Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Казенное предприятие не имеет права. Тема: «Правовое положение казенных предприятий». Кем и зачем создаются казенные предприятия

    Казенное предприятие не имеет права. Тема: «Правовое положение казенных предприятий». Кем и зачем создаются казенные предприятия

    Основы правового положения казенных предприятий установлены нормами ГК РФ, Закона об унитарных предприятиях.

    Казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. В соответствии с указанным законом, унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В зависимости от собственника казенное предприятие может быть федеральным, находиться в собственности субъекта РФ либо являться муниципальным казенным предприятием.

    Законодательство РФ помимо создания казенных предприятий, разрешает создание унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

    Согласно Закону об унитарных предприятиях, казенное предприятие не вправе создавать дочерние предприятия, однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. Эти вопросы казенное предприятие обязано согласовывать с органом власти, в ведении которого оно находится. Кроме того, казенное предприятие может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Решение об участии в коммерческой или некоммерческой организации принимается с согласия собственника.

    Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В отношении казенных предприятий законодательством предусмотрена полная имущественная ответственность по обязательствам. Вместе с тем, существенной особенностью их правового положения является обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприятия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).



    Казенное предприятие учреждается по решению Правительства РФ, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и предмет деятельности казенного предприятия. Закон об унитарных предприятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий данного вида:

    Ø если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

    Ø при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

    Ø при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

    Ø при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;

    Ø при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

    Ø при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

    Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Устав федерального казенного предприятия утверждает Правительство РФ. Содержание устава и порядок внесения в него изменений определяется в ст. 9 Закона об унитарных предприятиях. В казенных предприятиях уставный фонд не создается.

    Особенности правового положения казенного предприятия во многом обусловлены правовым режимом его имущества, которое, как уже отмечалось, закрепляется за предприятием на праве оперативного управления. Важно также отметить, что Закон об унитарных предприятиях предусматривает особый порядок распределения доходов предприятия, который должен быть определен Постановлением Правительства РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

    Собственнику имущества казенного предприятия законодательство предоставляет широкие полномочия, перечень которых приведен в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Назовем некоторые из них:

    Ø принятие решения о создании предприятия, реорганизации и ликвидации, утверждение устава;

    Ø определение целей, предмета, видов деятельности предприятия, дача согласия на его участие в составе иных юридических лиц, в объединениях коммерческих организаций;

    Ø определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

    Ø назначение на должность руководителя предприятия, заключение с ним трудового договора;

    Ø согласование приема на работу главного бухгалтера, заключение с ним трудового договора;

    Ø дача согласия на распоряжение имуществом, на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, на совершение крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

    Ø осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества;

    Ø утверждение показателей экономической эффективности деятельности предприятия, контроль их выполнения;

    Ø утверждение бухгалтерской и иной отчетности, принятие решения о проведении аудиторских проверок, определение размера оплаты услуг аудитора;

    Ø изъятие у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого и используемого не по назначению имущества;

    Ø доведение до казенного предприятия обязательных для исполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

    Ø утверждение сметы доходов и расходов.

    В отношении имущества федеральных казенных предприятий функции собственника осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Единоличным исполнительным органом казенного предприятия является его руководитель, назначаемый собственником и подотчетный ему. Руководитель должен действовать в интересах предприятия, добросовестно и разумно. Правовой статус руководителя предприятия определяется ст. 21 Закона об унитарных предприятиях и трудовым законодательством. Необходимо подчеркнуть, что руководитель предприятия несет ответственность за убытки, причиненные казенному предприятию его виновными действиями (бездействием). Собственник предприятия может предъявить ему иск о возмещении таких убытков. В предусмотренных федеральными законами случаях на казенных предприятиях могут быть образованы коллегиальные совещательные органы.

    К особенностям правового положения казенного предприятия следует также отнести публичность отчетности, ее представление уполномоченным органам, возможность установления собственником случаев обязательной ежегодной аудиторской проверки.

