Войти
Идеи для бизнеса. Займы. Дополнительный заработок
  • Зачем нужно штатное расписание и как его составить
  • Растаможка перевозимых грузов — правила и условия
  • Боремся с пухопероедами у курочек Как обработать кур керосином и нашатырным спиртом
  • История создания старуха изергиль максима горького презентация
  • Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений Конвенция мот трудовые отношения
  • Как керосин стал лекарством и стоит ли его применять
  • Промышленная реформа Петра I Великого - меркантилизм и протекционизм. Преобразования в промышленности и торговле

    Промышленная реформа Петра I Великого - меркантилизм и протекционизм. Преобразования в промышленности и торговле

    Победы армии были бы невозможны без преобразований в экономике, промышленности. До войны железо привозили либо из Швеции, либо с небольших заводов Тульского уезда, построенных голландцами. Но с началом войны его явно стало не хватать. К тому же армия нуждалась не только в оружии, но и в одежде, обуви, амуниции. Значит, необходимо было строить заводы и фабрики и на них делать сукно для мундиров, валять фетр для шляп и треуголок, выделывать кожи для обуви и лошадиной упряжи, ткать полотно для парусов, крутить пеньку для канатов, молоть порох и делать многое‑многое другое.

    Словом, война вынудила развивать промышленность. Она, как часто бывало, становилась главным стимулом технического прогресса. Военные заказы государства были так велики, что требовалось срочное строительство новых металлургических заводов и расширение старых по всей стране: в Карелии, Туле, Липецке, на Урале и в других местах. За петровское время заводов и фабрик в России стало двести, то есть в десять раз больше, чем раньше. Главным строителем многих новых заводов выступило государство. Оно же давало деньги на расширение старых заводов, приглашало иностранных специалистов. Многообразна была помощь государства и частным предпринимателям – тем, конечно, кто обещал быстро начать лить пушки, выпускать сукно и другие нужные армии и флоту товары.

    В петровскую эпоху благодаря богатейшим полезным ископаемым Урала произошел подлинный экономический скачок. Строительство заводов там было делом трудным – слишком далеко находились Уральские горы от центра, слишком дикие места приходилось осваивать первопроходцам. Но все же уже 15 декабря 1701 года первый чугун пошел из первой домны Невьяновского завода. Вскоре же из этого чугуна выплавили железо, не имевшее себе равных по своим прекрасным свойствам ни в России, ни в Европе, нигде в мире!

    Начали поспешно строить железоделательные заводы в Олонецком крае и в Липецке. Руда в этих местах была похуже уральской, но зато сами заводы располагались вблизи от Центра. За первые 5 лет Северной войны построили 11 металлургических заводов, которые обеспечили страну железом. Если в 1700 году в России выплавляли 150 тыс. пудов чугуна, то в 1725 году в пять с лишним раз больше – 800 тыс. пудов. Это позволило расширить металлообрабатывающую промышленность, или попросту говоря, орудийное и оружейное производство. В Туле, которая издревле славилась своими мастерами‑оружейниками, в 1712 году был построен знаменитый оружейный завод, а в 1721 году заработал и не менее знаменитый впоследствии Сестрорецкий оружейный завод под Петербургом. Успехи русских металлургов были так значительны, что уже с 1705 года артиллерия больше не нуждалась ни в новых орудиях, ни в снарядах к ним – всем этим добром были забиты цейхгаузы.



    В петровское время начали быстро строить и фабрики легкой промышленности. Центром ее стала Москва. Там были построены фабрики по производству парусины, канатов (Хамовный и Канатные дворы), амуниции и седел (Кожевенный и Портупейный дворы), сукна и фетра (Суконный и Шляпный дворы), а также пуговичная, чулочная, бумажная мануфактуры. Суконный двор в Москве – первое в России крупное текстильное предприятие – работал на привозной шерсти. Петр издал указ о разведении мало распространенных в России овец в южных уездах страны, и вскоре Суконный двор и другие фабрики работали уже на отечественной шерсти.

    Заводы и фабрики начала XVIII века были мануфактурами – довольно примитивными предприятиями, где главенствовал ручной труд. Но все же мануфактуры отличались от средневековых мастерских тем, что один работник производил не все операции над изделием (как средневековый мастер), а лишь одну из них. Это называется специализацией труда, его разделением. На мануфактурах было уже много узких специалистов, которые вкладывали свой труд в общую работу по изготовлению продукции. Кроме того, на мануфактурах использовалась механическая сила воды, вращавшей через систему колес и тяг сверла.

    Государство помогало мелким и крупным фабрикантам и заводчикам, которые строили свои заводы (термин «завод» – от глагола заводить, основывать) или хотели приватизировать государственные предприятия. Петровская эпоха позволила развернуться, обогатиться и принести пользу стране многим инициативным людям из разных слоев общества. Невзирая на различия в происхождении предпринимателей, царь помогал им деньгами, присылал к ним иностранных инженеров, металлургов, предоставлял заводчикам большие льготы. Он подчинял – «приписывал» – заводам обширные земли с десятками деревень, жители которых вместо подати государству работали на фабриканта. Из частных предпринимателей особенно известны Баженины и Демидовы.

