Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Ми 28н ночной охотник количество. «Ночной охотник» против «Аллигатора

    Ми 28н ночной охотник количество. «Ночной охотник» против «Аллигатора

    Вертолет Ми‑28Н при выполнении учебного полета 6 августа 2012 года на аэродроме Моздок (Северная Осетия). При посадке экипаж вертолета не пострадал, разрушений на земле нет. Вертолет получил незначительные повреждения.

    В 2002 году были завершены заводские испытания.

    В марте 2006 года государственная комиссия под председательством главнокомандующего Военно‑воздушных сил РФ выдала предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов Ми‑28Н.

    В феврале 2008 года два первых вертолета поступили в Вооруженные Силы РФ .

    26 декабря 2008 года госкомиссия по результатам государственных испытаний рекомендовала принять боевой вертолет Ми‑28Н на вооружение Минобороны России и поставить его на серийное производство.

    Серийное производство Ми‑28Н было развернуто на Ростовском заводе (ОАО "Роствертол").

    За время эксплуатации этой машины Ми‑28Н. 19 июня 2009 года во время полета на Гороховецком общевойсковом полигоне (нижегородская область) вертолет совершил экстренную посадку, при которой были разрушены несущий винт и хвостовая балка. Пострадавших не было. 15 февраля 2011 года вертолет Ми?28 совершил жесткую посадку в Буденновском районе Ставропольского края, при которой экипаж получил травмы различной степени тяжести. Командир экипажа вертолета в тот же день скончался в военном госпитале. 6 августа 2012 года вертолет Ми-28Н совершил жесткую посадку на аэродроме Моздок (Северная Осетия). При посадке вертолет получил незначительные повреждения, экипаж не пострадал.

    Экипаж ‑ 2 человека (при необходимости в заднем отсеке может перевозиться еще 2‑3 человека).

    Силовая установка ‑ 2 двигателя ТВ3‑117ВМА мощностью 2200 лошадиных сил каждый.

    Взлетная масса:

    Нормальная ‑ 10400 кг,
    - максимальная ‑ 11500 кг.

    Масса боевой нагрузки:

    Максимальная - 1605 кг,
    - нормальная - 638 кг.

    Масса пустого вертолета ‑ 7890 кг.

    Скорость полета:
    - максимальная ‑ 282 км/ч,
    - крейсерская ‑ 260 км/ч.

    Статический потолок ‑ 3450 м.

    Динамический потолок ‑ 5750 м.

    Дальность полета с нормальной взлетной массой ‑ 460 км.

    Перегоночная дальность ‑ 1105 км.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Задумал я сказ о боевых вертолетах России. Сегодня небольшой этюд о Ми-28Н.

    Анализ войны в Афганистане четко показал, что армия нуждается в новом вертолете на замену Ми-24. Да и суппостаты приняли на вооружение вертолет огневой поддержки АН-64 "Апач". Был объявлен конкурс на создание вертолета нового поколения.
    Конструкторское бюро им. Миля в 1982 г. представило свой проект Ми-28, по боевой эффективности ничем не уступающий конкурентам. Вертолет, вооруженный таким же значительным арсеналом что и Ми-24, существенно превосходил его по многим параметрам.

    Двухместный боевой вертолет построен по классической одно винтовой схеме. Габариты позволяют перевозить его на военно-транспортных самолетах Ил-76 без разборки.
    Максимальная взлетная масса – 12 100 кг;
    длина – 16,9 м;
    высота – 3,8 м;
    диаметр главного винта – 17,2 м;
    силовая установка – два газотурбинных двигателя мощность по 2200 л.с.;
    максимальная скорость – 382 км/ч;
    практическая дальность – 960 км;
    динамический потолок – 5800 м.

    В качестве основного вооружения на борту размещены управляемые ракеты противотанкового комплекса "Атака" и поворотная 30-мм скорострельная пушка. Это позволяет машине с максимальной эффективностью выполнять свою главную роль – истребителя танков.
    Боевая нагрузка вертолета – 1200 кг, в том числе блоки неуправляемых ракет и авиабомбы различных калибров, контейнеры с авиационными скорострельными пушками.
    Боевая живучесть обеспечена дублированием агрегатов с максимальным их разнесением и взаимным экранированием.

