Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Вертолет к 52 технические характеристики. Ударный вертолет «Аллигатор» против «Апач

    Вертолет к 52 технические характеристики. Ударный вертолет «Аллигатор» против «Апач
    ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
    Ка-52 / Ка-52А "Аллигатор" / изделие 806 / ОКР "Авангард-1" - HOKUM-B
    Ка-52К - HOKUM-B mod.

    Всепогодный круглосуточный боевой вертолет / командирский вертолет армейской авиации. Разработан для ВВС России ОАО "Камов" (г.Люберцы) по теме ОКР "Авангард-1", генеральный конструктор - Сергей Михеев. Серийное производство ведется ОАО ААК "Прогресс" (г.Арсеньев Приморского края).Предложения о создании специализированного вертолетного комплекса разведки, целеуказания и координирования действий групп ударных вертолетов в рамках проекта В-60 выдвинуты ОКБ "Камов" в 1984 г. В составе комплекса предполагалось применение РЛС и ОЛС. В начале 1990-х годов принято решение использовать наработки по данному комплексу на двухместной модификации вертолета Ка-50. Разработка вертолета Ка-52 на базе ударного Ка-50 начата в 1994 г. и уже в сентябре 1994 г. представлен макет нового вертолета, который впервые был показан на авиасалоне МАКС-1995.

    Изготовление прототипа Ка-52 начато на опытном производстве ОКБ "Камов" в 1996 г. Прототип Ка-52 создан путем переделки серийного Ка-50 серийный №01-02 (ранее борт №021). Изготовление прототипа завершено в ноябре 1996 г. 19.11.1996 г. прототип - борт №061 - показан журналистам. Первый полет прототипа Ка-52 состоялся 25 июня 1997 г., летчик - А.Смирнов. Первый вертолет опытной заводской партии совершил первый полет в г.Арсеньев 27 июня 2008 г. Всего в 2008 г. построено два опытных вертолета Ка-52. Таким образом на государственные совместные испытания предъявлены три опытных вертолета. В 2008 г. в ходе государственных совместных испытаний получено предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов Ка-52.



    Макет вертолета Ка-52 на авиасалоне МАКС-1995, Раменское, август 1995 г. (фото - Владимир Воробьев, http://russianplanes.net/id104457).


    Серийное производство установочной партии Ка-52 на заводе "Прогресс" начато 29.10.2008 г. К концу 2008 г. завершен первый этап государственных испытаний вертолета и государственная комиссия приняла предварительное заключение по выпуску установочной партии Ка-52. Первые три вертолета установочной серии поставлены в ВВС России в 2009 г. Программа государственных испытания Ка-52 завершена в 2010 г. В 2011 г. начаты поставки в ВВС серийных вертолетов Ка-52. В ноябре 2011 г. успешно завершена программа государственных испытаний Ка-52 с модернизированным прицельно-навигационным комплексом - с РЛС "Арбалет". Последняя партия 2011 г. - 4 вертолета - поставлены в ВВС (Черниговка) с РЛС "Арбалет", позже планируется модернизировать ранее поставленные вертолеты.


    Коллаж с вертолетом опытной партии Ка-52 борт №063 желтый (http://www.kamov.ru).


    Готовая продукция на стоянке ААК "Прогресс", г.Арсеньев, вероятно 2011 г. (фото - пресс-служба ААК "Прогресс", http://smitsmitty.livejournal.com).


    25 октября 2013 г. командир 344-го Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке полковник Андрей Попов сообщил СМИ, что вертолеты Ка-52 находятся в ВВС России в опытной эксплуатации.

    Конструкция - классическая соосная вертолетная схема. Топливные баки протектированые и взрывобезопасные, жизненно важные системы и агрегаты имеют дополнительную защиту или дублированы. На вертолете установлена автоматическая система пожаротушения и встроенные средства контроля состояния систем и оборудования. Кабина экипажа имеет дополнительное бронирование.


    Сборка Ка-52 в ААК "Прогресс". На сборочной линии вертолеты с временным "производственным" шасси (кроме последнего фото). г.Арсеньев, апрель 2012 г. (фото - Smit_Smitty, http://smitsmitty.livejournal.com).


    Кабина макета Ка-52 (1994 г.) выполнена с использованием элементов конструкции кабины Ка-50 и впоследствии уже на прототипе Ка-52 была заменена на современную конструкцию. При изготовлении прототипа на базе серийного вертолета Ка-50 демонтирована носовая часть фюзеляжа до шпангоута №18 и построена заново.


    Ка-52 борт №94 желтый, лето 2011 г. (фото - Elvis, http://www.photosight.ru).


    Стойки шасси серийного Ка-52. ААК "Прогресс", г.Арсеньев, апрель 2012 г. (фото - Smit_Smitty, http://smitsmitty.livejournal.com).


    Двигатели :
    1) 2 х ТВД ТВ3-117ВМА / ТВ3-117ВМА-СБМ1В мощностью по 2260 л.с. разработки и производства завода им.В.Я.Климова. Двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В производится на Украине, но может применяться в т.ч. на Ка-52 (годовой отчет ОАО "Вертолеты России", 2008 г. ).

    2) 2 х ТВД ВК-2500 / ТВ3-117ВМА-СБ3 мощностью по 2500 л.с. на взлетном и 2700 л.с. на чрезвычайном режимах. В процессе серийного производства планируется установить эти двигатели совместной разработки КБ завода им В.Я.Климова (г.Санкт-Петербург) и ОАО "Мотор-Сич" (Украина).

    Вспомогательная силовая установка АИ-9В.

    ТТХ вертолета :
    Экипаж - 2 чел

    Длина общая (с винтами) - 16 м (15.9 м по др.данным)
    Длина фюзеляжа - 14.2 м
    Диаметр несущего винта - 14,5 м
    Размах крыла - 7.3 м
    Высота - 4.9 м

    Масса взлетная максимальная - 10800 кг / 11300 кг (по разным данным)
    Масса взлетная нормальная - 10400 кг
    Масса пустого - 7800 кг
    Масса полезной нагрузки - 2000 кг / 2800 кг (?)
    Масса топлива:
    - внутренние баки - 1487 кг
    - 2 ПТБ - 1732 кг

    Скорость максимальная:
    - в горизонтальном полете - 310 км/ч
    - в пологои пикировании - 350 км/ч
    Скорость крейсерская - 250 км/ч
    Скорость минимальная применения НАР - 100 км/ч
    Скорость полета вбок - 80 км/ч
    Скорость полета назад - 90 км/ч
    Дальность перегоночная - 1200 / 1160 км (с ПТБ)
    Дальность полета практическая - 520 км
    Потолок статический - 3600 м
    Потолок динамический - 5000 м
    Скороподъемность - 10 / 16 м/с
    Максимальная эксплуатационная перегрузка - 3.5G
    Допустимый угол крена - +-70 град (?)
    Допустимый угол тангажа - +-60 град (?)

    Продолжительность автономной эксплуатации без обслуживания в полевых условиях - до 15 суток
    Продолжительность производственного цикла вертолета (2011-2012 г.г.) - 9 месяцев

    Вооружение : располагается на 4 (на опытных и первых серийных) или 6 (на серийных машинах выпуска 2011 г. и позже) узлах подвески под крыльями и встроено в фюзеляж (пушка).

    Ка-52 прототип Ка-52 серия
    Артиллерийское артиллерийская установка П-800 с 30 мм пушкой 2А42, боезапас 460 / 500 выстр. Пушка имеет ограниченные степени свободы в горизонтальной и вертикальной плоскостях, селективное питание, разные режимы стрельбы. аналогично

    По состоянию на лето 2011 г. в войсковых частях не отрабатывается использование подвижности пушечной установки.

    Ракетное управляемое 12 х ПТУР "Вихрь" 12 х ПТРК 9К113У "Штурм-ВУ" с наведением по лучу лазера ("тропа"), в перспективе комплекс будет обеспечивать и радиокомандное наведение
    Ракетное прочее 2 х управляемые ракеты Х-25МЛ и подобные
    2 х 2 х ракеты "Игла-В" для использования в качестве ракет "воздух-воздух"
    2 х ракеты "воздух-воздух" Р-73 (планировалось, на серийных машинах использование не предусмотрено)
    аналогично

    По состоянию на лето 2011 г. в войсковых частях не отрабатывается

    Неуправляемое 2 х блоки НАР С-13
    4 х блоки НАР С-8
    4 х НУР типа С-24

    Бомбы, контейнеры типов ФАБ-500, ФАБ-250, ФАБ-120, ФАБ-100; КМГУ-2, РБК-500, РБК-250 ;
    Зажигательные баки ЗБ-500;

    аналогично
    Прочее Контейнеры с пушками УПК-23-250
    ПТБ 4 х 500 л
    аналогично


    ПТРК 9К113У "Штурм-ВУ" на подвеске Ка-52 борт №94 желтый, г.Санкт-Петербург, 3 июля 2011 г. (фото - Максим Хусаинов, http://russianplanes.net).

