Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция
  • Торговая площадь и торговые ряды в суздале. Керамическая посуда Российского производства. Грамотный персонал - главный фактор успеха бизнеса по продаже посуды

    Торговая площадь и торговые ряды в суздале. Керамическая посуда Российского производства. Грамотный персонал - главный фактор успеха бизнеса по продаже посуды

    В начальный период существования Москвы ремесленники в основном работали на заказ. В дальнейшем, процесс развития производства позволил мастерам перейти к рыночному варианту. Самыми массовыми находками представлена продукция гончарного ремесла, поскольку основное количество посуды, использовавшейся в быту, изготовлялось из глины.

    В XIV - начале XV веков гончары населяли восточную окраину посада, называвшуюся Зарядьем. При раскопках этого участка были найдены остатки специальных горнов для обжига сосудов, а также яма, заполненная производственным браком. По мере разрастания города гончары переселились на склоны Заяузского холма. Там располагалась Гончарная слобода, где изготавливали глиняную посуду. Ассортимент гончарной продукции достаточно широк: горшки, корчаги, миски и кастрюли. Более изящная столовая посуда включала кувшины, кумганы и фляги. Кроме посуды гончары изготовляли детские игрушки в виде медведей, лошадок и птичек-свистулек, а также терракотовые плитки со штампованным орнаментом. Такие плитки, служившие для украшения зданий, заменяли трудоемкую и дорогостоящую резьбу по камню.

    Железных дел мастера. Московские мастера довольно рано научились добывать железо из руды. Умельцы, занимавшиеся плавкой и обработкой металла, именовались кричниками и серебряниками. Археологические раскопки в Зарядье, где в слое конца XIV - начала XV века были обнаружены следы мастерской, показали, что процесс восстановления железа происходил в небольшой домнице с внутренним диаметром дна примерно 30-40 см при температуре 950-1100 градусов. Топливом служил древесный уголь. Здесь же были найдены глиняные тигли для плавки цветных металлов и каменная литейная форма.

    К массовой продукции ремесленников относятся железные и бронзовые булавки с шаровидными головками на конце, подвески различной формы и круглые пуговицы с коническим выступом в центре. Красивые металлические, особенно золотые, серебряные, бронзовые пуговицы тонкой работы были важной деталью щегольского костюма. Кроме булавок и пуговиц столичные литейщики производили все виды металлических украшений, характерных для праздничного наряда жителей подмосковных деревень, - семилопастные височные кольца, перстни, гривны и браслеты. В XIV в. широко практикуется и литье колоколов. А с конца XV в. московские мастера осваивают литье пушек. С этой целью в 70-е начале 80-х гг. XV в. в Москве создается “Пушечная изба”, ставшая впоследствии крупнейшим литейным предприятием того времени. Она располагалась на реке Неглинной, в районе теперешних улиц Неглинной и Пушечной. До нашего времени дошел образец пушечного литья того времени: медная пищаль калибром 2,6 дюйма и весом 4 пуда 26 фунтов. Судя по литой надписи на пищали она изготовлена в (1484-1485) году.

    Кожевенно-сапожное производство особенно характерно для городов, не случайно оно было одним из самых развитых на московском посаде. В деревне это ремесло было развито слабо и ограничивалось изготовлением кожаных ремней, плетением подошв для лаптей и пошивом примитивной обуви. Настоящей кожаной обуви средневековая русская деревня почти не знала.
    В этот период кожевенное производство еще не совсем отделилось от сапожного, поэтому “усмарь” (кожемяка) и “усмошвец” (сапожник) совмещались в одном лице. До начала XV в. открытые в Москве мастерские являлись одновременно и кожевенными, и сапожными. Позже (в XV в.) кожевники отделились от сапожников и поселились на низком, правом берегу Москвы-реки в тогдашнем Заречье. Когда-то здесь находилась слободская церковь Троицы в Кожевниках, сегодня упоминание слободы сохранилось в названии Кожевнической улицы и нескольких переулков.

    Выделка шкур требовала длительного процесса, для которого требовалось большое количество воды, поэтому кожевенные мастерские и располагались у самой воды. Но это лишь одна причина. Удалению кожевников с территории посада способствовало и то, что при квашении кожи в особом растворе, носившем название “квас усние”, выделялся сильный и очень неприятный запах. При раскопках кожевенно-сапожной мастерской в Зарядье был обнаружен большой дубовый чан, использовавшийся для квашения и дубления кожи. Резкий запах, исходивший из этого чана, сохранился и спустя 800 лет. Специалисты-химики, исследовавшие процесс производства кожи в мастерских Великого посада, пришли к заключению, что он остается практически неизменным на протяжении XII-XVI вв., и даже сохраняется в кустарных мастерских XIX в.

