Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • "лишь до конца верящий побеждает". Путь к совершенству Веды читать,. Путь к совершенству Веды читать бесплатно,. Путь к совершенству Веды читать онлайн


    Практика Совершенства не зависит от глубины погружения в себя, а зависит от глубины понимания себя...
    В Нематериальном "Времени" есть свой план развития Земли как Идеи о бессмертии,
    часть которой есть в подсознании мысли...

    Все сконцентрировано на уровне Разума "сна" и дается по готовности познающего нести свое Совершенство...

    Совершенство физического тела

    Совершенство строится всегда через физическое тело. Это фрагмент "ума" мысли, где все воссоздается по почерку жизни, отмеченному как "информация"...

    Никакое совершенство не дает вечной жизни или бессмертия, так как совершенство лишь открывает Начало этого Пути, на прохождение которого требуются сотни лет...

    Где выход?
    - Открыть (как задействовать) Совершенство Единого...


    Книги "Моё совершенство...", "Теории "совершенства"...", "Время Единого...", "Практика Единого Совершенства..."

    Все, что ведет к Единству - это и есть Совершенство, то есть совершаю Путь в себя через Идею Единства... Спокойствие ума - это признак Совершенства... Спокойствие формирует "Опыт"...

    Все, что сказано или говорится о человеке, о том, что это такое - все правильно, так как мозг-сознание может развернуть как программу то, что для вас является реальной действительностью или ее понятием. Реальная действительность многозначна в зависимости от уровня мозга-сознания, и сегодня человеку известно 50 таких уровней того, что является лишь началом Пути неосознанного мира... 50 уровней из 180...
    А далее - другие уровни, уровни подсознания, которые, не имея конца, вливаются в бесконечность, и с этого момента, как переходят на подсознание - начинается новое понятие о Совершенстве, так как подсознание готовит мозг к большой разблокировке...

    Проблема выхода из тела заключается в "незнании" своего "Времени", которое хранится внутри человека, так как все подчинено разблокировке. И то, что мы понимаем или осознаем - это осознание. И есть нулевой вариант Совершенства - вариант перехода сознания в подсознание...

    Есть вариант Разума, где Путь Совершенства также бесконечен...
    А когда сознание сливается с подсознанием - варианта нет, нет и "Времени", так как это целый мозг бесконечности...
    И это уже Совершенство, и ориентир отсчета и движения там закладывается заранее, до выхода на этот уровень таким образом, что направление в движении предопределено, хотя возможности в этом варианте жизни бесконечны в любом направлении (как лучи Солнца)...

    Достигнув совершенства, есть потребность говорить о Едином Совершенстве , хотя с этого можно и начать... Не проходите свой жизненный Путь кое-как: развивайте свой вкус к жизни и стиль бесконечного ее проявления, находя в этом удовольствие и пользу... Достигнув совершенства сегодня, есть потребность говорить о завтрашнем совершенстве, так как в истинном его проявлении есть бесконечность...

    Диалог страниц этого сайта звучит всегда на 12 "языках" мысли... Поэтому он труден и непонятен для сознания, но понятен для "Времени" мысли...

    Совершенство - совершаю через "пространство" мысли... Совершаю Путь в себя - то есть проявляю в себе "пульс" совершенства...

    Совершенство не считается Совершенством, если не открыты возможности работы с "пространством" костного и спинного мозга... Совершенство дает возможность открыть костный мозг на 50-70%, но есть возможность выйти на 100%... Костная система сегодня развита на 25-30%. Если она будет развита на 100%, человек не будет болеть. Как только человек перестанет болеть - меняется все: природа, климат, давление, дыхание, вода, воздух, и так далее...

    В мозге должно быть 33-35 ритмов, а сейчас их только 5...

    Самый высокий уровень Совершенства - это работа с "Выдохом" Нематериального. Об этом совершенстве нам говорят "знания", которые сконцентрированы в Нематериальном уровне "сна", то есть в "звуке"...

    Совершенство - это понятие нематериальное, хотя оно присутствует и в материальном, озвучивая которое человек находит свой Путь, но не за счет своей логики, а за счет того "Совершенства", которое стоит над совершенством, как информационный "Итог" или "ток" в пространстве тайной жизни "Времени", хотя есть более точное озвучивание этого смысла...

    Совершенство не может быть полностью в материальном , так как , чтоб выдержать это соотношение...

    Ненужное уходит, если есть расслабление...

    Легче не говорить, но станешь ли ты совершенным? Отпусти себя в то "пространство", где нет ошибок...

    Совершенство - это увеличение концентрации Нематериального в материальном... Путь к себе - это Путь к тем возможностям, которые знают человека издалека...

    Совершенство - это талант, в котором работает мысль... Это Путь, в котором звучит ... Твой Путь открыт "глазам": это "знание"...

    Все совершенство уводит сознание туда, где есть Начало Виденья Будущего, реализуя Ментальный "сон" как Идею, где есть Главное... Все превзойти - значит помочь открыть в себе ту часть "Времени", где пульсирует "Огонь" как часть "жизни"...

    Легко воспринимать шагами,
    Которые идут вперед...

    Почувствуйте в себе дыхание,
    Которое зовет Вас в Путь...

    Все изменилось...
    Неизменным остается "память",
    Как эталон всего Пути...

    Все соответствует тому, к чему есть готовность...

    Велик ли урок учителя, если Истина уходит от человека? Путь к себе - это Результат большого размышления над темой "Времени"...

    Духовность - это проявление "Совершенства" (на языке мысли),
    - это поиск Истины за границей "памяти" (на языке ),
    - это Опыт работы с мыслью, где есть возможность отражения ее "Вдоха" во внутреннем ритме дыхания всей Вселенной...

    Лидируя в проекте бессмертия жизни, становясь тем, кем и должен быть ЧЕЛОВЕК , мы познаем себя с нематериального уровня развития, задействуя высокую структуру, объясняя это сознанию через "покой" и Созидание...

    Вся практика этого направления сводится к "минимуму", то есть к быстрому развитию сознания, так как все идет через неосознанный Путь...

    Все дроги ведут через подсознание... Долог Путь не к человеку, а к его ... Все совершенство связано с памятью подсознания... Совершенство - это Опыт "сна", который ведет "человека" в пространство "звука", необъяснимо понимая его объем...

    Путь к себе - это Путь к своему "Слову" жизни... Да поможет Вам "Время" строить себя из "себя"...

    Познавший Бесконечность смотрит на феномен как на реальность дня...

    Путь к совершенству физического тела лежит через Астральное тело...

    Высочайшее искусство - быть совершеннее себя в "себе"... Сотворите мир собой!

    Перейти границу Тайны в себе - это первый закон Космоса , в котором работает человек... Надо услышать то, о чем говорит "Время"...

    Тайное ведет к совершенству... Главное учит знать совершенство, а стремится к Результатам этой работы...

    Путь в себя - это та часть неземного, что строит всю жизнь... Все складывается из "Результата" того, что есть и что дано "Временем"...

    В этой статье мы расскажем о правилах на пути к совершенствованию и ее важности для каждой женщины. Первый вопрос, который приходит на ум, исходя из названия статьи - О каком совершенствовании идет речь? Возможно у некоторых из вас возникли ассоциации, связанные с очередными поучениями, шаблонными сводами правил по уходу за собой, и о том, какой должна быть идеальная и шикарная женщина современного общества. У других ассоциации могут быть связаны с образом идеальной фигуры и рельефного тела. Но в этой статье речь пойдет о пути к совершенству на всех уровнях вашей личности и о совершенстовании отношения к самой себе.

    Так что же такое истинный путь к совершенству для каждой женщины?

    Мы хорошо представляем как нужно стремиться к совершенству в работе, семье или воспитании ребенка. В этих обстоятельствах у нас возникают уже готовые картинки о том, чего бы мы хотели достичь в лучшем случае. А вот в представлениях о личностном и духовном стремлении к идеалу зачастую впадаем в ступор.

    Помимо того, что мы не стремимся к совершенству, любви и заботе к себе, как к самому дорогому и уникальному человеку, нас при этой мысли мучают сомнения и чувство вины:

    А имею ли я на это право? Это как-то слишком эгоситично, да и когда мне заниматься собой, когда вон сколько других важных дел. Как я потом людям в глаза смотреть буду?