    Оборудование :

    Ка-52
    Ка-52К
    Наведение Всепогодный круглосуточный радиоэлектронный прицельный комплекс с расширенными боевыми функциями, прицельная система работает в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах, оборудование объединено мультиплексными шинами в единый информационный комплекс

    РЛС миллиметрового диапазона "Арбалет" РН01 разработки НПО "Фазотрон-НИИР", главный конструктор В.И.Кустов, на первый серийных вертолетах не устанавливается (борт №№92-95). Акт о завершении государственных испытаний вертолета с РЛС и ГОЭС-451 подписан в середине ноября 2011 г., начато серийное производство РЛС.

    Гиростабилизированная оптико-электронная станция ГОЭС-451 разработки Уральского оптико-механического завода. Акт о завершении государственных испытаний вертолета с РЛС и ГОЭС-451 подписан в середине ноября 2011 г.
    Дальность обнаружения целей:
    - днем - 10 км
    - ночью - 5-6 км
    Дальность опознавания цели ночью - 3-4 км

    На прототипе борт №061 к 2007 г. установлена гиростабилизированная ОЛС "Самшит-Э" в подвижном шаре диаметром 640 мм над кабиной пилотов с дополнительной камерой в левой части под носовым обтекателем (в 1990-е годы использовался другой вариант ОЛС); станция включает дневную телевизионную систему, тепловизор (Франция), лазерный дальномер-целеуказатель и пеленгатор лазерного пятна. По носовым обттекателем на поворотной (в секторе 110 град) платформе установлена обзорно-прицельная система "Ротор" двумя оптическими окнами, в одном - тепловизор "Виктор" (Франция). Позже на месте станции "Ротор" планировалось установить РЛС "Арбалет" дополненную надвтулочной РЛС обнаружения воздушных целей.

    К лету 2008 г. на том же прототипе ОЛС переделана - установлена под усеченным носовым обтекателем РЛС. Третий вариант ОЛС - под полноценным носовым обтекателем РЛС ОЛС с двумя шаровыми модулями - вертолет борт №062, 2009 г. Окончательный вариант ОЛС - одиночная под полноценным носовым обтекателем.

    РЛС разработки "Фазотрон-НИИР" с модулями двух диапазонов: миллиметрового "Арбалет" РН01 и 3-х-сантиметрового диапазона. Масса двухдиапазонной РЛС составит предположительно 80-90 кг. По состоянию на апрель 2012 г. разработка РЛС ведется.

    Гиростабилизированная оптико-электронная станция ГОЭС-451 ()

    Навигация оборудование объединено мультиплексными шинами в единый информационный комплекс
    Противодействие Устройства экранирования теплового излучения двигателей

    Комплекс РЭБ

    Бортовой комплекс обороны Л-370В52 (разработки ЦКБ Автоматики, г.Омск)

    Станция предупреждения об облучении РЛС СПО-15 "Береза"

    Бортовой комплекс обороны Л-370 ()
    Опознавание
    Связь
    Кабина Ручки управления вертолетом есть на левом и правом местах пилотов. Большая часть оборудования кабины вместо традиционных электромеханических указателей выполнена с использованием ЖК-дисплеев. Необходимая пилотажная и прицельная информация выводится также на ИЛС летчика. В распоряжении штурмана-оператора имеется бинокуляр-перископ оптической системы с большой кратностью увеличения, визир которой расположен в сферическом обтекателе под кабиной.
    Прочее Всевысотные и всескоростные катапультные кресла пилота и штурмана К-37 / К-37-800, система отстрела винов при катапультировании.

    Модификации :
    Ка-52 "Аллигатор" / изделие 806 (прототип) - HOKUM-B - базовая модель вертолета Ка-52 - результат глубокой модернизации вертолета Ка-50 - HOKUM-A.


    Первый прототип Ка-52 борт №061 желтый на испытаниях эксплуатации вертолета с кораблей ВМФ, Северный флот, 03.09.2011 г. (http://pressa-zvo.livejournal.com).


    Вероятно, один из предсерийных прототипов Ка-52 - на самолете не установлена оптико-электронная станция. Возможно, используется для испытаний. г.Арсеньев, вероятно 2010-2011 г.г. (фото - пресс-служба ААК "Прогресс", http://smitsmitty.livejournal.com).

    - Ка-52 "Аллигатор" - HOKUM-B (обр.2011 г.) - серийные вертолеты выпуска ААК "Прогресс" образца 2011 г. Вертолет оснащен штатным бортовым комплексом обороны, 6 узлов подвески под крылом. Как правило выполнены в новой темной окраске. судя по всему не все вертолеты выпуска 2011 г. выполнены по этому варианту.




    Вертолеты Ка-52 установочной партии в штатной серийной комплектации включая комплекс обороны - борт №52 и борт №53 желтые (http://militaryphotos.net).


    Серийный Ка-52 выпуска 2011 г. г.Арсеньев, вероятно 2011-2012 г.г. (фото - пресс-служба ААК "Прогресс", http://smitsmitty.livejournal.com).


    - Ка-52А - модификация упоминается в годовом отчете ОАО "Вертолеты России" за 2008 г. Других данных нет. Возможно, это рабочее наименование модификации Ка-52 с модернизированным прицельно-навигационным комплексом, включающим РЛС "Арбалет".

    - Ка-52К - HOKUM-B mod. - морская ("корабельная") модификация вертолета Ка-52. Предполагается базирование такого типа вертолетов на десантных кораблях-вертолетоносцах " " ВМФ России. По состоянию на 2010 г. первую партию вертолетов планировали построить в 2012 г. Планы не были реализованы. 09 октября 2013 г. заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что в 2014 г. должны завершиться испытания Ка-52К и планируется заказать у авиазавода "Прогресс" 32 вертолета палубного базирования (вероятно, Ка-52К).

    Штатно на борту вертолетоносца "Мистраль" планируется базирование 8 Ка-52К и 8 Ка-29. Вертолет отличается от базовой модели складыванием винтов и консолей крыльев, а так же усиленным шасси. На вертолете предполагается использование двухдиапазонной РЛС разработки "Фазотрон-НИИР".


    Стоимость :
    - 2009 г. - в СМИ сообщается ориентировочная стоимость в 20 млн USD.

    Статус : Россия
    - 1996 г. декабрь - Ка-52 продемонстрирован на авиационной выставке Аэро-Индия-1996.

    2008 г. 27 июня - первый вертолет опытной заводской партии совершил первый полет в г.Арсеньев.

    2008 г. 08 августа - на заводе "Прогресс" в г.Арсеньев начато серийное производство Ка-52. Производственные возможности завода - 2 вертолета в месяц.

    2008 г. 26 декабря - Правительство России приняло решение о начале серийного производства вертолетов Ка-52.

    2009 г. ноябрь - в ходе визита в Санкт-Петербург корабля "Мистраль" ВМС Франции отрабатывалась посадка Ка-52 на летную палубу корабля.

    2010 г. декабрь - 4 серийных вертолета Ка-52 (борт.№№92-94 желтые) получил 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в г.Торжок Тверской области.

    2011 г. 8 февраля - 4 серийных вертолета Ка-52 (борт.№№92-94 желтые) официально приняты 344-м ЦБПиП ЛСАА в г.Торжок. Начато практическое переучивание летчиков на Ка-52.

    2011 г. 22 мая - 4 вертолета Ка-52 прибыли на авиабазу Черниговка в Приморском крае (Восточный военный округ). По состоянию на 20 мая 2011 г. произведено 12 Ка-52 (за 2011 г.).


    - 2011 г. 31 августа - заключен контракт между ОАО "Вертолеты России" и ОПК "Оборонпром" на производство и поставку 140 вертолетов Ка-52 на сумму 120 млрд руб. до 2020 г.