    Правовое положение казенных предприятий
    Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение о его реорганизации и ликвидации.
    Особенности правового положения казенных предприятий, режима имущества, передаваемого таким предприятиям на праве оперативного управления, установлены в настоящее время Постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» и «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)». Казенное предприятие обладает специальной хозяйственной компетенцией. В его уставе определяются виды деятельности, которые предприятие вправе осуществлять; источники формирования, режим использования имущества, переданного предприятию; основы учета, отчетности, контроля за деятельностью предприятия, в том числе контроля за целевым использованием имущества. Владение, пользование, распоряжение имуществом осуществляются предприятием в соответствии с заданиями собственника. Такие задания воплощаются в плане-заказе, который уполномоченный орган ежегодно утверждает и доводит до завода за три месяца до начала планируемого года. План-заказ имеет обязательный, директивный характер. В плане-заказе определяются различные показатели хозяйственной деятельности предприятия. Фонд оплаты труда предприятия может быть уменьшен при невыполнении показателей плана-заказа.
    Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода, и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета. ГК РФ предусмотрена обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по долгам предприятия в случае недостаточности его имущества. Следствием установления правила о субсидиарной ответственности собственника является также норма ст. 65 ГК РФ, определяющая невозможность признания казенного предприятия несостоятельным (банкротом).

    Среди юрлиц, зарегистрированных и работающих в установленном законодательством порядке на территории РФ, есть субъекты, обладающие особым, специфическим юридическим статусом. К ним, в частности, относят казенные предприятия. Рассмотрим далее их специфику.

    Общая характеристика

    Казенное унитарное предприятие - это юрлицо, осуществляющее оперативное управление вверенными ему материальными ценностями. В юридических изданиях оно называется также предпринимательским учреждением. С одной стороны, казенное предприятие - это Это объясняется целью его создания. Оно образуется в первую очередь для предоставления определенных услуг, производства работ или выпуска продукции. Вместе с этим большая часть затрат на ведение деятельности покрывается из бюджета. Кроме этого, в качестве основных заказчиков выступают органы госвласти.

    Специфика

    Казенные учреждения и предприятия имеют много общего. В первую очередь их объединяет отсутствие возможности распоряжаться (иметь в собственности) закрепленными за ними материальными ценностями. По своей сути казенное предприятие - это одна из форм реализации госвластью своих функций. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении учреждений. Однако разница между этими субъектами в том, что образуются они в различных сферах. В частности, учреждения создаются в научной, образовательной, культурной отраслях, в области соцзащиты, здравоохранения, физкультуры, спорта, занятости граждан. Казенное предприятие - это прежде всего участник промышленной деятельности. Оно создается, например, для выпуска продукции оборонного или иного стратегического значения. При этом казенное предприятие считается коммерческим, а учреждение - нет.

    Юридический статус

    Как выше отмечалось, имущественное право казенного предприятия - это право оперативного управления. Соответственно, невозможно образовать его на основании объединения материальных ценностей, отнесенных к собственности РФ, регионов или МО. Федеральное казенное предприятие - это юрлицо с одним учредителем. Именно ему могут принадлежать материальные ценности, вверенные в оперативное управление.

    Нормативная база

    С 1 января 1995 г. и до вступления в силу ФЗ № 161 основы юридического статуса казенных предприятий регламентировались исключительно ГК. Это положение конкретизирует статья 6 (в п. 6) ФЗ № 52, вводившая в действие первую часть Кодекса. Она устанавливала, что к образованным до официального опубликования ч. 1 ГК предприятиям, осуществляющим деятельность на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, применяются соответствующие нормы. Вместе с этим ст. 113 Кодекса предусматривала, что юридический статус рассматриваемых юрлиц определяется не только положениями ГК, но и специальным законом. Этот нормативный акт, однако был принят он только 14.11.2002 г. Речь, в частности, о ФЗ № 161.

    Дополнения и поправки

    По ст. 37 ФЗ № 161, все казенные предприятия должны были привести свои уставы в соответствие с законом. При этом устанавливался срок до 1.07.2003 г. В ФЗ № 161 были конкретизированы некоторые положения ГК, регламентирующие правила, по которым создается и действует казенное предприятие. Это, в частности, коснулось статей 48-65 Кодекса, а также ст. 113-115. Кроме этого, законом было запрещено образование дочерних предприятий рассматриваемыми юрлицами. Наиболее существенные изменения претерпела статья 115. В соответствии с нововведениями в настоящее время юрлицо может создаваться не только на базе госсобственности. Данное положение позволяет сегодня образовывать муниципальное казенное предприятие. Это нововведение сняло ограничения, существовавшие ранее. В частности, до принятия закона рассматриваемые юрлица могли образовываться по постановлению правительства и исключительно на базе госсобственности. Соответственно, принимаемые уставы должны были утверждаться высшим исполнительным органом. При этом субсидиарная ответственность по обязательствам возлагалась на РФ. Ликвидация и реорганизация юрлиц осуществлялись только по решению правительства.