    Применены защита более важных узлов менее важными, комбинирование разных типов брони. Выбор материалов и размеров конструкции исключают катастрофические последствия для вертолета при его повреждении в бою. Бронированные боковые и лобовые стекла держат попадание снарядов до 12,7 мм, кабина – 23 мм, т.е. это практически как хорошая БМП с точки зрения защиты. Несущий винт держит поражение лонжерона 20 мм и позволяет при этом лететь! С рулевым винтом такая же ситуация!

    Система спасения экипажа позволяет летчикам выживать при достаточно жестких соударениях с поверхностью земли с вертикальными скоростями до 13 м/с.
    Ни у одного вертолета в мире не было и нет столь мощной броневой защиты!
    Ми-28 нельзя сбить из стрелкового оружия, это подтверждено наземными испытаниями.

    В феврале 1984 года было принято решение о подготовке серийного производства.

    Впервые новый истребитель танков Ми-28 был продемонстрирован на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 г.
    При благоприятном стечении обстоятельств армия могла получить Ми-28 на вооружение еще 20 лет назад, однако этого не произошло. По результатам государственных испытаний было решено, что представленная на конкурс одноместная машина Ка-50 более перспективна.

    Но все-таки программа по Ми-28 была продолжена и предусматривала создание на первом этапе модернизированного дневного вертолета Ми-28А, а затем его ночного варианта Ми-28Н. Однако этим планам не суждено было сбыться, СССР прекратил существование, финансирование работ остановилось. Изменились взгляды на боевое применение вертолетов, обозначилось отставание от конкурентов, которые создали подобные машины и работали над их модернизацией.

    В 1995 г. появилось техническое задание на облик вертолета, который может летать ночью, стрелять из укрытия и т.д. Все силы и финансовые средства милевцы направили на разработку ночного вертолета Ми-28Н. Машина, получившая название "Ночной охотник" стала ответом американскому летающему танку AH-64D "Апач Лонгбоу" корпорации McDonnell Douglas.

    Учитывая что компоновка и конструкция Ми-28 отвечали самым современным требованиям, решено было разработать для вертолета лишь новую авионику. Модифицированный вертолет планируется как всепогодный круглосуточного применения с принципиально новым комплексом бортового оборудования пятого поколения.

    Ночной охотник ничем не уступает Апачу, а по характеристикам боевой живучести существенно превосходит. Ми-28 – единственный наш боевой вертолет, который выполняет такой же пилотаж как и американцы: петли, бочки, перевороты и т.п.

    Ми-28Н пилотируется в ручном и автоматическом режимах с огибанием рельефа местности на предельно малых высотах как днем так и ночью. Поиск, обнаружение и распознавание целей также происходят в ручном и автоматическом режимах. Одновременно для выполнения задания могут задействоваться группы вертолетов. При этом порядок уничтожения целей и их распределение между машинами осуществляется автоматически.

    Боевой ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» производства холдинга «Вертолеты России» много лет проходил испытания и был официально принят на вооружение Министерством обороны РФ 22 ноября 2013 года.

    При написании поста использованы материалы телепередачи "Оружие ХХ века".

    Что где: как устроен Ми-28Н

    Обтекатель над втулкой несущего винта скрывает бортовую РЛС «Арбалет»

    Подвижная установка 30-мм пушки 2А42

    Выпуск Ми-28Н наладил Ростовский вертолетный завод (ОАО «Росвертол»)

    «Ночной охотник». Cкороподъемность: 13,6 м/с, статический потолок: 3500 м

    Apache. Скороподъемность: 16 м/с, статический потолок, 3415 м

    «Ночной охотник». Снаряженная масса: 11 т, максимальная: 12,1 т

    Apache. Снаряженная масса: 8 т, максимальная: 9,5 т

    После того, как Ми-28Н «Ночной охотник» был выбран в качестве основного ударного вертолета российской армии, его очень любят сравнивать с американским конкурентом, АН-64 Apache. Действительно, это две очень близкие машины. Даже внешне они похожи. И «Охотник», и Apache построены по одновинтовой схеме, несут неубирающееся шасси, по паре двигателей по бокам фюзеляжа, Х-образные рулевые винты на хвосте.

    Но если начать разбираться в деталях, выплывает и масса отличий. Начнем же разглядывать Ми-28Н — а для ориентации можно поглядывать на иллюстрацию слева, где все узлы, о которых мы говорим, пронумерованы.