    Демидовы – отец и сын – владели на Урале и в Сибири большими металлургическими заводами. В конце XVII века деревенский кузнец Никита Демидов понравился Петру своими золотыми руками и предприимчивостью. Он при поддержке государя основал железоделательный завод возле Тулы, но по‑настоящему развернулся на Урале, где ему передали казенный Невьянский завод и позволили добывать руды и основывать заводы без ограничения. Вскоре Демидыч (так звал его царь) стал богачом, создал на Урале обширные владения, в которых чувствовал себя маленьким царьком. Щедрыми подарками он добивался для себя особых льгот и привилегий. Деньгами «смягчал» он строгих ревизоров, приезжавших на Урал по многочисленным жалобам на злоупотребления этого жадного до денег и жестокого предпринимателя. В 1720 году Демидыч получил дворянство и новую фамилию – Демидов. Его сын Акинфий позже построил подлинную империю на Урале, где действовал один закон – воля хозяина.

    Осознав во время Великого посольства техническое отставание России, Пётр не мог обойти стороной проблему реформирования российской промышленности. Кроме того, создание собственной промышленности было продиктовано военными нуждами, на что указывает ряд историков . Начав Северную войну со Швецией ради завоевания выхода к морю и провозгласив в качестве задачи строительство современного флота на Балтике (а еще ранее - на Азове), Петр был вынужден строить мануфактуры, призванные обеспечить резко возросшие потребности армии и флота.

    Одной из главных проблем было отсутствие квалифицированных мастеров. Царь решал эту проблему путём привлечения на русскую службу иностранцев на выгодных условиях, посылкой русских дворян на обучение в Западную Европу. Фабриканты получали большие привилегии: освобождались с детьми и мастерами от военной службы, были подсудны только судуМануфактур-коллегии, избавлялись от податей и внутренних пошлин, могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы, их дома освобождались от военного постоя.

    Около Нерчинска в Сибири в 1704 был построен первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро.

    Существенные меры были предприняты по геологоразведке полезных ископаемых России. Ранее российское государство в сырьевом отношении полностью зависело от иностранных государств, прежде всего, Швеции (оттуда везли железо), однако после открытия залежей железной руды и других полезных ископаемых на Урале надобность в закупках железа отпала. На Урале в 1723 заложен крупнейший железоделательный завод в России, из которого развился город Екатеринбург. При Петре были основаны Невьянск, Каменск-Уральский, Нижний Тагил. Появляются оружейные заводы(пушечные дворы, арсеналы) в Олонецком крае, Сестрорецке и Туле, пороховые заводы - в Петербурге и под Москвой, развивается кожевенная и текстильная промышленность - в Москве, Ярославле, Казани и на Левобережной Украине, что обуславливалось необходимостью производства экипировки и обмундирования для русских войск, появляется шелкопрядение, производство бумаги, цемента, сахарный завод и шпалерная фабрика.

    В 1719 году была издана «Берг-привилегия», по которой всякому давалось право всюду искать, плавить, варить и чистить металлы и минералы при условии платежа «горной подати» в 1/10 стоимости добычи и 32-х долей в пользу владельца той земли, где найдены залежи руды. За утайку руды и попытку препятствовать добыче собственнику грозила конфискация земли, телесное наказание и даже смертная казнь «по вине смотря».

    Основной проблемой на русских мануфактурах того времени была нехватка рабочей силы. Проблема решалась насильственными мерами: к мануфактурам приписывали целые деревни и сёла, крестьяне которых отрабатывали свои подати государству на мануфактурах (такие крестьяне получат название приписных), на фабрики посылали преступников и нищих. В 1721 году последовал указ, в котором разрешалось «купецким людям» покупать деревни, крестьян которых можно было переселять на мануфактуры (такие крестьяне получат название посессионных).

    Дальнейшее развитие получила торговля. Со строительством Петербурга роль главного порта страны перешла от Архангельска к будущей столице. Сооружались речные каналы.

    В частности, был построен Вышневолоцкий (Вышневолоцкая водная система) и Обводной каналы. Вместе с тем, две попытки строительства Волго-Донского канала закончились неудачей (хотя было построено 24 шлюза), при этом на его строительстве работали десятки тысяч человек, условия работы были тяжелые, а смертность очень высока .

    Некоторые историки характеризуют политику Петра в торговле как политикупротекционизма, заключающуюся в поддержке отечественного производства и установлении повышенных пошлин на импортную продукцию (это соответствовало идеемеркантилизма). Так, в 1724 году был введён защитный таможенный тариф - высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

    Число фабрик и заводов в конце царствования Петра простиралось до 233, в том числе около 90 представляли собой крупные мануфактуры .

    Вопрос о развитии промышленности остро стоял уже в самом начале правления Петра. Он считал главными задачами новой политики России создание мощной отечественной промышленности и всемерное развитие коммерции. Решение этих задач Петр I связывал с усилением экономических функций государства, централизацией и регламентацией всех сторон хозяйственной жизни страны.

    Главным стимулятором развития отечественной промышленности была Северная война со Швецией, так как без преодоления технической отсталости, решительных преобразований в сфере промышленности были бы невозможны победы русской армии. Поэтому русская промышленность, особенно тяжелая, была создана исключительно благодаря военным заказам, финансировалась казной и полностью ориентировалась на потребности войны.

    Не случайно преобразования Петра I в сфере промышленного производства историки называют первой индустриализацией страны. Но в отличие от западноевропейских государств в петровской России она осуществлялась на старой крепостнической основе. Тем не менее результаты индустриализации были довольно успешными: прежде всего, была ликвидирована техническая отсталость страны, появились новые отрасли промышленности.

    Виды мануфактур. Реформа в сфере промышленности шла по двум направлениям: стимулирование развития легкой промышленности и создание отраслей тяжелой индустрии. Реформируя промышленную сферу, Петр акцентировал внимание на развитии мануфактурного производства, и прежде всего тех его отраслей, зо

    которые обеспечивали военные нужды. В итоге реформа дала импульс развитию трех основных видов мануфактур : 1) казенных; 2) частных, преимущественно купеческих; 3) вотчинных дворянских (помещичьих). «Гражданские» отрасли, облегчавшие труд простых граждан, развивались слабее.

