Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития Примерами влияния через компетентность являются
  • Исполнительный директор. Обязанности и права. Обязанности исполнительного директора. Образец должностной инструкции Должностная инструкция исполнительного директора образец
  • Система наблюдения в виде птички. Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста. Снегирь — вестник зимы

    Система наблюдения в виде птички. Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста. Снегирь — вестник зимы

    Картотека наблюдений за птицами на прогулке для детей 1 младшей группы.

    Описание материала : данный материал предназначен для воспитателей детей младшего дошкольного возраста. Может использоваться, как дополнительная информация для прогулок.
    Наблюдение «Кто прилетел на кормушку»
    Задачи:
    - познакомить с птицами, которые прилетают к кормушке
    - закреплять знания о внешнем виде птиц
    - привлекать к подкормке зимующих птиц

    Ход наблюдения

    Художественное слово:
    На снегу, как на страничке,
    Пишут голуби, синички,
    Пишет стая снегирей,
    Пишет серый воробей,
    Письма Пете и Андрюшке,
    Чтобы сделали кормушки
    (А. Тараскин)
    Беседа: Ребята, а мы сделали кормушки птицам? Для чего нужны кормушки? Кого же мы будем кормить? Давайте насыплем хлеба и отойдем. Посмотрим: что будет: Кто прилетел к кормушке? Кто знает, как называют этих птичек? Правильно это воробьи. Что делают воробьи на кормушке?
    Почему мы подкармливаем птиц? Правильно, сейчас зима, на улице холодно и у птиц мало еды. Мы им помогаем. Мы их подкармливаем. Как думаете, нравится ли птица наши угощения?
    Мы с вами молодца! Давайте не будем забывать подкармливать птиц каждый день.

    Наблюдение «К нам на кормушку прилетели голуби»
    Задачи:
    -познакомить с голубями
    -поощрять желание наблюдать за поведением птиц и заботится о них
    -закреплять знания о строении птиц
    Ход наблюдения:
    Беседа. А что это за птицы прилетели к кормушке? Правильно, это голуби. Скажите, а они большие или маленькие, как воробьи? Правильно, они большие. Что делают голуби? Верно, клюют семечки. А чем они клюют? Конечно, клювом. А как они клюют, покажите. А теперь послушайте, как разговаривают голуби. Они воркуют. Послушайте стихотворение про голубей.
    Художественное слово:
    Протянула я ладошку -
    На ладони хлеба крошки.
    Прилетали голубки
    Смело брали хлеб с руки.
    Важно рядышком гуляли,
    Меж собою ворковали,
    Все вели свою беседу,
    Чтоб еще найти к обеду
    Пиудунен М.
    Мы ухаживаем за птицами зимой, помогаем им добыть корм. И конечно не забываем, что птиц нельзя обижать.

    Наблюдение «Воробьи и вороны»
    Задачи:
    -познакомить с воробьем и вороной
    -учить различать их по цвету и окраске
    -поддерживать интерес к жизни птиц
    -привлекать их к подкормке
    Ход наблюдения
    Беседа. Где находится наша кормушка? Зачем она нужна? Верно, чтобы подкармливать птиц зимой. Давайте посмотрим, есть ли в кормушке корм? Нет. Давайте насыплем корм, и посмотрим, кто прилетит.
    Что за маленькая, коричневая птичка прилетела к нам на кормушку? Да, это воробей. Воробьи маленькие, коричневые птички, летают стайками. Покажите, как летают воробьи? Что делают воробьи на кормушке? Правильно, клюют зернышки и хлебные крошки. Покажите, как они клюют.
    Художественное слово
    Воробьи-воробушки,
    Серенькие пёрышки!
    Клюйте, клюйте крошки
    У меня с ладошки!
    Нет, с ладошки не клюют
    И погладить не дают.
    Как бы нам поладить,
    Чтоб дались погладить?
    Егоров С.
    А это что за птица прилетела к нам на кормушку? Предположения детей. Она больше или меньше воробья? Правильно, больше. Это ворона. Она большая, черно-серая. Летает почти всегда одна. Ей тоже голодно зимой. Что делает ворона? Правильно, она сидит на кормушке и клюет зерна. А вот она взяла хлебушек и улетела.
    Художественное слово
    -Каррр! Кричит ворона. Каррр!
    Улетаю на базаррр!
    Воронята, Не деритесь!
    И меня в гнезде дождитесь!
    Н. Берестова
    Как кричит ворона? Верно, Каррр. Повторите еще раз. Каррр. Ребята, кого мы сегодня видели на кормушке. Верно, воробья и ворону. Зимой птицам холодно. Мы помогаем им, заботимся о них.

    Наблюдение « Синичка»
    Задачи:
    - уточнять представления о синицах
    -закреплять знания о внешнем виде синиц
    -поощрять желание помогать птицам
    Ход наблюдения
    Беседа. Ребята сегодня я принесла необычное угощение для птиц. Посмотрите вы знаете, что это? Показывает сало. Это сало. Сало любят птички синички, но оно не должно быть соленым. Давайте повесим его к нашей кормушке и подождем синичек.
    Смотрите, синички прилетели к нам. Скажите кто прилетел к нам? Синички. Синички маленькие птицы, отличить их можно по желтой грудке. Какая у них грудка? Верно, желтая. Смотрите, как скачет синичка. Покажите мне, как она скачет.
    Художественное слово
    Желтая грудка у маленькой птички,
    Много друзей у веселой синички,
    Дети зимой ей прожить помогают,
    Песню синичкину все напевают:
    Тень-тень-тень! Тень-тень-тень!
    Ах, какой хороший день!
    В. Мирясова

    Наблюдение «Снегири»
    Задачи:
    -формировать представление о птицах, прилетающих,прилетающих к нам в зимний период
    -объяснить, что всем птицам зимой необходима помощь
    -уточнять знания о внешнем виде снегирей
    Ход наблюдения
    Художественное слово
    Зимой на ветке яблоки!
    Скорей их собери!
    Но вдруг вспорхнули яблоки!
    Ведь это снегири!
    Беседа. Смотрите, какая красивая птичка к нам прилетела. Эта птица- снегирь. На спинке серенькая жилетка, грудка ярко-красная, на головке черная шапочка. Крылышки «одеты» в черные перчатки с белой полоской. Снегири прилетают к людям в надежде, что их угостят семечки. С удовольствием щелкают снегири тыквенные и арбузные семечки.
    Нужно не забывать подкармливать птиц. Им трудно найти семена под толстым слоем снега. Люди приходят птицам на помощь.
    Птиц мы называем пернатыми друзьями. Пернатые, потому что у них растут перышки.

