Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Структура и функции управления. Сфера применения функциональных структур управления

    Структура и функции управления. Сфера применения функциональных структур управления

    Информационная структура - одна из наиболее актуальных и тех-нологически сложных проблем современного государственного управ-ления. Информационная структура, выступая каркасом системы госу-дарственного управления, влияет на состояние субъекта и объекта, реа-лизацию основных функций, выбор форм и методов связей с общест-венностью. Субъект управления - структурно-организованная соци-альная общность, выполняющая функции руководства и воздействия на объект с целью перевода его в новое состояние, - использует государ-ственную информацию как основной ресурс управленческого воздейст-вия. Объект управления - структурированная социальная общность, также использует информацию и функционирует под направляющим воздействием субъекта для достижения общих целей. Механизмы и технологии, обеспечивающие эффективное субъектно-объектное взаимодействие, включены в информационную структуру как формы и виды связей.

    В прежней управленческой системе тоталитарного общества традиционно доминировала и преобладала информационная структура, которая складывалась под воздействием господствующей государственной идеологии и характеризовалась безоговорочной верой чиновника любого ранга и гражданского населения в истинность ее положений. Одностороннее идеологическое видение действительности приводило к складыванию внутренне противоречивой системы информирования, размывающей почву целостного осмысления социально-политических процессов. Это приводило к неизбежному одностороннему отбору фактов и сведений аппаратом управления и возникновению фатальных ошибок. Что касается гражданского населения, то замалчивание неугодных фактов, дезинформация и приукрашивание реальной социально-экономической ситуации порождало двойственность общественного сознания, когда в мыслях было одно, на словах другое, а в реальной деятельности - третье.

    Особенность современной политической ситуации состоит в том, что осуществляется переход от жестко централизованной структуры к разделению власти на несколько ветвей, от единственной государствен-ной идеологии к политическому плюрализму, от старой «человеческой» технологии устного и письменного слова к широкому использованию информационных технологий, формированию современной информа-ционной структуры государственного управления.

    Государственное управление как исполнительно-распорядительная деятельность аппарата предполагает позитивную, организующую и творческую деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Они осуществляют на правовой основе хозяйственную, социально-культурную и административно-политическую функции. Эффективная реализация вышеназванных функций невозможна без разветвленной, гибкой и динамичной информационной структуры.

    Для того чтобы разделение власти было защищено от злоупотреблений, ошибок и дилетантизма, необходим баланс в обладании информацией и социальными знаниями. Поэтому Администрация Президента, Правительство и двухпалатный Парламент Российской Федерации концентрируют материальные, финансовые и административные ресурсы и направляют их на формирование информационной структуры государственного управления. Создание информационной инфраструктуры страны осложняется такими факторами, как географи-ческая протяженность, недостаточно развитая инфраструктура, пере-ходное состояние экономики, распад старой системы ценностей и низкая компьютерная грамотность населения.

    Современная информационная структура России включает в себя информацию, информационные ресурсы, программные средства вычис-лительной и телекоммуникационной техники, информационные сети и системы, банки и базы данных, интеллектуальные информационные технологии, высокопрофессиональный персонал, обеспечивающий их создание и использование.

    Информация, циркулирующая в аппарате власти федерального и регионального уровней, - это сложный и многообразный тип инфор-мации. Она огромна по объему, разнообразна по содержанию и характе-ризуется изменчивостью в динамике. Значительная часть ее связана с формированием и реализацией управленческих воздействий. Другая, не менее значимая, выражает взаимосвязи государственного аппарата с потребностями и интересами миллионов граждан.

    Все информационные потоки, включенные в управленческий коммуникационный процесс, можно разделить на три группы:

    1) информация, циркулирующая внутри органов государственной власти;
    2) информационные потоки между органами управления разного уровня;
    3) информационные потоки между органами управления и объектами управления во внешней информационной среде.

    Движение информации регулируется специальными управленческими структурами. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мони-торинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений. К ним можно отнести ин-формационно-аналитические центры, управления по связям с общест-венностью, пресс-центры, информационно-поисковые системы, инфор-мационные агентства, комитеты по статистике, средства массовой ин-формации.

    Сегодня в системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях, расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы - правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.