    Получается, что для других мы готовы на все, мы копаемся в людях, выискиваем их сильные и слабые стороны, помогаем им, спасаем их и жертвуем ради них своим временем. А для самих себя и для развития своей души нам и полчаса бывает жалко. Как же так, ведь это нерационально, вон сколько других дел ждет… Получается так, что некоторые женщины полностью забывают о себе, лишь выполняя роли установленные жизненными обстоятельствами и обществом.

    Стремление к совершенству себя - это прежде всего захотеть познакомиться с самой собой. Вы должны уверенно знать кто вы есть на самом деле и позволить себе им быть! Вы должны знать какие у вас таланты, потребности, сильные стороны, чего вы хотите, что любите, а что нет. Главное в этом процессе - это желание узнать себя, принять себя такой какая вы есть и не сравнивать себя с другими. На земле свыше 7 млрд людей и каждый из них неповторим и уникален, каждый ценен для Вселенной. Бог или, если хотите, Высшие силы создали вас именно такой, потому что именно такой, какая вы есть, вы нужны этому миру. Так не предавайте же себя! Не гонитесь за общепринятыми нормами, не старайтесь кому-то соотвествовать или что-то доказывать . Дайте себе раз и навсегда внутреннюю свободу. В конце концов полюбите себя, начините уважать и ценить свою личность.

    Путь к личностному совершенству женщины крайне важен не только для нее самой, но и для ее окружения и взаимодействия с другими людьми и миром.

    Читайте также: Кармические связи между людьми.

    На этот счет существует ряд веских причин:

    Женщина - это центр и душа своего дома и семьи. В каком духовном и психологическом состоянии она находится, в таком состоянии будут и ее близкие, ибо женщина - это аккумулятор и транслятор энергии в семье.

    Не ждите, что счастье к вам придет извне от мужа детей друзей, получения денег и т. п. Многие упускают из виду или вообще не осознают тот факт, что счастье кроется внутри нас самих. Наша задача его отыскать и проявить свою истинную природу.

    Не зависьте от других и не ждите от других того, что они вам дать не могут. Не унижайте свою личность подобными привязками и ожиданиями. Ожидания всегда губительны на пути к личностному совершенству.

    Чем лучше вам наедине с собой и чем вы интереснее для самой себя, тем интереснее с вами другим людям, в особенности противоположному полу.

    Чем больше вы занимаетесь собой, духовным разивитием и совершенствованием себя как личности, тем меньше вы создаете себе проблем из ничего, меньше обижаетесь на людей и судьбу. Вам уже не до этих мелочей, нестоящих внимания.

    Чем лучше вы относитесь к себе, знаете и понимаете себя, тем легче вы выстраиваете отношения с окружающими, уважаете и понимаете их потребности и чувства.

    Время и силы потраченные на саморазвитие - это самая выгодная инвестиция. Не забывайте о себе.

    Заниматься собой, любить себя - это совершенствовать себя на всех уровнях личности. А как известно у человека 4 составляющих уровня - духовный, физический, ментальный и эмоциональный. Для совершенствования нужно взаимодействовать с собой на всех этих уровнях, выполнять задачи каждого из них — это и есть план вашего личностного совершенства:

    Для примера приведем несколько правил и пунктов по совершенствованию и уходу за собой на каждом из 4-х уровней. Это конечно далеко не полный список…

    Физический уровень:

    Ухаживайте за своим телом
    - Занимайтесь физической активностью
    - Поддерживайте и наводите красоту
    - Отдыхайте и расслабляйтесь
    - Слушайте приятную вам музыку
    - Питайтесь вкусной и полезной пищей
    - Создавайте уют в своём доме и красоту вокруг себя
    - Любуйтесь и получайте эстетическое наслаждение от природы и красивых вещей
    - Пользуйтесь приятными ароматами
    - Красиво одевайтесь
    - Не стесняйтесь украшать себя и своё тело

    Эмоциональный уровень:


    Научитесь распознавать свои эмоции
    - Умейте проживать свои эмоции сполна
    - Чаще разбирайте «завалы» в вашем сердце - Принимайте и проживайте эмоциональную боль. Не бойтесь ее
    - Забывайте обиды и не зацикливайтесь по долгу на неприятностях
    - Научитесь выстраивать отношения с другими людьми
    - Постоянно саморазвивайтесь, не стойте на месте
    - Общайтесь с единомышленниками
    - Заботьтесь о других
    - Принимайте достойно заботу по отношению к вам
    - Увлекайтесь каким-либо творчеством или хобби

    Ментальный уровень:

    Читайте интересные и полезные книги
    - Слушайте и хотя бы иногда посещяйте лекции умных людей
    - Посещайте семинары и тренинги
    - Используйте, любые возможности научиться чему-то новому
    - Планируйте свое время и возможности
    - Ставьте перед собой цели
    - Периодически анализируйте эффективность своей жизни

    Духовный уровень:

    Старайтесь всячески постичь свою духовную природу
    - Читайте Священные Писания
    - Непременно читайте молитвы
    - Совершайте паломничества
    - Общайтесь с верующими людьми о Боге и Высших силах.
    - Общайтесь со своим духовным наставником
    - Занимайтесь благотворительностью
    - Служите Богу и его детям, т. е. всем живым существам, при необходимости.

    Многие люди хотят ускорить свой путь к совершенству, но они не знают, как делать правильно. На самом деле, люди имеют шесть важнейших потребностей для роста и вклада. Если вы хотите увеличить ваше внимание на рост и вклад, вот несколько советов, чтобы следовать:

    Прислушивайтесь к своей интуиции.

    В наше время, мы живём в высоком темпе современной жизни, и мы не уделяем внимание к своей интуиции. Мы завалены огромным количеством правил, традиций и законов, которые часто находятся в противоречии с сигналами нашего инстинктивного чувства. Человеческая интуиция всегда знает ответ на любой вопрос, но довольно сложно достичь гармонии и баланса между разумом и сердцем (интуицией). Люди становятся действительно счастливы, когда они прислушиваются к сердцу, что делает их ближе к совершенству.

    Сосредоточьтесь на ясности.

    Сосредоточение внимания на ясности является неотъемлемой частью достижения совершенства в вашей жизни. Кроме того, надо знать, что вы хотите, что является довольно сложной задачей для многих людей. Например, только 5% россиян знают, каких целей они хотят достичь. Уточните свои мечты и идеи, чтобы ускорить ваш путь к совершенству. Помните, что к пути совершенству вы должны готовы пожертвовать немного времени и энергии.

    Научитесь говорить «Нет».

    Научитесь отказываются принимать участие в акциях и проектах, к которым у вас нет страсти и желания попытаться получить удовлетворение, займитесь любимым делом. Это абсолютно нормально, чтобы сказать «Нет», но постарайтесь быть значительной и используйте свои дипломатические навыки, чтобы избежать недоразумений. Когда вы станете более опытнее, то будете знать, как и когда говорить «Нет». Наша жизнь полна ситуаций, требующих, чтобы вы были вовлечены в различные проекты, но вы не сверхчеловек, невозможно быть везде и делать всё.

    Не бойтесь изменений.

    Изменения могут напугать или быть замечательными. Когда что-то изменяем, мы получаем новый опыт и открываем новые горизонты. Изменение жизни помогает нам выяснить, что лучше для нас и сравнить вещи. Но иногда мы боимся нового, потому что люди боятся незнакомых вещей, особенно если речь идет о будущем. Будьте позитивны и попробуйте новые роли, столкнувшись с новыми условиями и изменив атмосферу.

    Живите счастливой и полноценной жизнью.

    Нет необходимости думать над всем в вашей жизни, просто действуйте. Измените свою жизнь, чтобы жить счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать это, если вы до сих пор бродите по пути сомнений и неуверенности. Слушайте своё сердце и живите своей жизнью, которая полна поразительными вещами. Старайтесь делать то, что ведёт вас и наполняет сердце волнением. Если вы выполните эти правила, вы можете стать самым счастливым человеком в мире.

    Ищите наставника.

    Жизнь не простая штука, и вам не нужно решать в одиночку жизненные задачи, потому что целый мир готов помочь вам. Хороший и опытный наставник может дать подсказку, как решать различные жизненные ситуации и как справиться с трудностями. Многие люди обладают способностью вдохновлять друг друга. Если вы найдёте наставника, то вы сделаете существенный вклад в умственном или физическом развитии. Ваша жизнь станет легче на пути к совершенству. Вы не будете чувствовать себя одиноко и путаться в своих собственных внутренних конфликтах.

    Не обдумывайте будущее.

