Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Что изучают логисты. Логистическая компания - это предприятие, оказывающее услуги по транспортировке, обработке и хранению грузов. Рейтинг российских логистических компаний. Логист - что за профессия

    Что изучают логисты. Логистическая компания - это предприятие, оказывающее услуги по транспортировке, обработке и хранению грузов. Рейтинг российских логистических компаний. Логист - что за профессия

    С развитием бизнеса и расширения сотрудничества деловые взаимоотношения все чаще сталкиваются с вопросами, касающимися доставки и перемещения сырья, информации, финансов и – организацией этих процессов занимаются отделы логистики или логистические компании .

    Несмотря на кажущуюся легкость осуществления такого мероприятия, оно является достаточно сложным , трудоемким и требует большого количества знаний и опыта в данной сфере.

    Определение

    Под термином понимается управление потоками товара, финансов и информации .

    Суть данного процесса заключается в том, чтобы найти наиболее рациональный способ движения продукта и сопутствующих средств от производителя до конечного получателя и потребителя.

    Сложность его заключается в необходимости строгого контроля от момента получения заказов и информации о планируемых передвижениях до налаживания процесса производства, хранения товара и сырья и разработки оптимальных способов его доставки.

    При организации логистических процессов специалист, занимающийся решением данного вопроса, должен таким образом построить весь процесс, чтобы получить максимальную прибыль при минимальных на то затратах .

    В то же время, экономия средств должна быть разумной, ведь покупатель намерен получить товар высокого качества по приемлемой для него цене в предельный срок и при этом с соблюдением определенного качества обслуживания.

    Особенности и ключевые проблемы в России

    Рыночные отношения в нашей стране находятся еще на стадии формирования, в связи с чем и в самой логистике существует ряд проблем, требующих своевременного решения.

    Основными особенностями и проблемами логистики в настоящее время в нашей стране являются следующие :

    • сложность организации плановых продаж по причине их значительного расхождения с фактическими;
    • небольшое количество транспортных компаний и, как следствие, минимальная конкуренция среди них (такие организации часто некачественно выполняют свои обязанности и необоснованно завышают цены на оказываемые услуги);
    • отсутствие должной оптимизации сети поставщиков;
    • высокая стоимость процесса организации складской логистики;
    • низкая эффективность разработанных потоков продукции.

    Современная логистика делится на несколько видов , выполняющих определенные функции:

    • закупочная – выполняет функции поиска поставщиков и анализа их рынка, оценку надежности, корректировки запасов предприятия, складирования товара и сырья, налаживание выгодных связей с клиентами;
    • маркетинговая – заключается в анализе рынка сбыта, управлении запасов товара, потоков финансов, складирования, транспортировки, ценообразования, политики кредитов и рекламы;
    • складская – контролирует схему расположения складов, их параметров, полезной площади, объема, организацию оборота документов, складские издержки;
    • транспортная – регулирует выбор вида транспорта (автомобильный, авиа, железнодорожный, трубопроводный и т.д.), а также маршрута доставки;
    • финансовая – выполняет регулирование взаиморасчетов, дебиторской и кредиторской задолженности, а также затрат компании на перевозки;
    • торговая – регулирует вопросы, касающиеся работы склада, его запасов, транспорта;
    • промышленная – выполняет функции снабжения производства, организации сбыта и потоков персонала;
    • классическая – решает общие вопросы, касающиеся организации и оптимизации процессов предприятия;
    • инновационная – касается вопросов поиска и реализации доп. резервов повышения эффективности работы и увеличения прибыли;
    • интегрированная – выполняет функции объединения всех процессов одного производства для создания единого бесперебойного процесса.

    Предмет, цели, задачи и логистические модели

    Предметом логистики является управление потоками ресурсов отдельной компании и состояния ее ресурсов.

    Как следствие, цель логистики – это повышение эффективности работы организаций путем поиска более выгодных способов перемещения потоков товара, финансов и средств.

    Из списка задач, решаемых логистикой, основными являются:

    • управление движением товаров;
    • контроль организованных потоков товаров, услуг, финансов и информации;
    • осуществление прогноза необходимости товаров и сырья и, как следствие, планирование их передвижения.