    Развитие государственных предприятий. Первой и наиболее простой формой организации крупной промышленности, на которую обратил внимание Петр I, было устройство казенных промышленных предприятий. Причина состояла в том, что купечество и дворянство не обладали достаточными накоплениями для капитальных вложений. Кроме того, крупные купцы проявляли мало расторопности и желания заниматься производством и предпочитали вкладывать свои средства в торговлю или недвижимость.

    В первую очередь казенные мануфактуры создавались в тяжелой промышленности, так как начало Северной войны и первые военные неудачи выявили отставание прежде всего металлургии. Создание предприятий этой отрасли потребовало от правительства огромных материальных и людских усилий. Необходимо было наладить производство железа, оружия как в районах традиционного производства (Карелия, Центр, Воронежский и Тамбовский края), так и в новых, восточных районах, прежде всего на Урале, который вскоре превратился в крупный промышленный район. В 1698 г. началось строительство первого завода на реке Невье. Вскоре на Урале появились железоделательные и медеплавильные заводы, которые обеспечивали заказы армии и флота - Невьянский и Тобольский заводы Н. Демидова. Успехи русских металлургов были так значительны, что уже с 1705 г. артиллерия больше не нуждалась ни в новых орудиях, ни в снарядах к ним.

    За счет казны были построены оружейные и металлургические заводы в других районах страны: Петровский, Охтенский, Тульский. Казенные горные заводы были созданы и в Олонецком крае (близ Ладоги). В Петербурге был построен Сестрорецкий завод (свыше 600 работных людей), который выпускал оружие, якоря, гвозди; 43% предприятий, основанных в эти годы, были построены на средства казны. Все производство казенных предприятий жестко контролировалось правительством; там работали иностранные мастера и русские рабочие, а также крепостные крестьяне, приписанные на заводы как на государеву службу.

    Таким образом, движущей силой индустриализации в начале XVTII в. являлась не предпринимательская инициатива, а государственное принуждение. Однако скоро пришлось отказаться от такой организации промышленности. Стало ясно, что создать мощную промышленность только на государственные средства невозможно.

    Развитие частных предприятий. Со второй половины 1710-х гг. промышленная политика изменилась; правительство начало всемерно поощрять частный капитал, и в результате получила значительный импульс частная форма промышленных предприятий.

    Заметную роль в промышленном развитии страны стали играть вотчинные помещичьи промышленные предприятия. Они работали исключительно на крепостном труде принадлежавших помещику крестьян. Такие предприятия оказали значительное влияние на развитие преимущественно отраслей легкой промышленности, прежде всего текстильной и кожевенной. Наиболее известными были Большая ярославская мануфактура, а также суконные мануфактуры в Воронеже, Казани и на Украине. Значительный вклад внесли дворяне в развитие такой новой для России Петровского периода отрасли промышленности, как шелковая, которая обеспечивала потребности российской знати. Одно из первых предприятий такого рода (шелковая компания) было создано по инициативе царя П. Апраксиным и П. Шафировым. При этом государство всячески поддерживало дворян-предпринимателей. Только компания Шафирова получила от казны свыше 36 тыс. руб.

    Наиболее распространенной формой промышленных предприятий с конца 1710-х гг. стала частная купеческая мануфактура и фабрика. На этом этапе реформы Петр I сделал ставку на людей инициативных, творческих. Для стимулирования частнохозяйственной инициативы он использовал различные методы - от административно-полицейских до поощрительных.

    Поощрение властью частного предпринимательства. Особенно поощрялись «полезные и нужные» с точки зрения государства виды производства и промыслов и запрещался или существенно ограничивался выпуск «ненужных» товаров. Без различия происхождения Петр I помогал частным промышленным предпринимателям - прежде всего тем, кто обещал быстро начать лить пушки, производить сукна и другие нужные армии и флоту предметы. Среди активных форм поддержки государством частного промышленного предпринимательства следует назвать беспроцентные ссуды, льготные пошлины, предоставление монопольного права выпуска определенной продукции, техническую выучку работных людей на казенных заводах, продажу оборудования на льготных условиях, бесплатные земельные участки для строительства новых заводов, освобождение владельцев новых предприятий от обременительных выборных служб, а дворы мануфактуристов от постоев и другие меры. Такая помощь сыграла решающую роль в создании мощной материальной базы для армии.

    Курс правительства на дальнейший подъем промышленного производства и деловой активности предпринимателей реализовывался в конкретных мерах. Так, царским указом 1719 г. людям всех сословий было даровано право отыскивать руды и разрешалось строить предприятия на своих и чужих частных и государственных землях. За отчужденный участок прежним хозяевам выплачивалась компенсация. В 1723 г. Петр издал распоряжение о передаче в частные руки казенных (в особенности убыточных) предприятий на льготных условиях или бесплатно. Пример с тульским кузнецом Никитой Демидовым, которому был передан Невьянский горный завод на Урале, не был единичным.

    Стимулируя развитие частной промышленности и пробуждая предприимчивость, Петр старался заставить российских фабрикантов и заводчиков действовать по-европейски, соединять капиталы. В этих целях еще в 1699 г. указом царя были созданы торгово- промышленные компании (по терминологии петровского указа - «кумпанстеа») . Правда, учреждение таких компаний проводилось зачастую насильно, так как царская новация не встретила горячей поддержки деловых людей. Чтобы показать пример остальным, царь активно вовлекал в деятельность компаний своих приближенных (А. Меншикова, П. Апраксина, П. Шафирова, П. Толстого и др.), но желающих было крайне мало.

