тем, что запчасти для иномарок подбираются с помощью компьютера, и продавец должен быть предельно точным, чтобы не ошибиться. Помимо концентрации продавец должен уметь распределять внимание, так как зачастую ему приходится консультировать сразу нескольких покупателей.

    Память. Продавец должен обладать хорошей памятью, так как она является залогом его обучаемости, что чрезвычайно важно для него. Продавцу необходимо не только помнить материал, но и быстро его вспоминать (актуализировать), поэтому он должен обладать еще и гибким мышлением.
    Мышление. Развитое логическое мышление необходимо продавцу, чтобы он мог дать квалифицированную рекомендацию клиенту и быстро определить, какая именно запчасть ему нужна. И если этой запчасти нет в наличии, продавец должен оценить, можно ли ее заменить какой-либо другой.

    2.Свойства личности успешного продавца. К наиболее важным из них можно отнести уверенность в себе, социально-психологическую компетентность, стремление к власти. Уверенность в себе необходима продавцу-консультанту, чтобы он мог вселить в клиента уверенность в своей компетентности. Социально-психологическая компетентность в данном случае предполагает, что продавец должен хорошо разбираться в покупателях и уметь вырабатывать эффективную стратегию взаимодействия с каждым клиентом.

    Стремление к власти . Хороший продавец-консультант должен чувствовать себя "хозяином на своей территории", быть специалистом-профессионалом, способным давать квалифицированные рекомендации и советы клиенту. Но при этом важно, чтобы клиент не почувствовал превосходства продавца.

    Это, пожалуй, основные свойства личности, которыми обладает большинство успешных продавцов-консультантов. Конечно, желательно, чтобы продавец был коммуникабельным, доброжелательным, стрессоустойчивым, инициативным. Эти качества являются только желательными, но не необходимыми (необходимы они торговому представителю). Продавец автозапчастей должен уметь в первую очередь давать квалифицированные консультации, поэтому отсутствие, например, выраженной коммуникабельности не повредит его успешности.

    3.Мотивация. Мотивация - это совокупность потребностей, которые побудили кандидата прийти именно в вашу фирму и именно на должность продавца автозапчастей, и которые будут способствовать его более или менее успешной работе.

    Зачастую успешные продавцы запчастей отвечают, что никогда не согласились бы работать продавцами каких-либо других товаров.

    Один из главных вопросов, который беспокоит руководителей фирм розничной продажи автозапчастей при приеме кандидата на работу - отсутствие у него случаев воровства на предыдущих местах работы и склонности к нему. Воровство является проблемой всей розничной торговли, поэтому отсутствие этой пагубной склонности можно смело выделять в качестве значимого требования, предъявляемого к этой профессии.

    Меня зовут Роман и мне действительно повезло – когда я впервые трудоустроился менеджером по продажам автозапчастей в 2014 году, я попал в хорошую СТО и работал рядом с профессионалами высокого уровня и просто хорошими людьми. Рядом с ними я быстро рос. Мне всегда показывали хорошие практики и действительно уделяли мне время.

    Но не всем так повезло – многие начинали свою карьеру в конторах довольно среднего уровня, где их попросту было некому учить. Или вовсе не хотелось.

    Я хочу просто рассмотреть несколько реальных случаев из жизни начинающих менеджеров, которые я слышал, и сравнить эти случаи со своим опытом. Я рассмотрю всего 3 ситуации, каждая из которых будет состоять из 4 маленьких частей:

    • История, которую я слышал
    • Что в ней не так
    • Как это было со мной
    • Краткий вывод

    Если вопросов нет, то поехали.

    Ситуация 1: оценка временных трудозатрат на задачу

    История: начинающий менеджер по продажам запчастей, еще студент, устраивается в компанию и слышит от наставника: “Проценка и обслуживание клиента делается за 5 минут. Поехали”.

