Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Метод шесть шляп на дисциплине стресс менеджмент. Метод "шесть шляп мышления". Зелёная шляпа - это возможность для самых необычных идей

    Метод шесть шляп на дисциплине стресс менеджмент. Метод

    В человеке все должно быть гармонично: тело, внутренний мир, мышление. К сожалению, порой, одна из этих составляющих дает сбой, и тогда появляется усталость, и окружающим миром, невозможность долго концентрироваться на одном занятии и доводить дело до конца.

    Выдающийся психолог 20 столетия Эдвард де Боно и его метод

    Часто с подобной проблемой сталкиваются люди творческих профессий. Решением этой проблемы, в свое время вплотную занялся писатель и психолог, англичанин по происхождению - Эдвард де Боно.

    Будущий эксперт в области креативного мышления родился в 1933 году. Учился в Оксфорде, Трините колледже, Кембридже и Университете Данди. Имеет степень магистра в психологии, степень доктора наука в медицине и степень доктора в области юриспруденции.

    В 80-х годах выходит книга "Шесть шляп мышления". В ней очень доступно описываются принципы мышления, отображенные в человеческом мозге.

    Метод "6 шляп" - один из самых продуктивных способов, помогающих организовать свое мышление. В книге идет речь о вспомогательных приемах, позволяющих структурировать коллективную, персональную мыслительную деятельность, и сделать ее максимально продуктивной.

    А в последнее время, данный метод пользуется большой популярностью, так как с помощью него можно найти новые, оригинальные ответы на поставленные задачи.

    Принцип метода шести шляп

    Основой метода автора книги, является принцип параллельного мышления. Как известно, то или иное суждение вытекает из споров и дискуссий. Такой подход не гарантирует правдивость и достоверность утверждения, одержавшего верх в процессе полемики. Обычно выигрывает тот, кто более красноречиво доказывает свое мнение.

    При параллельном (критическом) мышлении методы противостояния не применяются: идеи, суждения, и различные подходы существуют и принимаются, но не сталкиваются и не взаимоисключают друг друга.

    Критическое суждение - это один из видов человека, который позволяет рассмотреть существующую проблему под разными углами для нахождения правильного решения. Характеризуется высокой степенью восприятия и объективным подходом к информации, которая находится в распоряжении.

    Что влияет на принятие решения

    Множество факторов влияет на человека в процессе принятия того или иного решения. Метод "6 шляп" позволяет справиться с основными факторами, которые оказывают воздействие на человека в момент выбора.

    1. Эмоции . Сильные эмоции способны на время отключить трезвое мышление, и определить все дальнейшие действия человека, следуя эмоциональной составляющей.
    2. Растерянность - непременный спутник в решении какой-либо новой задачей, с которой человек ранее не сталкивался. Она присутствует и при нахождении ответов на многоуровневые задачи.
    3. Путаница . Множество противоречащих друг другу мнений, большой объем информации, стремление быть логичными и последовательными, совмещение всего этого с высокой степенью креативности не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

    Метод "Шесть шляп мышления" позволяет преодолеть вышеуказанные трудности с помощью разделения процесса мышления на 6 разных режимов, каждый из которых соответствует в этом методе шляпе определенного цвета. Подобное мышление позволяет развить сосредоточенность, и умение анализировать проблему с разных сторон по очереди.

    Шляпы, которые думают

    Кому подходит данный метод?

    В группе, метод имеет много общего с мозговым штурмом. Он также эффективен при решении спорных и конфликтных ситуаций.

    Метод "6 шляп" давно применяют ведущие международные компании.

    Книга "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно приводит рекомендации по воплощению системы в реальность. При коллективном использовании метода, необходимо наличие модератора, который будет руководить всем процессом.

    Ведущий записывает на бумаге "показания" каждой из шляп, суммируя в конце все результаты.

    Рассмотрим более детально, как выглядит метод "6 шляп мышления".

