Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Подбор и обоснование методов и методик исследования. Методика обоснования требований к сети банковской информационной системы кредитования новиков, максим олегович

    Подбор и обоснование методов и методик исследования. Методика обоснования требований к сети банковской информационной системы кредитования новиков, максим олегович

    Понятие «унификация» в процессе эволюции техники постоянно корректируется и в различных источниках оно трактуется не однозначно. Так, в одних нормативных документах (НД) унификация рассматривается как «установление оптимального числа размеров, параметров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей». В других НД унификация определяется как «приведение к единообразию технических характеристик продукции, технологических процессов,методови средств испытаний, услуг и т.д. на основе установления рационального числа их разновидностей». Анализ данных определений позволяет утверждать, что унификация - это процесс, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы в интересах достижения конкретной цели - единообразия.

    Понятие «унификация» в процессе эволюции техники постоянно корректируется и в различных источниках оно трактуется не однозначно. Так в одних нормативных документах (НД) /1/ унификация раскрывается как «установление оптимального числа размеров, параметров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей». В других НД унификация определяется как «приведение к единообразию технических характеристик продукции, технологических процессов,методов и средств испытаний, услуг и т.д. на основе установления рационального числа их разновидностей». Анализ данных определений позволяет утверждать, что унификация - это процесс, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы в интересах достижения конкретной цели - единообразия.

    Цель унификации заключается в приведении к единообразию в результате решения оптимизационных задач по выбору ограниченного числа разновидностей продукции, значений их параметров и размеров, при сохранении заданного технического уровня. Решение оптимизационной задачи унификации является сложной и трудоемкой, однако представляется возможным гарантировать получение рационального ограничительного перечня продукции. Результат решения оптимизационной задачи унификации во многом зависит от обоснованности формированиятребований (ограничений) относительно удовлетворения основных потребностей при разработке и постановке на производство продукции.

    В рамках предлагаемой статьи авторы на основе анализа исторической значимости унификации, выявленных закономерностей ее проявления, применении существующих подходов и способов формирования требований к уровню унификации продукции предлагает универсальный метод обоснования уровня унификации на стадии исследования и обоснования разработки жизненного цикла продукции.

    Унификация имеет длительную историю, как за рубежом, так и в нашей стране. Историческая роль применения унификации, как метода развития технической продукции, представляет собой использование технических решений, удачных с точки зрения получаемого эффекта, затрат времени и ресурсов. Чем выше степень унификации продукции, тем меньше необходимо затрат ресурсов для достижения ее заданного технического уровня.

    По оценкам военных специалистов США, каждый доллар, вложенный в работы по унификации, дает экономический эффект, оцениваемый десятью долларами. В ФРГ затраты на унификацию составляют 0,17-0,24%, а выигрыш от внедрения 0,7-1,2%, т.е. коэффициент экономической эффективности равен 4,0-5,0.

    Однако наряду с положительным эффектом сокращения ресурсов и времени разработки, унификация отрицательно влияет на технический уровень продукции. Чем выше уровень унификации, чем больше применено заимствованных элементов - тем ниже будет технический уровень. /3/ Следовательно с точки зрения технического уровня наилучшим будет то изделие, в котором все элементы разрабатываются заново, на современном уровне технологии, с использованием новых материалов и при высоком уровне проектирования.

    Проведенный анализ исторических фактов влияния унификации на время разработки, технический уровень, объем выделяемых экономических ресурсов позволил выявить объективно существующую, повторяющуюся связь явлений, выраженную в качественном изменении свойств продукции и на ее основе сформулировать закономерность которая состоитв обратной связи между степенью унификации и объемом затрат ресурсов (временных, человеческих, материальных и т.п.) при достижении заданного технического уровня продукции.

    Графическая интерпретация закономерности представлена на рисунке.

    Графическая интерпретация закономерности проявления унификации

    Согласно рисунку, унификация является системой весов с переменной точкой опоры. Весы унификации предназначены для взвешивания потребностей, выраженных в желаемом техническом уровне разрабатываемой продукции с возможностями разработчика, выраженных в ограниченном объеме ресурсов (времени, финансах, человеческих ресурсах и т.п.). Перемещая точку опоры (уровень унификации) к нулевой отметке мы повышаем технический уровень. Приближая уровень унификации к единице, мы экономим ресурсы.

    Из выявленной закономерности следует, что необоснованное завышение уровня унификации разрабатываемой продукции приведет к снижению технического уровня, а разработка оригинальной продукции затянется на длительный срок с выделением существенного объема ресурсов.