    Несмотря на все трудности, меры государственной поддержки развития промышленного производства и деловой активности положительно отразились на экономике страны: активизировался выпуск промышленной продукции не только для армии и флота, но и товаров для населения. На частных, преимущественно купеческих, мануфактурах выпускались полотняные и суконные ткани, изделия из кожи и другие товары широкого потребления. Здесь работали и крепостные крестьяне, и вольнонаемная рабочая сила. Как правило, владельцами полотняных и суконных мануфактур являлись московские купцы-гости, а также богатые представители гостиной и суконной сотен.

    Развитие крестьянского предпринимательства. Особенностью Петровской эпохи являлось активное вовлечение в фабричное производство крестьян , включая крепостных. Так, первые крупные фабрики в Иванове - будущем знаменитом текстильном крае - были основаны в XVIII в. крепостными крестьянами, которые стали затем

    зз

    известными предпринимателями: И. Гарелиным, Я. Ямановским, Е. Грачевым. В Московской губернии к числу наиболее известных промышленников относились Морозовы, Рябушинские, Хлудовы, Найденовы и др. Часть их фабрик была основана целиком «своим коштом», некоторые - с помощью пособия от казны.

    Реформа охватывала и сферу мелкотоварного производства. Внимание правительства к этой отрасли объяснялось тем, что мануфактурное производство не могло обеспечить население страны всеми необходимыми промышленными товарами и мелкие производители-ремесленники по-прежнему поставляли на рынок основную массу промышленных изделий. По подсчетам М.Н. Зуева, в городах России в 20-е гг. XVIII в. насчитывалось около 16 тыс. ремесленников . Меры правительства в сфере мелкотоварного производства были направлены на подготовку квалифицированных кадров для мануфактурного производства, а также на использование труда разрозненных мелких производителей для изготовления товаров, необходимых государству.

    Ограниченность реформ в сфере промышленности. Меры поощрения государством развития промышленности и частного предпринимательства способствовали успеху реформы и экономическому росту страны в целом. Однако осуществлялись эти меры со значительными отступлениями от европейского опыта. Особенность петровской индустриализации заключалась в том, что ни свободного предпринимательства, ни рынка рабочей силы в ходе реформ не возникло. В то время когда в Европе промышленность работала на основе свободной рабочей силы, в России, по причине господства крепостнических отношений, практически отсутствовали источники свободной рабочей силы. Почти вся масса сельского населения была несвободна, городское же население было весьма немногочисленное и в значительной мере тягловое, поэтому поступало на фабрики только своего города. В этих условиях государство вынуждено было пойти по пути использования принудительного крепостного труда на казенных и частных мануфактурах, особенно на Урале.

    Указ от 18 января 1721 г. и последующие законы (например, от 28 мая 1723 г.) разрешали частным мануфактуристам (дворянам, купцам) покупать крестьян целыми селениями и приписывать их к казенным и частным мануфактурам как постоянный источник рабочей силы. Такие мануфактуры и крестьяне получили название

    посессионных (владельческих). Для посессионных крестьян работа на мануфактуре была столь же обязательной, как барщина. Промышленник не мог ни продать их отдельно от предприятия, ни уволить. Например, только к девяти пермским горным заводам было приписано 25 тыс. крестьян, к Тульскому заводу - 508 крестьянских дворов и т.д. Кроме того, на работу в мануфактуры посылали преступников и бродяг: указом 1722 г. мануфактуристы получили право не возвращать помещикам беглых крепостных, если они овладели мастерством. Но квалифицированных рабочих все равно не хватало, поэтому их выписывали из-за границы, а также посылали русских людей за границу для обучения у мастеров.

    Таким образом, промышленная политика правительства оказывала на мануфактурное производство противоречивое влияние. С одной стороны, она способствовала промышленному росту страны, укрепляла ее обороноспособность и повышала экономическую независимость России. С другой стороны, государство осуществляло индустриализацию на старой крепостнической основе. Общей тенденцией развития промышленности в первой четверти XVIII в. было широкое использование принудительного крепостного труда и усиление феодальной эксплуатации. Все это закладывало неразрешимые противоречия и преграды для дальнейшего развития отечественной промышленности.

    Не были свободными и частные промышленники. Петр I хотел видеть в промышленниках не частных предпринимателей, заботившихся прежде всего о личном интересе, а представителей государства на промышленных предприятиях. Права владельцев частных предприятий, получивших их от государства или даже построивших на собственные деньги, были по существу правами не собственника, а арендатора. Их главной обязанностью было выполнение казенных заказов, и завод находился в руках владельца до тех пор, пока они вовремя и в срок поставляли товары в казну. Изначальная ориентация на государственный заказ, а не на рыночный спрос стала характерной чертой русской промышленности.

    Реформа органов управления промышленностью. Реформа в промышленности осуществлялась в неразрывной связи с централизацией всего государственного аппарата управления и предусматривала прежде всего перестройку тех органов, которые отвечали за сферу производства. Поначалу за промышленность отвечал Посольский приказ на том основании, что в прежние времена заводы организовывали в основном иностранцы, которые находились в компетенции этого внешнеполитического ведомства. Такая практика сохранялась вплоть до коллегиальной реформы (1717-1721). Эта реформа отражала новый курс политики правительства, направленный на поощрение частного капитала и стимулирование развития промышленности.