    Рынок всегда оперативно снабжал горожан всем необходимым из «первых рук». Обратимся сначала к «Описанию Воронежского наместничества 1785 года». Вот как отвечало оно на вопрос о том, в чем заключается торговля купцов Воронежа:

    «Отправляют к портам: Санкт-Петербургскому — сало, воск, щетину, русаков и пенку, скупая то у сельских поселян, так же и у своих собратий, которыя покупают, ездя по селам и у приезжающих на торги в город сельских жителей… к Таганрогскому и Херсонскому отвозят сверх железа, масла коровьяго и икру паюсную, получая икру по реке Волге из мест от Царицына до Астрахани лежащих, масло коровье от сельских жителей, а железо из Москвы и из прочих мест, так же и из железных заводов. Из портов же в обрат привозят: из перваго — сахар, кофе, виноградаыя вина, брусковую краску, квасцы и прочее, а из последних двух портов более променом на отвозимое ими получают беломорский вина и овощи, что все продают как в самом городе, так и по разным местам Российской империи…

    Отпускают в Сибирь и в разныя места по Оренбургской линии сукна иностранный и российския и прочее, получая оные из Москвы и из других мест и своих фабрик. А оттуда привозят пушныя товары, лисицы, волки и корсок…

    Скупают хлеб, которой отправляют водяным путем на бударах… в Черкасск, крепость Святаго Димитрия Ростовскаго, Азов, Таганрог… Торгуют в лавках: одни парчевыми, шелковыми, шерстяными и бумажными товарами, чаем, кофьем, сахаром, галантерейными вещьми и прочими товарами, покупают оныя в Москве и по малороссийским ярмонкам… Другие железом и вещьми железными, конскою упряжью, обувью, деревянною посудою и прочим, а получают оное из Москвы, Ярославля, с Лебедянской Троицкой ярмонки и из железных заводов…»

    До реконструкции города по регулярному принципу, до середины 1770-х годов, историческим рыночным местом была площадь с деревянными торговыми рядами в районе Пятницкой церкви (старый храм частично уцелел на улице Кости Стрелюка). Эта местность была «исконно торговой» с тех времен, когда поблизости стояла военная крепость. Во всех русских городах главная рыночная площадь возникала вблизи крепостных стен. Крепость XVI-XVII веков возвышалась на прибрежных холмах, в районе современного главного корпуса Воронежского университета. К северу от нее, на ровной нагорной местности, зародилась рыночная торговля. Там она продолжалась и в XVIII столетии, когда на месте бывшей крепости сложился духовный центр города с главным городским собором (в 1836 году здесь был открыт Митрофановский монастырь). Краевед XIX века А. Шишкин писал, что до 1774 года Воронеж еще не имел большой торговли, но тем не менее по проулку, шедшему от собора к Пятницкой церкви, «были лавки красного товара, где продавались кумач, тафта, камка, жемчуг, китайка… Тут был самый прилив женского населения, которое выбирало наряды, получало слухи и т. д.». От Пятницкой площади ряды тянулись дальше, «где шли уже товары грубого сорта: кожевенные, мыловаренные, медь, чугун, обувь, шерсть, бичева, колокола, посуда и т.д.». «Именитые, древнейшие купеческие фамилии Воронежа, как-то: Титовы, Кривошеины, Клочковы, Гарденины, Сидельниковы, Молоцкие, Тулиновы, Елисеевы и прочие — имели здесь свои обширные помещения», в их руках и держалась, «главным образом, вся оптовая и розничная торговля». Особенно славились лавки «красного товара» (то есть с материями) купеческой семьи Кривошеиных.

    По генеральному плану 1774 года главные рыночные площади с капитальными каменными рядами-лавками были устроены на оси новой торговой улицы — Большой Московской, или Новой Московской (теперь Плехановская). Эту историю воскрешают планы города, хранящиеся в центральных архивах России. Недалеко от своего начала Новая Московская пересекала Гостиный двор, где торговали привозными товарами, в том числе одеждой (позже эту площадь назвали Круглыми рядами — по форме лавок). Дальше, в центральной части, улица проходила через целый комплекс главных торговых мест и площадей. Ядром служил ансамбль торговых рядов, заключенный между улицами Острогожской (ныне Пушкинская) и Малой Дворянской (Ф.Энгельса). Ряды составляли на плане незамкнутый, распадавшийся на четыре Г-образных элемента прямоугольник. Кирпичные ряды состояли из отдельных лавок-секций, которые строили, стыкуясь с соседями, частные торговцы — купцы и мещане. Поэтому ансамбль создавался с трудностями, не сразу, а постепенно, до рубежа XVIII и XIX столетий. По данным 1799 года, в Овсяном, Свечном, Железном, Рыбном, Щепном, Дегтярном и других центральных рядах города насчитывалось 255 лавок-ячеек, а на рубеже XVIII и XIX столетий ансамбль расширяли. Внутри главного торгового прямоугольника выстроили новый собор — Троицкий, или Смоленский (в 1836 году он станет кафедральным). По бокам от центральной прямоугольной части площади простирались ещё два симметричных, обширных и прямоугольных на плане, рыночных пространства.

