Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Характерные черты современного менеджмента кратко. Основные подходы в современном менеджменте. Процессный подход. Этапы развития современного менеджмента

    Характерные черты современного менеджмента кратко. Основные подходы в современном менеджменте. Процессный подход. Этапы развития современного менеджмента

    В меняющемся мире предприятию невозможно оставаться на плаву, пользуясь только традиционными системами управления. Во всех странах разрабатываются и внедряются современные подходы в менеджменте, приемы и модели. Многие из них показали свою эффективность и получили широкое распространение.

    Основные подходы в современном менеджменте. Процессный подход

    Управление понимается как сплошная цепь функций, которая зависит от выполнения ряда взаимосвязанных действий.

    Функции можно выделить следующие:

    • планирование;
    • организация;
    • мотивация;
    • управление;
    • контроль;
    • координация;
    • коммуникация;
    • анализ и оцен-ка;
    • принятие решений.

    Весь процесс руководства можно выразить функциями планирования, организации, контроля, мотивации. Их связывают между собой процессы коммуникации и принятия решений.

    Системный

    Эта теория берет свое начало из 50-х и до сих пор играет важную роль в управлении. Здесь работает принцип обратной связи между частями и целым, целым и окружающей средой, частями и средой.

    Любая организация воспринимается как единый механизм, где работают различные подсистемы, которые тесно связаны между собой. он учитывает все сферы, отделы, управленческие уровни, технические составляющие, социальные факторы.

    Организация начинается с целей и задач, где на выходе получается готовая продукция. При этом учитываются все связи между руководителями, персоналом, покупателями. Внешние воздействия в виде законодательства, экономических влияний, конкурентов также не остаются без внимания.

    Для этой концепции менеджмента важно выполнение ряда действий:

    • Обозначается объект исследования.
    • Выделяются цели системы и их влияние на подсистемы.
    • Определяется взаимовлияние организации и всех ее подуровней.
    • Учитывается воздействие среды.
    • Выделяются пути улучшения деятельности.

    Ситуационный подход

    В менеджменте берется конкретная ситуация, которая в данный момент важна для организации и влияет на нее. Методы управления выбирают, отталкиваясь от данной ситуации.

    Не существует готового свода правил или набора руководств, это интеллектуальный метод, способ мышления.

    Ситуационный подход в менеджменте опирается на 4 основных принципа:

    1. Знание системного анализа, планирования, понимание управленческих процессов, группового поведения и различных методов принятия решений.
    2. Умение предвидеть возможные результаты своих действий и использования конкретных методик.
    3. Способность анализировать ситуацию в моменте. Выделять важнейшие факторы и последствия их изменений.
    4. Правильный выбор и использование тех методов и приемов, которые будут иметь минимальные негативные последствия. Поиск наиболее эффективных путей для организации.

    Количественный

    Использование математики, компьютерных технологий, инженерной науки помогает конструировать точные модели управления. Их создают, отталкиваясь от проблем в крупных организациях.

    Словесные рассуждения заменяются цифровыми моделями, идет ориентация на количественные значения.

    Так были разработаны модели распределения ресурсов, массового обслуживания, выбора стратегии развития и т. д.

    Помимо основных подходов, в современном менеджменте используются и другие. Например, не менее важен нормативный подход, поведенческий или маркетинговый. О них читайте далее.

    Нормативный

    При использовании нормативного подхода на предприятии устанавливаются определенные нормы управления. Они учитывают все важные элементы целевой, управляемой, обеспечивающей подсистем.

    Нормативы в каждой системе устанавливаются индивидуально и могут учитывать размеры потерь и производственных отходов, отчисления от прибыли, потребности сотрудников.

    Оптимизационный

    При таком концепции менеджмента осуществляется переход от качественных оценок к количественным. Для этого используются специальные расчеты, статистические методы, оценки экспертов и т. д.

    Учитываются законы масштаба и экономии времени. Изучаются экономические взаимосвязи между качеством товара и затратами на его производство.

    Директивный

    При директивном подходе происходит регламентация функций, прав, обязанностей, затрат в нормативных актах. Составляются приказы, инструкции, планы и распоряжения, которым все обязаны следовать.

    Поведенческий

    Это более мягкий подход, который помогает сотрудникам раскрыть свои сильные стороны и творческие способности. Эффективность предприятия повышается, благодаря правильному настрою человеческих ресурсов.

    Руководитель использует не только метод принуждения, но и старается мотивировать людей, направить, убедить двигаться к цели.

    Некоторые школы считают разновидностью поведенческого подхода компетентностный подход в менеджменте.

    Такой подход помогает моделировать эффективное трудовое поведение, повышать удовлетворенность рабочих и уровень прибыли предприятия

    Компетентностный подход в менеджменте применяется в различных управленческих процессах. Его используют при подборе и ротации кадров, аттестации, в корпоративной культуре.

    Маркетинговый

    Сущность подхода заключается в повышении торговой эффективности предприятия. Руководители должны в первую очередь ориентироваться на рынок, вовремя реагировать на смену обстановки и влиять на обстоятельства.

    Маркетинговый подход в первую очередь предполагает:

    • анализ рынка;
    • подбор целевой аудитории;
    • создание комплекса маркетинга;
    • реализацию маркетинговых предприятий.

    Чем отличается современный менеджмент

    Современная экономика поспособствовала развитию следующих современных подходов в менеджменте:

    • Личностные качества и характеристики менеджера выходят на первый план. К ним предъявляются высокие требования. Ценится интеллектуальное лидерство, умение грамотно управлять командой, создавать уникальные проекты. Личность одного человека может активно влиять на имидж всей организации.
    • Менеджмент, с одной стороны, объединяет в себе одновременно множество функций, а с другой - разбивается на модули. Появляются различные новые виды - маркетинговый менеджмент, бюджетный инновационный и т. д.
    • Культура менеджмента активно развивается, постоянно рождаются инновации, появляется большое количество курсов менеджмента.
    • Внешние и внутренние условия настолько нестабильны, что менеджеры вынуждены постоянно менять курс и реорганизовывать цели.
    • Современное управление не поощряет авторитарности и дает максимальную свободу менеджеру, если его действия направлены на эффективное преобразование. Поощряется создание команд и рабочих групп для работы над развитием организации.
    • Широко используются новаторские методы планирования и высокие технологии. Владение современными методами во многом определяет квалификацию менеджеров.
    • фактор риска в современных подходах в менеджменте - один из важнейших в принятии любых решений.

    Характерные черты современного менеджмента

    В отличии от традиционных, современные подходы значительно расширяют зону ответственности менеджера. Он должен учитывать все факторы, влияющие на предприятие и результаты его работы. Внешние, внутренние, подконтрольные и даже те, на которые никак нельзя повлиять.