    При рассмотрении предмета логистики и ее организации более глубоким вопросом является понятие используемых моделей (объектов). В качестве таких объектов исследуются набор действий и принципов построения этапов организации доставки (материальный поток, логистические издержки и т.д).

    Пример использования на всех этапах бизнеса

    Логистика является необходимой практически на всех этапах предпринимательской деятельности и используется следующим образом (рассмотрим на примере производства продуктов питания):

    1. Планирование бизнеса . Необходимо рассчитать насколько выгодно размещение производства в конкретном месте – рационально ли оно с точки зрения стоимости доставки сырья, а также удаленности от точек их нахождения. Стоит отметить, что поставленные владельцем перед логистом задачи необходимо решать в кратчайшие сроки.
    2. Планирование поставок произведенной продукции . Важным моментом является доставка продукции, если она является скоропортящейся (хлеб, молоко, колбасные изделия) – ведь от скорости и налаженности процесса в конечном итоге зависит и отсутствие потерь предприятия. Кроме того, на этапе налаживания отношений с клиентами весьма важно доставлять товар в желаемые сроки и, иногда, в конкретно указанное время.
    3. Управление сбытом продукции . Тут уже сама логистика вступает в тесную взаимосвязь с другими структурами предприятия и, наиболее плотно, с маркетингом. Слаженная работа всех работающих структур предприятия в целом должна обеспечивать наиболее точное и полное выполнение поставленных задач.

    Многогранность логистики заключается в том, что в процессе решения и организации поставленных задач осуществляется большое количество операций :

    • заключение и контроль выполнения договоров с поставщиками и покупателями;
    • контроль управления запасов предприятия;
    • организация перевозки (иногда и доставки необходимых материалов);
    • решение вопросов с органами таможни;
    • анализ существующих потребностей рынка;
    • разработку и заключение договоров с клиентами с учетом правовых и юридических аспектов.

    Выбор транспортной компании

    При необходимости выбора транспортной компании обычно обращают внимание на следующие факторы :

    1. Цена на услуги . Разумеется, она не должна быть слишком высокой по сравнению с услугами других компаний. Но и слишком низкая стоимость может быть чревата несоблюдением обязательств и низким качеством обслуживания.
    2. Величина компании и наличие у нее филиалов в различных точках страны . Чем более развита будет транспортная компания, тем большую карту грузоперевозок она будет охватывать. Как следствие, при необходимости осуществления перевозок в различных направлениях можно будет продолжать пользоваться услугами одной и той же фирмы.
    3. Сроки доставки товара в определенную точку, необходимую клиенту . Как правило, у каждой транспортной компании определены свои сроки перевозок от одного населенного пункта до другого. Тут уже клиент самостоятельно решает – подходят они ему или нет.
    4. Расположение склада . Основное значение имеет удаленность места, откуда необходимо забирать груз от терминала транспортной компании, ведь проезд даже пустого транспорта также должен соответственно оплачиваться.
    5. Условия перевозок грузов и наличие случаев повреждения товара . Это зависит от механизма комплектации продукции, скорости перевозки, организации процесса погрузки и разгрузки.
    6. Наличие онлайн-калькулятора на сайте транспортной компании . Даже до процесса обращения к ее специалистам можно самостоятельно, введя необходимые условия перевозки и пунктов отправки и получения груза можно предварительно просчитать стоимость перевозки.
    7. Профессионализм менеджеров транспортной компании . От того, насколько квалифицированные и опытные работники будут на фирме, в конечном итоге зависит качество произведенных работ и услуг.

    Секции влияния

    Логистика как отдельная структура оказывает влияние на следующие процессы :

    • обработку поступающей информации (заказы, существующие клиенты, точки доставки) и ее трактовку в пользу оптимизации перемещения товаров;
    • взаимодействие с государственными органами – таможенные службы, налоговая инспекция и т.д.;
    • запас сырья, поскольку одной из задач логиста является бесперебойное и своевременное обеспечение клиента продукцией, то объемы ее выпуска должны находиться также в сфере влияния;
    • закупка (отдел логистики обязательно контролирует процесс осуществления закупок сырья и материалов, которые оказывают влияние на процесс сбыта).