    1. Несущий и рулевой винты

    Винт диаметром 17,2 м выдерживает попадание 30-мм снарядов. В сравнении со своим предшественником Ми-28А, винт «Охотника» обладает стреловидными законцовками и более совершенным редуктором, который передает на него с двигателей большую мощность, обеспечивая более высокую скорость полета.

    Считается, что 5-лопастный винт «Охотника» эффективнее 4-лопастного Apache, что особенно заметно на малых скоростях и позволяет делать вертолету фигуры высшего пилотажа, включая мертвую петлю, иммельман и бочку.

    Рулевой винт расположен в хвосте. Он 4-лопастной, образован парой 2-лопастных стеклопластиковых винтов. Углы схода лопастей снижают уровень шума.

    2. Силовая установка

    Ми-28Н тяжелее Apache почти на 3 тонны, но более мощные двигатели компенсируют это с лихвой. Отношение мощности к взлетному весу у него оказывается лучше. Газотурбинные двигатели мощностью по 2200 л.с. обеспечивают максимальную скорость полета в 324 км/ч и крейсерскую — в 265 км/ч. Сравните: у Apache максимум — 365 км/ч, зато крейсерская — ровно те же 265 км/ч.

    Топливо заливается в мягкие баки общей емкостью 1900 л с латексным самозатягивающимся протектором. Этого достаточно для практической дальности полета в 460 км, а при установке дополнительных баков для перегона — до 1100 км.

    В верхней части фюзеляжа, за несущим винтом имеется вспомогательная силовая установка (ее на картинке не видно) с отдельным двигателем для привода систем и запуска основной силовой установки. Кстати, «Охотник» способен нормально лететь и при полном отказе одного из двигателей.

    3. Кабины экипажа

    Экипаж — 2 человека, посадка тандемная. Системы управления вооружением установлены в кабине штурмана-оператора, полетом — в кабине летчика. За кабиной экипажа расположен технический отсек, где можно (если понадобится) разместить еще 2 человек. Немаловажно то, что у Apache площадь остекления больше. Кроме того, его стекла чуть выпуклы, что снижает появление бликов, мешающих работе с бортовыми приборами.

    Кабины защищены облегченной броней с керамическими наружными плитками, их разделяет бронированная перегородка. Бронированное лобовое остекление выдерживает попадание 12,7-мм пуль, боковое — 7,62 мм.

    Вообще, с бронированием у Ми-28Н дело обстоит куда лучше, чем у американского коллеги. На обоих вертолетах применен конструктивный принцип «менее важные узлы прикрывают собой более важные», но «Охотник» может похвастаться и бронированной защитой критических элементов. Борта его выдерживают попадание из 20-мм пулемета. Имеется и другая пассивная защита: постановка дымовой завесы, элементы для обнаружения и отражения лазерного луча, ИК-отражатели.

    Энергопоглощающие кресла обеспечивают спасение экипажа на малой высоте, а на большой можно использовать парашюты. Если катастрофа случается на высоте более 100 м, с «Охотником» происходит нечто поразительное: вступает в действие система спасения. Отстреливаются лопасти несущего винта, крылья и двери кабин (справа у летчика, у штурмана-оператора — слева). Ремни безопасности (тоже автоматически) перерезаются, а по бокам фюзеляжа надуваются трапы, облегчающие покидание машины.

    На малых же высотах все происходит с точностью до наоборот. Ремни притягиваются еще сильнее, надежно фиксируя людей в энергопоглощающих креслах «Памир-К». Вертолет падает, но системы амортизации (см. также раздел про шасси) гасит перегрузку с 50−60 g до вполне безопасных 15−17 g.

    4. Трехопорное шасси

    Неубирающееся шасси 11х2,3 м. Отсутствие механизмов складывания шасси позволило сэкономить на весе вертолета. Передние колеса оснащены амортизаторами, которые снижают перегрузки от удара о землю. Вместе с другими энергопоглощающими элементами конструкции они способны снизить до «физиологически приемлемого» уровня удар от падения со скоростью 12 м/с.

    5. БРЛС «Арбалет»

    Как сказано в одном обзоре , «Ми-28Н — современная машина, имеющая на борту все органы ощущения и все мыслительные свойства, характерные для человека». Именно современная бортовая РЛС делает Ми-28Н оружием самого современного уровня, позволяя выполнять боевые задачи в любое время суток (даже при отсутствии света звезд) и в любых погодных условиях, на предельно малых высотах (5−15 м), автоматически огибая рельеф местности. К примеру, одинокого человека она разглядит с полукилометра.