    Была пересмотрена прежняя структура управления промышленной сферой. В 1717 г. для поощрения развития отечественной промышленности создана Мануфактур-коллегия. Ее регламент (устав) предоставлял право каждому подданному заводить промышленные предприятия; коллегии были обязаны оказывать мануфактурам всяческую помощь, «дабы привести ее в доброе и неубыточное состояние». Важное значение имело создание в 1719 г. Берг-коллегии. Управляя казенными заводами и рудниками, Берг- коллегия контролировала и частные предприятия; например, облегчала предпринимателям недворянского происхождения доступ к разработке полезных ископаемых; подтверждала, что заведенные мануфактуры у владельцев и их наследников «отняты не будут».

    От Берг- и Мануфактур-коллегий Петр требовал действенного контроля за качеством производимых товаров, работой как государственных, так и частных предприятий. Эти промышленные коллегии обладали огромной властью над частным предпринимателем: контролировали номенклатуру производимой продукции, снабжение предприятий сырьем, отпускные цены на товары, размеры зарплаты работников. Подобные ограничения объяснялись тем, что основным потребителем их продукции являлось государство (армия). На долю рынка приходилась незначительная часть товаров мануфактур.

    Таким образом, Берг- и Мануфактур-коллегии стали главными институтами государственного регулирования национальной экономики, органами, через которые осуществлялась промышленная политика самодержавия. Усиление бюрократической опеки над ними на первых порах действительно приносило неплохие плоды, но после смерти Петра I, из-за все возраставшей бюрократизации власти, происходит отступление от тех идей, которыми руководствовался император при их создании.

    Петровские преобразования дали серьезный импульс развитию отечественной промышленности: появились новые отрасли, такие, как цветная металлургия, судостроение, производство сукна, шелка, рафинада и др. Возникли два новых металлургических района: Уральский и Олонецкий. Россия второй четверти XVIII в. стала одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров чугуна, хотя еще перед Северной войной импортировала его. В 1726 г. экспорт русского чугуна в 2 раза превышал импорт .

    Самое важное достижение Петровской реформы в области промышленности заключалось в создании свыше 200 мануфактур, из них половину составляли частные предприятия, т.е. в 10 раз больше, чем до Петра Великого . Мануфактурное производство страны в основном обеспечивало удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на продукцию металлургической и текстильной промышленности. Именно с этого времени начался «мануфактурный» период в истории русской промышленности, который в условиях крепостного хозяйства затянулся до середины XIX в., когда на смену «крепостной» мануфактуре пришла капиталистическая фабрика. Таким образом, в ходе реформы была осуществлена форсированная индустриализация страны, которая стимулировала бурный подъем экономики.

    Однако эта реформа не привела к развитию промышленного капитализма. Модернизация затронула главным образом отрасли, обеспечивавшие военные нужды страны, и не распространилась широко на гражданские отрасли. Вся система управления экономикой, правовая и социальная основы индустриализации (использование труда крепостных и отсутствие условий для возникновения рынка свободной рабочей силы) свидетельствовали о том, что Россия по-прежнему оставалась феодальной страной. Государство было главным собственником средств производства и продолжало крепостническую политику предшествующего периода. Следует согласиться с оценкой итогов реформы первой четверти XVIII в. в сфере промышленности, которую дал А.Б. Каменский: «Выведя страну из кризиса, реформа не создала базу для благоприятного и конкурентоспособного по сравнению с Европой развития экономики в дальнейшем» .

    • Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. М., 2003. С. 299.
    • 2 ГузевичД.Ю., Гузевич И.Д. Великое посольство. СПб., 2003. С. 97.
    • Федоров О.А. Реформы в России: история и современность: Учеб, пособие. Орел, 1998. С. 22, 23.
    • Каменский А.Б. Указ. соч. С. 147.

    К середине 50-ых годов многое изменилось в жизни советского общества. Оно вышло на новые рубежи своего развития. Однако дальнейшее его развитие объективно требовало проведения преобразований в политической и социально-экономической сферах. В 1957 г. было объявлено о начале реформы управления промышленностью. Были ликвидированы отраслевые министерства, вместо них создавались совнархозы на местах (замена вертикального отраслевого управления горизонтальным территориальным). Всего было ликвидировано 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств. Реформа укрепила экономическую власть республик и областей, но ударила по единой технической и технологической политике. Вскоре выяснилось, что региональная самостоятельность предприятий ведет к нарушению хозяйственных связей между ними. Было принято решение о создании новых управленческих структур - республиканских совнархозов и Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Эти меры значительно раздули штат чиновников, но так и не улучшили экономическую ситуацию.В конце 50-х гг. было решено перейти от пятилетних планов развития народного хозяйства - к семилетним, как способным выполнить более глобальные задачи. За 1959-1965 гг. промышленный потенциал СССР увеличился на 84% (по плану 80%), но этот рост касался в основном оборонной промышленности и предприятий группы «А». Предприятия группы «Б» и сельское хозяйство план не выполнили. Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности - 40 процентов, в сельском хозяйстве - 75 процентов). Эти проблемы обсуждались на пленуме ЦК в 1955 г., на котором был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет было названо и главное звено, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции - химия. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма .

    Символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек - Юрий Гагарин .

    Впечатляющими для советских людей, для всего мира стали введение в эксплуатацию первого атомного ледокола "Ленин", открытие Института ядерных исследований. Безусловно, это были крупные события. Но ничего тогда не говорилось об опасностях, которые несет массовое освоение ядерной энергии, о необходимости строжайшего соблюдения технологической дисциплины, повышения уровня безопасности на ядерных объектах. Не узнал советский народ и об аварии в г. Кыштым близ Челябинска, в результате которой произошло заражение радиоактивными веществами территории ряда областей. Сотни людей облучились, свыше десяти тысяч сельских жителей были отселены из радиоактивной зоны, хотя десятки тысяч сельских жителей продолжали там жить еще долгие десятилетия.