    Что не так: слышать, что эта задача делается за N минут – это уже стресс, а в стрессовых условиях наш мозг работает хуже. Менеджер начинает паниковать сильнее, когда количество отработанных минут приближается к N. К тому же, что менеджером с опытом делается за 5 минут, у начинающего может отобрать все 40.

    Как это было со мной: когда я немного освоился на работе, мой непосредственный руководитель просил меня самостоятельно оценивать задачи, причем не просто выдавать итоговую цифру, а подробно расписывать, куда уходит время. Таким образом он научил меня декомпозировать задачу на множество более мелких. Он понимал, что мне оценки не должны ставиться сверху в жесткой форме, но одновременно с этим он не давал мне завышать временные трудозатраты и помогал с клиентами. Он всегда просил меня обосновать, почему именно такой выбор поставщика я сделал, чем я руководствовался, и обычно это приводило к более адекватной оценке действий с моей стороны.

    Краткий вывод: нужно понимать, что вы взяли новичка. Ему нужно уделять время и понимать, что даже быстрые задачи порой занимают время.

    Ситуация 2: переоценка

    История: начинающий менеджер получает заказ и выполняет его. Его наставник видит, что предложенная запчасть идет не по оптимальным ценам или с завышенным сроком поставки, тихо ругается и корректирует его перед клиентом. Закончив продажу, он, довольный собой, забывает про все и возвращается к своей работе.

    Что не так: начинающий менеджер так и не понял, в чем именно был его косяк. В процессе продажи он видит пусть даже превосходную речь и результат, но он в нем едва ли разберется. Наставник стабильно тратит свое время на помощь вместо того, чтобы потратить его на обучение своего падавана и выращивание сильного специалиста, который даже через год уже будет требовать гораздо меньшего контроля.

    Как это было со мной: наставник, после проверки моих предложений для клиентов сказал: “Смотри, а вот что случится, если мы закажем эту запчасть у Автопитера?”. И я тогда неуверенно отвечал: “Будет чуть-чуть дешевле и привезут сразу”. Он соглашался и предлагал мне самому догадываться, как можно избежать этой ситуации. В результате я нашел сервис проценки http://mysupp.ru и формально он как бы и был в компании, но о нем мне никто не рассказывал. Сам процесс обучения был построен на необходимости поиска решений. Сейчас мне кажется, что это было правильным подходом.

    Краткий вывод: Обучайте своих подчиненных. Если вы постоянно корректируете его, объясните ему, зачем это было сделано и укажите на его ошибки. Старайтесь мотивировать начинающих менеджеров к поиску эффективных решений для автоматизации их работы.

    Ситуация 3: Проверка. Точнее, ее отсутствие

    История: схожа с историей из предыдущего пункта. Студент делает проценку и продает запчасти, затем периодически наставник одним глазом и по диагонали смотрит на процесс и проверяет, что все хорошо. Затем дает студенту следующего клиента.

    Что не так: сложно учесть все изменения, лишь бегло участвуя в процессе. К тому же, наставничество как раз и нацелено на то, чтобы формировать оптимальные выгодные обоим сторонам продажи, а также обучать людей и указывать на их косяки. И, конечно же, помогать им от этих косяков избавляться.

    Как это было со мной: к сожалению, когда я начинал, эту практику не использовали очень активно. Поэтому, наставник тщательно сравнивал мои результаты со своими, а затем подсаживался ко мне и говорил: “Смотри, а что случится, если…”. Ну, а дальше вы уже знаете.

    Краткий вывод: всегда используйте всю силу мотивации, имеющихся инструментов, стимулов к развитию. Это не только не позволит плохой продаже состояться, но и в удобной и понятной форме поможет отобразить все проблемные места, объяснить начинающему его косяки и помочь ему их преодолеть.

    Менторинг

    Еще хочу сказать о такой полезной штуке, как менторинг. Вещь эта весьма и весьма хорошая, и действительно трудно переоценить его пользу. Он так или иначе включает в себя все предыдущие пункты и не только. Делитесь знаниями – рекомендуйте книги, сервисы, отвечайте на вопросы и помогайте разобраться в мелочах.