    Современный менеджмент - это стратегический подход на всех уровнях управления, и человеческий фактор здесь используется в качестве основополагающего.

    Отмечаются следующие позитивные моменты:

    1. Стопроцентная личная ответственность менеджера.
    2. Развитая коммуникация на всех уровнях.
    3. Непрерывное обучение сотрудников и руководителей.
    4. Атмосфера на предприятии, помогающая трудящимся раскрыть свои способности по максимуму.
    5. Каждый работник сознательно вносит свою долю в общий результат.
    6. Отказ от авторитарного стиля руководства в пользу лидерства.
    7. Развитые коммуникативные навыки для общения с покупателями.
    8. Этика бизнеса.
    9. Открытость и доверие к людям.
    10. Знание и использование основ менеджмента.
    11. Четкое видение пути предприятия.
    12. Непрерывное самосовершенствование и стремление повысить качество своей работы.
    13. Комплексный подход.

    Практически воплотить все эти принципы управления непросто, но многие современные предприятия стремятся к нововведениям.

    Среди моделей управления особо выделяются американская и японская. На их основе формируется современный подход в менеджменте в других странах.

    Американская модель

    Эта модель раньше была определяющей во многих странах. Но руководители, которых интересуют современные подходы в менеджменте, стараются отойти от нее, ориентируясь больше на японскую систему.

    Данная модель обуславливается менталитетом жителей Америки. Система менеджмента использует их способность бороться до конца, подчеркивать свою исключительность, стремиться к быстрому успеху.

    Американская модель основана на борьбе за лидерство. До недавнего времени стиль управления в компаниях США был единоличным, устанавливалась жесткая дисциплина. От рабочих требовали полного подчинения, демократичность была только внешней.

    Продвижение по службе происходит быстро среди тех, кто сумел выделиться. Место работы постоянно меняется в зависимости от того, где больше платят.

    Японская модель

    Основы управления по-японски признаны во всем мире. Она формировалась под влиянием зарубежного опыта, в том числе американского, но при этом сохранила лучшие национальные традиции.

    Японская система - самая эффективная в мире и основывается на умении работать с людьми. Так как природными ресурсами страна не богата, то ставка изначально делалась на человеческие ресурсы. Это позволило японской экономике выйти в лидеры среди других стран. В итоге модель активно влияет на формирование особенностей современного менеджмента.

    На предприятиях активно продвигается принцип «Мы все - одна семья». Главная цель менеджеров - установить хорошие отношения с работниками, создать единую команду.

    Японцы настолько преданы своим фирмам, что часто не используют выходные и оплачиваемые отпуска. К тому же смена места работы не приветствуется. При переходе в другую компанию человек теряет свои заслуги и стаж и вынужден начинать карьеру с нуля. Такие работники считаются второсортными.

    Продвижение по службе совершается каждые 4-7 лет. Так как люди чаще всего работают в одной компании всю жизнь, то им стараются разнообразить деятельность. В первую очередь повышают самых порядочных, скромных и трудолюбивых.

    Всячески поощряется тесное общение сотрудников между собой. Все начинают день с зарядки и корпоративной песни, сидят в кабинетах без перегородки вместе с начальником. Руководителям не положен отдельный кабинет, чтобы не разрушать атмосферу единства. Нет привилегий в зависимости от ранга, зарплаты новичка и управляющего отличаются, но всего в 7-8 раз. Причем во время кризиса в первую очередь снижается зарплата руководства.

    Поощряется создание рабочих династий. Фирмы охотно принимают на работу детей и близких родственников своих служащих. В 45 % случаев кадры набираются по рекомендациям. И тот, кто его порекомендовал, несет за него ответственность.

    Такой менеджмент, учитывающий психологию людей, усовершенствовал традиционные методы и позволил Японии добиться огромных результатов. Сейчас эта система внедряется и в других странах с развитой экономикой.

    Состояние российского менеджмента

    Менеджмент в Российской Федерации находится на стадии становления, его эффективность пока невысокая. Остро стоит проблема подготовки хороших специалистов в этой области. Не хватает по-настоящему эффективных курсов по менеджменту.

    Существует три условные модели российского менеджмента.

    Модель «здравого смысла»

    В 90-х руководителями становились все, кто этого хотел, даже не имея никакой подготовки в области управления. В те годы «здравого смысла» хватало на то, чтобы руководить бизнесом. Но по мере расширения организаций такая модель начала показывать свою несостоятельность.

    Модель «советских методов управления»

    Не все организации смогли продвинуться вперед. Их система управления мало чем отличается от той, которая была 50 лет назад.

    Модель «западной культуры»

    В первую очередь страна перенимает внешнюю атрибутику западного менеджмента - элегантность, хороший дизайн помещений, вежливость. Технологические структуры также активно внедряются - компьютеризация, специальные программы, системы связи.

    Освоение западной модели корпоративного управления продвигалось медленно, но ускорилось в последние годы. Влияние на культуру российского менеджмента усиливается и способствует внедрению наиболее современных тенденций менеджмента в России.

    Перспективы

    Гибкость и простота - вот к чему стремится современный менеджмент. Все изменения и нововведения призваны обеспечить конкурентоспособность и эффективность.

    Все больше организаций стремятся оставить позади командно-иерархические отношения и сделать ставку на усиление лучших качеств персонала.

    Менеджмент и его роль в формировании рыночных отношений

    по дисциплине: Основы менеджмента

    Выполнила: Липская Г.С.

    студентка 2 курса ФБД

    специальность: БУУА

    г. Пинск, 2012 г.

    1. Понятие и содержание менеджмента ………………………… 2

    2. Характерные черты менеджмента ……………………………. 4

    3. Менеджмент в условиях рыночной экономики …………….. 11

    4. ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………17

    Понятие и содержание менеджмента.

    Одна из основных задач менеджмента – генерирование человеческой энергии и придание нужного направления. Под управлением в широком смысле понимается воздействие на какой либо объект с целью перевода его в новое состояние или поддержание в заданном режиме.

    Менеджмент – это управление ориентированное на прибыльность и доходность, чутье к разного рода новациям, способным дать сейчас или в перспективе большой практический эффект.

    Менеджмент - это рациональный способ управления производством, предусматривающий эффективную организацию труда, постоянное повышение его производительности.

    Термин «менеджмент» заимствован из английского языка. Оксфордский словарь приводит следующие его значения:

    управление коммерческим предприятием;

    умение управлять, административные навыки;

    орган управления, администрация, дирекция организации;

    «управленцы» как социально-профессиональная группа, противостоящая рабочим;

    специфические методы управления, например, management by objectives - управление по целям, management by exception - управление по отклонениям и т. д.