    И вплоть до революционных времен основные воронежские рынки размещались именно в этой верхней части города, на больших площадях. Название Конной площади (позже Староконная, ныне — пл. Ленина) происходило от торговли лошадьми, которую здесь вели до второй половины XIX века. На Хлебной площади (ныне здесь крытый рынок) торговали зерновыми и мучными товарами, на Щепной (территория НИИ связи) -различными деревянными изделиями.

    Хлебная площадь имела обширное пространство, свободное от лавок, и вмещала до трех тысяч подвод. В начале XX века случалось, что крестьянские возы с товарами заполняли не только всю площадь, но и прилегающие улицы. Со временем площади обрастали новыми сооружениями, старые лавки модернизировались, что разрушало целостный ансамбль.

    В отдалении от центральных площадей находились: старая, существовавшая еще в середине XVIII века, Мясная площадь (ныне Советская), где торговали мясом, и относительно новая Сенная площадь (территория Центрального стадиона профсоюзов), куда везли на продажу сено и фураж.

    В меньших размерах торговля велась на Девиченском рынке (около Покровского Девичьего монастыря, на нынешней ул. Сакко и Ванцетги), на Поповом рынке (на изломе улицы Степана Разина, этот рынок был прозван в глубокую старину от нескольких домов священников), на Чернавском рынке (на берегу реки, возле одноименного моста), на Монастырской, или Митрофановской, площади (возле Митрофановского монастыря).

    Каждый крупный рынок работал все семь дней в неделю, но каждый имел свои особые «базарные дни». В целом в губернском центре, по данным «Памятной книжки Воронежской губернии на 1909 год», базарными днями были среда, пятница и воскресенье. За места, отведенные на рынках, надо было платить в местную, муниципальную казну. К тому же некоторые торговые ряды принадлежали городскому самоуправлению, и город имел постоянные доходы от сдачи их в аренду. Наиболее приметными были так называемые общественные галереи. Однако в базарные дни, во время наплыва возов с «сельскими произведениями», денежные сборы с крестьян не взимались.

    Помимо лавок торговали со столов, лотков, палаток, имевших клеенчатые или рогожные навесы. Судя по материалам областного архива, с 1870-х годов городские власти прочно взяли организацию рынков и надзор за ними в свои руки. Торговые места и помещения на базарных площадях сдавались в аренду I публичных торгов. Это была весьма доходная статья городского бюджета, только в 1906 году она дала около 34,5 тысячи рублей. Арендатор, внеся годовой взнос в городскую кассу, получал право беспрепятственно вести торговлю.

    Из-за вечно тощей городской казны самоуправление имело большие проблемы с реконструкцией так называемых «общественных галерей». Они стояли поблизости от Смоленского собора, их насчитывалось четыре, и их отдавали в аренду под дешевые заведения — лавки, лотки, трактиры. В народе ходило множество рассказов и баек о здешних происшествиях, а для городского управления галереи были большой головной болью. «1-я общественная галерея» с примитивной столовой — знаменитая «Обжорка» — впервые была выстроена еще по плану 1787 года, но не так, как следовало. По словам наместника В.А. Черткова, вместо каменного здания были «поделаны деревянные шалаши… делающие безобразие». Позднее галерея обрела более прочный кирпичный вид, но к улице оказались обращенными примитивные помещения — навесы из рогож и железа, опирающиеся на каменные столбы. В 1880-х годах «Обжорку» несколько облагообразили, перестроили в одноэтажное здание с башенками и трактиром внутри, но оно вскоре обветшало, а простонародный трактир, как писал в своих мемуарах В.Г. Веселовский, «превратился в арену подвигов отброса городской жизни». В 1910 году комиссия городской Думы, созданная для упорядочения торговли на площадях, заключила, что пресловутая «Обжорка» «представляет собой зловонную отвратительную клоаку, приют оборванцев и проституток» и что совершенно невозможно ее дальнейшее соседство с кафедральным собором. В 1914 году началась перестройка галереи в виде красивого двухэтажного торгового корпуса — по проекту городского архитектора М.Н. Замятина, но из-за кризиса военного времени работы затянулись до 1917 года.

    Для городского обывателя базар ассоциировался с изобилием. В оборот были включены самые разнообразные продукты, вплоть до деликатесов: лимонов, апельсинов, винограда. Ассортимент зависел от сезона. Мясо в больших количествах обычно продавалось осенью, рыба — в пост, яйца и творог — перед Пасхой. На разнообразие товаров влияли и занятия местных жителей. Из пригородных слобод Придачи и Чижовки привозили сапоги, чулки, варежки, капоты, из сел Нижнедевицкого уезда — добротный холст, из Новохоперского — телеги, дуги, бочки, сундуки, из Задонского — глиняную посуду, из Коротоякского — ковры. Валенками славился хутор Зацепина близ Землянска.