    При разработке продукции возникает задача определения оптимальных или рациональных требований к уровню унификации. Необходимо отметить, что существует ряд НД, регламентирующих работы по стандартизации и унификация, в том числе и для решения задачи определения требований к уровню унификации. Анализ НД позволяет сделать следующие выводы:

    • ведущую роль в вопросе обоснования и выполнения требований по унификации продукции играют стандарты системы разработки и постановки на производство;
    • доминирующая доля нормативных документов, регламентирующих порядок формирования и выполнения требований унификации на первых двух стадиях жизненного цикла;
    • на стадии обоснования разработки формируются количественные и качественные требования по унификации, а на стадии разработки уже проверяется степень достижения установленных требований;
    • обоснование показателей унификации, проводят на основе анализа статистических данных о показателях унификации ранее разработанной аналогичной продукции;
    • отсутствует единая методика, позволяющая обосновать рациональные количественные требования к уровню унификации продукции;
    • работы по унификации должны осуществляться не во вред техническому уровню разрабатываемой продукции.

    Проведенный анализ действующих нормативных документов обуславливает актуальность разработки метода обоснования требований к уровню унификации продукции, позволяющего принимать обоснованные рациональные решения.

    Целью метода является обоснование рационального уровня разрабатываемого изделия на основе статистических данных о прототипах, а также данных представленных в тактико-техническом задании на проведение обоснования разработки по техническому уровню, стоимости разработки и запланированному времени.

    Метод включает ряд последовательных операций.

    В ходе первой операции осуществляется формирование исходных данных.

    Исходными данными для обоснования рациональных требований к уровню унификации являются:

    Вторая операция предполагает проведение анализа исходных данных.

    2.1 Проверяется теснота стохастической связи по имеющимся статистическим данным о прототипах. Определяют уровень корреляции между уровнем унификации и техническим уровнем прототипаK uh , между уровнем унификации и стоимостью разработки K uc и между уровнем унификации и временем на его разработкуK ut . При изучении парной корреляционной зависимости между характеристиками прототипов решаются две задачи /4/:

    измерение силы (тесноты) связи;

    проверка значимости параметров связи.

    В том случае, если оценки парных коэффициентов корреляции более 0,7 и проверка значимости параметров подтвердила положительный результат можно говорить о наличии сильной корреляционной связи, т.е. возможности описания отношений характеристик прототипов функциональными зависимостями
    ; и.
    2.2 Из рассматриваемых прототипов разрабатываемой продукции выбирается базовый. При выборе базового прототипа необходимо руководствоваться следующими правилами:
    а) базовым выбирают изделие, стоящее на производстве и обладающее модернизационной способностью. Под модернизационной способностью следует понимать свойство продукции, обеспечивающее возможность применения эволюционного принципа ее развития на стадии эксплуатации;
    б) при невозможности выполнения условия а) в качестве базового выбирают изделие, снятое с производства, но обладающее наибольшим техническим уровнем.
    Третья операция заключается в обосновании изменения уровня унификации.
    3.1 Поиск изменения уровня унификации как функции от времени разработки осуществляется по зависимости вида
    . (1)
    3.2 Поиск изменения уровня унификации как функции от стоимости разработки осуществляется по зависимости вида
    . (2)
    3.3 Поиск изменения уровня унификации как функции от требуемого технического уровня разработки осуществляется по зависимости вида
    . (3)
    Четвертая операция предполагает обоснование уровня унификации разрабатываемой продукции и осуществляется по зависимости вида
    . (4)
    Зависимость (4) позволяет взвесить уровень унификации как функции от времени, стоимости и технического уровня разрабатываемой продукции и представляет собой универсальный алгоритм, не зависящий ни от вида разрабатываемой продукции ни от ее функциональных особенностей. На расчете зависимости (4) процесс обоснования количественных требований к унификации может быть окончен.

    Апробация научно-методического аппарата осуществлялась при обоснованию уровня унификации продукции связи. Проведенная апробация метода обоснования требований к уровню унификации продукции подтвердили его работоспособность. Анализ полученных результатов позволяют сделать вывод о том, что незначительное увеличение технического уровня разрабатываемой продукции и значительном сокращении сроков на разработку и финансирования проекта, возможно, осуществить только при значительном использовании стандартных комплектующихизделий в составе разрабатываемой радиостанции.

    Дмитрий Петрович Гасюк - доктор технических наук, профессор (Михайловская военная артиллерийская академия);
    Игорь Николаевич Филатов - кандидат технических наук (Михайловская военная артиллерийская академия)

    Список использованной литературы

    1. ГОСТ 1.1 - 2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.
    2. Поделиться:

    В отечественной психологии Л.С. Выготский («Развитие личности и мировоззрение ребенка») и С.Л. Рубинштейн («Основы общей психологии») рассматривают феномен самосознания как определенный этап в развитии сознания, подготовленный (1) развитием речи и произвольных движений, (2) ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, (3) результирующим изменением взаимоотношений ребенка с окружающими. В.Н. Мясищев («Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека») возникновение самосознания связывает с появлением выраженного в ясной и отчетливой форме эмоционального отношения ребенка к окружающему миру и людям. Из идей И.М. Сеченова и А. Потебни развивается концепция параллельного и взаимосвязанного развития сознания и самосознания. И.М. Сеченов считал, что к ощущениям, вызванным у ребенка внешними предметами, всегда «примешаны» ощущения, вызванные его собственной физиологической активностью. Отсюда возникает проблема разделения, дифференциации ребенком ощущений объективных, отражающих внешний мир, и ощущений субъективных, самоощущений, отражающих на первом этапе жизни состояние собственного тела. Это разделение путем осознания возможно лишь за счет накопления опыта собственной активности во внешнем мире. Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают особое значение подросткового и юношеского возраста для развития самосознания. Именно в это время, на основе овладения понятийным мышлением, у подростка появляется сознательное Я, возникает рефлексия не только по отношению к действию, но и к мышлению, происходит осознание своих мотивов, проявляется в полноте проблема нравственного выбора и самооценки. Некоторые авторы считают целостное самосознание главным психическим новообразованием этого возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Э. Шпрангер). И.С. Кон пишет: «Периодом возникновения сознательного Я, как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст». В.В. Столин считает, что «большую роль в выделении и учете собственной активности играет и более общий фактор: формирование имплицитного представления, своего рода неосознаваемой уверенности в существовании и стабильности окружающего предметного мира и субъективное «вписывание» себя в этот мир» (1983). Использование проективных техник для исследования сознания и самосознания личности связывается с представлением о пристрастности как наиболее общем свойстве нашего восприятия действительности (А.Н. Леонтьев, 1975, С.Л. Рубинштейн, 1959). Е.Т. Соколова (1980) пишет, что как структура личности в целом, так и отдельные ее элементы, в том числе представление о себе и самоотношение, могут «проецироваться в недостаточно структурированной ситуации». Как правило, элементы проективных методов используются для анализа тех аспектов «Я-концепции», которые «ускользают» от прямого самоотчета. Это «ускользание» имеет место в связи с действием следующих факторов:

    Наличие личностных защит, которые не допускают до сознания те или иные элементы самоотношения; - возможность «незамеченного, непреднамеренного самоотношения», связанного с трудностями вербализации и осмысления тех или иных компонентов; - существование «нежелательной» самооценки, связанной с противоречием между самооценкой и социально приемлемыми моделями, «образцами» личности (А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2000).

    информационной системы кредитования">

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

    Новиков, Максим Олегович. Методика обоснования требований к сети банковской информационной системы кредитования: диссертация... кандидата технических наук: 05.25.05 / Новиков Максим Олегович; [Место защиты: Рос. науч.-техн. центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия].- Москва, 2013.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-5/581

    Введение к работе

    Актуальность исследования. Современные банковские системы электронного кредитования находятся в стадии серьезного реформирования и на начальном этапе массового внедрения. Существующие технические системы банковского кредитования в настоящий момент включают в себя оборудованные Call-центры и информационные сети, построенные в основном на базе локально-вычислительных сетей. Эти системы функционируют в режиме телефонного обслуживания клиентов, предоставляют клиентам ограниченный состав услуг, а также в своей работе используют набор ресурсов информационной компьютерной сети, обеспечивающих работоспособность менеджеров банка.

    В настоящее время особое внимание уделяется развитию национального сектора информационных систем. В концепции долгосрочного социально-экономического развития России определено, что создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан напрямую связано с совершенствованием системы услуг на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Высокая динамика развития рыночной экономики объективно определяет возрастание объема и сложности задач, решаемых в области организации обслуживания населения России и предоставления услуг по принципу «одного окна». Решение таких проблем невозможно без модернизации существующей системы предоставления услуг населению, без внедрения перспективных информационных систем, в частности сетей банковской информационной кредитной системы (БИКС). Такие системы являются сложными техническими системами со всеми присущими им сложным системам свойствами: целостностью, сложностью, динамичностью, иерархичностью и другими. Эти системы, как и любая техническая система, рано или поздно устаревает и требует замены на более современную систему, отвечающую современным требованиям и потребностям потребителей. Особенностью таких систем является их жесткая встроенность в процесс, которым они управляют и который они организовывают. Это обусловливает их постепенную, возможно фрагментарную замену на более современную систему.

    Современная научно-техническая литература рассматривает различные аспекты изучения проблем развития сложных технических систем, разработки моделей и методов их построения. Таким исследованиям посвящены работы: М.И. Ломакина, Н.Б. Резвецова, Д.А. Ловцова, Г.С. Лебедева, А.Н. Мартьянова, Е.Н. Хохлачева, А.В.Сухова и других.

    Однако, не смотря на это, анализ показывает, что большой объем работ в данной области, а также работ, посвященных созданию и развитию информационных систем предоставления банковских услуг населению (клиентам банка), вопросы создания соответствующего теоретического и методического аппарата развития информационных систем кредитования с учетом специфики их функционирования на основе единого похода в настоящее время не получили должного развития.