    Оксфордский словарь дает также ряд других, более общих его значений:

    способ, манера или навыки руководства кем-либо или чем-либо;

    изобретательность, находчивость, изворотливость, проявленные при достижении каких-либо целей (часто с негативным оттенком, подразумевающим использование обмана, различных уловок, хитрости).

    В английском языке слово management обозначает также умение обращаться, владеть чем-либо (инструментом, оружием и т. п.), а глагол manage - еще и «усмирять, выезжать лошадей».

    Слово management, в свою очередь, восходит к латинскому manus (рука, власть). Первоначально одно из значений глагола, происходящего от данного корня, означало «укрощать, делать ручным». В научный оборот слово management было введено сравнительно недавно - с момента формирования менеджмента как научной дисциплины. Однако до сих пор используется несколько определений, одинаково справедливых для понимания сущности этого явления. Достаточно распространенным является определение, основанное на перечислении основных функций менеджмента. Согласно этому подходу, менеджмент представляет собой процесс планирования, организации, воздействия на персонал и контроля за деятельностью организации, направленный на обеспечение ее эффективного функционирования. Нередко менеджмент трактуют как совокупность рациональных методов и организационных рычагов управленческого воздействия. Крупнейший американский специалист в области управления Питер Друкер рассматривает менеджмент как особый вид деятельности, позволяющий упорядочить деятельность группы людей и направить ее на достижение поставленных целей. Однако если попытаться обобщить имеющиеся определения, суть менеджмента сводиться к одному - умению делать работу чужими руками.



    Характерные черты менеджмента.

    Характерным для менеджмента наших дней является следующее.

    Отказ от рационализма классических школ менеджмента. Стало очевидным, что успех любой компании определяется прежде всего отнюдь не рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации (иначе говоря – воздействием управления на внутренние факторы производства), а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды, которая представляет собой все те переменные, что находятся за пределами фирмы и не включены в сферу непосредственного воздействия со стороны менеджмента предприятия (это поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые организации, общества потребителей, управленческие органы и др.). Кроме того, в рамках внешней среды – социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые фирмой. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, экологическим, технологическим и прочим обстоятельствам. Внешние факторы во всевозрастающей степени диктуют стратегию и тактику организаций.



    Использование в управлении теории систем, существенно облегчившей изучение деятельности компании в единстве ее составных частей, тесно связанных с внешним миром. Предприятие рассматривается как открытая система, которой присущ ряд особенностей: наличие определенного числа компонентов; структурная связь и взаимовлияние различных компонентов системы друг на друга и как следствие – возникновение новых явлений, обновленных процессов; идентификация системы, позволяющая отличать ее составные компоненты от других явлений, не входящих в систему; концептуальный характер системы (ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы).

    Внутренняя среда предприятия формируется под воздействием явлений, оказывающих непосредственное влияние на процесс производства продукции (услуг). Структура предприятия, его культура и ресурсы, в составе которых первостепенное значение имеет персонал, его знания, способности, искусство взаимодействия – все эти факторы имеют место в границах предприятия.

    Применение ситуационного подхода к управлению, в основе которого лежит посылка, что организация предприятия является ответом на самые различные воздействия извне. Все решают конкретные особенности – совокупность обстоятельств, воздействующих на деятельность предприятия в конкретный период времени. Поэтому очень важно вычленить те возможности и приемы, применение которых способно активно содействовать достижению цели.

    Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед работниками организации. В этой связи характерно повышенное внимание к таким факторам, как организационная культура (наличие у работающих общих целей, их непосредственное участие в достижении этих целей, заинтересованность в общих конечных результатах организации), демократизация управления, участие работающих в распределении прибыли, собственности, в управлении. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на знания, высокую культуру, интеллект, использование информации, что представляет уже сейчас, но еще более в будущем, ключевой ресурс.

    В этом плане характерно формирование новых отношений между организацией и работающими в ней людьми:

    Наиболее талантливые, одаренные люди стремятся работать в той фирме, которая содействует персональному росту;

    Работники хотят участвовать в капитале своей компании, и все чаще им предоставляют такую возможность;

    Прием на работу, как правило, делается на контрактной основе;

    Менеджер в определенной мере становится не просто начальником, а учителем, наставником;

    Стиль управления приобретает все более демократичный характер.

    В последние годы XX столетия (эта тенденция обязательно сохранится и в последующем) все большее внимание обращается на человеческий аспект управления. Главное в менеджменте – умение работать с людьми, добиться их заинтересованности в наибольшей эффективности своего труда и общей прибыльности фирмы. Менеджмент нацелен на человека, на то, чтобы побуждать людей к результативным совместным действиям. Формирование единой команды, где каждый четко знает свое место, где правильно организованы взаимодействие и взаимопомощь, – одна из задач менеджера. Менеджеры опираются ныне и на общую культуру, и на культуру общения в частности, активно формируют коммуникации между людьми, стремятся точнее определять индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат. Этика бизнеса становится золотым правилом менеджмента.

    Менеджмент все чаще обращается к методам стратегического планирования и управления, поскольку резкие изменения внешней среды, особенно в технологиях, в конкуренции на рынках, являются реальностью современной экономической жизни, побуждают к разработке новых приемов менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, где предпочтение отдается децентрализации. Контроль за выполнением принятых решений становится последовательнее, маневр в распределении ресурсов ценится выше.

    Изучение новейших особенностей управления компанией имеет первостепенное значение в условиях все более обретающей реальные контуры рыночной экономики России. Развитие рыночной концепции хозяйствования происходит у нас с учетом множества трудностей, которые являются специфическими для современного состояния российской экономики. Очевидно, что в обстановке повышенной неопределенности руководству предприятия функционировать гораздо сложнее, нежели в условиях развитого рыночного хозяйства. Многие хозяйственные акции у нас могут быть признаны просто незаконными, что резко увеличивает степень риска. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что порой невозможно реально планировать, реализовывать оптимальные управленческие решения, которые естественны в условиях открытого рынка, но могут не понравиться любому чиновнику на уровне района, не говоря уже о более высоких инстанциях.

    Для практики менеджмента в России характерны и другие особенности. Так, предприятия оказались под огромным налоговым прессом. Он успевает разорить фирмы до того, как они окрепнут и начнут давать прибыль, платить налоги. Нужны поэтому соответствующие правовые и экономические механизмы, гарантирующие интересы участников рынка. Сильно мешает менеджеру неразбериха в ценообразовании. В стране в сфере производства расширяется натуральный обмен, дезорганизуются хозяйственные связи. Для рынка характерно напряжение, обусловленное трудностями производителей. Либерализация цен на топливно-энергетическое сырье, сырьевые ресурсы, транспортные тарифы при контроле государства за их уровнем создает немалые сложности.