    К аналитической деятельности большинство экспертов федеральных аналитических служб относят те процессы и процедуры интеллектуальной деятельности, которые имеют признаки творчества, позволяющего создавать новую информацию, выявлять скрытые проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные способы их решения. Все это позволяет сократить перебор управленческих решений и время принятия позитивных решений.

    Специалисты информационно-аналитических служб в региональных администрациях вкладывают в понятие «аналитическая деятельность» самое разное содержание:

    Информатизацию управленческих процессов;
    освоение компьютера для машинописных работ;
    создание справочно-информационных систем и технологий.

    Все информационно-аналитические службы регионов можно раз-делить на три класса:

    Службы первого класса занимаются упорядочением информационных ресурсов и создают для этого соответствующие справочные массивы (правовая информация, письма жителей региона, различные справки и документы по ситуации, подготовленные традиционными методами).

    Службы второго класса занимаются аналитической обработкой, используя базы данных («пресса», «статистика», «реформы», создают муниципальные информационные системы).

    Службы третьего класса разрабатывают аналитические и экспе-риментальные технологии, обслуживающие чрезвычайные ситуации, а также избирательные кампании.

    Нормальная работа аналитических служб зависит не только от профессиональной подготовки руководителей этих подразделений, но и косвенно от управленцев высшего звена - губернаторов, мэров и их помощников, референтов, пресс-секретарей, управляющих делами, руководителей, организационных отделов. Здесь возможна недооценка роли аналитических исследований на стадиях рассмотрения проблем регионов и путей их решения, односторонняя специализация аналити-ческих подразделений, аналитический мониторинг только текущих про-блем, комплектование аналитических служб специалистами только одного профиля (экономисты, социологи, администраторы). Движение информации регулируется специальными управленческими структурами. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений. В качестве основных элементов можно назвать различные организационные структуры, которые делятся на информационно-аналитические (аналитические центры и управления), информационно-справочные (пресс-службы, информационно-справочные отделы), информационно-технические (информационно-поисковые системы, компьютерные службы), средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать). К ним можно отнести также управления по связям с общественностью, пресс-центры, информационные агентства, комитеты по статистике и др.

    В информационном обеспечении государственной власти наибольшая значимость принадлежит информационно-аналитическим службам. Аналитическая деятельность «встроена» в процесс управления. Здесь решаются организационные, технические, кадровые вопросы. Именно они выявляют и формулируют информационные потребности руководства для управления. От работы информационно-аналитических центров зависит наиболее точный и полный охват функций, закрепленных за органом власти или отдельным работником, учет специфики видов информации, свойственной отдельным звеньям управления, установление оснований и видов ответственности работников аппарата за предоставление и обработку информации.

    В современной системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях. Расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы - правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.

    Специалисты для информационно-аналитических центров готовятся в Институте проблем управления РАН и проходят стажировку в Ана-литическом центре при Президенте РФ и Центре экономической конъ-юнктуры.

    В задачи информационно-аналитических центров входит:

    Информационно-аналитический мониторинг экономической, социально-политической, экологической, криминогенной ситуации в регионе;
    анализ, диагностика, моделирование и прогнозирование управ-ленческого процесса;
    поиск и обнаружение проблемных областей в сфере федерального и регионального управления, а также методов их решения;
    экспертиза важнейших управленческих решений, инвестиционных проектов;
    подготовка и обоснование на основе информации альтернатив управляющих решений для лица, принимающего решение и их обосно-вание;
    подготовка прогнозов, аналитических обзоров и ретроспективных справок.

    Рассмотреть место информационно-аналитической службы в системе современного государственного управления можно на примере работы информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации. Его основная задача заключается в обеспечении эффективной и аналитической поддержки работы Совета Федерации.

    Верхняя палата российского парламента - Совет Федерации не принимает законов, а только одобряет или отклоняет тексты, принятые Государственной Думой. Эффективное выполнение данной функции требует организации регулярного взаимодействия органов Совета Фе-дерации с Государственной Думой, а при необходимости и с другими органами власти на всех этапах подготовки законопроектов. Таким об-разом, он выполняет функцию связующего звена между федеральной системой власти и властными органами субъектов Федерации. Палата сформирована из действующих руководителей субъектов Федерации, т.е. из практиков, постоянно сталкивающихся в своих регионах со всем многообразием социально-экономических, политических и иных проблем. Руководители регионов получают возможность непосредственно участвовать в формировании политики федеральных властей, а согласо-ванные с ними решения федерального уровня получают дополнительную опору при реализации ее в регионах России.

