Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Что такое оперативное время при нормировании
  • Свободная торговля или протекционизм? Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм

    Свободная торговля или протекционизм? Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм

    Центральный вопрос внешнеторговой политики: что выбирать для обеспечения экономического развития страны - свободу торговли или протекционизм?

    Почему это является главным?

    Хотя установлено, что развитие внешней торговли ускоряет экономический рост страны и выгодно для нас, зависимость от мирового рыынка порождает серьезные социально-экономические проблемы.

    Конкуренция иностранных товаров может ухудшить экономическое положение отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу.

    Зависимость от импорта может привести к нежелательной за-висимости от экспортера (в том числе к политической зависимости).

    Зависимость от внешней торговли в современных условиях увеличивает риски экономических потерь торговых партнеров от колебаний валютных курсов и цен на мировом рышке. Противоречивое влияние внешней торговли на экономику

    создало два противоположных подхода к ее развитию: протекционизм и защита свободы торговли.

    В борьбе этих двух подходов вырабатывались меры государственной внешнеторговой политики. Что такое протекционизм?

    Протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и контролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта.

    Какие аргументы можно выдвинуть в защиту протекционизма?

    а) защита необходима для того, чтобы не дать исчезнуть только что появившимся отраслям промышленности, неспособным выдержать реальность международной конкуренции. Огражденные таким образом рынки могут привлечь капиталы, которые будут участвовать в развитии национальной промышленности;

    б) протекционизм полезен тем, что он может увеличить занятость населения, позволяя осуществлять программы развития. Но при условии, что меры протекционизма не вызовут ответную реакцию со стороны иностранных партнеров. В краткосрочном периоде он может улучшить условия торговли, заставляя иностранных производителей нести протекционистские издержки;

    в) в целом протекционизм можно рассматривать как способ защиты национальной независимости в секторах, важнейших с точки зрения безопасности (производство стали, химическая промышленность), способ защиты отдельных социальных слоев (фермеров) или некоторых депрессивных регионов (наблюдается отставание промышленных отраслей), как способ защиты уровня жизни (борьба с конкуренцией со стороны НИС с дешевой рабочей силой).

    Защита свободы торговли

    Свободная торговля - это движение товаров через границу без всяких ограничении.

    Главный аргумент в пользу свободы торговли - сравнительная эффективность создает больше выгод от свободы торговли, чем ее ограничения. Другие аргументы в защиту свободы торговли заключены в том, что она:

    а) способствует международной специализации страны;

    б) облегчает развитие конкуренции;

    в) расширяет товарные рынки;

    г) удешевляет товары для потребителей внутри страны. Исторически внешнеторговая политика склонялась то в сторону протекционизма, то к либерализации торговли. В конечном

    В период XVII-XVIII вв. преобладал протекционизм. Например, из Англии быпл запрещен экспорт золота и серебра. Иностранцы, продававшие товары в Англии, быгли обязаны, во-первых, израсходовать выыручку на покупку английских товаров, во-вторыых, обменять национальные деньги на английские. Основной целью внешнеторговой политики этого периода было создание национальной промышленности.

    В середине XIX в. Англия проводила политику свободной торговли - «фритредерства». Причина кроется в том, что Англия в этот период была полным экономическим лидером. И любые ограничения внешней торговли ей быыли невыгодны, поскольку ответные меры других стран препятствовали английскому экспорту. В других странах в силу их экономического отставания до конца XIX в. преобладал протекционизм. Это быгло необходимо для становления и укрепления молодой национальной промышленности. XX в. породил новые формы протекционизма. Они осуществлялись с целью про-никновения на пространные рынки, обеспечения конкурентных преимуществ национальной промышленности.

    Еще по теме 2.4. Регулирование внешней торговли. Протекционизм и свобода торговли:

    1. Выбор политики фритредерства (свободной торговли) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте

    Протекционизм государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

    Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю.

    Одна из важнейших задач государства – это определение разумного уровня защиты внутреннего рынка. Рассмотрим аргументы за и против протекционизма, которые активно используются в современных экономических условиях.

    Аргументы против протекционизма:

    1. Протекционизм не позволяет стране получить выгоды от использования сравнительных преимуществ.