    Птицы – удивительное воплощение красоты природы. Они окружают нас всюду, наполняют мелодичными голосами любой уголок. Даже в тусклый ноябрьский день звонкий писк синицы способен оживить замерший в ожидании зимы лес.

    Наблюдение за птицами или бёрдвочинг – популярное увлечение во многих странах мира. Оно доступно абсолютно любому человеку, независимо от возраста, места жительства, материальной обеспеченности и состояния здоровья (есть даже незрячие любители птиц). Каждый находит в этом хобби те составляющие, которые близки ему по характеру. Хотите вы экстремальных ощущений или, наоборот, безмятежности и покоя – наблюдение за птицами вам одинаково подойдёт. Одни любуются пернатыми у себя в саду и подсыпают семечки синицам в городском парке, другие отправляются в труднодоступные места, чтобы найти редкий вид, или азартно соревнуются, кто больше птиц увидит, кто-то мастерит и развешивает дуплянки, увлекается фотоохотой или записью птичьих голосов. Наши советы помогут вам сделать первые шаги в ярком мире птиц.


    1) Где наблюдать. Самый правильный ответ – везде! В лесу, в парке, на поле, на лугу, по берегам озёр и рек, на своём огороде – ведь птицы живут повсеместно. Больше всего видов обитает на границах формаций: лесные опушки, вырубки, овраги или рощицы среди полей, берега водоёмов. Чем больше разных мест вы посетите, тем больше видов птиц увидите.

    Не стоит думать, что за птицами надо обязательно ехать в какую-нибудь глушь. Это верно лишь для немногих, редких и осторожных видов. Зачастую птичье разнообразие городского парка больше, чем в глухой тайге. Особенно птицы стремятся к человеку в трудную зимнюю пору. Многие виды зависят от хозяйственной деятельности человека и с её прекращением перестают гнездиться или останавливаться на пролёте. Вот почему не следует избегать антропогенного ландшафта, наоборот, лучшие места для наблюдения разных куликов – поля фильтрации и спущенные пруды рыбхозов; славок и дроздов легче всего изучать в саду с ягодными кустарниками; пролётных журавлей и гусей разумно поискать на жнивье; сенокосы привлекают хищников, а фермы – мелких зерноядных птичек.

    2) Рассматривайте и запоминайте. Чтобы определить незнакомую птицу, её надо хорошенько рассмотреть, а это не всегда просто. Часто птицы двигаются слишком быстро, перелетают, держатся в густых зарослях или на вершине высокого дерева, рассмотреть их мешает густая тень или искажающее цвета встречное солнце. Но, тем не менее, надо попытаться разглядеть детали. 1) Прежде всего, оцените размер и телосложение птицы. Попробуйте сравнить её с хорошо известной курицей, вороной, скворцом или воробьём, понять больше она, меньше или примерно такая же. По телосложению постарайтесь понять, к какой группе относится птица: утка, хищник, дрозд, дятел и т.п. 2) Далее переходите к деталям. Рассмотрите форму и цвет клюва, окраску головы. Отмечайте подробности: шапочка, бровь, пятна или полоски, кольцо вокруг глаза и цвет самих глаз.



    3) Затем оцените форму и цвет хвоста, его отношение к длине тела, цвет спины и низа, наличие полосок и пятен на крыльях. 4) Обратите внимание на цвет и длину лап. 5) Оцените манеру движения птицы: бегает или скачет, дёргает ли хвостом. Как она летает: парит, скользит или быстро машет крыльями, летит прямолинейно или «ныряя» и т.п. В полёте бывают видны дополнительные детали окраски: полоски на крыльях или хвосте, цвет подкрыльев. 6) И наконец, если птица всё ещё не улетела, несмотря на то, что вы столь долго и бесцеремонно её разглядываете, попробуйте понять, чем она питается. С опытом многие виды определяются подсознательно, и правильный ответ будет приходить раньше, чем вы разглядите детали.


    3) Вставайте рано, будьте бесшумны и незаметны. В тёплое время птицы наиболее активны на рассвете и вечерами, поэтому сладкий утренний сон оставьте для зимы. Встав летом пораньше, вы будете удивлены, как много птиц встречается в зарослях, где в полдень слышен лишь треск насекомых. При наблюдении птиц можно применять две основные тактики: активного перемещения и засады. Оба варианта можно сочетать в течение одной экскурсии.

    Старайтесь не привлекать к себе внимания. Одеваться следует в удобную одежду неброских цветов, ходить тихо, избегая разговоров, двигаться плавно без резких движений. Стремитесь, чтобы солнце было у вас за спиной. Заметив птицу, не подходите к ней напрямую, старайтесь неторопливо приблизиться по дуге, как будто идёте мимо. Следите за поведением птицы: если вы видите по её движениям и позе, что она готова улететь, медленно остановитесь и немного отступите назад, дайте ей успокоиться и понять, что от вас не исходит угроза. Когда птица привыкнет к вашему присутствию и начнёт заниматься обычными делами, можно попробовать осторожно подойти. Разглядывая птицу вблизи, лучше прищуриться – открытый взгляд воспринимается как угроза.