    Совет Федерации также участвует в программах взаимодействия с парламентами других стран и с международными организациями.

    В связи с этим основной задачей аналитической деятельности становится обеспечение всех функций Совета Федерации - в части формирования как внутренней, так и внешней социально-экономической государственной политики.

    Особенно важной является задача аналитического обеспечения членов Совета Федерации объективной и полной информацией, необходимой для принятия взвешенного решения с учетом интересов Российской Федерации.

    Можно выделить следующие значимые виды инфор-мации:

    О положении в сфере, регулируемой законопроектом;
    о выдвигавшихся концепциях закона в ходе работы над ним в Го-сударственной Думе;
    насколько учтены позиции и интересы субъектов Федерации в окончательной редакции законопроекта;
    к каким последствиям, как позитивным, так и негативным, может привести его реализация.

    Информационно-аналитическое управление Совета Федерации ведет работу по нескольким направлениям:

    Готовит аналитические и информационные материалы для членов верхней палаты;
    оперативно распространяет информацию по наиболее злободневным вопросам;
    активно участвует во всех парламентских слушаниях;
    организует выпуск Аналитического вестника по важнейшим проблемам ведения Совета Федерации;
    разрабатывает информационно-аналитические доклады по наиболее важным, перспективным проблемам обеспечения подъема экономики, развития федерализма, совершенствования базовых, системообразующих законов;
    делает заключения на законопроекты, подготовленные в порядке законодательной инициативы членами Совета Федерации.

    В частности, информационно-аналитическое управление Совета Фе-дерации участвовало в организации и информационно-аналитическом обеспечении Петербургского экономического форума, проведенного по инициативе Совета Федерации и Межпарламентской Ассамблеи госу-дарств-участников Содружества Независимых Государств. Управление разработало все необходимые информационно-аналитические материалы, тематику «круглых столов». К столетнему юбилею заседаний Всемирной парламентской ассамблеи управлением была подготовлена информация, которая позволила мировой общественности наиболее полно представить всю многогранную деятельность Совета Федерации и его роль в жизни России.

    Деятельность информационно-аналитических центров тесно связана с пресс-службами - новым и не менее значимым для процесса госу-дарственного управления элементом информационной структуры.


    Разделение труда в любом обществе идет по двум различным направлениям:
    1) горизонтальное разделение, которое дифференцирует весь объем труда, выполняемый организацией, на отдельные «порции», задания, выдаваемые индивидам или группам (отделам). Каждое задание соответствует количеству индивидов в группе, а каждая индивидуальная «порция» - их трудоспособности, трудовым навыкам и т. д.;
    2) вертикальное разделение труда возникает из необходимости координации работы индивидов и групп.
    Социальное управление - это общественная деятельность людей по координации труда индивидов, социальных групп, организаций, общества в целом.
    По мере разрастания и дифференциации общества деятельность по его управлению все труднее осуществлять непрофессионально, «походя». Отсюда необходимость выделения управленческой деятельности. Даже в отдельной организации для ее четкого функционирования управленческая деятельность должна быть отделена от других видов труда. Более того, создание крупных организаций только тогда стало возможно, когда управленческая деятельность, управленческие структуры были четко отделены от технических, коммерческих, других структур, производящих продукцию данной организации.
    Американский социолог П. Друкер считает, что управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.
    Именно управление - характерный признак организации, т. е. наличие управления, а также структуры и цели превращает социальную группу в организацию.
    Чем крупнее организация, тем больший объем управленческой работы ϲӆедует выполнить, чтобы добиться поставленных целей. Отсюда ϲӆедует, что самих руководителей надо структурировать, причем такое структурирование будет носить как горизонтальный (т. е. расстановка руководителей родственных подразделений), так и вертикальный характер (расстановка руководителей) (рис. 6).
    Вертикальное выделение ступени управленческой деятельности называется уровнем управления.
    Сколько уровней управления необходимо для эффективной деятельности организации?
    Римская католическая церковь, которая насчитывает сотни миллионов человек, имеет только 4 уровня управления между папой и приходским священником.
    Армия США имеет 7 уровней и 20 рангов, отделяющих генералов комитета начальников штабов от рядового. В армии РФ - 9 уровней управления и 20 рангов.