    Ключевые требования закона

    Имущество казенного предприятия считается неделимым. Оно не может распределяться по долям, паям (вкладам), в том числе между сотрудниками. Казенное предприятие - это юрлицо, которое может от собственного имени приобретать и реализовывать юридические права (вещные и личные), выступать как ответчик/истец в суде. Законодательство предписывает иметь самостоятельный баланс. Полное наименование должно включать в себя фразу "Государственное казенное предприятие". Это требование распространяется только на юрлиц, созданных на базе госсобственности. Соответственно, названия субъектов, сформированных в МО, должны содержать указание на территориальную принадлежность ("муниципальное казенное предприятие"). В наименовании также должна присутствовать информация о собственнике (РФ, регион или МО). Печать юрлица должна содержать полное название на русском, указание на место расположения. В ней также могут присутствовать названия на других (народных или иностранных) языках. Место расположения предприятия определяется по адресу его госрегистрации. В реквизитах должен указываться почтовый индекс, населенный пункт, улица, дом/строение, номер помещения (при наличии). В случае изменения сведений о месте нахождения предприятие направляет соответствующее уведомление в орган, уполномоченный на осуществление госрегистрации юрлиц.

    Нюансы

    Стоит отметить, что никакие иные законы, кроме ГК и ФЗ № 161, не определяют правовой статус казенного предприятия. Данная норма прямо закрепляется в 113-й статье (в п. 6) Кодекса. Что касается обязанностей и прав собственников материальных ценностей, вверенных казенному предприятию, процедуры реорганизации и ликвидации, в законодательстве не установлено ограничений относительно регулирования их прочими юридическими документами. Например, порядок образования и управления деятельностью госучреждений определяется по постановлению правительства.

    Форма собственности

    Продолжая анализ нормативных положений, регулирующих деятельность казенных предприятий, можно провести определенную аналогию с юридическим статусом учреждений. В качестве первого критерия классификации выступает форма собственности. Она одинакова у всех государственных унитарных предприятий (включая созданные в МО) и учреждений. Этот общий признак указывает на единство целей образования этих юрлиц. И учреждения, и предприятия реализуют общефедеральные интересы, чем и обусловлены особенности и нормативного регулирования.

    Учредители

    В составе собственников для казенных учреждений и предприятий предусматривается общее ограничение. В первую очередь, как выше было сказано, учредитель должен быть один. В качестве него, в соответствии с нормативными предписаниями, может выступать или МО, или РФ, или регион.

    Объем юридических возможностей

    По этому критерию юрлица классифицируются в зависимости от круга прав, которыми они наделяются в отношении вверенного им имущества. При образовании субъекта ему должны быть переданы определенные юридические возможности. Имущественные права необходимы для осуществления нормальной самостоятельной деятельности в соответствии с целями создания. Эти материальные ценности, а также объекты, приобретенные в ходе работы, становятся (по общему правилу) собственностью субъекта. Исключением из этого положения являются казенные учреждения и предприятия. Собственник, передавая им материальные ценности, предоставляет юридические возможности с некоторыми ограничениями. В частности, субъекты вправе осуществлять оперативное управление. При остается основным собственником материальных ценностей. Это означает, что распоряжаться вверенным имуществом предприятия могут только с его согласия. Это в равной степени относится и к юрлицам, созданным по распоряжению органов территориальной власти.

    Собственник

    По ст. 20 ФЗ № 161, правомочия законного владельца имущества, переданного федеральному казенному предприятию, в вопросах создания, ликвидации, реорганизации осуществляет правительство. Прочие юридические возможности реализует как Высший исполнительный институт власти, так и другие госструктуры. С 1 декабря 2007 г. правомочиями собственника наделена также госкорпорация "Росатом". Правила, регламентирующие порядок реализации ею переданных юридических возможностей, устанавливаются ФЗ № 317. Соответствующее дополнение было внесено в закон № 161. От муниципального образования материальных ценностей, переданных казенному предприятию, реализуют местные органы власти в пределах их компетенции. Круг их юридических возможностей определяется нормативными актами, регламентирующими статус этих институтов.