    Что касается ошибок Хрущева: он не сумел понять необходимости коренной перестройки производственных отношений, отказа от командно-административной системы, перехода к экономическим методам управления. Хрущев возлагал главные надежды на организационную перестройку. Одной из таких мер была ликвидация большинства промышленных и строительных министерств и создание территориальных органов управления промышленностью и строительством – совнархозов. Н.С.Хрущёв надеялся таким образом рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры. Такому решению было много противников. В действительности совнархазы стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не справились. С введением совнархозов возник ряд проблем: было потеряно управление отраслью как целым, колоссально развилось местничество. Реформа свелась к бюрократической реорганизации.

    На завершающем этапе своей политической деятельности Хрущеву стало ясно, что перестройка управления промышленностью и строительством не дала ожидаемого экономического эффекта. И Хрущев обратился к лучшим представителям экономической науки, предлагавшим принципиально иные подходы к делу. У него нашли поддержку идеи харьковского экономиста Е. Либермана о расширении самостоятельности предприятий и повышении роли прибыли. Но до практической реализации этих предложений дело не дошло.

    3. Успехи и неудачи аграрной политики

    На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. После сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС положение в деревне стало выправляться. Валовая продукция сельского хозяйства за 1954-1958 гг. возросла более чем на треть. Таких темпов прироста колхозы и совхозы не знали ни до, ни после. Это был период наибольшего подъема в истории советского сельского хозяйства. Существенно выросла урожайность зерновых.

    Подъем сельского хозяйства стал возможен благодаря повороту к коренным нуждам деревни. Хрущев внес в жизнь деревни много нового. Колхозы и совхозы получили кредиты, новую технику. Однако приверженность руководства страны определенным стереотипам, идеологическим догмам, безграничная вера в возможности «колхозного строя», предубежденность против любой личной собственности не позволили эффективно реформировать сельское хозяйство.

    Хрущев был непоследователен в преобразованиях, начатых после 1953 г. Вместо дальнейшего ослабления опеки над крестьянами, увеличения материальной заинтересованности колхозников следовали указания «сверху», которые носили характер все более жесткой регламентации. Крестьянам в приказном порядке навязывали посевы кукурузы и другие нововведения, что приводило к колоссальным потерям. Государственные капиталовложения постепенно были уменьшены. Село превратилось в полигон для разного рода скороспелых решений и преобразований.

    С середины 50-х годов начался новый этап укрупнения колхозов. В 1957-1966 гг. ежегодно ликвидировалось около 10 тыс. уже укрупненных ранее колхозов. Одновременно многие колхозы «для укрепления» были преобразованы в совхозы. К 1963 г. осталось лишь 39 тыс. колхозов вместо 91 тыс. в 1955 г.

    Далеко идущие последствия для всей страны имела ликвидация в марте 1958 г. МТС. Сложившаяся система технического обслуживания колхозного производства через МТС была далека от совершенства. Колхозы были единственными предприятиями в стране, которые сами не распоряжались машинами - своими основными орудиями труда. Это создавало большие неудобства. Опека со стороны МТС только связывала колхозы. 31 марта 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон о реорганизации МТС и продаже техники колхозам. Прогрессивная реформа не была хорошо продумана, что, в конечном счете, привело к резкому падению темпов производства сельскохозяйственной продукции. Вместо запланированных на семилетку (1959-1965 гг.) 70 %, реальный рост валовой продукции составил всего 15 %. Реформа подорвала экономику колхозов. Не имея выбора, колхозы выкупали машины немедленно и сразу оказывались в сложном финансовом положении. Большинство из них резко снизило оплату трудодня, экономические стимулы вновь перестали действовать. В немалой степени этому способствовала и незаконная ликвидация в конце 50 - начале 60-х годов личного скота сельских жителей под предлогом отвлечения их от труда в общественном хозяйстве. Личный скот, главным образом коровы, в течение трех лет был частично сдан в общественные стада, а основная часть была крестьянами уничтожена. В результате страна потеряла миллионы голов скота.

    Н.С. Хрущев поверил в возможность решить продовольственную проблему в стране и в достатке удовлетворить потребности населения в продуктах. Было разработано три сверхпрограммы:

    1.Прежде всего, это целинная эпопея. Страна, располагавшая крупнейшими в мире просторами уже вовлеченных оборот плодороднейших черноземов и благодатно естественно орошаемых нечерноземных угодий, но получавшая мизерные по сравнению с развитыми капиталистическими, а также другими странами урожаи зерновых; страна, в которой около половины поголовья скота размещалось во временных и неприспособленных помещениях, в которой даже уже получаемый валовой сбор зерновых не был обеспечен надежными хранилищами, в которой ощущался острейший дефицит трудовых ресурсов, и, прежде всего кадров механизаторов, именно в основных зерновых и животноводческих районах, - эта страна с целью дальнейшего приращения производства зерна и продукции животноводства пошла, да еще под флагом интенсификации, на громадное отвлечение людских и финансовых ресурсов из уже освоенных районов, на колоссальное расширение фронта работ, освоение огромных массивов целинных земель, значительное увеличение площади пашни, создание на ней новых хозяйств. Понять это трудно. Непомерные масштабы, волевые методы, ничем не обоснованные сроки, при отсутствии каких-либо проектных и научных изысканий, превратили освоение целины в волюнтаристическую сверхпрограммы со всеми вытекакающими отсюда последствиями. Нельзя, конечно, не замечать и того факта, что освоение целины означало, по существу, создание довольно крупной зерновой базы на востоке страны. Но цена этого оказалась несоразмерной результатам.