    2. Тариф снижает экономический рост, поскольку при более высоких ценах сокращается внутреннее потребление товаров.

    3. Импортный тариф косвенно снижает экспорт, поскольку экспортируемые товары могут содержать импортируемые компоненты.

    4. Введение тарифа приводит к росту цен, что увеличивает налоговое бремя на потребителей. Именно они расплачиваются за введение тарифа. Потребители оплачивают издержки неэффективно работающих отечественных предприятий.

    Эксперты Всемирного банка оценивают прямые издержки протекционизма, связанные со снижением уровня благосостояния потребителей, в размере 1-2% ВВП. Косвенные издержки протекционизма (потери от контрабанды, затрата ресурсов на лоббирование, потери, вызванные уклонением от уплаты тарифов) оцениваются в размере 4-6% ВВП.

    Указанные аргументы нуждаются в критическом комментарии.

    Рассмотрим первый аргумент в защиту свободы торговли.

    Пример. Пусть страна А имеет относительное преимущество по сырью, а страна Б – по высокотехнологичной продукции (табл. 7.3).


    Таблица 7.3

    Издержки на производство единицы товаров

    В соответствии с теориями Д. Рикардо и Хекшера-Олина страна А должна производить исключительно сырье, обменивая его на высокотехнологичную продукцию, выпускаемую в стране Б. В краткосрочной перспективе обе страны от взаимной торговли выиграют, но выигрыш страны Б будет несопоставимо больше, чем страны А. В долгосрочной перспективе специализация страны А на сырье закрепляет ее экономическую отсталость. Тем самым свобода торговли в долгосрочной перспективе оказывается выгодной высокоразвитым странам.

    Второй аргумент основан на подмене экономических понятий, поскольку экономический рост в стране будет наблюдаться лишь при увеличении производства собственных товаров.

    Третий аргумент не направлен против протекционизма, а говорит лишь о необходимости разумного подхода к установлению тарифов.



    В краткосрочной перспективе либерализация внешней торговли действительно выгодна большому количеству потребителей, которые получат возможность приобретать импортные товары по более низким ценам. Она не выгодна небольшому количеству предприятий – производителей, которых высокий тариф защищает от иностранной конкуренции. Однако деятельность этих предприятий создает новые рабочие места.

    Кроме того, следует иметь в виду, что свобода торговли выгодна странам с более развитой экономикой, имеющей меньшие издержки производства. Но на начальном этапе своего развития эти страны (Англия – в XVII-XVIIIвв., США – в XIX и начале XX вв.) активно использовали протекционизм.

    Аргументы в пользу протекционизма:

    1. Защита молодых отраслей. Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно развиты в других, нуждаются в защите. Недостаток – сложно определить необходимые отрасли.

    2. Необходимость поддержания отраслей, обеспечивающих экономическую безопасность или национальную независимость страны. Недостаток – неэкономический аргумент.

    3. Проведение стратегической внешнеторговой политики. Она имеет смысл в условиях олигополистической конкуренции, когда небольшое количество предприятий отрасли получают сверхприбыли. В этом случае вмешательство государства создает отечественным производителям условия для получения большей доли прибыли.

    Все эти аргументы справедливы, но они могут быть использованы лоббистами для отстаивания собственных экономических интересов.

    В торговой политике всегда были недопонимания, людей больше всего интересовало следующее направление. Почему те государства, которые обладают огромными ресурсами, беднеют на глазах, а другие, которые обладают только человеческими ресурсами, богатели и, причем быстро. Этот вопрос составляет один из самых сложных, но, в тоже время, интересных проблем в международной экономике. Внутри экономики сформировались научные направления - протекционизм и свободная торговля . Сторонник свободной торговли утверждают, сто структуру должен формировать рынок. А сторонники протекционизма считают, что государство должно защищать отечественных производителей от вмешательства иностранной конкуренции.