    2011 г. 05 сентября - в СМИ объявлено о завершении испытаний вертолета Ка-52 в морских условиях. В течение двух недель отрабатывалась эксплуатация вертолета - прототип борт №061 - с корабельной ВПП БПК "Вице-адмирал Кулаков". Испытания проходили в водах Кольского залива и Баренцева моря. По итогам объявлено о возможности эксплуатации подобных вертолетов с кораблей ВМФ России.


    Посадка Ка-52 борт №061 на БПК "Вице-адмирал Кулаков", стоящий на бочке на рейде Североморска, 31.08.2011 г. (фото - gorbatuy111, http://russianplanes.net).


    Ка-52 борт №061 желтый на испытаниях эксплуатации вертолета с кораблей ВМФ совместно с БПК пр.1155 "Вице-адмирал Кулаков", Северный флот, 03.09.2011 г. (http://pressa-zvo.livejournal.com).


    - 2011 г. 8 октября - по неподтвержденным данным подписан Акт о приемке в ВВС 5 серийных вертолетов Ка-52. На текущий момент на авиабазе в Черниговке уже базируются 8 вертолетов Ка-52. В течение 2011 г. в Торжке потерпели аварии два вертолета Ка-52 - по неподтвержденным данным - оба по вине экипажей (один вертолет совершил нештатную посадку на брюхо - т.е. упал, второй вертолет после резких маневров потерял 2 лопости и совершил аварийную посадку).

    2011 г. 01 ноября - в СМИ сообщается о том, что на авиабазе Черниговка базируется уже 12 вертолетов Ка-52. Если судить по контексту сообщений в прессе, то все они поступили в ВВС в 2011 г. Т.е. в октябре 2011 г. поставлено 4 вертолета.

    2011 г. середина ноября - подписан Акт об успешном завершении государственных испытаний вертолета с РЛС "Арбалет" и ГОЭС-451.

    2011 г. - как стало известно СМИ 13.03.2012 г. в 2011 г. Министерство обороны и "Оборонпром" России заключили долгосрочный контракт на поставку 140 вертолетов Ка-52.


    Один из вертолетов Ка-52 выпуска 2011 г. или начала 2012 г., г.Арсеньев (фото - пресс-служба ААК "Прогресс", http://smitsmitty.livejournal.com).


    Ка-52 борт №99 желтый войсковой серии выпуска 2011 г. вероятно. 2012 г. (фото - Александр Бельтюков, http://russianplanes.net/).


    - 2012 г. 1 марта - группа пилотов Южного ВО отправилась в учебный центр в Торжке для освоения вертолетов Ка-52. Поступление первой партии Ка-52 в Южный ВО ожидается до конца года, вертолеты будут базироваться на авиабазе в Краснодарском крае.

    2012 г. 12 марта - вечером вертолет Ка-52 центра авиации в Торжке, пилотировавшийся опытным летчиком - командиром эскадрильи подполковником Дмитрием ракушиным (данные не подтверждены) и молодым пилотом - лейтенантом Максимом Федоровым (данные не подтверждены), совершал учебный полет. В 21:05 с бортом была потеряна радиосвязь. Утром 13 марта вертолет обнаружен на земле в 10 км от авиабазы в Торжке. Штурман погиб на месте, командир экипажа был госпитализирован в тяжелом состоянии и позднее скончался от полученных ранений. "Черные ящики" разбившегося вертолета в ближайшее время будут извлечены и отправлены на расшифровку для выяснения причин катастрофы. "Вертолет в результате падения практически не разрушился, поэтому аппаратура для регистрации параметров полета находится, скорее всего, в удовлетворительном состоянии и будет использована для выяснения причин аварии". Ка-52 принадлежал войсковой части 62632Д. Ка-52 оборудован катапультными креслами, которые позволяют спасти экипаж в случае аварийной ситуации. "По предварительной информации, летчики катапультой не воспользовались", - сказал собеседник агентства "Интерфакс". Это первая катастрофа вертолета Ка-52. Бортовой номер вертолета 25220 / 99 (данные не подтверждены).


    - 2012 г. 07 августа - в СМИ объявлено о начале сборки вертолетов Ка-52К для ВМФ России. По нашему мнению в сборке первые 2-4 вертолета. Предположительно вертолеты поступят в ВМФ для отработки применения на авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов" в 2013 г.

    2012 г. 14 сентября - в СМИ сообщается о подготовке контракта на поставку для ВМФ России вертолетов Ка-52К. Первая партия вертолетов планируется к поставке уже к концу 2013 г. (а не в конце 2012 г. как это заявлялось ранее). Так же сообщается, что авиакрыло, размещаемое на вертолетоносце, будет увеличено.

    2012 г. - планируется поступление в ВМФ первой партии вертолетов Ка-52К (зима 2012 г.).

    2013 г. 22 февраля - первая партия вертолетов Ка-52 производства ОАО ААК "Прогресс" (г.Арсеньев Приморского края) и сборки завода "Роствертол" (г.Ростов) поступила на базу армейской авиации Кореновск ЮВО в Краснодарском крае. В течение первого полугодия ожидается поставка в ЮВО около 10 вертолетов Ка-52 (фактически по апрель в ВВС поставлено не менее 10).


    Ка-52 борт №45 красный ростовской сборки, г.Ростов-На-Дону, февраль 2013 г. (фото - Иван Савицкий, http://russianplanes.net/id99355).


    Ка-52 борт №55 красный ростовской сборки, г.Ростов-На-Дону, февраль 2013 г. (фото - Иван Савицкий, http://russianplanes.net/id99356).


    Вертолеты Ка-52 бортовые №№51 и 54 выпуска 2013 г., апрель 2013 г. (фото - Сергей Аблогин, http://russianplanes.net/id105902).


    - 2013 г. 6 июня - в ТВ-передаче телеканала "Звезда" сообщается, что 6 Ка-52 авиабазы Кореновск (ЮВО) освоены личным составом авиабазы. Судя по кадрам программы это вертолеты с бортовыми номерами 42 красный, 43 красный, 45 красный, 48 красный, 49 красный, 56 красный ().

    Ливия:
    - 2010-2011 г.г. - планировалось заключение контракта на поставку более 10 Ка-52. Ориентировочная стоимость контракта 1 млрд USD.

    Реестр вертолетов Ка-52 (данные на 25.06.2013 г., в работе):

    Тип Бортовой № Серийный и заводской № Выпуск Описание
    Ка-52 061 белый (по 2005 г.)

    061 желтый

    01, бывший Ка-50 01-02

    обычный камуфляж

    1996 г. Первый прототип, построен на базе серийного Ка-50 (№01-02), отрабатывалось два варианта размещения ОЛС (2005 г. и 2008 г.). Принимал участие в салонах МАКС-2005 (черный окрас) и МАКС-2007.
    - 2007-2011 г.г. - летно-испытательная база завода "Камов" / Жулебино
    Ка-52 062 желтый обычный камуфляж 2008 г. Опытная партия, производство ААК "Прогресс". На вертолете отрабатывался третий вариант ОЛС (2009 г.), принимал участие в салоне МАКС-2009.

    - 2011 г. - март 2012 г. - Ахтубинск.
    Ка-52 063 желтый обычный камуфляж
    новый камуфляж как минимум с октября 2012 г.
    2008 г.
    Опытная партия, производство ААК "Прогресс", на вертолете отрабатывался третий вариант ОЛС (2009 г.).
    - 2008-2011 г.г. - летно-испытательная база завода "Камов" / Жулебино.
    - 2010 г. - участвовал в программе испытаний в Ахтубинске
    - 2011 г. - октябрь 2012 г. - Жулебино
    Ка-52 51 желтый 3538263901001

    обычный камуфляж

    2009 г.
    - 2011-2012 г.г. - летно-испытательная база завода "Камов" / Жулебино.
    - август 2012 г. - Раменское (?)
    Ка-52 52 желтый обычный камуфляж 2009 г. Установочная партия. Принимал участие в МАКС-2011
    - 2011 г. - летно-испытательная база завода "Камов" / Жулебино.
    Ка-52 53 желтый обычный камуфляж 2009 г. Установочная партия
    - 2011 г. - летно-испытательная база завода "Камов" / Жулебино.
    - май 2011 г. - Ростов-на-Дону
    - июль 2011 г., август-октябрь 2012 г. (с килем от борт №51) - Жулебино
    Ка-52 91 желтый /
    91 красный RF-93230
    обычный камуфляж Возможно перенумерованный №51 или ранее - по виду и подвескам (6 узлов подвески) - вертолет выпуска 2011 г.