    Взаимосвязь с маркетингом

    Логистика и маркетинг, особенно на этапе распределения произведенной продукции, очень тесно взаимосвязаны и направлены на наиболее качественный процесс реализации с целью повышения продаж предприятия.

    Общими задачами, при решении которых пересекаются логистика и маркетинг, являются:

    1. Построение и организация сети распределения отгрузки товара в зависимости от его востребованности и минимизации затрат.
    2. Выбор тары и упаковки для товара . С одной стороны, она должен привлекать клиента, как обычного потребителя, а с другой, обеспечивать целостность и сохранность продукции в процессе хранения и доставки.
    3. Процесс ценообразования . Осуществление маркетинговых действий и доставки товара может существенно изменить стоимость продукции как в сторону увеличения, так и уменьшения (что, естественно, является более приоритетным).

    Чем занимается отдел логистики

    Отдел логистики является организационной службой предприятия и основными направлениями его деятельности являются:

    1. Разработка оптимальных маршрутов доставки товара с учетом максимально полной загрузки транспорта, кратких сроков доставки и сохранения качества товара.
    2. Сокращение расходов на организацию перевозок. Зачастую это достигается использованием одного транспорта для доставки нескольких грузов в одном направлении.
    3. Обеспечение сохранности груза в процессе его доставки. В этом случае важную роль играет безопасность маршрута, учет температурных и влажностных условий транспортировки товара, быстрота загрузки и выгрузки продукции.
    4. Эффективное взаимодействие с другими подразделениями фирмы для обеспечения увеличения прибыли, сокращения затрат и повышения рентабельности.

    Что подразумевает работа в логистике и кто такой логист? Ответы на данные вопросы — в данном видео.

    Мария Соболева

    Логистика – что это такое и в чем ее польза?

    Что такое логистика? Чем занимается эта наука, какие задачи решает? Для чего нужны логистические компании, есть ли смысл пользоваться их услугами?

    Что такое логистика простыми словами

    Определений логистики столько, что у нас не хватит времени все их перечислить. Да нам терминология особо и ни к чему. Главное - уловить смысл этого понятия.

    Вкратце охарактеризовать, что такое логистика, можно так: цель этой науки — в наиболее рациональном продвижении товаров и услуг от поставщика к конечному потребителю.

    Сам этот процесс невероятно сложный, представляет собой единую цепочку взаимосвязанных действий: от маркетинга и получения заказа до производства, хранения и транспортировки.

    Логистика — это управление потоками товаров, услуг, финансов, информации. Но не только - логистику смело можно назвать настоящей философией успешного бизнеса.

    Логистика - какие у нее задачи

    При чем тут философия, спросите вы? Да все очень просто: есть клиент со своими требованиями - он желает получить товар или услугу хорошего качества, по оптимальной цене, вовремя и чтобы сервис был при этом на высшем уровне.

    А поставщик хочет организовать этот процесс так, чтобы затраты были минимальными, а прибыль, соответственно, максимальной.

    И когда каждый получает свое, оставшись довольным конечным результатом - цель логистики достигнута.

    Что такое главная задача логистики - удовлетворить потребности потребителей, уж извините за тавтологию.

    А какие у нас потребности? Мы хотим в нужное время, в удобном месте покупать товар отличного качества: утром только что испеченную булку и свежую газету, днем - вкусный обед по приемлемой цене в ближайшем кафе, вечером - сделать покупки продуктов для семьи (и чтобы недорого, но качественно, и ассортимент широкий).

    Как при этом будет организован процесс производства товаров, откуда их везут, где хранят, сколько людей задействовано в этом движении, каким образом все оплачивается и координируется - нас не волнует.

    Транспортная логистика, что это такое - процесс управления транспортировкой грузов (перемещением материальных ценностей с помощью транспорта).

    Что важно в данной логистике:

    1. необходимо создать транспортные коридоры;
    2. выбрать оптимальные виды транспортных средств;
    3. проложить рациональный маршрут;
    4. планировать процесс доставки совместно с производителями и складским звеном цепочки;
    5. минимизировать затраты на транспортировку;
    6. более полно использовать подвижной состав с учетом его грузоподъемности;
    7. доставлять продукцию своевременно.