    Никогда не сосредотачивайтесь на своем будущем. Каждый день у нас есть 24 часа, чтобы наполнить себя позитивными эмоциями и красочными событиями. Не позволяйте неизвестным вещам управлять вашими мыслями и вашей жизнью. Если вы мечтатель, то вы можете думать и наслаждаться будущими поступками и действиями. Но если вы пессимист, то стоит остановиться. Наслаждайтесь моментами жизни и обдумывайте будущее, потому что это не лучший способ ускорить свой путь к совершенству.

    Найдите время для себя.

    Одиночество на некоторое время иногда очень важно. Вам нужно некоторое время, чтобы всё обдумать и установить новые приоритеты в жизни. Мы часто заботимся о других и забываем про наши нужды и проблемы, которые делают барьеры на пути к совершенству. Не сосредотачивайтесь на том, что другие ожидают от вас. Не хорошая идея получать одобрение одного, отдав всю свою энергию и время. Если вы найдёте время для себя, то вы будете иметь шанс стать самостоятельным и самодостаточным человеком.

    Не соглашайтесь на второстепенный вариант.

    Наша жизнь полна возможностей, и всё это временно. Мы все встречаем новых людей, сталкиваемся с различными ситуациями, теряем ценные вещи, поэтому нет необходимости чувствовать себя несчастной и довольствоваться вторым вариантом. Каждый человек имеет равные шансы на счастье, поэтому постарайтесь услышать своё шестое чувство и получить то, что лучше для вас. Это поможет вам достичь совершенства.

    Не сравнивайте себя с другими.

    Не тратьте своё внимание на чужие достижения и успехи. Такие действия могут заставить вас чувствовать себя несчастной или заставить запутаться в пути. Вы можете чувствовать себя обескураженной, когда понимаете, что кто-то в чем-то лучше вас. Будьте уверены, мы все уникальны и все достаточно талантливы в нескольких областях. Проживите свою жизнь и сделав ваши мечты явью.

    Знайте свои желания.

    Попробуйте представить достижения вашей мечты. Таким образом вы посылаете сигнал Вселенной и настроитесь на волну своей судьбы. Имитируйте видение вашего успеха в определенной сфере и отслеживайте его в уме по несколько раз. Таким образом, вы получаете шанс достичь совершенства.

    Помните, что сила мысли очень сильна, так что не бойтесь праздновать свои желания. Путь к совершенству может быть запутанной, потому что у каждого есть личные идеалы и видения этого понятия. Попробуйте мотивировать себя, чтобы стать самым счастливым человеком в этом мире, наслаждайтесь жизнью и радуйтесь каждому дню!

    мам упетйа пунар джанма

    духкхалайам ашашватам

    напнуванти махатманах

    самсиддхим парамам гатах

    “Достигнув Меня, великие души, бхакти-йоги, никогда не возвращаются в этот временный, исполненный страданий мир, ибо они достигли высшего совершенства”. (Б.-г., 8.15)

    По определению Самого творца, Верховного Господа, материальный мир - это духкхалайам, “место страданий”, а если это так, разве в наших силах сделать его комфортабельным с помощью так называемого научного прогресса? Духкха значит “несчастье” или “страдание”, а рождение, старость, болезнь и смерть и есть настоящие страдания. Люди не хотят задумываться над этими проблемами, потому что не в состоянии решить их; поэтому ученые работают только над тем, чтобы создавать атомные бомбы и конструировать космические спутники. Почему же они не могут решить эти важнейшие проблемы человечества, которые неизменно сопутствуют жизни людей, навязывая им страдания? Очевиден факт, что это им не по силам.

    Однако в данном стихе Шри Кришна дает решение: мам упетйа пунар джанма. Это значит: “Тот, кто достигает Моей обители, не возвращается в это место страданий”. К своему несчастью, невежественные люди не способны понять, что они находятся в жалком положении. Жизнь животных тоже полна страданий, но животные не осознают этого, поскольку не наделены разумом. В отличие от животного, человек обладает разумом, а значит наделен способностью понимать, однако в век Кали люди используют свой разум на то, чтобы развивать в себе низменные, животные наклонности. Разум дан человеку для того, чтобы он вызволил себя из страданий. Если мы заняты деятельностью в сознании Кришны все двадцать четыре часа в сутки с неуклонной решимостью быть с Кришной, мы отправимся к Кришне и навсегда освободимся от необходимости снова рождаться в этом мире, исполненном страданий. Махатманах самсиддхим парамам гатах: те великие души, которые достигли высшего совершенства, сознания Кришны, навечно освобождаются от страданий. Слово махатма, употребленное в данном стихе, относится к человеку, обладающему сознанием Кришны. Такой человек получает доступ в обитель Кришны. Слово махатма не относится к политическим лидерам, таким как Махатма Ганди; оно употребляется для определения великой души, чистого преданного Кришны.

    Когда Кришна говорит, что махатма вступает в Его обитель, Он имеет в виду Свое трансцендентное царство, Голоку Вриндавана. Вриндавана, откуда я прибыл, называется Бхаума Вриндавана. Это значит, что она та же самая Вриндавана, низошедшая на эту землю. Кришна нисходит на эту землю посредством Своей внутренней энергии, и подобным же образом нисходит и Его дхама, Его обитель. Иначе говоря, когда Кришна нисходит на эту землю, Он являет Себя в определенном месте, на земле Вриндаваны, и потому эта земля также является священной. Помимо этого, у Кришны есть Своя собственная обитель в духовном небе, и она называется Голокой Вриндавана.

    Махатма готовит себя в этой жизни к тому, чтобы вступить в трансцендентную обитель Кришны. Человеческая форма жизни дает человеку возможность достичь высшей цели. Животные не способны на это. Человек должен воспользоваться этой возможностью; он должен стремиться достичь уровня махатмы и положить конец рождению в этом материальном мире, мире тройственных страданий. Тройственные страдания - это страдания, которые навязываются нам умом или телом, стихийными силами природы, а также другими живыми существами. Какое бы положение в этом материальном мире мы ни занимали, мы неизменно будем подвергаться какому-нибудь виду страданий. Шри Кришна прямо говорит нам, что в материальном мире невозможно избежать страданий, ибо материальный мир предназначен для страданий. Если бы в нем не было страданий, мы не смогли бы прийти к сознанию Кришны. Страдания выполняют роль импульса, толчка, помогающего нам подняться к уровню сознания Кришны. Человек, наделенный разумом, способен понять, что, хотя он не хочет страданий, они насильно навязываются ему. Страданий не хочет никто, однако только тот, кто наделен достаточным разумом, способен спросить: “Почему мне приходится страдать?” К сожалению, современные люди стараются не задумываться над причиной своих страданий. Они думают: “Зачем мне страдать? Залью-ка я страдания каким-нибудь крепким напитком”. Однако проблемы жизни невозможно решить, прибегая к помощи одурманивающих средств. Когда токсический дурман рассеивается, человек вновь оказывается лицом к лицу с прежними проблемами. Положить конец страданиям материального бытия можно только с помощью сознания Кришны. Если мы постоянно пребываем в сознании Кришны, то в момент смерти, покинув свое материальное тело, мы перенесемся на планету Кришны. Это называют высшим совершенством.

    Нам могут сказать: “Вы говорите, что попасть на планету Кришны - это высшее совершенство. А мы хотим отправиться на Луну; почему же это не считается совершенством?” Высшие планеты привлекают человеческий ум. Живое существо называют еще сарва-гата, потому что живое существо хочет путешествовать всюду. Такова природа живого существа. Американцы, не стесненные в средствах, часто отправляются в Индию, в Европу или куда-нибудь еще, чтобы развеяться. Желание путешествовать свойственно нам, и потому мы стремимся попасть на Луну или куда-нибудь еще. Однако Кришна говорит нам, что, даже достигнув высших планет, нам не удастся избежать материальных страданий.

    абрахма-бхуванал локах

    пунар авартино "рджуна

    мам упетйа ту каунтейа

    пунар джанма на видйате

    “Все планеты материального мира, - от самой высшей и до самой низшей - представляют собой место страданий, место повторяющихся рождений и смертей. Однако тот, кто достигает Моей обители, о сын Кунти, никогда больше не подвергается рождению”. (Б.-г., 8.16)

    Вселенная поделена на четырнадцать уровней планетных систем (чатурдаша-бхувана) - на семь низших и семь высших. Земля находится между ними. В данном стихе Шри Кришна говорит: абрахма-бхуванал локах - даже на самой высшей планете, Брахмалоке, есть рождение и смерть. Слова пунар-авартинах означают “возвращаться еще раз”, или “повторяющийся цикл рождений и смертей”. Мы меняем тела словно одежду, покидая одно тело и переселяясь в другое. Все планеты заселены живыми существами. Не следует думать, что жизнь есть только на нашей планете; живые существа обитают и на высших планетах, и на низших. Оглянувшись вокруг, нетрудно заметить, что на земле нет такого места, где бы ни обитали живые существа. Если копнуть землю, можно увидеть, что там живут какие-то черви, а погрузившись в глубины океана, можно увидеть обитателей подводного царства. В небе над нами летают птицы, а если проанализировать пробу воздуха, можно обнаружить множество микроорганизмов. Поэтому нелогично думать, что на других планетах вселенной нет живых существ. Напротив, на них бесчисленное множество живых существ.