    При рыночном изобилии не были редкостью недоброкачественные продукты. От продавцов еще не требовали медицинских книжек, но в конце XIX века уже был санитарный контроль. Продаваемый скот подлежал ветеринарному осмотру. В 1900 году для проверки качества продуктов устроили «микроскопическую» лабораторию на Хлебной площади. За торговлю несвежими сельдями, испортившимися яйцами или разбавленной сметаной штрафовали.

    Большим злом считалась деятельность перекупщиков, окруживших город и старавшихся не допустить крестьян до базарных площадей. Купленные по дешевке продукты они продавали втридорога. Вздорожание побудило городскую Думу принять в 1891 году постановление, которым запрещалась покупка в черте города ржаной муки, рыбы, мяса, молочных продуктов, яиц, овощей и фруктов для перепродажи. В 1910 гаду Дума учредила должности городского базарного старосты и его помощника, так как базарные площади к этому времени стали чрезвычайно стеснены и загрязнены.

    Существовало немало способов обмануть покупателя. Продавец, пользуясь незнанием и ненаблюдательностью клиента, ставил гири меньшего веса. Это обвес «на нахальство». А был обвес «с подходом», когда бралась масса продукта, большая против спрошенного количества, и с легким толчком бросалась на весы. После этого продавец отрезал ножом на весах излишнюю часть, усиленно нажимая. Торговцы часто имели неверные гири и весы. Метрическая система мер не пользовалась популярностью, да она была и не обязательна, поскольку в ней мало кто разбирался. Городская Дума во избежание злоупотреблений запретила иметь в торговых местах десятичные весы. В ходу были больше фунты, пуды и другие старые меры. Чтобы приучить народ к граммам и килограммам, потребовалось много усилий и времени, это осуществилось лишь в 1920-1930-е годы.

    На рынке цены на все товары были значительно ниже, чем в городских магазинах и лавках. Тем не менее все обитатели рынка исповедовали принцип «купить дешевле, продать дороже». Торговля — своеобразный ритуал с долей развлечения и азарта. Даже названия денег имели свой аромат: медная монета в полкопейки называлась «полушка» или «грош», в три копейки — «алтын», серебряная в 10 копеек — «гривенник». Рублевую бумажку звали «целковым», десятку — «красненькой». Сторублевая сначала называлась «радужная» за свою бледно-разноцветную окраску, а позже именовалась уже «Катенька» — из-за портрета Екатерины II. Так и говорили между собой: «две «Катеньки», «три «Катеньки».

    В XVIII и XIX столетиях общим для всех рынков был принцип деления на ряды, где размешалась торговля однородными товарами. Однако к началу XX века, с развитием частной торговли и с теснотой базарных площадей, строгой специализации рыночных площадей уже не было.

    Существовали такие площади, где торговля тем или иным товаром длилась долгими десятилетиями. Например, на Хлебной площади — хлебом. Напротив, некоторые виды торговли переносили с течением временем с одной площади на другую, пытаясь упорядочить их. Например, в 1871 году продажу глиняной посуды перенесли из центра города на окраинную Сенную площадь, а в 1892 году Толкучий рынок (или, попросту, «толкучку», «толпу»), находившую возле Смоленского собора, перевели на Староконную площадь. Самый же нужный товар — различные продукты — продавали на многих рынках. Ближе к революции на одной площади часто можно было купить самые разнообразные товары. Так, Мясную площадь окружали мясные ряды, но в ее центре продавали строевой и дровяной лес, уголь, доски. В 1907 году, когда выдвигали план установить на этой площади памятник И.С. Никитину, «Воронежский телеграф» писал: «А пока что мы продолжаем покупать на Мясной площади дрова, капусту, принюхиваться к запаху провонявшей рыбы и созерцать огромные кучи сваленного и несвезенного навоза — соперника по аромату провонявшейся рыбы». Другой пример: гончарные изделия предлагали и на Староконной, и на Девиченской площадях.

    Продажа главных съестных припасов, помимо Хлебной площади, сосредоточилась на Щепной — в 1870-е годы городское самоуправление определило там места для торговли многими продуктами (овощами, фруктами, мясом, птицей), для чего построило 11 павильонов-балаганов, принадлежавших городу. В 1879 году там же, в специальной галерее, поставили новые главные городские весы (производства американской фирмы «Фербенкс»). Власти решили ликвидировать на этой площади тележную и санную торговлю, но некоторые непослушные торговцы, не боясь полиции, все же продолжали продавать и телеги, и сани, и тем самым сохранили название «Щепная площадь».

    Рынки часто определяли характер окружающей застройки. По нескольким сторонам Щепной и Хлебной площадей тянулись постоялые дворы и гостиницы с трактирами и харчевнями. До наших дней сохранился обширный архитектурный комплекс бывших гостиничных зданий.

    В советское время базарная торговля поутихла. Первым закрылся Хлебный рынок, так как торговля хлебом перешла к государству. Только в годы нэпа базарные страсти временно вернулись в город. Дольше всех продержался старый продуктовый рынок на бывшей Щепной площади: до открытия в 1972 году крытого Центрального рынка на прежней Хлебной площади.