    Иногда эффективным может быть наблюдение из машины. Обычно птицы подпускают автомобиль ближе, чем пешехода. Но не следует ездить одному – отвлекаться от дороги опасно. Встретив что-то интересное, не нужно резко тормозить и выскакивать из машины. Понаблюдайте за птицей из окна, не выключая двигатель.

    Пассивная тактика засады подразумевает, что вы открыто или замаскировавшись, устраиваетесь в подходящем месте и ждёте, что птицы прилетят сами. Чтобы увеличить шансы, наблюдательный пункт нужно устраивать в местах повышенной концентрации птиц – возле кормушки, водопоя, возле ягодного дерева и т.п.

    4) Изучайте голоса птиц. Многие птицы ведут скрытный образ жизни. Можно сотни раз слышать коростеля или выпь, но ни разу их не увидеть. Другие виды, например пеночки или коньки, настолько похожи друг на друга, что надёжней всего их различать по песне или позывке. В густом лесу или во время ночной прогулки также больше приходится полагаться на слух, чем на зрение. Вот почему важно знать голоса птиц и не только голоса, а вообще издаваемые ими звуки: бекас «блеет» хвостом, белый аист щёлкает клювом, а некоторые виды уток можно даже в темноте различить по свисту крыльев. Конечно, запомнить всех сразу очень сложно, но если вы начнёте прислушиваться, определять и запоминать, опыт будет накапливаться довольно быстро. Сейчас можно купить диски с записями большинства наших видов. Обширное хранилище голосов птиц со всего мира размещено на сайте http://xeno-canto.org . Но помните, что пению многих птиц свойственна географическая изменчивость и голоса в вашей местности могут несколько отличаться. Возможно, изучение птичьих песен вам так понравится, что вы начнёте их записывать и создадите собственную коллекцию.

    5) Используйте определители птиц. Сказать это проще, чем сделать. Хороших полевых определителей птиц на русском языке практически нет. Есть несколько отличных изданий, которые подойдут для домашнего использования, например Рябицев В.К. «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири». Справочник-определитель. 2008 г.; «Полный определитель птиц европейской части России», 2013 г. Для полевого определения хорош англоязычный Collins Bird Guide by Lars Svensson, 2010 г. Даже если вы не владеете языком, великолепные таблицы с рисунками будут очень полезны. В сложных случаях приходится пользоваться несколькими определителями, т.к. авторы могут обращать внимание на разные отличительные признаки.

    6) Приобретите бинокль. Нечасто случается рассматривать птицу вблизи. Обычно при появлении человека пернатые с истошными криками разлетаются в неизвестном направлении. Птицы держатся на вершинах деревьев или посреди водоёмов, летят высоко в небе, некоторые очень малы, поэтому бинокль – необходимая вещь. Выбор бинокля – чрезвычайно ответственная процедура, ведь от него зависит не только удобство наблюдения, но и удовольствие от процесса. Вот почему на бинокле не стоит экономить. Смотреть в дешёвый бинокль с плохими линзами не только неприятно, но и опасно для зрения. Хороший бинокль должен иметь просветлённые стёкла, быть резким, удобным, лёгким и прочным. Не лишними будут металлический корпус, обрезиненное покрытие, крышечки для окуляров, азотное наполнение (предотвращает запотевание линз на холоде), выдвижные наглазники (для использования с очками). Диаметр объективов должен составлять 40 – 50 мм.

    Для наблюдения за птицами обычно рекомендуется кратность 8 – 10, но я предпочитаю использовать 12х. Следует помнить, чем больше увеличение, тем уже поле зрения и заметнее дрожь рук, поэтому не стоит гнаться за слишком большой кратностью. Некоторые фирмы выпускают приборы с переменным увеличением, они могут быть удобны, но сложная конструкция повышает цену и снижает надёжность такого бинокля.

    Важной оптической характеристикой является угол поля зрения, от него зависит, как быстро вы сумеете найти птицу. Чем он больше, тем лучше.

    Размер выходного зрачка влияет на видимость в условиях низкой освещённости. Чем он больше, тем лучше картинка в сумерках. Оптимальным показателем является 5 – 7 мм.

    Следует учитывать и минимальную дистанцию фокусировки. Чем она меньше, тем удобнее.

    В России более распространены классические бинокли с porro призмами. Западные любители предпочитают модели с roof призмами. Они компактней и легче, однако, сложнее в изготовлении. При равной цене бинокль с porro призмами будет качественней и даст лучшее изображение.

    Слева бинокль с porro-призмами, справа с roof-призмами.

    И наконец, самое главное – бинокль должен вам понравиться, быть удобным лично для вас, и тогда наблюдение за птицами доставит максимальное удовольствие.

    В поле бинокль надо всегда держать наготове. Ведь самое интересное вылетит именно тогда, когда бинокль будет убран.

    Бинокль нужно тщательно оберегать от повреждений и загрязнения. Нельзя оставлять бинокль на солнце, допускать падения и удары, пробираясь через кустарник, прикрывайте объективы, чтобы избежать царапин. Пыль и грязь следует удалять мягкой кисточкой, а затем шёлковой тканью без нажима. Жирные пятна необходимо удалять специальными салфетками для просветлённой оптики.