    Примеры ситуаций:

    • Ведущий вкратце знакомит всех участников с задачей каждой из шляп, далее озвучивается проблема, ради решения которой все и затеялось. Например: "Фирма-конкурент предложила сотрудничество в области… Какие предложения?"
    • Далее все участники примеряют белую шляпу, и по очереди делятся своими рассуждениями, согласно концепции шляпы.
    • Необязательно соблюдать четкую последовательность шляп, однако некая последовательность необходима.
    • Можно использовать такой порядок: в белой шляпе собираются все данные о предмете обсуждения (числа, статистика, условия).
    • Далее следует примерить шляпу черного цвета, и посмотреть на ситуацию с пессимистической стороны, стоит попытаться увидеть ложку дегтя, даже если кажется, что все отлично.
    • Надев желтую шляпу, встаньте на позитивный образ мышления.
    • Пребывая в зеленой шляпе, каждый участник сессии выдвигает новые, альтернативные идеи. Творческое мышление должно работать на максимум. Новые идеи снова анализируются с позитивных и негативных сторон.
    • Не стоит забывать периодически выпускать пар в красной шляпе. Данную шляпу надевают редко и на короткий промежуток времени, не более 30 секунд.
    • В завершении общей работы, модератор подводит итоги. В обязанности модератора также входит контролировать, чтобы в процессе обсуждения все надевали одинаковые шляпы, и не путались в суждениях.

    Можно работать и по другой схеме. Пусть каждый из участников наденет шляпы разных цветов, при этом важно, чтобы цвет противоречил персональным качествам человека. Например, пессимист надевает черную шляпу, и наоборот, молчун примеряет зеленую, красная шляпа украсит голову уравновешенного участника проекта. Таким образом, все участвующие смогут раскрыть свой потенциал.

    Преимущество отдается первому способу, так как он позволяет избежать путаницы среди участников сессии.

    Интеллект-карта как дополнение к методу шести шляп

    Работая с помощью метода шести шляп, желательно использовать Что это такое? Это представление любого события или идеи в систематизированном, графическом виде. Она позволяет проследить и выявить все смысловые и причинно-следственные связи между рассматриваемыми объектами и понятиями.

    Такая карта позволяет разложить всю информацию по полочкам, не тратя времени на лишнюю, абсолютно ненужную информацию, как это часто бывает при словесном изложении сути задачи.

    По сути, интеллект-карта - наглядное изображение работы человеческого мозга. Он состоит из нейронов и их отростков, которые соединены между собой нейронными отростками. Каждый образ и мысль стимулируют тот или иной нейронный сегмент. Карты представляются как изображения сложных мыслительных связей, которые помогают мозгу упорядочить явления и объекты.

    Главная цель создания подобных карт - навести порядок в голове, структурируя, всю известную по этому делу, информацию. Это позволит составить полноценную картину, и взглянуть на нее под разными ракурсами. Интеллект - карты позволяют лучше оперировать данными, и способствуют большей свободе мысли.

    Метод шести шляп Эдварда де Боно в комплекте с интеллект-картами, широко используются предпринимателями, дизайнерами, учеными, преподавателями, и представителями других профессий. Многие успешные люди на Западе признают, что часто прибегают к этому методу.

    Применение метода в школьной программе

    Метод де Бона применяется в школах, в частности в Европе, Америке, некоторых Азиатских странах начиная с начальных классов.

    Метод "6 шляп мышления" в начальной школе дает отличные результаты в дальнейшем. Данная технология интересует преподавательский состав, благодаря следующим результатам.

    1. Дети быстро учатся критично мыслить, что помогает им стать более самостоятельными и независимыми. В будущем для них не будет неразрешимых задач.
    2. Информация служит лишь отправной точкой, но никак не конечной. Это вспомогательный инструмент на пути к появлению уникального решения как для простых, так и для трудных задач.
    3. Благодаря методу, довольно скучный учебный процесс превращается для ученика в настоящую интеллектуальную деятельность, которая дает реальные результаты и позволяет находить альтернативные решения даже весьма нестандартных вопросов. Изучая данные, анализируя информацию, рассматривая различные точки зрения, участвуя в коллективном обсуждении, ученики учатся находить ответы на волнующие их вопросы.
    4. Школьники учатся убедительно аргументировать свои доводы, используя разумные доказательства (информационный текст, личный опыт, статистические данные).

