Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Изготовление глиняных горшков и кирпичей. Какой может быть глина для гончарного дела? Лепка, отминка, литье

    Изготовление глиняных горшков и кирпичей. Какой может быть глина для гончарного дела? Лепка, отминка, литье

    Итак, у вас есть набор тарелок, мисок и стаканов, которые вам нравятся, но лучше, если сделать это самому, освоив гончарное дело. Поиск хорошего набора в магазинах - это, конечно, хорошо, но создание набора посуды своими руками - это совершенно другое дело! И это проще, чем вы думаете!

    Шаги

    Делаем свое изделие

      Представьте назначение, размер, форму и цвет предмета, который вы хотите создать. Гончарное дело – очень неопределенное определение, есть множество способов создания вашего творения. Чтобы создать то, что вы хотите, каждый элемент работы должен быть тщательно продуман. Навестите ближайший художественный магазин и посмотрите, какие есть у вас возможности для создания изделия вашей мечты.

      • Начните думать. Если вы придерживаетесь небольших изделий, то бисер, декоративные коробочки и животные отлично вам подойдут. Но даже вазы, тарелки, кастрюли, набор посуды и украшения стен еще не предел!
    1. Выберете глину. Когда вы определились, чего вы хотите, вам необходимо выбрать материалы. Не исключайте сухую или полимерную глину. Она немного дороговата, поэтому используйте ее для небольших изделий. С другой стороны, глина с высокой и низкой огнеупорностью могут дать разные результаты.

    2. Решите, какой метод работы наиболее вам подходит. У вас есть несколько вариантов на выбор:

      • Гончарное колесо: наиболее подойдет для симметричных, круглых объектов. Для этого вам необходима печь и немного умения. Это отличное решение для больших и маленьких объектов, но на первых этапах будет сложно исправить ошибки, так как глина трудно перерабатывается.
      • Сжатие вручную: отлично подходит для маленьких предметов. Метод крайне прост: начните с маленького кусочка глины, с которым вы сможете работать в ладонях. Изменяйте его при помощи давления и тепла. Используйте влажную губку для выравнивания поверхности.
      • Метод нанизывания: больше всего подходит для полых или несимметричных предметов. Вы можете сделать необычную текстуру или узор с помощью нанизывания (или намотки) слоев друг на друга. Вместо одного куска глины, просто сложите строки и катушки в одну форму. Они прижмутся друг к другу, создавая одну массу.
      • Метод плиток: лучше всего для плоских односторонних предметов. Вы кладете части глины в форму, и когда она высохнет, то немного сожмется от массы, но сохранит форму.
    3. Убираем форму. Здесь все зависит от вас и от ваших навыков. Если у вас есть колесо, отлично! Если нет, то есть несколько способов решения проблемы. Если вы новичок в гончарном деле, то найдите профессионала или посмотрите несколько видео онлайн; это искусство, которое требует определенных навыков.

      • Некоторая глина не может быть отлита, изменена в шарик, а потом снова отлита. Поэтому, принимая решение, будьте осторожны, так как ваша глина может не дать вам второго шанса.

      Обжигаем ваше изделие

      1. Поместите гончарное изделие в электрическую печь. Установите температуру печи на 850 градусов на 12 часов. Получится «неглазированный фарфор» или «неглазурованная керамика». Этот первый обжиг удаляет физическую и химическую воду, поэтому изделие будет защищено от грязи и повреждений. Диапазон температуры называется «шишка» в гончарном ремесле.

        • Пусть температура упадет, затем достаньте изделие спустя 48 часов после того, как температура полностью опустилась.

    Гончарное ремесло зародилось ещё в древние времена. Многочисленные археологические находки подтверждают, что первые вылепленные вручную изделия из глины принадлежат эпохе неолита. Сохранившиеся до наших дней прочные глиняные фигурки и предметы быта в самых ярких красках рассказывают об истории развития древнего ремесла, которое со временем развилось настолько, что стало искусством.

    _
    Гончарство в мире

    Глина – распространённый материал, которым щедро одарила человечество природа. И люди издавна использовали её. Поначалу пытались вылепить из неё самые необходимые предметы (посуду для приготовления пищи, чашки, тарелки), практичные и непритязательные. Со временем, после того как был изобретён гончарный круг и открыты способы обжига, бесформенный кусок глины в руках профессиональных мастеров начал превращаться в изысканные изделия.

    Каждый народ гордится своей историей развития гончарного искусства. В Китае оно было известно ещё за 2000 лет до н. э. и развилось до высочайшего уровня, о чём свидетельствует появление знаменитого китайского фарфора, который ценится во всём мире.

    Из Древней Греции до наших дней дошли знаменитые амфоры, вазы, кувшины, которые имеют изящные и причудливые формы. На вазах древние греки рисовали целые истории из мифов, сценки повседневной жизни. Использовались различные техники работы с глиной. Так, на краснофигурных вазах для изображения оставляли естественную окраску глины, а фон закрашивали чёрным цветом. При создании чёрнофигурных изделий на красноватую глину наносили картинку чёрным лаком. Такие предметы считались роскошью, их можно было встретить в домах богатых греческих вельмож.

    В странах Африки изделия из глины изготавливались вручную, затем сушились на солнце и обжигались с помощью горящей соломы. Сегодня простые формы и фактура, естественные цвета, анималистические, растительные и абстрактные геометрические рисунки африканской керамики пользуются большим спросом у ценителей прекрасного.

    Гончарство на Руси – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу русичи делали из этого природного материала только кувшины, сковороды, чашки. Но со временем, по мере накопления опыта работы с глиной, ремесло стало превращаться в промысел, причём производили уже не только товары бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши. Появились гончарные мастерские, художественные студии, творческие артели, использующие при работе различные способы обжига, технологии замешивания глины. В результате каждая мастерская приобретала свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир (Дымковская игрушка, Гжель).