    На современном этапе реформирования и развития информационных систем кредитования актуальным научно-прикладным направлением развития является совершенствование их сетевой структуры и программно-

    математического обеспечения. Это обусловлено тем, что дальнейшее повышение оперативности выдачи кредитов клиентам банка представляется возможным только на основе внедрения новой информационной технологии и, в частности, обосновании требований к созданию таких технологий.

    Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между, с одной стороны, объективной потребностью в модернизации подобных систем с целью минимизации времени на обслуживание клиентов банка, а, с другой стороны, отсутствием необходимого методического аппарата обоснования требований к построению банковских информационных кредитных систем.

    Актуальность данной работы определила тему, цель, объект, предмет и научные задачи диссертационного исследования.

    Целью работы является решение актуальной научной задачи разработки методики обоснования требований к разработке сети банковской информационной системы кредитования на основе развития научно-методических положений и формирования соответствующего комплекса эффективных алгоритмов оптимизации.

    В качестве объекта исследования рассматривается информационная сеть банковской информационной кредитной системы (БИКС).

    Предметом исследования является сетевая структура БИКС и происходящие в ней информационные процессы.

    Для достижения поставленной цели определены задачи диссертационного исследования.

      формирование обобщенной методики обоснования требований к построению сети БИКС на основе модели облачной структуры банка;

      разработка частной методики обоснования требований к построению структуры сети БИКС на основе комплекса моделей и методов построения облачных структур;

      разработка частной методики обоснования требований к распределению потоков в сети БИКС на основе методов и моделей адаптивной маршрутизации;

      формирование комплекса алгоритмов, реализующих задачи обоснования требований к построению сети БИКС на основе моделей и методов, реализующих технологию облачной структуры.

    Реальные процессы передачи информации относятся к классу сложных процессов принятия организационно-технических решений, исследование которых возможно на основе проблемной ориентации известного комплексного подхода, т. е. системного подхода с учетом его информационного и кибернетического аспектов. Концептуальная схема объекта исследования представлена на рис. 1.

    Сеть вашоыЕон шфпрмалнсвжн кт.ынтжсн псгтемье

    ГЬовог Изгиовс

    Центральный вфат ванна

    зиг*о-оймеа

    Гоооюіис ГЕЕІЬ

    _ ЕШКЧЕГКНН отдел ваша

    "j г КБ. УКБ

    : - ::- ::-._ |-| W^;^ ГИ!Ь

    _ І__7. _1_гн= ^^-r?i__j_L -:-Г; 7ікгж:л = =--7. =^стэсн а?_=агі.г-г---:л «-ст.; v:j_uj

    J I-7.-J.-: i -u-i

    *\-ст_вкавл_і УК а еш BOlC

    j it:.-__:i

    Ь=е:шгп -r ті эст_г хпех: я -Е___і _7._j-_t_c = _j,_j=4x іяс^-ї-л

    х_хст_---2 як j __;_)_-стаей

    J лелеет. х= -=;г=

    Ь-ЮОС -==7, II -.-.UIM-J ----3-17- Г-Ж---ZT--D

    -=-=-.-= j-=a a= ----^-^7-- - jTl __."__.

    Ьпан

    4. Il_pcj=na а __LDuC tvjci

    : г /."ігт-іілт-тсл ^-xr-jz-iaac-iTJ jTl э ex-exc

    ?__гаг j т_с_____, ласт;=-;?______,

    F_.T_»rK2b

    Otj =.-x c=

    OasjL"Zii Ё__=х_.

    Ko__^_sw:i_j_

    Шмі: do гчса БИлС

    Рис. 1. Концептуальная схема объекта исследования

    Для решения указанных задач диссертационной работы проведены теоретические и экспериментальные исследования основных методов моделирования облачных структур и на основе анализа факторов, обусловливающих необходимость совершенствования методов управления передачей информации, разработан новый подход к решению задачи по разработке методики обоснования требований к построению сети БИКС.

    В результате решения перечисленных задач получены следующие новые научные результаты, выносимые на защиту.

    1. Научно-методические положения (математическая модель комплексной методики обоснования требований к построению сети банковской информационной кредитной системы, алгоритм, реализующий обобщенную методику обоснования требований^ по разработке требований к построению сети банковской информационной кредитной системы, отличительными чертами которых являются:

    целостность исследования процессов функционирования и построения структуры сети банковской информационной кредитной системы;

    новая модель обоснования требований к построению структуры сети БИКС на основе технологий облачных структур;

    единство исследования процессов функционирования на различных этапах цикла передачи информации в сети БИКС и выбора информационно-математического обеспечения управления маршрутизацией.

    2. Частная методика обоснования требований к построению
    структуры сети БИКС,
    отличающая тем, что:

    разработан новый методический аппарат, позволяющий комплексно учитывать особенности обоснования требований к построению структуры БИКС, ее топологии и вариантам распределения управляющей аппаратуры в облачной структуре БИКС;

    частная методика определения рационального состава узлов коммутации (УК) и терминальных комплексов (ТК) в составе БИКС;

    частная методика выбора мест размещения узлов коммутации (УК) с минимальными затратами на подключение провайдеров организующих связь с каналами Интернет;

    частная методика обоснования требований к конфигурации сети БИКС.