    Вместо единого общего рынка России нашему менеджеру приходится действовать в условиях раздробленности рынка, в каждом анклаве которого свои национальные, юридические и экономические особенности. Намного труднее становится разрешение проблем с производством, снабжением, расчетами, планированием, маркетингом.

    Для развития российского бизнеса не имеется пока серьезной правовой основы. Решения вышестоящих органов порой так «корректируются» местными властями, что, по существу, вообще перечеркиваются. Все уровни управления вводят дополнительные налоги или другие аналогичные платежи. Нередко постановления центральных и местных властей противоречат друг другу, вводятся в практику задним числом. В результате предприятия несут дополнительные убытки и оказываются на грани банкротства. Запутанность и неопределенность законодательной базы, произвол чиновников не только осложняют работу менеджера, но и толкают его на поиск обходных путей для проведения необходимых операций. Также очень многое в толковании законов применительно к конкретным случаям зависит от воли уполномоченных государственных чиновников, что неизбежно порождает коррупцию.

    Наряду с обозначенным выше менеджеру приходится иметь дело с проблемами, которых не существует в практике Запада. Так, большинство руководителей стремится к экспорту, к операциям с иностранной валютой, так как высокий рыночный курс большинства валют по отношению к рублю делает их весьма выгодными. Западный же менеджер никогда не будет реализовывать товар за рубежом, если он может выгодно продать его внутри страны (экспортные операции очень дороги, с высокой степенью риска, большими транспортными, страховыми и прочими расходами).

    В условиях рыночных отношений менеджер призван активно содействовать развитию рыночной инфраструктуры. Но при постоянных срывах договорных обязательств развивается система бартерных отношений и прямого продуктообмена. Становится необходимым взаимодействие с каждым поставщиком отдельно на основании его требований. Из-за неплатежей потребителей менеджер оказывается нередко не вправе распоряжаться заработанными фирмой денежными ресурсами, не в состоянии поощрять должным образом работников за хороший труд. Чтобы иметь наличные деньги, приходится идти на открытие торговых точек по продаже продукции или услуг за наличные средства.

    Для российской практики в области менеджмента сегодня важны выработка особого подхода к управлению с учетом сложившихся особенностей российского бизнеса и менталитета и построение такой динамической системы управления, которая способна выдерживать «контрастный душ» российской действительности.

    Совершенно очевидно, что российская модель управления только начинает складываться, она возникает на стыке старого и нового, западного и восточного. Но она во многом оригинальна, становится все более действенной и в возрастающей мере реализует свое общественное предназначение.

    К настоящему времени сформировалась определенная система взглядов на управление экономикой в переходный период.

    Гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Движение к рынку – это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Известно, что рынок не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ и т.д. Целесообразность регулирования рынка посредством взвешенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная, научно-техническая признана повсеместно. Роль государства состоит в том, чтобы обеспечивать общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального производственного использования природных ресурсов и т.д. На государство ложится и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся научно-технический прогресс, экологическая безопасность, социально-экономические права человека (в том числе и защита потребителей), перераспределение доходов, выравнивание структурных и региональных диспропорций, развитие международных экономических отношений. При этом формы государственного воздействия по мере продвижения к рынку будут все в большей мере превращаться в «мягкие» инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т.д.).

    Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, обязана самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций – далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших. Социальная ориентация организаций означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и общественную роль. Последняя может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием, а также с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания организаций.

    Самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования. Эволюция системы управления в переходный период предполагает формирование полицентрической системы, базирующейся на функционировании в хозяйстве страны структур, способных к самоуправлению и саморазвитию. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период растет. Имеет место сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики, который в переходный период сокращается за счет расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации. Но даже при этом на его долю приходится существенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится. Управление этими предприятиями на определенном этапе, вероятно, будет базироваться на комбинации методов рыночного и административного характера.

    Все отмеченное выше реально воплощается в российской экономике, хотя рыночные преобразования осуществляются не столь последовательно и энергично, как хотелось бы, а результаты пока намного скромнее того, что можно было бы ожидать. Главной причиной этого является наличие серьезных недостатков в менеджменте большинства российских предприятий и организаций. Тем не менее и в этой области многое постепенно меняется к лучшему, пополняется когорта квалифицированных специалистов по управлению, хотя их еще явно недостаточно.

    Сегодня многие в России полагают, что на любом молодом рынке вначале самым прибыльным бизнесом становится торговля, услуги и лишь затем – производство. Москва, Санкт-Петербург и ряд крупных промышленных городов постепенно приближаются к последнему. Большинство исследователей полагают, что в будущем российских производителей ожидает заметное усиление конкурентной борьбы во всех без исключения отраслях. Это связано с активизацией иностранных компаний, а также постепенной адаптацией российских производителей, многие из которых уже освоили науку продвижения товара на рынок.

    Действенным инструментом в конкурентной борьбе является продуктивный менеджмент. Стало очевидно, что грамотное управление стоит немалых денег, но безграмотное – еще больших.

    Одно из направлений – поиск оптимальной структуры предприятий. В ряде случаев укрупнение предприятий гарантирует большую стабильность, позволяет сконцентрировать ресурсы для выхода на новые рынки и инновации. Альянсы образуются как по вертикали (например, добыча руды – выплавка стали – производство проката – производство метизов), так и по горизонтали (например, выпечка хлеба и производство кондитерских изделий).

    Специфические условия рынка в России порождают своеобразные союзы неплатежеспособных промышленных предприятий – «депрессивные картели» появились, к примеру, в Нижнем Новгороде. В рамках этих объединений родственные предприятия договариваются при содействии администрации о своем добровольном сокращении при сохранении части наиболее эффективных и конкурентоспособных мощностей. Освободившиеся мощности продаются малому и среднему бизнесу, перепрофилированным компаниям других отраслей.

    В то время как одни предприятия объединяются, другим, чтобы выжить, приходится размежеваться. Так, выход из финансового кризиса ОАО «ЛУКОЙЛ-Пермьнефть» начался с выделения основного производственного ядра: буровых, транспортных, строительных и ремонтных подразделений. Параллельно были обособлены подразделения, поддерживающие основную деятельность, и выведены за рамки предприятия фирмы, далекие от нефтяного бизнеса (сельскохозяйственные и торговые). В результате отпала необходимость финансировать работу, в которой не нуждалось предприятие. Сегодня ОАО «ЛУКОЙЛ-Пермьнефть» приобретает у дочерних компаний ровно столько услуг, сколько нужно для поддержания основной деятельности.

    Другой пример – Санкт-петербургский институт «Механобр», который еще недавно стоял на грани банкротства. Борьбу за выживание институт начал с создания 12 самостоятельных дочерних фирм на базе ведущих лабораторий. В результате эксперимента только 3 подтвердили свою конкурентоспособность. Именно они и определили основные направления деятельности предприятия: разработка технологий переработки минерального сырья, изготовление оборудования, а также использование имеющейся в распоряжении института недвижимости.