    Среди западных птичников наряду с биноклями широко распространены подзорные трубы. Труба не заменяет бинокль, а дополняет его. Трубы имеют большее увеличение (обычно в 20 – 60 раз) и позволяют хорошо разглядеть очень удалённые объекты. Они особенно полезны на берегах водоёмов, где нет возможности приблизиться к птицам. Из-за большого увеличения любые движения сильно сказываются на изображении, поэтому труба используется только с достаточно устойчивым штативом. Поставленная на штатив труба даёт возможность вести длительное наблюдение. К сожалению, если разница между средними и дорогими биноклями не столь велика, недорогие зрительные трубы практически бесполезны из-за низкого качества изображения. В идеале труба должна быть нетяжёлой, в прочном металлическом корпусе, защищённой от влаги и запотевания, с использованием низкодисперсных стёкол (ED, HD) с многослойным просветлением, возможностью работы в очках, большим выходным зрачком, диаметром объектива от 65 мм и выдвижной блендой.
    Изображение должно быть светлым, ярким с естественной цветопередачей, без сильных искажений по краям и цветных ореолов, с минимальным падением качества при большом увеличении. Всем этим характеристикам соответствуют в основном очень дорогие модели. Трубы бывают с прямым и изогнутым окуляром, последние удобнее для длительного наблюдения и при использовании группой, но через них сложнее найти птицу.

    Некоторые трубы снабжаются окулярами с постоянным увеличением, другие – окулярами переменной кратности (например, 20 – 60). Качество изображения при использовании окуляра с переменной кратностью несколько ниже (что существенно, если вы предполагаете заниматься фотосъёмкой, используя трубу как объектив), но они удобнее для наблюдения. Используя меньшее увеличение с широким полем зрения, чтобы отыскать птицу, вы можете затем в деталях рассмотреть её на большем увеличении.

    7) Записывайте свои наблюдения. Полевой дневник – совершенно необходимая вещь. Он должен быть небольшим и прочным с твёрдым прошитым переплётом. Записи удобнее делать карандашом – он не откажет на морозе и при загрязнении страницы. Неотъемлемая часть дневника – лирические отступления, раздавленные комары и пятна от ягод, но кроме этого надо фиксировать и важную информацию, которая в дальнейшем пригодится для обмена знаниями с другими любителями птиц. В дневнике должны быть зафиксированы дата и место наблюдения с привязкой к понятному, отмеченному на карте ориентиру, погода, описана местность, где проводится наблюдение, перечислены встреченные виды, их численность и характер деятельности. Запись может выглядеть примерно так Если определить птицу не удалось, по горячим следам сделайте её описание, отметив как можно больше деталей. Дома записи можно перенести в компьютер в удобном формате. Например в электронную базу наблюдений птиц.

    9) Вступите в СОПР и общайтесь с другими любителями птиц. Союз охраны птиц России – это крупнейшее объединение любителей птиц в нашей стране. Вступив в Союз, вы получите возможность участвовать в его деятельности по изучению и охране птиц. Форум на сайте СОПР – главное место общения и обмена информацией между русскоязычными птичниками. Там всегда дадут дельный совет и помогут определить незнакомую птицу.

    10) Не вредите птицам и уважайте их. Часто охотники говорят о своей любви к природе. Но убивать то, что любишь – это несколько маниакально. Не стоит вести себя подобным образом. Наблюдая и фотографируя пернатых, нужно сделать всё, чтобы свести до минимума уровень беспокойства, и уж тем более недопустимы действия, которые могут привести к гибели птиц. То, что для человека является развлечением, для птицы вопрос выживания. В вашем лице она видит потенциального хищника, который хочет её съесть. Пристальное внимание воспринимается как подтверждение угрозы с соответствующим выбросом стрессовых гормонов. Поэтому так важно соблюдать дистанцию, на которой птица чувствует себя в безопасности. Это касается также птичьих колоний и мест массового скопления.

    Сильный стресс вызывает и длительное воспроизведение записи песни в гнездовой период. Обычно этим злоупотребляют фотографы, стремясь сделать хороший снимок. Самцы некоторых птиц, слыша песню и не находя соперника, доходят буквально до исступления.

    Старайтесь передвигаться только по тропинкам и дорогам, чтобы случайно не наступить на кладку или слётков. Обнаружив гнездо, выводок или беспокоящуюся птицу с кормом в клюве, постарайтесь уйти как можно быстрее. Даже если птицы после вашего посещения не бросят яйца, их крики и беспокойство привлекут внимание хищников, которые не замедлят опустошить гнездо. Если всё-таки есть необходимость наблюдения за гнездом или колонией птиц, это следует делать из скрадка.

    Никогда не забирайте из природы «выпавших из гнезда» птенцов, даже если вам кажется, что они брошены, их родители рядом и позаботятся о своих малышах.

    При посещении национальных парков и заповедников уважайте установленные там правила.

    11) Помогайте птицам. Помочь птицам можно разными способами: развешивая искусственные гнездовья, подкармливая их зимой, создавая поилки летом, выкладывая в гнездовое время стройматериалы: вату, пух, войлок.

    12) Ведите личный список видов. Каждый уважающий себя птичник ведёт личный . Туда вносят все виды птиц, увиденных в жизни с указанием даты и места встречи. У некоторых западных любителей такие списки включают более 9000 видов! Есть люди, которые получают удовольствие, просто наблюдая птиц, но большинству хочется добавить в это дело немного азарта. Погоня за новыми видами даёт такую спортивную составляющую. В Западной Европе редкие залётные птицы из Сибири и Северной Америки вызывают настоящий ажиотаж, привлекая тысячи наблюдателей. У нас это тоже происходит, хотя и в меньшем масштабе. Многие люди проделали не одну сотню километров, чтобы посмотреть на ястребиную сову, зимовавшую под Рыбинском в 2012 году.


    Некоторые любители, кроме общего списка, составляют списки птиц за год, месяц или встреченных в какой-либо местности. Эти данные могут оказаться очень полезны профессиональным орнитологам.