    Итак, Кришна говорит, что всюду, - начиная с самой высшей планеты, и до самой низшей, - происходит круговорот повторяющихся рождений и смертей. И опять, как и в предыдущем стихе, Кришна говорит: мам упетйа - “Если ты достигнешь Моей планеты, тебе никогда больше не придется возвращаться в этот исполненный страданий материальный мир”. Чтобы подчеркнуть эту мысль, Шри Кришна еще раз повторяет, что тот, кому удалось достичь Голоки Вриндавана, Его вечной обители, вызволяется из цикла рождений и смертей и обретает вечную жизнь. Человеческая жизнь предназначена для постижения сути этих проблем; решив эти проблемы, человек обретает вечную жизнь, исполненную блаженства и знания. К своему несчастью, люди этого века позабыли, в чем состоит конечная цель жизни. Почему? Дурашайа йе бахир-артха-манинах (Бхаг., 7.5.31). Люди очарованы призрачным блеском материальных достижений; их привлекают небоскребы, большие заводы, политическая деятельность. Человеку никак не понять, что, какой бы высокий небоскреб он себе ни построил, ему не суждено жить в нем вечно. Мы не должны растрачивать свою энергию на строительство городов; мы должны использовать ее на то, чтобы прогрессировать в сознании Кришны. Сознание Кришны - это не какая-то религиозная доктрина или досуг; сознание Кришны - важнейший фактор человеческой жизни.

    Люди стремятся достичь высших планет, потому что наслаждения там в тысячу раз утонченнее, а жизнь длится намного дольше.

    сахасра-йуга-парйантам

    ахар йад брахмано видух

    ратрим йуга-сахасрантам

    те "хо-ратра-видо джанах

    Продолжительность существования материальной вселенной ограниченна. Ее проявления исчисляются циклами калп. Калпа - это один день Брахмы, а день Брахмы состоит из тысячи циклов четырех юг - Сатьи, Треты, Двапары и Кали. Сатья-юга характеризуется добродетелью, мудростью и религиозностью; в ней практически нет невежества и порока. Сатья-юга длится 1 728 000 лет. В Трета-югу вводится порок, и эта юга длится 1 296 000 лет. В Двапара-югу наблюдается еще больший упадок добродетели и религиозности и нарастание порока, и эта юга длится 864 000 лет. И наконец Кали-юга (нынешняя эпоха; она началась 5 000 лет назад), - это век раздоров, невежества, упадка религии, порока; подлинная добродетель практически отсутствует. Эта юга длится 432 000 лет. В Кали-югу порок возрастает до такой степени, что в конце юги Сам Верховный Господь нисходит в образе Калки-аватары, уничтожает демонов, спасает преданных и начинает новую эпоху, Сатья-югу. Затем этот цикл повторяется. Четыре юги, обращенные тысячу раз, составляют один день Брахмы, бога, отвечающего за сотворение материальной вселенной, и столько же длится одна его ночь. Брахма живет сто таких “лет”, а затем умирает. Эти “сто лет” по земному летоисчислению составляют 311 триллионов и 40 миллионов земных лет. В пересчете на земное летоисчисление жизнь Брахмы кажется фантастически долгой и нескончаемой, однако с точки зрения вечности она столь же коротка, как вспышка молнии. В Причинном Океане появляется и исчезает бесчисленное множество Брахм, подобно тому как появляются и исчезают пузыри на поверхности Атлантического Океана. Брахма и его творение являются частью материальной вселенной, и потому они постоянно сменяются.

    В материальной вселенной даже Брахма не свободен от необходимости рождаться, стареть, болеть и умирать. Однако, поскольку Брахма, управляя вселенной, непосредственным образом занят служением Верховному Господу, он сразу достигает освобождения. Возвышенные личности, санньяси, возносятся на планету Брахмы, Брахмалоку, высшую планету материальной вселенной. Эта планета не разрушается, когда разрушаются все райские планеты высшей сферы планетной системы, однако к Брахме и ко всем обитателям Брахмалоки законы материальной природы в назначенный срок навязывают смерть. Итак, даже в том случае, если продолжительность нашей жизни будет исчисляться миллионами и миллиардами лет, в конечном счете нам все равно придется встретиться со смертью. Это неизбежно. Как описано в следующем стихе, процесс созидания и разрушения происходит по всей вселенной:

    авйактад вйактайах сарвах

    прабхавантй ахар-агаме

    ратрй-агаме пралийанте

    татраивавйакта-самджнаке

    “С наступлением дня Брахмы бесчисленное множество живых существ приходит в проявленное состояние, когда же наступает ночь Брахмы, все они уничтожаются”. (Б.-г., 8.18)

    Только в духовном мире нет рождения и смерти, и только там не происходят процессы созидания и разрушения. В конце каждого дня Брахмы все планеты материального мира затопляются водой, а с наступлением нового дня Брахмы процесс созидания повторяется. Слово ахар означает “в течение дня”, а день Брахмы составляет двенадцать часов его жизни. Пока длится день Брахмы, планеты материального космоса видимы, с наступлением же ночи Брахмы все они скрываются из виду, затопляясь водой, то есть подвергаются процессу разрушения. Слово ратрй-агаме означает “с наступлением ночи”. В течение всей ночи Брахмы планеты материального космоса, погруженные в воды потопа, остаются невидимы. Подобная смена состояний характерна для материального мироздания.

    бхута-грамах са эвайам

    бхутва бхутва пралийате

    ратрй-агаме "вашах партха

    прабхаватй ахар-агаме

    “И каждый раз с наступлением дня, о Партха, великое множество существ пробуждается к активности, когда же опускается ночь, все они подвергаются безжалостному уничтожению”. (Б.-г., 8.18) Процессы разрушения закономерны для материального мира, и никто не может избежать их. Когда опускается ночь, все погружается в воды потопа, когда же ночь кончается, вода постепенно сходит. К примеру, три четверти поверхности нашей планеты покрыто водой. Известно также, что вода постепенно отступает, и наступит такой день, когда вода исчезнет, и вся поверхность Земли будет состоять только из суши. Подобные процессы происходят в материальном мире повсеместно.

    парас тасмат ту бхаво "нйо

    "вйакто "вйактат санатанах

    йах са сарвешу бхутешу

    нашйатсу на винашйати

    “Но есть другой мир, вечный, и он трансцендентен к этой проявленной и непроявленной материи. Он принадлежит к высшей природе и никогда не уничтожается. Когда все в материальном мире подвергается разрушению, он остается неизменным”. (Б.-г., 8.20)

    Мы не можем определить размеры вселенной, в которой живем. Таких вселенных в материальном мире великое множество, а за пределами материального мира простирается духовное небо, где все планеты вечные. Жизнь на этих планетах тоже вечная. Материальное проявление составляет лишь одну четвертую часть всего творения. Экамшена стхито джагат. Экамшена означает “одна четвертая часть”. Три четверти творения простираются за пределами материального неба, которое со всех сторон окружено оболочками и потому похоже на мяч. Толщина оболочек составляет миллионы и миллионы миль и, чтобы выйти за пределы материальной вселенной, надо пройти через всю толщу оболочек. За пределами материального неба простирается небо духовное, необъятное и вечное. В данном стихе сказано парас тасмат ту бхаво "нйах: “Но есть другой мир”. Слово бхава означает другая “природа”. Наш опыт познания окружающего мира не выходит за пределы познания материальной природы, однако, обратившись к “Бхагавад-гите”, мы можем узнать, что существует духовная природа, вечная и трансцендентная. На самом деле мы принадлежим этой вечной духовной природе, но в нынешнем состоянии мы покрыты материальным телом, и потому в нас проявляются свойства как материальной, так и духовной природы. Уяснив это, мы должны сделать следующий шаг и принять тот факт, что за пределами нашей вселенной существует духовный мир. Духовную природу называют высшей, а материальную природу - низшей, потому что материя без духа мертва.