    Новые функции гончарного искусства

    Гончарство долгое время было важным и почётным промыслом, которым могли заниматься только хорошие мастера. Оно постоянно совершенствовалось и развивалось. Но постепенно глину стали заменять металл, олово, а потом и пластик, с которыми природный материал уже не мог соперничать по своей цене и сферам применения.

    Невозможно представить себе, чтобы этот вид древнего искусства мог совсем исчезнуть. Однако история развивается по спирали, и сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной. Но теперь гончарное ремесло раскрывает себя с другой стороны.

    Если ранее ремесло было источником заработка, то теперь это в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения. Наряду, конечно, с существованием модных керамических мастерских, выпускающих по-настоящему ценные дизайнерские вещи.

    Существует большое количество гончарных мастерских, в которых проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины, не требующих особых навыков и умений. Посещают такие кружки дети и взрослые, которые хотят создавать красоту собственными руками, украшать глиняными изделиями свой дом и дарить близким людям.

    _
    Для малышей 4-5 лет польза лепки состоит в основном в том, что она помогает развить мелкую моторику, причём занятия проходят в увлекательной форме: играючи, дети знакомятся со свойствами глины. В отличие от работы с пластилином, лепка из глины требует особой подготовки материала, что развивает у детей ответственность, логическое мышление.

    Для детишек 6-7 лет глина даёт возможность активно развивать фантазию. Практические навыки взаимодействия с природным материалом быстро схватываются, в этом возрасте ребёнок может уже сам разрабатывать дизайн своей поделки, сюжет создаваемой композиции.

    Для взрослых работа с глиной тоже приносит пользу. Это очень сильно расслабляет, успокаивает. Увлечение запросто перерастает в серьёзное хобби. Кстати, существуют методики глинотерапии, направленные на снижение агрессивности, устранения фобий, негативных эмоций у взрослых людей. Если для малышей работа с глиной является способом открытия чего-то нового в мире, то для взрослого человека это способ обрести личностную гармонию.

    Работая с живым материалом, извлечённым из недр земли, человек как бы соприкасается с природой, получая от неё заряд энергии. Когда взрослый опускает руки в глину, он абстрагируется от внешнего мира, сосредотачивается на своих внутренних ресурсах. Гончарство, по своему терапевтическому воздействию, можно сравнить с прогулкой по лесу, отдыхом на берегу моря. То, что контакт с природой спасает от усталости, эмоциональной истощённости, не нуждается в доказательствах, а глина – это природный материал.

    Гончарное дело – одно из самых древнейших и интереснейших ремёсел. Но если ранее им могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд.

    Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

    _
    в этнографическом парке-музее найти не составит труда: Улица Мира, Дом Ирана и Ирака. Здесь всегда кипит работа, и посетители парка обычно не проходят мимо. Ничто так не завораживает, как волшебным образом меняющаяся в руках мастера форма сосуда.

    Гончары, работающие в мастерской, приехали в ЭТНОМИР из разных регионов России и разных стран мира, поэтому со знанием дела изготавливают самые разные изделия: славянские крынки для молока и горшки для каши, грузинские кувшины для вина, азиатские пиалы для чая, греческие амфоры для масла и многое другое.

    Изделия наших мастеров вы увидите и в домах Улицы Мира (Греции, Грузии, стран Африки и других), и в этноотелях ЭТНОМИРа (согласитесь, в номере гостиницы «Подворье» приятно пить не из обычного стеклянного стакана, а из глиняной кружки, а в отеле «Караван-сарай» – из керамической пиалы). Их также можно приобрести в сувенирных лавках ЭТНОМИРа. А главное – каждый гость ЭТНОМИРа может сам сесть за гончарный круг и испытать удивительные чувства, создав из податливой глины свой собственный шедевр.

    Как правильно подготовить глину и приготовить массу для лепки?
    Промытую высушенную глину разбивают молотком на мелкие кусочки, замачивают горячей водой в 2-3 приема в эмалированной посуде, пока поверхность глины не покроется водой на 4-5 см. В течение 10 – 12 часов смесь периодически перемешивают, добавляя воду. Затем массу несколько раз протирают через сито и опять дают отстояться 1- 2 дня пока она не уплотнится. Оставшуюся воду вычерпывают, массу разливают в гипсовые лотки (гипс хорошо впитывает воду), глина еще больше уплотнится. Через 3-4 часа глину можно выбирать из лотков. Получится тесто, хорошо отстающее от руки, не имеющее воздушных пузырьков (при их наличии необходимо глину промять). Складывают глину пластами и накрывают полиэтиленовой пленкой.
    Перед применением в глину вводят отощающие (кварцевый песок, молотый черепок, измельченный шамот) добавки для снижения усадки и флюсующие (полевые шпаты, пегматит, мел, известняк и другие) — для снижения температуры обжига, обеспечения спекаемости черепка, повышения термической устойчивости и просвечиваемости.

    Оборудование для керамических изделий :
    Для изготовления керамических изделий применяются стеки и кольца. Электрический гончарный круг можно изготовить самому, приспособив вместо станины стол или столярный верстак и электродвигатель от швейной машины с педалью для регулирования скорости вращения.
    Рабочий круг диаметром 25-30 см можно выточить из бронзы, алюминия, пластмассы или толстой фанеры, пропитанной горячей олифой. Соотношение диаметров шкивов электромотора и круга рассчитывают так, чтобы круг вращался с максимальной скоростью — 300 об./мин. (против часовой стрелки).

    Производители оборудования цены :
    ООО «ХОРСС» предлагает целый ряд электрических гончарных кругов зарубежных и отечественных производителей: от профессиональных до небольших, подходящих для школ, студий, хобби, а также все необходимые материалы для открытия собственной маленькой мастерской.