      Частная методика обоснования требований к обмену информацией в сети БИКС, в рамках которой разработан новый методический аппарат, позволяющий комплексно учитывать особенности передачи информации между элементами сети БИКС на основе методов адаптивной маршрутизации.

      Комплекс эффективных алгоритмов обоснования требований к построению облачной структуры, построенных на основе известных и вновь разработанных алгоритмов маршрутизации, отличающийся тем, что:

    обоснован и разработан новый комплекс алгоритмов обоснования требований для реализации распределения потоков информации, что позволяет решать задачи оптимизации структурных схем с учетом разработанных требований, для достижения поставленной цели;

    предложены частные алгоритмы построения структуры сети БИКС, выбора мест размещения узлов коммутации и терминальных комплексов, ее топологии и вариантов распределения управляющей аппаратуры в облачной структуре сети БИКС;

    использованный комплекс эффективных алгоритмов дополнен новым алгоритмом, а также включает общий и частные критерии эффективности предполагаемой информационной системы.

    Методы исследования. При решении задач использовались методы теории принятия решений, теории множеств и отношений, теории графов, теории вероятностей и математической статистики, теории передачи информации.

    Научная новизна полученных результатов заключается в:

    применении проблемно-ориентированного варианта комплексного подхода к разработке методики обоснования требований к построению сети БИКС, обеспечивающего повышение эффективности (оперативности) функционирования сети банковской информационной кредитной системы;

    разработке комплекса частных методик обоснования требований по построению облачной структуры сети БИКС по частным показателям эффективности;

    разработке новых алгоритмов маршрутизации информации в перспективной сети БИКС.

    Теоретическая значимость полученных научных результатов заключается в том, что разработанное информационно-математическое обеспечение разработки методики обоснования требований к разработке БИКС развивает

    теоретические положения в рамках теории передачи информации в автоматизированных системах управления (АСУ), теории управления информационными системами применительно к банковским информационным кредитным системам.

    Практическая значимость полученных в работе научных результатов заключается в том, что на основе разработанных математических моделей и алгоритмов обоснования требований к построению облачной структуры БИКС сформулированы соответствующие эффективные технические решения и практические рекомендации, использованные при разработке комплексных целевых программ и технических заданий на перспективные БИКС в аванпроекте опытно-конструкторской работы (ОКР) Международной гильдии финансистов и Агентства высоких технологий и предпринимательства.

    Полученные научные результаты также реализованы в ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и в учебном процессе Учебного центра международной гильдии финансистов.

    Апробация работы. Результаты диссертационной работы представлены и получили одобрительную оценку в рамках Международной финансовой недели Международной гильдии финансистов в 2012 и 2013 годах, на научных конференциях и семинарах, проходивших в Российском научно-техническом центре информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия, Академии стандартизации, метрологии и сертификации и ряде других вузов и научных организаций

    Публикации. Основные теоретические положения и выводы диссертации изложены в 6 публикациях авторским объемом 3,1 п.л., 2 из которых представлены в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

    В результате анализа литературных источников по проблеме психологических особенностей личности осужденных нам представляется наиболее актуальным исследование акцентуаций характера и психических состояний данной категории лиц с применением метода арт-терапии.

    Подбирая методический инструментарий для эмпирического исследования поставленной нами проблемы, мы руководствовались такими методами, как наблюдение, беседа, также учитывался характер требований вербальных методик: опросника определения личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгарда), 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттела. Помимо вербальных методик нами использовалась и невербальная методика (Мандала), которая не провоцирует реакции защитного характера, дает возможность сделать более глубокий анализ личности осужденного, а также изучить из психические состояния.

    Наблюдение. Этот метод, как известно, является наиболее старый и распространенный метод изучения личности осужденного, его рассматривают как обязательный метод для всех без исключения категорий осужденный. К примеру, если мы проводим беседу с осужденным, то наблюдая за его поведением, эмоциями, психическим состоянием, вегетативными проявлениями, мы можем составить первичный психологический портрет осужденного, установить соответствие между внешними актами и внутренним настроем, соответственно делать выводы о полученной информации.

    Каждое психическое состояние, это, прежде всего переживание, и очень важно знать, как человек сам понимает свое переживание и какое у него к этому отношение. В данном случае уместно говорить о самонаблюдении Психодиагностика пенитенциарного психолога. М., 1998. Инструментарий пенитенциарного психолога. Уфа, 1997г. С.74

    Беседа . Данный метод в изучении психологических особенностей осужденных отряда хозяйственного обеспечения является для нас наиболее предпочтительным способом получения информации. Применяя метод беседы мы можем получить информацию, которая недоступна другими применяемыми нами методами. Интерпретация тона осужденного при разговоре, его поведения, мимики, жестов, пантомимики, темпа и скорости речи при беседе имеет само по себе огромное значение само по себе.