    Помимо оптимальной структуры предприятий эффективно действующим менеджерам предстоит найти пути выхода своих товаров или услуг на российский рынок. Практика показала, что, не сумев закрепиться на внутреннем рынке, многие отечественные производители делают основную ставку на экспорт. Интересно в этой связи, что со стороны западных производителей внутренний рынок не испытывает недостатка внимания – большинство предприятий, совладельцами которых стали иностранцы, первоочередной задачей считают завоевание потребителя в России и СНГ.

    Уверенное положение на рынке во многом определяется устойчивым спросом на товары и услуги внутри России. Так, петербургское ЗАО «Первомайская заря» целенаправленно осваивает в первую очередь российский рынок женской легкой одежды. Иностранные партнеры во многих случаях выступают в не свойственной для совладельцев роли бесплатных консультантов. Благодаря зарубежным партнерам на «Первомайской заре» были налажены технологический процесс, система сбыта и снабжения, создана эффективная схема управления. Предприятия, лишенные подобной помощи, все чаще обращаются к услугам внешних консультантов, и спрос на них растет. Не исключено, что в будущем еще одной структурной формой станет слияние производителей и консультационных маркетинговых фирм.

    Нельзя не подчеркнуть, что российский менеджмент характерен еще одной особенностью – он почти всегда носит антикризисный характер. Когда в стране появились десятки тысяч мелких и средних предприятий в различных отраслях хозяйства, те, кто приобрел их в собственность, стали осваивать науку менеджмента прежде всего как ответственное и грамотное отношение к делу с пользой для себя и для потребителя. В нынешних условиях предприятия имеют, с одной стороны, свободу действий, но с другой – не гарантированы государством от тяжелых последствий неправильно принятых решений. Отсюда одной из важнейших задач российского менеджмента на современном этапе является предотвращение и успешное преодоление кризисных явлений в процессе деятельности организации.

    Российская Федерация как самостоятельное государство взяла четкий курс на проведение рыночных реформ, которые должны обеспечить благосостояние и свободу граждан России, экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной экономики. Это предопределило необходимость формирования новой управленческой парадигмы, положения которой должны выражать объективные потребности реформируемой экономики и общества в целом; она должна выявить главные, ключевые моменты, использование которых при построении новой системы управления поможет нашей стране ускорить переход к рыночной экономике и осуществить его с наименьшими потерями для общества.

    Важнейшим условием экономической реформы является уяснение роли государства и взаимодействие государственных регуляторов экономики с механизмами рыночного саморегулирования.

    Таким образом, под государственным регулированием понимается механизм воздействия государства на развитие производства и распределение полученной продукции реализуемой с помощью экономических мер.

    Государственное регулирование рыночной экономики включает следующие направления

    развитие производства (налоговая и инвестиционная политика),

    финансирование НТП (политика научно целевых программ),

    дотация социально значимых отраслей (инвестиционная политика),

    выравнивание экономических уровней менее развитых регионов,

    государственная поддержка конкуренции (политика демонополизации),

    преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения (политика доходов).

    Эффeктивнocть peшeний и paбoты вceгo пpeдпpиятия нaпpямyю зaвиcит oт cпocoбнocти eгo влaдeльцeв и yпpaвляющиx пpинимaть cвoeвpeмeнныe и oбocнoвaнныe peшeния.

    Знaчитeльнaя чacть pyкoвoдитeлeй в ycлoвияx быcтpo paзвивaющeйcя кoнкypeнции, нayчнo-тexничecкoгo пpoгpecca, a тaкжe нecтaбильнoй экoнoмичecкoй и пoлитичecкoй oбcтaнoвки пpиcпocaбливaютcя к cитyaции. Пpиcпocoблeниe opгaнизaции к oкpyжaющeй cpeдe являeтcя нeoтъeмлeмoй cocтaвляющeй ee cyщecтвoвaния в cвязи c тeм, чтo имeннo oт внeшнeй cpeды oнa пoлyчaeт pecypcы, нeoбxoдимыe для ee фyнкциoниpoвaния, тaкиe кaк cыpьe, paбoчaя cилa и кaпитaл. Ни oднa opгaнизaция нe мoжeт быть caмoдocтaтoчнoй, тaк кaк pecypcы являютcя чacтью пpиpoды, paбoтники - чacтью oбщecтвa, a кaпитaл - этo peзyльтaт взaимoдeйcтвия пepвoгo и втopoгo пoд влияниeм кyльтypы.

    Оpгaнизaция нe мoжeт cyщecтвoвaть oтдeльнo oт внeшнeй cpeды, тaк кaк пpoцecc ee фyнкциoниpoвaния имeeт cмыcл лишь в cлyчae, кoгдa peзyльтaты paбoты (пpoдyкция) бyдyт пpoдaны. Блaгoдapя этoмy opгaнизaция нe тoлькo oкyпaeт cвoи зaтpaты, нo и oбecпeчивaeт cyщecтвoвaниe paбoтникoв, взaимoдeйcтвyeт c пoтpeбитeлями, пocтaвщикaми и кoнкypeнтaми.

    Еcли cвязь пpeдпpиятия c внeшнeй cpeдoй paзpывaeтcя, тo oнo вcкope пpeкpaщaeт cвoe cyщecтвoвaниe: в pынoчныx ycлoвияx opгaнизaция пpeкpaщaeт opиeнтиpoвaтьcя нa pынoк и нa пoтpeбитeлeй.

    Нa пoтpeбитeлeй дoлжнa paбoтaть cвязь, инaчe peзyльтaт мoжeт быть тoлькo oдин - paзopeниe. Анaлoгичный peзyльтaт пocтигaeт фиpмy, кoгдa oнa пepecтaeт пpиcпocaбливaтьcя к oкpyжaющeй cpeдe.

    Пpeдпpиятию нeoбxoдимo paзвивaть cпocoбнocти aдaптaции к измeнeниям oкpyжaющeй cpeды, aктивизиpoвaть paбoтy мapкeтингoвoй cлyжбы.

    Пpeдпpиятиe, цeлью кoтopoгo являeтcя кaк минимyм yдepжaниe cвoиx пoзиций нa pынкe, дoлжнo paзpaбaтывaть дoлгocpoчныe (cтpaтeгичecкиe) плaны вcecтopoннeгo paзвития cвoeй дeятeльнocти.

    Эти плaны дoлжны включaть ocнoвныe мoмeнты oтнocитeльнo взaимoдeйcтвия opгaнизaции c oкpyжaющeй cpeдoй, пyти, пo кoтopым дoлжнo paзвивaтьcя пpeдпpиятиe. Они cocтaвляют ocнoвy тaктичecкoгo peшeния.