    - июнь 2012 г. - Липецк с №91 красный.
    Ка-52 92 желтый Участвовал в авиасалоне МАКС-2011
    - июнь 2011 г., зима 2011-2012 г.г. - 344-й ЦБП и ПЛСАА в Торжке
    - сентябрь 2011 г. - аэродром Приволжский, учения "Щит-2011" (?)
    Ка-52 93 желтый декабрь 2010 г. - февраль 2011 г.
    - февраль 2012 г. - ремонт
    Ка-52 94 желтый 3538264003004 декабрь 2010 г. - февраль 2011 г. - июнь 2011 г. - 344-й ЦБП и ПЛСАА в Торжке
    - июль 2011 г. - участвовал в салоне МВМС-2011 в Санкт-Петербурге
    - сентябрь 2011 г. - аэродром Приволжский, учения "Щит-2011" (?).
    Ка-52 95 желтый декабрь 2010 г. - февраль 2011 г. - июнь 2011 г. - 344-й ЦБП и ПЛСАА в Торжке
    Ка-52 96 желтый новая окраска 2011 г. ? - август 2012 г. - Раменское, 100-летие ВВС
    Ка-52 97 желтый новая окраска 2011 г. ? - 344-й ЦБП и ПЛСАА в Торжке, 2012 г.
    Ка-52 98 желтый новая окраска 2011 г. ? - апрель 2012 г. - 344-й ЦБП и ПЛСАА в Торжке.
    - август 2012 г. - Жулебино
    Ка-52 99 желтый новая окраска 2011 г. ? Серийный, вероятно, выпуска 2011 г. Разбился 12.03.2012 г.
    Ка-52 31 желтый
    RF-95323
    обычный камуфляж 2011 г. ? Вероятно, вертолет выпуска 2011 г., но без бортового комплекса обороны и с 4 узлами подвески под крылом.

    - август 2012 г. - 100 лет ВВС - Хабаровск - Центральный
    Ка-52 32 желтый? обычный камуфляж?
    2011 г. ? Вероятно, то же самое, что и борт №31
    Ка-52 33 желтый новая окраска 2011 г. ? - 2011-2012 г.г. - авиабаза Черниговка
    Ка-52 34 желтый новая окраска 2011 г. ? - 2011-2012 г.г. - авиабаза Черниговка
    Ка-52 21 желтый новая окраска 2012 г. ?

    Ка-52 22 желтый новая окраска 2012 г. ? Сборка на ААК "Прогресс" (апрель 2012 г.)
    - март 2013 г. - АБ Черниговка
    Ка-52 23 желтый новая окраска 2012 г. ? Сборка на ААК "Прогресс" (апрель 2012 г.)
    Ка-52 02 желтый новая окраска 2012 г. ? Сборка на ААК "Прогресс" (апрель 2012 г.)
    - март 2013 г. - АБ Черниговка
    Ка-52 42 красный
    43 красный
    45 красный
    48 красный
    49 красный
    56 красный
    новая окраска 2013 г. Окончательная сборка - Роствертол
    22.02.2013 г. - первые вертолеты поступили в ЮВО, всего в первом полугодии 2013 г. ожидается поставка в ЮВО около 10 Ка-52. Борт 45 красный - февраль - уже летает.
    - июнь 2013 г. - АБ Кореновск ЮВО
    - борт №48 красный - август 2013 г. - МАКС-2013
    Ка-52 55 красный новая окраска 2013 г. Окончательная сборка - Роствертол (февраль 2013 г.)
    Ка-52 46 красный
    RF-91267
    новая окраска 2013 г.
    - апрель 2013 г. - Кубинка
    Ка-52 51 красный
    RF-91270
    новая окраска 2013 г. Окончательная сборка - Роствертол (возможно).
    - май 2013 г. - Мигалово / Тверь
    - лето 2013 г. - Торжок ()
    Ка-52 54 красный
    RF-91268
    новая окраска 2013 г. Окончательная сборка - Роствертол (возможно).
    - май 2013 г. - Мигалово / Тверь
    Ка-52 2013 г. 10 декабря 2013 г. Западоному ВО переданы первые вертолеты партии. До конца года количество вертолетов типа в ЗВО составим 12 машин.
    Ка-52 2013 г. В конце декабря 2013 г. ведется приемка более 10 вертолетов для Западного ВО на заводе в г.Арсеньев. Поставка в ВС России состоится в начале 2014 г. ()
    Ка-52К 2013 г. ? Сборка 2-4 палубных вертолетов Ка-52К начата в августе 2012 г.

    Источники :
    Военный вертолет Ка-52 упал под Тверью. Сайт http://www.lifenews.ru , 2012 г.
    Вопросец. Сайт http://twower.livejournal.com/694430.html , 29.12.2011 г.
    Годовой отчет ОАО "Вертолеты России", 2008 г.
    Годовой отчет ОАО "Камов" за 2007 г. ().
    Годовой отчет ОАО "Камов" за 2008 г. ().
    Ка-52 "Аллигатор". Сайт http://www.airwar.ru , 2004 г.
    Камов. Прогресс. Сайт http://www.kamov.ru/ , 2011 г.
    Лента.ру. Сайт http://lenta.ru , 2008-2011 г.г.
    Новости фазотроностроения. Сайт http://missiles2go.wordpress.com/ , 2012 г.
    . Сайт

    6 декабря 1996 на авиасалоне «Аэро-Индия» в городе Бангалор состоялась презентация первого советского командно-ударного вертолета ОКБ Н.И.Камова Ка-52, получившего название «Аллигатор». В конце нынешнего десятилетия он станет одним из главных ударных средств армейской авиации.


    Маневр в условиях низкого бюджета

    Перестройка, а затем и буйный период первоначального накопления капитала спутали ОКБ Камова все карты. В 1984 году здесь начали реализовывать проект «В-60», который предполагал создание командного вертолета, предназначенного для ведения разведки на поле боя, выдачи целеуказания и обеспечения групповых действий боевых ударных вертолетов типа Ми-26 и Ка-50. Однако финансирование резко иссякло, и стало понятно, что разработку принципиально новой машины ОКБ не потянет.

    Был принят компромиссный вариант, который, как показали результаты его реализации, оказался даже лучше первоначально запланированного. Было решено глубоко модернизировать ударный Ка-50 «Черная акула», дополнив его функцией командного вертолета. С этой целью на машине был установлен специализированный оптико-электронный и радиолокационный комплекс. А это в свою очередь «подтянуло» и боевые возможности Ка-52 как ударного вертолета, предоставив ему возможность вести боевые действия в любых погодных условиях и в любое время суток.

    Также было добавлено второе место для оператора-штурмана. При этом компоновка кабины, избранная генеральным конструктором Сергеем Викторовичем Михеевым, оказалась уникальной, нигде более не встречающейся. Два члена экипажа были размещены рядом, «бок о бок», а не один за другим с возвышением второго кресла над первым. Таким образом, сразу убивались три зайца. Во-первых, повышалась слаженность работы экипажа. Во-вторых, не потребовалось устанавливать вторую приборную панель. В-третьих, повышалась выживаемость машины. При боковом попадание снаряда в кабину, осколки принимал на себя один из членов экипажа, заслоняя собой второго. Это, конечно, может показаться жестоким, однако у войны своя логика и своя нравственность.

    И на суше, и на море

    Первый опытный образец, построенный в разгар «лихих девяностых» был на 85% сделан из узлов Ка-50. И в декабре 1996 года, когда машина еще ни разу не поднималась в воздух, вертолет представили на индийском авиасалоне. Поскольку «Аллигатор» был продолжением линии «Черной акулы», о достоинствах которой все были прекрасно осведомлены, то он был воспринят специалистами как очередной прорыв российских вертолетостроителей.


    На снимке: боевой вертолет Ка-50, прозванный среди профессиональных военных «Черной акулой» /Фото: Роман Денисов /ТАСС

    Однако когда летом следующего года дело дошло до полетов первого опытного образца, выяснилось, что по летным характеристикам он несколько проигрывает Ка-50. И это было предсказуемо, поскольку был увеличен вес машины, а также расширена кабина в связи с установкой второго кресла. Но с этим недостатком вскоре справились, установив более сильный двигатель ВК-2500 ОКБ Климова со взлетной мощностью, равной 2500 л.с. и 2700 л.с. – с чрезвычайной.
    Вполне понятно, что громадное значение для командного вертолета имеет навигационное, радиолокационное и связное оборудование. И конструкторы, чтобы сделать верный выбор на первом образце установили сразу несколько обзорно-прицельных систем с целью выбора наиболее оптимального варианта оборудования.