    Рис. 6. Уровни управления организацией
    Вне зависимости от уровней управления руководителей традиционно делят на три категории. Т. Парсонс рассмотрел эти категории руководителей с точки зрения функций, выполняемых ими в организации (рис. 7):
    на техническом уровне люди занимаются ежедневными операциями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов;
    на управленческом уровне руководители занимаются координацией и направлением деятельности отдельных звеньев внутри организации;
    на институциональном уровне руководители разрабатывают перспективные планы, формулируют цели, т. е. адаптируют деятельность организации к внешней среде (природе и обществу).

    Рис. 7. Категории руководителей (по I Парсонсу)
    Кроме того, весь управленческий персонал подразделяется на:
    менеджеров низового звена. Это операционные, первичные начальники, непосредственные руководители работников, исполнителей (мастер, заведующий отделением, заведующий кафедрой, командир отделения). Это большая часть руководителей. Характерная особенность их труда - напряженность и частая смена действий. Период реализации решений - короткий, обычно около двух недель. Направленность их деятельности - на подчиненных, в меньшей степени - на общение с равными себе, еще менее - с вышестоящим начальником; менеджеров среднего звена. Они координируют и контролируют работу руководителей низового звена. За поϲӆеднее время во всех организациях роль этого звена значительно возросла, выросло и количество управленцев среднего звена. В некоторых организациях менеджеров среднего звена подразделяют на:
    верхний уровень среднего звена;
    нижний уровень среднего звена.
    Таким образом, образуется четырехзвенная схема управления. Практика показывает, что для эффективной реализации решений ϲӆедует иметь не более трех-четырех уровней управления. Поэтому в больших и сверхбольших организациях приходится составлять сложные схемы управления, ставить отдельные задачи самостоятельным звеньям.
    Типичными должностями руководителей среднего звена являются: заведующий отделом (в производственных организациях), декан факультета (в учебных организациях), в вооруженных силах - все офицерские должности от лейтенанта до полковника, в церкви - до епископа.
    Характер деятельности руководителей среднего звена сильно варьируется в зависимости от его ранга и типа организации. В одних случаях он схож с характером деятельности низовых руководителей, в других приближается к труду и ответственности руководителей высшего звена.
    Типичная роль такого руководителя - это роль передаточного звена, буфера между руководителями высшего и низовых звеньев. Большую часть своего рабочего времени руководители среднего звена проводят в общении с другими руководителями среднего и низового звеньев.
    Компьютеризация и вообще развитие оргтехники снижает количество руководителей среднего звена; компьютеры берут на себя такую функцию, как подготовка информации для принятия решений, передача решений в низовое звено. В конце 1980-х гг. корпорация
    «Крайϲӆер» за счет внедрения оргтехники сократила число руководителей среднего звена на 40 %, не снизив эффективности производства. Вообще эта категория руководителей в первую очередь попадает под сокращение при проведении кампаний по дебюрократизации государственных организаций как в России, так и на Западе. Ее же чаще всего обвиняют в неэффективности работы организации, в неудачах при проведении реформ (например, Горбачев в конце 1980-х - начале 1990-х гг. в СССР).
    Менеджеры высшего звена отвечают за принятие важнейших решений, касающихся организации в целом или отдельных ее частей. Авторитетные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на деятельность любой социальной организации, будь то государство, политическая партия или промышленная корпорация. Их роль в эффективности работы организаций очень высока, фактически решающая. Их деятельность имеет очень напряженный характер. Ни дома, ни на отдыхе руководители высшего звена не могут отрешиться от проблем, они постоянно связаны с ней мыϲӆенно и при помощи средств связи. Рабочая неделя в 60-80 часов для них не редкость.
    Мы ознакомились со структурой социального управления, теперь рассмотрим функции, или роли, управленцев.
    Социолог Г. Минцберг выделил десять таких ролей:
    главный руководитель, т. е. символический глава организации;
    лидер, т. е. ответственный за мотивацию, стимулирование активности подчиненных, набор и подготовку новых работников;
    связующее звено, которое обеспечивает работу сети внешних контактов, получение информации;
    «приемник информации» - своего рода «нервный центр», к нему поступает вся внешняя и внутренняя информация, которую он использует в интересах дела;
    распространитель информации - передает и интерпретирует внешнюю и внутреннюю информацию;
    представитель - передает информацию для внешних контактов относительно планов, политики, действий, результатов работы организации;
    предприниматель - изыскивает возможности внутри организации и вне ее, разрабатывает проекты реформ, контролирует определенные проекты;
    устраняющий нарушения - корректирует действия отдельных подразделений, устраняя социальные конфликты, нарушения в деятельности организации;
    распределитель ресурсов;
    ведущий переговоры.
    Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание, отмечает Г. Минцберг. Все роли он дифференцирует по трем категориям:
    Межличностные роли вытекают из статуса и полномочий руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействия с людьми (см. роли 1-3).
    Информационные роли вытекают из межличностных, из положения руководителя как центра обработки информации (см. роли 4, 5, 6).
    3. Роли, связанные с принятием решений, являются ϲӆедствием первых двух категорий ролей (см. роли 7-10).
    Основателем классической, или административной, школы управления был руководитель крупной французской компании по добыче угля Анри Файоль. Представители этой школы сами являлись администраторами-менеджерами и стремились добиться максимальной эффективности работы своих компаний, мало заботясь о социальных проблемах работников. Эта школа активно развивалась в 1920-1950 гг. Своей целью она поставила создание универсальных принципов управления, которые должны были прояснить два аспекта:
    разработка рациональной системы управления организацией, т. е. наилучшего способа дифференциации ее на подразделения, координации и контроля за эффективностью работы каждого из них;
    построение структуры организации и управления работниками, т. е. практическая реализация рациональных схем и принципов.
    А. Файоль в результате своей теоретической и практической деятельности сформулировал 14 принципов управления:
    разделение труда;
    полномочия и ответственность, т. е. где полномочия, там и ответственность;
    дисциплина. Послушание и уважение к соглашениям между руководством и работником. Справедливо применяемые санкции;
    единоначалие. Каждый работник получает приказы и подчиняется только одному начальнику;
    единство направления. Каждое подразделение должно иметь один план и одного руководителя;
    подчиненность личных интересов общим;
    вознаграждение персонала. Справедливая зарплата;
    централизация, понимаемая как пропорция с децентрализацией;
    скалярная цепь, т. е. единый управляющий сигнала от высшего руководителя до руководителя низового звена;
    порядок: все на своем месте;
    справедливость. Сочетание доброты и правосудия;
    стабильность рабочего места для персонала. Отсутствие текучести кадров, т. е. нужны те, кто держатся за свое место, пусть они менее талантливы;
    инициатива. Разработка плана и обеспечение его реализации;
    корпоративный дух. Союз управляющих и управляемых как результат гармоничной работы.
    Эти принципы и составляют основу классической (научной) школы управления.
    Крᴏᴍе совокупности взаимосвязанных ролей управленческую деятельность, социальное управление можно рассматривать как процесс, заключающийся не в одновременной, а в поϲӆедовательной реализации управленческих функций - планирования, организации, мотивации, контроля. В таком случае под социальным управлением ϲӆедует понимать процесс или динамическую систему с обратной связью (рис. 8).