    «Арбалет» обеспечивает обнаружение, измерение координат и распознавание движущихся наземных, надводных и воздушных целей, ведет картографирование маршрута полета. Бортовая РЛС скрыта под надвтулочным обтекателем несущего винта, что дает экипажу еще одно преимущество. Для наблюдения за противником из складок местности можно даже не высовываться, достаточно высунуть из-за укрытия «макушку». БРЛС у Apache расположена точно так же, только обтекатель на вид более сплюснутый. Именно она дает второе название его последним модификациям — Longbow, «длинный лук».

    6. Обзорно-прицельная система

    Комбинированная стабилизированная обзорно-прицельная система с оптическим, тепловизионным, телевизионным и лазерным каналами наблюдения. Позволяет вести наблюдение и обеспечивает наведение на цель управляемых ракет и пушки.

    Компьютер, в который занесены данные о рельефе местности в районе боевых действий, автоматически формирует трехмерное изображение того участка, где в настоящий момент находится вертолет. Информация может уточняться через инерциальную и спутниковую навигационные системы, систему навигации по физическим полям Земли. Все они интегрированы с нашлемными системами целеуказания и индикации и с многофункциональными ЖК-дисплеями (по 3 в каждой кабине).

    Итак, сведя воедино данные картографии, тепловизоров и радиолокации, компьютер в удобном выводит на экраны экипажа изображение текущей обстановки (на самом деле, компьютеров на «Охотнике» немало — 3 только основных, не считая вспомогательных). Параллельно с разных каналов информация подается в систему автоматического распознавания целей. Информация по целеуказанию может поступать и от внешних источников.

    7. Крылья

    Крыло малого удлинения (4,9 м). Разгружает несущий винт и служит для крепления вооружения, дополнительных топливных баков, другого оборудования. Для этой цели на каждом крыле имеется 4 узла подвески и по контейнеру на конце.

    8. Несъемная пушка

    Модифицированная 30-мм танковая пушка 2А42 на несъемной подвижной пушечной установке (НППУ) 28Н. НППУ с электрическим приводом позволяет пушке разворачиваться в горизонтальной плоскости на 110 градусов, по вертикали на 13 вверх и на 40 вниз.

    Боекомплект 250 снарядов, причем они полностью унифицированы с обычной пушкой сухопутных войск. Тип снаряда (бронебойный или осколочно-фугасный) можно менять прямо во время боя.

    Масса и начальная скорость снаряда выше, чем у установленной на Apache пушки M230 Chain Gun. Зато точность стрельбы оставляет желать лучшего. Установленная в носу, далеко от центра масс тяжелая пушка создает большую отдачу, снижая точность работы, особенно на больших углах поворота.

    9. Подвесное вооружение

    Здесь разнообразие весьма широко. Это могут быть противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), как на иллюстрации. А кроме того — масса другого «оборудования».

    До 16 ПТУР системы «Атака-В». Сверхзвуковые высокоточные ПТУРы (потомки известной системы «Штурм») наводятся на цель по радио, что в некоторых случаях (например, в условиях задымленности или в тумане) существенно эффективнее лазерного наведения. Они способны поражать танки с динамической защитой.

    До 8 управляемых ракет «Игла-В» класса «воздух-воздух». Эти сверхзвуковые ракеты предназначены для обороны от вертолетов и самолетов противника и работают в режиме «выстрелил — и забыл».

    Той же цели служат до 4 блоков неуправляемых авиационных ракет (НАР): до 128 НАР калибра 57 мм, 80 НАР калибра 80 мм, или 20 НАР калибра 122 мм. Это — идеальное средство для «добивания» противника после того, как весьма дорогие и высокоточные управляемые ракеты вывели из строя его средства ПВО. Дешевые и многочисленные НАРы заканчивают дело, расстреливая наземные сооружения, склады, ангары, живую силу и проч.

    До 2 пушечных контейнеров с 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23Л. В отличие от основной, эти пушки крепятся неподвижно, и для прицельного огня из них придется разворачивать весь вертолет.

    До 2 универсальных контейнеров малогабаритного груза — к примеру, с оборудованием для постановки минных заграждений.

    Бомбы по 250 и 500 кг.