    В качестве заключения

    Длинных заключительных речей не получится, поэтому просто – мотивируйте новичков на достижение вершин и дарите им дружественную атмосферу. Всем приятно работать в компаниях, которые ценят своих сотрудников, пусть даже еще самых молодых. Но эти молодые сотрудники спустя год-другой станут уже довольно матерыми и смогут без дополнительного контроля приносить реальную пользу компании. К тому же, всегда приятно, когда кто-то перенимает твой опыт, и это помогает ему стать хоть в чем-то лучше.

    Для затравки немного статистики. В 2013 году в России нуждались в замене более чем 6,65 млн автомобильных аккумуляторов , 35 млн и 294 млн литров автомобильных жидкостей. В 2014 году на вторичном рынке планировалось реализовать около 950 млн запчастей на сумму свыше 24 млрд долларов США. В прошлом году в стране стало на 6,5% больше легковых автомобилей (+2,4 млн), причем прирост этот обеспечили в основном машины зарубежных марок (2,2 млн). В 2015 году продажи пошли на спад , но миллиона полтора машин прибавится - а их тоже нужно обслуживать.

    Когда автомобиль на гарантии, замена масел и прочих расходников - головная боль дилера. Автомобилистам нужно лишь следить за ценой и качеством обслуживания. Если машина бывалая, поиск запчастей и прочего ложится на ваши плечи целиком и полностью. А цены скачут жеребцами. Хорошее импортное моторное масло подорожало на 18–20%, как и многое другое, что торговые сети закупают за рубежом. А ведь даже владельцы нашемарок привыкли баловать свою технику импортом - не только маслами и антифризом, но и тормозными колодками, свечами, лампочками .

    Остались ли покупатели верны своим пристрастиям или перешли на отечественные расходники и запчасти? А может, и вовсе взяли курс на жесткую экономию?

    09:00

    «Максим Приходько, продавец-консультант» - гласит мой бедж, приколотый к фирменной одежде работника торгового зала. Управляющий магазином Иван Георгиевич придирчиво оглядел меня, прежде чем отправить на работу к своим акулам торговли.

    Они и правда акулы. В хорошем смысле. Каждый день держать в голове более 30 тысяч позиций товаров, помнить про скидочные акции. Знать устройство автомобиля досконально, чтобы после пары наводящих вопросов понять, что хочет клиент, - в общем, сделать всё так, чтобы тот ушел не с пустыми руками. Таков бизнес.

    У большинства консультантов высшее автомобильное образование, в основном МАДИ. Вдобавок в моей смене работают две барышни, Анна и Вера. Маникюр - маневр исключительно отвлекающий: дамы своими руками могут запросто собрать-разобрать мотор.

    Обычно, прежде чем попасть в торговый зал, сотрудники проходят всю трудовую цепочку - от работы на складе до выдачи товара на контроле. Но меня, вопреки ожиданиям, сразу отправили на передовую.

    12:00

    Надеялся, что вначале постою в сторонке, осмотрюсь, попытаюсь запомнить, в каком торговом зале что сгруппировано. Фигушки! Моим первым покупателем стал дядечка пенсионного вида, который с места в карьер меня огорошил:

    Сынок, нужен сальник хвостовика заднего моста для моего «ижака»!

    Пойдемте посмотрим… - неуверенно промычал я, мучительно соображая, в каком зале совсем недавно проходил мимо витрины с разнообразными сальниками. Вот уж не думал, что Иж Орбита еще представляет ценность в самóй столице!