    2.Следующая сверхпрограмма тех лет - скоропалительное по времени и утопическое по масштабам расширение площади посевов кукурузы и других «чудо-культур». Логика при этом была предельно прямолинейной: всю пахотоспособную землю распахать, всю пашню засеять, засеять потенциально, невзирая на зональные различия, самыми «высокоурожайными» культурами и получить за счет этого максимум продукции, кормов. Идеализация возможностей «чудо-культур» привела почти к десятикратному расширению в стране посевов кукурузы или, например, «царя-гороха». А результаты между тем были плачевными. В 1962 году урожайность кукурузы на силос и зеленый корм составляла в колхозах и совхозов Нечерноземной зоны РСФСР 33,6 центнера с гектара на площади 3,3 миллиона гектаров. В 1963 году она снизилась до 31,2, разница между желаемым и действительным непомерная. Ведь для того, чтобы «королева полей» взошла на трон и доказала свое высокое звание, нужно, естественно время. Но ждать командно-приказной аппарат не может. Он начинает действовать сразу и находит себе работу: расчищает ей дорогу и наносит сокрушительный удар по найденным в глуши кабинетов «потенциальным противникам» - многолетним травам, чистым парам.

    3.И, наконец, поистине фантастическая сверхпрограмма тех лет по животноводству. Н.С. Хрущев поставил задачу: «В ближайшие годы догнать США по производству мяса, масла и молока на душу населения ». Газеты рапортовали о повсеместном увеличении производства мяса, но самом деле проводилось безрассудное насильственное обобществление и уничтожение поголовья скота личных подсобных хозяйств, имели место прямой обман, приписки. Стремление выполнить «программу» любой ценой привело к тому, что лишь в 1963 году было забито почти 30 миллионов (42 %) поголовья свиней в стране. И лишь через 15 лет это, дотоле непрерывно растущее поголовье, было восстановлено, а еще через 10 лет оно увеличилось примерно на 10 миллионов голов - ровно на столько, на сколько оно возрастало после 1956 года каждые два года.

    Итак, три задачи, три сверхпрограммы и три полных провала.

    Таким образом, аграрные реформы 50 - начала 60-х встряхнули деревню. Однако главный итог был неутешителен: кризис сельского хозяйства углубился, обострилась продовольственная проблема в стране. Впервые за всю историю СССР в 1963 г. были произведены закупки зерна за рубежом. Эксперименты Хрущёва в сфере народного хозяйства привели к оттоку золота из страны. К 1965 году правительство реализовало более 3 тыс. тонн золота. Большую часть продали в 1963-1964 гг., когда экономическая реформа 1957 года набрала полную силу. В 1964 году возник ощутимый недостаток хлеба, страна оказалась на грани голода, и советское руководство впервые в истории страны пошло на закупку зерна за границей. В 1920-1940-е годы советскому крестьянству было очень тяжело, но хлеб экспортировали. Зарабатывали валюту. При Хрущёве советское золото потекло на Запад.

    Промышленные реформы — комплекс законов и преобразований в сфере промышленности, произведенные Петром I Великим с целью развитя мануфактурного производства.

    Чтобы наполнить казну, государство объявляло производство и продажу того или иного товара монополией государства. Во внешней политике осуществлялось покровительство отечественной промышленности — поощрение экспорта и ограничение импорта, так как по качеству отечественные товары не выдерживали конкуренции.

    Реформы в сфере промышленности

    Суть и содержание промышленной реформы Петра I

    Причины и цели:

    • Отсталость экономики Русского царства была вызвана серьезным отставанием в развитии промышленности
    • Модернизация вооружения армии, и обеспечиение строительства современно оснащённого военного флота было невозможно без соответствующего производства внутри страны
    • Для организации и развития промышленности требовались новые административные институты

    Пётр I лично убедился в технологическом и кадровом отставании российской промышленности перед европейскими странами. Первым его шагом на пути развития промышленного производства было привлечение иностранных инженеров. В 1698 году, когда во время его возвращения из Великого посольства, вместе с царем прибыли тысячи различных мастеров. В 1702 году Петр I издал указ, приглашавший на службу в Россию иностранных специалистов, а русским послам пребывавшим в европейских странах было велено нанимать лучших из возможных конструкторов.

    Восприняв западные промышленные традиции и экономические принципы, царь сосредоточился на двух основных пунктах

    Меркантилизм

    Активное вмешательство государства в экономическую жизнь с целью накопления капитала внутри страны для повышения ее благосостояния, а также обеспечение максимума производимых для внутренних нужд товаров с сокращением продаваемых другим странам первичных ресурсов.

    Протекционизм

    Поддержка национальной экономики, осуществляемая, главным образом, с помощью торгово-политических барьеров — введение запретительных (чрезмерно высоких) пошлин на конкурирующие товары, монополизация государством добычи или производства.

    Царю необходимо было решить следующие задачи:

    • Ликвидировать недостаток инженеров и квалифицированных мастеров,
    • Организовать поиск, добычу и переработку первичных руд, а также производство конечной продукции,
    • Обеспечить фабрики и заводы рабочей силой
    • Защитить зарождающееся отечественное производство от конкуренции с высокотехнологичными иностранными товарами

    Еще до первой поездки за границу Петр велел разведать всякие руды на Урале. Вернувшись с нанятыми горными инженерами и мастерами, он, ободренный благоприятными поисками и опытами, показавшими, что железная руда давала чистого доброго железа почти половину своего веса, построил в 1699 г. на реке Невье, в Верхотурском уезде, железные заводы, на которые казна истратила 1541 рублей, да на наем рабочих собрано было с крестьян 10 347 рублей.