    Пара слов в конце

    Считается, что на бумаге «Охотник» и по летным характеристикам, и по живучести, и по удобству использования, и по вооружению часто превосходит Apache. Будем надеяться, что это преимущество так и останется «теоретическим», и эти две совершенные машины убийства не схлестнутся в реальном бою.

    Тем более что итог этого боя далеко не столь очевиден. Ми-28Н еще ни разу не использовался масштабно в настоящей войне, тогда как Apache участвовал и участвует во множестве небольших и довольно крупных конфликтов, которые вели и ведут США и их союзники. За это время в нем было найдено и устранено великое множество недостатков, которые учтены в самых современных модификациях этого вертолета.

    Советский Союз не сразу включился в «вертолетную гонку» и поначалу имел отставание от США, которые еще во время Корейской войны поняли выгоды использования вертолетов. Однако, в Советском Союзе очень быстро увидели преимущества использования «винтокрылых машин» в военной сфере и принялись наверстывать упущенное.

    В начале 60-х годов прошлого века Миль предложил создать боевой вертолет, который мог бы доставлять бойцов на поле боя и если надо – поддерживать их огнем. На вертолет предполагалось установить мощное вооружение и создать в нем приличный десантный отсек. Так началась история создания легендарного вертолета – Ми-24 , советского «летающего танка». В 1971 году несколько первых машин были переданы для летных испытаний. Этот вертолет имел множество различных модификаций, не раз был модернизирован. Он был участником многих вооруженных конфликтов и войн, прошел суровую школу Афганистана, воевал на разных континентах и в разных станах. «Летающий танк» до сих пор в строю и надежно служит в российской армии и в других армиях мира.

    Но в тоже время, опыт афганской войны показал, что армии нужен новый вертолет. Ми-24 – это действительно уникальная машина, к тому же с течением времени она избавилась от мелких недоработок, но проблема была в ее концепции. Ми-24 строился по сути, как летающий БМП. Изначально задумывалось так, что вертолет может доставить десант, а потом прикрыть его. Использование вертолета в боевых действиях (особенно в Афганистане) показало, что в основном машину используют как ударный вертолет, а десантный отсек попросту не нужен. В 1975 году Министерство обороны СССР объявило конкурс на новый ударный вертолет. В нем приняли участие бюро Камова и Миля. Военным нужен был аналог американского вертолета AH-1 Кобра .

    К тому же советских стратегов интересовал еще один момент – возможность применения вертолетов против вражеской бронетехники. Пару лет до начала конкурса случился один эпизод, который произвел на советских военных неизгладимое впечатление. В октябре 1973 года восемнадцать израильских вертолетов АН-1 Кобра уничтожили 90 египетских танков, не потеряв при этом не единой машины. Так что советским конструкторам была поставлена задача, научить новый вертолет бороться с танками.

    Конструкторское бюро Камова предложило на конкурсе одноместный Ка-50 , который позже стал знаменитой «Черной акулой», а бюро Миля пошло по более простому и дешевому пути. Был еще раз переработан вертолет Ми-8 . На нем полностью ликвидировали грузовой отсек, до неузнаваемости изменили носовую часть вертолета, в кабине так и осталось два члена экипажа. На вертолет была установлена новая, более мощная пушка и более совершенная система управления огнем.

    В середине 80-х, после многочисленных испытаний, конкурс на создание ударного вертолета выиграл Ка-50. А Ми-28 принялись переделывать согласно пожеланиям заказчика. Новый вертолет, получивший наименование Ми-28А, показали в 1988 на выставке в Ле-Бурже. Но потом СССР распался, и на время всем стало не до вертолетов. Ми-28 был принят на вооружение в 1995 году, а уже в 1996 году появился Ми-28 Н – первый в России вертолет, который мог действовать в любое время суток и при любой погоде. За это ударный вертолет Ми 28 Н получил прозвище «ночной охотник».

    Внешне этот вертолет очень напоминал вертолет Ми 28, за исключением одной детали, которая сразу бросалась в глаза: шар РЛС над осью несущего винта вертолета. Но эта деталь очень сильно меняла характеристики машины, превращая ее из довольно средней машины в один из лучших вертолетов России, который мог соперничать с любыми зарубежными аналогами.