    Складирование и грузопереработка

    Склады, где хранятся материалы и готовая продукция, - важные составляющие логистической системы. Есть склады, которые привязаны к производству, и самостоятельные объекты. Некоторые располагаются на базах и в магазинах.

    А что такое грузопереработка - имеются в виду процессы погрузки-разгрузки и перемещения по складским территориям всех поступающих товаров.

    Управление запасами

    Эта область логистической системы требует строгого и точного расчета - какое количество запасов необходимо в каждой точке инфраструктуры. Здесь расчеты производятся с учетом потребностей всей цепочки, а главная задача - доставить потребителю вовремя и в нужном объеме и качестве заказанную продукцию.

    Информационное обеспечение

    А данная часть общей системы позволяет оптимально регулировать весь процесс. Именно информационные системы дали возможность объединить отдельные звенья в одно целое.

    В результате появилась возможность так организовать всю схему поставки, чтобы расходы были минимальными.

    Логистика - проблемы и перспективы

    Что такое логистика у нас? Пока еще недостаточно развитая отрасль управления, и тормозит ее активное внедрение множество проблем.

    Например, в дефиците квалифицированные кадры, владеющие технологиями современной логистики.

    Зачастую руководители даже крупных компаний недооценивают роль логистических процессов в успехе своего бизнеса.

    Повсеместно встречается и такая проблема - на многих предприятиях не применяются необходимые сегодня технологии: штрих-кодирование, автосистемы обработки товаров и так далее.

    Извечная проблема дорог, увы, пока актуальна. Качество магистралей оставляет желать лучшего, не говоря уже об их полном отсутствии в некоторых регионах. Отсюда - дополнительные транспортные издержки.

    Современных складских помещений тоже не хватает, да и стоимость услуг по хранению и обработке грузов слишком велика.

    И, пожалуй, самой главной проблемой слабого развития логистики является противоречие интересов разных участников логистической цепочки. У всех, как правило, опыт в своем узком направлении деятельности (кто-то занимается хранением продукции, другие специализируются только на доставке груза). Каждый преследует свои интересы.

    И главная задача логиста - организовать единую систему, мотивировать участников процесса к согласованному выполнению общей цели, то есть своевременной доставки продукции конечному потребителю.

    Квалифицированные, толковые логисты сегодня относятся к представителям самых востребованных профессий . Требования к ним высокие, знать и уметь нужно много. Так что амбициозным молодым людям, выбирающим будущую специальность, есть над чем задуматься.


    Забирай себе, расскажи друзьям!

    Читайте также на нашем сайте:

    Показать еще

    Приветствую вас! Сегодня мы будем говорить о логистике, науке, помогающей предпринимателям снижать себестоимость их продукции.

    Вы узнаете о том, что такое логистика, как грамотно уменьшить издержки, избежать простоев на предприятии, и в результате увеличить процент своей чистой прибыли.

    Мы не только расскажем вам о видах логистики и ее значимости для эффективной работы бизнеса, но и дадим практические советы по выбору компаний-партнеров.

    Что такое логистика простыми словами?

    Если говорить без заумных экономических терминов и понятий, простыми словами, то логистика, это грамотная организация потоков различных материальных ценностей, как внутри предприятия, так и за его пределами. Главная цель логистики - снизить издержки при производстве и продаже конечного продукта.

    При этом логист не просто ищет самую бюджетную компанию, оказывающую услуги по перевозке товаров. Такой специалист отвечает за поиск поставщиков, оформление с ними договорных отношений, организовывает складское хранение на предприятии, перевозку сырья и готовой продукции, оформляет документы для таможни, и заключает соглашения с потенциальными клиентами предприятия.

    Давайте рассмотрим этот процесс и разберем, что это за профессия, на примере работы мясокомбината.

    В данной ситуации производитель платит не только за купленное им мясо, но и за его доставку на предприятие, хранение сырья и готовых продуктов на складах, а также за доставку товара до магазинов. Это и есть логистические расходы, которые нередко составляют до 20% себестоимости продукта.

    Главная задача логиста – свести такие издержки к минимуму. Выглядит это, как правило, следующим образом.