    • Профи-Макс гончарный круг S-4631 подходит для индивидуальных художников, студий и небольших мастерских. Диаметр диска — 200 мм, вес с упаковкой — примерно 65 кг. Цена — 29 502 рубля.
      Гончарный круг S-4802 производства Fo. Me., Италия подойдет для работы в домашних условиях, в студиях и мастерских. Может быть установлен на столе или на невысокой подставке. Диаметр диска — 300 мм, вес с упаковкой — около 19 кг. Цена — 39 176 рублей.
    • Есть и более дорогие модели: гончарный круг S-4640 (Фоме 3412) можно приобрести за 44 014 рублей, круг S-4860 (РК-Виспер) стоит 59 472 рубля, а круг S-4861 (ВЛ-Виспер) — 66 316 рублей.
      Настольный гончарный круг S-4879 (РК-5Т) предназначен для домашнего использования (для хобби). Производитель: NidecShimpo Corporation, Япония.
      Максимальный вес глины — 10 кг. Вес круга — 13 кг. Его цена в компании: 21 948 рублей.
    • Гончарный круг S-4880 (РК-55) (производитель: Nidec-Shimpo Corporation, Япония) прекрасно подойдет для школ, студий, хобби. Регулировка скорости осуществляется выносной педалью от 0 до 250 оборотов в минуту, выбор направления вращения — по часовой или против часовой стрелки. Максимальный вес глины — 14 кг. Сам круг весит 27 кг. Его цена: 35’046 рублей.
    • Гончарный круг S-4822 (Армавир) с фрикционным приводом и педалью очень простой в эксплуатации. Маховик привода всегда под рукой — можно немного повернуть изделие для работы. С обеих сторон стола — выдвижные стаканчики для инструментов. Вес круга — примерно 25 кг. Цена круга: 18 172 рубля.
      В компании можно приобрести печь для обжига изделий (цены на газовые печи: от 70 до 900 тыс. рублей, на электрические: от 60 тысяч до свыше 1 млн. рублей), а также необходимые материалы (керамические массы, глазури, ангобы, люстровые краски, пигменты, соли, оксиды, надглазурные и универсальные краски), книги для обучения.Компания Тм «Golden Hands»
    • предлагает электрический гончарный круг PROFI-MAX (комплектация MINI — максимально облегченный вариант поставки круга, стоимость — 30 тыс. рублей) и формующую приставку для нее, гончарные круги SUPER-PROFI (стоимость — 40 тыс. рублей)) и гончарный круг для начинающих «Гоша» (стоимость — 12 тыс. рублей).
      В комплект поставки круга PROFI-MAX входят: круг гончарный, руководство пользователя, педаль изменения оборотов, пластиковый тазик, две поролоновые губки, струна с ручками, мягкий стек, учебный фильм на DVD (42 мин.), образец гончарной глины (2,5 кг), комплект для сборки ящика-тумбы (описание, детали из фанеры, саморезы, ключ). Формовочная приставка позволяет в гипсовой форме, вращающейся на планшайбе гончарного круга, за одну минуту отформовать, например, декоративную тарелку. Через 15-20 минут после формовки, когда глина подсохнет и даст усадку, тарелка легко удаляется из формы.
      Можно сформовать декоративную тарелку с любым барельефом на дне, при этом меняется только рисунок-вставка, а гипсовая форма остается прежней. Потом можно приступать к декорированию прорезать, процарапывать, делать лепные элементы или тисни н. рисунок штампом. Применяя различные гипсовые формы, можно легко расширить ассортимент производимой керамики.
      С помощью вакуумного стола (поставляется по желанию) можно протачивать готовые изделия (например, донышки), делать отводку, лощить. На гипсомодельном станке очень просто изготовить гипсовую форму. Способы Формования керамических изделий :
      Формование керамических изделий можно осуществлять несколькими способами: свободная лепка, свободное формование на гончарном круге, пластическое формование ручным оттиском в форме, пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью формующего шаблона, шликерное литье в гипсовые формы.
    • При свободной лепке — из приготовленного глиняного теста вручную лепят различные фигурки, свистульки или горшки больших объемов. Из куска глины лепят заготовку нужной формы. Затем стекой лопаточкой делают в ней углубление и выбирают глину, постепенно утончая стенки сосуда. Окончательную обработку и заглаживание внутренних поверхностей выполняют стекой-петлей. Подготовленную полую форму устанавливают на доску и обрабатывают край сосуда, прилепив к нему горловину — раскатанную полоску глины.
    • Свободное формование производят на гончарном круге. Кладут точно в центр гончарного круга заготовку из глины в форме шара. Нажимая большими пальцами, в середине шара делают цилиндрическое углубление и постепенно расширяют его до требуемых размеров. Затем вытягивают цилиндр до нужной высоты. Сначала лепят основание, затем, мягко надавливая на стенки цилиндра с внутренней стороны, расширяют его для получения нужного изделия.
    • Пластическое формование ручным оттиском осуществляется с помощью гипсовых форм. Открытые формы применяют для формования плоских изделий, разъемные — при изготовлении изделий сложных форм (сосудов, скульптур). Форму заполняют глиняным тестом и разминают его от центра к краям.
    • Помимо этих способов, существует также пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью шаблона и формование путем шликерного литья в гипсовые формы (основано на свойстве гипса впитывать влагу и способности глины при снижении влажности переходить из жидкого состояния в состояние пластического теста).
    • При изготовлении керамических изделий сложной конфигурации часто комбинируют способы формования. Сочетание пластического способа формования во вращающейся гипсовой форме металлическим шаблоном со шликерным литьем широко распространено при изготовлении чайников, чашек, кувшинов и других фарфоровых и фаянсовых изделий, состоящих из корпуса и приставных деталей. Задымленную керамику получают сочетанием шликерного литья с пластическим формованием.Технология изготовления игрушек :
      Технология изготовления игрушек (популярных современных сувениров). Из красной, серой или белой глины с мелкопросеянным песком и водой замешивают вязкое тесто, из которого и лепят игрушки. Хорошо просушив на ветру, через несколько дней их обжигают, а затем украшают цветными глазурями или росписью. Дымковские мастера после сушки и прокаливания в печи белят игрушки мелом, разведенным на снятом молоке, а затем расписывают гуашью, растертой на яичном желтке.
      В качестве декорирования керамики можно использовать отделывание рельефами, контррельефами или фигурными украшениями, ажурным вдавливанием или резьбой специальными штампиками, инкрустацией, сграффито.
      Простейший рельеф можно получить, приставив к вращающейся поверхности сосуда гребешок, получатся плавные линии, линии с острыми и тупыми вершинами, зигзагообразные. Штампиками с фигурными изображениями из гипса, дерева, металла (шестеренки, гайки) наносят орнамент, пальцами делают оборки, ножом — резьбу. Сграффито осуществляется путем процарапывания до нижнего, более темного слоя глины слегка подсохшего изделия, покрытого слоем ангоба (жаропрочной краски).
      Кроме того, существует фактурное декорирование — лощение керамики до блеска гладкими предметами — кожей, деревом, отпечатками ткани или сетки, нанесение воска перед глазурованием, мраморизация (капли краски растекаются по поверхности сами или их разводят палочкой, проволокой), морение окислами железа, задымление (в печь при обжиге добавляется дымящийся вар, нефть или пропитанное ими тряпье). Интересный узор можно получить, положив раскаленное изделие в опилки, рубленую солому или окунуть в мучную болтушку.
      Нарядный вид приобретает керамика, обработанная растворами серебра, золота, платины или отделанная люстром (тончайшая прозрачная, наносимая на глазурь пленка, переливающаяся различными цветами в зависимости от вида оксидов металлов, составляющих основу). Разнообразные декоративные растительные или тематические композиции на керамике можно получить, используя живописное декорирование, которое выполняется разноцветными жаропрочными красками (ангобом) вручную или механически.