    Несмотря на неполное финансирование проекта, работы по созданию «Аллигатора» не прерывались. Летные испытания винтокрылой машины, начавшиеся летом 1997 года, потребовали от конструкторов внесения ряда изменений как в конструкцию, так и в приборное оснащение.

    Так, например, была существенно переработана геометрия носовой части фюзеляжа, что позволило довести аэродинамику вертолета до уровня Ка-50. Теперь немного потяжелевший Ка-52 способен выполнять тот же самый набор уникальных фигур пилотажа. К ним относится, например, «воронка»: вертолет перемещается в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и с точным прицелом на нее. Что позволяет эффективно уклоняться от средств ПВО.

    Доводка Ка-52 до его нынешнего уровня, можно сказать, идеального командно-ударного вертолета продолжалась до 2006 года. В 2008 году началось серийное производства «Аллигатора». На вооружение армейской авиации он поступил в 2011 году. На настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 68 этих вертолетов. Согласно контракту с Оборонпромом ОКБ Камова поставит в российскую армию 146 «Аллигаторов». 32 из них будут иметь корабельную модификацию Ка-52К, они изготавливаются для размещения на «Мистралях».


    На снимке: боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» на палубе противолодочного корабля Северного флота «Вице-адмирал Кулаков» /Фото: Лев Федосеев/ТАСС

    Приобретение нового качества

    Главным отличием Ка-52 от Ка-50 является мощная авионика. По мере продвижения изделия от опытного образца к серийно выпускающимся вертолетам она постоянно улучшалась по мере разработки новейших средств навигации, разведки, целеуказания и противостояния средствам наведения противника.
    Самой «свежей» в приборном комплексе является РЛС РН01 «Арбалет», разработанная компанией «Фазотрон-НИИР» специально для Ка-52 и впоследствии примененная на Ка-60. Серийное производство началось в 2011 году. «Арбалет» способен сопровождать на проходе до 20 целей. При этом танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик – 15 км, ракета «Стингер» - 5 км. РЛС предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности – до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.

    В носовой части вертолета установлена оптико-электронная система ГОЭС-451 Уральского оптико-механического завода, запущенная в производство в том же 2011 году. Оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. А совсем недавно визуальную систему дополнили еще и системой ТОЭС-520, использующуюся для ночных полетов. В ней задействованы более чувствительные ТВ-камера и инфракрасная камера. Помимо этого пилоты оснащены очками ночного видения. ГОЭС-451 позволяет обнаруживать цели днем на расстоянии до 10 км, ночью – 6 км. Использование ТОЭС-520 улучшает эти характеристики.

    Все «щупальца» системы прицеливания и пилотирования (ИК, РЛС, ТВ, лазер) сведены к интегрированному бортовому комплексу электронного оборудования с открытой архитектурой «Аргумент-52». В распоряжении пилотов имеются пять цветных ЖК-дисплеев на приборной доске плюс один монитор меньших размеров между ног на месте левого летчика. Также имеется индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31 для левого пилота. В стадии внедрения находится система нашлемного целеуказания.

    ЛТХ Ка-52

    Длина – 16 м
    Высота – 5 м
    Диаметр главного винта – 14,5 м
    Масса пустого – 7800 кг
    Максимальная взлетная масса – 11300 кг
    Масса боевой нагрузки – 2800 кг
    Максимальная скорость – 350 км/ч
    Крейсерская скорость – 250 км/ч
    Дальность – 520 км
    Статический потолок – 3600 м
    Динамический потолок – 5500 м
    Максимальная скороподъемность – 10 м/сек
    Допустимый угол крена - +/-70 град
    Допустимый угол тангажа - +/-60 град
    Стрелковое вооружение – подвижная 30-мм пушка с боекомплектом из 460 снарядов

    Ракетное вооружение:
    - противотанковые УР «Вихрь» или «Штурм-В», 12 шт., дальность стрельбы 8000 м, бронепробиваемость 950мм
    - неуправляемые ракеты 80-мм 80 шт. или 122-мм 20 шт.
    - 4 управляемые ракеты «Игла-В»
    - контейнеры с пушками или пулеметами.


    Одним из ключевых кластеров военного искусства является вооружение армии. Воздушная поддержка в боевых действиях занимает ключевую роль в планировании и реализации военной операции любого уровня.

    Ударный вертолёт Ка 52

    Ударный вертолет КА 52 Аллигатор считается элитным оружием для достижения превосходства на тактическом уровне. Ведь поражение живой силы и укреплений противника скоростными, мобильными, способными на самостоятельные действия, вертолетами наиболее эффективно в бою.

    Само название Ка 52 — «аллигатор» подчеркивает ожидательно-агрессивную боевую манеру вертолета: выждать и напасть без шансов на выживание для жертвы.

    Вертолет КА 52 — история создания «Аллигатора»

    Существует несколько ключевых факторов, которые обусловили особенности в процессе создания двухместного прототипа семейства вертолетов Камова нового поколения. За основную базу для новой разработки взяли вертолет Черная акула — К 52 Аллигатор стал модернизацией легендарного Ка-50.

    • во-первых, нужен был уклон перепрофилирования в многофункциональный на тактико-техническом уровне, ударный вертолет;
    • во-вторых, в условиях интенсивного боя стала очевидной перегрузка, которую испытывал единственный пилот. Поэтому, двухместный Ка-52 стал решением этой проблемы.

    ОАО «Камов» имея наработки по теме подобного рода ударного вертолета, приступило к их реализации. Генеральный конструктор Сергей Михеев поставил задачу разработки лучшего по всем показателям ударного геликоптера для российских ВВС.

    Исходя из требований времени и средств, отзывов военных, эволюционировала и хронологическая схема создания Ка-52.

    История в цифрах и фактах

    • в начале 90-х годов к-52 рассматривался исключительно как двухместная версия «Черной акулы»;
    • 1994 год ознаменовался презентацией макета нового вертолета;
    • в июне 1997 года состоялся успешный первый испытательный вылет Ка-52, который фактически был переделан из «Черной акулы»;
    • в 2008 году состоялись их первые полеты. Десятилетия потребовались конструкторам для выпуска двух новых опытных вертолетов Ка-52;
    • в 2010-11 годах серия испытаний и учений позволила начать серийное производство Ка-52.

    Тактико-технические характеристики вертолета Ка 52 (ТТХ)

    Вертолёт Аллигатор — технические характеристики


    К-52 характеристики в полете


    Вертолет Аллигатор - технические характеристики вооружения


    Дополнительные характеристики Ка 52 Аллигатор (ТТХ)


    Особенности конструкции Ка 52 Аллигатор

    Изначальное планирование конструкции как усовершенствования фюзеляжа «Черной акулы» в ходе строительства К-52 Аллигатор было заменено полной переработкой носовой части до шпангоута №18. Существенные изменения были внесены в конструкцию кабины, спроектированную под 2 членов экипажа.


    Для жизненно важных сегментов вертолета предусмотрена дополнительная защита либо дублирование. Характерная черта К-52 — вертолет имеет возможность управления и стрельбы обоими членами экипажа.

    Это значительно повышает боевые возможности «Аллигатора», повышая его мобильность и живучесть на поле боя. Оборудование вертолета изготовлено из качественных материалов, в т. ч. драгметаллов. Системы управления, настройка контроля и безопасности отвечают всем требованием современного военного вертолетного строения.

    Вооружение Ка-52 — технические характеристики ударной мощи

    Вооружение современного ударного вертолета должно сочетать мощь и высокую точность. Ведь решение боевых задач, которое ставится Ка-52 довольно разнообразное. Трюк со сплошным поражением площади в современном бою недостаточен для успеха в нем. Высокоточные ракеты класса: «воздух-земля» и «воздух-воздух» позволяют решать проблемы четко и без лишних затрат.


    Вооружение на «Аллигаторах» позволяют успешно проводить ударно-наступательные операции и выполнять оборонительные функции:

    • классическая 30-мм пушка 2А42 с 460-зарядным боекомплектом практически безотказна и единственное, о чем можно сожалеть – это то, что она на Ка-52 не спаренная;
    • ракетное вооружение представлено НУРСами С-8 или С-13, способными поражать значительную площадь;
    • ПТУР Штурм-ВУ и Игла-В предоставляют возможность удерживать тактическое господство и контролировать ситуацию, как в воздухе, так и на земле на расстоянии более 5 км. Стоит отметить перспективные разработки вооружения для крокодила. Речь идет о ПТУР Вихрь, который позволит обстрелять цель на расстоянии до 8 км.