    13) Путешествуйте. Родные леса и поля никогда не наскучат, но иногда, особенно в беспросветную зимнюю пору, хочется чего-то нового. Многие люди, серьёзно увлекающиеся орнитологией, совершают путешествия с целью наблюдения за птицами. В одиночку и компаниями они отправляются в отдалённые уголки России или за рубеж, чтобы увидеть больше интересных видов. Можно успешно совмещать и обычный пляжный отдых с посещением национальных парков и других птичьих мест. Подобные поездки расширяют кругозор и орнитологические навыки и особенно способствуют удлинению личного списка видов. Во многих странах для экотуристов работает целая индустрия: специальные птичьи отели, экскурсии, печатная продукция, сувениры. Особенно полезны гиды. Ведь за короткий срок пребывания трудно выявить лучшие места для наблюдения и выучить незнакомых птиц. С хорошим гидом вы сможете использовать своё время максимально эффективно. В поездке понадобится определитель птиц соответствующей страны. На русском языке их не существует. Лучше заранее купить англоязычную книгу через интернет, в местных книжных не всегда удаётся найти подходящую. При подготовке к поездке очень поможет чтение отчётов о поездках (Trip report). В сети их тысячи, но на иностранных языках. Коллекцию русскоязычных отчётов о поездках вы можете найти на нашем сайте в разделе .

    Наталья Колодяжная
    Конспект занятия «Наблюдения за птицами»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД С. ЗАКУТСКОЕ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

    План – конспект проведения прогулки в зимний период

    с детьми старшего дошкольного возраста

    «Наблюдения за птицами »

    Выполнила : воспитатель

    Колодяжная Наталья

    Владимировна

    Закутское

    I. Наблюдения за птицами .

    Цель : Продолжить учить различать и называть птиц по внешнему виду , издаваемым звукам, характерным повадкам. Развивать наблюдательность , внимание (зрительное, слуховое) . Выяснить какие птицы прилетают постоянно , какие редко, какие очень редко. Продолжать изучать повадки птиц (как они себя ведут возле кормушки) . Воспитывать у детей желание помогать птицам зимой .

    Методические приемы : вопросы детям, ответы детей, наблюдение , художественное слово.

    Оборудование :

    1. Вопросы детям :

    1. Какие птицы прилетели на участок?

    2. Как вы догадались? (повадки, внешний вид, издаваемые звуки) .

    3. Какие птицы прилетают к нам постоянно?

    4. Каких птиц мы видим редко ? И очень редко?

    5. Чем питаются птицы зимой ?

    6. Хватает ли им пищи?

    7. Почему не хватает?

    8. Чем мы можем помочь птицам ?

    9. Что для этого нужно? (кормушки)

    10. Как нужно следить за кормушками? (очищать от снега, подсыпать корм) .

    2. Загадки

    Цель : развивать логическое мышление, наблюдательность , внимание.

    Оборудование : фанты.

    Методические приемы : художественное слово.

    Спинкою зеленовата,

    Хвостиком желтовата

    Черненькая шапочка

    И полоска шарфика (Синица)

    Всех за день я навещу,

    Всё что знаю растрещу (Сорока)

    Птичка-невеличка

    Ножки имеет, а ходить не умеет.

    Хочет сделать шажок-

    Получается прыжок. (Воробей)

    Окраска - сероватая,

    Повадкой - вороватая,

    Крикунья хитроватая

    Известная персона. Кто она? (Ворона)

    Название этой зимующей птицы похоже на имя девочки. Как называют эту птицу ? (Галка) .

    Что за стол среди берез

    Под открытым небом?

    Угощает он в мороз

    Птиц зерном и хлебом . (Кормушка) .

    Итог. За отгадку ребенок получает фант. Побеждает тот, кто больше наберет фантов.

    3. Художественное слово

    Цель : развивать образное восприятие, учить выразительной передаче поэтического текста.

    Стихи Т. А. Шорыгиной «Снегири» , «Синица»

    II. Дидактические игры

    1. Словесная игра «Отгадай и назови» .

    Цель : развивать логическое и наглядно-образное мышление, наблюдательность , внимание, слуховое восприятие.

    Оборудование : картинки птичек.

    Какую птицу называют белобокой ?

    Какую птицу называют желтогрудой?

    Какую птицу называют красногрудой?

    Какая птица каркает ?

    Про какую птицу говорят , что она воркует?

    Про какую птицу говорят , что она чирикает?

    Итог : За правильный ответ – картинка птички. Побеждает тот, у кого в конце игры больше картинок с птицами .

    2. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

    Цель : Закреплять умение обобщать, исключать лишнее. Развивать логическое мышление.

    Оборудование : картинки птиц .

    По способу передвижения : ворона, воробей (прыгает, снегирь, галка.

    Зимующие-перелетные : синица, дятел, кукушка, сорока.

    3. Словесная игра «Назови ласково» .

    Цель : обогащать словарный запас детей. Закреплять умение образовывать слова за счет суффиксов. Развивать память.

    Слова : птица , крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей.

    4. Дидактическая игра «Кто прилетел к кормушке?»

    Цель : дать детям представление о том, чем питаются разные птицы (кто что ест и какие следы оставляет возле кормушки) . Развивать наблюдательность , внимание.

    Оборудование : лупа.

    III. Трудовые действия. Изготовление кормушки.

    Цель : учить трудиться в коллективе. Формировать желание приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.

    Оборудование : снеговые лопатки, корм для птиц .

    Методические приемы : объяснение, показ, оценка, практические действия.

    Воспитатель предлагает соорудить для птиц кормушки , чтобы каждый день насыпать в неё корм, заботиться о птицах . Вместе с детьми разбирает поэтапность выполнения работы.

    Дети разбирают лопатки. В тихом уголке участка вырубают вместе с воспитателем куб из снега. Дети дружно отбрасывают от куба лишний снег, подчищают края кормушки. Затем делают бортик, чтобы ветер не унес крошки. Насыпают корм.

    Итог : совместная оценка работы.

    IV. Подвижные игры и упражнения.

    1. «Голуби и воробьи» (сюжетная) .

    Цель : учить действовать по команде, развивать навыки челночного бега, внимание, умение быстро ориентироваться в изменившейся обстановке.

    Оборудование : шапочки птиц .

    2. «Вороны» (сюжетная)

    Цель : закрепить умение двигаться в нужном направлении.