    Сегодня базарная торговля вновь идет полным ходом, хотя проблемы все те же: неважное санитарное состояние торговых мест, фальсификация товаров, уклонение от платы за право торговли, появление мошенников… Но, несмотря на это, мини-рынки облегчают жизнь простых воронежцев.

    См.: Попов П.А., Фирсов Б.А. Старый Воронеж. С.141-146.

    и ремесла

    В X- XII вв . в Казахстане росло число городов. Это связано с развитием связей Востока с Западом и переходом кочевников к оседлому образу жизни. Средоточием городов являлся Южный Казахстан в междуречье Арыси и Сырдарьи. В среднем течении Арыси сформировался округ Кенджде с центром в городе Усбаникет, а при впадении Арыси в Сырдарью был сформирован Фарабский ок­руг с центром в городе Отрар.

    На юго-западе Жетысу, центром которого являлся Тараз, было 36 городов. А на северо-востоке Жетысу найдено 70 древних городов. Более 30 гектаров занимали города Испиджаб, Отрар, Сауран. Наи­более многочисленны города, площадь которых не достигает 10 гектаров. Площадь городов зависела не только от численности жителей, но и от наличия общественных сооружений.

    Особенностью, присущей X - XII векам, было распространение оседлой культуры в центральных и восточных регионах Казахста­на и увеличение числа городов.

    В городах имелись кварталы гончаров, ювелиров, кузнецов.

    Новым элементом в градостроительстве X - XII веков являлось сооружение мечетей в связи с распространением ислама. Также новым элементом можно считать восточные бани. К баням в Отраре, Таразе проведены глиняные водопроводы. В X - XII веках в системе архитектурных соору­жений произошли значительные изменения: формирование рабадов, увеличе­ние площадей городов, строительство мечетей и бань, возведение мощных оборонительных сооружений.

    Шахристан – центральная часть города, обнесенная стенами. Рабад – торгово-ремесленное предместье, внешняя часть города. Тандыр - очаг. Суфа - глиняный помост для отдыха. В XII веке появились ташнау - санитарно-очистительные устройства для отвода грязной воды. В Жетысу Х-Х II вв. жили­ща имели центрический план.

    В IX-XII веках появились новые виды посуды, покрытые изнутри поливной краской. Найденная в Отраре, Таразе и Туркестане посуда из стекла относится к X веку. Стеклянная посуда изготавливалась путем выдувания и путем отлив­ки в форме. Гончарный круг приводили в движение при помощи ног. Остатки кузнечных мастерских обнаруже­ны близ Алматы и Талгара. В захоронениях в Отраре, Таразе, Талгаре найдены серебряные и золотые браслеты, серьги, кольца, бусы. Найдены клады со множеством ювелирных изделий, что доказывает высокий уровень ювелирного мастерства. Ювелиры делали серьги виноградообразной формы. В Талгаре найдены булавки и шахматные фигуры из кости.

    В крупных городах найдены монеты из золота, серебра, бронзы. В Испиджабе, Отраре и Фарабе име­лись монетные дворы. Шах Хорезма Мухаммед в 1210 и 1217-1218 годах чеканил монеты в Отраре . Серебряные монеты – дирхемы. В XI-XII веках в связи с нехваткой серебра («серебряный кризис») дирхемы стали чеканить из меди и покрывать тонким слоем серебра.

    В X-XII вв. торговля была главным показателем развития оседлой и городской культуры. Это было время укрепления взаимосвязей между городами, поселениями и кочевниками. Заинтересованность во взаимной торговле способствовала укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром. Ярмарочная торговля наиболее интенсивно велась в пограничных с кочевым миром городах.

    Архитектура и строительство

    Строительным материалом служили глина и ганч (среднеазиатская разновидность гипса). С XI века стал приме­няться резной и шлифованный кирпич - прообраз архитектурной терракоты (обожженной цветной глины), применявшейся в XI - XII веках. В прикладном искусстве на керамике, терракоте, в резьбе и росписи были распространены изображения животных.

    В X- XII веках стали возводить крупные архитектурные сооружения в соответствии с канонами ис­лама. Особое распространение получили религиозные сооружения. Мечети - исламские храмы. Уже в X в. в городах Южного Казахстана и Жетысу были мечети. Служивший соборной мечетью минарет Боран построен в конце X – начале XI веков. При раскопках города Куйрыктобе обнаружены остатки наи­более ранней мечети.

    Мавзолеи - монументальные надгробные соору­жения. Мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби возведены в X - XII веках. Они расположены в 18 км западнее Тараза . Мавзолей Бабаджи-Хатун – памятник X - XI века, мавзолей Айша-Биби - XI - XII века. К памятникам Караханидского зодчества относится мавзолей Кара-хана в г. Тараз .