    В разные годы Орбита комплектовалась мостами двух типов - собственным и жигулевским. Отличить один от другого можно по характерной особенности: у родного моста хвостовик кардана расположен четко по центру, а у жигулевского смещен влево относительно чашки моста. Хорошо, что в редакции такая машина была довольно долгое время, - нашел я сальник для дядечки! Но тут же совершил ошибку - поинтересовался, почему он так привязан к этой машине. Мой первый покупатель, прислонив меня на добрую треть часа к пирамиде с зимними шинами, с жаром излагал боевой путь своей Орбиты с момента ее покупки в далеком и прекрасном 2001 году и по вчерашнее число, когда сальник предательски потек. Николай Афанасьич, дорогой вы мой человек, знайте, что вы навсегда вошли в историю ЗР - как самый преданный поклонник-эксплуатант ижевского хэтчбека. На каждом редакционном междусобойчике я обязуюсь поднимать за ваше с «ижаком» здоровье отдельный стаканчик.

    Дальше клиенты пошли как по маслу, словно их группировали где-то на улице по пять-семь человек и организованно направляли в магазин. Из чего делаю вывод: народ меньше ходить в магазины запчастей не стал. Мужики - точно.

    Вначале нарисовались вьюноши в рэперских бейсболках, которые искали серьезную «музыку» на их «гангста-пятёру». Больше всего их поразила стоимость нового вазовского двигателя в сборе - 54 тысячи рублей. «Да наша тачка вся стока не стóит!»

    Утро продолжало знакомить меня с любителями прекрасного: один мужик долго и въедливо расспрашивал о химсоставе полировочной пасты - «знаете, такая, с черепашкой, но чтобы не в 200‑граммовой банке, а поменьше». Вслед за ним два паренька подбирали ключи для замены передних тормозных колодок на Peugeot 308. Каюсь, молоденькой барышне, которая всерьез выясняла, почему «вот этот толстый огнетушитель стóит как вот тот, который потоньше», я умудрился выписать самый дорогой пеногон: у него двухкилограммовая начинка - если что, с огнем справится.

    14:00

    Я пообтесался в коллективе и в минуты редкого затишья уже солидно поддерживаю беседу с Ильей, продавцом отдела запчастей для иномарок. Ему хорошо: его клиенты четко знают, что хотят. Нужен лишь VIN - и будет покупателю счастье. Принцип торговли запчастями для иномарок такой же, как в большинстве подобных контор: мелочовка в наличии, остальное под заказ.

    Люди предпочитают отовариваться в магазине сразу по нескольким позициям. «Купил он у меня свечки с фильтрами на Saab , а ему же еще и масло надо, и каких-то пистончиков взамен раскрошившихся». Вот и наш фотокор Александр Батыру решил совместить приятное с полезным - приобрел воздушный фильтр на свой минивэн Toyota Sienna.

    Что до кризиса и сопутствующих ему печалей, то Илья особого спада в бизнесе не наблюдает. За оригинальными запчастями в такие магазины и раньше никто не бегал. Владельцы иномарок в большинстве своем по-прежнему заказывают импортные неоригиналы, особенно головную оптику. Выбирают из трех-четырех производителей тех же фильтров, но до дешевки не падают - есть ценовой предел, ниже которого владелец импортной модели не опустится.

    Возвращаюсь в зал с запчастями для продукции отечественного автопрома. И тут меня ждет сюрприз.

    Интеллигентного вида парень в очках, чуть старше двадцати, держит в руках кусочек мятого упаковочного картона с оттиском какого-то пятнышка.

    Вот, не поможете подобрать крепеж для облицовки радиатора вазовской «классики» ?

    Нечем было замерить. Попробовал пальцем сквозь картон, чтобы понять внутренний диаметр, - торопливо затарахтел паренек.

    Сатирику Михаилу Задорнову надо бы черпать свое вдохновение в автомагазинах - вот где кладезь типажей и историй, для каждой из которых придется набрать побольше воздуха в легкие, чтобы потом весело смеяться вместе со всеми.

    Опытный продавец просто обязан быть хорошим психологом и юмористом в одном лице. Скажем, был у меня в этот день покупатель, который долго и настойчиво просил продать ему каржачку. Не сразу, но понял: это щетка по металлу! Говорят, один персонаж застенчиво поинтересовался у барышни-консультанта:

    Соски есть?

    У меня - грудь, а то, что вам надо, называется резиновым вентилем для шины.