    В зaвиcимocти oт тoгo, кaк cтpoитcя взaимoдeйcтвиe opгaнизaции c внeшним oкpyжeниeм , выдeляют:

      opгaнизaции c мexaничecким типoм yпpaвлeния ;

      opгaнизaции c opгaничecким типoм yпpaвлeния .

    Хapaктepныe чepты мexaничecкoгo типa yпpaвлeния :

      кoнcepвaтивнaя, нeгибкaя cтpyктypa;

      чeткo oпpeдeлeнныe, cтaндapтизиpoвaнныe и ycтoйчивыe зaдaчи;

      coпpoтивлeниe измeнeниям;

      влacть пpoиcтeкaeт из иepapxичecкиx ypoвнeй и из пoзиции в opгaнизaции;

      иepapxичecкaя cиcтeмa кoнтpoля;

      кoмaндный тип кoммyникaций, идyщиx cвepxy вниз;

      coдepжaниe кoммyникaций: pacпopяжeния, инcтpyкции и т. п.

    Хapaктepныe чepты opгaничecкoгo типa yпpaвлeния :

      гибкaя cтpyктypa;

      динaмичныe, нe жecткo oпpeдeлeнныe зaдaчи;

      гoтoвнocть к измeнeниям;

      влacть бaзиpyeтcя нa знaнии и oпытe;

      caмoкoнтpoль и кoнтpoль кoллeг;

      мнoгoнaпpaвлeннocть кoммyникaций.

    1.3. Личность и коллектив.

    Под личностью понимается устойчивая система взаимосвязанных социально значимых качеств человека, позволяющих ему активно и сознательно действовать . Таким образом. Первым свойством личности является тесная взаимосвязь всех ее сторон; вторым - активная деятельность , направленная на познание мира; третьим - устойчивость , позволяющая прогнозировать поведение человека.

    Личностные качества формируются под влиянием природных свойств - физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п.

    Личность имеет направленность, которая обеспечивает независимо от конкретной ситуации. Выделяется три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя.

    Направленность способностей бывает технической, организационной, педагогической и пр.

    Принято считать, что способности, как склонность к тому или иному виду деятельности, даются человеку от природы. На самом деле таковыми психологическим феноменом являются задатки, которые превращаются в способности под воздействием жизненных условий и воспитания. Таким образом, способности представляют собой уже сплав природного и приобретенного личностью в результате развития и саморазвития.

    По диапазону способности классифицируются по трем уровням: одаренность, талантливость, гениальность .

    Одаренность - это совокупность факторов, обусловливающих особо успешно деятельность в определенной области и выделяющих человека из остальных лиц. Обычно она проявляется в наличии возможности что-то улучшать, совершенствовать. Талант представляет собой задатки, реализуемые через творчество, создание нового, необычно. Гениальность является высшей степенью одаренности, когда ее обладатели создают новые идеи, а результаты творчества имеют общеисторическое значение.

    Способности людей во многом связаны с их типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным.

    Степень развития способностей и возможность занятия в связи с этим определенных должностей в системе управления зависит в основном от двух обстоятельств: полученного образования и данного от природы уровня мышления, для развития которого образование создает определенную базу.

    Хорошее знание и понимание руководителем этих мотивов, а также разновидностей темперамента, типов характера, факторов, влияющих на поведение людей, открывает дорогу успешному управлению подчиненными. Знание личности помогает руководителю в предсказании поведения сотрудников, эффективном использовании кадрового потенциала.

    В управленческой иерархии индивид имеет роль, которая характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от него в соответствии с психологическими особенностями. Роль диктует правила поведения ее носителя и делает предсказуемыми поступки.

    Статус - это оценка окружающими личности индивида и роли, исполняемой им, определяющая его реальное или ожидаемое место в системе социальных связей. Он бывает формальным и не формальным. Первый определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач; второй - личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих: возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.

    Статус личности связан со служебным положением, отражающим ее место в профессионально-должностной иерархии. Служебное положение руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, а также прямыми контактами с вышестоящими руководителями, допуском в те или иные круги общения. Статус бывает формальным и неформальным. Неформальный статус получил название авторитет.

    Люди как правило работают не в одиночку, а в составе группы. Чтобы группа считалась коллективом, у всех ее членов должна быть общая цель. Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею. Такое психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем каждого его члена.

    Взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека в отдельности. На его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда, и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизирующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность их деятельности. А также создаются условия успешно решить проблемы там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.

    В рамках коллектива удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений.

    Коллектив изменяет человека, ибо ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству.

    В то же время люди хотят отличиться от других, оставаться индивидуальностями, достойными уважения, какими они есть.

    В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность бывает как позитивным, так и негативным. Так, сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив. Может разлагающе на нее влиять, вынуждать к антисоциальному поведению. В свою очередь человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобный» для себя.

    Результативность такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним; слабая, наоборот сама ему подчиняется и растворяется в нем, а последний берет взамен на себя заботу о ее благополучии.

    Идеальная с управленческой точки зрения ситуация располагается где-то посередине и характеризуется доверительными партнерскими отношениями между трудовым коллективом и его участниками, не отказывающимися от собственных позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам.

    В зависимости от целей коллективы имеют различные виды. Одним из важнейших характеристик коллектива является внутренний психологический климат. Психологическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности его участников своим положением в организации. Психологическое единство людей по важнейшим вопросам приводит к сплоченности коллектива, к организованности.

    Работоспособному сплоченному коллективу предшествует длительный процесс становления и развития.

    Началом формирования официального коллектива является решение о его создании, надлежащим образом оформленное юридически. Затем определяется его функциональная структура, права, обязанности и ответственность для каждого сотрудника. На привлекаемых работников официально сообщают персональные задачи с учетом их способностей.

    Отношения между людьми начинают складываться в результате технических контрактов и наблюдений, в процессе которых субъекты накапливают информацию друг о друге, служащую основной взаимной заинтересованности, симпатии, или наоборот, антипатии. В настоящее время в западных фирмах часто практикуется способ создания трудовых коллективов, основу которого составляет добровольный выбор партнеров из лиц, с кем человеку дают предварительно определенное время общаться, в результате чего к одним из них возникает стойкая симпатия; к другим – антипатия; к третьим – безразличие.

    Если коллективы формируются «сверху», в основе отношений лежит необходимость исполнять служебные обязанности, то есть в какой-то мере принуждение. Такие коллективы часто оказываются малоэффективными, поскольку отношения в них могут быть «замешанными» на антипатии.