    3. «Совушка-сова» (сюжетная)

    Совушка-сова, большая голова

    Высоко сидит, далеко глядит.

    А потом – как полетит (водящий догоняет)

    Цель : закрепить умение действовать по сигналу, двигательные навыки, быстроту реакции.

    Оборудование : шапочка совы.

    4. Игра малой подвижности «Прилетели птицы » (несюжетная)

    Цель : развивать слуховое внимание, память.

    Оборудование : текст

    Правило : Называю только птиц , но если ошибусь и назову не птицу , следует потопать ногами.

    5. Игра малой подвижности «Птички»

    Цель : развивать внимание, быстроту реакции, умение ловить мяч двумя руками.

    Оборудование : мяч.

    6. Русская народная игра «Филин и пташки»

    Цель : развивать навыки бега, умение быстро ориентироваться в пространстве, развивать зрительное внимание, реакцию.

    Оборудование : обручи (домики, шапочка филина.

    V. Экспериментальная деятельность. Опыт «Замерзшая вода – расширяется» .

    Цель : Продолжать знакомство детей со свойствами воды : при замерзании вода расширяется. Учить детей анализировать и делать выводы. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

    Оборудование : стеклянная бутылочка с водой.

    Методические приемы : наблюдение , сравнение, вопросы, опыт.

    VI. Самостоятельная деятельность детей.

    1. Творческая игра «Следопыты птицах ) или «Юные орнитологи»

    Цель : Развивать умение организовать игру и выполнять взятые на себя роли. Формировать умение планировать свою деятельность, делать выводы (анализировать, обосновывать результат своей деятельности. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

    Оборудование : бумага, лупа, карандаши, папки, палочки для измерения, игрушечный фотоаппарат.

    Методические приемы : игра, наблюдение , опыт, практические действия.

    2. Конкурс скульптур из снега

    Цель : Развивать воображение детей, умение доводить начатое дело до конца.

    Оборудование : снеговые лопаты, цветные льдинки, краски, «золотые» медали из фольги на ленточке.

    Методические приемы : практические действия, сравнение, анализ, игра, поощрение, оценка.

    Итог : церемония награждения победителей.

    3. Самостоятельные игры детей с выносным оборудованием.

    Цель : Закреплять умение играть дружно. Формировать умение самостоятельно организовывать игры.

    Оборудование : санки, лыжи, клюшки, шайбы.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. С. Есенин

    4 слайд

    Описание слайда:

    Самое страшное время года для птиц – зима. В это время года многие птицы погибают от нехватки корма. Поэтому в нашей школе была создана группа учащихся, готовых помочь маленьким пернатым друзьям. Состав группы: Батомункуева Айна (исследователь) Парыгина Татьяна (исследователь) Косякова Елизавета (исследователь) Соловьев Степан (фотограф - исследователь) Кроме того в изготовлении кормушек помогли учащиеся первого, четвертого, пятого и шестого классов. Собрать корм помогли ученики третьего и шестого классов.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Место проведения наблюдения: пришкольный участок МБОУ «СОШ №15» Объект наблюдения: зимующие птицы Время наблюдения: декабрь 2014 г. – январь 2014 г Цель: Изготовить кормушки для птиц Собрать разнообразный корм для птиц Подкармливать птиц, прилетающих на территорию школы Изучить видовой состав птиц Провести наблюдение за особенностями поведения птиц у кормушки Изучить пищевые предпочтения птиц Изучить, какие кормушки больше посещают птицы Составить дневник наблюдений за птицами Составить рекомендации, с использованием результатов наблюдения

    6 слайд

    Описание слайда:

    ДЕКАБРЬ План работы: Изготовить кормушки. Разместить кормушки на пришкольном участке, наполнить кормом. Провести наблюдение за птицами. - Изучить виды птиц, посещающих кормушки. - Изучить пищевые предпочтения птиц

    7 слайд

    Описание слайда:

    8 слайд

    Описание слайда:

    Парыгина Таня и Батомункуева Айна изготовили кормушки из пятилитровых бутылок, в которых были вырезаны отверстия - вход, а также были продеты прутья, для того чтобы нанизывать сало для синиц. Затем кормушки были раскрашены краской.

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    После того как кормушки были развешаны мы заполнили их кормом. В состав корма входили: пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки. На некоторые кормушки (с прутиками) были нанизаны кусочки несоленого сала. После этого мы начали своё наблюдение. Лиза насыпает корм в кормушки

    11 слайд

    Описание слайда:

    Дневник наблюдения Дата Погода Корм Птицы, посещающие кормушку Что наблюдали 9.12 -10, ясно, ветер ю-з пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи - 3 Воробьи прилетают к кормушке из литровой бутылки, но быстро улетают, долго не задерживаются. Бояться людей 10.12 -16, ясно, ветер ю пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи - 5 Также к кормушке из бутылки подлетают воробьи. Сало остаётся нетронутым. 11.12 -15, малооблачно пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи – 7, синица - 1 На пришкольный участок прилетели стайка свиристелей (примерно 32-36приц). К кормушкам не подлетали. Улетели в сторону пятиэтажных домов. К кормушке прилетела синица. Она брала семечки подсолнуха в клюв, улетала подальше от кормушек и там уже поедала корм. 12.12 -17, ясно, ветер с пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи -7, синицы - 2 Синицы начали охотно поедать кусочки сала, корм едят, улетая на расстояние примерно 2 метра от кормушки. В кормушке меньше стало проса, семечек, крошек. Почти не тронут рис. Воробьи активно поедают пшено с листков с кормом. 13.12 -18, ясно штиль пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи -9, синицы - 3 Сала практически не осталось. Птицы стали активно поедать корм со всех кормушек, но все же корм значительно уменьшился в кормушках из пластиковых бутылок. Птицы плохо поедают рис. 14.12 -14, ясно пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи – 7, синицы - 3 Сало съедено синицами. Птицы активные, чирикают, охотно поедают корм. Человека бояться. Если близко подходишь, улетают. 16.12 -20, небольшая облачность пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки. Воробьи – 8, синицы - 2 Корм во многих кормушках закончился. Птицы ожидают на ветках новой порции. Птицы съели даже рис.