    Ученики применяют критическое мышление во многих видах учебной деятельности, в том числе и в письменной работе. В данном случае, учитель может прочесть ход мыслей ученика, его процесс мышления, и оценить верность его выводов.

    Дети любят работать по методу 6 шляп, потому что он позволяет не только найти ответы на поставленные вопросы, но и интересно провести время.

    Критическое мышление доступно ученикам как в старшей школе, так и в младшей. Для юных учеников, освоить его будет в каком-то смысле даже легче. Параллельное мышление предполагает некую долю скептицизма и сомнения в общепринятых истинах. Также оно позволяет выработать собственную точку зрения и уметь отстоять ее.

    Технология параллельного (критического) мышления располагает многими способами, которые применяются в последовательной реализации каждого этапа учебного процесса. Метод шести шляп - один из самых действенных способов научиться критически мыслить.

    Обрабатывая информацию, мы сталкиваемся с несколькими мыслями одновременно: эмоциональными, информационными, логическими, творческими и ориентированными на будущее. Пытаться обработать всё сразу - словно жонглировать слишком большим количеством мячей.

    Решение - метод шести шляп. Каждая шляпа имеет собственный цвет (белый, красный, чёрный, жёлтый, зелёный или синий), означающий определённый тип мышления. Как это может пригодиться?

    Пример. Допустим, вы менеджер и хотите узнать эмоциональную реакцию вашего коллектива на какое-либо событие. Но люди боятся, когда их судят по эмоциям, и предпочитают их скрывать. Вы можете сказать: «Давайте попробуем надеть красную шляпу». Она позволит команде думать эмоционально, не стесняясь своих чувств.

    Метод шести шляп гарантирует, что группа будет думать в одном контексте. Каждая точка зрения - это отдельная шляпа. Чтобы просмотреть тему с единого ракурса, все должны надеть одинаковые шляпы.

    Шесть шляп позволяют команде участвовать в параллельном мышлении, при котором все смотрят на проблему с одной точки зрения.

    Соблюдайте правила использования метода шести шляп

    Есть два способа носить шляпы: поодиночке и по очереди.

    Использовать шляпы поодиночке означает сконцентрироваться на определённом типе мышления.

    Пример. Когда в ходе дискуссии вам понадобится глоток свежих мыслей, просто скажите: «Я думаю, нам нужно надеть зелёные шляпы». Если людей обучили терминологии и использованию шляп, они правильно отреагируют на просьбу.

    Когда шляпы используются по очереди, надевайте их так часто, как вам заблагорассудится и в любом порядке, в зависимости от того, чего хотите добиться.

    Пример. Лидер может попросить группу перейти от белой к жёлтой шляпе и полностью отказаться от красной!

    Независимо от способа, учитывайте дисциплину и сроки.

    1. Члены группы должны поддерживать дисциплину: использовать только выбранную шляпу. Лишь руководитель группы, председатель или координатор имеет право сменить её. С приходом опыта поддерживать дисциплину становится легче.
    2. Надев шляпу, важно сохранять установленные временные рамки, чтобы стимулировать сосредоточенность и устранить разглагольствования. Автор рекомендует тратить на каждого человека в шляпе одну минуту.
    3. Пример: Если участвуют четыре человека, вам придётся уделять по четыре минуты на каждую шляпу.

    Подробно изучим функции каждой из шляп.

    Белая шляпа подразумевает поиск данных и информации

    Представьте, что вы компьютер, проводящий расчёты и выдающий факты в нейтральной, объективной манере. Интерпретировать их вас не запрограммировали. Вас заботят только факты. Таково мышление в белой шляпе.

    Белая шляпа нужна для обсуждения доступной информации и выявления нужных сведений. В этой шляпе вас не волнуют чужие мнения, а только факты и цифры. Дискуссия отсутствует, и даже если факты противоречат друг другу, вы относитесь к ним одинаково.

    Когда следует надевать белую шляпу?