    Свободная торговля - это принцип, предусматривающий и услугами между странами, освобожденный в максимальной степени от тарифных и нетарифных преград. хотя и может достигать эффективное размещение своих ресурсов, высокого уровня своего материального состояния именно благодаря свободной торговле. Но, тем не менее, свободная торговля сталкивается с огромным количеством проблем:

    Необходимо обеспечить оборону. Это направление хоть и относится в большей степени к военно-политической жизни, но этот аргумент необходимо выполнять также и с экономической стороны. В этом случае отрасли, которые связаны с национальной обороной, поддерживаются правительством. А это, в свою очередь, является самой основной причиной того, чтобы защитить отечественные некоторые отрасли. Такое явление влечет за собой большие экономические и социальные издержки, которые полностью оправдывают такое понятие, как необходимость усиливать национальную безопасность.

    Необходимо увеличить внутреннюю занятость. Как говорят многие сторонники протекционизма, с его введением создаются новые рабочие места, в то время как свободная торговля может привести к безработице. Но, на самом же деле, свободная торговля только лишь изменяет тип занятости, а не приводит ее к сокращению. Но все-таки свободная торговля может понижать спрос на товары некоторых отечественных производителей, а это и приводит к безработице в отраслях. Ресурсы ограничиваются и те ресурсы, которые не используются полностью, все же не остаются без присмотра. Здесь необходимо проводить хорошую налоговую и денежную политику.

    Необходимо проводить диверсификацию ради стабильной работы. Торговые барьеры могут быть необходимы для диверсификации, которая способна оградить внутреннюю экономику от того, чтобы на нее не повлияли политические международные события. Также диверсификация способствует спаду производства за пределами родной страны, обеспечивает стабильность внутри страны. Но при этом, также неэффективны и огромны.

    Необходимо защищать молодые отрасли, которые не смогли еще достигнуть экономического масштаба. В этом случае предлагается защита от конкуренции, которая может выходить от других стран.

    Необходимо применить дешевую рабочую иностранную силу. Многие утверждают, что при помощи протекционизма можно оградить отечественных рабочих и фирм от конкуренции, которая исходит со всех сторон, в которых намного выше. Если не принимать оградительные меры, то отечественные работники могут получать такой же низкий уровень заработной платы, как те работники, которые работают в менее развитой стране.

    А вообще, термин предполагает несколько направлений:

    Улучшение благосостояния наций, где применяется международная специализация производства;

    Повышение качества продукции в результате роста международной конкурентности;

    Оптимизацию процесса распределения ресурсов;

    Способствованию международной концентрации выпуска и производство товаров.

    В области международной торговли центральным вопросом для теоретиков является вопрос практический: что выбрать для обеспечения экономического развития – свободу торговли или протекционизм?

    Свобода торговли (фритредерство) отсутствие установленных правительством барьеров в торговле между отдель­ными лицами и фирмами разных стран.

    Протекционизм – защита национальных производителей от иностран­ных конкурентов с помощью торговых барьеров.

    Свобода торговли обладает многими достоинствами. Благодаря сво­бодной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов. Если каждая страна будет специализироваться на производстве и экспорте тех товаров и услуг, в которых она имеет абсолютные или сравнительные преимущества, а ввозить из других стран товары и услуги, в которых ее преимущества невелики либо не существуют, то мировое производство, мировой экономический рост и эффективность использования ограниченных ресурсов достигнут максимума.

    Свободная торговля ограничивает монополию и стимулирует конкуренцию. Возросшая конкуренция со стороны иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологи ям с наиболее низкими издержками.

    Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.

    Протекционизм уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны пе­ребросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их ис­пользования на неэффективное в целях удовлетворения своих разно­образных потребностей.

    Протекционизм уничтожает дух конкуренции, развивает привиле­гии и порождает ренту по положению. Он вреден и с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги.

    Классическая теория, обогащенная экономической мыслью XIX и XX веков, дает четкий ответ на поставленный выше вопрос: толь­ко свободный обмен позволяет достичь экономического оптимума как на мировом уровне, так и на уровне каждой страны.

    Анализ международного обмена за последние десятилетия внес некоторые уточнения в это суждение. Однако концепция свободы тор­говли и сегодня остается преобладающей.

    Тем не менее в реальности идея «свободной торговли» безогово­рочно поддерживается лишь в уставах международных организаций и в учебниках по международным экономическим отношениям.

    Существование противодействующих друг другу государств ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. Практически любая страна применяет торговые ограничения.