    В процессе работы в рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений:

      дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;

      дружеское соревнование в виде соперничества в отдельных сферах, в рамках в целом позитивных взаимоотношений;

      невмешательство, дистанцирование друг от друга при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества;

      соперничество, ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанное на общем взаимном недоверии;

      кооперация антагонистов-соперников в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу.

    Люди работают лучше, если есть конкуренция, и в коллективах, где она существует, выше производительность, особенно, если оценка производится по личным результатам.

    Обобщая разработки в области менеджмента предприятия, можно сформулировать следующие принципиальные положения (основные характерные черты) современного управления.

    • 1. Постепенный отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которому успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Выдвижение на первый план проблем гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды . Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (экономических, политических, социальных), составляющих среду менеджмента на предприятии. Целесообразная, разумная интеграция методов жесткого" и "мягкого" типов управления в единую, адекватную условиям среды систему управления.
    • 2. Рассмотрение предприятия как целостной системы , позволяющей исследование предприятия в единстве его составных частей, которые неразрывно связаны с внешней средой, причем границы предприятия с внешней средой проницаемые. Предприятие как система не самообеспечивается, а зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне.
    • 3. Применение к управлению ситуационного подхода , согласно которому вся организация внутри предприятия есть реакция на различные воздействия извне. Главное - это ситуации, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу предприятия в данный период времени.
    • 4. Признание необходимости разработки и реализации системы стратегического управления предприятием . Суть ее состоит в том, то, с одной стороны, на предприятиях должно существовать четко выделенное и организованное так называемое стратегическое планирование. С другой стороны, структура управления предприятием, системы и механизмы взаимодействий его отдельных звеньев должны быть построены так, чтобы обеспечить выработку и гибкую реализацию долгосрочной стратегии для успеха в конкуренции при изменяющихся условиях внешней среды и создать управляющий инструментарий для превращения этой стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы. Метод стратегического управления сочетает стратегический подход к постановке задач и программно-целевой подход к их реализации.
    • 5. Поворот бизнеса к управлению организационной культурой как системой ценностей, разделяемых персоналом и связанных с конечными целями предприятия. Организационная культура предприятия включает и установление высоких стандартов деятельности для каждого работника, и обеспечение гибкого лидерства с акцентом на личные контакты, создание атмосферы всеобщей вовлеченности и дела фирмы и др. Особое значение приобретают способность и готовность делегировать полномочия подчиненным ступеням структуры управления и исполнителям, продуктивное взаимодействие руководителей и подчиненных, заинтересованный подход к стратегии управления, использование современных информационных технологий.
    • 6. Признание определяющего значения для будущего предприятия формирования и функционирования инновационного менеджмента , обеспечивающего восприимчивость предприятий ко всему новому, к достижениям научно-технической мысли. Основой инновационного менеджмента на предприятии являются создание организационного климата, инициатива сотрудников, создание адекватных форм инновационной деятельности и ее стимулирование.
    • 7. Осознание ведущей роли лидера в организации как носителя нового хозяйственного мышления, ориентированного на инновации и интеграцию усилий работников, на рациональный, оправданный риск, на использование культурно-этических инструментов руководства.
    • 8. Признание социальной ответственности как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими на предприятии. Предприятие - это, прежде всего, социальная система, эффективность которой зависит от главного ее ресурса - человека. Задача менеджера состоит в том, чтобы организовать эффективную совместную работу, в процессе которой каждый человек способен в максимальной степени раскрыть свой потенциал.

    Практически воплотить эти принципы управления весьма сложно; это требует коренного пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работников (в том числе самих менеджеров), повышения их квалификации. Тем не менее, все больше предприятий пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений и усилить позиции, лучше используя сильные стороны персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития предприятия и его целей, к построению структуры предприятия и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы предприятия, его подразделений и работающих.

    Традиционное предприятие характеризуется стандартной технологией и неменяющейся внешней средой. Современное (или новое) предприятие реагирует на быстрые перемены, на непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность внешней среды. Современный подход к предприятию представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывной адаптации к изменениям внешней среды.

    Современная система управления должна быть простой и гибкой. Главный критерий сс построения - обеспечение конкурентоспособности и эффективности. Система управления должна отвечать следующим требованиям:

    • (1) иметь минимально необходимое число уровней управления;
    • (2) включать компактные подразделения, укомплектованные квалифицированными специалистами;
    • (3) базироваться на гибких структурах, основанных на командах специалистов:
    • (4) выпускать продукцию, ориентированную на конкурентный рынок;
    • (5) организация работы должна быть ориентирована на потребителя.

    С этих позиций рассмотрим основные положения управления предприятием.

    Русское слово «менеджмент» происходит из английского языка: management можно перевести на русский как «управление», «руководство». Слова заимствовали для того, чтобы обозначать при его помощи что-то новое.

    Существует множество определений менеджмента. Наиболее употребляемые.

    Менеджмент - 1) способ, манера общения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица.

    Менеджмент - теория и практика управления производством и сбытом, ориентированные на повышение эффективности и увеличение прибыли. менеджмент конфликт межличностный

    Менеджмент - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.

    Менеджмент можно рассматривать одновременно как: 1) процесс, в ходе которого профессионалы создают организации, формулируют цели и методы достижения этих целей, планируют, координируют деятельность организации в целом, ее структурных подразделений и отдельных сотрудников; и как: 2) специальный орган управления современных коммерческих и некоммерческих организаций.

    Менеджмент - это форма общественной практики людей, обеспечивающая функционирование и развитие предприятий, реализацию стоящих перед ними целей. Высокая степень овладения практикой управления предприятиями может оцениваться как искусство .

    Поскольку деятельность организации складывается из взаимодействия огромного количества элементов, колеблющихся от воздействия внутренней и внешней среды, а главным элементом системы выступают люди, то управление организацией можно считать не только наукой, но и искусством. Дело в том, что полностью просчитанный научный подход в некоторых ситуациях может дать непрогнозируемый результат из-за неискусного его применения. Существует мнение, что действительно эффективно может управлять организацией только человек, обладающий управленческим талантом, разумеется, использующий научные методы и действующий на основе опыта.

    Наука управления возникла на основе многолетнего накопления эмпирических знаний, сформировавшихся теорий управления. Предметом науки менеджмента являются общественные отношения между людьми в сфере управления, выявление факторов и условий, непосредственно либо опосредованно влияющих на эффективность организованной трудовой деятельности. Основы науки базируются на философии; очевидна связь менеджмента с политологией, социологией и другими науками. Наука управления обязательно должна опираться на нормы гражданского и административного права, огромное значение имеют и должны учитываться положения трудового права. Как самостоятельная наука, со своим предметом и методом, менеджмент сформировался в конце ХIХ века.