    В ходе раскопок города Отрар были обнаружены остатки двух восточных бань XI - XII веков. Две бани раскопаны в Таразе. Они отапливались системой жаропроводящих каналов , обеспечивались водой, поступаю­щей по каналу с гор, были про­ведены глиняные водопроводы. Аналогичная восточная баня действовала в г.Туркестане до 60-х годов XX в. рядом с мавзолеем Ходжа Ахмеда Йасауи, ныне превращена в музей.

    Религия

    По письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был распространен культ барана, связанный с зороастрийским фавном . Культ барана был широко распространен у огузов и туркмен. У казахов баран выступал в качестве жертвенного животного и оберега – тотема . Одной из традиций являлось поклонение огню. В Куйрыктобе и Отраре обнаружены богато украшенные очаги XI-XII вв. Особенно сильны были традиции древних верований в Жетысу , где, несмотря на распространение ислама, сохранялись зороастризм, христианство несторианского толка, буддизм.

    Распространение ис­лама началось в период араб­ских вторжений в начале VIII века. Арабский полко­водец Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, в 714 году – Шаш. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам, а его сын Муса Богра-хан в 960 году объявил ис­лам государственной религией.

    Арабский ис­торик аль-Макдиси упоминал о мечетях X века в городах Южного Казахстана и Жетысу. Раскопаны остатки мечетей в Куйрыктобе, Баласагуне, Таразе, Отраре. Мечети стали строить не только в городах, но и на зимовках и в кентах. В 4- 5 км. южнее Отрара близ зимовки Байылдыр найдены остатки мечети Жума. Укрепление позиций ислама можно проследить и по погребальным обрядам .

    Во второй половине XII века среди представителей знати кип­чаков и простого кипчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии. Укрепление ислама оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки .

    Развитие науки и литературы

    Развитие устного народного творчества в VII-IX вв. открыло путь к развитию письменной литературы с X века. Значительную роль в развитии письменной литературы сыграла исламская религия. С X века, в связи с распространением ислама, ли­тературные и научные произведения стали писать на арабском язы­ке.

    В X-XII веках у тюркоязычных народов появились значительные научные труды и литературные произведения, что было шагом вперед в развитии духовной культуры.

    Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби, пи­савший труды арабским письмом. Аль-Фараби (870-950 гг.) ро­дился в городе Весидж в округе Фараб, получил образование на кыпчакском языке. Он был ученым-философом, му­зыкантом, математиком с прогрессивным на­учным мировоззрением. Аль-Фараби был на­зван «вторым учителем » после Аристотеля. Логика, медицина, космология, анатомия, фило­софия, юриспруденция, математика - круг его науч­ных интересов.

    Абу Райхан аль-Бируни (973-1050 гг.) - ученый-энциклопе­дист, автор свыше 150 научных трудов по истории, ма­тематике, географии, астрономии, медицине. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звез­дах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» не утратили научной ценности. Он впервые высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентриче­скую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона - закон всемирного тяготения.

    Махмуд Кашгари (1030-1090 гг.) написал труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), состоящий из 3 книг. А.Н.Кононов писал, что Махмуд Кашгари преследовал цель прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже арабского. Тюрколог Н.А.Баскаков утверждал, что Махмуд Кашгари в сравни­тельном изучении тюркских языков был пер­вопроходцем среди исследователей. В труде содержится много сведений о топонимах, истории, этнографии, устном народном творчестве тюрков. Данный труд является един­ственным в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века.

    Юсуф Баласагуни (1021-1075 гг.) известен своим трудом «Кутадгу билик» («Благодатное знание»). Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском языке. В книге имеется много сведе­ний об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, а также рели­гиозных верованиях тюркоязычных народов, встречается много образцов легенд, пословиц, поговорок и рито­рики (красноречия). «Кутадгу билик» - это научный труд, отображающий обще­ственную жизнь тюркоязычных народов XI века. Ученый на­чал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре, подарил ее кагану Сулейману Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул «глав­ный везир».

    Видный поэт эпохи Караханидов Ахмед Иугнеки (из города Иугнек близ Туркестана) был прозван «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его книга «Дар истины ». Дастан (поэма) написан на тюркском языке.

    Ходжа Ахмед Йасауи (1103-1167 гг.) родился в городе Сайрам. Он был проповедни­ком исламской религии в Казахстане. Учитель Йасауи – святой Арыстан-Баб . Сборник стихов «Диуан-и-хикмет» («Книга о премудрости») написан на тюркском языке арабским алфавитом. Автор проповедует любовь к Все­вышнему, смирение и аскетизм, призывает лю­дей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Одним из великих поэтов является Сулеймен Бакыргани - ученик Ахмеда Йасауи , известный в народе как Хаким-ата .

    И грокам рынка посуды приходится сегодня нелегко. Изменения происходят повсюду – в образе жизни, средствах коммуникации, стереотипах и моделях поведения потребителей. Все это заставляет продавцов посуды искать новые способы взаимодействия со своей потенциальной аудиторией и новые форматы торговли. Один из таких недавно возникших и набирающих популярность форматов – pop-up магазины, о которых и пойдет речь в данной статье.