    Публикуемый Международным валютным фондом перечень таких ограничений занимает десятки страниц.

    Исторически доктрина «свободной торговли» сосуществовала с «ростками» протекционизма.

    В начале XX века австрийский экономист Р. Шуллер способство­вал широкому распространению теории «неиспользованных факторов производства». Он считал, что незначительный тариф может приве­сти к включению в производство дополнительных факторов, прежде всего рабочей силы и земли. Кроме того, утверждал Р. Шуллер, про­текционизм в соответствии с неоклассической концепцией должен вводить дополнительные стимулы для импорта капитала или иммиг­рации рабочей силы, а также расширять национальное производство.

    Румынский ученый М. Манойлеску в это же время связывал протекционизм с несовершенством отраслевого распределения рабочей силы в менее развитых странах Европы.

    Названные ученые рассматривали протекционизм с учетом изме­ненных условий функционирования неоклассической концепции. В обоих случаях речь шла об отсталых европейских странах с преиму­щественно сельским населением.

    В настоящее время доводы в защиту национальной промышленности стали более разнообразными и завуалированными. Остановимся на наиболее популярных и часто встречающихся.

    1. Необходимость защиты нарождающейся национальной промыш­ленности.

    Этот довод начинается с замечания, что фирмы учатся эффек­тивному производству фактически в процессе своего функциониро­вания. Если на начальном этапе у отечественных фирм отсутствует опыт и они имеют высокие издержки, то как же они смогут продать достаточное количество товара, научиться производить его дешевле, чем производят иностранцы?

    Поэтому считается, что молодым отраслям должна оказываться протекция с помощью тарифа до тех пор, пока они не «повзросле­ют» и не станут конкурировать на равных условиях с более опытны­ми иностранными производителями.

    Действительно, существуют ситуации, требующие защиты моло­дых отраслей. Но введение тарифа – не лучший способ достижения этой цели по двум причинам.

    Во-первых, производственная субсидия лучше тарифа. Нет при­чин облагать налогом потребителей в течение того периода, пока оте­чественные производители набираются опыта; тариф только сокра­щает внутренний рынок.

    Во-вторых, на практике существует большая опасность поощрять отрасли, которые никогда не дорастут до того, чтобы стать конкуренто­способными, и по этой причине всегда будет трудно отменить тарифы или субсидии, раз они уже введены.

    Особо широкое распространение этот довод получил с появлени­ем в международном разделении труда развивающихся стран, для ко­торых характерна нехватка капитала.

    2. Необходимость защиты рабочих мест.

    Введение таможенного тарифа, безусловно, может повысить уро­вень занятости в национальной промышленности. Однако это верно лишь постольку, поскольку невозможно проведение альтернативных программ использования рабочей силы. Приемлемость решения про­блемы безработицы за счет повышения импортного тарифа будет оп­ределяться тем, носит ли данная безработица структурный или вре­менный (конъюнктурный) характер. Введение тарифа ничего не из­менит в случае сохранения заведомо обреченной отрасли.

    Выход будет заключаться в проведении альтернативных программ использования рабочей силы, включая переподготовку или просто досрочный выход на пенсию.

    Следует заметить, что стоимость рабочих мест, сохраненных в про­мышленно развитых странах благодаря протекционизму, непомерно велика. Она оценивается в 40 тыс. долларов на одно рабочее место в британской автомобильной промышленности (эквивалент годовой за­работной платы четырех рабочих); в 110 тыс. долларов на одно рабо­чее место в американской автомобильной промышленности (годовая зарплата шести рабочих); в 120 тыс. долларов на одно рабочее место в британском производстве видео­магнитофонов (годовая заработная плата десяти рабочих).

    3. Национальная оборона.

    Одним из наиболее старых аргументов в пользу тарифа является следующий: страна может счесть необходимой защиту отечественных отраслей, производящих стратегические материалы, чтобы не стать очень зависимой от иностранных поставок, которые в чрезвычайной ситуации или в случае войны могут быть прекращены.

    Этот аргумент имеет под собой некоторое основание. Например, страна не может полагаться в снабжении боеприпасами на своего главного потенциального противника. Тем не менее каждый случай следует тщательно анализировать: нет ли каких-нибудь других средств, с помощью которых можно достичь тех же целей успешнее, чем введением тарифов.