    Рис. 8. Процесс социального управления
    Рассмотрим, как реализуются отдельные функции в процессе управления.
    Планирование. Эта функция решает, какие цели стоят перед организацией и что должны делать подразделения и люди для достижения целей. План - это направление усилий всех членов организации на достижение поставленных целей. Планирование должно быть постоянным, так как цели меняются и будущее неопределенно.
    Организация. Организовать - значит создать некую структуру. Каждый структурный элемент должен получать задание, которое распределяется между конкретными людьми. Руководитель делегирует задания и полномочия, а также право использовать ресурсы и распределяет ответственность за выполнение задания. Делегирование - это способ руководства, осуществления работ с помощью других лиц.
    Мотивация. Задача этой функции состоит в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными заданиями, сообразуясь с планом, проявляя старание и ответственность.
    Руководители всегда выполняли функцию мотивации независимо от того, осознавали ли они это или нет. С конца XVIII по начало XX в., например, считалось, что чем больше есть возможностей заработать, тем люди будут работать больше. Этот подход к мотивации развивался школой научного управления (1885-1920). Основатели этой школы Фредерико Тейлор, Френк и Лилия Гилберт начинали свою деятельность простыми рабочими. Поэтому их методика научного управления основывалась на анализе трудовых операций и выявлении наиболее рациональных их типов. Ф. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые ек может поднять на лопатах различных размеров. Гилберты изобрели прибор микрохронᴏᴍетр для записи интервалов времени до 1/2000 с. Они использовали его в сочетании с кинокамерой, чтобы определить время, затраченное работником на каждое движение. Стимулирование труда заключалось в установлении вполне выполнимой научно-обоснованной нормы; при превышении нормы работники премировались.
    Американский социолог Элтон Мэйо (1880-1949) в ходе знаменитых хоторнских экспериментов (они проходили на заводе «Уэстерн Электрик» в пригороде Чикаго Хоторне в 1927-1932 гг.) обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая зарплата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия исполнителей, порой превосходили усилия руководителей, т. е. работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны членов бригады, чем на улучшение условий труда. Производительность не росла, когда окружающие считали, что работнику не ϲӆедует «выкладываться» до конца, чтобы не пострадала зарплата остальных. Наоборот, производительность росла просто от того, что члены бригады знали, что участвуют в эксперименте. Вместе с тем на производительность труда почти не влияли такие стимулы научной школы управления, как изменение периодичности перерывов, освещенности рабочего места, премирование за перевыполнение нормы и др. С исϲӆедований Э. Мэйо берет начало другая парадигма в теории управления - школа «человеческих отношений».
    В дальнейшем исϲӆедования Абрахама Маслоу (1908-1970) помогли глубже понять и оценить значение «человеческого» фактора. А. Маслоу создал так называемую иерархию, т. е. вертикальное соответствие, человеческих потребностей, которая показывает поϲӆедовательность возникновения ϲӆедующих нужд при удовлетворении предыдущих (рис. 9).