    Описание и технические характеристики машины

    Боевой вертолет Ми 28 создан по классической одновинтовой схеме, у него один несущий и один рулевой винт. Оба винта имеют по четыре лопасти. Машина имеет трехколесное неубирающееся шасси и двухместную кабину. Пилоты находятся в ней один за другим. Кабина бронирована, также покрыты броней самые важные узлы и системы вертолета. Многие важные системы дублируются. Двигатели разнесены на разные стороны фюзеляжа. Есть небольшой грузовой отсек, в который помещается 2-3 человека. Рулевой винт имеет Х-образную форму. Скорость машины более 280 километров в час.

    На вертолете предусмотрена система спасения экипажа в условиях аварийной посадки – это специальные кресла пилотов и шасси, которые могут амортизировать удары.

    Боевой вертолет Ми 28 прекрасно подходит для полета на сверхмалых высотах. Он может скрываться за складками местности и таким образом, незаметно подкрадываться к цели. Однако, самым важным в этом вертолете является его радиоэлектронное оборудование, которое и делает его «ночным охотником». В его состав входит система управления вооружением, ИЛС, нашлемная система целеуказания, которая позволяет пилоту управлять пушкой простым поворотом головы. Есть тепловизор, лазерный дальномер. Также в распоряжении пилотов специальная система для управления вертолета ночью.

    РЛС «Арбалет» (шарик которой можно видеть над плоскостью винтов) позволяет вертолету летать и маневрировать на предельно низких высотах, уменьшая, таким образом, вероятность быть обнаруженным противником. Комплекс бортового оборудования позволяет экипажу огибать рельеф местности и существенно повышает технические характеристики машины. Бортовая РЛС «Арбалет» позволяет совершать полет в любое время суток, она сигнализирует пилоту о препятствиях на пути вертолета, включая даже такие, как деревья и провода электропередач. Благодаря «Арбалету» Ми-28 Н может прятаться в складках местности и выставлять только верхушку с антенной.

    Вертолет ориентируется по физическим полям Земли, также может использовать спутниковую навигацию. В базе данных бортового ЭВМ хранится большое количество трехмерных карт района боевых действий.

    У «ночного охотника» есть система подавления ИК-излучения и система сбрасывания тепловых ловушек. У вертолета есть возможность установки помех для вражеских РЛС и головок наведения ракет.

    Вооружение Ми 28 Н состоит из 30-мм автоматической пушки 2А42, также он может нести, как управляемые, так и неуправляемые ракеты. На вертолет могут быть установлены ракеты класса «воздух-воздух». Вертолет имеет четыре точки подвески. Также машина может быть оборудована для установки минных заграждений.

    Основные ттх Ми 28

    Модификация
    Диаметр главного винта, м 17.20
    Диаметр хвостового винта, м 3.84
    Длина,м 16.85
    Высота,м 3.82
    Масса, кг
    Пустого 7890
    нормальная взлетная 10400
    максимальная взлетная 11500
    Внутренние топливо, кг 1500
    ПТБ, л 4 х 500
    Тип двигателя 2 ГТД Климов ТВ3-117
    Мощность, кВт 2 х 1640
    Максимальная скорость, км/ч 282
    Крейсерская скорость, км/ч 260
    Дальность действия, км 460
    Скороподъемность, м/мин 816
    Практический потолок, м 5750
    Статический потолок, м 3450
    Экипаж, чел 2
    Вооружение одна 30-мм пушка 2А42; ПТУР «Штурм», «Атака» и «Вихрь»

    Вертолет Ми 28 имеет несколько модификаций, которые отличаются техническими характеристиками, комплектацией, годом выпуска и другими деталями.

    Модификации Ми-28

    • Ми-28. Экспериментальная машина, которую отправили на доработку.
    • Ми-28 А. Доработанная машина. Отличался более мощным двигателем, Х-образным рулевым винтом, улучшенным оборудованием. В серию не пошла.
    • Ми-28 Л. Создавался для выпуска по лицензии в Ираке. В серию не пошел.
    • Ми-28 Н. «Ночной охотник». Всепогодный вертолет, который может выполнять задания в любое время суток.
    • Ми-28 НЭ. Экспортный вариант «ночного охотника».
    • Ми-28 НМ. Модернизированный вариант Ми-28 Н.
    • Ми-28 УБ. Учебно-боевой вертолет с дублированным управлением.