    Приглашенные иностранные специалисты не только организовывали производство и проектировали заводы, но и брали учеников среди людей, отобранных из всех свободных сословий, а также крепостных, получивших отпускные документы у помещиков. Добровольцев для обучения не хватало (труд на заводах и фабриках был слишком тяжел), поэтому с 1720-х годов стали обучать и беглых крестьян, но только не солдат. Кроме того, сам Петр I указами производил наборы учеников, а также отправлял дворянских детей заграницу для обучения.

    Приписные крестьяне

    В 1703 царь подписал указ о приписных крестьянах — новых тип крепостных вместо выплаты подушной подати обязывался работать на заводах и фабриках. Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без конкретных временных рамок, то есть навечно. Формально эти крестьяне оставались собственностью государства, но на практике владельцы фабрик использовали и наказывали их как своих крепостных. На эксплуатации приписных крестьян была основана экономика горной и металлургической промышленности, в частности, Алтайского горного округа. Тяжёлое положение вызывало побеги, волнения и восстания приписных крестьян

    Субсидии государства

    Получила широкое распространения практика строительства производственных мощностей за казённый счет с последующей передачей их в частные руки. При этом царь и определённые им люди следили за развитием предприятий, и в случае неудовлетворительных результатов провинившийся фабрикант мог быть лишён имущества, сослан на каторгу или даже казнён.

    В промышленной политике прослеживаются два этапа:

    • 1700-1717 гг. – главный основатель мануфактур – казна;
    • с 1717 г. мануфактуры стали основывать частные лица.

    В Олонецком краю на берегу Онежского озера в 1703 г. построен был чугунолитейный и железоделательный завод, ставший основанием г. Петрозаводска. Вслед за тем возникло несколько железных и медных заводов, казенных и частных, в Повенце и других местах края. Особенно широко развернулось горное дело в нынешней Пермской губернии; в этом отношении Урал можно назвать открытием Петра.

    Понимая необходимость как можно быстрее организовать поступления в армию нового снаряжения и вооружения, Петр I давал фабрикантам различные привилегии — их семьи освобождались от государственной службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, не платили личных податей, были освобождены от обязанности размещать на постой войска и получали право привозить из-за границы любые товары нужные для производства.

    Берг-привилегия

    Указом от 1712 г. Петр I основал оружейное производство в г. Туле. Но в следующие несколько лет стала очевидной нехватка первичных продуктов обработки металла в которых остро нуждалась промышленность. Поэтому изданная в 1719 году «Берг-привилегия» давала любому свободному человеку право искать, добывать и обрабатывать металлы и минералы, с обязательной выплатой «горной подати» в 10% стоимости добычи и 32-х долей владельцу земли, на которой производилась добыча и обработка ресурсов.

    Введение категории посессионных крестьян

    В 1721 году Петр I разрешил фабрикантам, жаловавшимся на массовые побеги крестьян с фабрик и нехватку рабочих рук, выкупать целые деревни для обслуживания заводов, при условии, что впоследствии эти крестьяне могут быть проданы только вместе с производством. Таким образом была сформирована еще одна категория крестьян — посессионные . Эта бесплатная рабочая сила была, фактически, живым инвентарём той мануфактуры, к которой была приписана.

    Крепостные работники фабрик получали вместо оплаты только пропитание и одежду. Свободным людям платили деньги, на казённых фабриках обыкновенно помесячно, а на частных сдельно.

    До 1724 года Пётр I проводил политику протекционизма по отношению к промышленности, запрещая или ограничивая ввоз иностранных товаров, аналоги которых начинали производить в Российской империи. Даже внутри страны вводились монополии на производство и продажу определенных продуктов, с целью ускорить развитие какой-то одной недавно открывшейся фабрики.

    К концу правления Петра I выплавка чугуна достигла 7 миллионов пудов, меди — 200 тысяч пудов. Были начаты разработки серебра и золота.

    Новые административные органы для развития промышленности

    Учрежденные Петром I среди прочих коллегий Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия.

    • Берг-коллегия — развитие горнодобывающей промышленности
    • Мануфактур-коллегия — развитие текстильной, деревообрабатывающей и прочих видно легкой промышленности
    • Коммерц-коллегия — отвечала за организацию торговых отношений
    • Главный магистрат — совмещал в себе функции промышленной и торговой администрации на уровне города

    Указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличие от Западной Европы их организовывало государство, а не сами ремесленники. Каждый цех возглавлял утвержденный магистратом мастер, который оценивал выпускаемую ремесленниками продукцию и мог уничтожить товар, если тот был недостаточно качественным. Также было запрещено продавать товар не имеющий личного клейма конкретного ремесленника.

    Качество продукции

    Однако, за исключением продукции предназначавшейся для оснащения армии и флота (за плохое качество которой поставивший её фабрикант лишался производства, и мог быть сослан на каторгу или казнен), большая часть производимых в стране товаров были плохого качества и существенно уступали иностранным аналогам.

    Итоги и результаты реформ в области промышленности

    Возможно, промышленная реформа Петра I не создала качественно превосходящих западные аналоги производств, но абсолютно точно заложила основу для последующего развития страны и позволила обеспечить войска современным вооружением.

    Петр оставил после себя 233 фабрики и завода по самым разнообразным отраслям промышленности. Больше всего заботили его производства, связанные со снабжением армии, полотняное, парусинное, суконное: в 1712 г. он поставил главной задачей легкой промышленности обеспечить потребность армии, чтобы «не покупать мундиру заморского», но до конца его жизни это осуществить не успели. Также в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.