    1. Когда нужно заложить основу дискуссии, предоставив справочную информацию. Пример. Начальник отдела маркетинга хочет пересмотреть текущие стратегии компании. Он может начать совещание с белой шляпы, чтобы озвучить важные показатели, такие как бюджет действующих стратегий.
    2. В конце обсуждения, чтобы подвести итоги или подтвердить, что предложения соответствуют имеющейся информации.
    3. Для поиска альтернатив, когда предложения противоречат имеющейся информации. Пример. Рассмотрев новую стратегию, превышающую бюджет, начальник отдела маркетинга может запросить дополнительную информацию (доступное количество человеко-часов).

    В белой шляпе вы понимаете, какой информацией вы обладаете, и какие данные отсутствуют.

    Белый цвет указывает на нейтральность. В белой шляпе старайтесь быть объективным и придерживаться «голых» фактов, например, статистических данных.

    Будьте честны в своих эмоциях, надевая красную шляпу

    Противоположность нейтральности и объективности - красная шляпа, символизирующая огонь и тепло. Подготовьтесь к выплеску эмоций!

    Красная шляпа позволяет членам команды выразить свои чувства и обратиться к собственной интуиции без объяснений или оправданий.

    Интуиция основывается на опыте, поэтому даже слова «Я чувствую, что это рискованно» могут оказаться полезными. Но интуиция не всегда точна, относитесь к ней с осторожностью.

    В красной шляпе можно выражать разные эмоции: восторг, нерешительность, недовольство и т. п. Но эмоции должны быть ясны. Если человек говорит, что имеет «смешанные чувства», попросите его уточнить, какие именно. Это непросто, ведь в каждой культуре люди выражают чувства по-своему.

    Пример. В Соединённых Штатах человек может прямо выразить недовольство («Эта идея никуда не годится!»), но в Японии такие чувства звучат более сдержанно («Я должен это обдумать»).

    Важно, чтобы руководитель не просил объяснить или оправдать свои чувства, иначе люди будут выражать только те, которые могут обосновать. Позвольте человеку просто говорить о том, что он чувствует в данный момент.

    Обсуждение в красной шляпе подразумевает участие каждого члена группы. Никаких пропусков и поблажек. Группа должна внимательно прислушиваться к каждому, чтобы человек почувствовал важность своих чувств. Любые эмоции не должны восприниматься снисходительно или осуждаться. В красной шляпе все вправе честно высказывать своё отношение к теме.

    Чёрная шляпа предостерегает вас от надвигающейся опасности

    Представьте, что вы надели чёрные одежды судьи и председательствуете по делу об убийстве. Вы ответственны за тщательную оценку всех доказательств, ведь жизнь подсудимого висит на волоске. Надевая чёрную шляпу, вы действуете в рамках закона, указываете на трудности и проблемы и неуклонно придерживаетесь ценностей и этики.

    Чёрная шляпа подразумевает предусмотрительность. Она ограждает нас от ошибок, противоречащих нашим интересам (например, от принятия незаконных, опасных или невыгодных решений).

    Мы основываем свои решения на опыте с помощью врождённого механизма несоответствия. Как животные узнают о том, что ягоды ядовиты на основе унаследованного опыта, так и выживание вашей компании зависит от того, какие плоды она решает пожать.

    Избежать таких ошибок можно с помощью чёрной шляпы: она поможет найти элементы политики, стратегии, этики и пр., которые противоречат друг другу. Но не дайте чёрной шляпе сделать вас чрезмерно осторожным.

    Некоторые люди зацикливаются на выявлении недочётов.

    Пример. Мы знаем, что пища необходима для жизни, но чрезмерное её количество увеличит наш вес, что приведёт к проблемам со здоровьем и даже к смерти. Чёрная шляпа действует схожим образом: она необходима для принятия решений, но главное - не переусердствовать.

    Преимущество метода шести шляп - возможность найти баланс, уделяя внимание каждой шляпе.

    Жёлтая шляпа позволяет вам играть роль неисправимого оптимиста

    Вам когда-нибудь казалось, что абсолютно всё хорошо? Что нет худа без добра? Жёлтая шляпа, подразумевает именно такой оптимизм и ориентацию на потенциальные выгоды.

    Жёлтую шляпу сложнее освоить, чем чёрную, поскольку наш разум склонен предостерегать нас от опасности.

    Чтобы научиться находить положительные моменты в любой ситуации, нужно научиться понимать, что даже в самой непривлекательной идее есть своя ценность.