    Беседа- это метод сбора информации в процессе личностного общения исследователя с испытуемым по специальной схеме. Исправительно-трудовая психология/ Под. Ред. К.К.Платонова, А.Д. Глоточкина, К.Е. Игошева., Рязань.: 1985 г. С.40

    Проведение беседы содержит в себе три взаимосвязанных этапа: 1) подготовка исследователя и испытуемого к беседе; 2) непосредственно проведение беседы; 3) анализ полученных данных и составление выводов.

    Подготовка к беседе включает:

    1) формулирование цели и программы исследования и разработку вопросов;

    2) установление последовательности предъявления вопросов испытуемому;

    3) подготовка косвенных, дополнительных вопросов, помогающих установить уровень достоверности предъявляемых ответов;

    4) выбор места и времени проведения беседы;

    5) создание располагающих к откровенности условий для осужденного, психологическая подготовка к беседе и снятие у них настороженности.

    Проведение беседы содержит в себе:

    1) установление психологического контакта с обследуемым;

    2) доведение до них цели проводимой беседы;

    3) предъявление вопросов и выслушивание ответа на них;

    4) фиксация получаемой информации;

    5) наблюдение за поведением осужденного в процессе беседы.

    Анализ полученных результатов проводится непосредственно вслед за беседой, и он должен включать в себя:

    1) сравнение и сопоставление ответов, полученных на задаваемые прямые и косвенные вопросы;

    2) сопоставление реакций осужденного на задаваемые вопросы;

    3) составление выводов, и формулирование рекомендаций.

    16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттела. Данный опросник является одним из самых распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности, как за рубежом, так и в нашей стране. Метод этот был разработан под руководством Р. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально- личностных отношений.

    Предъявляемый опросник Кеттела (Форма C) содержит в себе 105 вопросов, где испытуемому нужно будет выбрать один из трех предложенных ответов.

    Данный тест направлен на выявление и оценку индивидуально-психологических особенностей личности. Он состоит из 16 шкал: замкнутость-общительность; конкретное мышление - абстрактное мышление; эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность; подчиненность - доминантность; сдержанность - экспрессивность; низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения; робость - смелость; реализм - чувствительность; подозрительность - доверчивость; практичность - мечтательность; прямолинейность - проницательность; спокойствие - тревожность; консерватизм - радикализм; зависимость от группы - самостоятельность; низкий самоконтроль - высокий самоконтроль; расслабленность - эмоциональная напряженность.

    Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в итоге к тем или иным факторам.

    Чтобы результаты были достоверными следует их подтвердить с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.

    Результаты применения данной методики помогают определить психологическое своеобразие проявления черт характера и темперамента. Также, отдельно взятые факторы можно разделить на блоки в трех направлениях:

    Интеллектуальный блок: факторы: В - показатель общего уровня интеллекта, M - показатель уровня развитости воображения, Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.

    Эмоционально - волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость, O - уровень тревожности, Q3 - наличие внутриличностной напряженности, Q 4 - степень развитости самоконтроля, G - уровень социальной нормированности и организованности.

    Коммуникативный блок: факторы: A - открытость- замкнутость, H - смелость, L - отношение к людям, E - уровень доминирования- подчиненности, Q 2 - зависимость от группы, N - динамичность.

    Опросник определения личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгарда) . Акцентуация характера это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющиеся в избирательном отношении личности к определенного рода психологическим воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуации характера. Знание этих типов и умение их опознать, диагностировать позволяет сделать воспитательное воздействие более адекватным, целенаправленным, а значит, и более эффективным

    Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард (К. Leonhard).

    Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая - склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая - о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая - силу и выраженность эмоционального реагирования.

    Краткое описание акцентуаций:

    Демонстративный тип.

    Главная особенность демонстративной личности - потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении часто нарочито демонстративном. Элементами этого поведения являются самовосхваление, рассказы о себе или событиях. В которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, авантюризму. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда власти, похвалы со стороны окружающих. Может раздражать окружающих своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забывать то, о чем не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

    Застревающий тип:

    Его отличает умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость к людям, чувствителен к обидам, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает произошедшее, не способен легко «отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов.

    Педантичный тип:

    Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелым переживанием травмирующих событий в конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив. С охотой уступает лидерство другим людям.

    Возбудимый тип:

    Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, трениям и конфликтам, в которых сам является провоцирующей стороной. Раздражителен и вспыльчив. Низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Равнодушен к будущему. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

    Гипертимный тип:

    Людей этого типа отличает большая подвижность, болтливость, выраженность жестов, мимики и пантомимики. Повышенная самооценка, легкомысленность, поверхностность, изобретательность. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают, терпят неудачу, противодействие. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству.