    В настоящее время в отечественной экономике создается множество новых организационно-правовых форм коммерческих организаций.

    Одной из таких форм является казенное предприятие. Правовым основанием формирования в нашей стране подобных предприятий является, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 113, 115, 296, 297), в котором в обобщенной форме определены два вида унитарных предприятий, одним из которых является федеральное казенное предприятие.

    Спецификой, выделяющей унитарное предприятие из других организационно-правовых форм коммерческих организаций, является то, что: оно не наделяется правом собственности на закрепленное имущество; его имущество является неделимым, не распределяемым по вкладам (долям, паям).

    Порядок создания (образования) казенных предприятий в перспективе предполагается осуществлять на основе закона о государственных и муниципальных предприятиях. Однако пока такой закон не принят и создание казенных предприятий осуществляется на основе подзаконных актов. К ним относятся Указ Президента Российской Федерации № 1003 от 23 мая 1994 года "О реформе государственных предприятий" и постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 908 "Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия".

    Казенные предприятия могут создаваться на базе ликвидированных федеральных государственных предприятий различных отраслей экономики. Однако преобладающими отраслями, где могут быть созданы подобные предприятия, являются промышленность и сельское хозяйство. Для вынесения решения о ликвидации конкретного предприятия и создании на его базе казенного предприятия необходимо его соответствие следующим критериям:

    • 1. Осуществляет свою деятельность исключительно для государственных предприятий.
    • 2. Преобладающим (более 50 процентов) потребителем его продукции (работ, услуг) является государство.
    • 3. Относится к числу предприятий, приватизация которых запрещена законодательством.

    После установления названных критериев определяется одно из оснований, согласно которому может быть принято соответствующее решение правительства. К таким основаниям, перечень которых является исчерпывающим, относятся:

    • 1. Нецелевое использование предприятием выделенных ему федеральных средств.
    • 2. Отсутствие у него прибыльности по итогам последних двух лет.
    • 3. Распоряжение недвижимым имуществом без разрешения уполномоченного государственного органа (аренда, передача в пользование, продажа и т.д.).

    В период создания конкретного казенного завода действуют социально-экономические гарантии, выражающиеся в установленных правовых запретах:

    • 1. Не допускается сокращение количества рабочих мест.
    • 2. Запрещен отказ в приеме на работу работников ликвидированного предприятия.
    • 3. Не допускается передача хотя бы части имущества ликвидированного предприятия юридическим или физическим лицам.

    Ликвидация предприятия и образование на его базе федерального казенного предприятия порождают возникновение правопреемства, в соответствии с которым вновь созданное предприятие является правопреемником ликвидированного и, следовательно, несет ответственность по всем ранее возникшим обязательствам.

    Правовой статус казенного предприятия условно можно подразделить на следующие блоки прав и обязанностей: определяющие общий правовой статус; устанавливающие правовой режим имущества; регламентирующие организацию деятельности; определяющие компетенцию органов управления; устанавливающие порядок ликвидации и реорганизации.

    Он предполагает, что данное предприятие создается в качестве юридического лица, ему предоставляется право иметь расчетный или текущий бюджетный счет в банке. В связи с тем, что казенное предприятие относится к категории коммерческих организаций, оно должно иметь фирменное наименование, право на которое возникает с момента государственной регистрации предприятия. Право на фирменное наименование является личным неимущественным правом, которое не может быть использовано кем-либо без согласия предприятия. В случае же нарушения этого права казенное предприятие, как и любая коммерческая организация, может требовать от причинителя вреда прекращения использования наименования и возмещения убытков.

    Помимо фирменного наименования к личным неимущественным правам казенного предприятия относятся права на товарный знак и знак обслуживания. Данные права возникают у предприятия с момента его регистрации в Государственном патентном ведомстве Российской Федерации и действуют в течение десяти лет, по прошествии которых могут продлеваться каждый раз на этот же срок.

    В случае нарушения прав на товарный знак, знак обслуживания они подлежат защите в том же порядке, что и права, связанные с фирменным наименованием. Несмотря на то, что казенное предприятие не является собственником имущества, закрепленного за ним, оно определено в качестве хозяйствующего учреждения (коммерческой организации), самостоятельно несущего ответственность по своим обязательствам. На собственника данного предприятия, то есть государство, может быть возложена лишь субсидиарная ответственность, но лишь в том случае, если недостаточно средств предприятия.