      Обжиг керамики :
      Обжиг керамики. Обжигают глиняные изделия в обычной печке, в голландской или муфельной. Лучше всего приобрести небольшую муфельную печь, но можно изготовить ее самому. Нагревается она до +900°С. Первый обжиг (утильный) делается после того, как покрытое ангобами изделие подсохнет. Длится он от 2,5 до 7 часов. Таким образом получают терракоту, цвет которой зависит от глины, температуры и режима обжига.

      Обработка керамики после обжига . Терракота легко обрабатывается шлифовальной шкуркой, острым стальным инструментом, рифневками. Ее можно подкрашивать темперными красками или акварелью, разведенной на молоке, но чаще всего покрывают глазурями, которые затем закрепляют вторым обжигом.
      Глазурь , подходящую к любому черепку, получают сплавлением следующей смеси (в частях по массе): калиевая селитра — 30; бура — 114,5; борная кислота — 49,5; мрамор -40; каолин — 207,2; кварцевый песок 228. Компоненты помещают в огнеупорный тигель и ставят в муфельную печь. Готовность сплава определяют с помощью длинного металлического прутка с загнутым концом: его опускают в тигель и быстро вынимают. Если за ним потянется стекловидная нить без узелков — значит, сплав готов; тигель вынимают щипцами и выливают его содержимое в металлический сосуд с холодной водой, где масса рассыплется на мелкие кусочки, которые затем размалывают.
      Самый простой способ (народный) приготовления глазури – разогреть на огне бутылочное стекло и затем бросить его в воду. Стекло покроется мелкими трещинками и легко рассыплется. Перетирают его в ступке в порошок и добавляют клейстер. Изделие поливают этим составом, дают подсохнуть и помещают в печь, где выдерживают около 3 часов.
      Покрывают керамику эмалями , специально приготовленными в муфельной печи из определенных компонентов (двуокись кремния, борный ангидрит, окиси алюминия, титана, окислы щелочных и щелочноземельных металлов, свинца, цинка).

      Интересное украшение можно получить из мелких цветных кусочков стекла. Их накладывают в определенные места на поверхности изделия, затем его снова обжигают (в третий раз). Стекло плавится и растекается по поверхности. Это придает изделию еще больший блеск.
      Из глины можно создать удивительно красивые вещи, раскрашивая их самыми разнообразными красками, можно накладывать одну краску на другую, чтобы получить новое сочетание, новые оттенки.

    * В расчетах используются средние данные по России

    Изготовление различных предметов из глины – это, пожалуй, один из наиболее древних видов народных ремесел. Керамические изделия различаются по виду используемого сырья, составу глазурных покрытий, способу производства, а также по своему назначению. Благодаря пластичности материала, его тональности, разнообразию цветов и оттенков используемых глазурей и других способов декоративной отделки керамические изделия с давних пор имеют не только чисто утилитарное применение. Они выполняют также декоративные функции, украшая интерьер и выступая в роли оригинального и памятного подарка. В наши дни большая часть керамических изделий изготавливается промышленным способом, но керамические и гончарные изделия ручной работы, которые производятся в небольших мастерских, также пользуются большим спросом и нередко ценятся намного выше заводских.

    Виды керамических изделий


    Рассмотрим основные виды керамики. К ним относятся терракота, шамот, фарфор, фаянс и майолика. Каждый из этих видов отличается от других по составу глин, режиму обжига, по используемым приемам художественного оформления. Все керамические изделия специалисты разделяют на изделия грубой и тонкой керамики. Изделия первого вида отличаются неоднородной структурой черепка, которая хорошо видна невооруженным взглядом. Кроме того, такой черепок имеет естественную окраску натуральной глины, которая варьируется от светло-желтых до темно-коричневых тонов. Изделия тонкой керамики отличаются спекшимся мелкопористым черепком с однородной, плотной структурой. Они подразделяются на две основные группы: изделия со спекшимся в изломе черепком (твердый фарфор, мягкий, костяной и фриттовый фарфор, тонкокаменные изделия) и изделия с пористым черепком (фаянс, полуфарфор, майолика).

    Фарфор представляет собой минеральную массу из тонкой смеси каолина, пластичной глины, кварца и полевого шпата. Изделия из этого вида керамики отличаются особой белизной, имеют тонкие стенки (тонкий черепок), которые зачастую прозрачные на просвет. Даже в неглазированном виде фарфор хорошо удерживает жидкость (в отличие от других видов керамики, которым требуется дополнительная обработка). Фаянс похож по своему внешнему виду на фарфор, но не имеет такой белизны и прозрачности. Его черепок заметно толще, и в неглазированном виде он пропускает влагу. Из фарфора и фаянса производят, как правило, посуду, а также широкий ряд различных декоративных изделий – вазы, блюда, фигурки и пр.