    А пареньку я выписал болтов с гроверами, чтобы он эти болтики не растерял. Вдруг в следующий раз под рукой картонки не будет?

    16:00

    Я уже стреляный воробей. Хотя нет, вру. Чуть что - бегу либо к Вере, либо к Ане за помощью. С другой стороны, перестал пугаться надписи «консультант» на своей спине - и вовсю консультирую.

    Только что продал комплект шин Кама Евро приезжему из Мордовии, который уверял, что у них эта резина дороже. Реализовал пару комплектов зеркал для «девятки», корзину сцепления на нее же и корзину для груза на Приору. Затем была череда просьб продать лампочек исключительно стандарта Н4. По покрасочной палитре-вееру подобрал краску для ВАЗ‑2114: биты крыло и немного задняя дверь. Еще одному мужику, большому любителю старушки Нивы, выписал пару баллонов с лаком - что-то он там с тюнингом затеял. Еще с одним товарищем поговорили об аккумуляторах - спасибо за науку нашему Михаилу Колодочкину, вроде ничего лишнего про них я не наплел.

    Идет торговля! Значит, наш брат-автомобилист не склонен экономить? И да, и нет. За мою смену лишь трое посетителей, досконально выяснив всю подноготную про нужные им товары, так ничего в итоге и не приобрели. Явно мониторили цены, чтобы купить то же самое, но в другом месте - подешевле. А все прочие чаще шли «строго по списку», как примерные мужья в супермаркете. Не отвлекаясь на ненужное. С другой стороны, о какой экономии может идти речь, если маслосъемным колпачкам пришел каюк? Их все равно надо менять - вопрос лишь в качестве и цене.

    В торговый зал входит невысокий мужчина кавказской наружности. Его встречаем мы с Аней, но покупатель- мужчина, конечно же, идет за консультацией к мужчине - то есть ко мне. Аня подмигивает и радостно испаряется на обед.

    Э‑э, масло, да? - полувопросительно-полуутвердительно покупатель приглашает меня к диалогу и высоко задирает голову, чтобы осмотреть весь ассортимент витрины с автомобильными маслами.

    Э‑э, мне ЛУКОЙЛ, на доливку. Полусинтетика, «десять-вэ-сорок».

    Покупатель еще раз ласково осматривает всю витрину. Я между тем выписываю литровый флакон , но тут клиент вмешивается:

    Литра мало! Давай пять, мне доливать!

    Такой литраж нужен для полной замены масла…

    Нет, для хорошей доливки в самый раз!

    18:00

    В торговый зал в очередной раз выходит Иван Георгиевич. Хвалит за службу и подытоживает: ежедневный план почти собран, - а ведь нас еще ожидает волна покупателей, которые зайдут в магазин после работы.

    Кстати, интересен срез покупательских предпочтений по группам товаров. Перед выходными активнее берут что-то габаритное и весомое: тормозные диски и колодки, кузовные детали, ремкомплекты коробки передач , стёкла, что-либо из лакокраски. Всё ясно: свободные дни будут посвящены автомобилю. А вот на неделе хорошо идет мелочовка - лампочки, фильтры, свечи, которые требуют срочной замены. Покупают не про запас, а по мере возникновения проблемы.

    Многие стали выбирать запчасти строго по цене, но ведь не перестали заботиться о машине! Для нашего человека автомобиль - это по-прежнему нечто глубоко обожаемо-сакральное. И уж если экономить на чем-то, то скорее на себе, чем на своей ласточке.

    Кстати, можете себе представить, чтобы немец, португалец или швед называл свою машину ласточкой? А у нас - пожалуйста!

    Главная цель любой коммерческой деятельности - получение прибыли. Чтобы была прибыль, клиенты должны у вас что-то покупать. И чем больше успешных продаж вы сделаете, тем больше заработаете.

    Это все понимают.
    Но, что удивляет! Оказывается, большинство продавцов в магазинах автозапчастей не владеют даже элементарными техниками продаж. Более того, многие владельцы бизнеса не уделяют этому вопросу должного внимания.