    Говоря о Ми-28 можно отметить следующее. По своим техническим параметрам этот ударный вертолет очень похож на американский «Апач », правда стоит он гораздо дешевле. Кроме того, в этом вертолете отчетливо просматриваются черты Ми-24. Можно сказать, что эта машина – очень глубокая модернизация «крокодила». Новых решений в этом вертолете примерно 25-30% и это делает его очень выгодным. Многие узлы и детали отлично отработаны и хорошо известны техническому персоналу. Камовские машины – это действительно революционные вертолеты, но потому и запустить их серийно сложнее. Так что выбор Ми-28 Н в качестве основного ударного вертолета для армии России очень логичен и выгоден экономически.

    Основной вопрос, который стоит сейчас в том, что же будет дальше. Ми-28Н можно назвать хорошим вертолетом второго поколения, российским аналогом «Апача ». Но американский вертолет давным-давно в серии, опробован во многих конфликтах, имеет несколько модификаций. Россия же только начинает серийный выпуск «ночных охотников». За это время в США успели создать новые вертолет «Команч», сделанный с использованием технологий «стелс». И уже успели от него отказаться. Вертолет получился не очень удачным с технической точки зрения и слишком дорогим даже для США.

    Но дело, наверное, даже не в этом. Скорее всего, эпоха ударных вертолетов уходит в прошлое. На их место придут БПЛА . Беспилотные аппараты намного дешевле, они уже доказали свою эффективность и жизнеспособность. Такие аппараты отличаются большей эффективностью, малозаметностью и маневренностью, чем вертолеты. Да и при этом не нужно рисковать жизнью пилотов. В разработке таких аппаратов первое место пока принадлежит США, но их стремительно догоняет армия Китая . Россия же отстала в этом направлении, все наработки пока существуют только в виде чертежей и проектов.

    Видео о МИ-28

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    ТАСС-ДОСЬЕ. 35 лет назад, 10 ноября 1982 года, экипаж в составе летчика-испытателя Гургена Карапетяна и штурмана-испытателя Виктора Цыганкова впервые поднял в воздух советский опытно-экспериментальный вертолет Ми-28.

    Впоследствии на базе этой машины был создан серийный ударный вертолет Ми-28Н "Ночной охотник".

    История проекта

    К середине 1970-х годов в СССР была пересмотрена концепция применения штурмовых вертолетов. Машины предыдущего поколения (Ми-24 и др.) были рассчитаны для боевых действий на большой высоте и скорости, также в них предусматривалась грузовая кабина для перевозки десанта. В 1975 году в США совершил первый полет ударный вертолет McDonnell Douglas AH-64 Apache, который был рассчитан на применение на малых высотах с огибанием рельефа местности и не имел грузовой кабины.

    16 декабря 1976 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление о разработке нового ударного вертолета, который по своей боевой эффективности превосходил бы Apache и советский Ми-24. Конкурсные проекты машин совершенно разных классов представили опытно-конструкторские бюро Н.И. Камова (В-80, в дальнейшем Ка-50) и М.Л. Миля (Ми-28). В отличие от не имевшего аналогов одноместного В-80, вертолет КБ Миля создавался в соответствии с традиционной концепцией одновинтовой двухместной боевой машины с рулевым винтом, с четким разделением функций между двумя членами экипажа - пилотом и штурманом-оператором.

    Летные испытания Ми-28 начались в 1982 году. В 1986 году он проходил государственные совместные испытания с Ка-50. Вертолет КБ Миля получил положительные оценки специалистов, 14 декабря 1987 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление о начале производства Ми-28 на Ростовском вертолетном заводе с учетом разделения программы на дневную версию, Ми-28А, и круглосуточную всепогодную версию. Планам серийного производства помешал экономический кризис и последующий распад СССР.

    В первой половине 1990-х было принято решение сосредоточить силы конструкторов Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля (ныне - в составе холдинга "Вертолеты России") на разработке круглосуточной всепогодной версии машины - ударного вертолета Ми-28Н ("Изделие 294", "Ночной охотник", обозначение НАТО - Havoc-B).

    Генеральный конструктор проекта Ми-28Н - Марк Вайнберг. Вертолет совершил первый полет 14 ноября 1996 года. Принят на вооружение ВВС (с 2015 года - в составе Воздушно-космических сил, ВКС) России 15 октября 2009 года. Серийно производится с 2006 года на заводе ПАО "Роствертол" (Ростов-на-Дону), выпущено более 100 экземпляров разных модификаций. В соответствии с госпрограммой вооружения российская армия до 2020 года должна получить около 200 единиц Ми-28Н.