    Терракотой называют предметы из обожженной цветной глины. Они отличаются натуральной пористой структурой и не покрываются глазурью. Для изделий из терракоты характерны следующие оттенки: бледно-розовый, желтовато-кремовый, вишневый, сероватый, кирпично-красный. Из натуральной цветной глины с последующим обжигом создают панно, декоративные скульптуры, рельефы и т. д. Шамот применяется для создания рельефов, декоративной скульптуры и ваз. Эти изделия имеют характерную зернистую фактуру и декорируются глазурями. Майолика – это изделия из обожженной глины, которые покрываются сверху росписью и/или непрозрачной глазурью.

    Производство керамических изделий

    Процесс производства керамических изделий включает в себя несколько основных этапов: приготовление глиняной массы, формование изделий, сушка, обжиг и декорирование. Материалы, которые используются в керамическом производстве, подразделяют на основные и вспомогательные. К основным относятся такие материалы, которые используются для приготовления керамических масс, глазурей и красок для росписи по керамике. А к вспомогательным относят материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм и капселей. Первый этап изготовления керамических изделий также состоит из нескольких последовательных технологических операций. Сначала сырье очищается от вредных минеральных включений, затем дробится, размалывается, просеивается через сито. Все компоненты для смеси дозируются и перемешиваются между собой. Формовка изделия осуществляется из пластических и жидких (так называемый шликер) керамических масс. На крупных производствах изделия простых форм (например, чашки и тарелки) формуются из пластической массы влажностью 24-26 % в гипсовых формах с помощью стальных шаблонов на автоматах и полуавтоматах. А сложные и разнообразные по форме керамические изделия изготавливаются способом литья из шликера влажностью 30-35 % в гипсовые формы.

    Главным технологическим процессом на керамическом производстве является обжиг. Под воздействием высоких температур глиняная смесь приобретает механическую прочность. Обжиг проводится в два приема. При этом условия зависят от вида используемого сырья. Так, для фарфоровых изделий первый (утильный) обжиг осуществляется при температуре почти 900-950 °С, а второй (политой) – при температуре 1320-1380 °С. В случае с фаянсовыми изделиями первый обжиг проводится, наоборот, при высокой температуре 1240-1280 °С, а второй – при более низкой – 1140-1180 °С. Для обжига используются специальные печи, которые бывают двух видов – туннельные (непрерывного действия) и горы (периодического действия). На предпоследнем этапе изготовления керамических изделий они декорируются двумя основными методами – ручным или полуавтоматизированным. Простой декор наносится в виде усика, отводки или ленты – непрерывных круговых полосок различной ширины. Рисунок может наноситься и при помощи аэрографа через трафарет из тонкой жести или фольги с вырезами по контуру будущего изображения.

    Также используется такой вид декорирования, как крытье: сплошное, когда все изделие равномерно покрывается слоем краски; полукрытье, при котором изделие покрывается краской шириной от 20 мм и выше; нисходящее, при котором краску накладывают с ослаблением тона к низу изделия; крытье с прочисткой, при котором по сплошному крытью прочищается рисунок, и, наконец, самый сложный вариант – крытье с прочисткой и раскраской красками и золотом. Декорирование при помощи штампом является самым простым вариантом, при котором рисунок (чаще всего золотом) наносится резиновым штампом. При печати изображение на изделие переносится с печатного оттиска на бумаге, в результате чего получают графический однокрасочный рисунок, который впоследствии раскрашивается красками в один или несколько цветов. Деколь представляет собой технологию переноса рисунка на керамическое изделие при помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом. Сейчас чаще всего используют сдвижную деколь: на подкладочную бумагу прикрепляется ацетилцеллюлозная пленка, на которой печатается рисунок. Затем пленка смачивается водой и отделяется от бумаги, оставаясь на изделии. На последнем этапе изделие с переводным рисунком обжигается в муфельной печи, во время обжига пленка сгорает, а краска крепко сплавляется с поверхностью изделия. Керамика, как и другие изделия, может расписываться ручным способом с помощью кисти или пера. При этом различаются простую и высокохудожественную живопись. В последнее время набирают популярность такие способы украшения керамических изделий, как фотопечать и шелкография. В первом случае с помощью специальных чернил и оборудования на керамическую поверхность переносятся фотоизображения. А во втором случае печатание рисунка осуществляется с помощью шелковой сетки, на которой раскладывается трафарет. Изделие, на которое переносится изображение, размещается под сеткой. Затем по ней проводят резиновым роликом с краской, который продавливает краску в вырезы трафарета, переводя рисунок на керамику.

    Изготовление глиняных изделий


    Процесс изготовления изделия из глины несколько отличается от вышеописанного. Например, в небольших гончарных мастерских применяют следующие способы пластического формования: ручное («от руки» - при производстве тонких художественных изделий), формовка «колбасками», в гипсовых формах лепкой, в гипсовых формах с помощью шаблона и, наконец, на гончарном круге. Наиболее известен (по крайней мере, обывателям) метод формования на гончарном круге. Это несложное оборудование позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся к верху сосуды различных форм и размеров.

    Гончарный круг состоит из железного вертикально установленного стержня, который прикрепляется к рабочему столу, и двух деревянных кругов разных диаметров. Большой круг диаметром 95-105 см закрепляется в нижней части, а малый диаметром 30-40 см – в верхней части. Для того чтобы привести в движение гончарный круг, мастер ногой вращает нижний круг, а вся работа осуществляется на верхнем круге, где и проходит формовка изделия. Кроме собственно гончарного круга, при ручной формовке используются некоторые инструменты: деревянный резан, кусок плоской резины, грецкая губка, металлическая клюшка кусочки натуральной кожи и оргстекла.