    Жёлтая шляпа очень важна, ведь выгоды идеи не всегда заметны сразу, и пытаться добиться таких неочевидных целей считается пустой тратой времени.

    Пример. В жёлтой шляпе нужно учитывать, как новый маркетинговый план может изменить имидж бренда и привлечь новых клиентов. Иначе в чём его смысл?

    Позитивность жёлтой шляпы должна быть логически обоснована. Стремление найти ценность не означает, что нужно обманывать себя. Жёлтая шляпа позволяет выразить свои видения и мечты, но реальность должна преобладать над фантазией.

    Пример. В жёлтой шляпе не нужно фантазировать о том, как ваш новый маркетинговый план поможет сохранить компанию и сделает вас миллиардером. Думайте о том, каких положительных результатов реально достигнет ваш план.

    Жёлтая шляпа задаёт такие вопросы:

    • Каковы возможные ценности этой идеи?
    • Кому они принесут пользу и при каких обстоятельствах?
    • Как ценность будет предоставлена?
    • Есть ли дополнительные скрытые ценности?

    Если идея перспективна и логична, жёлтая шляпа поможет мотивировать вашу команду.

    Зелёная шляпа - это возможность для самых необычных идей

    Пришло время подойти к вопросу с творческой стороны! Зелёная шляпа - поиск новых идей, концепций, вариантов и альтернатив, как очевидных, так и свежих, необычных. Надеть зелёную шляпу означает открыться любым возможным улучшениям и обдумать безумные альтернативы!

    Зелёная шляпа позволяет продумывать возможные результаты. Без творческого видения будущего прогресс может зайти в тупик.

    Пример. Две тысячи лет назад китайские технологии были более продвинутыми, чем западные. Но с тех пор их технический прогресс, кажется, остановился. Почему? Считают, что китайцы остановились на достигнутом. Они не мечтали о будущих возможностях, и теперь неспособны найти стимул для прогресса.

    Зелёную шляпу используют и для преодоления трудностей, возникающих при обсуждении в чёрной шляпе. Возможно, чёрная шляпа помогла вам выявить основные опасности в новой стратегии, но зелёная шляпа позволит творческим путём избежать опасностей или выработать совершенно новые идеи.

    Помните, что творчество не является прерогативой одного «креативщика» в команде. Каждый может надеть зелёную шляпу и проявить себя. Для этого нужно правильно управлять ожиданиями от своей группы. Люди хорошо делают то, что от них ожидают. При правильных условиях, надев зелёную шляпу, все (даже те, кто никогда не считал себя креативным) начнут проявлять творческую активность. По мере роста уверенности будет расти и количество творческих идей.

    Синяя шляпа - это постоянное управление процессом

    Синяя шляпа предназначена для «мышления о мышлении». Как ястреб, взмывающий в небо, чтобы осмотреть поля под собой, человек в синей шляпе стремится получить представление о работе других шляп.

    Синяя шляпа используется в начале дискуссии, чтобы определить её цель. Она поможет обозначить конкретную проблему, которую необходимо решить, или критерии вашего мозгового штурма.

    В синей шляпе вы продумываете, какие шляпы понадобятся в ходе решения проблем. Возможно, дискуссия потребует больше красных и зелёных шляп или чёрных и белых. В любом случае, это определяется человеком в синей шляпе.

    Синюю шляпу носит координатор, председатель или руководитель обсуждения. Это постоянная роль, и лидер группы не должен снимать шляпу в ходе дискуссии. При особой дискуссии, когда каждый надевает синюю шляпу, предложение может внести любой желающий.

    В ходе обсуждения синяя шляпа помогает поддерживать дисциплину в группе, сообщает, когда пора менять шляпы, и следит за тем, чтобы каждый человек надел красную шляпу. В конце синяя шляпа просит озвучить итоги (в форме выводов, заключения, решения или пр.).

    Синяя шляпа также обозначает дальнейшие действия, которые необходимо предпринять после дискуссии: следующие этапы в проекте или темы для будущих собраний.

    Метод шести шляп экономит ваше время и деньги

    Почему метод шести шляп полезен?