    С марта 2016 года Ми-28Н участвуют в операции ВС РФ в Сирии.

    Летно-технические характеристики

    Вертолет выполнен по "классической" схеме с пятилопастным несущим и четырехлопастным рулевым винтом. Оснащен двумя турбовальными двигателями (первоначально - ТВЗ-117ВМА украинского производства, с середины 2010-х годов - ВК-2500-02 производства российского АО "Климов", мощностью 2 тыс. 700 лошадиных сил каждый), а также неубирающимся трехопорным шасси, вспомогательным крылом.

    • Экипаж - два человека (летчик и штурман-оператор), возможно размещение двух пассажиров в отсеке радиооборудования.
    • Кабина экипажа бронирована (включая бронестекла, выдерживающие попадание пуль калибра до 12,7 мм).
    • Взлетная масса - 10 тыс. 900 кг (нормальная), 11 тыс. 700 кг (максимальная).
    • Дальность - 1 тыс. 105 км (перегоночная), 500 км (практическая).
    • Максимальная скорость - 300 км/ч, крейсерская - 265 км/ч.
    • Практический потолок - 5,7 тыс. м.

    Вооружение и оснащение

    • Пушка 2А42 калибра 30 мм.
    • Комплекс управляемого ракетного вооружения "Атака-В" класса "воздух-поверхность".
    • Комплекс управляемого ракетного вооружения "Стрелец" (ракеты "Игла") класса "воздух-воздух".
    • Блоки неуправляемых ракет С-8 калибра 80 мм.
    • Блоки неуправляемых ракет С-13 калибра 130 мм.

    Четыре узла подвески могут нести до 1 тыс. 605 кг боевой нагрузки. Помимо ракетных комплексов, возможна установка контейнеров с пушками калибра 23 мм, гранатометами калибра 30 мм, пулеметами разных калибров, подвеска авиабомбы весом до 500 кг.

    На вертолете, в частности, установлены: пилотажный комплекс (обеспечивает пилотирование с огибанием рельефа местности в автоматическом режиме); комплекс радиопротиводействия "Витебск"; автоматы для сброса тепловых ловушек.

    Пилоты могут использовать очки ночного видения и нашлемную систему целеуказания и индикации. Все органы управления бортовым оборудованием интегрированы в единую систему. Для обеспечения безопасности экипажа при летных происшествиях вертолет оснащен системой отстрела лопастей винта, сброса дверей кабины и консолей крыла.

    В случае нештатной ситуации на высоте более 100 м экипаж может покинуть кабину с помощью парашютов, а при падении воздушного судна с высоты менее 100 м энергию удара гасят деформирующиеся стойки шасси, а затем специальные кресла "Памир-К".

    Начиная с модификации Ми-28НМ стал первым стоящим на российском вооружении вертолетом с надвтулочной РЛС.

    Модификации

    Экспортная модификация - Ми-28НЭ - находится на вооружении ВВС Алжира и Ирака. Оснащается надвтулочной РЛС.

    Ми-28НМ (первый полет - 12 октября 2016 года). Модернизированный вариант оборудован двойным комплектом управления - в отличие от Ми-28Н, где оператор в передней кабине ограничен в возможностях пилотирования, новой машиной можно полноценно управлять из любой кабины. Вертолет получил, помимо надвтулочной РЛС, новый прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, усовершенствованную радиолокационную станцию, и др. Ожидается, что первую партию Ми-28НМ российские военные получат в 2018 году.

    Ми-28УБ - учебно-боевой вертолет с двойным комплектом управления и пультом имитации отказов. Первые экземпляры Минобороны должно получить в ноябре 2017 года, в трехлетний срок планируется поставить до 30 экземпляров.

    Пилотажная группа

    На Ми-28Н выступает пилотажная группа "Беркуты" российских ВКС.

    Аварии и катастрофы

    Согласно данным из открытых источников, за время эксплуатации вертолетов Ми-28Н в российских ВВС/ВКС с машинами этого типа произошло пять авиационных происшествий, в результате которых погибли в общей сложности четыре человека. 12 апреля 2016 года одна из машин была потеряна в Сирии из-за ошибки пилотирования.