    Специалист сравнивает условия, предлагаемые различными поставщиками:

    • Ферма №1, продает свиней живым весом по 100 рублей за килограмм. При этом она расположена в трех километрах от мясокомбината;
    • Ферма №2, реализует аналогичный товар по 80 рублей за килограмм, и находится в 85 километрах от предприятия.

    Казалось бы, ферма№2, со своим демократичным ценником вне конкуренции. Но прежде, чем принять решение, логист оценит затраты на транспортировку груза. В результате, учитывая стоимость «подвоза» поросят, получится, что килограмм свинины с фермы №1 обойдется мясокомбинату в 102 рубля, а с фермы №2 – в 120 рублей.

    При этом логист подумает и о рисках. При работе с дальней фермой выше вероятность сбоя поставок. Всем известно, что чем длиннее путь, тем чаще возникают различные сложности: ДТП, поломка автомобиля и т.д. Также, если у комбината возникнет экстренная потребность в сырье, то с фермы, расположенной в трех километрах, он получит свинину быстрее, чем от дальнего поставщика.

    Более того, логист обязательно просчитает, во сколько обойдется заведение своего животноводческого комплекса на предприятии, и не будет ли это более выгодно, чем сотрудничество со сторонними организациями.

    В логистике многое зависит от специфики бизнеса, места расположения производственной базы, погодных условий и т.д. Именно поэтому не существует универсальной логистической модели, и в каждом конкретном случае специалисты ищут новые, уникальные пути снижения издержек.

    Кстати, удивительно, но логистика как таковая, зародилась не в эпоху бурного развития капитализма, а гораздо раньше. Известно, что в период аграрного общества, уже существовали конкретные торговые пути, по которым курсировали продавцы товаров. И составлялись такие «дорожные карты» по той же системе, что и сейчас: как продать максимум товаров, проехав минимальное расстояние.

    Логистика в России

    В России логистическая система, гораздо сложнее и затратнее, чем во многих других странах. На это имеются объективные причины:

    • Обширные территории. Компаниям, при транспортировке грузов приходится преодолевать большие расстояния. Даже те предприятия, которые работают внутри одного региона, нередко вынуждены возить сырье и продукцию за сотни километров.
    • Низкое качество дорог. Этот фактор влияет на расход горючего и на амортизацию автомобиля. Соответственно, он отражается и на конечном ценнике на доставку грузов.
    • Суровый климат. Зима в большинстве российских регионов долгая и холодная, что является причиной высоких цен на складское хранение. Причина проста – для складов приходится строить капитальные здания, которые, к тому же, нужно отапливать девять месяцев в году. Большинство товаров, просто нельзя хранить в «холодных» помещениях.
    • «Пробелы» в законодательстве. Предприятие не может получить по суду достойную компенсацию с поставщика или транспортной компании, которая сорвала доставку груза и стала причиной простоев на производстве. Именно поэтому необходимо, еще на стадии заключения договора, уделять пристальное внимание штрафным санкциям для недобросовестных перевозчиков.

    Направления и виды работы в логистике

    В зависимости от специфики деятельности предприятия, применяется один или несколько видов логистики. Виды логистики:

    • Производственная логистика

    Производственная логистика - это управление потоками сырья и готовой продукции внутри самой компании. Соответствующие специалисты занимаются согласованием производственного процесса во всех внутренних подразделениях, чтобы цеха не простаивали, а работали одновременно, решая свои задачи.

    В сфере закупок логист контролирует своевременную поставку сырья должного качества, его хранение, и наличие всех необходимых «расходных материалов» для организации бесперебойной работы на производстве.

    Вернемся к примеру с мясокомбинатом. Здесь необходимо не только вовремя привезти свинину, но и проследить, чтобы на складах были все нужные специи, упаковочный материал и т.д. При этом логист контролирует, чтобы объем производимой продукции соответствовал спросу. То есть, чтобы на изготовленные 500 килограммов колбасы уже был покупатель. В противном случае товара надо производить меньше, так как готовая продукция должна расходиться по торговым сетям, а не лежать на складах «мертвым грузом».

    • Складская логистика

    Не менее важна и складская логистика, которая контролирует методологию приема товаров на хранение и их отпуск со склада.