    Экономия времени. Один мужчина долго спорил с женой, стоит ли покупать большой загородный дом. Увидев рецензию на «Метод шести шляп» в Financial Times, они решили применить его. Разделив элементы обсуждения на фактические, творческие, эмоциональные и т. д.), они пришли к удовлетворительному решению всего за десять минут. Крупная корпорация ABB обычно тратила 20 дней на обсуждения проектов, прежде чем достигнуть каких-либо результатов. С методом шести шляп эти дискуссии длятся всего два дня!

    Экономия денег. Норвежская нефтегазовая компания Statoil испытывала проблемы с нефтяной вышкой, которая обходилась ей в $100 000 в день. Профессиональный консультант познакомил их с методом шести шляп, и компания пришла к решению всего за 12 минут.

    Метод шести шляп снимает напряжённую обстановку при обсуждениях. Представьте, что вы едете в машине с тремя людьми, но никто точно не знает дороги. Наверняка, будет много споров, которые только усугубят проблему. Но если у вас есть карта, гораздо проще выбрать оптимальный маршрут, который будет очевиден для всех. Метод шести шляп даёт вам такую «карту».

    Самое главное

    Мышление - это навык, который можно развивать! С методом шести шляп вы сможете мыслить эффективнее, решать проблемы, вырабатывать творческие решения. Вы перестанете тратить ценную энергию и становиться жертвой неорганизованного и хаотичного мышления.

    Не забывайте менять шляпы в ходе дискуссии и следите за дисциплиной и временем

    Начните обсуждение в белой шляпе - соберите и рассмотрите имеющиеся факты, статистику, условия. Обсудите данные в негативном ключе, то есть в чёрной шляпе. Ложка дёгтя, как правило, всегда есть, и её надо увидеть. Но не забывайте и о положительных моментах - наденьте позитивную жёлтую шляпу. Надевайте зелёную шляпу, чтобы найти что-то новое. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. И давайте участникам выпустить пар в красной шляпе.

    Помните, что для каждой группы возможны свои варианты применения шляп

    Пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем вы определите наиболее подходящую очерёдность. Можно использовать метод и по-другому - пусть каждый участник надевает шляпу определённого цвета и играет свою роль.

    Метод «6 шляп мышления Эдварда Де Боно» позволяет рассмотреть задачу под разными плоскостями, с разных точек зрения. Также, за счет практики переключения между разными типами восприятия, тренируется гибкость мышления, способность организовывать свою мыслительную деятельность и преодолевать творческий кризис описанным нестандартным способом!

    План действий

    Вариант 1. Один или несколько человек
    1. Сформулировать задачу, проблему.
    2. Последовательно рассмотреть задачу с разных позиций. Каждая позиция обозначена цветом шляпы. Описание шляп дано ниже по тексту. Пробуйте применять разные последовательности использования шляп. Если в обсуждении участвуют несколько человек, пусть каждый попробует примерить разные шляпы.
    3. Подвести итог проделанной работы.

    Вариант 2. Участвуют несколько человек
    В этом случае каждому участнику достается своя шляпа или набор шляп. Желательно чтобы тип шляпы не соответствовал характеру человека.

    Замечания (описание)

    Этот метод предложен доктором Эдвардом Де Боно , известным исследователем в области особенностей человеческого мышления. Эдвард Де Боно внёс значительный вклад в разработку и систематизацию креативных методик мышления. Метод «шесть шляп» является, по сути, модифицированной техникой мозгового штурма. В то же время очень удачной и продуктивной модификацией.

    В чём заключается метод «6 шляп мышления»?

    В методе дано описание шести способов (или особенностей) мышления . Каждый способ мышления характеризуется своим восприятием.

    Человек поочередно примеряет на себя шляпы и старается мыслить таким способом, который описан для этой шляпы. Разумеется, вам не обязательно иметь под рукой настоящие шляпы разного цвета – достаточно использовать 6 маленьких кружочков бумаги, раскрашенных в соответствующие цвета . Пусть эти кружочки и символизируют 6 шляп, а соответственно и шесть способом мышления.