    Постичь духовную природу невозможно с помощью экспериментального знания. Так, мы можем наблюдать в телескоп мириады звезд, но приблизиться к объекту нашего наблюдения мы не сможем. Аналогичным образом, наши чувства столь несовершенны, что не способны приблизить нас к пониманию духовной природы. Поэтому нам не следует пытаться постичь природу Бога и Его обители с помощью экспериментального метода; постичь это знание мы сможем, внимая “Бхагавад-гите”. Другого способа не существует. Если мы хотим узнать, кто наш отец, мы должны поверить словам матери, ибо у нас нет другого способа получить это знание. Аналогичным образом, чтобы понять кто есть Бог и какова Его природа, мы должны принять знание, которое дает нам “Бхагавад-гита”. Мы не сможем получить это знание экспериментальны путем. Развив в себе сознание Кришны, человек приходит к осознанию Бога и Его природы, и тогда ему становится ясно: “Да, есть Бог и есть духовное царство, и я должен отправиться туда. Я должен подготовить себя к возвращению в духовный мир”.

    Слово вйакта означает “проявленный”. Окружающий нас материальный мир, который мы видим (то есть частично видим), является проявленным. Так, мы можем наблюдать, - по крайней мере ночью, - что в небе мерцают звезды и в нем есть бесчисленное множество планет. Однако за пределами вйакты есть другая природа, которую называют авйакта, непроявленная. Это духовная природа, которая санатана, вечная. Материальная природа имеет начало и конец, но духовная природа не имеет ни начала, ни конца. Материальное небо находится в пределах махат-таттвы, материи. Ее можно сравнить с облаком. Во время грозы кажется, что все небо покрыто тучами, но на самом деле тучами покрыт лишь небольшой участок неба. Поскольку мы сами очень малы, нам кажется, что тучи покрывают все небо, хотя на самом деле лишь несколько миль неба покрыто тучами. Стоит ветру разогнать тучи, и небо снова становится доступным нашему взору. Махат-таттва, как и эти тучи, тоже имеет начало и конец. Подобным же образом и материальное тело, будучи частью материальной природы, имеет начало и конец. Тело появляется на свет, развивается, сохраняется в течение некоторого времени, производит побочные продукты, дряхлеет, а затем разрушается. Любое материальное проявление подвергается этим шести основным видам изменений. Все, что существует в пределах материального мира, в конечном счете будет уничтожено. Однако в данном стихе Кришна говорит нам, что за пределами этой исчезающей словно облако материальной природы существует высшая природа, которая санатана, вечная. Йах са сарвешу бхутешу нашйатсу на винашйати. Когда материальное проявление уничтожается, духовное небо остается. Это называется авйакто "вйактат.

    Во Второй песни “Шримад-Бхагаватам” приводится описание духовного царства и его обитателей. Там объясняется природа этих жителей и их качества. Из Второй песни мы узнаем, что там в духовном небе летают воздушные корабли и что живые существа, обитающие там, - освобожденные души, - путешествуют на этих кораблях по всему духовному небу словно вспышки молний. Материальный мир, в котором мы живем, - это всего лишь имитация; все, что мы можем наблюдать здесь, есть тень того, что существует там. Материальный мир можно сравнить с кино; то, что мы видим на экране кино есть всего лишь имитация, тень реально существующих вещей. Наш материальный мир - это просто тень. Как сказано в “Шримад-Бхагаватам” (1.1.1), йатра три-сарго "мрша: этот призрачный материальный мир представляет собой комбинацию материи. В витринах магазинов мы часто видим манекенов, но любой здравомыслящий человек сможет различить подделку; он не будет принимать манекена за человека. Аналогичным образом, в этом мире нас окружает много красивого, но все эти проявления красоты являются лишь отражением, имитацией подлинной красоты, которая существует в духовном мире. Как говорит Шридхара Свами: йат сатйатайа митхйа сарго "пи сатйават пратийате - духовный мир реален, а призрачный материальный мир лишь выглядит реальным. Следует уяснить, что реально существующее - это то, что никогда не подвергается уничтожению. По сути дела, реальность означает вечность. И потому материальные удовольствия, временные по природе, не являются подлинными; истинное блаженство существует в Кришне. Отсюда следует, что человек, ищущий реальных ценностей, не станет прельщаться временными удовольствиями этого призрачного мира.

    Итак, процесс уничтожения, разрушающий все в материальном мире, не затрагивает вечно существующую духовную природу, и цель человеческой жизни - достичь этого духовного царства. Согласно “Шримад-Бхагаватам” (7.5.31), на те видух свартха-гатим хи вишнум: люди не имеют ни малейшего представления о том, что является для них истинным благом. Они не ведают, что человеческая жизнь предназначена для постижения духовной реальности и подготовки себя к жизни в этой реальности. В материальном мире никто не может жить вечно. Об этом говорят нам все ведические писания. Тамаси ма джйотир гама: “Не оставайся в этом царстве тьмы; иди к свету”. Как сказано в Пятнадцатой главе “Бхагавад-гиты” (15.6):

    на тад бхасайате сурйо

    на шашанко на паваках

    йад гатва на нивартанте

    тад дхама парамам мама

    “Эта Моя обитель не освещается ни солнцем, ни луной, ни электричеством. Тот, кто достигает ее, никогда больше не возвращается в этот материальный мир”. Материальный мир - это царство тьмы, и нам приходится искусственно освещать его с помощью электричества, огня и проч. Словом, темнота - свойство материального мира, тогда как духовная природа исполнена света. Там, где солнце, там нет места тьме. Аналогичным образом, в духовном мире все исполнено света, поскольку каждая планета духовного неба излучает свет. Следовательно, там нет тьмы, и нет необходимости в солнце, луне или электрическом освещении. Слово сурйо значит “солнце”, шашанко значит “луна”, а паваках значит “огонь или электричество”. Итак, в духовном мире нет необходимости ни в одном из этих видов освещения. В данном стихе Кришна говорит: йад гатвана нивартанте тад дхама парамам мама - “Такова Моя высшая обитель, и тот, кто достигает ее, никогда не возвращается в этот материальный мир”. В “Бхагавад-гите” об этом говорится неоднократно. Так, в Восьмой главе (Б.-г., 8.21) сказано:

    авйакто "кшара итй уктас

    там ахух парамам гатим

    йам прапйа на нивартанте

    тад дхама парамам мама

    “Эту высшую обитель называют непроявленной и безупречной, и она - место высшего назначения. Тот, кто отправляется туда, никогда больше не возвращается обратно. Такова Моя высшая обитель”. Здесь снова употребляется слово авйакта, “непроявленная”. Слово акшара означает “то, что никогда не уничтожается”, или “то, что является безупречным”. Это значит, что, поскольку высшая обитель является вечной, она не подвергается шести видам изменений, о которых мы говорили выше.

    Поскольку в настоящее время мы покрыты одеянием, сотканным из материальных чувств, мы не способны видеть духовный мир, и духовная природа остается для нас непостижимой. И все же мы можем догадываться, что нечто духовное в нас присутствует. Даже тот, кто не имеет никакого знания о духовной природе, способен догадаться о присутстии духовного. Для этого достаточно просто спокойно разобраться, задав себе несколько вопросов. “Что я собой представляю? Есть ли я этот палец? Есть ли я это тело? Есть ли я эти волосы? Нет, я не есть ни то, ни другое. Я - нечто, отличное от этого тела. Что же это? Это что-то духовное”. Рассуждая таким образом, мы можем догадаться или ощутить присутствие духовного внутри материи. Мы можем догадаться, что в мертвом теле дух отсутствует. Если наблюдать, как наступает смерть, можно понять, что смерть наступает тогда, когда что-то покидает тело. Несмотря на то, что мы не способны видеть это своими глазами, мы можем догадаться, что это “нечто” имеет духовную природу. Присутствие духа в материи объясняется в самом начале “Бхагавад-гиты” (2.17):

    авинаши ту тад виддхи

    йена сарвам идам татам

    винашам авйайасйасйа

    на кашчит картум архати

    “Знай же, что то, что пронизывает все тело, не подвержено разрушению. Никто не в состоянии уничтожить вечную душу”.