    Что получается в результате? Есть действующий бизнес, есть надежные поставщики, вложены серьезные деньги в собственный склад, но магазин работает далеко не так эффективно, как хотел бы владелец. Почему? Одна из важнейших причин - вы не умеете продавать.

    Справедливости ради стоит отметить, что в некоторых магазинах дела идут неплохо в силу огромного трудолюбия и выдающихся личных качеств владельца и продавцов. Однако, согласитесь, что даже в этом случае вы не откажетесь поднять ваши продажи?

    Итак, бесспорным является факт, что овладение навыками продаж - это большой плюс для любого продавца.

    Поэтому, мы предлагаем вам узнать о том, как вы могли бы зарабатывать больше, просто научившись основным принципам построения коммуникации с клиентом.

    Начнем с базы, которую должен освоить любой продавец.
    Специалисты выделяют и формализуют несколько техник продаж.

    Что такое техника продажи?
    Это определенная последовательность действий, четкое выполнение которых приводит к ожидаемому результату, в нашем случае, к продаже.

    Существует так называемая «Классическая схема», состоящая из пяти этапов.

    Первый этап - Установление контакта
    Второй - Выявление потребностей
    Третий этап - Презентация товара
    Четвертый - Преодоление возражений
    И пятый - Завершение сделки

    На первый взгляд, все понятно. Если вести процесс продажи по этой схеме, вероятность совершения сделки существенно увеличивается.
    Многие менеджеры по продажам, увидев эту схему, сейчас скажут про себя: «Я и так всё это делаю… сначала здороваюсь, затем узнаю, что клиент хотел купить, предлагаю товар, иногда делаю скидку, и получаю деньги».
    Всё так… но это работает только в случае, когда лояльный покупатель пришел за конкретным товаром, чтобы купить его именно у вас по цене, которую он заранее определил для себя как приемлемую.

    В чем подвох?

    Отработав по такой схеме:
    - Продавец продал только один конкретный товар.
    - Продавец не сделал попытки продать товар с более высокой маржой.
    - Процессом продажи управлял покупатель, а не продавец.
    - Если бы что-то пошло не так, продажа не состоялась бы вовсе.
    - Большинство покупателей вы не увидите во второй раз.


    На наш взгляд, этих минусов уже достаточно, чтобы серьезно пересмотреть свой взгляд на работу с клиентом.
    В реальной жизни многие продавцы, даже слышавшие об этой технике продажи, не применяют ее на практике, или применяют не правильно. К сожалению, у большинства продавцов недоработки на каждом этапе. Еще хуже, когда какой-то этап кажется продавцу необязательным и он просто пропускается. Почему так происходит? А многие по другому не умеют!

    Например, лет пятнадцать назад, чтобы что-то продать, достаточно было просто иметь товар - покупатель не был избалован. Уровень развития рынка не давал покупателю возможности выбирать среди сотен предложений. Ситуация на рынке давно изменилась, но этот образ человека за прилавком, который просто подает товар с полки, до сих пор живет в голове многих продавцов. И они продолжают работать по тому же принципу и сегодня.

    Недавно был разговаривал с одним разорившимся предпринимателем, который сказал, что даже при наценке всего в 4 процента он не смог привлечь клиентов.

    4% !? Зачем вообще заниматься этим бизнесом с наценкой в 4%?

    Если хотите продавать больше и дороже, с этапами продаж вам придется разобраться.

    Стоит заметить, что в настоящее время специалисты по методикам продаж подвергают Классическую схему некоторому пересмотру и уточнению. Это связано с тем, что по мере развития рынка меняются и модели поведения покупателей. Но, тем не менее, схема продолжает оставаться актуальной, и чтобы в дальнейшем лучше понимать другие схемы, следует разобраться сначала с классикой. Нужно понять особенности и важность каждого этапа и не просто понять, а оттренировать и начать применять.