    Являясь юридическим лицом, казенное предприятие может осуществлять деятельность, связанную с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Объем этой деятельности определяет Правительство Российской Федерации.

    _МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

    Е.Ю.Колобова

    ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

    Аннотация

    В статье рассматривается правовое положение государственных унитарных предприятий. Автор исследует особенности имущественных прав, ответственности и характера осуществляемой деятельности различных видов государственных унитарных предприятий, включающий предприятия смешанной частно -государственной формы.

    Ключевые слова

    Унитарные предприятия, имущество, казенное предприятие, акции.

    Государственные предприятия выступают как субсидируемые государством предприятия, которые самостоятельно ориентируются на рыночный спрос и преследуют цель максимизации прибыли, так и предприятия, деятельность которых полностью определяется правительством и не нацелена на прибыльность, а также промежуточные их формы . Постановление Правительства РФ утвердило Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации , установившая цели и задачи реформирования механизма управления унитарными предприятиями для определения круга и количества унитарных предприятий, необходимых для реализации государственных функций. Позже с целью развития Концепции Правительство РФ приняло Постановление «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения» , отражающее основные положения принятой ранее Концепции, и содержащее руководящие нормы в целях вынужденной реорганизации, ликвидации, а также продажи государственных унитарных предприятий в качестве объектов гражданского права как имущественных комплексов.

    В соответствии с Гражданским кодеком РФ государственными и муниципальными унитарными предприятиями признаются организации, созданные с целью решения основных задач государства и получения прибыли, но при этом не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними. Также в Федеральном законе № 161- ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определено понятие и сущность деятельности унитарных предприятий . В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий :

    Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, к которым относятся федеральные государственные предприятия и государственные предприятия субъектов Российской Федерации, муниципальные предприятия;

    Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, к которым относятся федеральные казенные предприятия, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

    Унитарные предприятия создаются в форме казенного предприятия, имущество которого находится в государственной собственности, и дочернего предприятия, которому государственное имущество передается в хозяйственное ведение. Один из специалистов в области управления государственными предприятиями полагает, что казенные предприятия, выступают как отдельные субъекты хозяйствования, аргументируя тем, что у них «более ограниченно, чем у обычных унитарных предприятий, право оперативного управления на закрепленное за ними государственное имущество», однако отмечает, что «казенные предприятия согласно правилам статьи 115 Гражданского кодекса РФ могут пользоваться весьма узкими возможностями в имущественном обороте, согласно статьям 296 - 297 Гражданского кодекса РФ, основанным на их строго

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

    целевой правоспособности». В этой связи казенные предприятия несут полную ответственность по долгам в пределах оцененного у них имущества , а не только денежных средств в отличие от других субъектов права оперативного управления, что, в частности, дает основания считать их самостоятельными участниками оборота. Однако стоит отметить, что учреждения и казенные предприятия имеют различные зоны ответственности и функции, указывающиеся в их учредительных документах.

    В практике на территории Российской Федерации распространение получили предприятия смешанной частно-государственной формы, где государству принадлежит часть акций компании или же контрольный пакет. Кроме того, государство посредством заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора связывает эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором экономики.

    Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства в рыночных странах являются публичные корпорации или акционерные общества со смешанным капиталом. В Российской Федерации их аналогами являются государственная корпорация и государственное акционерное предприятие. Государственная корпорация учреждается федеральной властью и получает в собственность имущественный взнос государства. Примером государственной корпорации является Государственная инвестиционная корпорация.

    В государственном акционерном предприятии государство владеет контрольным пакетом акций. Такими предприятиями являются естественные монополии, такие, как: концерн Газпром, бывшее Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации и другие. Государство может выступать в роли мажоритарного акционера, не владея контрольным пакетом акций, например, акционерное общество АвтоВАЗ, но имея право назначать руководителя субъекта хозяйствования.

    Государство может объединять унитарные предприятия и другие субъекты государственного предпринимательства в различные формы объединений (ассоциации, концерны и другие). Крупные объединения создаются для реализации стратегических государственных программ и развития приоритетных отраслей экономики. Такими объединениями являются, например, естественные государственные монополии. Также унитарные предприятия могут также входить в состав финансово-промышленных групп.