    • Транспортная логистика

    Что касается транспортной логистики, то тут специалисты должны выбирать оптимальные маршруты доставки. Они также решают, что выгоднее, приобрести свой транспорт или пользоваться услугами грузоперевозчиков.

    • Таможенная логистика

    При международных поставках, огромная ответственность ложится на специалиста по таможенной логистике, отвечающего за сопровождение грузов и наличие необходимых документов. Данная сфера деятельности подразумевает работу с огромным количеством юридических нюансов, так как неправильное оформление бумаг может обойтись вам очень дорого.

    В лучшем случае задержка груза станет причиной простоя на предприятии, в худшем – потери товара. Сами понимаете, партия экзотических фруктов, либо цветов не сможет бесконечно «ждать» пока вы разберетесь с бюрократическими проволочками. Товар в этом случае испортится.

    Выбираем партнера для логистики

    Предприятия, как правило, пользуются услугами специализированных логистических компаний. И в данном случае, для успешной работы, очень важно грамотно выбрать компаньона.

    Прежде всего, обратите внимание на размер авто-парка перевозчика. Чем крупнее логистическая компания, тем дешевле стоят ее услуги. Сами понимаете, перевозчик с 25 «штатными» автомобилями заправляется по оптовым ценам, и обслуживает транспорт со скидками. Соответственно себестоимость его услуг ниже, чем у «мелких» компаний. Значит, и конечный ценник будет более бюджетным.

    Уточните условия сотрудничества. Готов ли перевозчик нести финансовую ответственность за нарушение сроков поставок и страхует ли он перевозимый груз. Последний фактор крайне важен. Мы уже говорили о том, что в дороге может случиться что угодно. Задайтесь вопросом, кто будет «покрывать» ущерб, если автомобиль, например, попадет в аварию.

    Узнайте также, готова ли компания, в случае необходимости предоставлять вам срочные услуги, непредусмотренные заранее согласованным планом. Лучше выбрать поставщика, который способен работать в экстремальных ситуациях, пусть и по более высокому «ценнику».

    И, конечно же, постарайтесь пообщаться с другими клиентами компании, и почитайте отзывы о ее работе в сети Интернет.

    Теперь вы знаете о том, что такое логистика, и насколько она важна для грамотного ведения бизнеса. Это не просто доставка товаров из пункта «А» в пункт «Б», это построение системы сотрудничества, при которой максимально снижаются издержки на производстве.

    В наше время с необходимостью решать «логистические задачи» сталкиваются все предприниматели, вне зависимости от масштабов компании. Логистика актуальна, как для автомобильного завода, так и для таксиста, который посадив в машину клиента, старается выбрать самый короткий маршрут.

    На этом я с вами прощаюсь, и помните, сэкономленные – это заработанные деньги!

    В настоящее время существует несколько десятков определений термина "логистика" .

    Так, в соответствии со словарем терминов Российской академии наук, выпущенного под общей редакцией проф. Резера С.М., под логистикой понимается - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, хранением и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до про производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, и материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

    Выделено также определение: транспортная логистика - наука о системной интеграции транспортных и логистических активностей (действий хозяйствующих субъектов) в форме транспортно-логистических услуг для оптимизации грузопотоков на основе действующего законодательства.

    Ряд ведущих российских ученых (д.т.н., проф. Миротин Л.Б., д.э.н., проф. Некрасов А.Г.) сформулировали краткое определение. В соответствии с этим определением логистика - зависящее от времени местоположение ресурсов, или стратегическое управление всей цепью поставок.

    Одна из крупнейших логистических компаний (Major) определяет логистику, как науку, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям. По мнению специалистов компании современный этап развития отрасли (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах.

    Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) в 1976 г. внес изменения в определение что такое логистика - «Логистика - это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителям, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов ». Данное определение не охватывает абсолютно все специальные понятия, которые входят в функциональную область, оно отражает необходимость в едином управлении товарно-материальными потоками от источника сырья и материалов до пункта распределения готового продукта.

    Наиболее яркое проявление заключается в том, что логистика обеспечивает комплексный результат за счет внутренней и внешней интеграции одной из ключевых сфер компетентности делового предприятия.