    Идея pop-up (в переводе с английского - «внезапно появляющийся) магазинов оформилась в самом конце 20-века. Суть ее заключается в том, что на определенной территории открывается торговая площадка, функционирующая ограниченный период времени - от нескольких дней до нескольких месяцев. До начала открытия и во время работы проводится интенсивная рекламная и информационная кампания, целью которой является сделать открытие магазина значимым событием на выбранной территории и привлечь максимум внимания публики.

    Считается, что первый pop-up магазин был открыт в Лос-Анжелесе в 1999 году компанией Vacant. Позже идею взяли на вооружение многие модные бренды (Louis Vuitton, CHANEL, YSL, Prada и Stella Mccartney GAP, H&M и другие) и в настоящее время применение подобной практики для западных компаний становится уже обычным делом.

    В России к родственным pop-up формату можно отнести различные сезонные ярмарки или так называемые «распродажи таможенного конфиската», которые мигрируют из района в район и с помощью рекламной кампании стараются достучаться до каждого жителя.

    Применительно к рынку посуды формат pop-up магазинов обладает рядом очевидных преимуществ, вытекающих как из особенностей посудного рынка в целом, так и из особенностей поведения покупателей. В первую очередь, можно отметить относительную доступность данного формата. Открытие pop-up магазина обычно не требует особых затрат – помещение под магазин снимается на ограниченный срок времени, оформление торгового пространства производится с помощью недорогих материалов. Кроме того, pop-up магазины можно открывать в период, когда спрос на посуду и кухонные и столовые принадлежности достигает максимума. Это выгодно отличает их от обычных специализированных магазинов, которым зачастую свойственно быть убыточными в весенне-летний период.

    Покупка посуды, как известно, носит эпизодический и часто импульсивных характер. Не случайно обычные магазины постоянно вынуждены проводить различные акции, стимулирующие покупателей на быстрое принятие решения о приобретении данных товаров. Открытие pop-up магазина и сопровождающая его рекламная кампания – это отличный повод актуализировать потребность в приобретении посуды у потенциального покупателя.

    Данный формат торговли - хорошая альтернатива царящей в обычных торговых пространствах скуке. В pop-up магазинах всегда должен быть элемент перформанса, интерактивности, а это особенно нравится молодому поколению покупателей. Кроме того, такие магазины позволяют целенаправленно достучаться до той или иной аудитории покупателей, проживающих в том или ином географическом регионе.

    Еще одна функция pop-up магазинов – это «разведка боем» перед открытием стационарных торговых заведений. Pop-up магазин позволяет в полевых условиях оценить привлекательность того или иного места, покупательский трафик и потребности покупателей.

    На рынке посуды накопился уже довольно большой опыт по открытию pop-up магазинов. В частности, известная марка кухонной посуды Le Creuset не так давно открыла pop-up магазины в Индии и Южной Африке, решая сразу несколько задач – привлечь внимание покупателей к марке, оценить потенциал своей продукции, заявить о намерении развивать собственную розничную сеть и т.д. Другой пример – финская компания Finnish Design Shop, которая открыла pop-up магазин на территории старых таможенных складов в Хельсинки, ставший центром притяжения огромного количества туристов. Флагман датского дизайна Normann Copenhagen активно использует формат pop-up магазинов, как открывая их в разных городах Европы, так и предоставляет свои стационарные торговые площади для pop-up проектов дружественных дизайнерских брендов.

    Были примеры использования формата pop-up магазинов и в России. Прошлой весной в Москве в торговом центре Dream House открывался , а летом этого года .

    Самая большая трудность в открытии pop-up магазинов - выбор подходящего места. Естественно, что снять на короткий срок хорошее помещение довольно трудно, поэтому для таких магазинов используются нетрадиционные решения. В частности, pop-up магазины открываются на территории неторговых объектов (в этом случае неудобное месторасположение компенсируется дополнительными рекламно-информационными усилиями), либо местом может быть магазин компании-партнера, для которого подобная активность выгодна, так как увеличивает трафик и привлекает дополнительную аудиторию.

    В статье использованы фото с сайтов .

    Торговля является одним из самых востребованных источников дохода. Если вас привлекает занятие собственным бизнесом, рассмотрите вариант открытия посудной лавки. Составьте и тщательно проработайте бизнес-план магазина посуды, и результат не заставит себя ждать. Попробуйте открыть магазин, и он станет вашим надежным и постоянным источником доходов.

    Почему сегодня выгодно торговать посудой?

    Во-первых, у людей всегда было, есть и будет стремление выделяться из толпы. Каждая хозяйка всегда рада удивить своих гостей и близких сервировкой как праздничного, так и повседневного стола. Немаловажную роль в посудном бизнесе сыграл советский дефицит - время, когда у людей присутствовало желание отличаться, но это было невозможно по одной простой причине: все ели и пили из одинаковых чашек и тарелок, потому что других в то время не было. Поэтому в наши дни для людей очень ценно иметь в доме что-либо красивое и необычное. Это касается и посуды.