    Менеджмент дает нам возможность управлять организацией таким образом, что ее деятельность оптимизируется - дает максимальный результат в данных конкретных условиях.

    Цели менеджмента :

    • - получение (увеличение) прибыли;
    • - повышение эффективности хозяйствования;
    • - удовлетворение потребностей рынка;
    • - решение социальных вопросов.

    Задачи менеджмента :

    • - организация производства конкурентоспособных товаров;
    • - совершенствование производственного процесса;
    • - внедрение новейших наукоемких технологий;
    • - повышение качества продукции;
    • - снижение затрат на производство.

    Почему возник менеджмент?

    Современное общество пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных с производством какого-то материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Попросту говоря, мы живем в мире, где для производства гвоздя необходимы усилия сотен людей: тех, кто добывает металл, тех, кто плавит его, тех, кто продает, тех, кто транспортирует. И, конечно, тех, кто всем этим руководит. Существует множество причин, которые сделали необходимым возникновение социального управления:

    • 1) основная причина - разделение труда. На ранних этапах человеческой истории выполнение любого процесса изготовления какого-либо материального блага в целом зависело от одного человека, который проводил его от начала до конца. С развитием производства это положение кардинально изменилось. Те функции, которые раньше выполнял один человек, были распределены между членами коллектива; наиболее ярким проявлением этого процесса является, например, конвейерное производство, разработанное одним из основателей менеджмента Генри Фордом;
    • 2) технологическое усложнение процесса производства. По мере того как процесс производства усложнялся, требуя учета все большего и большего числа факторов, усложнялась и сама совокупность функций, которые важны с точки зрения производственного процесса. Естественно, эти функции распределялись между участниками производственного процесса;
    • 3) усложнение структуры производства привело к тому, что перед руководством предприятий возникла задача управления этим сложным процессом, причем не только стратегическое (связанное с установлением долгосрочных целей и координацией деятельности подразделений), но и оперативное, направленное на выполнение текущих задач и решение возникающих проблем.

    Современный этап развития производства характеризуется тем, что важную роль стали играть очень крупные производства и корпорации, обладающие огромной структурной сложностью. Естественно, это привело к разделению труда и в управляющей подсистеме, поскольку принятие управленческих решений оказалось очень сложным процессом, требующим учета множества факторов.

    Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана в 1866 г. Американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

    Школа научного управления (1885 - 1920) как этап в развитии менеджмента. Основана на работах Фредерика Унислоу Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров) обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переработку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации.

    В рамках данной школы были разработаны основные принципы управления , которые не потеряли своего значения до сих пор:

    • 1) отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;
    • 2) здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск причин;
    • 3) компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;
    • 4) дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением;
    • 5) справедливое отношение к персоналу;
    • 6) быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
    • 7) диспетчирование;
    • 8) нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
    • 9) нормализация условий труда;
    • 10) нормирование операций;
    • 11) письменные стандартные инструкции;
    • 12) вознаграждение за производительность.

    Административная (классическая) школа управления (1920 - 1950). Это направление связано с именем Анри Файоль (отец менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.

    Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организации: разделение труда ; неотделимость власти от ответственности; дисциплина; единоначалие (единство распоряжения); единство направления (каждая группа должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя); подчиненность индивидуальных интересов общим (интересы одного работника, даже руководителя, не должны превалировать над интересами компании); вознаграждение персонала по справедливости; централизация (соотношение между централизацией и децентрализацией); иерархия; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух.

    Школа человеческих отношений (1930 - 1950) и поведенческих наук (1950 - по настоящее время). Наибольший вклад в развитие школы внесли два ученых - Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо на заводе «Вестерн Электрик» открыли дорогу новому направлению в теории менеджмента. Четкий алгоритм рабочих операций даже в сочетании с хорошей заработной платой не всегда вел к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей взаимного общения на работе. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.

    Современные школы менеджмента (1950 г.). Основные направления, в которых в настоящее время развивается наука об управлении:

    • 1) исследования, посвященные организационной культуре. Если этого не будет, у человека может возникнуть внутренний конфликт, связанный с тем, что принципы общественной жизни противоречат тем принципам, которые установились внутри организации;
    • 2) исследование аспектов управления, связанных с международным сотрудничеством;
    • 3) рост исследований управления как системы;
    • 4) влияние технического прогресса на управление.

    Ключевой характеристикой науки управления является замена ключевых рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Использование компьютера позволило конструировать модели возрастающей сложности.

    Современные подходы в менеджменте.

    Процессный подход . Данный процесс состоит из 4-х функций:

    • - планирование - функция, определяющая цели организации, а также задачи для членов организации, которые они должны выполнить, чтобы добиться поставленных целей;
    • - организация. Организовать - значит создать определенную структуру;
    • - мотивация - совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей;
    • - контроль - процесс обеспечения эффективной работы на основе владения информацией об уровне достижения запланированных результатов и своевременной коррекции возникающих отклонений от первоначального плана.

    Системный подход . Рассматривает организацию как систему, состоящую из многочисленных взаимозависимых подсистем, а также как систему открытую, постоянно взаимодействующую с внешней средой.

    Производственные системы - особый класс систем, состоящих из трудящихся, орудий и предметов труда и других элементов, необходимых для функционирования системы, в процессе которого создаются продукция или услуги.

    Системы могут быть открытые (взаимодействует с внешней средой) и закрытые (аудио-видео техника, работающая на автономном энергопитании).

    Организация - открытая система:

    Входы: информация, материалы, капитал, трудовые ресурсы.

    Преобразования: обработка и преобразования входов (зависит от эффективности управления).

    Выходы: продукция и услуги, прибыль, социальная ответственность, рост, удовлетворенность работников.

    Организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем (цех - участок, смена - бригада).

    Ситуационный подход. Использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Данный подход пытается увязать конкретные приёмы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы наиболее эффективно достигать целей организации.

    Процесс ситуационного подхода:

    • 1) руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность;
    • 2) каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен предвидеть вероятные последствия (положительные и отрицательные);
    • 3) руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию;
    • 4) руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями.

    Основные разновидности менеджмента.

    Стратегический менеджмент направлен на определение глобальных целей, к которым стремится организация.

    Производственный менеджмент направлен на принятие решений, касающихся использования тех или иных технологий, загрузки оборудования, объёмов и структуры выпуска продукции.

    Менеджмент персонала направлен на то, чтобы повысить эффективность использования персонала.

    Маркетинговый менеджмент «отвечает» за организацию взаимоотношений организации с рынком.

    Инновационный менеджмент направлен на создание и внедрение новых видов товаров и услуг, а также технологий.

    Снабженческо-сбытовой менеджмент направлен в основном на сбытовые операции.

    Финансовый менеджмент занимается регулировкой денежных потоков.