    Итак, какие это шляпы (способы мышления)?
    Белая шляпа – рациональный способ мышления. Вы сосредотачиваетесь на информации, которая есть у вас относительно вашей задачи. Если у вас на голове эта шляпа – спросите себя: «А какая информация нам еще нужна для решения задачи?»

    Красная шляпа

    — это шляпа эмоций и чувств. Надевая эту шляпу вам надо почувствовать те эмоции, которые возникают у вас при соприкосновении с задачей. Что у вас пробуждается внутри, когда вы слышите о задаче: страх, гнев, беспокойство, лень, смех, возбуждение, стыд? Если вы сможете быть предельно искренними на этом этапе, то вы сможете включить интуитивный компонент своего мышления.

    Желтая шляпа

    – шляпа хорошего, позитивного настроения. Для того чтобы решить задачу, а главное найти эффективное и полезное решение, нужен энергетический заряд. Вам необходимо настроиться на позитив. Даже если задача вызывает у вас негативные, пессимистические ощущения – постарайтесь найти позитивную сторону в происходящем. Итак, решаем задачу в этой шляпе бодро, весело и с энтузиазмом.

    Зеленая шляпа

    – самая весёлая из всех шляп!. Это шляпа шута, человека который умеет развеселить всю компанию. Также эта шляпа выдает самые оригинальные, нелепые, смешные и творческие идеи. Здесь вы можете совершенно освободить ваш поток фантазии!

    Черная шляпа

    – шляпа критика. Находясь в позиции черной шляпы вы надеваете на себя маску пессимиста. Такой человек способен критически оценивать предлагаемые решения. Только он сможет отсеять из горы мусора и обнаружить в этой горе золотой слиток! Критически оценивать решения черной шляпе помогают ум, обширные знания, скрупулезность в оценке и, разумеется, соответствующий критический настрой. Обратите внимание, что черной шляпы (если в обсуждении принимают участие несколько человек) достаточно одной. Также черную шляпу желательно «выпускать в бой» ближе к завершению обсуждения, чтобы успело накопиться достаточно вариантов решения задачи, среди которых ей и придется искать самое ценное.

    Синяя шляпа

    – это человек, который организует процесс обсуждения задачи. То есть – это организатор (координатор) сессии мозгового штурма. Он – раздаёт шляпы участникам, выбирая кому- какую шляпу надеть. Выбирает последовательность «появления» шляп на сцене. Начинает и подводит итоги в конце обсуждения.

    Как применять технику креативности

    Использовать метод вы можете в любой ситуации, где для поиска решения надо хорошенько поразмыслить. Области применения могут быть совершенно любые – наука, обучение, творчество, бизнес, программирование. Уверяем вас, что рассмотрение ситуации с разных сторон в любом случае улучшит ваши шансы на то, что задачу вы сможете решить максимально эффективно.

    Ссылки, библиография

    Литература по методу «6 шляп мышления»

    Другие названия метода: "Метод шести шляп", "Шесть шляп де Боно"

    Назначение метода

    Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

    Цель метода

    Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

    Суть метода

    Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

    План действий

    1. Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.
    2. После этого использовать определенные "режимы мышления" для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.
    3. Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.

    Особенности метода

    В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

    Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.

    Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.

    Правила использования шляп

    1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
    2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
    3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
    4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

    Шесть шляп мышления

    Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

    Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

    Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

    Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

    Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

    Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

    Дополнительная информация:

    1. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
    2. До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) - это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.
    3. Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.

    Достоинства метода

    • Наглядность, простота освоения и применения.
    • Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
    • Позволяет отстранить свое эго от мышления.

    Недостатки метода

    Ожидаемый результат

    Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.

    Заключается в том, что:

    обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Метод Эдварда де Боно

    «Шесть шляп мышления».

    Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно был сформирован на основе теории CoRT (это базовый курс де Боно по обучению навыкам мышления, опубликованный им в 1970 году.

    Причины возникновения метода.

    1. Найти такой способ обсуждения проблемы, при котором все предложения будут услышаны, т.к. у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых тот, кто выше рангом.

    2. Помочь развить уважение к себе, веру в свою способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь эмоциям, предрассудкам.

    Новизна и эффективность методики де Боно в подходе мыслительного процесса.

    Мыслительный процесс:

    1) стадия-восприятие;

    2) стадия- «обработка информации».