    Перечень экономических и политических обоснований для введе ния протекционизма можно было бы продолжить. Сюда относятся доводы в пользу сохранения стабильности национальной валюты, урегулирование платежного баланса и др.

    Однако все эти аргументы в пользу тарифа не могут доказать его преимущества по сравнению с другими мероприятиями экономической политики.

    Тарифы могут быть полностью оправданы только в том случае, когда страна бедна, а ее правительство настолько беспомощно, что тарифы являются жизненно важным источником средств для финансирования социальных программ и инвестиционной деятельности.

    Отклонение от политики свободной торговли допускается также в следующих случаях:

    1) если страна способна оказывать влияние на мировые цены. В этом случае можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесет ей чистый выигрыш;

    2) когда в экономике страны существуют внутренние неразреши­мые проблемы, введение тарифа может оказаться полезнее, чем эко­номическая пассивность;

    3) при решении отдельных чисто внешнеторговых проблем введе­ние таможенных тарифов иногда является эффективнее любых дру­гих экономических мероприятий;

    4) таможенный тариф всегда выгоден производителям товаров, конкури­рующих с импортом, даже если совокупное состояние на­ции при этом снижается.

    Подводя итог всему вышеизложенному по поводу выбора внешне­торговой политики государства, можно сделать следующий вывод: очевидно, должно быть найдено равновесие между свободой торговли и протекционизмом. Это равновесие тем более благоприятно для гло­бального прогресса мировой экономики, чем больше оно повернуто в сторону свободы торговли; однако любые излишества в этой обла­сти неизбежно усиливают неравновесие между странами в пользу наиболее сильных и в ущерб наиболее слабым.

    Торговая политика значительно отклоняется от предписаний эконо­мического анализа. Политические реалии часто ведут к большему повы­шению таможенных барьеров, чем это можно было бы оправдать стрем­лением максимизировать общее экономическое благосостояние.

    Это не означает, что экономический анализ потерял значение. Экономисты, изучающие торговую политику, продолжают исполь­зовать экономический анализ, потому что он открывает дорогу к по­ниманию экономических связей между участниками рынка. Базисная теория торговой политики может быть использована любой группой (потребителями или производителями), независимо от характера ее экономических интересов.

    Рассчитанные показатели чистого национального и мирового эф­фекта могут быть использованы экономистами в ходе дебатов по вопросам торговой политики. Таким образом экономическая теория вносит решающий вклад в выработку политических решений.

    Предыдущая

    Как уже указывалось в предыдущей лекции, существуют две системы внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля (в более позднем определении – либерализация торговли).

    Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Характеризуется введением высоких таможенных пошлин на иностранные товары.

    Свободная торговля предполагает свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.

    Обоснование протекционизма связано с учением меркантилистов, которое зародилось на стадии заката феодализма и зарождения капиталистических отношений (15-18 вв).

    Меркантилисты считали, что богатство страны заключается во владении ценностями, прежде всего в виде золота и драгоценных металлов.

    Представители меркантилизма - Т.Мэн, А. Монкретьен - полагали, что умножение золотых запасов – важнейшая задача государства, и, следовательно, внешняя торговля, должна прежде всего обеспечивать получение золота. Это достигается за счет превышения экспорта товаров над импортом, активным торговым балансом. Тем самым предполагалось разнообразное вмешательство государственной власти во внешнюю торговлю, установление жестокого контроля над этой сферой. Торговая политика ориентировалась на всемерное поощрение вывоза и ограничение ввоза путем установления таможенных пошлин на иностранные товары.

    Подобный протекционизм осложнял международную торговлю, создавая преимуществ для отдельных стран, особенно метрополий, ограждая барьерами колониальные территории. Во внешней торговле доминировали метрополии.

    Меркантилизм утратил свои позиции. Появляется тезис о свободной торговле.

    Тезис о «свободе торговле» был впервые выдвинут английским политэкономом Адамом Смитом работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Рассмотрим более подробно его взгляды по данному вопросу.