    Отметим, что количество государственных и муниципальных унитарных предприятий резко возросло, а федеральных государственных унитарных предприятий - сокращается. Об этом говорится в заключение Экспертного совета при Правительстве РФ по итогам анализа процесса реформирования унитарных предприятий. Правительство и Президент РФ уже неоднократно ставили задачу по сокращению этой неэффективной и рудиментарной формы участия государства в экономической деятельности. Так, например, производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм. Но эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками отраслевых федеральных ведомств, региональными и муниципальными властями, несмотря на свою непрозрачность, чрезмерную затратность администрирования для налогоплательщиков и негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. С муниципальным унитарным предприятием сложно конкурировать малому и среднему бизнесу, привлекающему недешёвые кредитные средства у банков, несущему издержки на расширение рынка сбыта. Унитарные предприятия, в свою очередь, бесплатно получают имущество от государства, спрос на их услуги и продукцию «гарантирован» размещаемыми муниципальными заказами.

    С целью формирования предложений для Правительства Российской Федерации члены Экспертного совета при Правительстве проанализировали реализацию госпрограммы «Управление федеральным имуществом», утверждённой на федеральном уровне в 2014 году, согласно которой приватизация (акционирование, преобразование в иную организационно-правовую форму или ликвидация) всех ФГУПов в России должна завершиться к 2018 году. Однако анализ оформления унитарными предприятиями прав на принадлежащее им имущество и подготовки к акционированию, проведённый Росимуществом совместно с экспертами, показал, что есть риск нарушения сроков ликвидации ФГУПов.

    Для успешного завершения процесса реформирования ФГУПов Экспертный совет при Правительстве

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070

    предлагает два возможных сценария. Базовый сценарий предполагает усиление контроля за реализацией госпрограммы, предполагающей полную ликвидацию ФГУПов к 2018 году (в первую очередь через установление конкретных планов-графиков по каждому предприятию и персональной ответственности руководителей курирующих эти ФГУПы ФОИВов за их выполнение с регулярным, ежеквартальным консолидированным докладом-отчётом о ходе реализации в Правительство Российской Федерации), и рекомендацию субъектам РФ и муниципальным образованиям принять аналогичные программы. При этом в указы Президента, устанавливающие целевые показатели эффективности для руководителей регионов, нужно включить дополнительный ключевой показатель эффективности для глав регионов.

    Второй, более интенсивный сценарий предполагает признание с определённой даты, например с 1 января 2018 года, утратившими силу законодательных актов об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. Основные риски такого сценария - сохраняющаяся возможность хищений и утраты имущества и потери управляемости в отдельных социально значимых отраслях или на локальных рынках. Однако в случае выбора этого сценария до указанной даты возможно будет реализовать мероприятия, направленные на учёт прав на имущество и преобразование унитарных предприятий в хозяйственные общества или учреждения, где собственником выступает государство, либо коммерческая организация, для устранения административной нагрузки, указывают эксперты. Кроме того, к реализации такого сценария можно и нужно будет привлечь различные контролирующие и правоохранительные органы. Список использованной литературы:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017).

    2. Колобова Е.Ю. Методика анализа конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинопоказа // Петербургский экономический журнал: научно-практический рецензируемый журнал, 2015. -№2. - С. С 7480.

    3. Колобова Е.Ю. Особенности управления государственными унитарными предприятиями// Научные преобразования в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно - практической конференции (20 мая 2016 г., г. Курган). В 4 ч. Ч.1 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - 334 с. С 122-125.

    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (ред. от 29.11.2000 г.).

    5. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.1999 №1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения».

    6. Реформа унитарных предприятий: проблемы и предложения [Электронный ресурс] URL: http://open.gov.ru/events/5514748/ (дата обращения: 06.04.2016).

    7. Суханов Е.А. Правовая форма экономических отношений. Методологические проблемы правоведения // Система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/sys/

    8. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 23.05.2016).

    © Колобова Е Ю., 2017

    Е.Ю.Колобова, к.э.н.

    Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

    г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

    АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО ТЕЛЕКАНАЛА

    Аннотация

    В статье рассматриваются особенности анализа местного телеканала в современных условиях. Автор