    Во-вторых, на продажу посуды значительное влияние оказывают социальные факторы. Роскошные сервизы являются обязательными подарками к свадьбе или новоселью. Чем больше люди приобретают домов и квартир, тем сильнее повышается спрос посуду для обустройства нового жилья.

    В-третьих, постоянное изменение модных тенденций всегда влечет за собой спрос на посуду. Сейчас в магазинах можно найти тарелки не только круглой, но и овальной, квадратной и даже треугольной формы, имеющих при этом различные цветовые решения. Постоянно расширяющийся ассортимент - еще один залог успешной торговли.

    Вернуться к оглавлению

    От составления бизнес-плана будет зависеть успех вашего начинаемого дела.

    Правильно составленный бизнес-план поможет открыть магазин и станет залогом успеха и будущей прибыли.

    Поэтому ответственно подойдите к этому вопросу и воспользуйтесь консультацией специалистов, которые проведут анализ вашего бизнес-плана и проверят правильность расчетов

    Вернуться к оглавлению

    Производители и поставщики

    Для начала следует определиться с марками производителей, которые будут представлены на продажу. По ценовому диапазону производители делятся на классы:

    • низкий - Турция, Китай;
    • средний - Польша, Беларусь;
    • высокий - Франция, Чехия, Италия.

    Подробно изучив ассортимент различных марок, приступайте к выбору будущих поставщиков. Учитывайте их условия и цены. Для поставщиков очень важным критерием является исполнение условий заказчиком. Для того, чтобы ваше дальнейшее сотрудничество было выгодным и успешным для обеих сторон, заранее ознакомьтесь с условиями оплаты и поставки продукции, выделите для себя все плюсы и минусы.

    Следующий шаг - определение аудитории покупателей. От этого зависит, какую точку вы хотите открыть: моно- или мультибрендовую. Новичкам лучше ориентироваться на второй вариант, так как он более гибок. Не имея определенного опыта и навыков в торговле посудой, довольно сложно на начальных этапах представлять только одну фирму.

    Вернуться к оглавлению

    Помещение: месторасположение, площадь, интерьер

    Чтобы открыть посудный магазин, необходимо выбрать правильное месторасположение. Важно, чтобы торговая точка находилась в густонаселенных и проходимых районах. Наилучшим вариантом будет расположение посудной лавки в крупном торговом центре. При таком расположении обеспечивается постоянный поток посетителей. Не будет лишним ознакомиться с расположенными поблизости конкурентами, а также оценить их ценовую политику в отношении товара, которым они торгуют. Цена аренды помещения будет колебаться в зависимости от места положения, наличия парковок и удобства подъездных путей.

    При выборе помещения необходимо учитывать площадь торговой точки. Для организации небольшого магазина минимальная площадь составит 60 кв. м. Метраж зависит от количества зон и ассортимента продукции. Посуда подбирается по назначению и разделяется на зоны, например, праздничная - в одну зону, повседневная - в другую.

    Важным шагом является оформление интерьера магазина. От этого также будут зависеть расходы на закупку оборудования (кассовый аппарат, витрины, полки, стеллажи и т. д.), сведения о которых должны быть занесены в бизнес-план. Если работать с производителями напрямую, то они могут предоставлять торговое оборудование для своей продукции. В фирменных стеллажах посуда будет выглядеть более эффектно. Минус в том, что иностранные производители сотрудничают исключительно по предоплате, но в тех случаях, когда речь идет о суммах в несколько десятков и сотен тысяч долларов, есть возможность получить скидку в размере до 10%.

    Вернуться к оглавлению

    Подбор персонала и проведение рекламы

    Серьезно нужно подойти к выбору персонала. Продавцы-консультанты могут стать залогом как успеха торговли, так и провала. Поэтому необходимо перед открытием магазина обучить персонал характеристикам продукции и технологиям продаж. Достаточно шести продавцов, которые будут работать по трое посменно. Рекомендуется брать на работу обаятельных и привлекательных женщин, которые сами любят готовить и сервировать стол. Если продавцам нравится товар, который они продают, то они смогут компетентно рассказать о преимуществах продукции и убедить покупателя в необходимости покупки.

    Чтобы привлечь будущих клиентов, необходимо создать эффективную рекламную компанию. Воспользуйтесь следующими способами рекламирования:

    • собственный сайт;
    • наружная реклама;
    • реклама в местных СМИ;
    • размещение рекламы в местных кулинарных журналах и газетах;
    • product placement на телевидении (посуда предоставляется для использования в кулинарных передачах).

    Система лояльности к клиенту - одно из главных конкурентных преимуществ любого магазина. Поэтому необходимо создать систему скидок, а также проводить рекламные акции с розыгрышами и призами. Ваша задача - удерживать клиентскую базу, а посетителей, которые окажутся в магазине впервые, делать вашими постоянными клиентами.