    12 слайд

    Описание слайда:

    13 слайд

    Описание слайда:

    14 слайд

    Описание слайда:

    15 слайд

    Описание слайда:

    Вывод о проделанной работе 1. В декабре на территории школы были замечены птицы: воробьи, синицы, свиристели. 2. Кормушки посещают воробьи и синицы. Воробьи по численности преобладают. Синицы предпочитают поедать несоленое сало, семечки подсолнуха, воробьи просо, пшено, хлебные крошки. Плохо поедают рис.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Январь План работы: 1. Продолжить наблюдения за птицами. 2. Изучить виды кормушек, которые предпочитают посещать птицы. 3. Изучить поведение птиц в зависимости от погодных условий.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Учащимися начальной школы были изготовлены разнообразные кормушки из пластиковых бутылок, из дерева, из картонных коробок. В течение недели проводились наблюдения за тем, какие кормушки предпочитают посещать птицы. В ходе наблюдения мы увидели, что птицы предпочитают кормушки просто устроенные, без лишних украшений. Очень часто посещают кормушки из пластиковых бутылок и деревянные кормушки. Кормушки из коробок легкие и на ветру сильно раскачиваются корм высыпается, поэтому такую кормушку нужно закреплять

    18 слайд

    Описание слайда:

    19 слайд

    Описание слайда:

    20 слайд

    Описание слайда:

    21 слайд

    Описание слайда:

    Дата Погода Птицы/ количество Наблюдения 02.01 -19, ветер ю-з, малооблачно Воробьи – 8, Синицы - 2 Воробьи с утра сидят на ветках недалеко от кормушек, чирикают. Корм поедают активно. Из кормушек посещают практически все. Синицы уже поедают корм в кормушке, а не как в декабре, улетая скормом. 03.01 -22, ветер зап. небольшой снег, малооблачно Воробьи –12, Синицы – 3 Голуби -4 После снега воробьи громко чирикали. На территории школы были голуби, но к кормушкам они не подлетали, а искали корм на земле. 04.01 -25, ветер вост., малооблачно Воробьи – 10, Синицы - 2 Воробьи не очень активные, сидят нахохлившись. Синицы активные, прыгают по веткам, подлетают к кормушкам. У двух кормушек птицы не были замечены. Отдают предпочтение кормушкам из бутылок, деревянным. Корм в кормушках заканчивается быстро. 05.01 -22, штиль, ясно Воробьи – 11, Синицы - 3 Воробьи громко чирикают, реже подлетают к кормушкам. 06.01 -20, з, малооблачно Воробьи – 7, Синицы - 2 Птицы активно перелетают с дерева на дерево. Близко к себе по- прежнему не подпускают, сразу улетают. Активно поедают корм. 07.01 -20,облачно,з, Воробьи –26, Ястреб -1 В этот день произошло событие. Ястреб поймал воробья и со своей добычей присел на тополь перед школой и стал его поедать. Остальные воробьи, а их налетело в этот день около30птиц, присели на соседний тополь, а затем стали потихоньку подлетать к ястребу. Среди воробье, оказывается есть самый смелый, который первым подлетает к опасности, а затем следуют и другие за ним. Так они практически окружили ястреба, но он не обращал на них внимание и продолжал поедать свою добычу. Затем он доел воробья и стал отдыхать на ветке, а воробьи продолжали сидеть рядом. Но ястреб так и не схватил больше никого из них и улетел. 08.01 -15,з, ясно На территорию школы прилетела сорока, но сидела она вдалеке на дереве. К кормушкам она не приближалась. 10.01 -17,с-в, облачно Воробьи – 13 Синицы - 3 Обычное поведение воробьев. 12.01 -18,штиль, ясно Воробьи – 8, Синицы – 1 Сорока - 1 На территорию школы прилетела сорока, но сидела она вдалеке на дереве. К кормушкам она не приближалась. В ясный день воробьи меньше подлетают к кормушкам.

    23 слайд

    Описание слайда:

    Вывод: 1. На территории школы в зимний период к кормушкам прилетают воробьи и синицы, голуби питаются с земли. 2. Предпочтение отдают: воробьи – пшену, просу, семенам подсолнечника, хлебным крошкам; синицы – семечкам и несоленому салу. 3. Поведение птиц зависти от погоды. 4. Предпочитают кормушки из бутылок и деревянные. Рекомендации: 1. Необходимо в следующем году составить смесь кормов исходя из пищевых предпочтений птиц. 2. Необходимо кормить и заботиться о птицах, не только зимой, но и в другие времена года. 3. Изготавливать кормушки.

    Меня давно привлекали эти маленькие и юркие птички, которые так звонко поют на дереве возле моего дома. И вот я решил изучить их по ближе, узнать как они переносят суровые условия нашего сибирского климата, как они общаются между собой и чем питаются.

    Синицевые- семейство певчих птиц, отряда воробьиных. Это мелкие птицы длиной 7,6- 20 см. оперение густое, легкое, крылья сравнительно короткие. Клюв прямой, конусообразный, иногда очень острый; хорошо им долбить кору, добывать из-под неё жуков-дровосеков или расклевывать хвойные шишки. Ноздри прикрыты щетинками. Ноги длинные и крепкие, хорошо приспособленные к лазанью по веткам. Обыкновенное место их жизни и охоты – лес. Голос их неприятен и походит на писк мышей; питаются насекомыми, семенами. А некоторые исключительно личинками и яичками; по этой-то причине синицы столь полезны для процветания наших садовых деревьев. Это живая, веселая, неутомимая, любопытная и драчливая птица. Насколько возможно, синица держится на ветках деревьев; она весьма редко спускается на землю, а также неохотно пролетает большие расстояния, так как полет ее довольно тяжелый и неуклюжий.