    Духовное бытие является вечным, тогда как тело преходяще. В данном стихе сказано, что духовная атмосфера авйакта, непроявленная. Как же, в таком случае, она может стать доступной нашему восприятию? Именно в этом и заключается цель сознания Кришны - сделать непроявленное доступным нашему сознанию. Согласно “Падма-пуране”,

    атах шри-кришна-намади

    на бхавед грахйам индрийаих

    севонмукхе хи джихвадау

    свайам эва спхуратй адах

    “Никто не в состоянии постичь Кришну таким как Он есть, прибегнув к помощи своих несовершенных чувств. Однако Кришна Сам открывает Себя преданным, будучи доволен их трансцендентным любовным служением Ему”. Слово индрийаих, употребленное в данном стихе, означает “чувства”. Мы наделены пятью чувствами, которые воспринимают окружающий мир (глаза, уши, нос, язык, кожа), и пятью чувствами, совершающими действия (голос, руки, ноги, гениталии и анус). Всеми этими десятью чувствами управляет ум. В данном стихе сказано, что мы не способны постичь с помощью наших грубых материальных чувств имя Кришны, Его форму и так далее. Почему? Потому что Кришна полностью духовен и абсолютен. А это значит, что Его имя, форма, качества и атрибуты тоже духовны. Будучи материально обусловлены, то есть находясь в материальном рабстве, мы в своем нынешнем состоянии не способны постичь природу духовного, однако, обратившись к воспеванию Харе Кришна, мы можем избавиться от невежества. Спящего человека можно разбудить звуком; для этого достаточно позвать его и сказать:

    “Просыпайся, пора вставать!” Несмотря на то, что сознание спящего человека погружено в сон, слух сохраняет свою активность, и потому звук пробуждает человека. Аналогичным образом, из-за материальной обусловленности наше духовное сознание в настоящее время погружено в сон, однако мы можем пробудить его с помощью трансцендентной звуковой вибрации: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Как мы уже говорили, Харе - это обращение к энергии Господа, а Кришна и Рама - это имена Самого Господа. Следовательно, когда мы повторяем Харе Кришна, мы молим: “О Господь, о энергия Господа, пожалуйста, прими меня”. Мы молим только об этом: “Пожалуйста, прими меня”. Господь Чайтанья Махапрабху учил, что мы должны просто плакать и молить Господа принять нас. Сам Чайтанья Махапрабху молил:

    айи нанда-тануджа кинкарам

    патитам мам вишаме бхавамбхудхау

    крипайа тава пада-панкаджа-

    стхита-дхули-садришам вичинтайа

    “О Кришна, сын Нанды, так или иначе, но я пал в этот океан неведения и невежества. Пожалуйста, вызволи меня и помести меня в качестве атома у Своих лотосных стоп”. У того, кто тонет в океане, есть только одна надежда на спасение - если ему на помощь кто-то придет. Стоит поднять человека над поверхностью воды хотя бы на дюйм, и он сразу же почувствует облегчение. Аналогичным образом, стоит нам принять сознание Кришны, как к нам сразу же приходит облегчение от страданий.

    Нет оснований сомневаться в том, что это трансцендентный способ решения проблемы. “Бхагавад-гита” была поведана Самим Верховным Господом, и мы не должны подвергать сомнению Его слова. Наша задача - постичь смысл Его учений. Мы должны последовательно развивать способность постигать его, и это знание откроется нам, если мы будем повторять Харе Кришна. Обратившись к простому методу воспевания святых имен, мы сможем постичь природу духовного царства, души, нам откроется знание о материальном мире, о Боге, мы поймем причину нашей обусловленности, получим знание о том, как вырваться из этого рабства, и еще многое, многое другое. Этот процесс называют чето-дарпана-марджанам - очищение зеркала ума.

    Так или иначе, но мы должны верить тому, что говорит Кришна. Покупая билет компании “Пан Америка” или “Индия-аэро”, мы верим, что попадем к месту назначения. Наша вера в данном случае основывается на том, что эти компании авторитетны. Мы не должны верить слепо; следует принимать то, что признано авторитетами. “Бхагавад-гита” признана в качестве авторитетного писания в Индии в течение уже тысяч лет, и даже за пределами Индии многие ученые, религиозные деятели и философы признают авторитет учения “Бхагавад-гиты”. Известно, что даже такой великий ученый как Эйнштейн регулярно читал “Бхагавад-гиту”, и у нас не должно быть никаких сомнений в том, что учение “Бхагавад-гиты” авторитетно.

    Итак, когда Кришна говорит, что есть высшая обитель и мы можем отправиться туда, мы должны верить, что такая обитель существует. Многие философы склонны считать, что духовная обитель - это пустота, то есть нечто безличное. Имперсоналисты, такие как последователи Шанкары и буддисты, как правило говорят о пустоте, однако “Бхагавад-гита” не разочаровывает нас подобными рассуждениями. Философия пустоты породила атеизм. Поскольку в природе живого существа заложена склонность к наслаждению, стоит ему узнать, что его будущее представляет собой пустоту и не сулит никаких наслаждений, оно обращается к разнообразию материального мира, пытаясь найти их там. Так имперсонализм порождает кабинетную философию и привязанность к материальным наслаждениям. Человек может наслаждаться своими умозрительными рассуждениями, однако с позиции истинного духовного блага все эти рассуждения совершенно бесплодны.

    Бхактин парешанубхаво вирактир анйатра ча (Бхаг. 11.2.42). Стоит человеку развить в себе дух преданности, как все виды материального наслаждения перестают привлекать его. Как только голодный человек начинает есть, чувство голода уходит и, насытившись, он говорит: “Все, я больше не хочу есть; я наелся”. Умиротворение - отличительная черта того, кто обрел сознание Кришны.

    брахма-бхутах прасаннатма

    на шочати на канкшати

    самах сарвешу бхутешу

    мад-бхактим лабхате парам

    “Поднявшись на трансцендентный уровень, человек сразу достигает осознания Верховного Брахмана. Он ни о чем не скорбит и ничего не желает приобретать в собственность; он одинаково относится к каждому живому существу. В этом состоянии он достигает уровня чистого преданного служения Мне”. (Б.-г., 18.54)

    Достигнув уровня духовного самоосознания, человек обретает полное удовлетворение, и призрачные удовольствия материального мира перестают привлекать его. Как сказано в “Бхагавад-гите” (2.59),

    вишайа винивартанте

    нирахарасйа дехинах

    раса-варджам расо "пй асйа

    парам дрштва нивартате

    “Воплощенная душа может воздерживаться от чувственных наслаждений, хотя вкус к ним будет оставаться. Однако, испытав высший вкус и воздерживаясь от чувственных наслаждений, она утвердится в сознании”. Врач предписывает больному соблюдать множество ограничений. “Не ешьте этого. Не ешьте того. Воздержитесь от половых отношений”. Таким образом, больному человеку приходится во многом отказывать себе, но втайне он думает: “Если бы мне можно было делать все это, я был бы счастлив”. Желание остается. Однако тот, кто развил свое сознание Кришны, обретает такую внутреннюю силу, что не испытывает желания. Несмотря на то, что он не импотент, он, тем не менее, не испытывает полового влечения. Он может жениться трижды, но оставаться при этом непривязанным. Парам дрштва нивартате. Обретая что-то высшее, человек естественным образом утрачивает интерес к низшему. Высшее - это Верховная Личность Бога. Атеизм и имперсонализм не способны дать нам этот высший вкус. Его обретают только беспримесной преданностью.

    пурушах са парах партха

    бхактйа лабхйас тв ананйайа

    йасйантах-стхани бхутани

    йена сарвам идам татам

    “Верховная Личность Бога, которому нет равного, познается с помощью беспримесной преданности. Он находится в Своей обители, Он всепроникающ и все сущее покоится на Нем”. (Б.-г., 8.22) Слова пурушах са парах указывают на верховную индивидуальность, величие которой не знает себе равных. Это не какое-то безличное описание; это описание личности, в полной мере обладающей всеми качествами личности. Достигнув высшей обители, мы сможем воочию видеть Бога и лично говорить с Ним так же, как я сейчас говорю с вами. Мы сможем играть с Ним, вкушать вместе с Ним; все что пожелаем. Достичь этого состояния невозможно с помощью умозрительного философствования; его достигают только через трансцендентое любовное служение (бхакти лабхйах). Слова тв ананйайа указывают на то, что это бхакти не должно содержать никаких примесей. Оно должно быть беспримесным.