    Состоит на вооружении

    Внутренний потенциал:

    • вооруженные силы РФ располагают около 90 единицами Ка-52. На базах армейской авиации размещены группировки Ка-52;
    • кроме того, ежегодно российская армия пополняется более чем десятком новых вертолетов. Планируется купить новые Ка-52 для ВКС РФ и довести количество крокодилов до 200 боевых и учебно-боевых машин.

    Экспортный вектор:

    • планировалось взятие на вооружение палубные версии «Аллигаторов» для вертолетоносцев типа «Мистраль»;
    • однако, ухудшение военно-политических отношений с западом усложнило реализацию амбициозных планов. Корпорация «Вертолеты России» частично переориентировалась на внешние рынки;
    • 46 вертолетов Ка-52К реализованы для вооруженных сил Египта. У производителей Ка-52 есть все предпосылки смотреть в будущее и усовершенствовать «Аллигатор».

    Модификации Ка-52

    Модификации «Аллигатора» на сегодня не очень разнообразны. Базовая версия Ка-52 оснащена стандартной комплектацией. Отличия в виде вооружения или иных характеристик не влияют на модификацию Ка-52. Единственной состоявшейся модификацией крокодилов стал Катран (Ка-52К) для базирования на кораблях.

    Отличия тактико-технических характеристик Катран (Ка-52К)

    Оснащение:

    • устройство для складывания лопастей;
    • локационной станциЯ с двумя диапазонами марки «Фазотрон-НИИ»;
    • гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-451.

    Вооружение:

    Потенциальная возможность применять противокорабельные ракеты Х-35.

    Специфика боевого применения в море предполагает предельные изменения некоторых основных базовых составляющих. Ка-52 оснащены мощной РЛС, ракетным вооружением увеличенной дальности поражения, увеличение маршрута полета, противокоррозионной обработкой корпуса и элементов из стали для их прочности и долговечности.


    Гипотетические (будущие перспективные, переходные и пробные типа Ка-51) модификации не рассматриваются в качестве потенциальных боевых единиц. Черная Акула и вертолет Ка-52 Аллигатор — это разные боевые машины.

    Боевое применение Ка-52 «Аллигатор»

    Вертолеты активно использовались отечественными вооруженными силами в боевых операциях. Семейство Ми оказывало тактическую поддержку в ходе военных конфликтов в Афганистане.

    Предшественник крокодила КА-52 «Черная акула» применялась в Чеченской кампании. Настала очередь боевой обкатки и для Ка-52. Несколько бортов активно используются в кампании в Сирии. К недостаткам обычно относят аварии и катастрофы.

    Так, за все время, разбились два борта Ка-52 (БН 99 во время учебного полета и опытный крокодил во время испытаний).

    Охрана авианесущей группы ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» во время рейдов. 2016-2018 гг.:

    • Несколько бортов Ка-52 «Аллигатор» входит в состав авианосной группы ВКС РФ «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», которая проводит операции на побережье Сирии. 2017-2018 гг

    Успешное выполнение боевой задачи:

    • Огневая поддержка Ка-52 при освобождении от террористов сирийского города Эль-Карьятейн (март 2016 г.);
    • Эффективный удар Ка-52 НУРСами по группировке террористов около города Бадия, который находится к юго-востоку от Пальмиры (июнь 2017 г.);
    • Регулярные вылеты Ка-52 в качестве сопровождения сухопутных войск в Сирии.

    Руководствуясь необходимостью развивать линейку ударных вертолетов К 52 (Черная акула — Ка-50 их предшественник), отечественные производители старались усовершенствовать предыдущие версии, которые завоевали доверие и неоднократно подтверждали свою эффективность. Ка-52 «Аллигатор» (Hokum B по классификации NATO) стал настоящим флагманом российского вертолетостроения.

    С одним пилотом «Чёрная акула» по праву считается двухместная машина Ка 52 , получившая прозвище «Аллигатор» и известная в классификации НАТО как Hokum-B. Этот боевой вертолёт предназначается для координации работы ударных вертолётов, ведения разведки и указания целей в ходе боя, участия в антитеррористических операциях и для прикрытия спецназа.

    История создания Ка 52

    Впервые прототип «Аллигатора», оснащённый ещё двигателями ТВ3-117ВМА и переделанный из одноместного , попробовал воздух в июне 1997 года. Из-за недостаточности финансирования проекта в то время, лишь летом 2008 года 27 июня с заводского аэродрома поднялся в небо предсерийный экземпляр Ка 52 . Испытательные полёты были закончены только в начале 2011 года.

    К серийному производству завод приступил в октябре 2008 года и в 2011 году начались поставки новых вертолётов в войска. В лётные подразделения, базирующиеся на аэродроме Черниговка, первые вертолёты перегнали в мае 2011 года. По заказу МО России выпущена в серию, предназначенная для производства полётов с авианесущих кораблей, модифицированная модель «Аллигатора» со складывающимся крылом и лопастями – Ка 52К .

    Краткое описание вертолёта

    Ка 52 «Аллигатор» оснащён силовыми установками ВК-2500 с тягой по 2400 л.с. и кабиной на двух пилотов с размещением бок о бок. С точки зрения авионики, машина оборудована новейшими современными системами, позволяющими пилотировать вертолёт днём и ночью в любых метеорологических условиях, вести боевые действия и производить разведку, успешно управлять штатным ракетным вооружением.

    Ка 52 используется ещё и как учебный вертолёт для обучения и дальнейшей тренировки лётчиков к боевым действиям на современных винтокрылых машинах.

    Впервые на вертолёте этого класса была установлена оригинальная система катапультирования по самолётной схеме. Ка 52 единственная серийная машина в мире, оборудованная ракетным катапультным креслом.

    В полёте при возникновении аварийной ситуации пилот тянет рычаг системы покидания на себя, автоматически срабатывают пиропатроны и отстреливаются лопасти несущего винта, одновременно включается электропитание детонационных патронов, разрушающих остекление фонаря кабины лётчиков. Вслед за этим подрываются пиропатроны, выталкивающие ракетную капсулу, влекущую за собой пилота. Капсулы уходят вверх под определённым углом, разделяя пилотов, чтобы они не попали под огненную струю двигателей катапультных капсул.

    Конструкторы не забыли о сохранности жизни экипажа, вертолёт с броневой защитой, изготовленной в ОКБ Камова, не боится попадания даже 23-мм снарядов, что даёт пилоту уверенность поражать цели с небольшой дистанции, как во времена вьетнамской войны.

    Тактико-технические данные Ка 52

    Лётные характеристики вертолёта Ка 52

    • Крейсерская скорость – 270 км/час.
    • Максимально-допустимая скорость – 390 км/час.
    • Перегоночная дальность – 1160 км.
    • Практическая дальность – 460 км.
    • Статический потолок – 4000 м
    • Динамический потолок – 5500 м.
    • Скороподъёмность – 600 м/мин.
    • Допустимая перегрузка – 3,5 g.

    Технические данные вертолёта Ка 52

    • Длина вертолёта – 14,2 м.
    • Высота вертолёта – 5 м.
    • Диаметр винтов – 14,5 м.
    • Размах крыла – 7,3 м.
    • Максимальный взлётный вес – 12200 кг.
    • Вес топлива во внутренних баках – 1487 кг.
    • Двигатели – 2 Х ВК-2500.
    • Мощность на взлётном режиме – 2 х 2400 л.с.
    • Мощность на чрезвычайном режиме – 2 х 2700 л.с.
    • Мощность на крейсерском режиме – 2 х 1750 л.с.
    • Экипаж – 2 чел.

    Вооружение вертолёта Ка 52

    • Пушечное – 1 х 30-мм 2А4А.
    • Точек подвески – 6.
    • УР «воздух-земля» — 4 х ПТУР «Штурм ВУ»
    • УР «воздух-воздух» — 2 х «Игла-В» на пилонах.
    • НУР С-8 – 4 Х 20 шт.
    • НУР С-13 – 4 Х 5 шт.

    В настоящее время в войска поставлена и освоена 81 единица этих вертолётов.

    Боевое применение Ка 52 «Аллигатор»

    Министерство обороны приняло решение, что основным ударным вертолётом ВКС станет для выполнения задач непосредственно на поле боя, которые решаются на 70% в простых метеорологических условиях. А вот для решения задач ночью и в сложных метеорологических условиях в целях поддержки спецподразделений и боевых действий против террористов следует использовать Ка 52 .