    Автоматизированный процесс производства керамических изделий не требует от работников высокой квалификации и большого опыта работы. А вот для ручной работы необходимо наличие и того, и другого. Сам по себе процесс ручного формования кажется довольно простым. Сырую глину выкладывают на гончарный круг, а затем руками, смоченными в воде, вытягивают ее в конус. Нажимая с силой на верхнюю часть конуса, глиняную массу опускают вниз. Эта операция проделывается несколько раз и помогает выровнять текстуру сырой глины. Затем ком формируются в полый цилиндр. Гончар пропускает стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивая корпус и горлышко изделия. Нужную форму глиняной массе придают с помощью различных инструментов (в частности, деревянного резака). При формовании гончар постоянно смачивает пальцы водой, чтобы усилить их скольжение по глине. Наконец, когда изделие приобретает необходимую форму, его стенки отшлифовывают влажной губкой и кусочком резины, а затем с помощью тонкой проволоки или шпагата срезают с гончарного круга и оставляют для подсушивания на 24 часа (как правило, сушка проводится не в помещении, а на открытом воздухе). Так как при высыхании глина, в отличие от различных смесей на ее основе, может деформироваться, то высохшее до 19-20 % влажности изделие снова устанавливается на гончарный круг и подправляется. Например, некоторые детали вытачивают при помощи металлических крючков, поверхность изделия заглаживается мокрой губкой и полируется оргстеклом. Если глиняное изделие состоит не из одной, а нескольких деталей, то на этом этапе они склеиваются между собой. Затем заготовка отправляется на декорирование или на утильный обжиг (при украшении глазурями). Способов украшения глиняных изделий, как и керамических, существует очень много, но наиболее широко применяется глазирование. Глазирование представляет собой процесс покрытия изделия глазурью – стекловидной массой. Глазурь не только украшает глиняное изделие, но и предохраняет его от проникновения внутрь влаги (которая губительная для глины) и делает его более износоустойчивым. Глазури бывают прозрачными (причем как бесцветными, так и цветными, что позволяет создавать удивительные эффекты с сохранением натурального цвета глины) и непрозрачными. Перед нанесением глазури на глину заготовку очищают от пыли с помощью специальных щеток. В это время в отдельной емкости состав для приготовления глазури разбавляют водой. В эту смесь впоследствии окунают изделие или обливают его, а затем высушивают. Если нужно глазировать не всю поверхность, а только отдельные ее участки, то глазурь наносят с помощью большой кисти с тонким ворсом. Специалисты советуют при возможности приобрести для нанесения глазури аэрограф. Конечно, он стоит недешево (от 3-5 тыс. рублей), но значительно экономит время и силы мастера.

    Глазури бывают тугоплавкими и легкоплавкими. Глазури первого вида используются для фарфора, твердого фаянса и шамота. Они плавятся при температуре около 1125-1360 °С. Для майолики (необожженной глины) используются глазури, которые плавятся при температуре до 1000 °С.

    Как и в случае с фаянсом и фарфором, глиняные изделия также формуются во время обжига, в процессе которого черепок окончательно «спекается» и отвердевает, а расплавленные глазури застывают. Заготовку сначала помещают в печь для так называемого утильного обжига. Затем ее расписывают глазурями, а потом обжигают повторно. Обжиг происходит при медленном и постепенном повышении температуры внутри муфельной печи. По завершении обжига печь выключают. Когда она остывает до 200 °С, дверцы приоткрывают для ускорения остывания. Когда печь окончательно остынет, изделие вынимают из нее.

    Сысоева Лилия

    Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

    Объем стартовых инвестиций в открытие чайного бутика составит 1 497 200 руб. Срок окупаемости составит 17 месяцев. Выход на плановый объем продаж займет 4 месяца.

    Стартовый капитал для открытия пилорамы составляет 2 миллиона 160 тысяч рублей. Ежемесячные расходы: 700 тысяч рублей.

    Инвестиции в открытие магазина ножей – 1 785 000 руб. Этап подготовки к началу продаж составит 3 месяца, включая ремонт и оснащение помещения, подбор персонала, формирование стартового ассортимен...

    Для открытия магазина фототоваров потребуется от 400000 рублей. При этом срок окупаемости такого проекта почти всегда превышает год, рентабельность в среднем составляет 25%.

    Большинство специалистов в области бизнес планирования и, что самое главное, представители финансовых институтов, от решения которых зависит получит ли ваш проект инвестиции, сходятся в одном: резюме...

    Минимальный стартовый капитал для организации производства профильных жалюзи составляет, включая расходы на оборудование и комплектующие, до 100 тыс. рублей.

    Бизнес-идеи, которые ранее казались нам странными и абсурдными, даже в непростых российских условиях со временем показывают свою состоятельность. В рамках этой статьи мы рассмотрим несколько относител...

    Рентабельность производства клюквы в сахаре может доходить до ста процентов. Вложенные средства окупятся за 12-18 месяцев, если удастся наладить надежные каналы сбыта.

    Некоторые особенности и проблемы, с которыми могут столкнуться разработчики инвестиционных проектов при проведении маркетинговых исследований под конкретный инвестиционный проект.

    Изделия из глины – это всегда актуально. Некоторые люди не представляют своей кухни без керамической посуды – готовят в ней, украшают свой интерьер разными декоративными горшочками, выполненными из этого пластичного материала. Да и сувениры – магнитики, фоторамки, чашки, вазочки, которые мы всегда приобретаем, когда отдыхаем на курорте, чаще всего глиняные. Все это говорит о том, что гончарный бизнес – одно из самых выгодных направлений предпринимательской деятельности. В этой статье мы расскажем о гончарном деле для начинающих, чтобы каждый, кто всерьез задумался над тем, чтобы уйти с основной работы по найму ради развития собственного бизнеса, смог реализовать себя в этом направлении.