    Предметом изучения Смита была сфера производства без выделения каких-либо отраслей. В сфере методологии он был сторонником идеи «естественного порядка» в той ее форме, которая уже присутствовала в современной ему философии. В работах французского философа Гельвеция , с которым Смит был знаком, новая этика строилась на «естественном» стремлении человека к выгоде , которое он сравнивал с законом всемирного тяготения в неживой природе.



    Применительно к экономике Смит выдвинул абстракцию «экономический человек» , которая характеризует в чистом виде действия людей в экономике.

    «Экономический человек» руководствуется только выгодой, это человек-эгоист. Из природы человека-эгоиста рождается обмен, поскольку он не делает подарков и если что-то дает, то требует как минимум эквивалентного возмещения.

    Обмен заложен только в природе человека. Этим он и отличается от животных. «Никому не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой». Таким образом, обмен, рыночная экономика «естественны» для человека.

    Другая методологическая категория – «невидимая рука». Человек действует в своих личных интересах, но одновременно «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения». Таким образом, «невидимая рука» - это объективные экономические законы, действующие независимо от сознания и воли людей.

    Соединяя понятия «экономический человек» и «невидимая рука», Смит отмечал, что человек, «преследуя свои собственные интересы… часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это», что «невидимая рука» рынка дает для общества лучшие результаты, чем «видимая рука» государственного управления. Это объясняется тем, что действуя в условиях «невидимой руки», человек удовлетворяет прежде всего свой личный интерес и поэтому работает хорошо (для себя, но одновременно и для общества). В условиях действия «видимой руки» государства человек получает приказ без учета его личного интереса и поэтому работает хуже». Таким образом, Смит обосновал концепцию свободы от государственного вмешательства в экономику, которая получила название «экономического либерализма».

    Она приобрела широкую популярность в начале ХIХ века и просуществовала в качестве господствующей и классической, а потом и неоклассической экономической теории до середины 30-х гг.

    Но бытует ошибочное мнение, что экономическая концепция Смита отрицает активную роль государства в экономике. Разберемся в этом вопросе.

    Смит задался вопросом: Что необходимо для нормального («естественного) функционирования рыночной системы? Отвечая на этот вопрос, он называет три основных условия.

    1. Твердые гарантии собственности граждан . Нельзя претендовать на чужую собственность. Собственность можно приобрести за деньги, но нельзя отнять или украсть. А поскольку собственность – основа стабильности общества, то на страже собственности граждан стоит государство (которое и само может быть собственником).

    2. Нужно честно выполнять взятые на себя обязательства , исполнять контракты, иначе разрушится самое главное сколь экономическое, столь же и этическое основание рыночных связей – взаимное доверие участников сделок. На страже этого принципа стоит государство.

    3. Каждый человек волен в своих хозяйственных и иных действиях. Никто не может приказать гражданину свободной страны поступать или иначе. Человек в принципе свободен. Но у свободы человека есть мощное ограничение. Это свобода других людей. И если свобода одного человека мешает свободе других людей, то в этом случае в действие вступают силы государства.

    Вот что, по мнению Смита, для начала нужно знать о рыночной системе.

    Таким образом, суть позиции Смита проста. Государство должно делать то, что невыгодно или невозможно для частных лиц; должно поддерживать режим естественной свободы; должно охранять жизнь, свободу и собственность граждан. Не могут нормально развиваться торговля и промышленность там, где население не чувствует уверенности в обладании своей собственностью, где сила договоров не поддерживается законом и где нет уверенности в том, что власть государства регулярно пускается в ход для вынуждения уплаты долгов всеми, кто в состоянии их уплатить. Торговля и промышленность не могут процветать в государстве, где нет известной степени доверия к правительству. Но этим и должны ограничиваться функции государства. Все остальные отношения регулируются «незримой рукой» рынка, конкуренции, в ходе которой каждый участник рыночного процесса преследует исключительно эгоистические цели. Но в том-то и проявляется нравственность и сила рынка, что, реализуя свои частные интересы, каждый товаропроизводитель и продавец невольно должен удовлетворять потребности других людей – потребителей и покупателей. В результате рыночное общество становится обществом взаимных услуг вполне эгоистичных людей.