    Такое решение принято на основе анализа недостатков «камовской» машины. Основной недостаток Ка 52 – возможность перехлёста соосных винтов при больших кренах и малых скоростях. Так как несущих винтов два, увеличивается вероятность их поражения и это ещё один недостаток «Аллигатора», но более низкий уровень шума сосной силовой установки имеет предпочтительное значение для применения этой машины ночью и в сложных метеоусловиях.

    Ка 52 и Ми 28Н в Сирии

    Ка 52 «Аллигатор» и «Ночной охотник» получили боевое крещение в боях против ИГИЛ в сирийской пустыне. С конца 2015 года эти вертолёты базируются в сирийской провинции Латаки на аэродроме Хмеймим и имеют практически одинаковое вооружение, состоящее из 30-мм пушки, двух типов УР «Атака»и НАР С-80. Ка 52 на борту имеет оборонный комплекс «Президент-С», с помощью которого несложно подавить ПЗРК террористов, составляющих основу ПВО.

    Ка 52 принял участие в боевой операции при освобождении города Хомс в апреле этого года, а весной 2016 года показал свои возможности в боях за Пальмиру.

    Боевое применение вертолета Ка-52 в Сирии видео

    Ударные вертолеты в современных армиях - машина незаменимая и по-настоящему универсальная. Необходимо разведать скопление сил врага - пожалуйста! Скоординировать боевые части с воздуха - нет проблем. А уж подбить пару-тройку танков и БТР - легче легкого. Как всегда, когда речь заходит о заочном соперничестве в вооружении, представляются ведущие армии - России и США. Поэтому в этом материале мы рассмотрим все плюсы и минусы российского Ка-52 "Аллигатор" и его заокеанского коллеги - AH-64 "Апач".

    Российский многоцелевой всепогодный двухместный боевой вертолёт Ка-52 предназначен для решения широкого круга боевых задач днём и ночью в любое время года с применением всех средств поражения.
    . Ка-52 («Hokum B» по классификации НАТО, также известен как «Аллигатор») —командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя.

    Ка-52 «Аллигатор» представляет собой дальнейшее развитие модели вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». При создании вертолёта было использовано до 85% узлов и агрегатов Ка-50, что не только упрощает организацию его серийного производства, но и облегчает его освоение лётными частями. Первый испытательный полёт опытного образца Ка-52 состоялся 25 июня 1997 года.

    С октября 2008 года на заводе «Прогресс» началось мелкосерийное производство «Аллигаторов». В рамках программы гособоронзаказа российская армия до 2012 года получит до 30 вертолётов Ка-52. В настоящее время на вооружении ВВС России находится 10 вертолётов КА-52 «Аллигатор».

    Вертолёт Ка-52 выполнен по соосной схеме, от своего предшественника Ка-50 отличается расширенной носовой частью фюзеляжа и двухместной кабиной экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены «бок о бок». Пилотирование вертолёта могут осуществлять без ограничений оба пилота. Кабина бронирована, обеспечивает членам экипажа защиту от огня автоматического оружия калибром до 23 мм, как и на Ка-50.

    Большое число вариантов вооружения достигается размещением на правом борту скорострельной подвижной пушки, а также на шести точках подвески под крылом в различных сочетаниях ПТУР, НАР, ракет «воздух-воздух», стрелково-пушечного оружия контейнерного типа и бомб различного калибра. По боевой мощи оружия «Аллигатор» не уступает Ка-50 и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты. Общая масса средств поражения на подкрыльевых держателях составляет 2000 кг. Стоимость вертолёта 16,1 млн. долларов США или 484 млн. рублей.

    ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ :

    Максимальная взлётная — 11300 кг
    Масса боевой нагрузки — 2800 кг
    Экипаж — 2 человека
    Крейсерская скорость — 250 км/ч
    Максимальная скорость — 350 км/ч
    Дальность полёта — 520 км
    Статический потолок — 3600 м
    Динамический потолок — 5500 м
    Максимальная скороподъёмность — 10 м/с
    Максимальная эксплуатационная перегрузка — 3,5g
    Допустимый угол крена — ±70 град.
    Допустимый угол тангажа — ±60 град.

    Специальное оборудование (вооружение)
    Противотанковое вооружение: ПТУР «Вихрь»

    — количество — 12 шт.
    — скорость полёта ПТУР — 400 м/с
    — дальность пуска — 8000 м
    — бронепробиваемость — до 950 мм

    Стрелково-пушечное вооружение: подвижная пушка 2А42

    — калибр — 30 мм
    — боекомплект — 460 снарядов
    — масса снаряда — 0,39 кг
    — начальная скорость снаряда — 980 м/с
    — прицельная дальность стрельбы — 4000 м

    Неуправляемое ракетное вооружение, количество:

    — калибра 80 мм — 80 шт.
    — калибра 122 мм — 10 шт.

    Управляемые ракеты «воздух-воздух»:

    — тип ракет — Р-73 или «Игла-В»
    — количество 4 шт.

    Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 патронов, ПТУР «Вихрь» с лазерной лучевой системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2000 кг), вертолёт Ка-52 «Аллигатор» может дополнительно принимать на борт управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 и «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-поверхность».

    ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 950 мм.

    Ракеты Р-73 с всеракурсной пассивной тепловой головкой самонаведения, разработанные в МКБ «Вымпел», имеют стартовую массу 105 кг, стержневую боевую часть массой 7,4 кг и обеспечивают поражение воздушных целей, маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12g и скоростью до 2500 км/ч, на дальности от 700 м до 11 км.

    Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения. Масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость от 0 (вертолет на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6g, дальность пуска от 800 до 5200 м.

    Немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ракеты Р-73 входят в номенклатуру вооружения большинства самолетов фронтовой авиации, ПТРК «Вихрь» вооружён штурмовик Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2. В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения.

    Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, вертолёту Ка-52 вменено в обязанность решение ещё одной задачи: он должен стать своего рода «летающей партой» для пилотов одноместных Ка-50. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.

    КА-52 оборудован радарной системой «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную капсулу для экипажа. Катапультирование капсулы возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолетом (в том числе одновременное) может осуществлять любой из пилотов.

    Так как лопасти машины вращаются в разные стороны, этот вертолёт, как и предшественник КА-50, способен совершать уникальный маневр, так называемую «воронку» — сдвигаться в боковом полёте по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и точным прицелом на неё, в основном, для активного уклонения от наводимой ПВО.

    «Апач»

    Вертолет АН-64 (Модель 77) проектировался компанией «Хьюз Геликоптерс» для уничтожения бронированных средств противника в любое время суток и в самых неблагоприятных условиях. Опытный образец YAH-64 поднялся в воздух 30 сентября 1975 г., а с 1981 г. он стал известен под названием «Апач». Первый серийный вертолет «Апач» поднялся в воздух в январе 1984 г. Первые поставки были сделаны в январе 1985 г., а в декабре 1994 г. в ВС США поставлен последний 811 -й вертолет.

    Вертолет АН-64А «Апач» выполнен по одновинтовой схеме, с четырехлопастными несущим и рулевым винтами, крылом малого удлинения и трехстоечным неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом. Крыло выполнено съемным. Фюзеляж обычной конструкции, типа полумонокок, сделан из алюминиевых сплавов с использованием материалов повышенной прочности и вязкости.
    Кабина экипажа двухместная, с тандемным расположением сидений. На переднем размещается второй летчик-стрелок, а на заднем, приподнятом на 0.483 м для улучшения обзора, — летчик. Броня, защищающая кабину экипажа снизу и с боков, и броневая прозрачная перегородка между сиденьями изготовлены из кевлара и полиакрилата и защищает от пуль и снарядов калибра 12,7 и 23 мм соответственно. Конструкция вертолета обеспечивает максимальную защиту и позволяет выполнять задание после серьезного повреждения в боевых условиях. Высокий уровень боевой живучести достигается бронированием кабины, использованием двух независимых гидросистем, про-тектированием топливных баков, а также бронированием основных наиболее важных систем и участков планера.