    Особенности гончарного бизнеса

    Первыми гончарами были древние греки. Это они стали изготавливать из глины уникальные изделия – вазы и амфоры, которые покорили весь мир того времени. Мы же относимся к ним обыденно, не придавая особой ценности. Но стоит только задуматься, сколько необходимых для организации домашнего быта вещей сделано из глины – тарелки, чашки, казаны, миски и многое другое. Это значит, что гончарное дело как бизнес никогда не утратит своей актуальности и будет приносить стабильный и высокий доход тому, кто решится открыть гончарное дело на дому. Если вы относитесь к числу людей, которые хотят начать гончарное дело своими руками в домашних условиях, то вам нужно знать основные особенности этой предпринимательской деятельности:

    • Лучше всего реализовывается керамическая продукция в крупных курортных городах, где всегда много туристов, приезжающих из далекого зарубежья. Эти люди являются целевой аудиторией, так как они наверняка будут скупать разные сувениры для своих родственников и приобретать что-то красивое лично себе на память об отдыхе;
    • Те, кто уже не первый год занимается гончарным делом в домашних условиях, хорошо усвоили особенность этого бизнеса, о которой мы упомянули пунктом выше. Поэтому это направление предпринимательской деятельности имеет высокий уровень конкуренции. Новичку придется много времени уделить вопросу изучения рынка в той местности, где он решил открывать гончарное дело;
    • Помните, что ваша гончарная продукция должна быть эксклюзивной, чтобы ее покупали люди. Нужно будет разработать авторскую методику по изготовлению и украшению керамических изделий, чтобы в них подчеркивался ваш личный неповторимый дизайнерский стиль. Людям очень нравится приобретать авторские вещицы – ведь это модно и соответствует требованиям времени;
    • Учитывайте, что особенным спросом будет пользоваться та гончарная продукция в курортном городе, которая отражает колорит местной культуры. Людям охотнее приобретать то, в чем подчеркиваются традиции и обычаи места, где они побывали;
    • Начало гончарного дела должно ознаменоваться выпуском продукции неширокого ассортимента. Это должно быть что-то одно – или посуда, или сувениры, или горшки, или вазы. Со временем, когда у вас расширится клиентская база, можно задумываться над тем, чтобы одновременно изготавливать несколько видов керамических товаров;
    • Перед тем как начать гончарное дело, нужно обязательно пройти регистрацию частного предприятия. Если вы будете заниматься только изготовлением хозяйственных товаров (посудой, например), то нужно зарегистрировать свою деятельность под кодом ОКВЭД 26.21. Если в сферу ваших интересов входят также детские игрушки, тогда нужно выбирать ОКВЭД 36.50 и упрощенную систему налогообложения, чтобы страховые взносы и другие растраты были не очень большими;
    • Усвоив вышеперечисленные особенности керамического бизнеса, можно стать состоятельным человеком практически с нуля. Конечно, стартовый капитал понадобится в любом случае, но он будет не таким большим и быстро окупится. Об этом мы расскажем детальнее в соответствующем разделе нашей статьи.

    Выбор и обустройство помещения под мастерскую

    С чего начать гончарное дело после регистрации бизнеса? Важно уделить должное внимание помещению, где будет постоянно функционировать ваша мастерская. Ведь выбранное пространство должно соответствовать некоторым обязательным требованиям:

    1. Оно должно быть двухкомнатным. Одну из комнат вы оборудуете под цех (эта комната должна быть большей по площади, чем вторая), а другую – под склад готовой керамической продукции (достаточно будет площади помещения в 15 м²);
    2. По площади, помещение не должно быть меньше 50 м²;
    3. Желательно выбирать квартирное помещение под мастерскую на первом этаже;
    4. Очень важно, чтобы в помещении были все необходимые коммуникации (речь идет о канализации, кондиционировании, вентиляции, электричестве и водопроводе);
    5. Обязательно необходимо внимательно отнестись к выбору оборудования для гончарного цеха. Делать это нужно под руководством опытного мастера, который отлично разбирается не только в технологии гончарного дела, но и понимает в оснащении, необходимом для работы. Кстати, многие гончары могут изготавливать оборудование для гончарного дела самостоятельно.

    Технология производства

    Схема производства керамических изделий

    Уже несколько десятков лет подряд производство керамической продукции проводится по одной и той же технологии, но разными способами. Если вы изготавливаете сувенирные изделия (занимаетесь свободной лепкой), то вам нужно только правильно подобрать сырье, замешать его и лепить. Важно при этом применить гончарный круг, доску для лепки или же специальные оттиски – так формы ваших изделий будут более аккуратно обработаны.

    По сути, процесс изготовления гончарных изделий включает в себя несколько основных этапов:

    • Приобретение сырья – его можно либо купить, или же добывать самостоятельно. Если вы только задумываетесь над тем, как начать гончарное дело, то можете попробовать второй вариант. Для этого нужно найти залежи глины в своем приусадебном участке и проверить ее на пригодность для ручной лепки. Необходимо скатать из глины небольшой по размеру жгут и свернуть его в рогалик. Если трещин практически не образовалось, то это отличное сырье для работы;
    • Сформируйте из глины необходимое изделие, используя имеющиеся у вас приспособления;
    • Подсушите ваше керамическое творение, а затем обожгите;
    • Когда изделие хорошо затвердеет, ему необходимо придать нарядный вид. Для этого глину обрабатывают специальными растворами, а затем красят, декорируют и лакируют.

    Если вы пренебрежете хотя бы одним из вышеперечисленных пунктов, то ваша работа может быть проделана зря, ведь неправильно замешанное, а затем обработанное сырье просто начнет крошиться, ломаться, а это значит, что продать вы его не сможете.

    Необходимое оборудование для работы

    Вернемся к тому, что же из оборудования нужно приобрести, если вы решили что гончарный бизнес – это именно та , которую вы хотите реализовать:

    • Гончарный круг;
    • Весы;
    • Станок, на котором замешивается глина для лепки;
    • Печь, в которой вы будете обжигать готовые изделия;
    • Формы для лепки разных глиняных фигурок;
    • Декоративные материалы для украшения своих изделий (краски, стекло, кисти и прочее).