    Несмотря на то, что Верховный Господь является индивидуальностью и пребывает в Своей обители в духовном небе, Он распространяет Себя всюду, и все сущее покоится в Нем. Он как внутри, так и вне всего сущего. Несмотря на то, что Бог пребывает всюду, Он одновременно пребывает в Своем царстве, в Своей обители. Солнце пронизывает своими лучами всю вселенную, и все же само солнце не теряет при этом индивидуального существования.

    В Своей высшей обители Верховный Господь не имеет соперников. Какое бы общество мы ни рассматривали, мы обнаружим, что в нем есть кто-то, кто управляет этим обществом. В Соединенных Штатах такой управляющей личностью является президент. Когда подходит время выборов, обнаруживается, что у президента много соперников, однако у Господа в духовном небе соперников нет. Тот, кто хочет соперничать с Богом, оказывается в материальном мире и попадает под власть условий, навязываемых материальной природой. В духовном царстве нет соперничества, и все обитатели там - освобожденные души. Из “Шримад-Бхагаватам” мы узнаем, что обитатели духовного царства обладают божественной внешностью. На одних духовных планетах Бог проявляет Свою двурукую форму, а на других - четырехрукую. Живые существа на этих планетах имеют ту же внешность, что и Бог, и их трудно отличить от Бога. Этот вид освобождения называют сарупья-мукти. Живые существа, достигшие сарупья-мукти, наделены схожей с Богом внешностью. Существует пять видов освобождения: саюджья, сарупья, салокья, саршти и самипья. Саюджья-мукти означает слияние с брахмаджьоти, безличным сиянием Господа. Мы уже говорили об этом виде освобождения и пришли к заключению, что нежелательно подвергать себя такому риску. Обрести сарупья-мукти - значит получить такое же тело как у Бога. Салокйа-мукти дает возможность жить на одной планете с Богом, а саршти-мукти - иметь такие же богатства, какими обладает Бог. К примеру, Бог очень могущественный, и мы можем стать такими же могущественными, как и Он. Это называется саршти. Самипья-мукти - значит всегда быть с Богом в качестве одного из Его спутников. К примеру, Арджуна всегда находился рядом с Кришной как Его друг, и этот вид освобождения называют самипья-мукти. Мы можем достичь любого из этих пяти видов освобождения, однако вайшнавская философия отвергает саюджья-мукти, слияние с безличным Брахманом. Мы признаем Господа таким как Он есть. Поклоняясь Богу, мы не утрачиваем своей индивидуальности, и потому имеем возможность служить Ему вечно. Последователи школы майявады, имперсоналисты, стремятся лишить себя индивидуальности и раствориться в бытие Всевышнего. Это самоубийство, и Кришна в “Бхагавад-гите” не рекомендует нам желать подобного освобождения.

    Господь Чайтанья Махапрабху также отвергал подобное освобождение. Именно Он впервые ввел поклонение в разлуке. Как мы уже говорили, чистый преданный не стремится даже к освобождению; он просит Кришну лишь о возможности оставаться Его преданным жизнь за жизнью. Такова молитва Господа Чайтаньи Махапрабху, и слова “жизнь за жизнью” указывают на то, что здесь не идет речи об освобождении. Это значит, что собственное освобождение не заботит преданного Господа; он просто хочет заниматься деятельностью в сознании Кришны, служить Верховному Господу. Неуклонное стремление заниматься трансцендентным любовным служением Господу - отличительный признак чистой преданности. Разумеется, где бы ни находился преданный, он пребывает на Вайкунтхе, даже будучи в материальном теле. Он не стремится ни к одному из пяти видов освобождения и не желает ничего для собственного престижа или комфорта. Однако, чтобы общаться с Господом на духовных планетах, необходимо стать Его чистым преданным.

    Тем, кто не достиг уровня чистой преданности, Господь Кришна объясняет, какое время считается благоприятным для того, чтобы, покинув тело, обрести освобождение.

    йатра кале тв анаврттим

    аврттим чаива йогинах

    прайата йанти там калам

    вакшйами бхаратаршабха

    “О лучший из Бхарат, теперь Я опишу тебе различные моменты времени, в которые йоги уходят из этого мира, чтобы вернуться или не вернуться обратно”. (Б.-г.,8.23) В Индии, в отличие от стран Запада, при рождении ребенка принято обращаться к астрологам. По расположению светил в момент рождения ребенка астролог предсказывает его будущее. На самом деле по гороскопу можно определить судьбу человека не только в этой жизни; астрологические вычисления расположения светил в момент смерти человека дают представление о том, какое рождение он получит в следующей жизни. Обо всем этом узнают по гороскопу. В данном стихе Господь Кришна, подтверждая эти астрологические принципы, говорит о том, что, покинув тело в определенный момент времени, душа может достичь освобождения. В зависимости от того, в какой момент времени наступила смерть, душа, покинувшая тело, может или обрести освобождение, или снова получить рождение в материальном мире. Это зависит от воли “случая” и, так или иначе, “случайность” - это все, чем живое существо располагает. Однако преданный Господа не зависит от воли случая; тому, кто развил в себе сознание Кришны, освобождение гарантировано при любом расположении небесных светил. Что же касается других, то они зависят от воли случая - если им повезет и они оставят тело в благоприятный момент, они могут достичь освобождения и вступить в духовное царство; если же нет - им снова придется получать рождение.

    агнир джйотир ахах шуклах

    шан-маса уттарайанам

    татра прайата гаччханти

    брахма брахма-видо джанах

    “Те, кто познали Высшего Брахмана, достигают Его, уходя из этого мира во время преобладания влияния бога огня, в светлое время, в благоприятный момент дня, в течение двух недель прибывающей луны или тех шести месяцев, когда солнце странствует на севере”. (Б.-г., 8.24) Известно, что траектория движения солнца зависит от времени года; в течение шести месяцев солнце странствует в северном полушарии, а следующие шесть месяцев - в южном. Согласно ведическим подсчетам, планета Солнце тоже имеет свою орбиту, а из “Шримад-Бхагаватам” мы узнаем, что солнце находится в центре вселенной. Солнце, как и другие планеты вселенной, тоже движется, и скорость его движения по орбите составляет шестнадцать тысяч миль в секунду. Если человек умирает, когда солнце находится в северном полушарии, он может достичь освобождения. Это утверждение не только “Бхагавад-гиты”, но и других писаний также.

    дхумо ратрис татха кршнах

    шан-маса дакшинайанам

    татра чандрамасам джйотир

    йоги прапйа нивартате

    “Мистик, который уходит из этого мира в туман, ночью, в течение двух недель, когда луна на ущербе, или во время тех шести месяцев, когда солнце движется на юг, достигает планеты Луны, но вновь возвращается обратно”.(Б.-г., 8.25) Никто не может знать, когда ему суждено умереть, и в этом смысле смерть всегда неожиданна. Однако преданный Господа не зависит от “воли случая”.

    шукла-кршне гати хй эте

    джагатах шашвате мате

    экайа йатй анаврттим

    анйайавартате пунах

    “По мнению Вед есть два пути ухода из этого мира: один при свете, а другой во тьме. Если человек уходит при свете, он больше не возвращается, но если он уходит во тьме, то он вернется снова”. (Б.-г., 8.26) То же самое описание ухода из мира и возвращения в него цитируется ачарьей Баладевой Видьябхушаной в “Чхандогье Упанишад”. Таким образом, те, кто занимается кармической деятельностью или умозрительным философствованием, с незапамятных времен постоянно уходят и возвращаются. По сути дела, поскольку они не вручают себя воле Кришны, им практически закрыт доступ к окончательному спасению.

    наите срти партха джанан

    йоги мухйати кашчана

    тасмат сарвешу калешу

    йога-йукто бхаварджуна

    “Знание этих двух путей ухода, о Арджуна, не смущает Моих преданных. И потому всегда сохраняй безраздельную преданность Мне”. (Б.-г., 8.27) В данном стихе Кришна подтверждает, что тот, кто занимается бхакти-йогой, не зависит от воли “случая”, ибо место его назначения уже определено. Даже если он покинет тело тогда, когда солнце движется по орбите в южном полушарии, это никак не повлияет на его назначение после смерти. Как мы уже говорили, тот, кто в момент смерти думает о Кришне, сразу достигает Его обители. Поэтому Кришна советует Арджуне всегда оставаться в сознании Кришны. Это достигается повторением Харе Кришна. Поскольку Кришна и Его духовная обитель, будучи на абсолютном уровне, неотличны друг от друга, между Кришной и Его звуковым образом также нет отличия. Просто произнося имя Кришны, мы можем наслаждаться общением с Ним. Когда мы идем по улице, воспевая Харе Кришна, Кришна тоже идет с нами. Если, идя по улице, посмотреть в небо, можно заметить, что луна или солнце тоже движутся вместе с нами. Помню, лет пятьдесят назад, когда я был домохозяином, однажды, когда я шел со своим вторым сыном, которому было тогда около четырех лет, он вдруг спросил у меня: “А почему луна идет вместе с нами?”