    Рис. 9. Иерархия человеческих потребностей (по А. Маслоу)
    Потребности человека, особенно высокого уровня, не удовлетворяются только с помощью денег и улучшения условий труда. Каждому человеку необходимы признание его успехов и заслуг, определенная среда общения, способствующая реализации его творческих устремлений. Чем более удовлетворены первичные материальные запросы, тем более нуждаются люди в реализации более высоких потребностей.
    С точки зрения школы человеческих отношений, мотивация труда должна включать не только материальные, но и моральные стимулы: признание авторитета ведущих рабочих, консультации с ними, непосредственное общение начальников с исполнителями, демократизация стиля управления и вообще отношений в организациях и др.
    Контроль. Речь идет не о социальном, а о производственном контроле, под которым понимается процесс сравнения результатов труда и поставленных целей. Впрочем, производственный контроль так или иначе включен в систему производственных, т. е. социальных, отношений и в этом смыϲӆе может считаться частью системы социального контроля.
    Контроль включает в себя коррекцию первоначальных планов как ответ на изменение внешних (в окружающей среде, в обществе) или внутренних условий. Пересмотр планов, целей деятельности всегда осуществляется в сторону их реалистичности, адекватности, соответствия изменяющимся условиям.

    Лекция, реферат. 9.2. Структура и функции управленческой деятельности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделенная по какому- либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими (рис. 7.6).

    Рис. 7.6.

    Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Комплекс технических средств обычно составляют компьютеры любых моделей, устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации, устройства передачи данных и линий связи, оргтехника и устройства автоматического съема информации, эксплуатационные материалы и др.

    Документацией оформляются: предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

    • общесистемная, включающая государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
    • специализированная, содержащая комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
    • нормативно-справочная, используемая при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

    К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

    Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

    Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

    Математическое и программное обеспечение – это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. К средствам математического обеспечения относятся: средства моделирования процессов управления; типовые задачи управления; методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

    В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация. К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

    Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

    Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

    Организационное обеспечение – это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

    Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы. Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора. Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает: статус информационной системы; права, обязанности и ответственность персонала; правовые положения отдельных видов процесса управления; порядок создания и использования информации и др.