    Силовая установка вертолета АН-64А «Апач» состоит из двух ТВД взлетной мощностью по 1695 л.с., размещенных в гондолах по бокам фюзеляжа. Топливная система включает 2 протектированных бака общей емкостью 1157 л. Один из них расположен за сиденьем летника, другой — за главным редуктором. Максимальная продолжительность полета составляет 3 часа 9 минут. Кроме того, на крыльевых узлах подвески вооружения вертолета могут устанавливаться 4 подвесных топливных бака емкостью по 870 л. Вертолет оснащен трехстоечным неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Шасси рассчитано на нормальные посадочные скорости до 3,05 м/с и аварийную посадку со скоростью до 12.8 м/с. Взлет и посадка могут производиться с площадок, имеющих угол наклона до 12° в продольном направлении и до 15° в поперечном.
    Вертолет АН-64А оснащен различными видами радиоэлектронного оборудования. насчитывающего в общей сложности около 12 единиц. Основой боевой мощи вертолета «Апач» является система обнаружения и целеуказания TADS, система ночного видения летчика — PNVS и комплексная нашлемная система прицеливания IHADSS, позволяющая управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы. Составляющие TADS: лазерный указатель-дальномер со следящей системой. ИК-система обзора передней полусферы и телевизионная система. PNVS — это усовершенствованная система FLIR (бортовая ИК-система обзора передней полусферы), которая снабжает пилота информацией, необходимой для полета в боевой зоне с отслеживанием рельефа местности на высоте, которая препятствует или снижает вероятность обнаружения вертолета противником.

    Основным вооружением вертолета «Апач» являются 4 подвески под короткими крыльями, вмещающие до 16 противотанковых ракет «Хеллфайр». которые обеспечивают стрельбу по точечным целям и имеют автономную систему наведения, или 76 70-мм ракет со складывающимся оперением, или их комбинация. Кроме того, установлена одноствольная автоматическая пушка М230Е1 «Чейн Ган», размещенная в подфюзеляжной турели (калибр 30 мм, боезапас 1200 снарядов). На концах крыла могут быть установлены УР «Стингер». Максимальная масса вооружения на один узел подвески составляет 700 кг.
    АН-64А «Си Апач» — вариант для противолодочной обороны сил флота и корпуса морской пехоты, разведки загоризонтных целей. Вертолет «Си Апач» может удаляться на расстояние до 240 км от соединения ВМС для поиска и уничтожения кораблей противника ПКР или НУР. Кроме того, вертолет может обеспечивать прикрытие высадки десанта.
    Экспортный вариант АН-64А «Интернэшнл Апач» закупили Израиль (18 машин), Саудовская Аравия (12), Египет (24), Греция (12). ОАЭ (20), Бахрейн (8), Южная Корея и Кувейт.
    АН-64В «Апач Браво» — 254 машины АН-64А, минимально усовершенствованные с учетом опыта военных действий в Персидском заливе: увеличен размах крыла, изменена компоновка кабины, увеличена мощность двигателей, подвесные баки увеличивают дальность полета на 200 км.

    АН-64С — промежуточный вариант вертолета АН-64А без РЛС Лонгбоу и двигателя Дэш 701 С. Первый из четырех опытных вариантов, прошедших 2000-часовую программу испытаний. Поднялся в воздух 15 апреля 1992 г. Предполагалось модернизировать 308 вертолетов, но в 1993 г. программа была закрыта.
    AH-64D «Лонгбоу Апач» — усовершенствованный АН-64А с установленной выше плоскости винта радарной системой миллиметрового диапазона управления огнем компании «Мартин/Вестингауз Лонгбоу» в комбинации с противотанковыми ракетами AGM-114 «Хеллфайр» типа «выстрелил-забыл». Поднялся в воздух 11 марта 1991 г. Серийные варианты оснащены более мощным двигателем Дэш 701С и двигателями T700-GE-701 С; в этот стандарт переделаны 227 вертолетов. Первый из 535 усовершенствованных вертолетов AH-64C/D поступил в эксплуатацию в 1996 г.
    Вертолеты «Апач» применялись во время боевых действий в Панаме в 1989 г. и в ходе операции «Буря в пустыне- в 1991 г., когда было задействовано 228 вертолетов АН-64.

    Экипаж, чел.

    Скорость, км/ч

    максимальная - 309
    крейсерская - 293

    Потолок, м

    статический - 4570
    динамический - 6250

    Дальность, км

    перегоночная - 1700
    действия - 480

    Масса, кг

    максимальная взлетная - 8006
    нормальная взлетная - 6670
    пустого вертолета - 4657

    Габариты вертолета, м

    диаметр несущего винта - 12,63
    длина фюзеляжа - 14,68
    длина с вращающимися лопастями - 17,76
    высота - 4,22

    Двигатель

    ТВД General Electric T700-GE-701,
    2 по 1522 л.с.

    Вооружение

    30 мм пушка M230 Chain Gun
    Ракеты «воздух-поверхность» 4 × 4 × AGM-114.
    НАР 4 × 19 × 70 мм Hydra

    Экспертное заключение

    Так какой же из этих двух летающих танков превосходит своего оппонента ?

    1. Двигатель . Установка «американца» слабее (2*2700 лошадиных сил «Аллигатора» против 2*1890 «Апача). Однако по дальности полёта и скорости КА-52А немного уступает своему аналагу.
    2. Вооружение . В этом сегменте «Аллигатор» наголову превосходит оппонента. «Апач» обладает 30-миллиметровой пушкой и ракетным вооружением из 16 снарядов типа «воздух-земля», 16 ракетами класса «НУР» (крылатые противокорабельные ракеты) или неуправляемых авиационных ракет, а также иногда 4 ракетами класса «воздух-воздух). Начинка оружия «Аллигатора» намного опаснее. "Аллигатор" также имеет 30-миллиметровую пушку, а вот набор ракет другой: 24 противотанковые 9К121 "Вихрь" с лазерной системой наведения и системой захвата нескольких целей. Точно такие же ракетные системы стоят на самолетах-штурмовиках Су-39 и Су-25М. "Вихрь" настоящая беда для танкистов, ведь его снаряд пробивает броню в 900 миллиметров с дальности в 9 километров. Для защиты от возможной воздушной атаки есть 4 ракеты "Игла-В", которые практически идентичны своим наземным переносным зенитным ракетным комплексам (ПЗРК) и позволяет поражать цели на расстоянии до 7 километров. Кроме того на Ка-52 установлены настоящие гиганты - 122-миллиметровые неуправляемые авиационные ракеты С-13. Такие снаряды предназначены для "крепких орешков" - бетонных огневых точек, техники и кораблей.
    3. Броня . Бронирование геликоптеров различается. У АН-64 кабина окружена полиакриловыми и кевларовыми бронеплитами, которые теоретически способны выдержать попадания крупнокалиберных пулеметов с небольшого расстояния. На практике все куда трагичнее. Широко известна история, когда в 2003 году, во время вторжения армии США в Ирак, обычный крестьянин сбил "Апач" из простой охотничьей винтовки. Позднее американские военные и журналисты настойчиво твердили о том, что все это было пропагандистским ходом иракской армии. Тайна остается тайной, но АН-64, в отличие от Ка-52, и вправду менее живуч даже под огнем автоматического оружия. Например, в Ираке и в Афганистане случаи поражения вертолета из автоматов Калашникова были задокументированы и под сомнение не ставятся. Слабая защищенность экипажа обусловлена малой заметностью вертолета и его повышенной маневренностью, но военные эксперты разных стран сходятся во мнении, что в последнее десятилетие сильные бронированные вертолеты показывают себя в столкновениях с лучшей стороны, чем их легкие "собратья".

    Ка-52 также защищен от крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных пушек. Если еще говорить про уникальные элементы "Аллигатора", то обойти стороной катапультируемые кресла точно нельзя. Устройства К-37-800М были разработаны специально для данного вертолета, а механика их срабатывания очень проста. В случае необходимости экипаж нажимает на кнопку катапультирования и кресла буквально выстреливают через остекленную кабину, одновременно с этим лопасти "вертушки" складываются и отбрасываются в сторону, чтобы не ранить пилотов. Вообще "Аллигатор" обладает повышенной живучестью: выход одного из двух двигателей - не причина для паники, машина останется управляемой и спокойно сможет выйти из боя. Если же потеряны обе силовых установки, то на помощь придет авторотация - вертолет будет способен планировать и экипаж не пострадает при посадке.

    Долгожданное принятие на вооружение Ка-52 значительно повышает потенциал российской армии. Бесшумная и незаметная машина, способная с расстояния в несколько километров обнаружить и уничтожить танк или огневую точку и невредимой вернуться домой - чем не идеальное оружие? Если 15 лет назад у АН-64 не было достойного конкурента, то теперь "Аллигатор" вместе с великолепным Ми-28 должны потеснить устаревшего "американца".