    Если материальный объект, такой как луна, может сопровождать нас, что же говорить о Верховной Личности Бога, который всемогуществен? Он может всегда быть с нами. Будучи всемогущественным, Господь имеет все возможности никогда не разлучаться с нами, но и мы должны обладать всеми качествами, чтобы быть достойны Его общения. Чистые преданные постоянно погружены в размышления о Кришне и всегда помнят, что Кришна с ними. Господь Чайтанья Махапрабху в Своей Шикшаштаке (стих 2) подтверждает абсолютную природу Кришны:

    намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис

    татарпита нийамитах смаране на калах

    этадрши тава крпа бхагаван мамапи

    дурдаивам идршам ихаджани нанурагах

    “Мой Господь, о Верховная Личность Бога, Твое святое имя способно одарить живое существо всеми благами, и потому у Тебя множество имен, таких как Кришна и Говинда, посредством которых Ты распространяешь Себя. Ты вложил в эти имена все Свои энергии, и не существует никаких строгих правил, чтобы их помнить. Мой дорогой Господь, хотя Ты проливаешь столько милости на падшие, обусловленные души, щедро раздавая Свои святые имена, я столь неудачлив, что, повторяя святое имя, совершаю оскорбления и потому не испытываю привязанности к воспеванию Твоих святых имен”.

    Мы можем затратить большие средства, чтобы построить и основать храм для Кришны, но это потребует от нас соблюдения множества правил и условий. Кроме этого, мы должны будем обеспечить необходимые условия для его поддержания. Однако, как подтверждает данный стих, просто повторяя святые имена, любой человек может получить благо общения с Кришной. Как Арджуна, находясь с Кришной в одной колеснице, получает благо, так и мы можем получить благо общения с Кришной, повторяя Его святые имена: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эта маха-мантра не придумана мной; она авторитетна, ибо дана Господом Чайтаньей Махапрабху, кого считают не только авторитетом, но и инкарнацией Самого Господа Шри Кришны. Именно Господь Чайтанья Махапрабху сказал: “О Господь, ты столь милостив к людям этого материального мира, что Ты распространяешь Себя в Свое святое имя, чтобы они могли общаться с Тобой”.

    Несмотря на то, что слова маха-мантры звучат на санскрите и многие люди не знают значения этих слов, все же она столь привлекательна, что люди присоединяются к воспеванию, когда слышат ее. Когда мы повторяем маха-мантру, - мы в полной безопасности, даже в нашем нынешнем ужасном положении. “Шримад-Бхагаватам” подтверждает это: падам падам йад випадам на тешам. В этом мире опасность подстерегает на каждом шагу. Однако преданные Господа не предназначены оставаться в этом месте страданий, где столько опасностей. И потому, пока мы находимся в человеческой форме жизни, мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы развить в себе сознание Кришны. Тогда счастье нам будет обеспечено.

    Сборник книг "БЫТЬ!"

    Путь к совершенству

    Третья книга по объёму небольшая и по форме напоминает конспект. Она предназначена для облегчения использования в жизни полученных знаний. Хотелось бы, чтобы вы не ограничились простым прочтением, а стали участниками большого дела, задуманного Господом. Чтобы вы помогли и себе и Ему, чтобы вы стали во вселенной ещё старше и мудрее. Знайте, преград для сближения с Господом нет.

    Дорогой читатель, вы должны были обратить внимание, что автор по ходу изложения акцентирует внимание и повторяет по несколько раз наиболее важные моменты для понимания Истины. Это не случайно. Мир Господа надо осознать разумом, но главным образом, душой и сердцем. Постичь его через чувства.

    Эта книга называется «Путь к совершенству». Как же на земле достичь космического совершенства? - Просто надо законы Господа, Его заповеди и наставления перевести в собственные навыки. Нужно только иметь желание, стремление и терпение. Вода камень точит. Всё у вас получится. Начинать надо с малого, и тогда

    Мат 25:21 В малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Войди в радость господина твоего.

    Реальность заключается в том, что человек живёт в мире, где действуют силы и добра, и зла. В связи с этим вернёмся к первому закону Господа.

    Быт 4:7 Когда делаешь доброе, голову не опускаешь от стыда, а если не делаешь доброго, то у дверей лежит грех. Он влечет тебя к себе, но ты будь выше него.

    Известно, что природа не терпит пустоты. Недостаток одного немедленно заполняется другим. Причём, добро предлагается, а зло агрессивно навязывается. Что человек в себя впитает, с тем он и останется. Ему предоставлено свободное развитие с правом выбора. Человек сам выбирает себе путь. А в конце пути каждый предъявит Господу свой мир и свой дух. Далее Всевышний определяет наше будущее. Этот этап описывается в Новом Завете как конец века, как суд Господа. Его можно найти у Иоанна Богослова в Апокалипсисе. Итогом развития людей является решение Господа. Он либо признаёт в человеке творца и предоставляет абсолютную свободу, либо признаёт в нём абсолютно бесполезное и вредное творение и уничтожает его.

    И так, решение в конце принимает Господь, но выбор Господа мы предопределяем сами в начале нашего пути. Мы можем пойти по пути, предложенному Всевышним и научиться у Него, либо можем стать на бездуховный путь сатаны. Третьего не дано.

    Лук 16:13 Никакой слуга не может служить двум господам, потому что одного возненавидит, а другого полюбит. Либо одному станет служить усердно, а другому нерадиво. Нельзя служить и Господу, и мамоне.

    Получается следующее: Господь предоставил человеку свободу самостоятельного развития. По замыслу Господа мы должны иметь своё отличительное начало, которое не должно входить в конфликт с Господом и Его законами. Человечество при построении своего нового мира не должно переступать границ дозволенного. История человечества показывает, что когда цивилизация достигает определённых успехов, возникает чувство собственного совершенства. Если это так, считают люди, почему земное начало и её законы нельзя считать совершенными? Как следствие идёт попытка слияния божественного и естества живой природы. Но Господь этого принять не может.По своему предназначению человек не только выше всего живого на земле, но и выше ангелов небесных. При всём совершенстве законов природы, человек живёт по законам, которые превыше законов природы земли. Для него недостаточно только ублажать своё тело плотскими желаниями. Мы же знаем как было раньше и что за этим последовало.

    Быт 6:4-6 В то время жили на земле люди исполинского роста, с тех пор как у дочерей человеческих стали рождаться дети от сынов Божьих. Это были сильные и красивые люди. И увидел Господь, что велико развращение людей на земле, и что пожелания душ и все мысли у них были злы во все времена. И сожалел Господь, что создал человека на земле. И опечалился в сердце Своём

    Ос 4:1, 2, 7, 10, 11, 12, 18, 13-14 Слушайте слово Господне, сыновья Израиля. Будет суд Господа над жителями этой земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Обман, убийство, воровство и прелюбодейство крайне распространились. Кровопролитие следует за кровопролитием. Чем больше люди умножаются, тем больше грешат против Меня. Славу их обращу в бесславие. Будут есть - и не насытятся; будут блудить, но перестанут размножаться, ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их. Дух разврата ввёл их в заблуждение, и в блуде они отступили от Бога своего. Отвратительно пьянство их. Предались полностью разврату. Правители их любят непристойное. Прелюбодействуют ваши дочери и невестки, а вы на вершинах гор приносите жертвы за это. Не буду Я наказывать ваших дочерей и невесток за блуд, потому что и вы сами на стороне блудниц и вместе с развратниками приносите жертвы.

    Человек не знает, как устроен мир и на чём основаны его законы. Господь даёт, Господь учит, а мы не берём. Всевышний направляет к нам Своего Сына. Христос являет людям силу, мудрость и любовь Бога живого. Призывает людей стать на угодный Господу путь развития. Мы от этого отворачиваемся. В последнее время стали обманчиво считать себя самостоятельной и уникальной ветвью в развитии вселенной. На самом деле, каким бы этот мир нам не казался, он всё-равно фактически является творением Господа. Он его создал и Им управляется. В Его мире мы созданы лишь для того, чтобы самим научиться стать творцами. И не хорошо отворачиваться от всего того, что даёт нам Господь, обучая нас.