    Дистимический тип:

    Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью. Для него характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, низкая контактность, молчаливость.

    Тревожный тип:

    Людям этого тип свойственны низкая контактность, неуверенность в себе. Неумение постоять за себя. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль. Вследствие своей беззащитности нередко служат мишенями для злых шуток, «козлами отпущения».

    Экзальтированный тип:

    Людям этого типа свойственны высокая контактность, словоохотливость. Они часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали.

    Эмотивный тип:

    Этот тип близок к эмотивному, но проявления его не столь сильны.

    Циклотимный тип:

    Характеризуется сменой гипертмных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а так же зависимость от внешних событий. В зависимости от этого меняется их манера общения с окружающими.

    Арт-терапия «Мандала».

    Создание мандал может использоваться как с психодиагностической, так и психокоррекционной целью.

    Инструкция по созданию мандала следующая: «необходимо взять лист размером 30 на 45 см и тарелку 27 см в диаметре и обвести ее простым карандашом».

    Взять цветной пастельный мелок или краски и нарисовать что - нибудь в центре круга, выбрав тот цвет, который в наибольшей степени приятен осужденному в данный момент.

    Внешние границы круга не должны являться для него непреодолимым препятствием.

    Когда будет закончен рисунок нужно будет подписать его и поставить дату, а также указать, где находится верхняя часть изображения.

    С помощью «Мандалы» мы можем диагностировать наличие определенной проблемы у осужденного, которая в дальнейшем приведет его к кризисной ситуации.

    Принципиальное отличие мандалы от других рисуночных методик - изображение создается в очертании круга. Понятие мандалы было введено Юнгом, который связывал ее с циркулярными образами (сновидениями, визуализациями). Мандала отражает процесс, направленный на формирование психической целостности. Процесс усиливается при переживании человеком психологического кризиса. В этом случае создаваемая мандала отражает формирование новой психической сущности вслед за утратой старой. В раннем детстве в психической жизни человека преобладает бессознательное, и лишь во второй половине жизни происходит сближение сознательного и бессознательного, что ведет к состоянию большой целостности.

    Работа с мандалами может способствовать сознательному достижению более целостного состояния психики в разные возрастные периоды и при наличии таких серьезных проблем, как заведомо неизлечимое заболевание. «Такая психотерапия гибка. Процесс заключается не в том, что психолог ищет, что с клиентом «не так», и затем говорит об этом, а в том, что пациент сам рассказывает о своей жизни. Суть в том, что психолог не пытается что - то узнать о клиенте и затем его чему - то научить, но показывает клиенту, как, являясь живым организмом, он должен функционировать, причем эта демонстрация, по сути, невербализуема» (Перлз).

    Вербальная инструкция по технике создания мандал в большинстве случаев заключается в кратком сообщении того, что нужно сначала начертить круг, а затем, начав с центра, заполнить изображением все его внутреннее пространство. Если клиент не имеет достаточной мотивации, даже такая простая инструкция будет им проигнорирована. В арт. - терапии считается приемлемой любая созданная клиентом продукция. Ведущий группы не учит участников рисовать, а помогает им найти свой уникальный способ коммуникации.

    Создание мандалы, как правило, успокаивает осужденных, они на время погружаются в состояние созерцания и творчества.

    Когда осужденные делятся своими впечатлениями от работ, в группе воцаряется доверительная атмосфера. Сравнение своей и чужих работ изменяет их восприятие, в том, что раньше им казалось безобразным, они видят красоту.

    Занятие продолжается до тех пор, пока участники не разместят свои законченные работы на стене. Большинство клиентов охотно вывешивают свои рисунки, особенно после объяснения, что таким образом создается групповое «я», в котором каждый участник представляет собой живую клетку, обладающую уникальной структурой и сознанием.

    На первый взгляд может показаться, что никакой психокоррекции не происходит, но это не так. Дело в том, что в арт - терапии работа происходит на тех уровнях сознания, содержание которых бывает сложно вербализировать. Эта работа включает утверждение ценности каждого и стимуляцию членов группы к тому, чтобы они воспринимали свои работы как зеркало своего состояния и воздерживались от критических оценок.

    Благодаря глубокому сосредоточению, которое достигается участниками в процессе создания мандал, у них могут развиться измененные состояния сознания, в частности состояние, близкое к гипнотическому. При этом велика вероятность проявления неосознаваемого материала, который позже, в процессе обсуждения, может быть, подвергнут сознательной оценке.

    В ходе создания мандалы задействуются как активные, так и рецептивные аспекты психики и проявляются те ее качества, которые обычно не проявлены.

    Мандала терапия может быть использована как самостоятельный метод арт - терапевтического воздействия, когда в течение ряда встреч с группой рисуются мандалы на разные, заданные ведущим темы. Можно посвящать этой работе лишь отдельные занятия, а также использовать мандалы в начале работы вновь созданной группы и на завершении с целью психодиагностики.