    Оперативная задача логистики состоит в том, чтобы организовать такое географическое размещение источников сырья, незавершенного производства, запасов готовой продукции, которое отвечало бы потребностям в них и одновременно было бы сопряжено с минимальными возможными издержками. Именно благодаря лoгиcтикe (управлению материальными потоками) в промышленно развитых странах сырье и материалы поступают в свободные производственные мощности, а готовые продукты распределяются по маркетинговым каналам среди потребителей. Логистика — невероятно сложный феномен! Только в Соединенных Штатах Америки рыночную структуру составляют примерно 1,5 млн. розничных торговцев и свыше 460 тыс. оптовиков. Для доставки продуктов и материалов этим деловым предприятиям и от них, согласно официальной регистрации, использовалось 14,9 млн единиц коммерческого грузового автотранспорта. Совокупные инвестиции в запасы в оптовой и розничной торговле превысили 893 млрд. дол.

    Логистика создает добавленную стоимость в том случае, если товарные запасы размещены надлежащим образом для облегчения процесса продаж. Однако создание стоимости в сфере логистики требует значительных затрат. Хотя эти затраты с трудом поддаются измерению, но все же большинство экспертов сходится в том, что ежегодные расходы на поддержание лoгистики в работоспособном состоянии составили около 10% валового национального продукта (ВНП). Иначе: на каждый триллион долларов, потраченный на создание ВНП, приходится свыше 100 млрд дол. затрат. Расходы на транспортную логистику достигли 425 млрд. дол., что составляет 6,3% ВНП.

    У отдельных компаний расходы на логистику обычно колеблются в пределах от 5 до 35% от объема продаж, в зависимости от типа бизнеса, географического масштаба деятельности и соотношения весовых и ценовых характеристик готовых продуктов и используемых материалов. Затраты на лoгистику, как правило, составляют одну из крупнейших статей расходов, связанных с ведением бизнеса, уступая место лишь затратам на сырье и материалы в производстве или себестоимости реализованной продукции в оптовой и розничной торговле.

    Общая задача состоит в том, чтобы обеспечить намеченный (целевой) уровень обслуживания потребителей при минимальных общих издержках. Логистика — весьма сложная сфера деятельности, состоящая из множества отдельных частных операций. А за планирование этой деятельности и руководство ею отвечают менеджеры. Очень важно, чтобы люди, выполняющие повседневную работу в области лoгиcтики, хотя бы в основных чертах представляли себе, как их труд вписывается в общую картину. Не менее важно, чтобы лoгиcты понимали, что от недостатков или, наоборот, достижений в этой области во многом зависит успешность общей стратегии делового предприятия.

    К базовым операциям относятся особые виды деятельности (транспортная и складская логистика), имеющие важное значение для бесперебойного функционирования. Они чрезвычайно разнообразны - от приема заказов и грузоперевозки до работы исполнительного директора. Природа логистики такова, что в выполнении базовых операций обычно участвует множество людей. Широкий географический разброс операций означает, что огромный объем важнейших видов работы выходит за рамки непосредственного контроля вышестоящего начальства. Таким образом, при всем многообразии видов деятельности, относящихся к логистикe, существует особая потребность в специализированных трудовых операциях. Каждая из таких операций является потенциальным объектом стандартизации, упрощения и даже полной ликвидации при возможной реорганизации логистической системы.

    В заключение можно отметить, что лoгистика компании есть интегрированный процесс, призванный содействовать созданию потребительной стоимости с наименьшими общими издержками. Она существует для того, чтобы удовлетворять запросы потребителей, в частности опосредованно - облегчая производственную и маркетинговую деятельность. На стратегическом уровне менеджеры по логистикe стремятся достичь заранее согласованного качества обслуживания клиентов на базе накопленной компетентности, доведенной до уровня высокого искусства. Проблема заключается в том, чтобы уравновесить ожидания, связанные с качеством сервиса, и требуемые затраты согласно намеченным хозяйственным целям.