    Отметим, что на первых порах вам не нужно закупать профессиональное новое оборудование. Сначала можно будет пользоваться подержанными устройствами. Их реально найти на разных сайтах бесплатных объявлений, в интернете. Не стоит переживать, что техника, которой успели попользоваться другие мастера гончарного искусства, уже непригодна или быстро сломается. Как правило, оборудование всегда продается в отличном состоянии. Если неуверены, что справитесь самостоятельно, пригласите опытного мастера, который вам даст дельный совет при покупке и своим экспертным взглядом определит, качественное ли вам предлагают оснащение для мастерской или нет.

    Схема гончарного круга

    На чем можно зарабатывать?

    У керамической продукции достаточно большой рынок сбыта. Поэтому, если вы сомневаетесь, выгодно ли гончарное дело в современном обществе, то можете откинуть все негативные мысли. Керамическая продукция – отличный способ, с минимальным стартовым капиталом. Вам главное определиться, . Обязательно необходимо учитывать потребности широкого круга людей в той местности, в которой вы решили заниматься этим бизнесом.

    • Если вы решите, что для вас нет ничего лучшего, как открыть свой бизнес гончарное дело и сувениры, то можно найти оптовиков, которые будут закупать у вас товары. Но организовать весь этот процесс достаточно сложно. Ведь крупные супермаркеты приобретают партию сувениров, в которой не менее 1000 штук изделий. Сразу возникает множество проблем и вопросов, которые на начальном этапе развития вашего бизнеса будут только мешать вам сосредотачиваться и учиться технике изготовления. Конечно, если вы наймете в свою мастерскую опытных мастеров, то сможете быстро справляться с заказами;
    • Набравшись опыта, вы сможете организовывать платные мастер-классы гончарного дела для детей и взрослых. Сегодня это очень модное направление художественной деятельности. Кому неинтересно что-то слепить своими руками, а затем повесить изготовленное самостоятельно изделие в своей комнате? Со временем, когда появится высокий заработок от гончарного дела, у вас появится возможность организовывать масштабные выставки и даже конкурсы среди своих учеников;
    • Некоторые компании и фирмы предпочитают в качестве рекламы использовать разные керамические сувениры. Их можно изготавливать под заказ.

    На самом деле рынок реализации керамических товаров очень широк. Нужно просто постоянно развиваться, искать новых потребителей, предлагать свои услуги широкой аудитории и тогда выгодные предложения всегда будут появляться.

    Финансовые вложения

    Определившись, нужно составить бизнес план гончарного дела, чтобы убедиться для себя в правильности выбранного решения и развеять все сомнения относительно того, выгодно ли гончарным делом заниматься в наше время.

    Минимальное количество денег, которое нужно иметь перед тем, как заняться самому гончарным делом, должно равняться 500 000 рублей. Эта сумма уйдет на такие затраты:

    • На регистрацию ИП понадобится где-то 10 000 рублей;
    • Аренда помещения для обустройства мастерской – 40 000 рублей (эту же сумму придется тратить ежемесячно);
    • Закупка необходимого оборудования – 300 000 рублей;
    • Печь для обжига – 100 тысяч рублей;
    • Несколько гончарных кругов – 50 000 рублей;
    • Весы – 6 тысяч рублей;
    • Формы для лепки – 50 000 рублей;
    • Глина разных сортов – 20 000 рублей;
    • Брак и бой изделий (от 15 000);
    • Зарплаты сотрудникам. Вам понадобится не менее двух мастеров на первых порах, менеджер по рекламе и человек, который будет вести учет финансов (эту обязанность вы можете возложить на себя). На все это нужно не менее 70 000 рублей;
    • Для оплаты налогов и взносов понадобится около 70 тысяч рублей в год, но эта цифра может существенно отличаться, в зависимости оттого, какую форму производства вы выберете;
    • На рекламу своего бизнеса придется ежемесячно тратить не менее 10 000 рублей.

    Куда можно реализовывать готовый товар и по какой цене?

    Теперь подробно разберемся в том, сколько денег можно заработать за реализацию готовой продукции из глины.

    Если вы найдете постоянных оптовых покупателей, которые будут приобретать у вас товар партией, где 1000 единиц, то вы сможете получить от 10000 до 100000 рублей. Выручка будет зависеть от того, какие именно изделия вы будете продавать:

    • Если это магниты на холодильник, то за партию можно получить 6000 – 12000 рублей (если они выполнены под дизайнерский заказ, то цена удваивается);
    • Если это фоторамки, то за партию вы получите от 12 000 до 24 000 рублей (здесь такая же ситуация, как и с магнитиками);
    • Если это керамические горшки, то за партию можно получить от 75 000 до 200 000 рублей;
    • Если вы будете сдавать гончарное оборудование в аренду другим мастерским, то сможете зарабатывать от 2 000 рублей в день;
    • Если будете проводить детям и взрослым обучение гончарному делу, то за один час занятий сможете заработать от 500 до 1000 рублей.

    Видео: Как мы слепили гончарную школу с нуля

    Прежде чем начать заниматься предпринимательской деятельностью, связанной с керамической продукцией, следует обязательно изучить как можно больше информации об этом виде бизнеса. Ее источников очень много в интернете. Можно непросто прочитать полезную статью, но и посмотреть бесплатное видео гончарное дело для начинающих.

    Мы рекомендуем вам все-таки, кроме самообразования в вопросах, касающихся начала бизнеса с керамической продукцией, пройти обучение гончарному делу у квалифицированного специалиста. Он вам объяснит не только теорию работы с глиной, но и на практике все продемонстрирует. Конечно, на курсы придется потратить деньги – приблизительно 15 000 рублей, при условии, что вы будете посещать мастер классы гончарного дела в течение двух месяцев. Учтите, что даже если вы хорошо усвоите уроки гончарного дела для начинающих у мастера, к которому ходили учиться, вы все равно еще будете далеко от профессионального уровня. В процессе работы, с опытом, вы достигнете нужного результата и станете достаточно состоятельным человеком, который будет заниматься любимым делом.
    Оцените статью -