    Будучи необщительной, синица враждебно относится к более слабым, чем она созданиям; чрезвычайно труслива перед хищными птицами. К неволе привыкает с большим трудом.

    НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ СИНИЦ

    Было начало зимы. На улице было очень морозно. По утрам хоть и вставало солнце, но почти не грело землю. Кусты и деревья покрывал белый сверкающий иней, а небо было похоже на застывший серый ледок. На дворе я мог увидеть только летающих птиц, которые пытались разыскать хоть немного корма. Они быстро прыгали по земле, были нахохлившиеся и почему-то молчали. В это суровое время года им трудно найти себе корм. Целый день птицы перелетали с места на место, прыгали по забору, по ветвям стоящего возле дома дерева, но корма так и не нашли. Я посмотрел на этих маленьких птичек и решил им помочь – смастерить зимнюю столовую.

    ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРМУШКИ

    Изучив некоторый материал по данному вопросу, я узнал то что кормушки для птиц бывают самые разные (из дощечек, полиэтиленовых бутылок, банки из-под молока). Так же мне стало известно что укреплять кормушку на дереве нужно очень осторожно, не обламывая ветки, не повреждая ствол дерева. Необходимо следи, чтобы корм в кормушках был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносишь корм. Следить, чтобы в кормушке не было снега. Не класть в кормушку куски хлеба, макароны, корочки апельсинов и прочее. Необходимо помнить о том, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбузов, тыквы, кусочки несоленого сала, крошки белого хлеба.

    Я изготовил несколько кормушек различной формы.

    Насыпал крошек, семечек и положил кусочки сала. В первый день птицы боялись попробовать моего угощения. Весь день летали и кружились над ней. Но на следующий день появилась, самая проворная, схватила семечку и тотчас с ней улетела, чтобы насладиться в стороне, в тишине, в дали от завистников и забияк. Возвращаясь, синица схватила уже кусочек хлеба и уселась рядом на веточку, хлеб примостила между лапок и спокойно поклевывала. С каждым днем посетителей становилось все больше.

    Если внимательно приглядеться к синицам, можно подметить много неожиданного и иногда сделать для себя интересные выводы.

    КАКИЕ ЖЕ ОНИ РАЗНЫЕ

    Вот эта синица достаточно ловкая, обладает мгновенной реакцией. Эта синица смелая, залетела в глубь кормушки и остается там на некоторое время, когда другие, боятся. Смелость хорошее качество.

    Со временем среди этой компании особенно отличалась одна синица. У неё был строптивый характер, постоянно взъерошенный вид. Перья постоянно стояли дыбом.

    При моем появлении синицы устраивают переполох, и вся стая мгновенно срывается с места и улетает.

    Птичья жизнь кипит вокруг столовой. Она никогда не пустует, кто-нибудь да находится в ней.

    В течение нескольких дней, я наблюдал за количеством скапливающихся птиц на кормушке (в ясный и пасмурные дни). В ходе наблюдений я составил таблицы. Наблюдения я проводил в разное время суток (утро, день, вечер).

    ТАБЛИЦА №1

    Наблюдение за птицами в ясный день

    Утро 4 синицы 3 синицы 6 синиц 4 синицы 2 синицы

    Обед 2 синицы 1 синица 4 синицы 1 синица 4 воробья

    2 воробья 3 синицы

    Вечер 2 синицы 3 синицы 1 синица 2 воробья 2 воробья

    ТАБЛИЦА №2

    Наблюдение за птицами в непогожий день

    Время суток Количество прилетаемых птиц в день

    Утро 1 синица 2 синицы - 1 синица 2 синицы

    1 воробей

    Обед 2 синицы 3 синицы 1 синица 2 синицы 2 синицы

    1 воробей 2 воробья 2 воробья

    Вечер - 1 воробей 1 синица - 1воробей

    Как видно из таблицы чаще других кормушку посещали синицы. Особенно много их налетало по утрам. В обед же и под вечер визиты становились реже- в этот час им больше нравилось проводить время на деревьях и кустах. В ясные и погожие дни птиц на кормушке была намного больше, чем в пасмурные, ненастные дни.

    Вот и нам узнать дано,

    Как зима стучит в окно,

    А в окно синица ломится,

    Хочет сала поклевать

    И мечтает познакомится,

    С кем ей нынче зимовать.

    В. Д. Берестов

    «Стук в окно»

    Для птиц я запасал различные корма: семечки, хлебные крошки, сало, рис. В моей птичьей столовой порой весь корм склевывают более проворные птахи. Особенно любит синица семечки и несоленое сало. Насыплешь в кормушку семечек и положишь сало, думаешь, теперь хватит на целый день. Да не тут- то было. Налетят синицы и за небольшой промежуток времени, корма как не бывало.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проводя много времени за наблюдением и за кормлением птиц, я для себя сделал вывод. Мы люди бываем часто очень не внимательны к братьям нашим меньшим, приносим им много вреда нарушая экологический баланс в природе. Не стоит ли нам присмотреться по ближе хоть к самой маленькой птахе, которая живет рядом с нами и хоть чем то помочь ей.

    Я приготовил памятку:

    Как сделать кормушку и подкармливать птиц.

    1. Кормушки для птиц бывают самые разные (из дощечек, полиэтиленовых бутылок, банки из-под молока).

    2. Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.

    3. Следи, чтобы корм в кормушках был постоянно.

    4. Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых приносишь корм.

    5. Следи, чтобы в кормушке не было снега.

    6. Не клади в кормушку куски хлеба, макароны, корочки апельсинов и прочее. Помни, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбузов, тыквы, кусочки несоленого сала, крошки белого хлеба.