    Особенности логистики в России

    Результаты, проводимого раз в два года исследования, отражают уровень развития различных секторов лoгиcтики. Россия имеет следующие показатели:

    Системы прозрачности и контроля - 79 место;

    Качество лoгиcтики и компетенций - 92 место;

    Своевременность доставки - 94 место;

    Инфраструктура (включая объекты транспортной и складской логистики ) - 97 место;

    Международные отгрузки - 107 место;

    Доля транспортных расходов в структуре ВВП России - около 20% - одна из самых высоких в мире.

    Без решения транспортных проблем потенциал роста экономики России ограничен - до 3% год в ближайшие 5-7 лет

    Ключевые проблемы в логистике в России

    • Неразвитая логистическая инфраструктура создает барьеры для создания эффективной сети, развития отрасли и экономики в целом;
    • Неэффективность цепей поставок в России приводит к низкой конкурентоспособности российской промышленности
    • Планирование логистики: не синхронизированность фактических продаж с планами, производством и закупками; длинный лаг коррекции производства и закупок при нестабильном спросе.
    • Организация поставок: малое количество "качественных" поставщиков - низкая конкуренция; риск попадания в зависимость от поставщиков; высокая себестоимость в сценарии самостоятельного производства.
    • Не оптимальная сеть поставщиков;
    • Неэффективная карта потоков, загрузка и тип транспорта, упаковка и т.д.
    • Производство и закупки: конфликт интересов между производством (достаточность запасов) и закупками / контроллингом (минимизация "замороженной" ликвидности).
    • Прозрачность затрат: отсутствие прозрачности в формировании логистической составляющей себестоимости (закупки, транспортировка, хранение и т.д.)
    • Высокие удельные затраты на складскую логистику : хранение и грузообработку.
    • Срывы и невозможность качественного планирования транспортной лoгиcтики.

    В этом году экономическая ситуация в России хуже чем в прошлом году: объемы потребления сокращаются, что приводит к пропорциональному (а часто и большему) сокращению рынка услуг транспортной и складской логистики . Также в России по прежнему наблюдается низкий уровень качества подготовки специалистов, что приводит к кадровому дефициту профессионалов в области управления цепями поставок, складской логистикой и транспортными системами.

    Тенденции развития логистики направлены на решение следующих задач:

    1. Снижение рисков безопасности цепей поставок. Компаниям необходимо интегрироваться для решения этой проблемы.
    2. Устойчивость цепей поставок. При отлаженных цепях поставок результаты логистической деятельности будут стабильные.
    3. Важно обеспечить создание ценности товаров для потребителей. Главная цель лoгиcтики - удовлетворение потребностей потребителей. Компании должны фокусировать внимание на реализующих структурах с целью получения информации от потребителей об удовлетворении их потребностей.
    4. Переход компаний от взаимодействия В2В к В2С ввиду бурного развития интернет торговли и авиаперевозок.
    • Оптимизируйте логистические затраты на всем протяжении цепочек поставок.
    • Фокусируйтесь на поддержании текущего уровня и повышении качества логистического обслуживания клиентов.
    • Повышайте эффективность логистических операций и производительность персонала/ресурсов.
    • Мотивируйте компетентный персонал на улучшение операционных/финансовых показателей на всем протяжении цепочек поставок.

    Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

    Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

    Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

    Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

    Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

    Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

    В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

    Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

    Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

    Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

    Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

    Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

    Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

    Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

    Объекты исследования

    Основными объектами исследования в логистике являются:

    • цепь;
    • система;
    • функция;
    • информационный поток;
    Логистическая операция

    Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

    Логистическая цепь

    Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

    Логистическая система

    Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

    Логистическая функция

    Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

    Материальный поток

    Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

    Информационный поток

    Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

    Логистические издержки

    Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

    Логистика цепи снабжения и сервиса

    Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

    Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

    Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

    Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

    Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

    Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

    Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
    Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
    Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
    Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
    Доставка материалов Сбор информации
    Управление запасами Обработка информации
    Хранение сырья и материалов Обучение персонала
    Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
    Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
    Складирование товароэ Хранение информации
    Контроль распределения Контроль коммуникаций
    Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
    Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

    Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

    При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

    Уровни распределения

    Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

    Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

    Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

    Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

    Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

    Глобальные системы

    Американская система

    Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

    Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

    Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

    Европейская система

    Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

    Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

    Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

    Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

    Японская система

    Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

    Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

    Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

    Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

    Основные задачи

    Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

    В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

    Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

    Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

    Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

    Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

    Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

    Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

    Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.