    Информационная система но структуре всегда одинакова и определяется тем, что при любых объектах производства, при любой технике управления будет происходить сбор, хранение, обновление, переработка и передача информации.

    Рост объема производства, усложнение структуры управления увеличивают объем информации, которую должен переработать руководитель, чтобы принять решение и выработать команду. Ускорение динамизма в производстве требует дальнейшего сокращения сроков переработки информации и выработки команд. Информационные связи руководителя предприятия можно представить в виде следующей схемы (рис. 7.7).

    Рис. 7.7.

    Определение потребности в информации является существенной предпосылкой для создания эффективной системы информации и руководства. При определении потребности в информации нужно установить необходимый минимум политических, экономических, естественнонаучных, технических, социальных и иных знаний, которыми должен располагать каждый член коллектива для оптимального выполнения возложенных на него задач, а также целесообразные формы, подходящие моменты времени, интервалы, через которые необходимо проводить информирование.

    Выходная информация передается исполнителям для принятия решений. Внутренняя информация предприятия характеризует различные стороны промышленно-хозяйственной деятельности. Она носит оперативный характер, отражает экономические результаты работы предприятия. Передача информации исполнителям осуществляется в виде приказов, распоряжений, инструкций, программ, методик и т.д. Важная роль при передаче информации отводится специальному аппарату при руководителе (секретарю, секретарю-референту и пр.), который призван осуществлять сбор, регистрацию, сортировку, анализ и подготовку информации для принятия решений.

    Организационная структура управления представляет собой внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. Структура управления является формой, в рамках которой протекают изменения, появляются предпосылки для перехода системы в целом в новое качество.

    Структуры управления постоянно дополняются все новыми разновидностями, позволяя любому предприятию выбрать для себя наиболее эффективную структуру или их совокупность.

    Организационная структура управления представляет собой внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними.

    Иерархические (бюрократические) структуры управления являются первыми систематически разработанными моделями организационных структур и остаются пока основными и доминирующими формами. Бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Бюрократию часто называют классической или традиционной организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты иерархических структур. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников.

    Иерархические структуры управления имеют много разновидностей. При их формировании главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции. К иерархическим относятся линейные и функциональные организационные структуры управления.

    Рассмотрим более подробно функциональные структуры.

    Для функциональной структуры управления характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Следовательно, в условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы.


    В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного распорядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

    Идея функциональных структур состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

    В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например, отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления.

    Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

    Как видно из рис. 1.1., вместо универсальных менеджеров (при линейной структуре управления), которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

    Исполнители

    Функциональная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (табл. 1.1).

    Таблица 1.1 Преимущества и недостатки функциональной структуры управления

    В наиболее универсальной форме принцип функциональной специализации, не вступая в противоречие с принципом единоначалия, реализуется в линейно-функциональных структурах. Их наиболее существенная характеристика состоит в том, что общее распорядительство ресурсами и целеполагание входят в полномочия линейных руководителей, а управление процессами достижения поставленных целей в рамках выделенных ресурсов и некоторых других ограничений возлагается на руководителей функциональных служб и подразделений.

    Разделение труда в любом обществе идет по двум различным направлениям:

    • 1. горизонтальное разделение, которое дифференцирует весь объем труда, выполняемый организацией, на отдельные «порции», задания, выдаваемые индивидами или группам (отделам). Каждое задание соответствует количеству индивидов в группе, а каждая индивидуальная «порция» - их трудоспособности, трудовым навыкам, целям организации.
    • 2. вертикальное разделение труда возникает из необходимости координации работы индивидов и групп.

    Социальное управление - это общественная деятельность людей по координации труда индивидов, социальных групп, организаций, общества в целом.

    По мере разрастания и дифференциации общества деятельность по его управлению все труднее осуществлять непрофессионально. Отсюда необходимость выделения управленческой деятельности. Даже в отдельной организации для ее четкого функционирования управленческая деятельность должна быть отделена от других видов труда. Более того, создание крупных организаций только тогда стало возможным, когда управленческая деятельность, управленческие структуры были четко отделены от технических, коммерческих, других структур, производящих продукцию данной организации.