    Вывод по первой главе.

    В данной главе мы изучили различные подходы к исследованию проблемы применения арт-терапии в местах лишения свободы, определили объект, предмет, цели и задачи исследования.

    А так же подробно рассмотрена актуальность применения арт-терапии в работе пенитенциарного психолога с осужденными, так как она удобна в применении и может осуществляться в форме индивидуальных и групповых занятий, помимо этого не требует особых затрат. Арт-терапию можно применять в качестве диагностики и психокоррекции. У нее нет противопоказаний возрастных, интеллектуальных, клинических ограничений.

    Применение методов арт-терапии в исправительных учреждениях является очень эффективным в различных направлениях работы с осужденными мужского пола: в период адаптации осужденного в условиях изоляции от общества; в психокоррекционной работе с лицами, состоящими на профилактическом учете в учреждении; при индивидуальной и групповой психокоррекционной работе; в улучшении эмоционального состояния осужденного, а также подготовке его к освобождению.

    В качестве диагностики личностных особенностей и психических состояний мы выбрали такие методы и методики, как наблюдение, беседа, опросник определения личностно-характерологических акцентуаций (К. Леонгарда), метод арт-терапии Мандала, 16PF (16 факторный личностный опросник Кеттела).

    Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.

    Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.

    Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:

    методологию управленческого решения;

    методы разработки управленческих решений;

    организацию разработки управленческого решения;

    оценку качества управленческих решений.

    Попытаемся коротко рассмотреть инструментарий и понятийный аппарат менеджера.

    Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.

    Число всевозможных методов почти также велико, как и число проблем, для разрешения которых они были разработаны. Самые распространенные будут описаны ниже.

    Методы экспертных оценок

    Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме.

    Экспертные оценки бывают индивидуальные и коллективные. Индивидуальные оценки - это оценки одного специалиста. Например, преподаватель единолично ставит отметку студенту, а врач - диагноз больному. Но в сложных случаях заболевания или угрозе отчисления студента за плохую учебу обращаются к коллективному мнению - симпозиуму врачей или комиссии преподавателей. Аналогичная ситуация - в армии. Обычно командующий принимает решение единолично. Но в сложных и ответственных ситуациях проводят военный совет. Один из наиболее известных примеров такого рода - военный совет 1812 г. в Филях, на котором под председательством М.И. Кутузова решался вопрос: «Давать или не давать французам сражение под Москвой?»

    Наиболее распространен метод экспертных оценок «мозговой штурм», или «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

    Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие «мозгового штурма» - это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

    Несколько в стороне от основного русла экспертных оценок лежит метод сценариев, применяемый прежде всего для экспертного прогнозирования. Рассмотрим основные идеи технологии сценарных экспертных прогнозов. Экологическое или социально-экономическое прогнозирование, как и любое прогнозирование вообще, может быть успешным лишь при некоторой стабильности условий. Однако решения органов власти, отдельных лиц, иные события меняют условия, и события развиваются по-иному, чем ранее предполагалось.

    Метод сценариев необходим не только в социально-экономической или экологической области. Например, при разработке методологического, программного и информационного обеспечения анализа риска химико-технологических проектов необходимо составить детальный каталог сценариев аварий, связанных с утечками токсических химических веществ. Каждый из таких сценариев описывает аварию своего типа, со своим индивидуальным происхождением, развитием, последствиями, возможностями предупреждения.

    Таким образом, метод сценариев - это метод декомпозиции задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития. При этом каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев должно быть обозримо.

    Количественные методы принятия решений

    В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путём обработки (с помощью ЭВМ) больших массивов информации.

    В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

    • - линейное программирование - используются линейные зависимости;
    • - динамическое программирование - позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;
    • - вероятностные и статистические модели - реализуются в методах теории массового обслуживания;
    • - теорию игр - моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;
    • - имитационные модели - позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

    Наиболее распространен метод линейного программирования. Рассмотрим его подробнее.

    Линейное программирование является подходящем методом для моделирования распределения ресурсов, если цель и ограничения на ресурсы можно выразить количественно в форме линейных взаимосвязей между переменными. Этот метод включает в себя ряд шагов:

    • 1. Необходимо осуществить математическую формализацию задачи линейного программирования. Это означает, что нужно идентифицировать управляемые переменные и цель задачи. Затем с помощью этих переменных цель и ограничения на ресурсы описываются в форме линейных соотношений.
    • 2. После завершения формулировки задачи линейного программирования рассматриваются все допустимые сочетания переменных. Из них выбирается то, которое оптимизирует целевую функцию задачи. Если исследуемая задача содержит только две переменные, ее можно решить графически. Однако в случае исследования задачи со многими переменными необходимо прибегнуть к одному из алгебраических методов решения задач линейного программирования, для использования которых существуют пакеты прикладных программ.