    Эдвард де Боно работает с восприятием. Восприятие расширяет возможности нашего мышления, поскольку мы можем сознательно расширять точки зрения.

    Эдвард де Боно родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях, сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

    Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. И тогда Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности – шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

    В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

    Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

    Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

    Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

    Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

    Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

    Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

    Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно - человек лишь мысленно надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.

    Четыре типа использования « шляп».

    1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут. “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?” “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.
    1. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее. “Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”. “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”. “Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

    3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении. “Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем «нарваться» на неприятности, если поступим таким образом?”

    “Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.

    4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

    Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное применение. Шляпы нужны как удобный способ управлять мышлением и его переключением. Для определенной цели также может использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, необходима для оценки идеи. Черная шляпа, сопровождаемая зеленой,- для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность шляп - структура для обдумывания темы. Она определяется заранее как программа мышления - его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.

    На курсах повышения квалификации впервые услышала о методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Начала самостоятельное изучение данного опыта работы, а затем и его использование на практике. Убеждена в действенности этого метода: повышается активность обучаемых на уроке, познавательная деятельность, интерес к учебе, стремление к самостоятельности.

    При самостоятельном решении определенных проблем у ребенка закладываются основы ответственного отношения к принятию решения, собственной личности. Обычно, когда учащиеся пытаются думать над решением практической задачи, они сталкиваются с несколькими трудностями. Во-первых, учащиеся часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет их дальнейшее поведение. Во-вторых, ребята испытывают неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, они пытаются одновременно удерживать в уме всю информацию, относящуюся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

    Эту задачу (подход к личности каждого учащегося) помогает решить методика Эдварда де Боно.

    Ребята делятся на группы, выбирая лидера (командира).

    Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

    Каждой группе дается шляпа определенного цвета.

    Белая шляпа . Надевая белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления учащихся интересуют только факты.

    Красная шляпа. В режиме красной шляпы учащиеся высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

    Черная шляпа . Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она исключает безрассудные и непродуманные действия, указывает на возможные риски и подводные камни.

    Желтая шляпа. Желтая шляпа переключает внимание учащихся на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

    Зеленая шляпа . Находясь под зеленой шляпой, учащиеся придумывают новые идеи, модифицируют уже существующие, ищут альтернативы.

    Синяя шляпа. Управление процессом. Эту шляпу примеряет учитель.

    Обладатель синей шляпы ставит проблему, на которую каждая группа должна посмотреть с разных точек зрения: критической, позитивной, креативной и т.д.

    Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

    1)Подготовка к выполнению группового задания:

    а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

    б) инструктаж о последовательности работы;

    в) раздача дидактического материала по группам (инструктивные карточки).

    2) Групповая работа:

    а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

    б) распределение заданий внутри группы;

    в) индивидуальное выполнение задания;

    г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

    д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

    е) подведение итогов группового задания.

    3) Заключительная часть:

    а) сообщение о результатах работы;

    б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

    в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

    Последовательность ответов определяется исходя из решаемой задачи. Синяя шляпа следит за процессом.

    Использование шляп.

    Надеть шляпу. Группа использует шляпу конкретного цвета в течение определенного времени.

    Сменить шляпу. Класс не делится на группы. Ставится проблема. Предлагается классу снять одну шляпу и надеть другую, т.е. переключить мышление. Такой метод позволяет эффективно перестраивать ход мыслительного процесса. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

    Опыт показал, что такая деятельность включает взаимную работу учащихся на уроке и взаимные действия. Учащиеся должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексии. В процессе занятий постоянно поддерживается «ситуация успеха», и из мимолетного интереса вырастают и совершенствуются способности, о которых никто и не подозревал.

    Данная методика успешно применяется во внеклассной работе и в дистанционном обучении. Наглядной иллюстрацией является дистанционный курс «Подсказки на каждый день».

    Актуальность предлагаемой методики на уроке заключается в том, что:

    • обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;
    • цветные шляпы - это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;
    • метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от занятий в начальной школе до подготовки к ЕГЭ;
    • шляпы является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;
    • метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени;
    • этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько возможностей выбора;это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того, что любая проблема решаема.