    Американский социолог П. Друкер считает, что управление = это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

    Именно управление - характерный признак организации, т.е. наличие управления, а также структуры и цели превращает социальную группу в организацию. Чем крупнее организация, тем больший объем управленческой работы следует выполнить, чтобы добиться поставленных целей.

    Появляется наука, которую стали называть менеджментом - это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством организации.

    Структура управления зависит от масштаба организации, наиболее разветвленная структура конечно у таких организаций, как церковь или армия. К примеру, в армии РБ - 9 уровней управления и 20 рангов. Структурирование управления может осуществляться как по горизонтали, так и по вертикали. Вертикальное выделение ступени управленческой деятельности называется уровнем управления.

    Существует три уровня управления, на каждом из которых существуют свои управленческие особенности. Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией. Для их работы важна информация о достижении поставленных целей, результаты анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на них, различные плановые показатели. На среднем уровне управления (это начальники конкретных отделов) формируется оперативная стратегия реализации долгосрочных целей развития организации, так как работники этого уровня управляют конкретными направлениями деятельности организации. На низшем уровне управления оказываются работники, непосредственно обеспечивающие выполнение планов, реализацию заданной стратегии. Это мастера цехов, смен и др. В их подчинение находятся первичные группы работников.

    Т. Парсонс также выделяет три категории руководителей в зависимости от функций, выполняемых ими в организации:

    • 1.) на техническом уровне люди занимаются ежедневными операциями, необходимыми для обеспечения эффективной работ без срывов;
    • 2.) на управленческом уровне руководители занимаются координацией и направлением деятельности отдельных звеньев внутри организации;
    • 3.) на институциональном уровне руководители разрабатывают перспективные планы, формулируют цели, т.е. адаптируют деятельность организации к внешней среде (природе и обществу).

    Практика показывает, что трехзвенная схема управления наиболее эффективная.

    Для понятия социального управления очень важно правильно определить его функции или роли. Так социолог Г. Минцберг выделил десять функций:

    • 1. главный руководитель, т.е. символический глава организации;
    • 2. лидер, т.е. ответственный за мотивацию, стимулирование активности подчиненных, набор и подготовку работников;
    • 3. связующее звено, которое обеспечивает работу сети внешних контактов, получение информации;
    • 4. «приемник информации» - своего рода «нервный центр». К нему поступает вся внешняя и внутренняя информация, которую он использует в интересах дела;
    • 5. распространитель информации - передает и интерпретирует внешнюю и внутреннюю информацию;
    • 6. представитель - передает информацию для внешних контактов относительно планов, политики, действий, результатов работы организации;
    • 7. предприниматель - изыскивает возможности внутри организации и вне ее, разрабатывает проекты реформ, контролирует определенные проекты;
    • 8. устраняющий нарушения - корректирует действия отдельных подразделений, устраняя социальные конфликты, нарушения в деятельности организации;
    • 9. распределитель ресурсов;
    • 10. ведущий переговоры.

    Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание, отмечает Г.Минцберг. все роли он дифференцирует по трем категориям:

    • 1. Межличностные роли вытекают из статуса и полномочий руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействия с людьми (см. роли 1-3).
    • 2. Информационные роли вытекают из межличностных, из положения руководителя как центра информации (роли 4, 5, 6).
    • 3. Роли, связанные с принятием решения (роли 7-10).

    Основателем классической или административной, школы управления был руководитель крупной французской компании по добыче угля Анри Файоль. Представители этой школы поставили своей целью создание универсальных принципов управления, которые должны были прояснить два аспекта:

    • 1.) разработка рациональной системы управления организацией;
    • 2.) построение структуры организации и управления работниками, т.е. практическая реализация рациональных схем и принципов.

    А.Файоль в результате своей теоретической и практической деятельности сформулировал 14 принципов управления: разделение труда; полномочия и ответственность4 дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; скалярная цепь (единый управленческий сигнал от высшего звена к низшему)4 порядок; справедливость; стабильность рабочего места; инициатива; корпоративный дух.

    Эти принципы и составляют основу классической школы управления.

    Кроме совокупности взаимосвязанных ролей управленческую деятельность, социальное управление можно рассматривать как процесс, заключающийся не в одновременной, а в последовательной реализации управленческих функций - планирование, организация, мотивация и контроль. В таком случае под социальным управлением следует понимать процесс или динамическую систему с обратной связью.